Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»

18
Сразу после нападения нацистской Германии Советский Союз начал эвакуацию предприятий промышленности в безопасные районы страны. Результатом этого стало развертывание производств на новых местах, позволившее спасти предприятия от захвата противника. Тем не менее, несмотря на эвакуацию, некоторые предприятия продолжали работу вплоть до подхода противника. Более того, некоторые заводы в таких условиях даже создавали новые проекты военной техники. Ярким примером этого является бронеавтомотриса «Красная Звезда».

В октябре 1941 года Коломенский паровозостроительный завод им В. Куйбышева был эвакуирован. На старом месте остались только некоторые сотрудники, которые, используя имеющееся оборудование, продолжали работу. В декабре заводу поставили новую задачу: он должен был осуществлять ремонт танков КВ, а также танковых дизельных двигателей В-2К. Из-за специфики повреждений бронетехники на предприятии вскоре скопился определенный запас танковых запчастей и агрегатов, которые можно было бы использовать при ремонте танков или при строительстве новой техники. В декабре того же года было принято решение применить этот запас для строительства совершенно новой бронемашины.

Вскоре после начала ремонта бронетехники коломенские специалисты предложили разработать проект бронированной автомотрисы с танковым вооружением. Возможности завода позволяли строить подобную технику, а накопившийся запас деталей открывал неплохие перспективы с точки зрения вооружения. Используя имеющиеся танковые башни с вооружением и двигатели, можно было строить настоящие железнодорожные танки. Проект подобной техники получил название «Красная Звезда».

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Прототип "Красной Звезды" на Коломенском паровозостроительном заводе. Фото Alternalhistory.org.ua


Проект «Красная Звезда» разрабатывался под руководством конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Этот инженер имел большой опыт разработки паровозной техники, а в предвоенный период привлекался к созданию железнодорожных бронемашин. Лебедянский и его коллеги решили использовать имеющийся опыт в новом проекте бронемашины на железнодорожном ходу.

При создании перспективной бронеавтомотрисы инженерам Коломенского завода пришлось столкнуться с рядом серьезных трудностей. Им пришлось использовать только те узлы и агрегаты, которые можно было достать в текущей обстановке или изготовить при помощи оставшихся на заводе станков. Следует отметить, именно сокращенный станочный парк привел к появлению нестандартной компоновки машины. Не имея возможности изготавливать некоторые детали, авторы проекта были вынуждены прибегнуть к необычным компромиссным решениям.

Основой конструкции машины «Красная Звезда» были две одинаковые тележки с собственными силовыми установками. Каждая тележка имела по две колесные пары и оснащалась двигателем В-2К мощностью 600 л.с. с трансмиссией, а также другим оборудованием, в том числе топливным и масляным баком, радиатором и т.д. Таким образом, автомотриса получила сразу два двигателя. Двигатель соединялся с главным фрикционом, который передавал крутящий момент на механическую коробку передач. Та, в свою очередь, соединялась с бортовыми передачами. Бортовые передачи при помощи цепей передавали крутящий момент на одну из колесных пар. Вторая пара приводилась в движение при помощи специальных механических передач, которыми соединялась с первой. Обе тележки бронеавтомотрисы имели одинаковую конструкцию и отличались только способом установки.


Схема "Красной Звезды". Рисунок Otvaga2004.ru


Тележки строились на основе существующих агрегатов с минимальным использованием новых деталей. Так, дизельный двигатель, элементы трансмиссии, топливная система и т.д. были заимствованы у танков КВ. Колесные пары, рессоры и другие элементы ходовой части, в свою очередь, были взяты у тендеров паровозов серии Су. Таким образом, конструкция ходовой части и силовой установки позволяла в кратчайшие сроки освоить производство новой бронетехники без необходимости изготовления новых сложных деталей.

В ходе эвакуации из Коломны были вывезены различные станки, в том числе и зуборезные. Из-за этого сотрудники завода не могли изготавливать некоторые агрегаты, в том числе реверсные коробки передач и т.п. запчасти. По этой причине автомотрису пришлось оснастить двумя силовыми установками, одна из которых отвечала за движение вперед, другая за задний ход. Оригинальное, хотя и не самое разумное техническое решение, было вынужденным и обусловленным отсутствием возможности изготовления необходимых агрегатов.

Броневой корпус имел крайне простую конструкцию. Тележки соединялись между собой двумя двутавровыми балками. На них предлагалось монтировать каркас из уголков, на котором следовало устанавливать броневые листы. Параметры защиты неизвестны. Вероятно, броня новой дрезины могла защищать экипаж и агрегаты от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии.


Каркас броневого корпуса во время сборки. Фото Otvaga2004.ru


Корпус машины «Красная Звезда» имел характерную граненую форму. Нижняя его часть представляла собой прямоугольный броневой короб, верхние листы были наклонены внутрь и соединялись с горизонтальной крышей. На обоих бортах корпуса, недалеко от кормы, имелись две выступающие прямоугольные коробки с люками-дверями для посадки в машину. Для упрощения конструкции дверей было решено нарастить на наклонных верхних листах агрегат соответствующей формы.

