Тающая Артика, возобновление замороженных конфликтов

29
До недавнего времени любые действия, как то добыча полезных ископаемых или установка стационарных модулей с вооруженным контингентом в Артике были практически невозможны из-за тяжелых климатических и природных условий. Построенные еще во времена холодной войны военные модули либо ликвидировали, либо законсервированы, а личный состав военных подразделений выведен на большую землю.

Сейчас ситуация в корне изменилась, из-за таяния льдов в Артике повышается средняя температура, становятся доступными шельфы с огромными запасами полезных ископаемых, что делает возможным не только безопасным плавание к берегам Арктики, но и размещение специалистов по добыче полезных ископаемых. Да и развитие технологий вышло на новый уровень достаточный для использования техники в полярных условиях.

Проблемы с Арктическим шельфом возникают еще и из-за того, что на самом деле границы в данном регионе по большей части носят приблизительный характер.

Российская федерация всегда выступала за раздел Арктического пространства по секторам, согласно крайних точек по меридиану до полюса. В этом случае большая часть Арктики останется за Россией. Такую же точку зрения имеет и Канада.

Соединенные штаты считают такую позицию в корне неверной, и считают, что странам принадлежит только 12-мильная зона от своего побережья, а Арктика получается ничейной территорией.

Еще одну точку зрения имеют Дания и Норвегия, которые считают, что раздел должен проходить по усредненной линии, по этой версии полюсом будет владеть Дания.

На этой почве постоянно происходят конфликты между Канадой и Соединенными Штатами за участки на Аляске и провинцию Юкон, между Данией и Канадой за территорию острова Ханс и его акваторию.

Существовавший спор между Норвегией и Россией из-за двухсотмильной зоны, которую в 77 году в одностороннем порядке установила Норвегия, и которая входила в территориальные воды Советского Союза, успешно разрешен совсем недавно. Государства договорились поделить спорные воды пополам, и что не характерно отказалась практически от варианта разделения Арктического пространства по секторам и сегодня имеет претензии только на двухсотмильную зону в которую входит арктический шельф с огромными залежами полезных ископаемых.

Еще одна проблема территориального значения – остров Гренландия. Остров составляет чуть менее 98 процентов территории Дании с населением порядка 58 000 человек. По оценкам экспертов на Гренландском шельфе может находиться более 150 миллиардов баррелей нефти. В конце 2008 года согласно проведенного референдума большая часть населения острова проголосовали за увеличенную автономность от Дании. Теперь Гренландия сама распоряжается полезными ископаемыми острова, Дании оставили оборону и внешнюю политику. Данное положение полностью не устраивает Данию и она ищет пути выхода из данной ситуации.

Военный потенциал стран Арктического региона

Вооруженные силы Дании, Норвегии и Канады из-за явного слабого военного потенциала не могут составить серьезной конкуренции Российской Федерации.
ВМС Норвегии имеют 6 подводных лодок, столько же тральщиков и шесть ракетных катеров, 5 фрегатов.

ВМС Дании имеют 7 фрегатов и 2 вспомогательных корабля.

ВМС Канады – 4 подводных лодки, 3 эсминца и 24 корабля фрегатов и тральщиков.

Эти страны не имеют частей морской пехоты и подразделений ВДВ, и практически отсутствуют средства для транспортировки военизированных подразделений на Арктическое побережье. Так же отсутствует возможность поражения береговых целей, нет морской авиации палубного базирования и КР.
Соединенные штаты не имею постоянного контингента в европейской части Арктики, за исключением РЛС в Гренландии. А на Аляске расположены 2 бригады ВС, одна - бригада «Страйкер», другая - 4 воздушно-десантная бригада и два авиационных крыла ВВС, в которые входят по 2 эскадрильи «F-22» и «F-16», по 1 эскадрилье «F-15», и вспомогательные самолеты для разведки и транспортировки. Так же на Аляске располагается 176 авиационное крыло ВВС Нацгвардии Соединенных Штатов.

Имеющиеся аэродромы могут вместить до 300 самолетов, которые могут быть переброшены на Аляску в течение нескольких дней. Так же эти самолеты могут увеличить наземные сухопутные подразделения в несколько раз за пару дней.

Аляска имеет в Форт-Грили самый мощный комплекс ПРО Соединенных Штатов, входящий в глобальную систему обороны США. Комплекс имеет на вооружение ракеты «GBI», примерное количество всех ракет около 40 единиц.

На Аляске отсутствуют боевые надводные корабли и подводные лодки, имеются несколько кораблей Береговой обороны и охраны.
Российский Арктический потенциал.

