Мост дружбы через Амударью: как это было. Из истории 16 отдельного понтонно – мостового полка

4
Мост дружбы через Амударью: как это было. Из истории 16 отдельного понтонно – мостового полка


Тридцать шесть лет назад, 27 декабря 1979 г., советские войска вошли в Афганистан. В преддверии очередной годовщины этого события хочется вспомнить о том, благодаря кому стал возможен этот ввод. Речь пойдет о 16-м отдельном понтонно – мостовом полке, который обеспечил переправу войск в районе Термеза.

Свою историю 16-й полк ведет с августа 1945 г. После окончания Великой отечественной войны, сокращения и передислакации войск в Киев из Польши прибывают 89-й и 122-й гвардейские Верхнеднепровские понтонно – мостовые батальоны. Здесь они соединяются с 10-м отдельным запасным тяжелым понтонно – мостовым полком. На базе этого полка для обеспечения выдвижения стратегических резервов из глубины страны в угрожаемый период и дублирования существующих мостов и переправ, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, 20 августа 1945 г. был сформирован 16-й отдельный моторизованный понтонно – мостовой Верхнеднепровский полк (воинская часть 75110) с местом дислокации в г. Киев. Штаб полка располагался по улице Московская, 22 (сейчас там находится комендатура киевского гарнизона). Формировать полк командующий войсками КВО генерал – полковник Гречко приказал бывшему командиру 89-го понтонно – мостового батальона майору Харитонову К. Д.

Два первых командира полка – майор Харитонов К. Д. и полковник Положенко И. Н. возглавляли часть всего 4 месяца на двоих. По сути, первым командиром полка, внесшим свой труд в его организацию, становление и сплочение коллектива стал Герой Советского Союза подполковник Андзауров Игорь Евгеньевич. Он командовал полком год – с апреля 1946 по апрель 1947 г. В апреле 1947 г. полк принимает Герой Советского Союза гвардии полковник Берзин Ян Андреевич. Именно он герой - фронтовик, командовавший полком в течение 9 лет, сумел поднять на должный уровень боеготовность части, а также освоить новую технику и вооружение.

Командир полка полковник Ян Берзин


Будни командира полка


Одной из славных и героических страниц в истории полка стала Афганская война, точнее ее самое начало. Именно этот полк наводил переправу через р. Амударью, по которой советские войска входили в Афган и на месте которой вскоре построили «Мост Дружбы».

А теперь все по – по - порядку.

Тревога. Дорога в Афганистан.

11 декабря 1979 г. Ночь. Вдруг дикий вой сирены разрушил идиллию зимней тишины. ТРЕВОГА! Вскоре офицеры полка собрались в классе тактико – специальной подготовки. Командир части подполковник А. Третина зачитал директиву Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Она предписывала: полку в составе двух понтонно – мостовых батальонов, роты гусеничных самоходных паромов (10 паромов ГСП), взвода плавающих транспортеров (9 ПТС), 32 буксирно – моторных катеров и трех комплектов морского оборудования для ПТС совершить марш по железной дороге, выгрузиться на станции Термез Узбекской ССР и поступить в распоряжение Начальника инженерных войск (НИВ) ТуркВО для участия в военных учениях.

Для того, чтобы собрать солдат, сержантов и офицеров из других частей и подготовить первый эшелон к отправке потребовалось всего несколько часов. Также был дан приказ: понтонеры, призванные осенью, остаются в части.

Командир части, п/п-к Третина понимал, что полк сдает самый главный экзамен за время своего существования. Обстановка в части была напряженная, даже нервная. Весь плац был забит «Волгами» штаба округа. Представители каждой службы старались помочь, но часто эта помощь только мешала. Каждый солдат, каждый офицер, как учил А. Суворов, знал свой маневр.

