Гиганты

23
Гиганты
Так мог бы выглядеть тысячетонный танк Эдварда Гроте, основное вооружение которого состояло из двух корабельных 305-мм пушек

Время от времени у конструкторов бронетанковой техники возникала одна и та же мысль: создать огромный неуязвимый сверхтанк, своего рода сухопутный броненосец, способный поражать любую цель. Больше других такими идеями увлекались, пожалуй, немцы и англичане и в меньшей степени американцы и французы.

Еще в конце первой мировой войны в Германии построили два опытных экземпляра сверхтяжелого танка "К" ("Колоссаль"). Масса каждого из них достигала 150 т. Компоновкой - гусеницы охватывали корпус, а вооружение (четыре 77-мм пушки и 7 пулеметов) устанавливалось в бортовых спонсонах - они напоминали английские тяжелые машины Мk1. Кроме большой массы и длины (13 м), немецкий танк обладал еще несколькими интересными особенностями. Он разбирался на три части и в таком виде мог доставляться к линии фронта. Опорные катки машины, похожие на железнодорожные колеса, крепились к звеньям гусениц и во время движения перемещались по рельсам, охватывавшим весь корпус. И все-таки танки "Колоссаль" не сумели довести до конца, а после поражения Германии в Первой мировой войне их вообще уничтожили, чтобы машины не достались противникам.


Сверхтяжелый танк "К" ("Колоссаль")

Снова немцы вернулись к идее сверхтанков во время второй мировой войны. Еще в июне 1940 года Гитлер поручил уже известному нашим читателям Ф. Порше сконструировать сверхтяжелую машину, одетую в броню максимально возможной толщины и вооруженную

128-мм пушкой. Заметим, что ведомство вооружений фашистской Германии не поддержало этот "личный" заказ фюрера, предложив заняться разработкой аналогичного танка фирме "Хеншель". Гигант, созданной в фирме Порше, получил обозначение "205", но он известен больше под названием "Маус" ("Мышонок"). Вторая машина называлась Е-100. Оба сухопутных броненосца предназначались не для прорыва мощных укреплений, а, наоборот, для их усиления. Служа своего рода подвижными фортами, "маусы" и Е-100 должны были защищать промежутки между долговременными огневыми сооружениями.




танк "Маус" ("Мышонок")

Ф. Порше решил оснастить свою машину электротрансмиссией и дизель-мотором. Но неудачи на испытаниях уменьшили интерес к его детищу. Кроме того, ухудшающееся военное и политическое положение Германии не позволяло рейху тратить средства на столь дорогие затеи. Вот почему к концу войны изготовили лишь два прототипа "Мауса", причем один из них имел карбюраторный двигатель вместо предполагавшегося дизеля. К слову, дизельный гигант так и не был опробован, а первый образец прошел испытания в июне 1944 года.

Что касается фирмы "Хеншель", то она с самого начала занималась строительством Е-100 с прохладцей и не довела его даже до опытного образца. На танке массой в 140 т предполагали установить 150-мм и 75-мм пушки. Бронирование его такое же, как и у "Мауса".



Танк Е-100

Заметим, что и описанные немецкие машины, и те, что создавались англичанами и американцами, не поступали на вооружение армий по вполне понятным причинам: танки с такой колоссальной массой обладали низкой подвижностью. Понятно, что и в боях они не испытывались. Тем не менее поля сражений видели танки-гиганты. Это были немецкие "королевские тигры". Своим появлением на свет эта машина обязана давнему стремлению фашистского командования установить в танке мощную 88-мм пушку длиной в 71 калибр. В январе 1943 года заказы получили опять же фирмы "Хеншель" и Ф. Порше. И снова Порше проиграл - на вооружение приняли машину Адерса. Ее назвали T-VIB "Королевский тигр". Кто-то заметил, что T-VIB, по существу, гибрид между "Элефантом" и "Пантерой". Действительно, форма корпуса и двигатель новой машины такие, как и у "Пантеры".



