«Морской волк» атакует из глубин

17
В начале 1980-х годов холодная война достигла своего пика. Противостояние двух сверхдержав СССР и США вынуждало их создавать все новые и новые образцы вооружений и военной техники. Не составляли исключение и образцы морской боевой техники, численность флотов двух стран увеличивалась, при этом Советский Союз основную ставку делал на мощный подводный флот. В 80-е годы прошлого века руководство американского военного ведомства всерьез опасалось новейших советских малошумных атомных субмарин. Для борьбы с этими лодками в США реализовывался специальный проект по созданию подлодки-охотника, обладавшей малой акустической заметностью, получивший название «Seawolf» (морской волк).

Как раз в 1970-80-е годы советским конструкторам удалось разработать несколько образцов военной техники и вооружений, которые превзошли современные им зарубежные аналоги. В подводном кораблестроении таким примером стала многоцелевая (или, как ее еще называют, ударная) АПЛ проекта 971 (и последующее развитие 971У), которая в СССР получила обозначение «Щука-Б», а по натовской кодификации — «Акула» и «Усовершенствованная Акула» (или «Акула-2») соответственно. Последнюю из построенных лодок по этому проекту К-335 «Гепард» (вошла в состав флота в 2002 году), являющуюся воплощением последних технических достижений, на Западе называют «Акула-3». Одна из лодок данного проекта 971, К-152 «Нерпа», 23 января 2012 года была передана в лизинг Индии.

Новый советский подводный атомоход (техпроект лодки был утвержден 30 сентября 1977 года, головной корабль спущен на воду 16 апреля 1988 года) оказался весьма удачным и совершенным проектом. В некотором роде он вызвал настоящий шок у американских адмиралов. Подводные лодки «акульего» семейства развивали полную подводную скорость в 33 узла, обладая при этом очень низкими показателями шумности и неся на борту внушительный арсенал вооружений. На борту «Акул» было четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц, который был очень разнообразен. 28 единиц боекомплекта приходилось на вооружение калибра 533 мм, при этом данные торпедные аппараты могли использоваться для пуска крылатых ракет комплекса «Гранат» с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Эти ракеты могли комплектоваться как фугасной, так и ядерной боевой частью. Помимо этого в вооружение АПЛ проекта 971 вошли скоростные подводные ракеты «Шквал» (маршевая скорость 375 км/ч), ракетоторпеды и обычные противокорабельные, противолодочные и универсальные торпеды.



Вплоть до 1980-х годов советские атомные субмарины уступали американским по такому важному показателю, как уровень шумности. Акустические средства обнаружения специальных противолодочных самолетов и корабельных группировок США позволяли отслеживать перемещения советских подводных сил (хоть и не без труда). Однако с созданием в СССР подводных лодок третьего поколения, советские АПЛ по уровню заметности сравнялись с американцами. При этом была проведена модернизация лодок второго поколения, которые также становились гораздо более эффективными против средств противолодочной обороны противника. Это доказали операции «Апорт» (1985 год) и «Атрина» (1987 год), в которых модернизированные АПЛ проекта 671РТМ на протяжении нескольких месяцев вели патрулирование в непосредственной близости от Восточного побережья США, не будучи обнаруженными.

Принимая это во внимание, ВМС США инициировали программу по созданию специальной субмарины-охотника, которая должна была обладать не только низким уровнем шума и акустической заметности, но и совершенными средствами обнаружения и уничтожения кораблей противника. В начале правления президента Рейгана в США была запущена программа под названием «Флот из 600 кораблей», создание субмарины-охотника стало одним из пунктов данной программы.

«Сивульф» — серия американских атомных многоцелевых субмарин четвертого поколения. Все лодки строились на верфях компании General Dynamics Electric Boat Corporation с 1989 по 2004 годы. Первоначально в планы американского командования входила постройка 29 таких подводных лодок, однако постепенно программа сокращалась, сначала до 12 субмарин, а после развала Советского Союза, когда в постройке находился лишь головной корабль серии, обсуждался даже вопрос о полном отказе от данного проекта. В результате заказ был ограничен всего тремя подводными лодками. На столь малую численность серии повлияло то, что проблемы начались уже в ходе постройки первой лодки, а стоимость субмарины в ценах на начало 1995 года достигла огромной суммы — 2,94 миллиарда долларов. Все это вместе с серьезным изменением геополитической обстановки сделало лодки Seawolf штучным товаром. В то же время данные лодки на тот момент времени стали самыми совершенными по комплексу своих характеристик, а также самыми дорогими среди всех строящихся ранее.