С длительного хранения снимали технику, из инженерных частей прибывали люди. Полк имел штат около 400 человек, а довели его до 860. Такой задачи 16-й понтонно – мостовой полк еще не выполнял. Огромный объем работы навалился на зампотеха полка п/п-ка Ивана Савченко и его подчиненных – от снятия машин с длительного хранения до обеспечения крепежным материалом каждого БАТа, КрАЗа, катера на платформах. За сутки только в переправочно – десантном батальоне сняли с хранения 30 единиц гусеничной техники – ПТС и ГСП – подготовили их к маршу и погрузили на платформы.


Командир полка принял решение совершить марш пятью эшелонами со станций погрузки Бровары, Дарница и Петровка и назначил начальниками эшелонов: №1 – заместителя командира полка майор Кривошеенко Г. В, №2 – зам. начальника штаба полка майора Сергеев В. С., №3 – возглавил лично командир полка, №4 – зам. командира полка по технической части подполковника Савченко И. Л., №5 – начштаба полка подполковника Влох П. С.

Первыми рано утром 11 декабря со станции Петровка убывали подразделения 1 понтонно – мостового батальона. В течение суток были загружены все 5 эшелонов. Загонять на платформы огромные КрАЗы со звеньями, ПТСы и ГСП было доверено только опытным водителям. Но и для них маневры на скользком ото льда бетоне и металле были чрезвычайно сложными. Также сказывалось и отсутствие опыта и навыков у личного состава совершать марши железнодорожным транспортом.


Первый эшелон убыл в путь в 14.00 11 декабря 1979 г. В 21.00 отправились в путь 2 и 3 эшелоны, а в 7.00 12 декабря – 4-й и 5-й. В ходе марша всем эшелонам был дан «зеленый свет». Все делалось под видом войсковых учений, но все понимали, что в районе г. Термез только одна большая река – Амударья, и по фарватеру ее проходит советско – афганская граница.

Преодолев более 5000 км, 18 декабря все эшелоны полка прибыли к месту назначения. Сложный процесс разгрузки сотен единиц техники прошел без происшествий. Специально составленные расчеты под руководством офицеров и прапорщиков оперативно и грамотно провели разгрузку техники. Особенно четко действовали расчеты под командованием подполковника Тихомирова, капитана Полякова, ст. лейтенанта Чумакова.

Первый эшелон, как и все последующие, встречал лично начальник инженерных войск (НИВ) округа генерал – майор Королев Александр Сергеевич, срочно прибывший из Москвы самолетом. Вместе с ним прибыло несколько офицеров инженерного управления КВО. Генерал Королев перед своим назначением в Киев занимал должность НИВ ТуркВО, так что его опыт и знание театра действий полка было как нельзя кстати. Королев сразу сказал, что в Афганистане идет гражданская война, и понтонеры сразу поняли, что им, как минимум, придется наводить мост или мосты через Амударью. Полк сосредоточился в нескольких километрах восточнее г. Термез, севернее Амударьи, где в течение нескольких часов оборудовал район сосредоточения с полевым лагерем, парком техники и организовал караульную и внутреннюю службы.

Палаточный городок. Декабрь 1979 г.


Парк техники



Пока подразделения занимались обустройством, рекогносцировочная группа в составе командира полка п/п-ка Третины А., зам. комполка Кривошеенко Г., офицеров подразделений Тихомирова О., Федорова Ю., Юрченко В., во главе с генерал – майором Королевым А., убыла к реке. Всех пригласили на катер погранслужбы и, не нарушая обычный график его движения, пошли вдоль советского берега. Задача понтонеров – изучить берег сопредельного государства, определить возможное место для наведения моста.

Разведывательно – водолазный взвод под командованием ст. прапорщика Невзгляда Л. И. провел качественную разведку реки. После разведки все были если не удручены, то изрядно обеспокоены. Ширина реки составляла около 700 м, противоположный берег крутой, обрывистый, до 8-12 м высоты, русло Амударьи неспокойное, дно песчаное, меняющееся. Но самое неприятное – скорость течения около 3 м/сек. Это предел тактико – эксплуатационных возможностей понтонно – мостового парка (ПМП). Трудно было определиться с местом наводки моста. Выслушав командиров подразделений и учитывая данные разведки, командир полка принял решение оборудовать переправу возле оси строящегося железобетонного моста через Амударью, о котором пока что говорило подобие начала робот на советском берегу. Спустя несколько лет здесь будет построен мост, по которому из Афганистана будет выходить 40-я армия.

