В США подходит к концу разработка беспилотного охотника за подлодками

35

Агентство по перспективным оборонным исследованиям США (DARPA) уже в 2016 году может начать новый этап тестирования автономного аппарата, который предназначен для обнаружения и слежки за дизель-электрическими субмаринами. Речь идет о достаточно продвинутом в техническом плане беспилотнике. При этом информация о наличии у данного дрона возможности поражать корабли противника не распространяется, но и не опровергается американскими военными.

Над созданием 40-метрового беспилотного судна для слежки за субмаринами в США приступили еще в 2010 году. По всей видимости, этот немаленький морской беспилотник весом в 140 тонн уже почти готов к использованию, пробные запуски аппарата будет проведены в январе-феврале 2016 года. Вся «железная» начинка автономного корабля, который получил уже обозначение ACTUV — Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel (противолодочное военное беспилотное судно непрерывного слежения) в настоящее время уже готова к использованию, теперь американские инженеры работают над созданием необходимого софта, который должен позволит аппарату ACTUV находиться в море несколько месяцев.



Главная цель морского беспилотного аппарата ACTUV — это выслеживание подводных лодок противника в мировом океане и осуществление слежки за ними на протяжении продолжительного периода времени. Скотт Литтлфилд, занимающий пост директора отдела тактических технологий в агентстве оборонных исследований DARPA, отметил, что главным преимуществом разрабатываемого проекта является тот факт, что стоимость работы полностью автономного судна будет составлять порядка 15−20 тысяч долларов ежедневно.

Стоит отметить, что 15-20 тысяч долларов в день — это существенно меньше, чем ежедневные расходы, которые американский военный бюджет несет на содержание одного эсминца с экипажем (около 700 тысяч долларов). Пока что американские военные не собираются размещать на борту ACTUV какое-либо оружие. Пентагон запрещает устанавливать вооружение на полностью автономных системах, но сами специалисты DARPA не исключают подобную возможность в будущем. По словам Литтлфилда, одним из главных преимуществ автономных судов проекта ACTUV станет то, что такой беспилотник сможет нести гораздо больше грузов, чем уже существующие автономные устройства, запускаемые с борта боевых кораблей. Так что установить на борту аппарата какое-либо вооружение в случае принятии соответствующего решения будет вполне реально. Также Скотт Литтлфилд рассказал журналистам о том, что американский флот рассматривает возможности использования аппарата ACTUV не только для поиска и слежения за подводными лодками противника, но и, к примеру, для поиска морских мин.

Стоит отметить, что первая информация о проведении испытаний беспилотного аппарата морского базирования ACTUV появилась еще весной 2015 года. Тогда была распространена информация о том, что агентство DARPA провело серию первых испытаний необитаемого аппарата, который предназначен для поиска подлодок. Как сообщало издание Defence Talk, морские испытания беспилотника проходили возле побережья Миссури и продолжались по времени 6 недель. Когда именно начались испытания и когда они завершились, в сообщении не уточнялось.

Была распространена информация, что во время испытаний в 2015 году дрон сумел самостоятельно проплыть по заданному заранее курсу. При этом на пути аппарата встречались различные препятствия в виде подводных рифов, мелководья, а также надводных судов, которые специально осуществляли непредсказуемые маневры. Однако беспилотный аппарат ACTUV даже в таких условиях сумел пройти по заданному курсу, ни разу не столкнувшись с каким-либо препятствием. В агентстве оборонных исследований DARPA подчеркнули, что аппарат совершал маневры в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов в море. Тогда же стало известно, что длина испытываемого беспилотника составляет примерно 40 метров, а также то, что дрон оснащен различным современным навигационным оборудование и сонарами.



По словам одного из руководителей программы ACTUV Скотта Литлфилда, автономное судно сможет работать в море месяцами, причем в самостоятельном режиме без участия человека. При этом он подтвердил, что беспилотный аппарат обязательно будет учитывать наличие других кораблей и будет всецело подчиняться существующим конвенциям и морским законом, обеспечивая безопасность судоходства.