Основной задачей, которая стояла перед американскими проектировщиками, было кардинальное уменьшения шумности подводной лодки. Достичь этого удалось с помощью использования нового типа звукоизолирующего покрытия и использования водомётного движителя, разработанного в Великобритании для подводных лодок типа «Trafalgar» вместо винта. Помимо этого, на лодке широко были применены датчики шума, их было установлено 600 (для сравнения: на атомных подводных лодках типа «Los Angeles» таких датчиков было всего 7). Также «Морские волки» получили самые совершенные на тот момент средства обнаружения.

Во время работ по проектированию данной лодки американские инженеры впервые использовали высокую степень модульности конструкции, что позволило на выходе получить ряд характеристик, которые были значительно выше, чем у последних корпусов лодок «Лос-Анджелес» («Усовершенствованный Лос-Анджелес»). Помимо этого, такой подход позволял сохранить большой потенциал для проведения будущих модернизаций субмарин и оснащения их перспективными образцами оборудования и вооружений.

Также конструкторам удалось добиться феноменального на тот момент времени уменьшения уровня собственных шумов лодки. Корпус «Морского волка» был полностью скрыт звукопоглощающим покрытием, был установлен водометный движитель и очень широко использованы всевозможные амортизаторы и шумопоглощающие покрытия, расположенные непосредственно внутри корпуса субмарины. Также было увеличено расстояние между механизмами главной энергетической установки и корпусом лодки. Достижение низкого уровня собственных шумов гарантировало лодке бесшумный режим работы при скорости подводного хода до 20 узлов.



При этом конструкция корпуса изначально разрабатывалась с учетом плавания и всплытия в сложных ледовых условиях. Носовые горизонтальные рули субмарины, в отличие от лодок «Лос-Анджелес», могли убираться внутрь корабля. Кормовые рули также получились отличными от предыдущих конструкций. Они получили 6 стабилизаторов крыловидной формы: 4 расположены по стандартной крестообразной схеме (два горизонтальных и два вертикальных), а 2 отходят под тупым углом от диаметральной плоскости подлодки и находятся между горизонтальными и нижним вертикальным стабилизаторами.

Комплекс установленного на борту лодки ракетно-торпедного вооружения был разнообразным и очень мощным. Он состоял из 8 торпедных аппаратов калибра 660 мм, расположенных по бортам лодки. Подобное расположение ТА стало на американских субмаринах традиционным и используется несколько десятков лет. Такое расположение ТА позволяет конструкторам избегать в процессе проектных работ ограничений на расположение в носовой части лодки аппаратуры и антенны гидроакустической станции.

Суммарный запас расположенных на борту торпед и ракет достигает 50 единиц. Взамен всех ракет и торпед на борт субмарины можно было загрузить до 100 мин, постановка которых осуществляется через ТА. Весь боезапас хранится в одном отсеке, который находится в носовой части АПЛ. Боезапас субмарины включает в себя: универсальные торпеды Mk48 ADCAP (ADvanced CAPability), которые оснащаются мощной боевой частью массой 267 кг, пассивными и активными средствами обнаружения цели. Данные торпеды способны действовать как при наличии системы управления по проводам, так и без нее. Эффективная дальность поражения целей в случае применения активной системы самонаведения составляет до 50 км, а при применении пассивных средств — 38 км. При этом скорость хода торпед составляет 40 и 55 узлов соответственно, а глубина хода — до 900 метров. Также с борта лодки могут использоваться противокорабельные ракеты «Саб-Гарпун» (Sub-Harpoon) производства компании Boeing, они обладают дальностью стрельбы 130 км и могут нести 225-кг боевую часть, оснащенную активной радиолокационной головкой самонаведения на цель.



В отличие от последних субмарин типа «Лос-Анджелес», на борту лодок «Сивулф» не было предусмотрено размещение установок вертикального пуска (УВП) для ведения огня крылатыми ракетами «Томагавк», данные ракеты выстреливаются из торпедных аппаратов лодки. При этом в боекомплект «Морских волков» входили как противокорабельный, так и стратегический вариант данной ракеты. Стратегический вариант оснащался боевой частью мощностью 200 кт и мог преодолевать расстояние до 2500 км на дозвуковой скорости полета на небольшой высоте от 15 до 100 метров над поверхностью, в чем ракете помогала инерциальная навигационная система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System). При этом круговое вероятное отклонение в ядерном варианте исполнения не превышало 80 метров. У противокорабельного варианта крылатой ракеты имелась комбинированная ГСН и инерциальная система самонаведения, а дальность полета составляла до 450 км.