Разведвзвод старшего прапорщика Л. Невзгляда. 1980 г.


В данной оси находился намывной остров, что позволяло сократить длину наплавного моста на 150 м, производить разгрузку материальной части парка прямо с острова, а самое главное, легче было бы удерживать ленту моста при таком течении. Но для этого требовалось укрепить остров. За помощью обратились к местным властям. Дорогу к мосту через остров уложили железобетонными плитами, сверху насыпали слой глины и укатали. С торца остров укрепили фашинами для задержания песка, установили специальный барьер для автомобилей во время разгрузки.

Разгрузку звеньев и катеров предполагалось осуществлять на планируемой оси моста с последующим их креплением к ленте моста по мере их сборки. Кроме того, планировалось задействовать буксиры речной флотилии и ПТС – для подачи ленты в ось на противоположном берегу с длиной троса 300 м. Как оказалось, впоследствии это решение комполка было единственно правильным. 16 понтонному полку в помощь придавался Муромский ПОМБ, которому предстояло навести мостовую переправу до острова длиной 150 м, так как своей, полковой, матчасти не хватало.

И так, место для моста было установлено. Настоящие баталии разгорелись вокруг способа его наводки. Большие начальники из Москвы предлагали в трех километрах выше по течению разгрузить материальную часть моста и паромами сплавлять его в створ. Командование полка выступало против. К общему решению прийти не удалось. Тогда комполка А. Третина вызвал ст. прапорщика Л. Невзгляда. Как шутили понтонеры, на все «великие дела» первым идет взвод инженерной разведки ст. прапорщика. Командир поставил задачу тщательно разведать все отмели от места, предлагаемого москвичами, до створа моста.

Леонид Невзгляд вспоминал: «Я взял с собой на ПТС несколько шестиметровых арматурин, привязал к ним флажки и втыкал на мелях. И вдруг обратил внимание, что ветка дерева, плывущая рядом со мной почему – то отстала. Развернул ПТС назад и вижу, что ветка застряла в горе песка, которая образовалась совсем недавно, и, как айсберг едва была скрыта под водой. Если пустить паромы по течению, то они будут утыкаться в мели как пароход в фильме «Волга – Волга», с которого артисты кувыркались в воду. Но мы же не артисты. Перед нами государственная задача»

Как только Невзгляд доложил свои наблюдения, все согласились, что переправу нужно наводить сразу в оси моста. Прежде чем отдать приказ на оборудование и содержание переправы, п/п-к Третина доложил свое решение НИВ ТуркВО п-ку Жернову. Узнав, что из-за крутизны берега звенья нельзя разгружать на широком фронте, он призадумался. Получалось, что переправу надо наводить «позвенно», для чего задействовать расчеты только одной роты, на которую ложилась ответственность за весь полк. Комполка доложил, что это будет 1-я понтонная рота капитана Юрченко. Ясно, что опыта работы на такой быстрой реке, как Амударья, у капитана и его подчиненных не было. Зато в роте, как и во всем полку, в ходе постоянных тренировок и учений был приобретён и накоплен настоящий профессионализм, а еще было огромное желание выполнить приказ.

Укрощение реки.

В ночь с 24 на 25 декабря 1979 г. Командир полка получил приказ: в 7.00 25.12.79 г. будет открыта полоса погранзаставы для наводки мостовой переправы через Амударью. Время на наводку моста – 12 часов. В 4.00 полк был поднят по тревоге. Командир полка приказал выдать патроны, гранаты, и к 7.00 головой колонны полка пересечь госграницу для оборудования мостовой переправы.


