Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200

30
Все помнят пословицу про войну и обед по расписанию. Действительно, без своевременного и полноценного снабжения пищей солдат не может эффективно решать поставленные задачи, из-за чего сокращается боеспособность всего подразделения с соответствующими негативными последствиями для армии. Необходимость приготовления пищи в полевых условиях, на большом удалении от баз, стала причиной для появления большого количества т.н. полевых кухонь. На протяжении нескольких последних десятилетий одним из основных типов таких систем является кухня ПАК-200.

Передвижная автомобильная кухня ПАК-200 была разработана в середине семидесятых годов специалистами Центрального продовольственного управления министерства обороны СССР. Целью проекта было создание полноценной полевой кухни с набором специального оборудования, которая сможет обеспечивать войска горячей пищей и кипятком при работе на удалении от баз. В 1977 году кухню ПАК-200 приняли на вооружение и запустили в серию. В дальнейшем этот комплекс прошел модернизацию, результатом чего стало появление его обновленной версии ПАК-200М. Этот вариант полевой кухни был принят на вооружение в 1986 году. Системы семейства ПАК-200 до сих пор эксплуатируются вооруженными силами России и других стран, ранее входивших в состав Советского Союза.

В составе кухни ПАК-200 имеется большое количество различного оборудования, предназначенного для приготовления пищи. Все узлы и агрегаты комплекса монтируются в стандартном кузове-фургоне типа КУНГ, который может устанавливаться на шасси различных типов. Так, изначально кухни семейства ПАК-200 базировались на грузовых шасси ЗиЛ-131. В дальнейшем появилась модификация на шасси Урал-4320. Кухни последних выпусков строятся на базе шасси КамАЗ-5350. Таким образом, основой для кухонь этого семейства могут быть любые грузовые шасси, характеристики которых отвечают предъявляемым требованиям.

Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200
Кухня семейства ПАК-200 на шасси ЗиЛ-131ю Фото Russianarms.ru


Передвижные кухни ПАК-200 и ПАК-200М предназначены для обеспечения войск пищей в полевых условиях. Имеющееся оборудование позволяет одной машине снабжать пищей до 200 человек. Важнейшей особенностью кухонь семейства, отличающей их от других систем аналогичного назначения, является возможность приготовления пищи на марше. Фургон оснащается всей необходимой аппаратурой, обеспечивающей автономную работу в различных условиях.

Внутри фургона монтируется набор блоков специального оборудования различного назначения. Проектом предусмотрены несколько тепловых блоков, топливная и водяная системы, технологическое оборудование, кухонный инвентарь и т.д. Кроме того, машина оснащается фильтровентиляционной установкой ФВУА-100-24, которая позволяет расчету выполнять свои задачи даже на зараженных территориях.

В передней части фургона монтируются тепловые блоки. Вдоль передней стенки монтируется тепловой аппарат с тремя котлами и жарочным шкафом для приготовления горячей пищи. Также предусматривается отдельный водонагреватель. Котлы изготавливаются из нержавеющей стали и предназначены для приготовления первого и второго блюда, а также для нагрева воды. Тепловое оборудование выполнено в виде тумбы, внутри которой располагаются три котла и жарочный шкаф. Последний располагается у левого борта машины, тогда как котлы занимают оставшееся пространство. Сверху котлы закрываются шарнирными крышками, оснащенными трубопроводами для вывода пара за пределы кухни.

В модернизированном варианте кухни ПАК-200М котел для первого блюда имеет общую емкость 150 л (рабочая – 140 л), для второго – 125 л (рабочая 115 л). Котел первого блюда имеет двойные стенки с т.н. масляной рубашкой. Для более эффективного расходования тепловой энергии в рубашку заливается 9 кг масла АК-15. Котел для кипятка по размерам аналогичен котлу для первого блюда. Водонагреватель оснащается баком для воды на 100 л.


Кухня на базе шасси КамАЗ-5350. Фото Russianarms.ru


Кухни ПАК-200 оснащаются жарочным шкафом размерами 420 х 300 х 300 мм. Этот аппарат встроен в общий тепловой блок и получает энергию от тех же систем, что и другое оборудование для приготовления пищи.

В нижней части тумбы теплового блока располагаются топки, предназначенные для сжигания жидкого или твердого топлива. Для нагревания котлов и приготовления пищи могут использоваться керосин, дизельное топливо или дрова. При использовании жидкого топлива его сжигание производится при помощи трех форсунок типа ФК-01 (по другим данным, КГФ-3М). Эти устройства распыляют топливо внутри топки, после чего оно смешивается с воздухом и сгорает. Образовывающийся при этом дым выводится за пределы машины через трубопровод, смонтированный на передней стенке фургона. На крыше фургона предусматриваются складные дымовые трубы. В транспортном положении они укладываются на крышу, в рабочем – поднимаются в вертикальное положение.

