Питер Конноли о кельтах-всадниках (часть 5)

30
В своей работе «Древняя Греция и Рим в войнах» Питер Конноли часто ссылается на древних авторов и, в частности, на Полибия. А тот в своем сообщении о событиях, которые предшествовали сражению при Теламоне, сообщает, что в армии у галлов было 20 000 конницы и еще множество колесниц. Кстати, это последнее упоминание о действиях боевых колесниц на территории континентальной Европы. Хотя потом они появляются вновь, но только уже в 55 г. до н.э. во время вторжения Цезаря на территорию Британии. Диодор сообщает, что в эти колесницы были запряжены две лошади, и они могли нести возницу и воина, то есть все аналогичное колесницам у древних египтян. В ходе битве воин сначала бросал с нее дротики (и, видимо, их там у него был большой запас, а не два и не три!), после чего сходил с нее на землю и сражался пешим. Примерно также выглядит и рассказ Цезаря о колесницах, которые он видел в Британии. Оба автора отмечают одну немаловажную деталь: и там, и в Европе колесницы применялись против конницы. Кроме того очевидно, что сражаться при помощи колесниц против пехоты можно только в том случае, если они использовались в роли застрельщиков вместо тех же велитов у римлян. Подъехали, дротиками во врага побросались и в тыл! Цезарь восхищается искусством галльских колесничих. Он рассказывает о воинах, которые пробегали по дышлу и вставали на ярмо, причем делали это во время движения!

Питер Конноли о кельтах-всадниках (часть 5)

Колесничие-реэнекторы из Франции. На что не пойдешь, чтобы хотя бы иногда, но почувствовать себя древним кельтом!

Что касается археологических памятников, то несколько погребений с колесницами найдено во Франции. К сожалению, большую их часть перед тем, как поместить в могилу, разобрали, однако, несмотря на это, в них сохранилось много металлических деталей. Среди них есть крепления для постромок. Их длина свидетельствует о том, что они крепились непосредственно к оси. В таком положении их и нашли в могилах. Кольца, располагавшиеся на уровне груди лошади, пристегивали, вероятно, к подпруге и использовали для направления этих постромок. Есть в этих погребениях другие детали, например, колесные чеки и кольца для вожжей, которые прикреплялись к ярму. В озере Ла-Тен нашли очень хорошо сохранившееся ярмо и одно колесо с железным ободом. То есть прочность колес колесниц кельтов была на уровне наших телег. Что, кстати, говорит о высоком уровне развития технологии. Ведь такой обод надо выковать, затем надеть на колесо так, чтобы он с него не свалился, соединить (и очень прочно!) оба его конца! Все это только кажется простым, а на самом деле требует отработанных навыков и умений! Нашли также конскую маску с рогами. Очень интересная находка, вот только применялась ли она только на лошадях, запряженных в колесницы, или ими пользовались также и всадники?


Конская кельтская маска с рогами. Музей Шотландии, Эдинбург.

Еще совсем недавно облик кельтской колесницы можно было восстановить только по изображениям на монетах. Причем показательно, что все они имеют боковые стенки, составленные из двух полукругов. Но потом, как об этом сообщает Конноли в Падуе, на севере Италии, нашли каменное надгробие с изображением колесницы, двух людей на ней и вдобавок щита, уложенного на бок. Обе полукруглые боковые стенки на этом рельефе изображены так, что видны спереди щита, и это может как раз означать только то, что находились они по бокам, и играли роль своеобразного ограждения! Хотя такая форма и кажется немного странной, находки археологов это подтверждают. Хотя, конечно, что им мешало сделать ограждение из прямоугольных брусьев? Расстояние между колесами в колесницах из французских захоронений немногим больше метра. Это значительно меньше, чем у кипрской колесницы (от 1,3 до 1,7 м), на которой возница и воин стояли бок о бок. А раз так, то получается, что кельтский воин стоял на колеснице позади возницы, как это хорошо видно и на монете Гостилия. Правда, это требует и большей длины колесницы и более длинного ограждения ее сторон. Возможно, что такая длина нужна была для того, чтобы можно было транспортировать в колеснице раненого воина, то есть использовать ее и как транспортное средство для эвакуации пострадавших и вывоза трофеев?! Интересно, что колеса кельтских колесниц имели и по семь, и по десять спиц, тогда как египетские обычно шесть!


