На самолеты ВВС России впервые установят двигатели с поворотным соплом

24
На самолеты ВВС России впервые установят двигатели с поворотным соплом


Впервые на самолеты ВВС России установят двигатели с поворотным соплом, сообщила пресс-служба ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО).

Двигатели АЛ31-ФП производства УМПО до этого изготавливались только на экспорт.

На текущий момент ОАО «УМПО» отгрузило на Иркутский авиационный завод четыре двигателя. Ими оснастят два истребителя Су-30СМ, которые пройдут сертификационные испытания, а затем будут представлены Министерству обороны РФ.

Управляемый вектор тяги двигателя обеспечит сверхманевренность машин на низких скоростях и скоростях, приближенных к нулевым.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 декабря 2011 08:44
    А разве они не стоят уже на Сушках?
    1. +5
      1 декабря 2011 09:16
      Цитата: ronin
      А разве они не стоят уже на Сушках?


      Стоят но не на наших

      впервые Двигатель АЛ-31Ф с первым экспериментальным вариантом поворотного сопла был установлен в 1989 г. на Су-27№ 07-02,, то есть еще в до-демократические времена тогда же принято решение о его установке на серийные самолеты, но к власти пришли либералы и все пошло крахом.....

      Но с 2002 г. начались поставки серийных Су-30МКИ в Индию. Они успешно завершились в декабре 2004 г., когда в Индии началось лицензионное производство таких истребителей (всего по контракту от 28 декабря 2000 г. здесь планируется изготовить в период до 2017 г. 140 Су-30МКИ). Поступив к настоящему времени на вооружение уже двух эскадрилий ВВС Индии, Су-30МКИ стал, таким образом, первым в мире строевым боевым самолетом с УВТ.



      летом 2003 г. комплектом двигателей АЛ-31Ф серии 3 с поворотными соплами (аналогичными применяемым на АЛ-31ФП) был оснащен опытный корабельный учебно-боевой и многофункциональный самолет Су-27КУБ.


      американцы установили такие двигатели на своем F-15S/MTD тоже в 1989 году, сопло с отклонением тяги вниз на угол около 90 использовали на Як-141
      1. 0
        1 декабря 2011 09:30
        простите мою некомпетентность. Но если наши сушки до этого считались сверхманевренными - то сейчас они станут еще круче?

        это не может не радовать feel
        1. 0
          1 декабря 2011 19:42
          Планеры Су позволяют достигать больших углов атаки без УВТ!
      2. itr
        0
        1 декабря 2011 10:13
        А у Стрижей какие движки стоят ?????????
        1. 0
          1 декабря 2011 11:27
          Если не ошибаюсь то РД--33
      3. 0
        1 декабря 2011 11:45
        АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) - с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса увеличена на 110 кг, длина - на 0,4 м. Устанавливался на Су-33УБ, Су-37.
      4. 0
        1 декабря 2011 19:37
        Су-30МКИ отклонение в плоскости тангажа,как у "Ящера"!Недоотклоняемый!)))
      5. 0
        2 декабря 2011 09:40
        американцы ставили только на прототипе F-15 не более, потом эти наработки они использовали при создании F-22.
        из наших забыли указать МиГ-29ОВТ,Су-27СМ2/СМ3, Су-35БМ, Су-37 и МиГ-35.
        Вобщем странно цитата из журнала "Взлет" указывает на поставку в ВВС как раз Су-27СМ2
        В середине февраля ВВС России переданы первые четыре из 12 заказанных новых одноместных многоцелевых истребителей Су-27СМ, контракт на поставку которых был подписан между компанией «Сухой» и Минобороны России в ходе авиасалона МАКС-2009 в августе 2009 г. Самолеты совершили дальний перелет из Комсомольска-на-Амуре на авиабазу в Крымске (Краснодарский край), которая в конце прошлого года уже получила новые двухместные многоцелевые истребители Су-30М2. В отличие от поставлявшихся в 2003–2009 гг. Военно-Воздушным Силам Су-27СМ, получаемых модернизацией на КнААПО строевых истребителей Су-27, нынешние машины – новой постройки, ранее в летной эксплуатации не находившиеся.