Точно в установленное время полк во главе с взводом ПТС пересек границу и вышел к Амударье, никем со времен А. Македонского не покоренной. Понтонеры знали, что несколько месяцев назад во время учений Чарджоуский понтонно – мостовой полк не справился с наведением переправы через строптивую Амударью. И это еще больше поднимало чувство ответственности каждого – от рядового до командира полка.
И закипела работа. Разгрузкой звеньев руководил начштаба батальона майор Ю. Федоров, командир роты В. Юрченко, катера спускал на воду командир 4-й роты капитан Э. Ибрагимов. На помощь подошли три речных буксира из порта. Разгруженные звенья река хватала в цепкие объятия, рвала из рук понтонеров, кружила, не давая возможности стыковать звенья в ленту моста.


Как только состыковали первые звенья, к береговому звену прикрепили 300-метровый трос с ПТС-М, и капитан В. Осипов вместе с расчетом и мехводом транспортера мл. сержантом И. Айрихом, разматывая трос, двинулись к противоположному берегу. А там их встретили… солдаты афганской армии. Расположившись в полукилометре от берега и с интервалом в 100 м, они вели себя дружелюбно и без признаков враждебности наблюдали за действием понтонеров. Осипов по рации доложил об этом командиру полка и сообщил, что трос натянут и расчет готов к наталкиванию ленты.

Для подготовки «афганского» берега, оборудования выезда с моста на барже в районе порта переправили команду с путепрокладчиком БАТ-М, которую возглавил заместитель командира полка майор Г. Кривошеенко. В короткий срок команда подготовила участок противоположного берега для сопряжения с береговым звеном. При этом в сложную ситуацию попал расчет одного из ПТС во главе со ст. прапорщиком И. Хроменко. Машину затягивало под ленту моста, но «дед», как любя называли Ивана Васильевича сослуживцы, ценою неимоверных усилий «вытянул» ПТС, чем спас не только машину, но и расчет.


При стыковке мостовой ленты с противоположным берегом возникла еще одна проблема – два звена оказались «лишними». Река показала свою коварность, не по дням, а по часам меняя глубину и русло. Пришлось срочно принимать меры. О выводе звеньев не могло быть и речи. Оставалось одно – вытягивать ленту моста на берег. С этой сложной задачей успешно справились расчеты ПТС переправочно – десантного батальона.

Через 2,5 часа лента моста (длинной 314,75 м) была собрана. Предстояло оборудовать надежный въезд и съезд с моста и главное – закрепить ленту моста с берегами. Первоначально эту задачу выполняли с помощью тросов БАТ-М, БТС-4А и ПТС-М. Как пробную нагрузку по мосту переправили БТС. После этого командир полка А. Третина и замполит С. Синекоп прошли по мосту, проверив его готовность к работе. Далее п/п-к Третина доложил генерал – полковнику С. Ахромееву – заместителю начальника Генерального штаба, который наблюдал за действиями понтонеров, о готовности переправлять войска. Вскоре по мосту пошли первые подразделения 40-й армии.



[u][Историческая справка./u]

Первый, деревянный, мост был построен под руководством генерала Российской царской армии М. Анненкова в мае 1888 года, когда Россия только начинала осваивать Среднюю Азию. Тогда строилась Закаспийская железная дорога, и переправа через Амударью была необходима. Амударьинский железнодорожный мост укрепили на деревянных сваях, а его длина составляла почти три километра. Он был назван самым крупным инженерным достижением того времени. Увы, прослужил мост всего 14 лет: из-за стремительного течения реки и песчаного дна мост стал разрушаться и быстро пришел в непригодность.
В начале XX в. Закаспийскую железную дорогу переименовали в Среднеазиатскую, поскольку теперь она охватывала весь Туркестан. А нагрузка на Амударьинский мост стала настолько значительной, что потребовалась его срочная модернизация.

Новый мост 1902 г. На заднем плане мост 1888 г.


