Начата разработка малогабаритных атомных электростанций

34
В обозримом будущем вооруженные силы России должны расширить парк вспомогательной техники. Для обеспечения войск и, при необходимости, гражданских объектов предлагается создать новые мобильные электростанции, пригодные для быстрой переброски в нужные районы. Проект разработки подобной техники стартовал, первые его результаты должны появиться уже к концу текущего десятилетия.

По информации агентства ТАСС, разработкой перспективных мобильных электростанций занимаются несколько научных и проектных организаций, а за общую координацию проекта отвечает «Инжиниринговая компания инновационных проектов». Именно ее руководство не так давно рассказало о текущих работах в перспективном направлении. По словам генерального директора компании Юрия Конюшко, работы ведутся в соответствии с распоряжением министра обороны. Военное ведомство желает получить новые малогабаритные атомные электростанции. По-видимому, такое оборудование планируется использовать для энергоснабжения удаленных гарнизонов, войск на полигонах и т.д.

К настоящему времени специалисты отечественной промышленности уже приступили к предварительным научно-исследовательским работам по перспективному проекту. Первые выводы должны быть сделаны в самое ближайшее время. Сообщается, что предварительные данные по новому проекту будут переданы министерству обороны уже до конца текущего года. В дальнейшем планируется начать полноценные работы с созданием технического проекта, по которому будут строиться серийные электростанции нового типа.

Начата разработка малогабаритных атомных электростанций
Один из блоков электростанции ТЭС-3


Следующий этап проекта, по словам Ю. Конюшко, будет продолжаться примерно полтора-два года. Следующий этап опытно-конструкторских работ, а также изготовление опытной электростанции будут осуществлены до конца текущего десятилетия. Согласно существующим планам, прототип перспективной малогабаритной атомной электростанции должен быть представлен к 2020 году.

Отмечается, что за следующие четыре-пять лет российским специалистам придется не только разработать новый проект, но и подготовить производственные мощности к серийному производству перспективных электростанций. Подобная техника в нашей стране в настоящее время не производится, поэтому придется решать ряд важнейших вопросов.

Технические требования к перспективным малогабаритным электростанциям пока не оглашались. Гендиректор «Инжиниринговой компании инновационных проектов» упоминал только модульную архитектуру станций и возможность монтажа их аппаратуры на различных базовых шасси, предназначенных для обеспечения требуемой мобильности. Кроме того, озвучено намерение строить оборудование с различными габаритами и мощностью.

Перспективная электростанция, согласно нынешним планам, сможет устанавливаться на колесных шасси разных типов, производимых Минским и Камским автомобильными заводами. Кроме того, рассматривается вариант электростанции на базе буксируемых саней. В подобной конфигурации она сможет эксплуатироваться в Арктике. Также в контексте мобильности упоминалось, что перспективные электростанции смогут транспортироваться самолетами или вертолетами. При помощи транспортной авиации их предлагается доставлять в труднодоступные районы Севера.

Важной особенностью нового проекта должна стать максимальная автономность электростанций. Они должны будут работать в течение длительного времени без активного участия большого количества специалистов. Для контроля за работой планируется создать системы дистанционного мониторинга и управления, которые будут работать, в том числе, при помощи спутников связи.

Уже определены примерные объемы строительства первых электростанций нового типа. Изначально требуется не менее трех десятков подобных комплексов, которые будут распределены между различными объектами Крайнего Севера, в том числе расположенными на архипелагах северных морей.

Конкретные характеристики перспективных малогабаритных атомных электростанций для Арктики и других районов пока не оглашались. Более того, из имеющихся сведений следует, что подобные параметры пока не определены. По-видимому, в настоящее время специалисты заняты предварительным изучением многообещающих систем и пока не готовы вынести окончательный вердикт. При этом уже известны примерные объемы строительства. Для решения имеющихся задач требуется не менее трех десятков электростанций.

Тем не менее, первые выводы о принципиальной реализуемости новых проектов будут сделаны в самое ближайшее время. По словам Ю. Конюшко, предварительные данные по текущим работам будут переданы заказчику до конца года, после чего можно будет начинать новые этапы разработки. Если дальнейшие работы пойдут без значительных проблем, то первые системы нового типа могут выйти на испытания уже к 2020 году.

Опубликованные сведения о новом проекте позволяют предполагать, что он создается в рамках текущей программы возвращения вооруженных сил на Крайний Север. При восстановлении старых баз и строительстве новых особое значение приобретает энергоснабжение. При отсутствии возможности получения электроэнергии с «большой земли» строителям и гарнизонам приходится полагаться на имеющиеся дизельные электростанции и т.п. оборудование, которое, однако, не лишено недостатков. Главная его проблема – необходимость в постоянном подвозе топлива.