        Вероятно, новые Су-27СМ изготовлены на основе остававшегося на КнААПО производственного задела по планерам самолетов Су-27СК от приостановленного лицензионного контракта с КНР. При этом машины оснащены новыми двигателями АЛ-31Ф-М1 (АЛ-31Ф серии 42) производства ММПП «Салют», отличающимися повышенной до 13 500 кгс тягой и увеличенным ресурсом, и новыми комплексами оборудования и вооружения – даже более совершенными, чем применяемые на поставлявшихся до сих пор модернизированных Су-27СМ.

        Как рассказал в интервью нашему журналу минувшей осенью генеральный директор ОАО «НИИП им. В.В. Тихомирова» Юрий Белый, «в конце сентября состоялся первый успешный пуск с поражением цели модернизированной ракетой с борта опытного самолета Су-27СМ3. Для применения этой ракеты на повышенных дальностях модернизированы антенна, передатчик и канал передачи данных радиокоррекции штатной РЛС самолета. Модернизированный Су-27СМ3 передан на государственные испытания». По всей видимости, новые истребители выпущены как раз в таком варианте. Одновременно с доработками радиолокационного прицельного комплекса и введения в состав вооружения модернизированных ракет средней дальности усовершенствовано информационно-управляющее поле кабины летчика – она стала полностью «стеклянной».

        Перегон первых четырех новых Су-27СМ3 с заводского аэродрома КнААПО на юг России выполнили летчики липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС РФ во главе с заслуженным военным летчиком России летчиком-снайпером подполковником Юрием Спрядышевым. Группа стартовала из Комсомольска-на-Амуре 15 февраля и в тот же день совершила первую промежуточную посадку на авиабазе «Домна» под Читой, где в это время проходил организованный Минобороны пресс-тур корреспондентов российских СМИ. Дальнейший маршрут перелета пролегал через Новосибирск и Пермь и успешно завершился в Крымске. С тремя посадками четверка новых истребителей преодолела более 7000 км с Дальнего Востока России до Краснодарского края на ее юге.