Строительство новой, теперь уже железной, переправы началось в 1902 году. Руководил строительством выдающийся инженер С. Ольшевский, который уже имел опыт строительства крупных мостовых сооружений на Западно-Сибирской, Аральской и других железных дорогах. Он сконструировал на непокорной Амударье прочный железнодорожный мост из 27 пролетов, который стал одним из крупнейших в мире в то время. Мост был сработан на совесть. Может поэтому следующий «апгрейд» сооружения состоялся только через 77 лет, уже в советское время.

Нынешний железнодорожно-автомобильный мост, протяженностью 816 метров, был построен в 1985 году советскими строителями в разгар Афганской войны. В тот год начался частичный вывод советских войск из Афганистана, и новый мост был символично назван мостом Дружбы в знак надежды на скорое окончание войны и установление дружеских отношений между государствами. В 1989 году именно по нему торжественно завершился вывод советских войск из Афганистана.


После окончания войны в Афганистане, в конце 90-х гг. XX века, талибы захватили северные провинции Афганистана, а мост Дружбы был переименован в «Хайратон». Мост из соображений безопасности закрыли. Движение по нему было возобновлено только в 2001 году. Торжественное открытие моста ознаменовала отправка по нему 16 вагонов с гуманитарной помощью, а мост вновь был переименован в мост Дружбы. В настоящее время мост – действующий, и по нему осуществляются грузовые и автомобильные перевозки.

С 25 декабря 1979 г. полк приступил к содержанию переправы. Развернули комендантскую службу, вместе с пограничниками организовали верховую и низовую заставы, эвакуационную группу, усилили охрану моста. Первый комендант переправы п/п-к Тихомиров и его помощник капитан Тропов организовали учет переправляемой техники, связь между берегами и с лагерем сосредоточения. Командир взвода связи ст. лейтенант В. Кравцов, начальник радиостанции Р-140 прапорщик М. Прищепа обеспечили командиру полка устойчивую связь со штабом ТуркВО, с 40-й армией, между подразделениями полка и переправой.

За несколько дней полк переправил войска армии – более 2000 гусеничной и 40000 единиц колесной техники.



Перед полком встала новая задача – как удержать переправу? Течение Амударьи было настолько сильным, что штатные якоря скользили по песку, как сапоги по льду. Не помогли и доставленные из научно – исследовательского института Ленинграда специальные якоря – присоски, принцип работы которых основан на вакуумном действии. Пока все это пробовали, мост удерживали катерами и ПТС во главе с командиром роты капитаном В. Осиповым. Но выход нашли спецы из ремроты капитана Федорука. Техник роты Цвиг изготовил винтовые анкера. Ввертывание этих «якорей» в почву производилось трособлочной системой разгрузочного КрАЗа. Буксиры, катера, ПТС, а затем и якоря-анкера не только надежно удерживали мост, но и позволяли разводить его, пропуская суда с грузами по Амударье. Допускать большие убытки в связи с наведением моста и прекращением судоходства нельзя было. Поэтому приходилось 1-2 раза в неделю производить разводку моста при скорости течения, превышающем допустимые нормы. Для выполнения этой задачи были созданы две мостовые команды во главе с командирами 1 ПОМБ, 2 ПОМБ, ПДесБ. На первой пробной разводке присутствовал заместитель Министра обороны генерал армии Соколов. Он дал высокую оценку действиям понтонеров.

18 февраля 1980 г. к месту постоянной дислокации был отправлен первый эшелон, который возглавил капитан В. Осипов, с техникой и личным составом роты ГСП. 22 февраля эшелон благополучно прибыл в Киев.

Боевые будни.