Танк T-VIB "Королевский тигр"

Серийное производство этого танка началось в январе 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего их выпустили 489 штук. Бронирование его по сравнению с "Тигром" было усилено, большое внимание конструкторы обратили на удобства работы экипажа. T-VIB имел ту же систему продувки канала ствола пушки, что и "Пантера". В удлиненной кормовой нише башни, вблизи казенной части пушки, укладывалась в горизонтальном положении часть боекомплекта, так что заряжающему требовалось затратить минимум усилий. Благодаря этому у танка была довольно высокая скорострельность: 7-8 выстрелов в минуту. Опорные катки, располагавшиеся в шахматном порядке, имели индивидуальную торсионную подвеску,

Впервые "королевские тигры" появились в бою на Сандомирском плацдарме в Польше. Это случилось в августе 1944 года. В сражениях они использовались скорее как истребители танков. А с июля того же года на базе "королевских тигров" до конца войны строились СУ "Ягд-Тигр". Масса их достигала 70 т, а толщина брони - 250 мм. Машины вооружались 128-мм пушками длиной 55 калибров (они же предназначались и для "маусов") Обслуживал самоходку экипаж из 6 человек. Бронебойный снаряд пушки весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал под прямым углом броню толщиной до 190 мм. Всего таких самоходок выпущено 77 штук. Правда, и "Королевский тигр", и "Ягд-Тигр", самые тяжелые из когда-либо использовавшихся в боях, оказались малоподвижными и обладали плохой проходимостью.




СУ "Ягд-Тигр"

Теперь поговорим немного о работах конструкторов Англии и США, В 1940 году англичане,-уверенные в том, что им придется штурмовать мощные укрепления "линии Зигфрида", приступили к созданию танка-гиганта. Прежде всего они обратили внимание на усиление бронезащиты машины и способности ее к преодолению широких рвов. Именно поэтому танку придали старую форму, еще времен первой мировой войны; гусеницы охватывали корпус. Масса английского "броненосца" достигала 80 т, длина превышала 10 м, а скорость оказалась равной 14 км/ч. Танк вооружался 76-мм пушкой и пулеметом, которые устанавливались во вращающейся башне.

В 1942 году военное министерство Великобритании выдало фирме "Наффилд" заказ на создание так называемого безбашенного танка А.39. По существу, он оказался штурмовой самоходной установкой. Первые две машины изготовили в 1943 году, а всего их до 1947 года построили 6 штук. Вооружение А.39- одна 94-мм пушка и 2 пулемета - размещалось в просторной рубке. Пушка устанавливалась в наклонном лобовом листе, а пулеметы - во вращающейся башенке на крыше рубки. Толщина брони достигала в лобовой детали 229 мм, а в бортовых - 152 мм. Экипаж машины состоял из 7 человек.

Эти самоходки, известные под названием "Черепаха", также не были приняты на вооружение.

В 1943 году аналогичный безбашенный танк (штурмовую самоходку) начали конструировать и за океаном. Она предназначалась для прорыва укрепленных полос противника. Машина в целях снижения удельного давления на грунт снабжалась двойными гусеницами, причем внешние гусеницы снимались. Кстати, гусеницы далеко выступали за лобовую часть корпуса танка. Броневой фальшборт прикрывал собой ходовую часть. Низко расположенная 105-мм пушка защищалась массивной маской. Она имела бронебойные снаряды (с начальной скоростью 915 м/с) для борьбы с танками. Кроме того, в боекомплекте были и бетонобойные снаряды для поражения укреплений врага. Толщина брони у этой самоходки достигла рекордного значения - 305 мм!

Заканчивая наш рассказ о танках-гигантах, упомянем немецкую СУ "Тор", или "Карл". Правда, это, конечно, не танк и даже не боевая самоходка, а самодвижущаяся мортира на гусеничном ходу. Она предназначалась для борьбы с мощными укреплениями. Масса машины достигала 124 т, а скорость составляла всего лишь 10 км/ч. Калибр мортиры - 600 мм, а масса снаряда равнялась 2200 кг. Немцы в 1940- 1941 годах построили 6 мортир, которые обстреливали Брест, Севастополь и Варшаву.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Волхов
    +2
    13 июля 2013 08:40
    Так мог бы выглядеть тысячетонный танк Эдварда Гроте, основное вооружение которого состояло из двух корабельных 305-мм пушек

    У него пушки 283 мм как у тяжёлого крейсера, а вид...

