Троянская война: «последняя песнь поэмы», историография вопроса и экзотическое оружие (часть 13)

35
Вот и подошел к концу цикл статей о вооружении эпохи Троянской войны и… как-то даже непривычно немного. Вроде бы чего-то не хватает? В свое время хотел написать про это все книгу – почему, кстати, так быстро и родился цикл, что многое было уже готово, но в одном из самых известных издательств мне сказали, что «тема узкая, а книга будет дорогая». Поэтому печатать - ее смысла нет. Но, благодаря ВО, своего читателя она все-таки нашла, хотя… и в довольно-таки сыром виде. По мере работы над материалами цикла я сам узнал много нового, познакомился с интересными людьми, так что была эта работа не только интересной, но и полезной. Кто-то меня даже спрашивал, можно ли сделать на этом материале кандидатскую диссертацию. Можно, но не стоит! А вот дипломную работу студенту-историку можно сделать вполне.

Троянская война: «последняя песнь поэмы», историография вопроса и экзотическое оружие (часть 13)

Поединок двух воинов с копьем и "булавой с крюком". Фото Андреаса Смарагдиса.

В конце любой монографии обычно помещают список использованной литературы. С этим будут сложности, потому что многое бралось не из книг, а с сайтов, в том числе и греческих, и английских. В одной из статей назывались последние книги издательства «Оспрей». Кому надо – тот может их легко найти на сайте этого издательства и заказать. Но без литературы все-таки нельзя.


Рисунки воинов художника Дж.Рава со всеми их достоинствами и недостатками.

Поэтому здесь дается список книг, которые по этой теме рекомендуют британские историки. Из этого списка мне довелось прочитать книги под номерами 3,4,6,10 и 11 и могу сказать, что их, особенно книгу Конноли, рекомендовали не напрасно. Так что если кто-то задумал посвятить себя изучению этой темы, то… фундамент для этого у него основательный плюс ссылки на сайты общества «Коривантес» и Мэтта Пойтраса. Там есть отличные фото, которыми они всегда готовы поделиться. Вы можете также написать в «Коривантес» и предложить им свою статью по близкой теме. Например, «Бронзовое оружие Керчи», «Колхида древних колхов», «Воины Золотого руна». Правда, писать нужно на английском. Переводить можно и через Гугл-переводчик, но потом обязательно перечитывать и исправлять ошибки, потому, что они будут в каждом предложении!!! Познакомиться же с нашим отечественным археологическим материалом по этой теме, кроме уже называвшегося 20-томного издания, можно в журналах «Советская археология» и «Археология России», а также в журнале «Родина».


Микенские воины XII в. до н, э. c. Художник Дж.Рава.

Но работа предстоит большая и «кавалерийским наскоком» тему эту не взять. Однако мы люди, мы любим трудности, так что если кто-то вдруг «соблазнится», то я всегда «за». Ну, а книги – вот они – читайте:
1.Аstrom, Paul. The Cuirass Tomb and Other Finds at Dendra, Part I: The Chamber Tombs. Studies in Mediterranean Archaeology, Vol. IV. Goteborg, Sweden, 1977. ISBN 91 85058 03 3. (Аstrom, Пол. «Гробница кирасы» и другие находки в Дендре. Часть I: Камерные гробницы. Исследования в средиземноморской археологии. Том IV. Гетеборг, Швеция, 1977. ISBN 85058 03 3. Отличные фотографии каждой части доспехов, среди них многие крупным планом, чертежи, и описания. Не говоря уже обо всех гончарных изделиях и других предметах, найденных в гробницах Дендры!)

2.Avila, Robert A.J. Bronzene Lanzen- und Pfeilspitzen der Griechischen Spaetbronzezeit (Praehistorische Bronzefunde, Abteilung V, Band 1). Munich: C.H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung. Text in German. http://www.antikmakler.de/catalog/index.php. (Серия не из дешевых и ее может быть трудно найти, но там есть масштабные чертежи оружия и многое другое.)