С целью обеспечения строителей или войск электроэнергией без необходимости подвоза топлива могут использоваться малогабаритные атомные электростанции требуемой мощности, однако на данный момент подобные системы в нашей стране отсутствуют. Новый проект призван заполнить этот пробел и обеспечить энергоснабжение удаленных объектов.

Необходимо напомнить, что разрабатываемый в настоящее время проект мобильной атомной электростанции не является чем-то новым. Еще в конце пятидесятых годов в нашей стране начались работы по этому направлению. Первым результатом стала мобильная электростанция типа ТЭС-3 на гусеничном шасси, опытная эксплуатация которой началась в 1961 году. В дальнейшем были разработаны несколько других проектов подобной техники. Кроме того, в настоящее время строится первая отечественная плавучая атомная электростанция, выполненная в виде несамоходного судна.

При успешном завершении имеющиеся проекты позволят расширить парк специальной техники, предназначенной для энергоснабжения удаленных районов. При этом плавучие атомные электростанции смогут обеспечивать электроэнергией прибрежные районы, а мобильные сухопутные предназначаются для использования на объектах Крайнего Севера, в том числе расположенных на островах. В соответствии с текущими планами промышленности и военного ведомства, эксплуатация подобной техники может стартовать уже в начале следующего десятилетия.


По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://ippe.ru/
http://русская-сила.рф/
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 ноября 2015 07:02
    хорошая - актуальная статья!!!! про наработки знал - но сейчас видать пришла их пора.
    1. +6
      24 ноября 2015 08:53
      Как обычно, новое российское это хорошо забытое советское старое. Ну, радует что хоть не все забыто, как к примеру технология производства термостойких фонарей для трехмаховых истребителей.
    2. +3
      24 ноября 2015 09:26
      Да о малогабаритных АЭС писали немало в 80-90х годах (особенно,когда возникла проблема:что делать с ядерными энергетическими установками на "отставных" подлодках?).И перспективы были "обрисованы " впечатляющие.....но что-то заглохло...Скорей всего из-за всеобщего развала и хронического безденежья,что "возникли" вследствие грабительской криминально- олигархической "прихватизации"....Сейчас снова вернулись к прежней теме-в рамках всеобщего возрождения России.
    3. +4
      24 ноября 2015 11:44
      Такой энергоблок сейчас в Крыму очень нужен. Снял бы острую нехватку электроэнергии, пока кабель тянут.
      1. +3
        24 ноября 2015 19:40
        Цитата: unclevad
        Снял бы

        Не снял бы. Тепловая мощность ТЭС-3 8,8 МВт, электрическая 1,5 МВт , т.е. 1500 КВт, для большей приближенности к понятным цифрам - для Крыма это ничто, энергомост предполагает около 800 МВт электрической мощности, Крымская АЭС предполагала 4 блока по 1000 МВт, строились 2 блока. Поэтому подогнать пр 1144 - условно - толк был бы, но и то только на 18 МВт электрической мощности, а мобильные АЭС - не хватит. И КПД менее 20% (у стационарных АЭС - около 30%). Вот плавучую АЭС (если бы была) - это да, хотя бы на 100 МВт - и то только неотложные нагрузки - больницы, детсады, школы.
        Так что нужно строить (и быстро) парогазовые энергоустановки, тянуть газопровод по дну, тянуть энергомост.
        И заодно думать про воду - с водой-то проблема не снялась...
        И мост - не для заработка Ротенберга, а для людей.
  2. +1
    24 ноября 2015 07:14
    Безмашинное преобразование энергии? Читал как то давно в научпопе о таком проекте 750 квт электрической энергии на выходе
  3. +1
    24 ноября 2015 07:28
    Глядя на мощности аппаратов скорее всего для оружия на основе Эми или мощные лазеры,как-то так будем надеяться.
    1. 0
      24 ноября 2015 08:23
      Цитата: апро
      Глядя на мощности аппаратов скорее всего для оружия на основе Эми или мощные лазеры,как-то так будем надеяться.