Бреннус жжет Дельфы в 279 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда. Щит, явно, мал!

Интересно, что всадники у многих народов упоминаются вместе с колесницами. Но им в эпосе внимания практически совсем не уделяется! Вспомним «Илиаду» Гомера – и Одиссей, и многие другие ахейцы показаны в ней умелыми наездниками, но… сражаются там все на колесницах, то восходят на них, то сходят, то цепляют к ним павших и волокут по земле в целях глумления. Всадники так не поступают, ну так ведь про них ничего и не написано! Всадники упоминаются и в куда более объемной, по сравнению с «Илиадой» «Махабхарате» – их в ней насчитываются тысячи! Но… все главные герои сражаются исключительно на колесницах, ну и еще на слонах!


Кельт (слева) сражается с древним германцем (справа), ок. 100 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Причина такого пиетета, видимо, в инерции человеческого сознания. Начиналось все с колесниц, и память о них пережила века, а вот всадники в то время, когда создавались эти произведения, были уже обыденностью и… никакого интереса у авторов не вызывали!


Кельтские удила. Музей Шотландии, Эдинбург.

Зато сразу после завоевания Галлии римлянами кельтские всадники стали играть важную роль в римской армии. Хотя есть мнение, что настоящей конницы, как такой, у кельтов как раз и не было, и что перед боем они сходили с коней и сражались как пехотинцы. Точно также, например, поступали кельты, испанцы и римляне в битве при Каннах (216 г. до н.э). Хотя с другой стороны у этого могла быть и такая причина, как банальная нехватка места, ведь всем известно, какая в этой битве была скученность. Замечание Ганнибала, записанное у Ливия, дает основание считать, что обычной практикой такое все-таки не предусматривалось: когда карфагенский полководец услышал, что Павл приказал своей коннице спешиться, то он сказал, что с таким же успехом ее воинов можно было бы вести в бой, надев на них цепи.


Кельты в бою. Рисунок Дж.Рава

Это его высказывание говорит о бесполезности применения спешенной конницы в бою и также о том, что люди того времени это понимали. И да, в самом деле: трудно себе представить столь большое количество спешившейся для сражения конницы. И куда при этом они дели своих коней? Отвели в укрытие, как это делали американские драгуны в схватках с индейцами, как это показывается нам в вестернах?! К тому же о кельтской коннице, относящейся ко времени ранней империи, все время говорится, что она воевала верхом. Так что следует сделать вывод, что настоящая конница у кельтов существовала, но вооружена была самым разным оружием и представляла собой, скорее всего, казачью лаву, а не тех же ездящих драгун эпохи Петра Первого.


Кельтская боевая колесница. Реконструкция.

Найдено немало кельтских удил, большая часть которых имеет трензельные кольца. Есть скульптурное изображения всадника с круглым щитом явно не римским и не греческим и, следовательно, это кельтский конный щит. Кельты пользовались таким же седлом, что и римляне в эпоху империи. Этот тип с раздвоенной передней и задней лукой, изображен на Гундеструпском котле и на монументе Юлия в Сен-Реми, который датируется концом I в. до н.э. На нем изображена битва между кельтами и римлянами. Одна из лошадей упала и сбросила всадника; это, должно быть, кельт, потому что на триумфальных римских памятниках римских солдат погибающими никогда не изображали. Следовательно, седло с раздвоенными луками принадлежит кельтам, а не римлянам. На Гундеструпском котле хорошо видны диски, которыми кельты украшали сбрую своих лошадей. Несколько таких дисков, сделанных из серебра, нашли в северной Италии; а римляне переняли у них затем и этот обычай!