2.Barber, Martyn. Bronze and the Bronze Age: Metalwork and Society in Britain c. 2500-800 BC. Stroud: Tempus Publishing, 2003. ISBN 0-7524-2507-2. (Барбер Мартын. Бронза и Бронзовый век: работа по металлу и общество Британии 2500-800 гг. до н.э. Строд. Темпус Паблишинг,2003. ISBN 0-7524-2507-2.

3.Connolly, Peter. The Ancient Greece of Odysseus. Oxford: Oxford University Press, 1998. ISBN 0-19-910532-4. (Коннолли, Питер. В Древней Греции Одиссея. Оксфорд: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1998. Номер ISBN 0-19-910532-4. Полным-полно отличной информации, богато иллюстрирована. Цена $12!

4. Dickinson, Oliver. The Aegean Bronze Age. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. ISBN 0 521 45664 9. Not exactly a light read, but a good overview of the subject. (Дикинсон, Оливер. Эгейский Бронзовый Век. Кембридж: Кембридж Юниверсити Пресс, 1994. Номер ISBN 0 521 45664 9. Читать ее трудно, но зато дается качественный обзор темы).

5.Drews, Robert. The End of the Bronze Age: Changes in Warfare and the Catastrophe of 1200 B.C. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1993. ISBN 0-691-04811-8. ( Дрейс Роберт. Конец бронзового века: изменения в военном искусстве и катастрофа 1200 г. до н.э. Принсетон, Нью-Джерси, Принсентон Юниверсити Пресс, 1993. ISBN 0-691-04811-8. Автор обращает внимание на многие изъяны современной науки, но многие английские историки считают ее поверхностной. Очевидно, что это разновидность британского Фоменко, а те, кто его критикуют – «традики-заговорщики»).

6. Grguric, Nicolas. The Mycenaeans, c. 1650-1100 BC. Osprey Elite Series #130. Oxford: Osprey Publishing, 2005. ISBN 1-84176-897-9. (Гргурик, Николас. Микенцы, 1650-1100 гг. до нашей эры. Оспрей. Элитная Серия #130. Оксфорд. 2005. ISBN 1-84176-897-9. Иллюстратор Ангус МакБрайд. Как и все книги Оспрей она слишком коротка. Но есть красивые иллюстрации, интересные фото.

7. Harding, A.F. European Societies in the Bronze Age. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. ISBN 0 521 36729 8 (Хардинг, А.А. Европейские общества в Бронзовом веке. Каэмбридж, Кэмбридж Юниверсити Пресс, 2000. ISBN 0 521 36729 8)

8. James, Peter. Centuries of Darkness. London: Jonathan Cape, 1991. ISBN 0-224-02647-X. (Джеймс, Питер. Века Тьмы. Лондон: Джонатан Кейп, 1991. ISBN 0-224-02647-Х. Еще один британский Фоменко! Теперь понимаете, откуда у нашего растут уши? Обращает внимание на «сбои» теории о «темных веках» и что хронология трех континентов явно «испорчена» египетским «царским списком» Манефона. Теперь, все даты до 950 г. до н. э. можно уменьшить, по крайней мере, на 250 лет. Но тут хоть поправка на 250 лет, не на 2500…)

9.Osgood, RIchard; Monks, Sarah; and Toms, Judith. Bronze Age Warfare. Sutton Publishing, 2000. ISBN 0-7509-2363-6.

10.Wood, Michael. In Search of the Trojan War. Berkeley: University of California Press, 1998. ISBN 0-520-21599-0. (Вуд, Майкл. В поисках Троянской войны. Беркли: Университет калифорнийской прессы, 1998. ISBN 0-520-21599-0. Отличная, сбалансированная история открытия Трои и дебаты о правде и легенде.)

11.Yadin, Yigael. The Art of Warfare in Biblical Lands. New York : McGraw-Hill, 1963. (Ядин, Игаэль. Искусство ведения войны в библейских землях. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1963. Двухтомное издание, ориентированное на Ближний Восток и Египет, но касается и других культур, начиная с неолита. Наполненный иллюстрациями, увлекательный анализ старинных текстов. Но книга интересно не только этим, а еще и тем, что ее все забыли, поэтому пользоваться ей как источником особенно интересно).