Тележки с собственными двигателями располагались в передней и задней частях корпуса. Между двигателями располагались рабочее место водителя и боевое отделение. Кроме того, оставались проходы между двигателями и корпусом, которые тоже были задействованы при установке вооружения.

Водитель располагался в центральной части корпуса и мог следить за обстановкой при помощи набора лючков и щелей. Органы управления двигателями были заимствованы у танка КВ и доработаны соответствующим образом. В распоряжении водителя были два рычага управления коробками передач и две педали, связанные с главными фрикционами. Рычагами регулировалась скорость движения, педали отвечали за включение в работу двигателя переднего или заднего хода. На приборной панели присутствовали устройства для контроля за работой обоих двигателей.

На крыше бронеавтомотрисы расположили коробку с погоном для установки башни. Коломенский паровозостроительный завод занимался ремонтом танков типа КВ, поэтому вопрос вооружения «Красной Звезды» был решен достаточно быстро и просто. Эту боевую машину оснастили башней от танка КВ без каких-либо изменений в составе вооружения и прицельного оборудования. Использованная заводчанами башня несла 76-мм пушку ЗиС-5 и два пулемета ДТ: один спаренный с пушкой, второй – в установке кормового листа. Для наведения оружия предлагалось использовать телескопический прицел ТОД-6 и перископический ПД-6.


Одна из тележек с собственной силовой установкой. Хороши видны элементы передачи. Фото Otvaga2004.ru


Дополнительное вооружение машины состояло из трех пулеметов ДТ, установленных в корпусе. Два пулемета предлагалось монтировать в кормовой части бортов. Третий располагался на зенитной установке в передней части корпуса и в транспортном положении располагался внутри корпуса. Перед его использованием следовало открывать соответствующий люк крыши и поднимать установку в рабочее положение. Доступ к трем дополнительным пулеметам обеспечивался за счет проходов между двигателями и корпусом.

Точные характеристики бронеавтомотрисы «Красная Звезда», к сожалению, не сохранились. Известно только то, что эта машина могла двигаться по железнодорожному пути со скоростью до 43 км/ч. При этом скорость не зависела от направления, что достигалось при помощи двух отдельных двигателей, отвечающих за движение вперед или назад. Огневые характеристики машины остались на уровне танка, «поделившегося» своей башней.

Понимая всю серьезность положения, коломенские инженеры в кратчайшие сроки разработали проект, а затем рабочие завода собрали первый экземпляр «Красной Звезды», получивший условное обозначение КЗ-1. Из сборочного цеха эта бронемашина вышла уже в феврале 1942 года. По некоторым данным, вскоре бронеавтомотриса прошла некоторые испытания и вскоре была представлена специалистам Автобронетанкового управления Красной Армии.

В сопроводительном письме к новому проекту конструктор Л.С. Лебедянский отмечал, что проект «Красная Звезда» в будущем может быть модернизирован с целью упрощения конструкции и повышения характеристик. В частности, имелась возможность использования одной движущей тележки, оснащенной двигателем и реверсивным редуктором. За счет этого можно было повысить ходовые характеристики машины, а также облегчить ее и освободить достаточно большой объем внутри корпуса. Его можно было использовать для увеличения боезапаса и для других целей. Еще один способ модернизации заключался в применении обновленного бронирования, изготовленного из изогнутых и наклонных листов.


Общий вид машины КЗ-1. Фото Alternalhistory.org.ua


Сотрудники Автобронетанкового управления впервые увидели новую железнодорожную бронемашину в марте 1942 года. Автомотриса КЗ-1 не заинтересовала армию. Вероятно, на решении комиссии сказалась общая сложность конструкции и другие недостатки, прямо связанные со спецификой работы завода в прифронтовых условиях. Работы по проекту «Красная Звезда» были прекращены.

Дальнейшая судьба единственного прототипа перспективной бронеавтомотрисы неизвестна. По-видимому, его вскоре разобрали, а высвободившиеся агрегаты использовали при ремонте новых тяжелых танков, доставленных на завод. Машина «Красная Звезда» не пошла в серию, а также не участвовала в боях. Более того, она, вероятно, даже не успела пройти полный цикл испытаний, в том числе выполнить тестовые стрельбы.

В самом конце 1941 года конструкторы Коломенского паровозостроительного завода под руководством Л.С. Лебедянского предприняли попытку создания перспективной железнодорожной бронемашины с танковым вооружением, которая могла бы значительно повысить боеспособность Красной Армии. Работая в условиях дефицита комплектующих и располагая ограниченным станочным парком, коломенские специалисты все же смогли создать такую боевую машину, хотя им и пришлось вынужденно использовать не самые удачные идеи. Несмотря на все неудачи, проект «Красная Звезда» является прекрасным примером того, как советские инженеры даже в самых трудных условиях старались помочь Красной Армии в борьбе с врагом. Кроме того, этот проект стал одной из самых интересных попыток создать боевую машину на базе серийной танковой и железнодорожной техники.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 ноября 2015 06:38
    Познавательно. К сожалению на работе, а дома есть электронный вариант книги о подобных серийных машинах ж.д. войск НКВД.
    P.S. Нашел по поиску: А.Акутин "Мотоброневагоны НКВД"
    1. +1
      30 ноября 2015 08:36
      Цитата: 25ru
      Познавательно. К сожалению на работе, а дома есть электронный вариант книги о подобных серийных машинах ж.д. войск НКВД.
      P.S. Нашел по поиску: А.Акутин "Мотоброневагоны НКВД"