Кельтские воины сговариваются напасть на этрусский город. Северная Италия, 375 г. до н.э. Рисунок Ангуса МакБрайда.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    5 января 2016 09:05
    Спасибо, Вячеслав..продолжайте публикацию..интересно
    1. 0
      6 января 2016 17:49
      Увы, на этом про кельтов все! О чем будет дальше надо посмотреть и подумать...
  2. +1
    5 января 2016 09:34
    Это не тот Бренн,который взял Рим. Он что еще и Дельфы сжег.
    1. +3
      5 января 2016 10:08
      Везде отметился мужик! Такой вот был. А все равно умер!
      1. 0
        5 января 2016 20:45
        Еще нет такого человека который бы не умер в конце концов, так что все там будем.
  3. +11
    5 января 2016 11:15
    Насколько можно понять, всерьез воевали с колесниц только в Индии. Потому что каково применение колесницы в бою? "Врезаться во вражеский строй"? Чума. Такое может в голову прийти только поэту, сладко прижившемуся при кухне феодального замка, и бой видевшему исключительно в пьяном бреду. Лошадки, знаете ли...
    Лошадь - большой и слабозащищенный обьект. Всадник создает для своего коника защиту с боков, отмахиваяь оружием, уже очень много! Но все равно, стоит всаднику притормозить, и пехотинцы лишают его коня, очень уж уязвим он. Лошадиная броня? На турнире покрасоваться подходит. А так - тяжелая очень. Сдаст коник моментально. Да и при всей тяжести все равно слишком много в ней отверстий и слабых мест.
    Так что реально воевать с колесницы можно только так, как описано в индийском эпосе. Возничий правит, чтобы к бою не приблизиться. И лучник молотит стрелами. Тут главное преимущество колесницы перед всадниками и пешцами очевидно. Удобство стрельбы, грузоподьемность и маневренность. Маневренные лучники - огромное преимущество! Конечно, в том эпосе герои вовсю лупят друг друга булавами, мечами и заклятьями... но только боги, полубоги, аватары. А бойцы попроще массировались на удобном склоне, обстреляли узел обороны или атакующий строй врага да и ходу! Маловато героизма для певцов, много пользы для полководца.
    Но есть подводный камень, небольшая так сказать подробность. Почему исчезли колесницы? Дорого. Нет, если строить бредовые коляски как на реконструкции, что мешает покрыть поле боя сотнями таких вот приспособ? То и мешает, что это - брехня историков, привычная, обычная, как всегда. Не может у колесницы быть деревянных осей. Даже при скорости телеги такая ось то и дело обрезается, как ее дегтем ни мажь. Да и колесо страдает, а тележное колесо одно стоит как три телеги без колес. Иди как ты собери ступицу колеса! Мастерская нужна крутая, немалые умения, опыт... изготовители тележных колес были когда то элитой ремесла.
    Так что оси нужны стальные. Можно железные, но тогда - в кулак толщиной, железо то мягкое. Или латунные колесные узлы. Или из черной бронзы... Причем все - огромной стоимости по меркам старых веков. Вот и выходит колесница - оружие царей. Подкатил, стрельнул пару раз и в ставку - я в битве лично участвовал! Врагов положил несчетно! А ну, толстож... то есть великий певец, напой ка порезче, как я тут "врезался во вражеский строй"!
    А вот как раз у индийцев была одно время на удивление продвинутая металлургия. Не кузнечное дело а именно металлургия, как то они умели плавить металл. Что и позволило применять колесницы относительно массово.
    1. +1
      5 января 2016 13:53
      Колесницы хороши в единоборстве, на преследовании или против неорганизованного войска. Как только воинский строй римлян из фаланги сменился на манипулярный, а также изменилась тактика легионов из оборонительной в наступательную, пришёл конец "галльской вольнице".
    2. Riv
      +1
      5 января 2016 20:10
      На самом деле в Древней Индии колесница по боевой ценности и приравнивалась к слону. Очевидно они и использовались примерно одинаково: в начале боя налететь на легкую пехоту, разогнать ее, стоптать лошадьми. Потом подбегают свои пехотинцы, начинается рукопашная схватка и конечно в нее лезть нет смысла. Зато стоя на площадке колесницы можно эффективно обстреливать строй противника из лука.