Один из посетителей сайта (прошу прощения, но некогда искать по комментариям, кто именно) высказал пожелание узнать про ахейские топоры и иные виды их экзотического оружия. В тот раз, отвечая на его комментарий, я этой информации не нашел, но сейчас дело другое.Вот информация с сайта общества «Коривантес» о том оружии, которое они сами считают экзотическим.

«Существует стереотип, что гомеровские герои - это хорошо бронированные воины с мечами и копьями, сражающиеся между собой в поединках или в построениях на подобии примитивных фаланг. Одни из них были исключительные лучниками, использующими составные луки, например, Парис и Одиссей, однако арсенал воинов того времени был куда богаче. Археологические находки в Египте, территориях Митанни, хеттов и шумеров позволяет нам представить себе большое разнообразие «экзотических» видов оружия, таких как: булавы с шаровидным навершием, булавы с дисковидным навершием, серповидные мечи, копья-двузубцы, и т.д. Ну, прежде всего это топоры, которые микенцы использовали достаточно широко. Были распространены топоры в форме полумесяца, известны и топоры с лезвием в форме клюва утконоса.

Минойцам были известны и двойные топоры (и в культовом фильме «Троя» даже показано, как один такой топор грузят на телегу с оружием), но очень много аргументов за то, что эти топоры ритуальные, а не боевые. Использование боевого топора (как одной рукой, так и двумя руками) требует большого замаха, и очевидно, что такие вот пластинчатые доспехи, как «доспех из Дендры», как раз и были созданы, чтобы им противостоять. И, между прочим, топоры точно также широко использовались и против византийских катафрактов и западноевропейских средневековых рыцарей.


«Менелай» в полном вооружении.

Это факт, что Гомер очень коротко (и редко) описывает некоторые необычные (и менее благородные) виды оружие, как топоры и булавы (Илиада 7.138). Между тем известно, что для их изготовления использовались самые различные материалы (железо, бронза, камень), в зависимости от социального статуса и финансовых возможностей воина.

Гомер делает отличную ссылку на такое оружие, как aksini. Им воспользовался воин Трои, напавший на Менелая, который, однако, этого воина убил (Илиаду 13,613). Слово axini используется даже сегодня в современном греческом языке, чтобы описать такой сельскохозяйственный инструмент как кирку. Но мы можем предположить, что такие инструменты использовались в качестве оружия бедными воинами, и это предположение можно вполне принять, так как лучше иметь такое оружие, чем никакого. Интересно, что в музее Канеллопулос в Афинах демонстрируется интересный артефакт, датированный 9 в. до н.э. Это тяжелый молоток с длинным «рогом», как раз очень похожий на кирку. Если бы это было оружие той эпохи, то оно было явно предназначено для прокола тяжелой брони или захвата противника за одежду.


Двойной топор работы Катсикиса Димитриоса.

Другим оружием было тяжелое копье с двузубым наконечником. Есть предположение, что это было приспособление для охоты на крупных морских животных, например, дельфинов или меч-рыбу, но, конечно же, им можно было бы запросто проткнуть человека!»


Секира в кожаном чехле, работы Катсикиса Димитриоса.

На этом наш цикл об оружии и доспехах эпохи Троянской войны можно считать завершенным: «последняя песнь поэмы» закончена.


Члены ассоциации «Коривантес» в своих одеяниях и доспехах.

Автор выражает благодарность Катсикису Димитриосу (http://www.hellenicarmors.gr) а также греческой ассоциации «Коривантес» (koryvantes.org) за предоставленные фотографии своих реконструкций и информацию.