Российская Федерация вследствие определенных обстоятельств сосредоточила свою военную мощь в европейской части Арктики, в которую входят:
- весь Северный флот;
- 61 полк МР;
- 200-я мотострелковая бригада;
- три ЗР полка «С-300П»;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БИТВЫ НА ШЕЛЬФЕ

Другое дело, если Россия не начнет разрабатывать месторождения в своей экономической зоне и не откроет для плавания СМП (пусть и на своих условиях), то она окажется в роли собаки на сене, за что начнет подвергаться усиливающемуся экономическому и политическому давлению. Воевать с нами из-за этого никто не будет, но проблемы создадут другими способами.

Еще одним теоретическим фактором возникновения конфликта в Арктике может стать деятельность Китая, который в 2008 году открыл научную станцию на Шпицбергене, и в Арктике стал регулярно появляться китайский ледокол «Снежный дракон», ранее работавший в Антарктиде. Главным проводником китайских интересов в этом регионе выступает Норвегия, которая в этом году даже предложила сделать Китай членом Арктического совета (кроме пяти перечисленных стран в него сейчас входят Швеция, Финляндия и Исландия).

КНР испытывает острейшую потребность в любых природных ресурсах. Поэтому Арктика представляют для Пекина очень значительный интерес. Позиция Китая более всего схожа с позицией США, то есть он выступает за максимальную интернационализацию Арктики. Пока, правда, ВМС КНР, несмотря на быстрый рост их потенциала, не способны к проведению сколько-нибудь значительных боевых операций в Арктике (в первую очередь – из-за отсутствия баз).

АРКТИКУ ПОРА ПРИКРЫВАТЬ ПВО

Таким образом хотя изменение природно-климатических условий и экономические интересы приарктических стран создают теоретическую возможность для милитаризации Арктики и возникновения здесь различных военных конфликтов, в обозримом будущем вероятность реализации любых мыслимых сценариев этих конфликтов представляется крайне низкой. При этом надо отметить, что и в более отдаленной перспективе одним из важнейших факторов предотвращения таких конфликтов является укрепление военного потенциала РФ во всех его компонентах, как собственно в Арктике, так и в целом.

Соответственно российский военный потенциал в Арктике должен быть как минимум не ниже, чем сейчас. При этом очевидно, что слишком его раздувать было бы, во-первых, бессмысленно, во-вторых, крайне накладно.

Как известно, 200-я мотострелковая бригада, дислоцированная в Печенге, официально провозглашена арктической. Пока, правда, не очень ясно, что это значит. Например, какой техникой она будет оснащена, сохранит ли танки? Хорошо подходящие для арктических условий МТЛБ и «Витязи», к сожалению, устарели, непонятно, какие машины могут прийти им на смену. Зато очень хорошо понятно, что арктические соединения должны иметь в своем составе вертолеты, такова местная специфика.

Нет смысла создавать новый тип соединений ради формирования одного конкретного соединения данного типа. Кроме Кольского полуострова подобные бригады должны появиться в первую очередь на Чукотке. Другие возможные пункты их дислокации – район Архангельска и Северодвинска, Нарьян-Мар или Воркута, Салехард, Норильск, Тикси. Нынешняя абсолютная открытость российской Арктики не совсем нормальна. Как было сказано выше, опасность войны обратно пропорциональна нашему потенциалу.

Пожалуй, еще более нетерпимо полное исчезновение из Арктики (к востоку от Северодвинска) ПВО. Три–четыре зенитно-ракетных полка и две–три авиабазы там быть должны. Хотя бы для того, чтобы закрыть вопрос с обезоруживающим ударом «Томагавками». Наконец, основные порты Севморпути должны быть оборудованы как ПМТО ВМФ, хотя постоянное базирование там боевых кораблей вряд ли целесообразно.

России необходимо самой начать разработку углеводородов на участках шельфа, которые она считает своими. В этом случае она станет владельцем соответствующих месторождений де-факто, что позволит перейти к конструктивному экономическому сотрудничеству с другими странами.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    22 ноября 2011 07:43
    Согласно новостным источникам, Россия, в деле освоения Арктики, довольно-таки на высоте! Ледокольный флот - самый большой, техника для Арктики разрабатывается ( как военная, так и добывающая), участки усиленно "столбятся". Конечно, специфика условий диктует свои особенности, но, по-моему, здесь у нас - всё обстоит очень не плохо. И, согласен с автором - ПВО просто необходима! Совсем недавно была инфа о строительстве плавучего аэродрома в Арктике - это же - зашибись новость!!!
    1. Sergh
      +15
      22 ноября 2011 09:08
      Да, плавучей вертолётной площадкой с жилым комплексом (проект).

      Первая в России морская нефтедобывающая платформа "Приразломная", построенная для освоения арктического шельфа РФ, отправилась на месторождение в Баренцево море. Свою работу первая в мире ледостойкая нефтяная платформа должна начать к первому января.