      Если вчитаться в ту же "Махабхарату", то какое оружие имеет при себе боец на колеснице? Пару луков, стрелы (причем с разными наконечниками), дротики, метательные булавы. Набор как раз для обстрела пехоты. Лук - по легковооруженным, булава - по латникам, дротиком - слону засадить, если судьба сведет. Наставник Дрона как раз лук и предпочитал всему остальному.
      1. +1
        5 января 2016 22:07
        Индийцы сняли просто превосходный фильм в 267 серий Махабхарата. Вот уж сказка так сказка, но... как превосходно передан дух произведения?! А уж какие там колесницы - просто блеск!
        1. Riv
          0
          7 января 2016 08:27
          А как там танцуют и поют? В пропорцию?
          1. 0
            7 января 2016 23:05
            Вы посмотрите! Серии небольшие и песен и танцев... практически нет!
            1. Riv
              +1
              9 января 2016 08:20
              Но это же сказка. Вроде нашего "Кащея бессмертного", в котором кстати тоже песен почти нет. Национальный колорит, понты и пафос. На самом деле война это довольно грязное дело, а политика - еще грязнее.

              По закону и по понятиям Пандавы кругом не правы. Они вообще дети богов, а даже не брата правившего царя. Нашему забору - двоюродный плетень. Главная ветвь правящей династии как раз Кауравы, а победа в великой битве была достигнута с помощью предательства и заграничных наемников. Это как если бы в России во время Смуты на престоле, при поддержке бояр, удержался бы царь польского происхождения. Даже старший брат Пандавов выступил против них и погиб.
              1. 0
                9 января 2016 12:47
                Понятно, что сказка, но сказка может быть плохо снята и хорошо. Вот эту сняли очень хорошо. Они проникнута духом текста. Это редко так удается.
  4. +1
    5 января 2016 15:08
    Интересно что ширина колесницы чуть больше метра, спецы могут управлятся с такими тележками играючи, невероятно маневренная хрень, ставя тележку на одно колесо можно акробатические этюды выписывать. А вот про конные атаки, коней тренировали идти на препятствие. С начала нитки, соломинки вешались и сквозь них конь проходил, коняшки очень интересные животные, есть и трусливые, есть и храбрые и любопытные, трусливых на мясо или в хозяйство, а смелых в бой, затем полотно вешалось, конь проходя сквозь него понимал что это не больно. Ну и шум грохот соответственно, после тренировок коняшки шли на неприятеля без боязни, ну а результат.... скорее всего гибель , но прорванная оборона . А как иначе? Как иначе можно пробить македонскую фалангу?
    1. Riv
      +2
      5 января 2016 20:03
      Слишком сложно. На самом деле у лошади есть стадный инстинкт: бежать навстречу опасности. Быки, или там антилопы какие-нибудь становятся при опасности в круг и их не стронуть с места. У лошадей наоборот: табун пытается затоптать хищника. Так что трусливая лошадь, или храбрая - не имеет значения. Она все равно ломанется за вожаком.
      1. +1
        6 января 2016 18:50
        Ха, а ведь верно! У лошадей в табуне есть иерархия.
        Кто бежит первым, кто вторым, а остальные стараются не
        отстать. Этот инстинкт "затоптать хищника" и использовали кавалеристы
        всех времен.
  5. -1
    5 января 2016 16:17
    Цитата: михаил3
    Но есть подводный камень, небольшая так сказать подробность. Почему исчезли колесницы?

    Согласен! С военной точки зрения никаких преимуществ у колесницы перед всадником на лошади нет: на две лошади в упряжке приходятся два члена экипажа, причем воюет только один - второй возничий. А вот монгольский воин, например, на одной лошади и стрелок, и пикинер, и мечник. Сомнительное также и преимущество в удобстве метания дротика или стрельбы из лука. Да и о каком удобстве стрельбы можно говорить, если колесница не имела никакого подрессоривания колес. В этом плане естественный "гироскоп" в мозгу лошади даже лучше.
    1. +1
      6 января 2016 22:56
      если колесница не имела никакого подрессоривания колес.