Воин с «булавой с крюком». Греческая ассоциация истории «Коривантес».
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 ноября 2015 07:43
    Большое спасибо за этот цикл ,надеюсь автор продолжит нас радовать новыми работами.
    1. TIT
      +1
      11 ноября 2015 08:10
      не знаю на сколько конечно верно , но у нас ( тоесть я ) укрепляют топорище топоров и колуна наложив петлю и обмотав вокруг неё туго верёвку ( можно и проволоку ) , а конец верёвки заправив в выступающий остаток петли затягивается под намотку оставшимся хвостиком .
      не знаю на сколько это древнее идея .но явно практичней чем на этом фото
      1. TIT
        +1
        11 ноября 2015 08:16
        вот как на 13 рисунке
        1. +3
          11 ноября 2015 08:48
          Ничего, Андрей, не могу сказать. Сам это в руках не держал. Но фото крупные на них все видно. Лично меня смущает проволока. Очень уж она тонкая. И я не знаю, умели "тогда" делать такую или нет. Что-то умели - узоры паяные из золотой проволоки О.5 мм известны, но тут же не золото.Так что история продолжает свои тайны хранить. Мы лишь немного к ним приближаемся и... все!
          1. TIT
            0
            11 ноября 2015 09:11
            Цитата: kalibr
            Лично меня смущает проволока. Очень уж она тонкая.


            СМУЩАЕт не сама проволока , а способ её крепления ( если отверстия сквозные то это слабит древесину , если нет то она просто декорация )
      2. +1
        11 ноября 2015 12:57
        Любопытно было бы прочесть статью о тактике боя того времени.Гомер писал,что уже в Троянской войне применялось построение фаланги.Зрелище было,надо полагать,великолепным:сверкающие "золотом"ряды воинов,звуки музыкальных инструментов,команды командиров,ритмичный гул от одновременных шагов тысяч воинов.
        1. 0
          11 ноября 2015 13:48
          Ну вот, в числе названных книг есть о тактике...
    2. +4
      11 ноября 2015 08:49
      Автор продолжит! Скоро будет обзорный материал о оружию средневековой Индии, включая доспехи слонов и самого знаменитого "слона из Лидса".
      1. +2
        11 ноября 2015 10:09
        В конце любой монографии обычно помещают список использованной литературы. С этим будут сложности, потому что многое бралось не из книг, а с сайтов

        По правилам исторической науки, теперь можно в статьях, монографиях и д указывать адреса сайтов. Я именно так и делал, когда сдавал диплом.
  2. +1
    11 ноября 2015 08:03
    Автор продолжает радовать ...спасибо...
  3. +1
    11 ноября 2015 08:29
    Спасибо за статью. Особенно за материал по топорам (просил как раз я).
    1. +2
      11 ноября 2015 08:44
      Ну, вот видите, тему я запомнил, а уж что конкретно это Вы просили, извините, забыл, а лазить по комментам искать хлопотно. Но идею Вы подсказали хорошую, спасибо. Сам не знал того, что нашел. Особенно про булаву с крюком. Жуткая вещь, между прочим, лишь раз доказывающая, что доспехи в то время были.
      1. +1
        11 ноября 2015 09:12
        Цитата: kalibr
        Особенно про булаву с крюком. Жуткая вещь, между прочим, лишь раз доказывающая, что доспехи в то время были.

        Клевец. Да, страшное оружие, против доспехов. Честно говоря, не знал, что их делали из бронзы, тем ценнее Ваш материал.
  4. +6
    11 ноября 2015 08:49
    Нельзя!
    Уважаемый Вячеслав, нельзя прерывать серию на номере 13.
    Суеверие, не суеверие, однако, побережемся, а?
    Раньше письма в дополнение вставляли. Сейчас можно, пару-тройку иллюстраций просто выложить.
    14 номером - побдорка фото. Будет нормально.
    ...
    Как говорят немцы - gut gemacht. Как говорим мы - отличная работа.
    Спасибо.
    ...
    И, как говорят молоденькие - афтарр, писчи ишшо. wassat
    1. TIT
      0
      11 ноября 2015 09:07
      Цитата: Башибузук
      на номере 13.