Все «Морские волки» отличались наличием на борту развитой системой разведки и противодействия. На лодках имелась станция гидроакустической разведки и противодействия AN/WLY-1, созданная специалистами компании Northrop Grumman, комплекс РЭБ AN/WLQ-4(V)1, разработанный компанией GTE и самоходные гидроакустические имитаторы подводных лодок.

Первая лодка в серии, получившая название «Seawolf», была заложена в октябре 1989 году и передана в состав флота 19 июля 1997 года. На свое первое боевое патрулирование лодка смогла выйти только 25 июня 2001 года. Первые 4 года ее эксплуатации сопровождались многочисленными поломками, отказами технических средств, что закономерно для первого корабля новой серии и нового поколения, и аварийными ситуациями на борту. В частности, постоянно проявлялись проблемы с водометным движителем, БИУС, отдельные панели широкоапертурной антенны во время похода просто отрывались и терялись, также достаточно долго не удавалось обеспечить запуск с борта подлодки крылатых ракет «Томагавк». В августе 2000 года головную лодку даже на время выводили из состава ВМС США. Вторая лодка, названная «Коннектикут», была заложена в сентябре 1992 года и передана в состав флота в декабре 1998 года.



Задержки с финансированием работ по третьей субмарине серии, «Джим Картер», привели к тому, что данную подлодку решено было строить по новому измененному проекту. На этой лодке конструкторы решили отработать новые технические решений, которые в дальнейшем планировалось использовать для осуществления специальных операций сил SEAL, ведения разведки, наблюдения за тактической обстановкой, обнаружения и определения координат целей, а также проведения скрытных минных постановок и поиска и ликвидации мин противника.

Для осуществления всего задуманного в среднюю часть корпуса подводной лодки (в районе центра тяжести) была врезана двухкорпусная секция общей длиной 30,5 метров, при этом длина корпуса лодки выросла до 138 метров. В межбортном пространстве врезки были расположены необитаемые подводные аппараты и иные специальные подводные средства. Помимо этого, здесь появилась шлюзовая камера диаметром около 1,5 метров, предназначенная для приема и выпуска солдат сил специального назначения и водолазов. В прочном корпусе подлодки разместили жилые помещения, которые рассчитаны на нахождение 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления необитаемыми подводными аппаратами.

Для достижения лодкой «Джим Картер» более высоких маневренных качеств во время работы на малых скоростях и в условиях мелководья на ней появилась дополнительная винторулевая колонка, размещенная в носовой оконечности субмарины. В ходе проведенных работ водоизмещение лодки увеличилось до 10 468 тонн в надводном положении и 12 158 тонн в подводном положении. При этом в ходе всех проведенных работ шумность лодки увеличилась незначительно, всего на 2 дБ. Одновременно с этим стоимость постройки лодки выросла до 3,2 миллиардов долларов.



Крест на программе во многом поставил неожиданно быстрый развал СССР. Новая американская военно-морская стратегия теперь предусматривала перенос основных усилий на противоборство в прибрежных районах. По этой причине «Морским волкам», которые разрабатывались для завоевания господства на огромных по площади просторах Мирового океана, не нашлось места в боевых порядках нового американского флота, особенно учитывая огромную стоимость подводных лодок данного типа. От них отказались в пользу АПЛ типа «Вирджиния», которые лучше подходят для действий в прибрежной зоне и обладают меньшей стоимостью — около 1,8 миллиарда долларов за лодку.

Основные тактико-технические характеристики SSN-21 Seawolf:
Габаритные размеры: длина — 108 м, ширина корпуса — 12 м.
Водоизмещение надводное — 7460 т, подводное — 9137 т.
Рабочая глубина погружения — 450 м.
Максимальная глубина погружения — 600 м.
Скорость подводного хода максимальная — 35 узлов, «бесшумная» — до 20 узлов.
Силовая установка — ядерный реактор типа S6W, мощностью 45 000 л.с.
Автономность плавания по запасам провизии — 70 суток.
Экипаж — 116 человек, в том числе 15 офицеров.