      Ну и зачем заморачиваться с атомом в таком случае, древний тепловозный 2Д100 выдавал 2000 л.с., что гораздо проще и безопаснее
      1. +2
        24 ноября 2015 12:41
        Если на один раз, то да, а если долговременная точка (а мы не собираемся отступать!), то атом лучше
      2. +1
        24 ноября 2015 14:46
        Цитата: sa-ag
        Ну и зачем заморачиваться с атомом в таком случае, древний тепловозный 2Д100 выдавал 2000 л.с., что гораздо проще и безопаснее

        А сколько топлива он съедал за сутки работы с номинальной мощностью? Как это топливо доставить в труднодоступный район? winked
        1. 0
          24 ноября 2015 19:54
          Цитата: i80186
          Как это топливо доставить в труднодоступный район?

          А как обычно топливо в такие районы доставлялось?
  4. +4
    24 ноября 2015 07:52
    Ой, что-то сыкотно как-то :) В существующих, а тем более строящихся, стационарных атомных станциях много конструктивных особенностей, которые минимизируют последствия аварий, или вообще позволяют их избежать. Насколько их можно заменить конструкциями в столь ограниченном объеме?
    Мне кажется, что это очень сложная конструкторская задача, а последствия ошибок могут быть очень опасными :(
  5. +2
    24 ноября 2015 08:17
    Из сети: ТЭС-3 — транспортабельная атомная электростанция, перевозимая на четырёх самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжёлого танка Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +2
      24 ноября 2015 09:07
      Цитата: Сергей-72
      ТЭС-3 — транспортабельная атомная электростанция, перевозимая на четырёх самоходных гусеничных шасси



      Машина комплекса ТЭС-3 на Камчатке. 1988 г

      Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах — 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). На двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование. Общий вес оборудования, установленного на самоходах, около 210 т.
      Для защиты от излучения во время работы вокруг первых двух самоходов сооружается на месте эксплуатации земляная защита. Кроме того, реакторный самоход снабжен транспортируемой биологической защитой, позволяющей производить монтажные и демонтажные работы уже через несколько часов после остановки реактора, а также перевозить реактор с частично или полностью выгоревшей активной зоной.

      На месте эксплуатации реакторные самоходы соединялись трубопроводами
      1. 0
        26 ноября 2015 15:07
        Ого! Вот это потери! КПД 17%...
  6. +3
    24 ноября 2015 09:03
    Цитата: sa-ag
    Ну и зачем заморачиваться с атомом в таком случае, древний тепловозный 2Д100 выдавал 2000 л.с., что гораздо проще и безопаснее

    Атомная не требует подвоза топлива. ТЭС-3 планировалось эксплуатировать в северных районах. А для дизельки сколько надо за год соляры пригнать. А если туда доставить можно только в пределах месячной навигации? А продолжительность беспрерывной работы ТЭС-3 составляла 250 суток.

    В 1961 - 1963 годах были построены две небольших атомных электростанции: ТЭС-3 с водо-водяным реактором и антарктическая реакторная блочная установка АРБУС, с ядерным реактором с органическим замедлителем.Вес и размеры платформ облегчают их транспортировку по железной дороге. Работа электростанции завода ТЭС-3 в 1961 году подтвердила свою надежность, хорошую управляемость и легкое обслуживание.
    Существовал и варинт на колесном шасси.
    1. gjv
      +1
      24 ноября 2015 09:35
      Цитата: qwert
      с водо-водяным реактором

      Вот - найти в Арктике достаточное количество воды для безопасного использования в реакторном цикле - проблема, не меньшая, а может быть и большая, чем подвоз солярки для ДЭС.
      1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +1
      24 ноября 2015 09:35
      Цитата: qwert
      Существовал и варинт на колесном шасси.

      Это не вариант. Это другой проект передвижной АЭС - «Памир-630Д».

