Боевая машина огнеметчиков-тяжелая (БМО-Т)
БМО-Т производится на базе танкового шасси, без существенной переделки корпуса, кроме боевого отделения и крыши. В районе отделения управления и боевого отделения смонтирована специальная броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой вместе с отделением управления образуют обитаемый отсек, в котором расположены места для экипажа: механика-водителя и командира, а также отделения гранатометчиков в составе 7 человек. Боекомплект пусковых труб РПО «Шмель» составляет 32 единицы, которые хранятся в обитаемом отсеке и дополнительной укладке на левой надгусеничной полке. РПО занимают значительный объем и при транспортировке хранятся в специальных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление.
Броневая защита лобовой части корпуса БМО-Т выполнена на уровне ОБТ Т-72, боковые надстройки изготовлены разнесенными с установкой в них динамической защиты, топливных баков и вспомогательного оборудования. Боковые стенки продлены от кормы до перегородки МТО и имеют внутренние секции под различное перевозимое оборудование. На борта корпуса могут устанавливаться дополнительные силовые экраны, оснащенные динамической защитой. Тяжелая боевая машина огнеметчиков обладает бронезащитой на уровне современных ОБТ, низким силуэтом и незначительной сложностью переделки базового танкового шасси. Масса машины составляет 43,9 тонн.
БМО-Т обеспечивает для огнеметчиков более высокий уровень защиты, комфорта, а также эргономичности условий работы по сравнению с машинами, которые создавались на базе БМП-1/2. БМО-Т может применяться в составе танковых соединений и мотопехотных бригад при борьбе с хорошо укрепленными огневыми точками противника, включая ДОТы. При этом машина может использоваться автономно, выполняя задачи по уничтожению отдельных групп противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает десанту возможность безопасной высадки в условиях боя, через десантные люки, находящиеся в кормовой части броневой надстройки, одновременно с этим десант спереди и с бортов прикрыт бронированной надстройкой, боковыми стенками и поднятыми дверцами.
Описание конструкции, бронирование
В качестве базового гусеничного шасси выступает шасси танка Т-72 с его моторно-трансмиссионным отделением, ходовой частью и бронекорпусом, имеющим динамическую защиту и отделением управления. Люк механика-водителя имеет осевое расположение. Корпус БМО-Т вместо крыши боевого отделения танка имеет охватывающую его борта броневую надстройку, которая вместе с передним лобовым листом, бортами, днищем и моторной перегородкой образует совмещенное отделение управления с отсеком десанта, в котором размещаются командир машины и огнеметчики. На крыше надстройки со смещением влево находится проем с ОПУ – опорно-поворотным устройством, на котором смонтирована вращающаяся командирская башенка с люком и установленной зенитно-пулеметной установкой, имеющей дистанционное управление.
На неподвижном погоне опорно-поворотного устройства через кронштейны внутри отсека крепится сиденье командира машины. К бортам корпуса шасси крепятся сиденья огнеметчиков. Боекомплект огнеметов размещен по-походному в разнесенных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление. Один стеллаж находится справа от командирского сидения в поперечной плоскости БМО-Т, второй находится слева от командирского сидения вдоль борта со смещением в сторону отделения управления. Третий стеллаж находится в продольном сечении машины между сидениями десанта.
Люки для выхода десанта расположены на крыше надстройки и в задней ее части. На кормовом листе корпуса БМО-Т установлены подпружиненные подножки, которые обеспечивают более удобное десантирование и посадку огнеметчиков. Для того чтобы десантники могли наблюдать за происходящим на поле боя, в крыше надстройки установлены приборы наблюдения.
Наибольшая защита обеспечивается во фронтальной проекции, где лобовой лист корпуса базового танка переходит в переднюю стенку надстройки с разнесенной броней, встроенной динамической защитой и пакетами комбинированной брони. В лобовой проекции БМО-Т имеет противоснарядное бронирование. Если же говорить о защите с бортов, то она обеспечивается бортовыми плитами, имеющими динамическую защиту, а также полостями, которые заполнены топливными баками, аккумуляторными батареями, фильтровентиляционной установкой и пускорегулирующей аппаратурой. На внутренней стороне отделения десанта установлен противоосколочный подбой. По мнению разработчиков БМО-Т бортовое бронирование надежно защищает экипаж и десант от большинства современных противотанковых средств, используемых пехотинцами в ближнем бою.