Перед началом приготовления пищи расчет кухни должен разжечь форсунки. На эту процедуру, по нормативам, отводится 10-15 минут. После этого расчет может приступать к выполнению других операций. Во время работы форсунки расходуют жидкое топливо из отдельного бака, при этом расход зависит от типа горючего. Так, каждая из форсунок потребляет дизельное топливо со скоростью порядка 3,5-4 кг в час. При использовании дров каждая топка может потреблять до 7-8 кг топлива в час. От типа топлива также зависит время приготовления пищи. В частности, при использовании жидкого горючего на закипание 150 л воды в водонагревателе уходит около 50-55 мин против 80-100 мин в случае с дровами.

Топливо для теплового блока кухни перевозится в отдельных баках емкостью 54 или 72 л, в зависимости от модификации кухни. Подача топлива в форсунки осуществляется вытеснительной системой. Сжатый воздух для подачи горючего отбирается от бортовых систем базового шасси или нагнетается при помощи насоса, входящего в состав оборудования кухни. Все баки устанавливаются на внешней поверхности передней стенки КУНГ и закрываются легким металлическим кожухом.


Тепловой блок кухни ПАК-200. Вверху видны крышки котлов, внизу - топки. Фото Dishmodels.ru


Также в составе оборудования кухни имеется бак для перевозки питьевой воды, используемой при приготовлении пищи. Его емкость составляет не менее 350 л.

В задней части фургона располагается вспомогательное оборудование для приготовления пищи, а также шкафы для хранения различного инвентаря. У правого борта, рядом с кормовой дверью, находится шкаф для хранения спецодежды. Перед ним и у левого борта находятся стеллажи небольшой высоты, также выполняющие функции столов для обработки продуктов питания.

В шкафах и стеллажах имеется место для перевозки готового хлеба (кухня ПАК-200 не имеет возможности печь его самостоятельно), иных продуктов питания, различных приправ, инвентаря и т.д. Кроме того, кухня оснащается отдельной ванной для мойки продуктов перед приготовлением. Вода для мытья поступает от водонагревателя и сливается через патрубок за пределы фургона.

Несмотря на сравнительно малые размеры шкафов, в фургоне кухни ПАК-200 перевозится достаточно большое количество продуктов питания. Кухня способна перевозить провизию из расчета одной сутодачи на 200 человек. Таким образом, прибыв на место работы (или на марше), расчет кухни при помощи возимого запаса продуктов может три раза обеспечить горящей пищей 200 человек. Для дальнейшей работы требуется дополнительный подвоз продуктов.


Современный вариант кухни ПАК-200 от НПК "Спецтехмаш". Фото Stmzavod.ru


Фургон-КУНГ, используемый в качестве основы для передвижных автомобильных кухонь, должен иметь набор дверей и люков. Так, в заднем листе предусматривается дверь для доступа внутрь. В крыше присутствует вентиляционный люк, а в левом борту находится люк для обслуживания оборудования. Выдача готовой пищи осуществляется через люк в правом борту, расположенный между тепловым блоком и правым шкафом-столом. В зависимости от модификации расположение люков может меняться.

Несмотря на большое количество специального оборудования, расчет кухни ПАК-200 состоит всего из двух человек, не считая водителя. Все операции по обслуживанию кухни и приготовлению пищи осуществляются силами расчета. В зависимости от поставленной задачи расчет может заниматься готовкой на стоянке или на марше.

Передвижные кухни семейства ПАК-200 состоят на вооружении с конца семидесятых годов. За прошедшие десятилетия промышленность создала несколько модификаций такой техники, отличающихся друг от друга базовым шасси, составом специального оборудования и другими особенностями.

В настоящее время новые модификации кухни ПАК-200 выпускаются петербургским Научно-производственным комплексом «Спецтехмаш». Именно это предприятие представило свой вариант кухни на недавней выставке «Интерполитех-2015». В версии «Спецтехмаша» кухня ПАК-200М базируется на шасси КамАЗ-5350, что обеспечивает ей достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости. Снаряженная масса кухни в такой модификации не превышает 13,5 т, полная – до 16 т.