      Осенью 1963 года белорусские ученые представили свой проект мобильной атомной станции на рассмотрение научно-технического совета Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР. Тогда же на суд членов НТС были вынесены аналогичные проекты ФЭИ, ИАЭ им. Курчатова и ОКБМ (Горький). Предпочтение отдали белорусскому проекту, однако лишь десять лет спустя, в 1973 году, в ИЯЭ АН БССР было создано специальное конструкторское бюро с опытным производством, которое приступило к конструированию и стендовым испытаниям узлов будущего реактора.
      Одной из самых главных инженерных задач, которую предстояло решать создателям «Памира-630Д», стала отработка устойчивого термодинамического цикла с участием теплоносителя и рабочего тела нетрадиционного типа. Для этого применялся, например, стенд «Вихрь-2», представлявший собой фактически турбогенераторный блок будущей станции. В нем нагрев тетраоксида азота производился с помощью турбореактивного авиадвигателя ВК-1 с форсажной камерой.
      Отдельную проблему представляла собой высокая коррозионная агрессивность тетраоксида азота, особенно в местах фазовых переходов – кипения и конденсации. Если же в контур турбогенератора попала бы вода, N2O4, прореагировав с ней, немедленно дала бы азотную кислоту со всеми ее известными свойствами. Противники проекта так и говорили порой, что, дескать, белорусские ядерщики намерены растворить в кислоте активную зону реактора. Частично проблема высокой агрессивности тетраоксида азота была решена добавлением в теплоноситель 10% обычной моноокиси азота. Этот раствор получил название «нитрин».
      Тем не менее применение тетраоксида азота увеличивало опасность использования всего ядерного реактора, особенно если вспомнить, что речь идет о мобильном варианте АЭС. Подтверждением тому стала гибель одного из сотрудников КБ. Во время опыта из разорвавшегося трубопровода вырвалось оранжевое облачко. Находившийся поблизости человек ненамеренно вдохнул ядовитый газ, который, прореагировав с водой в легких, превратился в азотную кислоту. Спасти несчастного не удалось.
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv
        +4
        24 ноября 2015 09:45
        Цитата: qwert
        Существовал и варинт на колесном шасси.


        Впрочем, проектировщики «Памира-630Д» внедрили в свой проект ряд конструктивных решений, которые были призваны повысить безопасность всей системы. Во-первых, все процессы внутри установки, начиная от пуска реактора, управлялись и контролировались с помощью бортовых ЭВМ. Два компьютера работали параллельно, а третий находился в «горячем» резерве. Во-вторых, была реализована система аварийного охлаждения реактора за счет пассивного перетекания пара через реактор из части высокого давления в часть конденсатора. Наличие большого количества жидкого теплоносителя в технологическом контуре позволяло в случае, например, обесточивания эффективно отводить тепло от реактора. В-третьих, важным «страховочным» элементом конструкции стал материал замедлителя, в качестве которого был выбран гидрид циркония. При аварийном повышении температуры гидрид циркония разлагается, и выделяемый водород переводит реактор в глубоко подкритичное состояние. Реакция деления прекращается.
        Электрический пуск первого реактора состоялся 24 ноября 1985 года, а спустя пять месяцев случился Чернобыль. Нет, проект не был немедленно закрыт, и в общей сложности экспериментальный образец ПАЭС отработал на разных режимах нагрузки 2975 часов. Однако, когда на волне охватившей страну и мир радиофобии вдруг стало известно, что в 6 км от Минска стоит ядерный реактор экспериментальной конструкции, случился масштабный скандал. Совмин СССР тут же создал комиссию, которой предстояло изучить вопрос о целесообразности дальнейших работ по «Памиру-630Д». В том же 1986 году Горбачевым был отправлен в отставку легендарный глава Средмаша 88-летний Е.П. Славский, покровительствовавший проектам мобильных АЭС. И нет ничего удивительного в том, что в феврале 1988 года согласно решению Совмина СССР и АН БССР проект «Памир-630Д» прекратил свое существование. Одним из главных мотивов, как значилось в документе, стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя».
        1. +1
          24 ноября 2015 12:57
          Спасибо, напомнили, читал про это всё в давние времена!
  7. +1
    24 ноября 2015 09:05
    ...под лозунгом : "Добъем российскую Арктику!" ...проходили уже в свое время,сколько там атомных маяков бесхозно осталось а из них утопленных? При нашем распи..., виноват ,беспечности и разгильдяйстве,в случае изменения вектора развития Севера в силу разных обстоятельств случится может все. Очень скользкие технологии. Согласен с предыдущим автором- дизелюхи экологичнее и экономичнее.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        24 ноября 2015 09:56
        Надо делать передвижные газотурбинные теплоэлектростанции.
        ---------------------------------------------------------