Американские военные рассчитывают использовать автономные корабли для поиска наиболее «тихих» дизель-электрических субмарин, которые находятся на вооружении Российской Федерации, КНР и Индии. По оценкам американского оборонного ведомства, с данной задачей могли бы успешно справиться и современные американские атомные подлодки, но их применение для этих целей является экономически нецелесообразным. Стоит отметить, что активизация американской программы, направленной на создание автономного «охотника» за субмаринами, по времени совпала с активизацией работ по строительству российского военно-морского флота. В том же 2010 году, когда в США приступили к реализации проекта ACTUV, в России на производственных мощностях ОАО «Адмиралтейские верфи» была заложена первая в серии дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 — «Новороссийск».

Всего на «Адмиралтейских верфях» была заложена серия из шести подводных лодок проекта 636.3. Все они предназначены для службы в составе Черноморского флота Российской Федерации. По данным на ноябрь 2015 года, четыре заложенные в Санкт-Петербург лодки уже приняты в боевой состав флота: Б-261 «Новороссийск» (22 августа 2014 года), Б-237 «Ростов-на-Дону» (30 декабря 2014 года), Б-262 «Старый Оскол» (3 июля 2015 года), Б-265 «Краснодар» (5 ноября 2015 года). Еще две лодки данной серии в настоящее время строятся — лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» были заложены 30 октября 2014 года. Планируется, что серия подводных лодок проекта 636.3 будет продолжена. Об этом говорил главнокомандующий ВМФ РФ Виктор Чирков. По его словам, Главное командование ВМФ России рассматривает возможность постройки субмарин данного проекта и для других российских флотов. В этом есть своя логика, так как подлодки проекта 636.3 обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и боевой эффективностью.



Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и его модернизированная версия — это отечественное развитие еще советского проекта лодок 877 «Палтус». По кодификации НАТО многоцелевые дизельные подводные лодки данного типа называют Kilo. Лодки проекта 636.3 получили увеличенную мощность дизель-генераторов, дальность плавания и скорость полного подводного хода. По заявлениям российских военных, субмарины проекта 636.3 являются на сегодня самыми малошумными подлодками в мире.

Источники информации:
http://www.nanonewsnet.ru/news/2015/darpa-zavershaet-stroitelstvo-avtomaticheskogo-okhotnika-za-podlodkami
https://nplus1.ru/news/2015/04/23/hunter
http://www.rosbalt.ru/main/2015/11/12/1460308.html
http://hi-news.ru/robots/darpa-sozdalo-ogromnogo-drona-oxotnika-za-submarinami.html
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 ноября 2015 06:39
    Нужен беспилотный охотник за охотниками.
    1. +1
      18 ноября 2015 07:42
      или может достаточно торпеду от пакета-нк доработать, чтоб дальше стреляла и топила роботов. наводится по идее должно быть легко, робот то вроде сильно демаскирует себя своими сонарами.
      1. +1
        18 ноября 2015 08:17
        Цитата: руслан
        наводится по идее должно быть легко, робот то вроде сильно демаскирует себя своими сонарами.

        Бллллллллин... ну как? как можно писать такую нелепость? Откуда такое невежество? Жертвы ЕГЭ?
        1. +3
          18 ноября 2015 13:55
          о, эксперд! давай расскажи нам. чё, сонар не демаскирует корабли при своей работе? неужто невозможно сделать систему наведения торпед? и да, в школе не обучают основам гидроакустики, поиску подводных объектов и прочего. так что можно условно считать жертвой егэ. бесят такие понторезы, нет чтоб как нормальный человек, пояснить что это невозможно, надо постить такой ответ как скот левый. иди на других гавкай.
          1. -1
            18 ноября 2015 14:06
            Цитата: руслан
            бесят такие понторезы, нет чтоб как нормальный человек, пояснить что это невозможно

            А бл додуматься что гидроакустичиские системы анализируют шумы, а не пукают в воду сложно? Даже в детских кинушках про войнушку показывали как акустик СЛУШАЕТ море. Слушает, а не создает демаскирующий шум...