      Внимательно рассмотрите фотку второй реконструкции. Там рессоры, такие же, как были у карет до 19-го века.
  6. +2
    5 января 2016 16:45
    Где то читал что основная причина использования колесниц в древности это лошади. Когда вывели нормальную ездовую лошадь тогда же ушли в прошлое колесницы. Современная посадка на лошадях той эпохи была невозможна из узкого хребта ,поэтому сидели как на ослах ближе к хвосту ,подтверждение древнеегипетские изображения всадников .
  7. 0
    5 января 2016 19:04
    Цитата: kalibr
    Везде отметился мужик! Такой вот был. А все равно умер!

    А Галатию не он основал
  8. +2
    5 января 2016 20:46
    Зашел плюсануть. Прочитаю попозже, но думаю по любой интересно.
    1. 0
      5 января 2016 22:09
      Ну спасибо! Но все-таки прочитайте. Как говорится - "мелочь, а приятно".
  9. +4
    5 января 2016 23:01
    Академик Гумилев писал, что конница в современном виде появилась в 4 веке н.э. во времена нашествия Атиллы на Рим. Варвары были одеты в штаны и сапоги с каблуками. Седла имели стремена (каблуки для них необходимы). Наверное штаны использовали и задолго до этого, но без сапог и стремян особо на коне не повоюешь.
    1. Riv
      0
      7 января 2016 08:30
      Ну так и гетайры Александра не голой задницей на коня садились. Конский пот очень едкий и раздражает кожу. Даже седло не спасет, если штанов нету. У римлян короткие кавалерийские штаны так и назывались: "браки".
  10. +2
    6 января 2016 00:27
    Уважаемый Вячеслав, конечно Ваши статьи интересны, хорошо проиллюстрированны, но из-за их журналистской направленности в них встречаются и некоторые проблемные моменты.

    Оба автора отмечают одну немаловажную деталь: и там, и в Европе колесницы применялись против конницы.

    Скорее наоборот - страшные поражения римских войск от галльских колесниц (на р.Аллия например) были именно ударами колесниц по пехотным строям.

    Еще совсем недавно облик кельтской колесницы можно было восстановить только по изображениям на монетах.
    простите, но это чушь. Есть много находок вотивных моделей кельтских колесниц и их самих в болотах, куда они брошены в качестве жертв божествам.

    Всадники упоминаются и в куда более объемной, по сравнению с «Илиадой» «Махабхарате» – их в ней насчитываются тысячи! Но… все главные герои сражаются исключительно на колесницах, ну и еще на слонах!

    Чего стоили эти тысячи и колесниц, и слонов против европейской армии, пришедшей в Индию, показал Александр Великий в битве на р.Гидасп.

    Так что следует сделать вывод, что настоящая конница у кельтов существовала, но вооружена была самым разным оружием и представляла собой, скорее всего, казачью лаву, а не тех же ездящих драгун эпохи Петра Первого.

    Вообще то маленькая поправочка - по данным археологии у кельтов было КАК МИНИМУМ ДВА ТИПА КАВАЛЕРИИ - тяжеловооружённая и лёгкая - типа конных велитов.

    Цитата: михаил3
    Насколько можно понять, всерьез воевали с колесниц только в Индии. Потому что каково применение колесницы в бою? "Врезаться во вражеский строй"? Чума. Такое может в голову прийти только поэту, сладко прижившемуся при кухне феодального замка,

    Вообще то ассирийские барельефы, древнеегипетские фрески и армии мидо-персидских царей и Селевкидов доказывают прямо противоположное.

    Цитата: михаил3
    Не может у колесницы быть деревянных осей. Даже при скорости телеги такая ось то и дело обрезается, как ее дегтем ни мажь.
    Находки колесниц в европейских болотах и в древнеегипетских гробницах фараонов это опровергают. Оси у всех деревянные.