Источники информации:
http://vpk-news.ru/articles/1487
http://warspot.ru/1015-seawolf-hischnik-na-glubine
http://las-arms.ru/index.php?id=437
http://www.modernarmy.ru/article/121
Материалы из открытых источников
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 декабря 2015 07:09
    Серьезная машина, особенно если учесть дальность действия торпедного вооружения, да и калибр ТА тоже приличный. По водоизмещению она меньше наших "Ясеней", а это тоже немаловажно. Все-же будущее не за "монстрами" в классе многоцелевых АПЛ. Примерно эквивалентных отечественному проекту "Лира" или "Лошарик с вооружением". И действовать такие корабли могут в группе - 3-5. Боевая эффективность такой группы будет гораздо выше, чем 1, пусть даже с более мощным вооружением. Обнаружаемость ПЛ зависит и от такого фактора, как гидрологический. Уход ниже границы термоклина (апвеллинга) значительно снижает возможности существующих систем, что возрастает в группе.
    1. +3
      17 декабря 2015 12:41
      Говоря открытым текстом, "Морской волк" способен разбить лицо любому из молодых "фраеров", что любят щеголять словечками типа "хай-тек", "ситуационная гибкость" и "модульная конструкция". В отличие от современных "Вирджиний" и "Барракуд", ставших следствием компромиссов при урезании военных бюджетов, "Волчара" был адским порождением эпохи холодной войны. Ультимативный подводный охотник за русскими субмаринами под ледяным панцирем Арктики.

      Максимальная скорость 35 уз., тактическая — 20. Увеличенный диаметр корпуса, позволивший реализовать беспрецедентные меры акустической изоляции и противоударной защиты. Звукоизолирующее покрытие корпуса представляло собой сплошной массив полимерной массы (в отличие от тысяч плиток на обычных лодках). Заявленный уровень собственных шумов "Си Вулфа" оказался в 10 раз ниже, чем у его предшественников — АПЛ типа "Улучшенный Лос-Анджелес". Его сверх-ГАК состоял из 11 антенн различного назначения, в т.ч. шести широкоапертурных антенн AN/BQG-5D на внешней поверхности корпуса (общее кол-во сенсоров и гидрофонов возросло на порядок, по сравнении с "обычными" АПЛ типа "Лос-Анджелес"). Рабочая глубина погружения достигла 580 метров. Появился водометный движитель. Громадный боекомплект из 50 единиц минно-торпедного и ракетного вооружения. Как и у любого уважающего себя киллера, у "Си Вулфа" было оружие "с глушителем" — в его 660-мм торпедных аппаратах был реализован принцип самовыхода торпед. В результате акустики вражеской субмарины до последнего не подозревали, что "Си Вулф" рядом и уже открыл огонь.

      Что до модных словечек типа "хай-тек", то оптронные мачты вместо перископов были у него еще 20 лет назад...

      Название лодки произошло по названию рыбы Anarhichas lupus (рыба-волк)
      Тактический номер SSN-21 недвусмысленно означает — лодка XXI века
    2. 0
      17 декабря 2015 13:26
      Основной задачей, которая стояла перед американскими проектировщиками, было кардинальное уменьшения шумности подводной лодки. Достичь этого удалось с помощью использования нового типа звукоизолирующего покрытия и использования водомётного движителя, разработанного в Великобритании для подводных лодок типа «Trafalgar» вместо винта.


      насчёт водомёта хотелось бы поговорить особо. Пишут ,что водомёт "менее шумный" ,чем просто гребной винт,но это не может быть потому что водомётный движетель-СЛОЖНОЕ УСТРОЙСТВО в котором поток воды не прямолинейный,а искривлённый,сама конструкция водомёта -это водяной насос с гребными винтами опять таки и сложной конструкцией водянного забора,протока ,сопла и управления конструкцией движетеля. Вобщем тезис ,что водомётный движетель меньше шумит,чем гребной винт -это сомнительный довод.
      Ну и самое главное водомёт имеет КПД меньше чем гребной винт со всеми вытекающими выводами.
      Тогда зачем выбрали такую схему движетеля подводной лодки? Возможно собираются использовать приём засады этой лодкой скажем в МЕЛКОВОДЬЯХ,для охоты на корабли.
      1. +3
        17 декабря 2015 14:29
        Насчёт водомёта Вы не совсем правы, а точнее, совсем не правы. Водомёт на ПЛ, это не совсем то, что водомёт на надводных кораблях. В потоке он работает так же, как винт. Кроме того, водомёт имеет направляющий аппарат, который оптимизирует поток на крыльчатки, и может иметь спрямляющий аппарат, который раскручивает поток на выходе. Обороты лодочного водомёта значительно ниже. Шум от водомёта распространяется в узких секторах, так как крыльчатый аппарат экранирован обечайкой. Шум ниже, из за того, что нет срыва потока на концах лопастей. Из-за этого выше и КПД.
        1. -3
          17 декабря 2015 16:28
          Цитата: spravochnik
          Насчёт водомёта Вы не совсем правы, а точнее, совсем не правы. Водомёт на ПЛ, это не совсем то, что водомёт на надводных кораблях. В потоке он работает так же, как винт. Кроме того, водомёт имеет направляющий аппарат, который оптимизирует поток на крыльчатки, и может иметь спрямляющий аппарат, который раскручивает поток на выходе. Обороты лодочного водомёта значительно ниже. Шум от водомёта распространяется в узких секторах, так как крыльчатый аппарат экранирован обечайкой. Шум ниже, из за того, что нет срыва потока на концах лопастей. Из-за этого выше и КПД.