    Крутая самоходка для атомной войны, живёт в норе, зовут Крыса.
    1. +5
      13 июля 2013 10:15
      Люблю фотожабы.только про ядерную войну не надо)))
      1. Волхов
        0
        13 июля 2013 14:47
        На египетском снимке фотожабный пейзаж, а конструкция слишком детализирована для подделки. У Крысы и пейзаж настоящий.
        1. +2
          13 июля 2013 16:37
          Цитата: Волхов
          а конструкция слишком детализирована для подделки

          Подделка сама что ни есть ))настоящая))
    2. +6
      13 июля 2013 10:23
      ну наши проекты тоже вполне были СМК и Т-100 или т-39, вот СМК:
  2. +5
    13 июля 2013 09:36
    Да, технологии, современные танки в три раза легче, в три раза крепче, и огневая мощь у них в три раза больше! Пройдет время, появятся новые разработки и может 10 сантиметровая броня будет выдерживать выстрел мощнее, чем броня мыша, воистину, большой шкаф громко падает!!!
  3. +3
    13 июля 2013 11:25
    Дредноут по земле, как по воде плыть НЕ может.
    Гигантомания удел людей с мелким внутренним содержанием.
  4. +3
    13 июля 2013 11:35
    Глупая идея. Возможности авиации уже в начале войны продемонстрировали, что никакой супер-бронированный монстр - линкор ли, крепость или танк, ощетинившиеся стволами зенитных орудий не в состоянии на равных противостоять её мощи.
    А немцы лучше бы выпускали T-IV и T-V, вместо того, чтобы гоняться за бредовой идеей вундерваффе.
    В конце-концов, побеждает не оружие, а руки, которые его держат. Или правда.
  5. +4
    13 июля 2013 11:58
    Вместо глупостей надо было нормальный средний танк разрабатывать и массово выпускать, наши оказались умнее.
    1. dominatus
      0
      14 июля 2013 15:49
      Вы не внимательно читали статью.
      "первый образец прошел испытания в июне 1944 года."

      То есть тогда, когда война уже была практически проиграна. Когда уже были созданы прекрасные средний танк "Пантера" (по западной классификации он считается именно средним)и тяжелый "Тигр".
      к этому моменту наступательных операций где можно было бы в полной мере применить "Пантеры" и "Тигры" немцы уже не вели.
      И основной задачей немецких танков было не прорыв обороны и вбивание танковых клиньев, а "выбивание" наступавших советских танков.

      Кстати "Королевский тигр" прекрасно с этим справлялся, ведя огонь из укрытий.

      Не наши оказались умнее - у немцев просто не оказалось таких ресурсов как у наших. У немцев не оказалось танковых заводов не досягаемых для авиации противника (наши заводы за Уралом были не досягаемы).

      Так, что создание таких монстров как "Маус" и Е-100 это скорее не глупость а жест отчаяния.
  6. +2
    13 июля 2013 13:38
    Читайте цикл "Боло" - как раз там очень хорошо проиллюстрировано во что может вылиться дальнейшее развитие по этому пути. Правда что то мне подсказывает что данный путь тупиковый - броня всегда уступает снаряду.
  7. +9
    13 июля 2013 13:52
    Наш ответ .......
    1. +14
      13 июля 2013 15:04
      вот бы создателей этой модели заставить гусеницу ей натягивать.
    2. vlad1
      +1
      13 июля 2013 15:06
      красавец сам собирал и из каких моделей
      1. +1
        13 июля 2013 15:45
        Цитата: vlad1
        красавец сам собирал и из каких моделей

        Где-то в интернете нашел настольную (вроде американскую) военную игру где у СССР присутствовал такой монстр под названием КВ-13. Когда же нашел эту картинку, очень удивился. Но больше информации об этом псевдомонстре так и не нашел. А модельку бы с удовольствием бы собрал. soldier
        1. +6
          13 июля 2013 18:32
          Кв 13 это средний реально существовавший танк. Из него позже как раз ИС и появился... А то что на фото это легендарный "Бегемот" который якобы существовал в 3 х экземплярах погибших от собственного же вооружения...