      в России где то есть церковь с 13-ю маковками , smile
    2. +2
      11 ноября 2015 09:29
      Я не верю во все это! Более того с точки зрения православной церкви, верить в приметы язычество!
      1. +2
        11 ноября 2015 09:58
        Завелся....как Иж-Планета-спорт.
        А с точки зрения язычества - все остальное бесовщина.
        Да и "13" отоносится к христианству.
        Англичане (мы им доверяем, али нет?), вместо 13 числительного используют 12а. Или вообще ничего не используют.
        ...
        Все это шутки. шуточки.
        Жаль просто расставаться с таким роскошным материалом.
        ...
        Куда дальше они делись? Минойцы эти, ахейцы - интересно же. На новом месте новые доспехи стали мастерить.
        Финикийцы в это время им палки в колесы вставляли...м-м-м-м..или водоросли в весла.
        И тоже ведь, не голые были. Явно чегой-то на себя вздевали, медное там, оловянное.
        Интересно.
        Чем не перспектива исследований?
        1. +3
          11 ноября 2015 10:09
          А интересный материал полез, как про 13 стал смотреть.
          "..В ХХI веке число 13 принято считать несчастливым, «чёртовой дюжиной». В некоторых странах Европы из-за боязни отменили 13-й этаж, вместо него идет 12А или этаж «12+1». В Италии на кораблях после 12-й, сразу идет 14-я каюта. В самолетах нет 13-го ряда и т.д. На Руси число 13 означало все новое, новую жизнь.

          Киевский собор Святой Софии (XI век) был построен с 13 куполами, знаменовавшими
          начало главенства христианской религии на Руси. Собор построен по приказу Ярослава
          Мудрого. В XVII-XVIII веках облик собора существенно изменили – Собор побелили, число куполов довели до 19 и вместо древней полусферической формы, их сделали высокими грушевидными. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Московская обл. XVI век) – выдающийся памятник русского зодчества. Основатель – Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) – великий князь Московский и всея Руси, (с 1533 года) первый царь всея Руси. Церковь была воздвигнута в честь установления единодержавной власти Ивана Грозного и принятия им царского звания. Купол церкви увенчан 13-лучевым яргическим знаком (спиралевидной свастикой). По мнению искусствоведов, в храме воплощен образ «града небесного», т.е. установленного Богом ярусного порядка всего сущего, собирание всех частей мира воедино по воле Божьей, выразителем которой на земле являлся православный русский царь. Купол – это место, откуда в соответствии с православными представлениями исходит Дух и Благодать Божья, а 13-лучевая ярга символизирует нисходящую с небес новую жизнь, поскольку в народном мировоззрении число 13 означает новое, новую жизнь, новое начало божественной жизни. Таким образом, принятие Иваном Грозным нового титула, соответствующего державной полноте власти, знаменуется числом «тринадцать», что подчеркивает совершенно новый, ниспосланный свыше статус монарха, и следовательно, всей державы: Русское царство – земное воплощение Царствия Небесного, где ярга – символ вечности этого царства.
          Такой же свастикой только с 13-ю лучами украшен купол церкви в Дьякове. Даже существует версия, что строил их один зодчий Барма (Барма и Постник). Барма (XVI век) – русский зодчий. Согласно летописи – Постника и Барму Ивану Грозному даровал Бог «и были они премудры и удобны таковому чудному делу». Часть куполов собора Василия Блаженного имеют спиралевидную форму; причём, одним спиралям придано сеющее, а другим собирающее направление. Скручивающаяся направленность символизирует молитвенное горение верующих (устремлённое ввысь, подобно пламени свечи), а развёртывающаяся – символизирует ниспосылаемую свыше благодать Святого Духа.