Современный вариант кухни ПАК-200 от НПК "Спецтехмаш". Фото Stmzavod.ru


В ходе модернизации новый вариант ПАК-200М получил набор специального оборудования, облегчающего работу расчета. К примеру, в дополнение к фильтровентиляционной установке машина оснащается кондиционером и системой отопления. Были изменены основные параметры некоторых главных агрегатов. Так, емкость бака для воды доведена до 450 л, а тепловая аппаратура разделена на три блока. В первый включен котел с масляной рубашкой и жарочным настилом емкостью 130 л, второй имеет 150-литровый котел и жарочный шкаф, а третий оснащен 80-литровым пищеварочным котлом.

В дополнение к двум столам и двум шкафам для хранения в состав аппаратуры введен двухкамерный бытовой холодильник, в котором предлагается перевозить скоропортящиеся продукты. Также работу расчета облегчают овощерезка и мясорубка с универсальным приводом. Такой «кухонный комбайн» предназначается для ускорения процесса приготовления пищи. Кроме того, инженеры «Спецтехмаша» изменили компоновку внутренних агрегатов фургона. Так, тепловое оборудование теперь разделено на две части, а один из его блоков перенесен на правый борт.

Все изменения, присутствующие в модернизированных вариантах кухни ПАК-200, облегчают работу расчета и упрощают процесс приготовления пищи. При этом основные характеристики обновленных кухонь остаются на уровне базовых образцов. Все комплексы семейства ПАК-200 позволяют обеспечивать горячей пищей и кипятком до 200 человек в течение одного дня (при использовании возимого запаса продуктов). При необходимости передвижные автомобильные кухни могут работать вместе с другими комплексами для приготовления пищи, такими как мобильными хлебопекарни.

Несмотря на развитие вооружений и военной техники, солдаты по-прежнему нуждаются в своевременном и полноценном снабжении пищей. Автомобильные кухни ПАК-200 всех версий успешно справляются с поставленными задачами и сохраняют свою актуальность для войск. Поэтому, несмотря на солидный возраст, они остаются в различных подразделениях и, по-видимому, будут выполнять поставленные задачи и в будущем.


По материалам сайтов:
http://russianarms.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://stmzavod.ru/
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 ноября 2015 09:09
    Несмотря на развитие вооружений и военной техники, солдаты по-прежнему нуждаются в своевременном и полноценном снабжении пищей. Автомобильные кухни ПАК-200 всех версий успешно справляются с поставленными задачами и сохраняют свою актуальность для войск. Поэтому, несмотря на солидный возраст, они остаются в различных подразделениях и, по-видимому, будут выполнять поставленные задачи и в будущем.(с)

    А как иначе? Да и модернизация полевой кухни? Куда и зачем?

    С уважением.
    1. +7
      11 ноября 2015 16:01
      У меня на довольствии, в мою бытность начпродом стояли КП-130 ((( ПАК 200 не перепало. Хотя канешна на дровах да с дымком да на свежем воздухе...даже перловая каша - пища Богов!! Никогда не забуду вкус полевой пищи...
      1. +9
        11 ноября 2015 18:35
        Солдат с сухпайком - не победим,
        а с полевой кухней - бесмертен.
    2. 0
      26 мая 2022 11:44
      Цитата: mishastich
      Да и модернизация полевой кухни? Куда и зачем?
      Модернизация например в части увеличения сутодач до размеров старой походной кухни ПК-250 (на 250 человек), а то и более (до 300 сутодач). Таким образом это позволит уменьшить количество походных кухонь с 3 до 2 в батальоне, а соответственно освободится 1 машино-место на ж/д-платформе для какой-нибудь другой машины.
  2. +7
    11 ноября 2015 09:18
    Ежели русский солдат накормлен---то нет для него задач невыполнимых.Метким огнём,вострым штыком,а где и применяя недюжую медвежью силу свою русский упорно стоит в обороне,совершает стремительные марши и доблестно штурмует европейские столицы.Не солдат это вовсе...а победная песня!!!Слава русскому зольдату!
  3. +18
    11 ноября 2015 09:30
    Теплая котловая пища — это очень важный элемент боевого духа солдат. Солдат без проблем проживет на консервов и сухофруктов много дней, но после второго-третьего дня появляется "усталость от войны", недоволство и раздражательность. А если покормить солдата хотя бы раз в день теплой пищей, он совсем по-другому смотрить на жизнь. Кто служил, тот пойметь.
    1. +4
      12 ноября 2015 06:37
      В этом контексте надо отдать должное,поклониться и сказать спасибо ротным старшинам и бойцам полевых кухонь.Они со своими заплечными "котелками" ползли на передовую,у немецких миномётчиков это был особый спорт отстреляться по подносчику горячей пищи.Сколько этих "котелков" железными горячими осколками посекло.Много.А они всё равно ползли и выполняли боевую задачу.
  4. +6
    11 ноября 2015 09:45
    На авиационном керосине лучше всего форсунки работают, стабильно и время приготовления уменьшается.
    1. 0
      10 мая 2017 12:03
      и где вы достанете в бою авиационный керосин? то то и оно...
  5. +7
    11 ноября 2015 10:02
    "Щи со свежей бараниной и с молодой капустой!" Кто читал, тот поймёт smile
    1. +1
      11 ноября 2015 10:46
      ЗАЧЁТ!!! Не читал, но смотрел =) fellow
  6. +5
    11 ноября 2015 10:04
    Хорошая машина в Германии у нас такие Зил(ы) были.Едем на марше и все готовится.Приехали и поели
  7. +5
    11 ноября 2015 11:33
    Здорово оборудовано. В мое время службы грузовик на прицепе котел возил на учениях, дровами топили. Вкусно было - на воздухе, с дымком...
  8. +2
    11 ноября 2015 11:42
    Брянский завод на выставке несколько раз показывал интересные кухни в крытых прицепах. На мой взгляд они более совершенны, чем ПАК-200. Кроме того прицеп имеет ряд преимуществ перед автомобильным шасси.
  9. +3
    11 ноября 2015 11:44
    Это самое главное, что есть в армии.
  10. +6
    11 ноября 2015 12:12
    Вспомнилась информация еще начала прошлого века, когда французский генерал критиковал русский подход к готовке пищи. Дескать французский солдат настолько изыскан в своих вкусовых предпочтениях, что предпочтет приготовить себе фуагра самостоятельно. Ну-ну...
    1. +6
      11 ноября 2015 13:42
      Цитата: kugelblitz
      Вспомнилась информация еще начала прошлого века, когда французский генерал критиковал русский подход к готовке пищи. Дескать французский солдат настолько изыскан в своих вкусовых предпочтениях, что предпочтет приготовить себе фуагра самостоятельно. Ну-ну...