            П.С: а в нормальной школе (раньше по крайней мере) проходят раздел физики АКУСТИКА.
            1. c3r
              +9
              18 ноября 2015 15:10
              Гидроакустические системы бывают активного и пассивного типов.Вторые это те которые в "детских киношках слушают",от них для "Варшавянки" она же "Чёрная дыра" по натовской классификации,потому как ещё шумы не отличаются по уровню от шумов океана,а вот первые (то бишь активные),те как раз таки в воду "пу.кают" и по отраженному "п.уку" обнаруживают предметы (эхолокатор называется).Вот на них то и можно наводить оружие.Как то так уважаемый! hi
              1. Комментарий был удален.
              2. 0
                19 ноября 2015 13:25
                Цитата: c3r
                Как то так уважаемый!

                Еще бл один... СОНАРЫ не излучают НИЧЕГО. Современные ГАС способны услышать все, в основном используя низкие частоты, но для этого нужны протяженные антенны, как конформные, так и буксируемые. пресловутая "Варшавянка" давно перестала быть "черной дырой" ибо прогресс не стоит на месте... в отличии от конструкции "Варшавянки"
                Все дело в расстоянии, температуры воды по слоям, глубины. Активные средства обнаружения используют дистанционные, в основном в активных РГБ. Ни один подводник не будет использовать активные средства в поиске противника активные средства (если не выжил из ума).
            2. -1
              19 ноября 2015 09:48
              рука-лицо. причём здесь слушание шумов? написано же в статье, что на дроне сонары ведущие активную локацию, даже на первой картинке показано как это выглядит. значит пукает звуковыми импульсами и ловит отображённый от объектов звук. о чём и речь была выше. читать внимательнее надо о чём пишут и говорят, а не понты разбрасывать. хотя возможно он и будет иметь функцию пассивной локации, для засад на лодки.

              п.с. оптику учили помню, механику учили помню, акустику не помню :) хотя учили про распространение звука в разных средах, это оно? :)
      2. -2
        18 ноября 2015 12:28
        Цитата: руслан
        или может достаточно торпеду от пакета-нк доработать, чтоб дальше стреляла и топила роботов. наводится по идее должно быть легко, робот то вроде сильно демаскирует себя своими сонарами.

        Вопрос в том как в мирное время уйти от слежки, скорее всего там будет очень мощный сонар, сам беспилотник сможет при необходимости передвигаться со скоростью 40 узлов(значит у подлодки нет шанса оторваться от слежки(к тому же чем быстрее подлодка идёт под водой тем больше демаскирует себя)), кроме того беспилотник скорее всего снабдят в будущем торпедами, ракето-торпедами ASROC и возможно каким нибудь простеньким ПВО, типа зенитных пушек и пулемётов(может быть установят ракеты ПВО ESSM).
    2. +3
      18 ноября 2015 11:23
      Да не беспилотник нужен,а грамотный програмист или компьютерный хакер для взлома програмы(такой сибе доктор вирусолог laughing ) этого беспилотника
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      19 ноября 2015 11:13
      Цитата: Майор_Вихрь
      Нужен беспилотный охотник за охотниками.

      Не-а. Ассиметричный ответ - всплывающая капсула с поплавками и прочной сетью !
  2. +3
    18 ноября 2015 06:39
    Больше бабала в вундервафли пусть вливают..больше!!!
  3. +2
    18 ноября 2015 07:03
    Значит нужно выработать алгоритм, как в компьютерной игре, и потом без проблем можно будет валить этих охотников действующих в рамках жесткой программы. Кроме того нестандартные действия подлодки также могут сорвать сценарий программы. Ну, и прикрытие действий ПЛ авиацией еще никто не отменял.
    1. +2
      18 ноября 2015 08:41
      потом без проблем можно будет валить этих охотников действующих в рамках жесткой программы