          Комментарии и обсуждения на: http://4stor.ru/strashno-interesno/31939-chislo-13-na-rusi.html...
          ...
          Не знал, точно не знал.
        2. +3
          11 ноября 2015 10:21
          В английских самолетах -да, 12а.
          Насчет "дальше". Ох! Дальше "темные века" (находка для Фоменко!) Есть мнение, что не Санторин, а Гекла стала причиной "великого исхода". Пепел, "ядерная зима" погнали людей с Севера на Юг. И они сожгли Хаттусу и иные города. Бронза стала в дефиците и стало распространяться железо...
          Отсюда вывод: надо посмотреть по последним локальным культурам бронзового века, начало железного века, а потом перейти к Дипилонскому кладбищу и его находкам - "воины новой греческой культуры". Но согласитесь - такая работа требует четкой структуры и последовательности. Этого "конной атакой на капитал не осилить". Я "тройку" готовил 2 года, почему она так быстро "вылезла". Надо посмотреть, что у меня есть и что вообще есть у тех же англичан. Так что перспективу Вы мне подсказываете хорошую, но много "но".
          1. 0
            11 ноября 2015 12:26
            Верю, надеюсь, жду!
            winked
  5. 0
    11 ноября 2015 09:31
    Вот и подошла к концу Ваша замечательная серия.Теперь---надежды на другие Ваши статьи.Позволю себе порассуждать на тему Ваших хороших привычек.Вижу, что Вы изучили несколько языков,в т.ч.древние,изчезнувшие.Даа,у Настоящих Историков это бывает.
    Пожалуйста,сообщите нам:когда выйдет Ваша книга в России,как Её заказать???
    С уважением.
    1. +2
      11 ноября 2015 10:28
      Вы прямо как мои студенты... "Вы же знаете японский? - Нет! А как же Ваша книга "Современная японская реклама"? - Его знает моя дипломница! Вы знаете немецкий?! - Нет, его знает моя аспирантка! Так что же Вы знаете? - Совсем чуть-чуть польский и английский. - И только-то... У-у-у!" А древних вообще не знаю! Но... знаю тех, кто знает -ха-ха! А это почти одно и тоже! А так все просто: работать надо и все вокруг себя замечать.
      Насчет моих книг в России. Сообщили из издательства, что "Самураи -рыцари Японии" запланирована на январь 2016 г. Из другого, что хотят заказать очередную книгу "про танки"... Но... вот то-то, что и "но". В Англии у меня уже две книги пропало из-за "ухудшения отношений между нашими странами",чем мы лучше?
  6. +1
    11 ноября 2015 12:15
    спасибо! цикл великолепен! читал с удовольствием!!! будем ждать нового!
  7. +2
    11 ноября 2015 12:20
    Цитата: Башибузук
    . На Руси число 13 означало все новое, новую жизнь.

    Во,во.У меня свадьба была 13 числа,так уже 40лет живем smile
    А цикл статей читал с удовольствием,большое спасибо good
  8. +1
    11 ноября 2015 13:36
    Отличный цикл, автору большое спасибо. Хотелось бы продолжения, в школе этот период освещался поверхностно. Человека с образованием, да ещё и по этому вопросу встретить наверное очень сложно, а тут такая удача.)
    Хотелось бы узнать каков был ареал распространения бронзового оружия и доспехов? Есть ли данные о подобном у других народов, например скандинавских или славянских?
    Пробовали публиковать в электронном виде?
    1. +2
      11 ноября 2015 13:54
      Очень интересный вопрос, поэтому постараюсь ответить подробно. В журнале АРХЕОЛОГИЯ РФ (за какой год не помню, что-то около 2007) было несколько статьей про ареал бронзы у нас в России. Там же и Скандинавия была, еще территории. То есть более, чем исчерпывающе. Но надо искать в каком журнале, за какой год. Вот все мои статьи здесь на ВО. Есть ряд статей в "Вопросах истории", но не по Троянской войне и ее оружии. На Западе, как Вы видите историография очень обширная. Это я еще не все выложил! О бронзовых мечах есть у Э.Окшотта. Книги издательства Центрполиграф.
  9. +2
    11 ноября 2015 13:41
    Интересно, что при том, что в целом понятна логика и формы мечей мечей, копий и доспехов (как сошлись во мнениях в прошлой теме, доспехи, вообще имеют много общего с более поздними, только выполнены из других материалов), то касательно собственно топоров, то подобных широколезвийных топоров с выемками в средневековье не делали (не говоря уже о лабрисах), в целом конструкции были куда проще (например, на картинке - бородовидный топор). Видимо связано с недостаточной прочностью бронзы... Было бы интересно узнать массу таких топоров.
    1. 0
      11 ноября 2015 13:56
      Попробую узнать. Сейчас это не проблема.
      1. +2
        11 ноября 2015 16:11
        Вадим, привет.
        А мне, глядя на этот топор и хват, вдруг подумалось.
        Таким хватом топором вполне можно пользоваться как режущим орудием.
        Замена ножу, скребку.
        А за счет материала - стали, острота лезвия получается гораздо выше чем у бронзы (ну, если не брать какие экзотичные, астрономическую там, черную...их тогда и не выделывали в достаточном количестве).
        Бронзу точить достаточно легко. Но точно также легко и тупится. Брали, в оружии, не остротой - а весом именно.
        Со сталью ситуация другая - острота и прочность на первом месте.
        ...
        Вот даже мечи те же. Бронзовые - они все колющие, кончары, фактически. Рапиры.
        А стальные мечи первоначально рубящие, опять же из-за недостаточности прочности на сужениях лезвия, на острие. Потом уж - все больше и больше рубяще-колющие.
        Кто точно знает, у готов действительно были только рубящие мечи?
        1. +1
          11 ноября 2015 16:39
          Кто точно знает, у готов действительно были только рубящие мечи?