    Цитата: Вольный ветер
    А вот про конные атаки, коней тренировали идти на препятствие. ... конь проходя сквозь него понимал что это не больно. ... А как иначе? Как иначе можно пробить македонскую фалангу?
    Про пробитие македонской фаланги - совершенно особая тема. Большинство пехотных армий мира не имели близко чего-то подобного и боевых колесниц вполне хватало. А про тренировку коней - да, но это больше относиться к Поздней Античности и особенно к Средним Века, раньше этого не практиковалось.
    1. +3
      6 января 2016 17:54
      Уважаемый Сергеич! Из-за того, что Вы вместе свели меня и еще несколько человек мне трудно Вам ответить. Но попробую.Вы обратили внимание на заголовок? Питер Конноли... Ни один из отрывков, что Вы привели и с которыми Вы несогласны - не мой! Это все слово в слово взято у Конноли. А я принципиально править его не стал, потому, что работа историографического характера. Свое исследование я писал бы совсем по-другому!
    2. +1
      7 января 2016 10:45
      Цитата: Ратник2015
      Вообще то ассирийские барельефы, древнеегипетские фрески и армии мидо-персидских царей и Селевкидов доказывают прямо противоположное.

      Цитата: михаил3
      Не может у колесницы быть деревянных осей. Даже при скорости телеги такая ось то и дело обрезается, как ее дегтем ни мажь. Находки колесниц в европейских болотах и в древнеегипетских гробницах фараонов это опровергают. Оси у всех деревянные.

      Первая цитата. Вы шутите так? Или вы - историк профи? Жалко если так, значит аргументов воспринять не способны... ладно, буду надеяться на лучшее. Опустив издевательства, естественные в данной ситуации, выскажусь коротко. Барельефы кто заказал? Кто оплатил? Что это за привычка - оголтелую пропаганду принимать за достоверный источник?! Господи, ну как дети, право. Царю требовалось восхваление ("храбро врезались в строй трусливых врагов") он его заказал, принял и оплатил. Но реальность то от этого не поменялась! Понимаете ли вы, елка-палка, что коня на изумление легко порезать просто ножом, особенно когда он затормозил о строй? А он затормозит полюбому, просто станет спотыкаться, если удалось кого то стоптать! А он же в упряжи, обойти препятствие не может! Немного мужества пехотинцу, не задетому ударом и...
      Вторая цитата. Блин. А правда, что каждый историк живет в хрустальной башне, ни разу в жизни не соприкасаясь с этой противной землей и ее сиволапыми обитателями? Уписяться с вас. Да какой же... полный фараон сунет в землю целое состояние?! Утопит в болоте, закатит в пирамиду... полный атас. Драгоценности и жен по счету затащат и упокоят жрецы (и то, подозреваю, усушка и утруска начиналась задолго до грабителей пирамид, прямо при погребении). А великая драгоценность, на которую вообще то никто не обратит внимания - стоящие чуть ли не по весу золота металлические оси, их что, вот так - в болото?! Богам? Да на кой они богам?! В загробный мир? Жрецы золота снесли, купит там). А оси... заменим ка палкой. Богам и мертвым сойдет...
  11. +7
    6 января 2016 16:23
    То что коннице уделялось в то время мало внимания и что всадники перед боем часто спешивались вызвано скорее всего двумя причинами: отсуствием стремян, из-за чего всадник был очень неустойчив в седле и не имел опоры для нанесения сильных ударов, и низкорослыми породами лошадей той поры (до создания пород типа мощных рыцарских дестрие селекции потребовалось еще не менее тысячи лет). Вот потому лошадей предпочитали запрягать в колесницы, а всадники часто, особенно на Востоке, были конными лучниками. Всадники без стремян и на малорослых лошадках не имели шанса в ближнем бою против тяжеловооруженной пехоты.
    А вот когда появились стремена и более крепкие кони - вот тогда то и наступил закат пехоты и рождение рыцарской конницы. Но это уже случилось в раннее средневековье, тысячелетие спустя описываемых в статье событий
    1. +4
      6 января 2016 17:55
      Да, именно стремена появившиеся где-то в 4-ом веке где-то в Северном Китае или Корее и распространившиеся оттуда по миру как раз и породили рыцарскую конницу!
  12. -6
    6 января 2016 21:42
    я только не понимаю нафиг на этом сайте шняга про кельтов еще про атлантиду напишите про нло про ведьм с колдунами вот веселье будет как раз для чумака и кашпировского оккурат.пишите про сегодняшний день про подвиги наших дедов но не про непонятки короче меньше тратата больше оружия и конкретики политики тоже ненадо.
    1. +3
      6 января 2016 23:14
      пишите про сегодняшний день про подвиги наших дедов


      А это и есть про оружие дедов наших дедов. И про их подвиги.

