Возвращение многоразовых космических кораблей

30
Возвращение многоразовых космических кораблей

Роскосмосом был сделан заказ на разработку эскизного проекта, выполнять который вероятнее всего будет Центр Хруничева. Космическое агентство выделяет 250 млн рублей и отводит два года на проект нового типа транспорта.

Лот, выставленный на тендер, носит название «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). Речь ведется о разработке универсальной возвращаемой первой ступени с возможностью использования для различных космических кораблей. Ступень будет доставлять на опорную орбиту (200 километров) 7 –60 тонн полезной нагрузки. Для преодоления данного расстояния уходит большая часть топлива и энергии современных ракет-носителей. Достигнув опорной орбиты, многоразовый носитель должен отделяться и в автоматическом режиме возвращаться.



После отделения выводимый космический аппарат продолжает путь дальше либо в автономном режиме (если низкая околоземная орбита является целевой), либо полетит дальше, используя вторую и третью ступени.

Идея подобной МРКС-1 транспортной системы была сформулирована около 10 лет назад. Во многом схожий проект, носивший название «Байкал–Ангара», был представлен «Космическим центром Хруничева». Цель проекта — создание ракетного ускорителя, который после отделения от носителя автоматически возвращается в аэропорт базирования. По мнению разработчиков, такой способ выведения поможет в решении проблемы загрязнения планеты отработанными ступенями, а также позволит снизить на 25–50% стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки.

В интервью «Известиям» Анатолий Кузин, зам. гендиректора «Центра Хруничева», рассказал, что предприятие примет участие в тендере.

- Данную тему мы ведем уже давно, и последние несколько лет проект разрабатывался как научно-исследовательская работа, - рассказал Кузин. - Необходимо понимать, что пока речь ведется о разработке проекта, а создание самого носителя будет осуществлено не раньше 2020 года. Такая система выведения, по нашему мнению, экономически обоснована и перспективна. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, - их высокой стоимостью межполетного обслуживания и тяжелой теплозащитой.

По мнению Ивана Моисеева, научного руководителя Института космической политики, вопрос создания космического корабля данного типа не станет актуальным в ближайшие десятилетия:

- Пока не существует задач, для которых понадобится данная система. Сейчас нет смысла делать многоразовые корабли, поскольку старт проекта требует слишком больших капитальных вложений, - говорит Моисеев. - Выделили денег на исследования - хорошо, но скорее всего до практического создания не дойдет. Необходима значительная сумма под неизвестный продукт, который в итоге может не окупиться. Американские шаттлы яркий тому пример. Они бы окупались при еженедельном старте. В нашем случае та же проблема — ведь в тех. задании Роскосмоса речь ведется о 20 пусках в год.

Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК «Энергия», считает, что экономическая составляющая станет решающей в судьбе проекта.

- Многоразовые ракеты и корабли можно создавать, только если они будут дешевыми. Услуги ракеты от стоимости общей стоимости миссии составляют 20–30%, - констатирует Лопота. - Сейчас делаются только перспективные компоненты ракет, а не перспективные носители. Создание новой ракеты актуально, только если мы хотим летать в космос.

Документы к конкурсу содержат требование проработать варианты взлета/посадки комплекса со всех космодромов, находящихся в распоряжении России: существующих Байконура, Плесецка, а также проектируемого «Восточного».
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Zhenya88
    0
    17 ноября 2011 19:47
    А как же Буран???
  2. +7
    17 ноября 2011 19:58
    наконец то к "бурану" возвращаемся,система "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" очень надежна но и очень дорога была даже для СССР
    1. vadimus
      0
      19 ноября 2011 01:01
      Давно пора уходить в прорыв
  3. +6
    17 ноября 2011 20:01
    Главное не останавливать НИОКР и сохранить производственную базу.
    Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.
    1. +4
      17 ноября 2011 21:15
      Цитата: Иван Тарасов
      Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.