      Наши плевые кухни,были мировым прорывом, и послужили образцом для копирования в других армиях,в том числе "переборчивых" французов...
  11. +5
    11 ноября 2015 14:00
    может и не к месту, ну как тут не вспомнить про "украинский борщ", но нет и не было никогда никакого украинского борща, это именно русские солдаты научили местных хохлов варить некий суп с овощами, когда князь Григорий Потемкин-Таврический завоевывал Таврию для России...
    1. +3
      12 ноября 2015 11:48
      Поляки с вами категорически не согласны... Они считают, что украинцы стянули борщ у них.

      А на самом деле, я думаю, что борщ - это национальное славянское блюдо))
  12. +6
    11 ноября 2015 14:55
    Во время моей службы в части были только прицепные котлы. Могли работать на дровах и на соляре. Самому не доводилось отведать пищи из походного котла, но народ впечатлениями поделился: если приготовлено на дровах - здорово, а на соляре варево соляркой отдавало несмотря на все усилия поваров, но ничего, трескали...
    То что на ходу можно обед готовить - наверняка здорово, но, полагаю, при этом экипаж работает в маленьком филиале ада - 3 горячих котла в ограниченном объеме как не теплоизолируй воздух нагреют конкретно.

    А материал хороший.
    И очень рад, что разработки и производство подобной техники не прекратились в период перекладывания задачи питания армии на гражданские конторы, что, ИМХО, является бредом полным.
  13. +7
    11 ноября 2015 16:32
    Когда служил в армии (1974-1976ГСВГ) лучшего белого-ситного не едал Особенно с маслом и посолить крупной солью. Супер. В Москве еле нашел такой хлеб. Годика два там только брал, специально крюк на 20 км делал. А счас все испортилось. Буханка та же а хлеб уже не тот. Честно -жалко. Армию вспоминаю. Ничего вкуснее не ел.
  14. +2
    11 ноября 2015 19:19
    Держись поближе к повару, и подальше от начальства. smile
  15. +2
    11 ноября 2015 20:01
    Прочитал статью, вспомнил кашу из кухни - сразу есть захотелось!!
  16. 0
    11 ноября 2015 21:33
    Цитата: tolancop
    То что на ходу можно обед готовить - наверняка здорово, но, полагаю, при этом экипаж работает в маленьком филиале ада - 3 горячих котла в ограниченном объеме как не теплоизолируй воздух нагреют конкретно.