      А "про сегодняшний день" читай новости. И вообще - больше читай...
    2. +2
      7 января 2016 08:26
      Неплохо бы иногда хотя бы ставить запятые. Заставлять людей тратить время на чтение ребусов - это их не уважать. А если Вы не уважаете других, то и Вас никто уважать не будет. Младших черпальщиков ассенизационных обозов здесь не требуется!
  13. 0
    7 января 2016 19:21
    Цитата: Logos
    а всадники часто, особенно на Востоке, были конными лучниками. Всадники без стремян и на малорослых лошадках не имели шанса в ближнем бою против тяжеловооруженной пехоты.

    На востоке были ещё и верблюды. Но (как в школе рассказывали) нашествие турок-сельджуков было неудачным из-за того, что седла у верблюдов были неудобные.

    По видимому, до 375 года конница была на вроде мобильной пехоты, а не боевым подразделением.
    1. 0
      7 января 2016 23:14
      Цитата: Фауст
      По видимому, до 375 года конница была на вроде мобильной пехоты, а не боевым подразделением.

      И да и нет... Зависело от времени и народа. А всадники на верблюдах сражались еще с ассирийцами! Насчет школы... наверно тоже зависит от школы. Моей внучке тоже рассказывали как немцы дружно провалились под лед на Чудском озере. Но нашелся мальчик, который встал и сказал, что ... читал, что это не так. На ТОПВАР!!!
  14. 0
    15 января 2016 23:19
    Цитата: михаил3
    Что это за привычка - оголтелую пропаганду принимать за достоверный источник?!
    Вообще то - кроме собственно археологических находок - иных источников и нетути...

    Цитата: михаил3
    Понимаете ли вы, елка-палка, что коня на изумление легко порезать просто ножом, особенно когда он затормозил о строй?

    Я бы посмотел на вас, пытающегося ПОРЕЗАТЬ НОЖОМ КОНЯ АТАКУЮЩЕГО ВАС В ГАЛОПЕ НА СКОРОСТИ до 80 км\ч !!!!!!! Даже строи великолепно обученной европейской пехоты в 18 веке прорывались кавалерией, "надо было только хорошо разогнать коней" !

    Цитата: михаил3
    Да какой же... полный фараон сунет в землю целое состояние?! Утопит в болоте, закатит в пирамиду... полный атас.

    Вообще то фараоны себе даже саркофаги заказывали из ЛИТОГО ЗОЛОТА, а уж колесницу там забацать из железа - да вот нефига делать.

    Цитата: михаил3
    А великая драгоценность, на которую вообще то никто не обратит внимания - стоящие чуть ли не по весу золота металлические оси, их что, вот так - в болото?! Богам?
    Простите, но Вы совершенно не понимаете ментальности античного человека... А железо - он ценилось по весу золота только в 3-начале 2 тыс. до н.э. Начиная примерно с 14-12 вв. до н.э. - это стал ДЕШЁВЫЙ материал. Полная аналогия с алюминием - до 19 века этот металл ценился чуть ли не по весу золота, а с изобретением нового способа производства стал дешевле меди.

    Цитата: kalibr
    Да, именно стремена появившиеся где-то в 4-ом веке где-то в Северном Китае или Корее и распространившиеся оттуда по миру как раз и породили рыцарскую конницу!
    Тот то всё Средневековье китайцы с корейцами считали якобы великими конниками... laughing Как говорится не смешите мои копыта ! Andonta кстати во многом уже правильно сказал - центр развития достижений в области конного боя - это Центральная Азия и даже степи от Венгрии до Каспия.


    Цитата: kalibr
    Войска Гарольда было... конным! После разгрома оно бежало на конях, остался кусок "ковра", где это видно. Но почему-то Гаральд ее спешил. Почему? Вот этого никто не знает.
    Конными видимо были только хускарлы, и они больше были именно аналогом драгун, чем кавалерией. А почему спешил - Гарольд занял на Сенлакском холме строго оборонительную позицию, т.к. нормандцы сильно превосходили его в численности конницы и в конном бою ему просто ничего не светило. Вот всё так банально...