      К большому сожалению это практически не возможно! После того как программу "Энергия -Буран" закрыли,мы потеряли не только технологии ,но и целые производственные комплексы.Строительство заново или перепрофилирование других производств - это громадные деньги! И пожалуй самое главное - это время,которого у нас нет.Этот корабль нужен сейчас не через 15-20лет.
      Пишу так ,потому как принимал небольшое участие к изготовлению теплозащиты для "Бурана",а сейчас в цехах нашего предприятия выпускают гаражи!
  4. +4
    17 ноября 2011 20:07
    «Энергия» – универсальная система, она может выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. В этом отношении у «Энергии» нет аналогов в мировой практике, и ее сравнение с известной американской системой «Спейс шаттл» правомерно только для случая выведения орбитального корабля «Буран». Вот некоторые сравнительные характеристики обеих систем – для каждой характеристики вначале приводятся данные системы «Энергия» – «Буран», а затем в скобках данные системы «Спейс шаттл»:

    Масса полезного груза, выводимого на опорную орбиту высотой 200 км – 30 т при наклонении орбиты 50,7° (29,5 при наклонении орбиты 28°).

    Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю, – 15-20 т (14,5 т).

    Стартовая масса – около 2400 т (2040 т).

    Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом – 105 т (114,2 т).

    Количество членов экипажа – 2-10 человек (3-10 человек).

    Длительность функционирования космического корабля на орбите – 7-30 суток (7-30 суток).

    Количество двигателей первой ступени – 4 кислородно-керосиновых ЖРД (2 твердо-топливных).

    Количество двигателей второй ступени – 4 кислородно-водородных ЖРД (3 кислородно-водородных ЖРД).

    Дальность бокового маневра корабля при сходе на Землю – до 2000 км (до 2040 км).

    Кратность применения корабля – 100 раз (100 раз).

    Схема спасения блоков первой ступени – посадка на сушу (посадка на воду). кроме того буран в отличие от шатла мог самостоятельно взлетать по самолетному
    1. snek
      +5
      18 ноября 2011 08:29
      Сравнивать "Энергию-Буран" и "Спэйс шатл" попросту невозможно. Это тот редкий пример, когда за внешним сходством скрываются две принципиально разные системы.
      Что мы имеем в случае с шатлом: энергетическим центром системы является сам шатл, двигатели которого питаются о огромного бака (такой большой, оранжевый в центре). для доп. тяги возвращаемые ускорители побокам. Основная идея проекта - тратится только топливо, а двигатели используются много раз.
      Теперь, что мы имеем в случае с Энергией-Бураном: Отлинейшая тяжелая ракета (правда одноразовая) с возможностью ее дальнейшей модернизации (проект "Вулкан"). И к этой замечательной ракете приделан Буран (который в выходе на орбиту никак не учавствует). Корабль это для своего времени просто уникальный, буквально сплав всего лучшего, что может предложить наука и промышленность СССР того времени. И вместе с тем он абсолютно бесполезен. Что с его помощью делать? таскать спутники на орбиту? так их можно поставить на ту же самую Энергию и не тащить вместе с ними кучу тонн мертвого груза. Возвращать свои спутники (например, для ремонта и последующего запуска) или воровать чужие. В первом случае посылка Бурана за спутником, его возвращение, ремонт и последующий перезапуск делают эту идею просто запредельно нерентабельной. Ну а воровать - там свои проблемы.

      А сама новость хорошая - будущее космонавтики за многоразовыми системами.
  5. -2
    17 ноября 2011 20:12
    Цели будто бы ясны.Задачи почти поставлены.А есть ли желание летать в космос? Пока явного нет.Одни слова.Был Буран-загубили Буран.Теперь губят космос по полной программе.Сколько неудачных запусков, а кто виноват? Слесарь?Истинные виновники не определены.У нас всем управляют успешные менеджеры. До тех пор, пока специалисты не возьмут власть в свои руки - полный беспредел будет продолжаться.Нужна смена власти.Чем скорее- тем лучше.
    1. +4
      18 ноября 2011 10:22
      Ныть то еще не надоело, сделой для страны что нибудь полезное!!! слабо??
  6. Sergh
    +4
    17 ноября 2011 20:28
    Летные испытания многоразового ускорителя “Байкал” предполагается провести в несколько этапов. На первом этапе "Байкал" устанавливается на фюзеляже специально оборудованного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты “Байкал” отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку. На следующем этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса ракеты-носителя "Ангара". И, наконец, на завершающем этапе предусматриваются запуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: система “Байкал” плюс вторая ступень "Бриз-КМ".