          "В ряде источников встречаются упоминания о некоем танке КВ-5бис или КВ-6 «Бегемот», также называемом «Сталинским оркестром», который в реальности является мистификацией, вымышленным проектом трёхбашенного тяжёлого танка—«композита», получившего, впрочем, широкую известность и впоследствии детально описанного Александром Афанасьевым. Иллюстрация была составлена из изображений реально существующей техники, но не имела никакой смысловой нагрузки, технически была почти невоплотима и больше походила на карикатуру. Согласно Афанасьеву, конструктор Ж. Я. Котин приступил к разработке танка КВ-5бис в 1942 году, по личному указанию Сталина. Изготовленными к 1944 году, девятью танками КВ-5бис была, якобы, укомплектована танковая рота прорыва имени Сталина, которая приняла активное участие в Карельской операции и участвовала в прорыве Линии Маннергейма, не понеся при этом никаких потерь. Так же без потерь рота прошла и Висло-Одерскую и Балатонскую операции, позже приняв участие в Корейской войне[17].
          В 1997 году в сети появились и фотографии настольной модели, составленной из нескольких комплектов различных танков (преимущественно танков КВ). Авторство модели приписывалось студенту, причём созданная модель и описание к ней являлись лишь шуткой (чего стоило одно описание экипажа!). Однако модель быстро обрела свои «ноги»: рядовые обыватели поверили в существование советского «супер-танка» и разнесли новость по интернету — сайтам и форумам, посвящённым бронетехнике.[18][19]
          Позже, описание схожего проекта встречается у Вячеслава Шпаковского в книге «Танки. Уникальные и парадоксальные»[20]. Судя по описанию, приведенному в книге Шпаковского, проект внешне напоминал крейсер, в форме трёх танков КВ, соединенных между собой, с единым мощным дизельным двигателем. Проект, якобы, предусматривал использование трёх линейно-возвышенных башен от танков КВ, причем средняя из них с двумя 152-мм орудиями, а также башен от БТ-5, устанавливающихся на них сверху. В качестве дополнительного вооружения на танке, якобы, предполагалось устанавить огнемёт и реактивную установку «Катюша»[21].
          Однако, сама возможность существования подобного проекта маловероятна, как из-за технических особенностей серии КВ, так и из-за отсутствия каких-либо документальных подтверждений. К тому же, подобная конструкция просто не способна к повороту, что еще раз ставит под сомнение само существование такого проекта.
          По свидетельству В.Г. Грабина, изначальный вариант башни КВ-1 был непригоден к установке любого орудия крупнее, чем 76-мм пушка Ф-32, и лишь поздние модернизированные КВ имели пушку калибра 85 мм в башне новой конструкции[13]. Серийные КВ-2 имели одно 152-мм орудие, уже само по себе делавшее башню крайне громоздкой[13], а сам танк оказывался перетяжелённым и без всяких дополнительных надстроек «Сталинского оркестра»."(с)
          1. +2
            13 июля 2013 20:53
            Спасибо за информацию.
    3. dominatus
      0
      14 июля 2013 15:54
      Для штурмовика "Штука" - идеальная мишень.
      Они и в Т-34 неплохо попадали, а уж это чудо - юдо и подано стало бы ходячей братской могилой.
  8. +1
    13 июля 2013 15:28
    Тут раньше была статья про орудие "Дора". Вот это был реальный, и самый настоящик гигант. Правда имело оно довольно низкую скорострельность и точность.
    http://topwar.ru/3761-dora-i-gustav-orudiya-velikany.html
    1. Волхов
      +2
      13 июля 2013 16:10
      Дора - не имя, а 4 модель по алфавиту, как в самолётах и всём остальном. Известна 1 Дора и 2 Густава (6 модель) брошенных в Германии. Занятная статистика серий.
      1. Kir
        +1
        13 июля 2013 19:07
        Так выходит "Карл Густав" это 6 модель мортиры "Густав"? Жалко его фото нет, в журнале вроде как "Техника молодёжи" при СССР видел фото то-ещё!!! недоразумение, кстати если правильно помню одно из этих где-то всё-же ухитрилось застрять, что правда и не удивительно при таких-то масса габаритах. Да и покинуть прыгнув с верхатуры сей махины тот ещё трюк.
  9. +1
    13 июля 2013 20:41
    Динозавры - тупиковая ветвь эволюции.
  10. berimor
    +3
    13 июля 2013 21:29
    Почему "MAUS" переведено как "МЫШОНОК". Правильно переводится как "МЫШЬ". А "МЫШОНОК" пишется по-немецки "MAUSСHEN" (уменьшительное от "MAUS") Извините только, но в шрифте не нашел немецкую букву А с двумя сферху точками ( А умлаут), которая стоит в слове "MAUSСHEN" и уже читается как "МОЙСХЕН".
  11. +1
    13 июля 2013 21:51
    Это из только проектов
    http://propagandahistory.ru/14/gigantskie_tanki_glazami_pressy
    1. Комментарий был удален.
  12. +2
    13 июля 2013 21:56
    Французы тоже отметились
    Французский танк-гигант Char 2C №97 «Нормандия» командира 51-го батальона тяжелых танков на предвоенных учениях французской армии.
  13. -1
    14 июля 2013 00:58
    На седьмом фото(картинки не считаем)не Т-6Б,экипаж отдыхает около"Пантеры".
  14. +2
    14 июля 2013 08:55
    Что то наш проект танка Лебеденко не вспомнил никто. Огромный самоходный лафет на 9-метровых колёсах впечатляет не меньше мауса и колоссаля!
    1. Комментарий был удален.
  15. 0
    14 июля 2013 15:09
    Интересно, что такие прожекты рождались только по "высочайшему" приказу первых лиц стран нескольких стран, т.е. скорее их "блажи":)) Для военспецов и конструкторов изначально чаще всего была понятна абсурдность задачи. Но, "старший -приказал", как в кино.
    1. dominatus
      0
      14 июля 2013 16:22
      Весь этот проект - был спец. операцией немецкой разведки, специально разработанной и проведенной с целью не допустить создания в России собственных танков. На этого монстра было потрачено много времени и денег, что в результате не не допустило создания собственного танка. Толковые проекты были но они были отвергнуты в пользу этого агрегата.
      Так, что немецкой разведке - зачет.