      Восемь портовых буксиров повели платформу от причала в Мурманске, где она достраивалась, на рейд. Далее "эстафету" примут четыре мощных морских буксира и возьмут курс на восток - в Печорское море — название юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач.

      В пределах Печорского моря имеется несколько заливов (губ). Это мелководное море с постепенно увеличивающимися глубинами в направлении от материкового берега. Вдоль южного берега архипелага Новая Земля располагается глубоководный желоб с глубинами более 150 м.




      По планам заказчика — компании "Газпром нефть шельф" — платформа должна начать добывать нефть в первом квартале будущего года. Буровая будет установлена в 60 км от берега у поселка Варандей Ненецкого автономного округа. Глубина моря в районе месторождения составляет около 19 м. При этом осадка самой платформы — 17 м.

      "Приразломная" — самая большая в мире плавучая буровая платформа ледового класса, на ее строительство ушло почти 15 лет. 126 метров в длину, 140 метров в высоту и весом в 120 тысяч тонн, с балластом в два раза больше. Обслуживать платформу будет экипаж из 200 человек, включая медперсонал, поваров и авиадиспетчера.

      Вслед за "Приразломной", на морской шельф выйдет самоподъемная плавучая буровая установка "Арктическая". Кроме того, завершилось строительство двух платформ для работ на Штокмановском месторождении, передает Вести.ru.



      А остальные в Арктике будут делать ТАК:



      Строительство и испытания буровых установок "Полярная звезда" и "Северное сияние", предназначенных для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении, завершены, говорится в сообщении "Газпрома".

      В понедельник в Выборге группа специалистов компании во главе с заместителем председателя правления Александром Ананенковым посетила ОАО "Выборгский судостроительный завод".

      "Прежде всего, речь шла передаче "Газпрому" полупогружных буровых установок (ППБУ) "Полярная звезда" и "Северное сияние". На сегодняшний день строительство и приемо-сдаточные испытания обеих буровых платформ завершены", - говорится в сообщении.



      Не боись мужики, прорвёмся, мы впереди.
      1. +9
        22 ноября 2011 09:20
        Серж, привет! Очень мне нравится последний снимок с комментарием! wink
        1. Sergh
          +4
          22 ноября 2011 09:23
          Самому понравилось, сижу смотю и балдею!
          Только уже не последний, ещё добавил инфу свежую.
          1. +5
            22 ноября 2011 09:43
            В Сарове разрабатывают атомные реакторы для длавучих платформ ( аэродром или прочее )
            1. +4
              22 ноября 2011 09:51
              Насколько знаю, в Северодвинске приступили к строительству первой плавучей атомной электростанции!
      2. +2
        22 ноября 2011 19:21
        медведь с коментом - отпад!!!!!!!!!!!!!!!!!! wink
      3. 0
        22 ноября 2011 22:32
        Это что-ж получается, если 15 лет строили - кто такой дальновидный оказался? Молодец, мало таких стратегов осталось у нас, что б на 20 ходов вперёд думал...
  2. Алексей42
    +5
    22 ноября 2011 08:16
    Необходимо во-что бы то не стало сохранять свое доминирующее положение в Арктике, сделать это направление одним из приоритетных, ресурсы еще ни кому не помешали.
    1. vadimus
      +2
      22 ноября 2011 18:06
      Тем более, что частью ресурсов можно и армию окупать… Не всё же в карманы толстосумов
  3. Mondeo
    -9
    22 ноября 2011 08:17
    Ага, уничтожайте Арктику, простой народ будет жить под водой а ЕРЖ элита в Ноевском Ковчеге...
    1. +7
      22 ноября 2011 08:28
      Весёлый Вы человечище, господин Мондео! С Вами - не соскучишься! Как юсы загадили половину Мира - это норма и забота ( взять хоть Мексиканский залив, хоть трубопровод на нашем Дальнем Востоке), как Россия начинает подбираться к каким-либо сырьевым месторождениям - сразу призывы ( быстро переходящие в злобные вопли - " ГрабЮт!") к бережному отношению к экологии. Очень трогательно это...Слёзы сразу наворачиваются... recourse
  4. Anatoly
    +5
    22 ноября 2011 08:24
    Как и предсказывали писаки-фантасты,в будущем будут войны за природные ресурсы. Вот они и идут... Это еще не так остро встаёт вопрос.дальше хуже. Хорошо,что Россия это вовремя поняла.
  5. +5
    22 ноября 2011 08:55
    В Нарьян-Маре раньше стояли ПВОшники, на Варандее взлетка была, в Амберме часть ПВО стояла. Сейчас ни хрена не осталось... На весь Ненецкий АО два десятка пограничников и два катера береговой охраны, один из них надувной!
  6. g.A.Mauzer
    +3
    22 ноября 2011 10:48
    Пока, правда, не очень ясно, что это значит. Например, какой техникой она будет оснащена, сохранит ли танки? Хорошо подходящие для арктических условий МТЛБ и «Витязи», к сожалению, устарели, непонятно, какие машины могут прийти им на смену.


    http://topwar.ru/5665-vezdehod-arktika-postavlen-na-vooruzhenie-rossiyskoy-armii
    .html

    Например, вот эти: уменьшаем высоту корпуса, обшиваем бронёй, ставим боевой модуль ("Бахчу" не знаю, потянет ли, но что-то типа "Бережка" или "Кливера" - вполне). Наверное, возожен вариант БТР-снегоход, на гусеничном ходу и с дополнительными "лыжами" по бортам и под днищем.