Вооружение
Для борьбы с живой силой противника и самозащиты от низколетящих воздушных целей на БМО-Т установлена 12,7-мм пулеметная установка закрытого типа, имеющая дистанционное управление. В качестве основного вооружения используется зенитный 12,7 мм. пулемет НСВ. Его боекомплект составляет 1000 патронов. Помимо пулемета в машине перевозится 32 единицы 93-мм огнемета РПО-А «Шмель». Также для постановки дымовых завес используется 12 81-мм гранатометов системы 902А из состава комплекса электрооптической активной защиты от высокоточного вооружения «Штора».
Основным оружием десанта БМО-Т является реактивный пехотный огнемет «Шмель», созданный в 1976 году в Конструкторском бюро Приборостроения города Тулы. Огнемет был принят на вооружение в конце 80-х годов, сменив в войсках РПО «Рысь». РПО-А «Шмель» - это огнемет одноразового применения. Его ствол-контейнер используется для транспортировки и пуска одной капсулы, после выстрела контейнер можно выбрасывать. Внутри ствола расположена капсула, содержащая зажигательную смесь и пороховой двигатель. Во время выстрела пороховой двигатель разгоняет капсулу в канале ствола и, отделяясь от заряда, вылетает назад вместе с пороховыми газами от выстрела. Полет капсулы с зажигательной смесью стабилизируется при помощи ее хвостового оперения. Огнемет имеет прицельное приспособление рамочного типа с подвижным целиком, прицельная дальность стрельбы составляет 600 метров.
Основной разновидностью заряда является термобарический. Данный заряд предназначен для уничтожения укрытых огневых средства в полевых условиях, в городе, в горах, а также для разрушения различных укрытий, уничтожения автомобильной и легкобронированной техники. Боеприпас РПО-А при взрыве на открытой местности создает избыточное давление 0,4-0,8 кг/см2 на расстоянии 5 метров от эпицентра взрыва и до 4-7 кг/см2 - в помещении объемом до 90 кубометров. Ударная волна от взрыва может «затекать» в укрытия, окопы и т.д. В зоне детонационных превращений термобарической смеси полностью выгорает кислород, а температура доходит до 800 градусов Цельсия.
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за обстановкой на поле боя у командира машины имеются следующие приборы наблюдения:
Прибор наблюдения электрообогревный ТНПО-160;
Прибор наблюдения командира ТКН-3;
Осветитель ОУ-3ГК, имеющий инфракрасный светофильтр.
В распоряжении механика-водителя машины находятся следующие приборы наблюдения:
Прибор наблюдения ТНПА-65;
Прибор наблюдения механика-водителя электрообогревный ТНПО-168В;
Инфракрасная фара ФГ-125;
Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.
Десантники имеют 2 прибора наблюдения ТНПА-65, 2 прибора наблюдения ТНП-165А, и 3 прибора наблюдения заднего вида ТНПТ-3.
Для обеспечения связи в машине используется радиостанция Р-174.
Двигатель и ходовая часть
В качестве силовой установки на боевой машине огнеметчиков установлен многотопливный двигатель В-84-1 или В-84М, который развивает мощность до 840 л.с. и способен разогнать машину до 60 км/ч при движении по шоссе и до 30-40 км/ч при движении по пересеченной местности. БМО-Т имеет несколько топливных баков. Объем носовых составляет – 347 литров, объем бортовых – 961 литр. Запас хода по шоссе составляет 712 км. Для удаления пыли из пылесборника применяется 2-ступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением. В нем в роли 1-й ступени выступает циклонный аппарат, а в роли 2-й специальные кассеты.
В качестве основной выступает воздушная система пуска, которая дублируется электрической. Помимо этого, для облегчения впрыска применяются системы подогрева впускного воздуха и форсуночный подогреватель масла и охлаждающей жидкости. В качестве воздушной системы силовой установки используется двухцилиндровый поршневой компрессор АК-150СВ, рабочее давление которого составляет 120-160 кгс/см.
Силовая передача выполнена механической с повышающим редуктором, соосными передачами и бортовыми коробками передач. Повышающий редуктор обладает приводами на стартер, компрессор и вентилятор системы охлаждения. Коробка передач механическая с гидравлическим включением фрикционов. БМО-Т имеет 8 передач – 7 передних и 1 заднюю.
В БМО-Т используется гусеничный движитель танка Т-72. Ведущие колеса находятся сзади. Гусеничная лента выполняется металлической с двумя типами шарниров: металлическими или резинометаллическими. Каждая гусеничная лента состоит из 97 звеньев. В качестве опорных катков выступают двухдисковые катки с наружной амортизацией, на каждый борт имеется по 6 катков. В качестве поддерживающих используются однобандажные катки с внутренней амортизацией – по 3 катка на каждый борт.
Подвеска выполнена индивидуальной торсионной, на 1, 2 и 5 опорных катках есть лопастные гидравлические амортизаторы.
Информация