    Как было сказано ранее, многоразовый ускоритель "Байкал" универсален и может использоваться на ракетах носителях различного класса: американских шаттлах, французской Ariane 5 и ряде других носителей. На начальном этапе планируется применить “Байкал” в РН "Ангара" легкого класса. "Байкал" в ней будет являться первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько велик, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени. В начале 90-х годов предполагалось, что ракеты легкого класса будут чрезвычайно востребованы в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых космических аппаратов. Однако этого не произошло: число проектов малых космических аппаратов в последние годы сократилось. В связи с данным обстоятельством, множества пусков ракет легкого класса не потребовалось, и тот большой ресурс, который закладывается в "Байкал" (200 полетов) в варианте легкой ракеты, скорее всего не выработается к моменту морального "старения" системы. Поэтому создание многоразового ракетного ускорителя будет оправдано только при его использовании в наиболее востребованных носителях среднего и тяжелого классов.

    Перспективным развитием проекта “Ангара” является "Ангара-В" среднего и тяжелого классов. Речь здесь идет о замене боковых универсальных ракетных модулей на многоразовые ускорители "Байкал". В частности, на носителе среднего класса "АнгараА3" планируется установить два ускорителя ("Ангара А3-В"), а на ракете-носителе тяжелого класса "Ангара-А5" заменить четыре боковых УРМ на четыре многоразовых ускорителя ("Ангара А5-В"). Рассматривается также вариант использования ускорителей на "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Но использование 2-4 многоразовых ускорителя на одной ракете-носителе вызывает ряд проблем. При компоновке "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовалось сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей, что, конечно, является усложнением системы.

    Центр Хруничева и НПО "Молния" разрабатывают вариант проекта запуска ракеты-носителя "Ангара", оснащенной системой "Байкал", с самолета-носителя Ан-124 "Руслан". Это очень перспективное направление, поскольку позволяет применить наработки, созданные в рамках проектов “Спираль” и “Макс”. В рамках других перспективных исследований ГКНПЦ прорабатываются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом отдаленного будущего. По убеждению сотрудников Центра Хруничева, развитие технологий, подобных “Байкалу”, неизбежно приведет к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. В дальнейшем же такие самолеты будут оснащены эффективными комбинированными двигателями и преобразованы в полноценные одноступенчатые аэрокосмические самолеты. Они будут полностью многоразовыми средствами выведения экипажей и грузов на орбиту Земли. Но для их создания, видимо, потребуются более совершенные технологии...









    Слева "Байкал", справа "Байкал-Ангара".
    1. +5
      17 ноября 2011 22:01
      Вначале была «Спираль»


      мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титоввоенное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» - перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран».

      в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии - активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

      В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
      1. +2
        18 ноября 2011 09:36
        а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил no
        1. +1
          18 ноября 2011 21:26
          Цитата: Dart Weyder
          а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил


          Я в курсе, но братите внимание -могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т
  7. +1
    17 ноября 2011 22:12
    Ура! Удачи в этом направлении.
  8. Алексей Приказчиков
    0
    18 ноября 2011 07:42
    Уряаа всех россиян поздравляю с этим событием wink , теперь понятно почему разработку руси прикрыли, но это мои размышления.
  9. +2
    18 ноября 2011 09:16
    Думаю, это и будет "достойный и эффективный ответ" на юсовскую ПРО. Вот, только, с " не дорогим" - промашка быть может. Янки готовяться к нанесению глобального удара через космос, с применением гиперзвука и самый верный путь - завести " сторожевого пса" на орбите.
    1. Алексей Приказчиков
      0
      18 ноября 2011 09:24
      Вроде придлогали на орбиту мусор всякий запустить который разгонется и все посшибает нахрен чем не вариант.
      1. +2
        18 ноября 2011 09:39
        да - кстате когда-то слышал теорию о запуске "выгонов с гайками" на орбиту - сметут все спутники! для штатов - это как армагедон, армия ослепнет, они-ж в большинстве своем и в туалет без навигатора не попадут! wink
        1. Алексей Приказчиков
          +1
          18 ноября 2011 10:04
          Есть одно но у нас тоже может посшибать но мыто знаем о своей маленькой подлости и возможно чуть повыше или пониже спутники перевезти.
          1. snek
            +1
            18 ноября 2011 10:15
            Есть только один МАЛЕНЬКИЙ недостаток - дорога в космос для всего человечества будет закрыта на многие поколения. А так - отличный план
            1. Алексей Приказчиков
              0
              18 ноября 2011 11:38
              Ну не факт не факт не бывает нерешаемых задач.
      2. +1
        18 ноября 2011 19:12
        Алексей Приказчиков, привет! Про мусор в космосе я на ВиМ столько начитался от тамошних парней - угар полнейший! wink Один даже сказал примерно следующее : "Да, если уж прижмёт, запускаем в космос вагон с гвоздями ( ни вашим-ни нашим!), взрываеи и в Большой на " Три сестры" Чехова! wink Это вариация "теории Вейдера"! lol
  10. 0
    18 ноября 2011 10:21
    Были наработки по "Спирали", забили. Был проект "Клиппер", так и затух. Теперь снова многоразовый грузовой... Очень хочется надеяться, что что-то получится... к сожалению, слабо верится... очень похоже на распил... хотя в любом случае, если это действительно работы по проекту, желаю удачи.
  11. Ion Coaelung
    0
    18 ноября 2011 11:35
    Космический лифт не хотите построить? По моему более рационально будет использовать для транспортировки не сильно больших грузов туда и обратно. Конечно я слишком далеко прыгаю, но кажется не стоит игнорировать такой вопрос! И конечно не стоит забывать о тяжелых грузов доставляемых на орбиту.
  12. Boos24
    0
    18 ноября 2011 12:46
    хорошо что наработок по теме море взять с каждого лучшее и получится достойный грузовик
    1. Индиго
      0
      18 ноября 2011 16:23
      относительно грузовика - вопрос - а стоит его, грузовик" толкать на орбиту с грузом - это же лишний вес. Запускать только груз намного рациональнее. Что то снимать с орбиты - зачем, ремонт и назад - нет смысла. Только одно - рем. бригада для устранения неполадок ( типа Фобос-грунт ).
      1. DrCoks
        0
        20 ноября 2011 11:57
        Кстати а будь у нас сейчас Буран он теоретически мог бы тот Фобос-грунт снять?
        я думаю "Русь" или что-то подобное иметь надо (она тоже частично по моему многоразовая) ну и парочку Буранов для ремонта и вывода больших грузов. И кстати а "Паром" тоже закрыли или проект еще жив никто не знает?
  13. dred
    -1
    20 ноября 2011 09:31
    Возращение блудных самолётов.
  14. belarus
    0
    20 ноября 2011 23:52
    snek, будущее за китайскими дешевыми одноразовыми спутниками

    по поводу фобоса теоретически неплохо бы иметь так называемый рем спутник который бы подходил к поврежденному спутнику и имел возможности ремонта(манипуляторы .наборы рем комплекта .дистанционные роботы-ремонтники .камеры для слежения за процессом ремонта с земли)
  15. 0
    8 мая 2013 02:15
    Хорошая новость.
    О многоразовых космических кораблях так же не забывают.
  16. 0
    10 декабря 2014 21:31
    Зачем это.Возврат в 70е.Сами кстати и признают ненужность разработки.