      Думаю, завалить такого робота - дело нехитрое. Но тем самым подлодка себя демаскирует: противник сразу будет знать, в каком квадрате ее искать. Тут в игру включается противолодочная авиация, и вечер сразу перестает быть томным.
      1. 0
        18 ноября 2015 09:24
        Цитата: Kalmar
        Думаю, завалить такого робота - дело нехитрое

        Если знать его местоположение в океане, то да. Так то любой подводный аппарат "завалить" можно зная где он.
        Вопрос с выявлением его. У него однозначно полное электродвижение, поэтому поди найди его.
        1. +1
          18 ноября 2015 13:43
          У него однозначно полное электродвижение, поэтому поди найди его.

          Почему? На аккумуляторах он сильно далеко не уйдет, наверняка должна быть еще дизельная или газотурбинная ЭУ, хотя бы для подзарядки батарей.
          1. Комментарий был удален.
          2. -1
            18 ноября 2015 14:07
            Цитата: Kalmar
            На аккумуляторах он сильно далеко не уйдет

            На литиевых запросто. Смотрите планируемую автономность. Вон японцы НАПЛ создают чисто на батарейках литиевых, чистое электродвижение.
      2. 0
        18 ноября 2015 14:04
        завалить можно предварительно установленной миной в любой квадрат, настроенной на шумы именно этих конкретных беспилотников...
  4. +1
    18 ноября 2015 08:24
    На китайцах для начала потренируются, благо тамошний регион довольно оживленный
  5. +1
    18 ноября 2015 08:59
    Официальные заявления это конечно хорошо. Но штатники постоянно что-то ободряющее заявляют, а потом как минимум половина их заявлений оказывается знатной "пэрэмогой". Так что посмотрим как оно будет на самом деле.
  6. 0
    18 ноября 2015 09:12
    Там ключевая фраза: инженеры работают над софтом, который позволит находиться в море несколько месяцев. Как всегда у матрасов, блеф
  7. +1
    18 ноября 2015 10:02
    Следующий шаг в развитии беспилотников, всего навсего.
  8. 0
    18 ноября 2015 10:35
    Интересная архитектура судна - этакий мини-зумвалт с аутригерами. Любопытно, чем она вызвана?
    1. 0
      18 ноября 2015 12:34
      Тем же, что и у Зумволта. Малозаметностью. Для радаров самолетов
      ДРЛО и боевых кораблей.
  9. 0
    18 ноября 2015 10:53
    Если все 4то написано соответствует действителности.Ето угроза не толко
    подводного флота.
  10. 0
    18 ноября 2015 11:12
    А может попробовать против охотника-беспилотника РЭБ торпеду,или что у нас ещё в заначках есть?!
  11. 0
    18 ноября 2015 11:35
    Сетку лодка должна выбрасывать из особо прочного материала чтобы эта вафля в ней запуталась и к Белоусову на борт...
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    18 ноября 2015 11:49
    Цитата: andrei72
    Интересно, КАКИМ ОБРАЗОМ дрон будет получать ЭНЕРГИЮ, для постоянного движения в течении НЕСКОЛЬКИХ месяцев??? ОТКУДА??? Мощности самых современных аккумуляторов НЕ ХВАТИТ для такой работы, а устанавливать дизель-генератор, с запасом топлива, так получится обычная лодка, только без экипажа, но в таком случае, уже давно бы корабли ходили без экипажа... Видать пока что, это сложно осуществимо!