        А это еще лучше!!+
        Но,согласитесь. Каждому овощу свое место, на зимовках и стойбищах дизелек всетаки будет экономичнее и практичнее. Ну а на месторождениях и крупных предприятиях-тут Вы правы.
  8. 0
    24 ноября 2015 09:05
    Как-то так.
  9. +1
    24 ноября 2015 10:05
    А вообще,сохраняли бы и приумножали то,что уже есть. Так ,например ,на Чукотке имеется Билибинская атомная станция- собираются закрывать. там же -гироэлектростанция в Синегорье-работает вполсилы-нет нагрузочных мощностей.
  10. +1
    24 ноября 2015 11:22
    Эх...щас бы в Крым такую...
    1. +1
      24 ноября 2015 19:30
      извиняюсь, возможно не в тему. но раз зашёл разговор о Крыме то у меня вопрос. сухогруз (можно старый) с электроприводом вполне может почти без переделок послужить плавучей электростанцией на несколько мегаватт. сколько таких потребуется чтобы снять сегодняшний кризис? до решения вопроса на постоянной основе. или хотя бы снять остроту вопроса?
    2. Комментарий был удален.
  11. +1
    24 ноября 2015 11:24
    комрады, мне кажется главного мы здесь и не увидели - атомная отрасль шагнула вперед и сейчас создались предпосылки для создания малогабаритных БЕЗОПАСНЫХ реакторов. То, что было до этого опиралось на другие технологии. Насколько я помню, ключ к разгадке малогабаритных реакторов надо искать в реакторах на быстрых нейронах, но искать ссылки если честно лень.
    ---------
    поискал. вот вам в помощь:
    http://www.atomic-energy.ru/ASMM
  12. +3
    24 ноября 2015 11:44
    Давно существует проект плавучей малогабаритной АЭС для освоения Севера России...Как бы пригодилась такая АЭС сейчас в Крыму!
  13. +1
    24 ноября 2015 14:13
    Вот если послушать наших *либералов* так и солнце встаёт на западе, и конечно весь технический *прогресс* только там. Так ещё и в правительстве апологеты *западных технологий*. Один *Мистраль* чего стоит. Стало уже обыденным *равняться на запад* во всём, и если *равнение* соблюдено то сразу похвалы и сами себя уважать начинают. А в *культурке* развиваемой современной РОССИЕЙ только одобрение запада считается мерилом *уровня культуры*.
    Пиарастические режимы запада очень много и хорошо рассказывают обсуждают, вот только реальные дела провальны, что в политике, что в экономике. Нельзя-же серьёзно говорить об успехе экономики опирающейся на армию и ограбление колоний.
  14. +1
    24 ноября 2015 17:42
    Если будут созданы подобные экономичные, безопасные ЯТЭС, то это будет прорыв
    в освоении Сибири и Арктики.
  15. 0
    24 ноября 2015 18:24
    Не знаю как оружие, а в Крыму пригодилось бы!
  16. Комментарий был удален.
  17. +1
    24 ноября 2015 20:27
    Подобные станции прежде всего технологический и политический вызов. И без подобных вещей, освоение не только Арктики.. Господа и товарищи..) вы включите фантазию..) Это дорога в космос.. Внеземные колонии. Различные полезные ископаемые с других планет и астероидов.. долгоживущие, внеземные станции..) И еще много чего.. Никто не верил когда-то что человек полетит в космос. Никто не верил в минитюаризацию компьютеров.. А я верю в человеческий гений) и то, что мы все же Homo Sapiens
    1. 0
      26 ноября 2015 19:29
      В космосе ядерные энергоустановки начали применятся даже раньше чем солнечные батареи. Теперь включаю фантазию. Вижу передвижную ядерную электростанцию. Так же вижу последствия Чернобыльского взрыва. Факусима?! Пока очень рано.
  18. -1
    24 ноября 2015 22:22
    Из существующих методов создания в линейном проводнике электрического тока не используется и остается "таинственным" один такой метод , который позволяет в очень короткий период времени превратить механический процесс в разность потенциалов с направленным вектором ЭДС. В чем уникальность этого метода и почему он может быть перспективным? В том , что эту ЭДС можно создать не только в любом материале независимо от его электропроводимости , но и в слабо радиоактивных материалах. Но если в "простых" материалах эта ЭДС линейна по естественным причинам , то радиальная по вектору радиоактивность из радиоактивных материалов становится так же линейной. Создать область концентрации напряженности и соответственно переменное магнитное "поле ". а точнее поток не представляется проблемой. Поэтому можно говорить о ядерном реакторе двойного превращения как в потоке превращения "сплошной" среды , так и превращениях в твердом материале ротора. Что все это значит? Это значит , что реактор может быть абсолютно безопасным в применении . Его запуск осуществляется в считанные секунды и без предподготовки. Он управляем на всех режимах работы и не требует промежуточных турбин для преобразования теплоносителя в виде пара в энергоноситель на лопастях турбин. Его масс-габаритные параметры достаточны , чтобы использовать вплоть до самолетов и космических аппаратов. Это непросто ядерный реактор , но и моментальный источник сверхвысокой эл. магнитной энергии . Инициация его запуска моментальная и не требует емких по своей энергии генераторов или аккумуляторов. В свете сказанного ЯТЭС пассивного или их можно назвать статического превращения, выглядят весьма не продуктивными в своем исполнении и решении идеи в них заложенной.