    Вряд ли можно. Т.е. технически все будет работоспособно, но машину трясет, продукты скачут, вода норовит выплеснуться...
    1. 0
      15 ноября 2015 21:27
      Материал через строчку читали?
      "...Важнейшей особенностью кухонь семейства, отличающей их от других систем аналогичного назначения, является возможность приготовления пищи на марше. Фургон оснащается всей необходимой аппаратурой, обеспечивающей автономную работу в различных условиях..."

      Наскоьлко помню, крышки даже СТАЦИОНАРНЫХ котлов закрываются на замок, а уж у мобильных - тем более. Т.ч. выплескивание воды возможно только при закладке продуктов и помешивании, т.е. не слишком часто. С учетом того, что готовка "на марше" это возможность, которой вряд ли будут пользоваться часто, то , полагаю, с этим небольшим недостатком можно смириться.
  17. -1
    12 ноября 2015 12:23
    Странное название: раз автомобильная, значит подвижная (аутос (греч.) - само, мобилус (лат.) - движущийся, подвижный).
  18. 0
    12 ноября 2015 15:41
    не служил я в армии не взяли козелы.но друг мой в чечене служил во вторую компашку,он мне тоже рассказывал что сух пай надоедал и когда привозили какие нить щи это был как праздник
  19. 0
    12 ноября 2015 22:47
    Нач.продслужбы ЛенВО (кстати,лучшей тогда в ВС СССР и РФ) полковник Г.Першин разработал передвижной войсковой мини-мясокомбинат - тоже на базе КУНГов, чтобы не возить в полевых условиях в центральных складов мороженое мясо, но закупать\заготавливать на месте использовать. Экспериентальный образец был удачный, в серию при нём не запустили.
    Показывали по ТВ украинец. армию: они,как дикари: что-то там себе готовят на кострах из каких-то подачек каких-то "волонтёров".
    Хотя нашу легендарную полевую кухню изобрели в 19-м веке в Киевском военном округе, т.е. на нынешней территории Украины. Так они там и все полевые кухни со складов раворовали, раз на кострах готовят?
  20. 0
    13 ноября 2015 20:50
    "Так они там и все полевые кухни со складов разворовали, раз на кострах готовят?" Нет,наверное,обшили жестью и сделали из них БТРы! wink
  21. 0
    20 апреля 2018 19:09
    Странно, в прежние времена двойные стенки с масляной рубашкой устраивались в баке не для первого блюда, а для второго. Что логично - суп подгорает редко, а вот каша - только в путь...
  22. 0
    12 мая 2022 16:58
    в 1974 году на территории ЖК (Воронеж, строящийся комплекс ПВО С-200) при роте 573 ВСО (приписан к УНР-188) кухня ПАК-200, произведенная 111 военным заводом в Брянске в прицепном варианте, была в составе временной столовой для военных строителей, офицеров и прапорщиков. Недостатком было следующее: отсутствовала система автоматического поддержания давления воздуха для вытеснительной подачи солярки в горелки варочной печи. Сопла горелок были немного вынесены из зоны горения наружу (в объём помещения). Давление поддерживалось периодической подкачкой воздуха ручным автомобильным насосом. При падении давления струи солярки не попадали в топку и текли на пол (линолеум или релин, не помню точно). Однажды летом 1975 года во время обеда, когда первая смена уже поела и была построена возле столовой, а вторая смена ещё не прибыла, все увидели, сто шторки светомаскировки на окошках кухни занялись пламенем (окошки были открыты (откинуты на нижних петлях наружу). несколько военных строителей, покинув строй с криками "пожар", бросились снимать со штатных мест пенные химические огнетушители и через столовую начали тушить. Повара на месте не оказалось, никто не закрыл крышку котла с компотом. Потушили быстро, но компот, оставленный в котле для второй смены, был испорчен.
    Интересно, в последующих модификациях ПАК-200, особенно на шасси автомобилей, была ли устранена эта проблема с поддержанием давления солярки, например от ресивера тормозной системы, через редуктор ограничения давления или нет? Отзовитесь, кто в курсе.
    Справка: УНР-188 был генподрядчиком на строительстве цеха мелолитовой посуды на 111 В/З. Один из опытных или малосерийных образцов был передан в УНР, в состав оборудования для временных зданий и сооружений строящегося объекта Московского округа ПВО. Строители получали полноценное трёхразовое горячее питание. Никто не жаловался на пищу.
    Участник описанных событий, военный строитель (1974-76) Костомаров Н.Г.
  23. 0
    26 мая 2022 12:28
    Для сравнения со странами НАТО рекомендую статью полковника В.Русакова : «Передвижные полевые кухни армий иностранных государств» http://pentagonus.ru/publ/peredvizhnye_polevye_kukhni_armij_inostrannykh_gosudarstv_2014/19-1-0-2551