    Короче - туфта всё это!!!
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    18 ноября 2015 12:24
    Скорее всего подобные беспилотники отправят в средиземное море, может быть в чёрное море, балтийское море и северный ледовитый океан.
    1. 0
      18 ноября 2015 14:06
      (Северный ледовитый) - чтобы они там замерзли, обледенели, перевернулись и их льдом раздавило
      1. 0
        18 ноября 2015 16:56
        Цитата: shans2
        (Северный ледовитый) - чтобы они там замерзли, обледенели, перевернулись и их льдом раздавило

        Баренцево море не замерзает, а вдоль северного морского пути никто патрулировать не будет по причине ледового покрова, да и не пустят их туда, так как там наша экономическая зона.
  16. 0
    18 ноября 2015 14:14
    Срочно необходима дальнобойная торпеда не хуже американской МК иначе как безопасно уничтожать дроны.+ автономные средства обнаружения как мин так ПЛ.
  17. 0
    18 ноября 2015 14:30
    Цитата: voyaka uh
    Тем же, что и у Зумволта. Малозаметностью. Для радаров самолетов
    ДРЛО и боевых кораблей.


    А аутригеры?
  18. +3
    18 ноября 2015 14:30
    Интересно, как у него с мореходностью? В шторма тонут корабли и побольше, да ещё с экипажем который борется за живучесть. Тут простейшая поломка может привести к чему угодно, а беспилотник становится опасным для мореходства плавучим объектом и его положено затопить. Кроме того нужно будет уладить юридические нормы. Сейчас судно без экипажа, в открытом море, считается "погибшим", вне зависимости есть у него ход или нет. Спасатель судна в праве рассчитывать на премию от владельца, или в случае отказа владельца становится собственником спасённого имущества. В общем, сейчас при встрече с таким беспилотником его можно официально брать на буксир и требовать выкуп или забирать себе, там есть конечно нюансы, но примерно так.
  19. 0
    18 ноября 2015 14:57
    Перепрошить по wi-fi всего и делов.)
  20. 0
    18 ноября 2015 22:23
    Скорее всего речь идет о дополнении к подводным сетям наблюдения вокруг американского побережья.
    Дрон может ловить неправильности в сигналах от этой сети и делать выводы о присутствии подводной лодки. Существование подводной и надводной составляющей повысит точность и чувствительность системы обнаружения. Ну и удешевит эксплуатацию.
    Вряд ли США будут запускать эти дроны в далекое плавание.
  21. 0
    18 ноября 2015 22:48
    корабль без экипажа - это, в первую очередь, угроза для судоходства, т.к. не все можно предсказать в заложенных алгоритмах. Точно так же как сейчас натовцы верещат об "угрозе воздушному движению" от российских военных самолетов, можно очень уверено говорить об угрозе судоходству.
  22. +1
    18 ноября 2015 23:47
    Лодка всплывает на перископную глубину, из неё выходит пловец, цепляет трос к этому чуду и тянем её в свои терр. воды, докажи потом, что он не сам за нами пошёл)))
  23. 0
    19 ноября 2015 04:37
    Есть такие "фонарики" которых любые дроны очень боятся. Думаю что на каждую хитрую корму найдётся и "фонарик" с резьбой.
  24. 0
    19 ноября 2015 05:13
    Один нормальный электромагнитный импульс превращает этот дрон в "дрон-труп". Думай потом оператор, чего связь с дроном пропала. Вывод: данная вундервафля скорее всего создана для контроля водного пространства вокруг базы ВМС, в районе которой имеются другие средства контроля пространства вокруг этой вундервафли.
  25. +2
    19 ноября 2015 05:46
    Основная проблема этого беспилотника-то что действовать он сможет только в своих или союзнических территориальных водах,или под наблюдением надводного корабля ВМФ США.В нейтральных водах-любое лицо первым поднявшийся на его борт ,согласно морскому праву может обьявить его своей собственностью.
  26. 0
    22 ноября 2015 23:18
    Цитата: Redfox3k
    Один нормальный электромагнитный импульс превращает этот дрон в "дрон-труп". Думай потом оператор, чего связь с дроном пропала.


    Да, осталось только разработать источник направленного ЭМИ.

    А вообще не пойму стенаний по поводу "своих вод", США страна с огромными морскими границами, такой патрульный корабль никак не навредит оборонительному потенциалу.