          - По готам я бы с удовольствием отдельную тему почитал. Особенно по восточным. По сожжению ими якобы славянских вождей.
          1. 0
            11 ноября 2015 22:14
            Я бы тоже с удовольствием почитал об этом...
        2. 0
          11 ноября 2015 16:58
          Привет.
          Абсолютно прав, топор - вещь универсальная - и в бою, и дровишек поколоть, и, даже, побриться если приспичит... Удивляет другое, при всех недостатках бронзы, на мой взгляд, из нее вполне реально было сделать что-нибудь наподобие франциски или сагариса, почему не делали, тем более, что каменные топоры такой формы были?
          Почему не делали топоры с выемками из железа?
          Хотя те же клевцы и чеканы из бронзы вот они на фото, предоставленных уважаемым Вячеславом Олеговичем.
          По-поводу мечей, поздние бронзовые - есть коляще-рубящие (ксифос), ранние железные также в основном коляще-рубящие.
        3. -1
          11 ноября 2015 17:41
          Кстати, также по-поводу мечей - не знаю как у готов, но вот у святого Петра был исключительно рубящий меч:
          1. 0
            11 ноября 2015 19:40
            Цитата: merlin
            Кстати, также по-поводу мечей - не знаю как у готов, но вот у святого Петра был исключительно рубящий меч:


            эт как посмотреть ,у некоторых так
          2. Комментарий был удален.
        4. 0
          11 ноября 2015 22:13
          В Англии есть книга в серии Оспрей и битве под Адрианополем, где готы дрались с римлянами Валента. Там, естественно есть и про их вооружение. Но у меня этой книги нет.
  10. 0
    11 ноября 2015 16:15
    Цитата: Башибузук
    А мне, глядя на этот топор и хват, вдруг подумалось.
    Таким хватом топором вполне можно пользоваться как режущим орудием.
    Замена ножу, скребку.

    Мне почему то режущий кастет подумался.
  11. 0
    11 ноября 2015 18:42
    Уважаемый Вячеслав! Дело в том,что ситуации с книгами могут меняться.Сейчас в РФ не получилось,(как Вы написали в начале статьи), потом все может измениться.Я беседовал как-то с одним автором,он много рассказал про неожиданности с изданием.
    Книга на японскую тему должна попасть мгновенно в разряд редких,дорогих изданий .Пусть хорошая бумага, Ваши фото,обложка толстая и красивая.У меня есть несколько подобных книг японской темы.А какое издательство?Надо заказывать.
    Удачи Вам!
    1. 0
      11 ноября 2015 22:11
      Издательство ЯУЗА/ЭКСМО. Но как она выйдет, я надеюсь, смогу об этом сообщить. Ведь тема истории самураев ЗДЕСЬ не закрыта. Есть еще несколько тем, которые наверняка будут интересны. Это пехота асигару, и еще пара интересных тем.