После наводки моста был получен строгий приказ: всех впускать и никого не выпускать. В Афганистан техника шла потоком, назад - ни в коем случае. Боялись провокаций.
Через несколько часов до офицеров довели информацию: в Кабуле свергнут Амин, а к власти пришел Бабрак Кармаль. Всем стало понятно, что сопротивление будет возрастать и надо усилить охрану моста, расположения подразделений, повысить бдительность. Одновременно с этим понтонерам поставили новую задачу: в 40 км от расположения полка 1-му батальону необходимо построить дорогу. После совершения марша 1-й батальон определил место расположения, быстро вкопали трубы – опоры и натянули колючку. Также установили несколько прожекторов, позаимствованных у мотострелков, соорудили две вышки с пулеметами, вокруг лагеря установили «сигналки». Всей работой непосредственно руководил начштаба майор Федоров.

При строительстве дороги понтонеры тоже сумели удивить высших начальников. При жаре в 50 – 55 градусов они должны были строить по 1км полотна вдень. Но машин для подвозки гравия не хватало. Тогда на КрАЗы умельцы – ремонтники из взвода ст. лейтенанта Райхмана приладили деревянные площадки, около кабины на них положили два старых автомобильных ската, связали тросом, конец которого свисал с борта машины. Гравий сыпали на площадку, подвозили к полотну дороги, специальный тягач за трос тащил скаты, а те ссыпали гравий. Вот тебе и самосвал.


В начале 1980 г. перед полком поставили новую задачу: в районе населенного пункта Айвадж Курган – Тюбинской обл. Таджикской ССР построить через Амударью автомобильный мост и дорогу к автомобильной трассе. Эта переправа имела стратегическое значение. Она на 300 км сокращала путь нашим войскам, шедшим вглубь Афганистана. Но какими силами его строить? Решение было найдено простое: на базе инженерно - технического взвода сформировать отдельную роту в составе 120 чел. Командиром роты назначили майора Истомина Николая Сергеевича – начальника физической подготовки и спорта, замполитом – лейтенанта Гужвия, командирами взводов – лейтенанты Погорелов и Сирота, замом командира роты по технической части – прапорщик Кожемякин.


В двадцатых числах марта 1980 г. рота совершила марш на 40 км, в районе Айваджа переправилась на афганский берег и разбила там лагерь. Личный состав занялся подготовкой площадки для сборки моста БАРМ (Большой автодорожный разборный мост). Через неделю прибыл весь полк и приступил к строительству дороги и опор для моста. Часть личного состава на штатных понтонах парка ПМП соорудила плавучие копры и забивала в дно металлические трубы, из которых формировались опоры-быки будущего моста.


Рота Истомина доставляла составные элементы переправы со станции на площадку, где производилась сборка моста. Мало того, что испепеляющая жара, белое солнце пустыни давили на психику, и каждый чувствовал себя как на разогретой сковородке, стали все чаще беспокоить душманы. Строящийся мост явно кому-то не давал покоя, и только пулеметы двух взводов мотострелков – охраны моста, преграждали им путь. Однажды утром командир одного из взводов сообщил, что из камышей появились вооруженные люди, увидели боевое охранение и исчезли.

Николай Истомин вспоминает: «Чтобы не быть на крючке у душманов, мы взяли БТР и решили навязать им свою тактику. Между кишлаком и камышами заняли позицию, устроили засаду. И вдруг со стороны кишлака по нам открыли огонь. Я приказал ответить тем же. Короткими перебежками, ведя огонь на ходу, под прикрытием БТР мы атаковали дувалы. Один из нападавших был ранен и четверо убиты. Едва я отошел немного, как за спиной в десятке шагов застучала автоматная очередь, и пули прошли рядом с правой ногой. Я шарахнулся в сторону, оборачиваясь назад и вскидывая автомат. На пригорке с полуопущенным автоматом стоял мотострелок рядовой Кишев и показывал стволом на куст колючих зарослей. Из него вывалился душман с винтовкой. Только через час, отойдя от возбуждения боя, я понял насколько близко я стоял к краю своей жизни».