    Зато очень хорошо понятно, что арктические соединения должны иметь в своем составе вертолеты, такова местная специфика.


    Желательно, и СВВП. Как тут не огорчиться снятию с вооружения Як-38.
    Если бы он был, то можно было бы задуматься о небольшом авианосце-ледоколе, на несколько таких машин, по типу эскортных авианосцев времён ВМВ.

    Не выходящее за грани околонаучной фантастики. belay
    1. 0
      22 ноября 2011 14:05
      Для передвижения можно и Трэкол использовать. Берет до 10 человек, плавает.
    2. 0
      22 ноября 2011 19:17
      Як-38, технически и практически труп, не то-что морально, да и никогда не был ни-чем серьёзным (с него ни штурмовик, ни самолёт огневой поддержки, ни ПВО никакой), нужна действительно серьёзная техника, - а по поводу авианосцев ледового класса - наверное было-бы хорошо такими обзавестись!
  7. 0
    22 ноября 2011 11:38
    Я думал не доживу до того момента как начнут активно Арктику изучать и что то там добывать.
    Я считаю это перспективно в настоящее время, главное вовремя та захватить себе кусок.
  8. 0
    22 ноября 2011 11:47
    то и есть земля наших предков ... которая до ледникового периода под воду ушла ! последний погрузился хребет "Ломоносова"в годах 60 ...
  9. dred
    0
    22 ноября 2011 13:03
    Уж поскорей бы Россия взяла бы свой кусок.там нефти немеренно.
  10. ПАТРОН
    0
    22 ноября 2011 13:35
    Судя по статье Россия находится в лучшем положение,чем другие.Самое что не понравилось,это претензии Китая на раздел материка их шельф "китайский" там никаким боком не проходит.
    1. vadimus
      0
      22 ноября 2011 18:08
      Главное не упускать приоритет
  11. 0
    22 ноября 2011 17:50
    лишь бы природа не страдала
  12. 0
    22 ноября 2011 18:03
    так-то, а наши конструкторы что-нить сварганят, вон на том же витязе была концепция снаряжения его оружием, когда служил в парке штук 15-30 стояло Витязей, взять да модернизировать, поставить башни танковые\пво и дело в шляпе и дешевле разработки новых машин



    + есть объект 279, шасси думаю будет позволять проходить снег, но он тяжел, и не плавучий, в отличие от того же витязя
  13. Artemka
    0
    22 ноября 2011 18:35
    А то где только не воевали а там еще не было войн.
  14. AlievMR
    0
    22 ноября 2011 19:57
    Одно мы не учли: территория, на которую мы претендуем огромная, а значить и мускулы нам нужны будут огромные. Но внимание наших к Арктике меня радует, так что я уверен мы ПРОРВЕМСЯ!!!!! fellow
  15. Camyrai
    0
    22 ноября 2011 20:25
    Эта статья - краткое изложение материала, взятого отсюда
    http://nvo.ng.ru/concepts/2011-11-18/1_arctic.html
    Автор, это называется плагиат
  16. Маамонт
    +1
    22 ноября 2011 20:45
    Бригаду ВС у нас в Салехарде?!. Прикольно, но далеко. Лучше на Харасавее.
    Ко всему этому у нас на Ямале вовсю налаживают инфраструктуру, дороги, порт будут отстраивать.
  17. 0
    23 ноября 2011 18:16
    Не знаю - как насчет бронетехники и т.д. Служил в тех местах в 80-е годы. Могу сказать, что прежние относились к вопросу ПВО более ответственно: в Амдерме2 сидел ИАП на Як28, в Архаре ИАП на Ту 123 (потом Су27), в Амдерме еще что-то, по всему Северу стояли позиции ракетчиков. В Норвегии вражина взлетал (SR 71) - наши дежурные пары на вылет... Сейчас пусто. Брошенные аэродромы, позиции, казармы... Разруха одна. Считаю, что со стороны полюса страна обезоружена и беззащитна. Если заявлять о своих интересах - то это надо поддкреплять дубиной в руке. Иначе пошлют подальше (как это часто делалось в последнее время). Помните, что север, он хоть и крайний, но он наш Крайний Север!