      Один из выпусков передачи "Искатели" был посвящен этому монстру. Они смогли найти не только место испытаний но и сохранившиеся детали (точно помню, что нашли колесо).
      1. +1
        14 июля 2013 19:18
        Цитата: dominatus
        Один из выпусков передачи "Искатели"
        Увы,то не показатель,ребята славу,не всегда славную,ищут себе.С правдой они обращаются весьма вольно.Хоть и передача была
        Про танк Лебеденко в прошлом году и на нашем сайте было
  16. 0
    15 июля 2013 21:07
    Если бы не плачевное состояние промышленности германии, думаю концепцию сверхтяжей они развили бы точно. Ну а так конечно собранные наспех танки да еще и из низкосортной стали, понятно что ломались чаще чем воевали. Да и те что уже были типа королевского тигра, застрял такой в грязи и как чемодан без ручки, "тащить нет сил и бросить жалко" как никак стоимость изготовления и потраченные ресурсы. Но я совершенно не могу себе представить, как ремонтировать и обслуживать в полевых условиях таких гигантов? К примеру тот же королевский тигр. Там одним опорным катком убьет насмерть, это сколько же народу надо чтобы хотя бы гусеницу отремонтировать???? Про маус я вообще молчу, как его ремонтировать экипажем? А застрянет такой что делать? пригонять 10 артиллерийских тягачей цеплять сразу 10 штук и тащить как бурлаки на Волге?

    Проекты конечно фантастические, но вполне осуществимые.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    16 июля 2013 08:13
    Крыса (нем. Ratte), Р1000 — обозначение сверхтяжёлого танка прорыва и артиллерийской поддержки, сухопутного крейсера массой до 2000 тонн, проект которого разрабатывался в Германии в 1942—1945 годах.
    Интересно сколько стоил бы такой танк бюджету