      В сегодняшней непростой экономической ситуации в стране надо писать - К радости на работе, ... smile
    2. Комментарий был удален.
  2. +2
    30 ноября 2015 07:14
    хороший материал - спасибо!!!!
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    30 ноября 2015 09:47
    вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам
    1. 0
      30 ноября 2015 11:00
      Цитата: pimen
      вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам

      очевидно, если прочесть текст, что они строили моторису, хотели бы вагон- построили бы вагон.
      1. 0
        30 ноября 2015 11:14
        тут логика очень проста: моториса не понадобилась, да и дороговата, а вот вагоны с зенитными скорострелками могли бы пригодиться на железной дороге всю войну
        1. +3
          30 ноября 2015 12:23
          Цитата: pimen
          тут логика очень проста: моториса не понадобилась, да и дороговата, а вот вагоны с зенитными скорострелками могли бы пригодиться на железной дороге всю войну

          А их и делали всю войну - для линейных и зенитных БЕПО. Как только ситуация с производством 61-К выровнялась.
          А в конце 1941 в качестве средств ПВО на ж/д использовали всё, что угодно (ПВ-1, ШВАК, кому повезло - ДШК), кроме штатных систем МЗА. Ибо все 61-К забирали армия и войска ПВО.
    2. 0
      30 ноября 2015 12:17
      Цитата: pimen
      вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам

      В конце 1941? Кто бы им ещё эту 61-К в это время дал...
      1. +2
        30 ноября 2015 12:45
        Ну вот вы сами пишите:
        Цитата: Alexey RA
        - А их и делали всю войну - для линейных и зенитных БЕПО.
        - а в не меньшей защите нуждались и обычные грузовые составы прифронтовой полосы. Рискну предположить, что в совокупности, их значение было даже больше чем боевая ценность бронепоездов
        1. 0
          30 ноября 2015 16:50
          Цитата: pimen
          - а в не меньшей защите нуждались и обычные грузовые составы прифронтовой полосы. Рискну предположить, что в совокупности, их значение было даже больше чем боевая ценность бронепоездов

          Я пишу ещё "в это время". smile
          В конце 1941 противотанково-зенитная пушка 61-К была крайне ценным и редким изделием, за которое соперничали армия и ПВО страны. А обычным составам доставалась в лучшем случае обычная ЗПУ М-4.
          Положение c 61-К выправилось где-то к концу 1942. В это же время в ПВО пошли зенитные БЕПО, которые использовались и в ПВО станций/мостов и для сопровождения составов в пути: БЕПО либо "раздёргивали" на площадки, включая их в охраняемый состав, либо использовали отдельно, как эскортный корабль на море.
  6. -1
    30 ноября 2015 11:02
    Проект самоделки. Эта разработка не могла получить ходу так как эпоха пронепоездов ушла, думаю это чудо быстро распилили на запчасти после выволочки боевого генерала который ясно понял что жд/танк ничем не поможет.
    1. +8
      30 ноября 2015 11:21
      Цитата: Сноб
      Проект самоделки. Эта разработка не могла получить ходу так как эпоха пронепоездов ушла, думаю это чудо быстро распилили на запчасти после выволочки боевого генерала который ясно понял что жд/танк ничем не поможет.

      БЕПО "Козьма Минин" и "Илья Муромец" смотрят на Вас с недоумением. smile
      Равно как и "стандартный БЕПО обр. 1943 года" - БП-43.
  7. +2
    30 ноября 2015 17:36
    А вот так немцы делали........
    1. 0
      30 ноября 2015 17:56
      Из трофейных Т-34? Адрес, будьте добреньки, дайте...
    2. +1
      30 ноября 2015 20:18
      Цитата: gla172
      А вот так немцы делали........

      И еще так.
  8. +1
    30 ноября 2015 20:16
    Попалась такая картинка.
  9. +2
    30 ноября 2015 21:31
    Кирилл, спасибо за статью! Бронепоезда, что наши, что немецкие - тема малоизвестная, и поэтому крайне интересная. Кстати, немецкие - тоже тема интересная, хотя бы потому, что у них в 41-м году изначально в качестве тяги использовался тепловоз. Пишите больше, будем ждать!
    С уважением, hi
  10. 0
    1 декабря 2015 20:20
    огромное спасибо за статью - очень очень интересно!!!
  11. 0
    1 декабря 2015 23:13
    У нас ветеран живет - в ВОВ на бронепоезде "Серго" Ленинград защищал. Молотил из зенитки по "люфтваффе". Жаль слепой и память подводит. Хотел что-нибудь про бронепозда на Ленинградском фронте найти - не нашёл, к сожалению. А ветеран в 45-м на парад попал - ехал в составе зенитных расчетов на полуторке.