Через 70 суток строительство моста было закончено. За выполнение задания, инициативу, проявленную при строительстве моста, командира роты Николая Истомина наградили грамотой начальника инженерных войск, а личный состав в лице крановщика рядового Субботы Алексея и старшего сапера – водолаза рядового Оккаса Хуберта – медалью «За боевые заслуги».

Последнее задание.

Когда часть полка была уже на зимних квартирах и, казалось, выполнение общей задачи близится к концу, 1 августа 1980 г. в полк поступила директива НИВ ТуркВО о строительстве полком гравийной дороги от Сардобы до Ташкургана протяженностью 27 км. Срочно сформировали роту в составе 60-ти человек. Вспоминает начальник штаба батальона капитан Владимир Торопов: «Технику построили в колонну, загрузили имущество, остатки дров для ПХД и приготовились к маршу в район Сардобы. Конечно, душа рвалась в Киев, к семье, но мы люди военные и наш долг выполнять приказы. Наша колонна еще не дошла до места назначения, как все утонуло в песчаной буре. Налетел «афганец». Двигаться стало невозможно, песок забивал глаза, попадал везде, в самые малые щели, возникла опасность для работы двигателей. Колонну пришлось остановить. Так, в первый день мы и не добрались до будущего лагеря, пришлось ночевать в машинах. На другой день пришлось работать вдвойне – оборудовать лагерь, проводить рекогносцировку местности и дорожного полотна, карьера, готовить технику».


Роте довелось работать в тяжелых условиях: плечо подвоза гравия составляло 20 км, самосвалы были изрядно поношены при строительстве моста БАРМ, техника не выдерживала жары, колеса иногда лопались прямо при движении, случались аварии. Пришлось организовать пост вулканизации непосредственно в районе работ. Первые 13 км дороги построили за месяц. Второй участок, набравшись опыта, уже намного быстрее.
Сводная рота капитана Торопова, построив дорогу до Ташкургана, организованно и без происшествий прибыла в Киев 23 сентября 1980 г. Это было последнее подразделение полка, вернувшееся из Афганской командировки. Задача государственной важности, поставленная перед полком, была выполнена с честью.

Еще в марте 1980 г. приказом министра обороны СССР Д. Устинова полк за высокую полевую выучку и боевое мастерство, мужество и отвагу, проявленные личным составом при оборудовании и обеспечении переправы был награжден Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Кроме этого заместители командира полка по политической части С. Синекоп и по технической части И. Савченко награждены орденами Красной Звезды, командир 1-й роты В. Юрченко – орденом «За Службу Родине в ВС СССР», командир взвода разведки Л. Невзгляд – медалью «За отличие в воинской службе», а рядовой А. Суббота – медалью «За Боевые заслуги».


Но самой высшей наградой была та, что понтонеры в полном составе, без потерь вернулись домой.

Источники:
Мосты, соединяющие сердца: Воспоминания ветеранов 16-го отдельного ПОМП.- К., 2010.
http://www.advantour.com/rus/uzbekistan/termez/friendship-bridge.htm
http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,3101.msg8837.html
http://www.russkiymir.ru Русское чудо в черных песках
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 декабря 2015 07:32
    Ну что тут сказать - настоящие профессионалы своего дела. Советские части были мастерами кстати в годы войны по налаживанию переправ через водные преграды, немцы удивлялись их быстроте и отлаженности.. Отсюда и важнейшие плацдармы, сначала вроде небольшие, а потом раздували до занятых рубежей на занятом противником противоположном берегу водной преграды..
  2. +3
    19 декабря 2015 10:52
    Да, РАТНЫЙ ТРУД, не пустые слова и не звонкий лозунг, а тяжелейший РАТНЫЙ ТРУД!
  3. +1
    19 декабря 2015 19:16
    Сейчас в районе Карши от реки остались только воспоминания
  4. +3
    19 декабря 2015 21:47
    В списке пересекающих границу увидел сослуживца по учебке. После ноября 80го больше не виделись. Даа непростое это дело наводить переправы. Это только в песне легко поется...берег левый берег правый. ..