          теорию -уравнение водомёта разработал ещё Жуковский и поэтому насчёт КПД однозначно- меньше гребного винта,а насчёт шума тут тоже однозначно шумит то что находится в потоке воды,а конструктив водомёта именно более сложный ,а стало быть и более шумный,может бритые и подсуетились ,как то -это уже точно знать конструкцию их водомёта.
      2. 0
        17 декабря 2015 20:17
        Цитата: Свелес
        Вобщем тезис ,что водомётный движетель меньше шумит,чем гребной винт -это сомнительный довод.

        Цитата: Свелес
        Ну и самое главное водомёт имеет КПД меньше чем гребной винт

        Тогда просто объясните, зачем конструкторы выбрали именно такую схему движителя? Только не надо рассказывать о "тупости" американцев. hi
        1. -1
          17 декабря 2015 20:30
          Цитата: Штык
          Цитата: Свелес
          Вобщем тезис ,что водомётный движетель меньше шумит,чем гребной винт -это сомнительный довод.

          Цитата: Свелес
          Ну и самое главное водомёт имеет КПД меньше чем гребной винт

          Тогда просто объясните, зачем конструкторы выбрали именно такую схему движителя? Только не надо рассказывать о "тупости" американцев. hi


          в моём первом посте я уже сделал предположение.
    3. 0
      18 декабря 2015 02:36
      Термоклин и апвеллинг- абсолютно различные природные явления, как например, гроза и восход Солнца.
  2. +3
    17 декабря 2015 08:19
    хороший аппарат, красивый - но дорогущий, особенно впечатляет боекомплект
    1. 0
      17 декабря 2015 15:49
      АПЛ типа Сивульф, Вирджиния, это

      - однокорпусная лоханка

      в сравнение с АПЛ Ясень/Ясень-М

      - 32 КР (Оникс/Калибр/Х-101(102)/Циркон) ----------------- против 12 Томагавков у Вирджинии
      - ТА БК 30 ед (УСЭТ-80/Физик/Шквал/Калибр/Оникс/Циркон) -- против 26 у Вирджинии
      - ПТЗ Пакет-ПЛ 4 х 4 = 16 антиторпед --------------------- отсутствует
  3. 0
    17 декабря 2015 08:56
    В отличие от последних субмарин типа «Лос-Анджелес», на борту лодок «Сивулф» не было предусмотрено размещение установок вертикального пуска (УВП) для ведения огня крылатыми ракетами «Томагавк», данные ракеты выстреливаются из торпедных аппаратов лодки.

    Прошу прощения у автора - это как? УВП и торпедные аппараты???
    1. +2
      17 декабря 2015 09:20
      Да именно так,начиная со второй серии.
  4. +1
    17 декабря 2015 08:57
    В некотором смысле повторяют судьбу наших 705. Слишком круто для текущего уровня развития. Хотя на Вирджинии многое взято из проекта СиВульфа, так что пошло на пользу.
  5. +6
    17 декабря 2015 09:04
    Вплоть до 1980-х годов советские атомные субмарины уступали американским по такому важному показателю, как уровень шумности.

    Хоть бы раз упомянули тех героев, кто сумел в обход CoCom купить у Toshiba и Kongsberg высокоточные станки благодаря которым смогли делать малошумные винты обеспечившие новое поколение советских АПЛ повышенной скрытностью ставшей головной болью для ВМС США.
    1. 0
      17 декабря 2015 14:47
      А я хорошо помню как американцы по этому поводу "воняли" в сторону Toshiba. В советской прессе об этом писалось с удовольствием.
  6. +1
    17 декабря 2015 09:32
    Все хорошо в это ПЛ,вот только построено их всего три штуки и их так и не вылечили от "детских болезней",поэтому используют их не по прямому назначению(для чего Морской волк создавался),а для спец операций.Их передали морскому спецназу США.При этом цена просто запредельная.Наш Ясень не хуже,а Ясень-М (Казань)будет лучше чем Сивулф и серия у нашей ПЛ запланирована большая(7 штук для начала).
  7. +6
    17 декабря 2015 09:37
    Неплохо написано,но есть ряд замечаний.

    Во первых мы отставали не только по скрытности ПЛА,но и по качеству и возможностям ГАК,а так же РТВ в целом,только на поздних лодках 2-го и лодках 3-го поколения нам удалось приблизительно с ними сравняться.

    На счет 6 стабилизаторов-стабилизаторов там 4:2 вертикальных,2 горизонтальных,"плавники" что под тупым углом никакой роли в управлении кораблем не играют,они служат для выпуска/ввода ГПБА,коих у амеров 2.

    Да и еще-2ДБ это ОЧЕНЬ большая разница в шумности.Не надо думать что,если у лодки А шумность 100 ДБ,а у лодки Б 20,то у лодки Б шумность ниже в 5 раз.Тут не прямая,а нелинейная логарифмическая зависимость.И каждый децибел тут имеет очень большое значение.В целом скрытность у Картера однозначно стала хуже на порядок,но все равно она должна быть на высоком уровне.

    На счет стоимости Вирджиний-1,8 млрд за штуку,это стоимость последней 4-й серии 18-28 корабли,а предыдущие то,стоят куда дороже.Еще раз повторю-главная причина такой стоимости Си Вулфа,отказ от его серийного строительства,если бы его начали строить серийно,его стоимость была бы немногим больше стоимости Вирджиний.
    1. 0
      17 декабря 2015 14:00
      Цитата: Антон Гаврилов
      .В целом скрытность у Картера однозначно стала хуже на порядок,но все равно она должна быть на высоком уровне.

      Про Картер читал что это лодка "падальщик" прежде всего, поиск и сбор торпед и ракет в районах проведения учений(поэтому и сделали большую секцию), подсоединение к линиям связи итд.
      1. +1
        17 декабря 2015 16:21
        Ну,почти.

        На нем разместили еще 1 отсек,для приема БПА.Фактически цэ корабль шпион для сбора соответствующих данных.И до появления наших 09851 будет однозначно лучшим в этом плане.
  8. +7
    17 декабря 2015 09:42
    Вот пример правильной подачи материала. Без лебезения и слюнтяйства, с достоинством и уважением. ЖЫрный плюс.
    hi
  9. +3
    17 декабря 2015 11:51
    Конструктивные решения "Морского волка" преподносятся как что то новое и выдающееся. Но все они: и трёхкаскадная амортизация, и функциональные блоки и модули - всё это применено на советских ПЛ пр. 971. Кроме того, на пр.971У было применено и кое что новое, чего нет у американцев - активная масса.
  10. +3
    17 декабря 2015 12:48
    Напомню про шумность (акустики могут шире осветить). Между их 0 и нашим 0 разница 26 db. Т.е., к их шумности нужно прибавить 26, а дальше сравнивать с нашими лодками
  11. +1
    17 декабря 2015 13:32
    В отличие от последних субмарин типа «Лос-Анджелес», на борту лодок «Сивулф» не было предусмотрено размещение установок вертикального пуска (УВП)

    Это было обусловлено тем что Сивулф предполагалось использовать под льдами Арктики для противодействия нашим Акулам(проект 941). Через лёд крылатую ракету не запустишь, к тому же 8 торпедных аппаратов должно было для всего хватить(торпеды, крылатые ракеты, гидроакустические ловушки).
  12. +1
    17 декабря 2015 13:58
    А к их киллограммам или тоннам случайно 26 прибалять не нужно? Что за глупость по-поводу Дб?
  13. 0
    17 декабря 2015 22:59
    Цитата: BENNERT
    Название лодки произошло по названию рыбы Anarhichas lupus (рыба-волк)

    Спасибо за любопытную информацию. По-русски эта рыба называется зубаткой, чье имя тоже вдохновило русских моряков - одна из наших лодок так и зовется. Хотя по-английски более обычное название зубатки - catfish.
  14. iov
    0
    18 декабря 2015 08:50
    Есть специалисты на форуме?!?!) почему автор указал скорость "шквала " всего 375 км/ч??!?!