        На КнААПО тем временем готовятся к сдаче заказчику оставшиеся восемь самолетов по этому контракту. При решении всех вопросов с финансированием со стороны Минобороны уже в этом году они смогут встать в строй ВВС.
    2. 0
      1 декабря 2011 12:30
      ronin,
      Не стоят они у нас. "Вначале планировалось вооружить любого, только не своего воина..."
      Всё передовое ушло "за бугор"!
      Надоело уже "бить билом"! Пора переходить к делу!!!
  2. Харон
    +5
    1 декабря 2011 09:10
    Что значит впервые?
    Про уникальность наших самолётов, оборудованных такими двигателями я слышу уже лет десять.
    Тогда врали или сейчас?
    1. KORSAR
      0
      1 декабря 2011 09:49
      Видимо разница имеется ввиду между ОВТ и УВТ
      1. 0
        1 декабря 2011 19:44
        А какая разница?УВТ-управляемый,а ОВТ-отклоняемый!Это одно и тоже!
    2. vadimus
      0
      1 декабря 2011 09:57
      Я тоже в недоумении!
  3. 0
    1 декабря 2011 09:14
    Все что делали шло на экспорт, а эти в строевые части пойдут. Я так понял.
  4. KORSAR
    +1
    1 декабря 2011 09:44
    На МиГ-29 ОВТ стоит давнёханько, но увы он только на авиасалонах летает, а так ОВТ приимущественно стоит на всех истребителях СУ.
  5. 0
    1 декабря 2011 09:46
    Новость, конечно, - двоякая , и хорошая и плохая... Плохая тем, что, оказывается, передовое гналось за рубеж. А хорошая - что стали, наконец, себя снабжать. Пришло время собирать камни! Понятно, что раньше продавали, чтобы выжить! И здорово, что теперь появилась возможность самим полакомиться! Вадим, спасибо за справочку.
  6. Nechai
    +1
    1 декабря 2011 10:01
    Vadivak[американцы установили такие двигатели на своем F-15S/MTD тоже в 1989 году/b],
    Всеракурсным даже "Пратт-Уитни" F119 по моему нельзя назвать - работают две пары створок - для создания нужного вектора тяги, необходима отработка ДВУХ импульсов по горизонту и по вертикали. Это хоть малое, но время, да и по выполняемым манёврам до сушек и мигов просто "рядом не стояло.. Сверхманёвренность русских машин американцы называют "цирковыми трюками". А что ещё остаётся, если у "крейзи рашен" даже бич всех пилотов плоский штопор, стал фигурой боевого пилотажа.
  7. toos_1799
    +6
    1 декабря 2011 10:26
    УВТ и ОВТ - это одно и то же.
    Управление вектором тяги бывает двух видов:
    - управление в одной плоскости (как на АЛ-31ФП, в том числе и на индийских; поворот сопл левого и правого двигателей осуществляется в непараллельных плоскостях, расположенных друг к другу под некоторым углом - вроде V-образности на поршневых двигателях);
    - всеракурсное управление, а именно - управление в двух плоскостях (т.е. и влево, и вправо, и вверх, и вниз - как на МиГ-29ОВТ).
    Маневренность - это способность быстро изменять вектор тяги, т.е. как направление (за счёт УВТ/ОВТ), так и абсолютную величину (за счёт хорошей приёмистости двигателя и высокой тяговооружённости ЛА в целом).
    Само по себе отклонение вектора тяги маневренности не повышает, наоборот, расчёты показывают, что ОВТ вызывает резкое торможение ЛА (за счёт роста индуктивной составляющей силы лобового сопротивления) и потерю несущей способности крыла и, как следствие, снижение маневренности!
    На самолётах с ОВТ повышается БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ за счёт придания ЛА способности выходить практически из любых сложных ситуаций, особенно сваливания на малой высоте и штопора (последние приводят к нарушению нормального обтекания набегающим потоком аэродинамических поверхностей - руля направления (РН), управляемого стабилизатора(руля высоты - РВ), элеронов и др.). В этих случаях ОВТ выполняет роль РН и РВ.
    Присмотритесь к взлетающему Су-30МКИ: на взлёте его стабилизатор из-за нейтральной (почти отрицательной) устойчивости ЛА практически непрерывно отклоняется с положительных углов установки на отрицательные - и обратно. А сопла двигателей точь-в-точь повторяют движения стабилизатора!
  8. dred
    0
    1 декабря 2011 10:47
    Интересно он дорог.
  9. Nechai
    0
    1 декабря 2011 11:29
    Проскочил сюжет о разработках НПО "Звезда" для Т-50 - создаваемый комплекс для пилота должен, как было заявлено, обеспечить его работоспособность при +14g и полной разгерметизации "кабинета" на высоте 40км. /у МиГ-29, при создании - ограничение по планеру было в 9g/
    1. toos_1799
      +3
      1 декабря 2011 11:43
      При 14g никакой лётчик в здравом уме и рассудке летать не будет. 9g - это абсолютный предел!
      В отдельных испытаниях космонавты кратковременно испытывали перегрузку в 12g, но при этом они пребывали в состоянии, при котором не только какие-либо действия - обычная мыслительная деятельность была не под силу!
      Увеличение маневренности за счёт повышения нормальной перегрузки в дальнейшем будет возможно только на БЛА.
      На современном этапе, когда на борту ЛА присутствует человек, повышение маневренных характеристик можно достичь:
      - снижением нагрузки на крыло (до 300 кг/кв.м. на режимах маневрирования);
      - повышением тяговооружённости (хотя бы до уровня F-22A, т.е. до 1,3 - 1,4).
      Что касается ПАК ФА, в части увеличения маневренных характеристик это не что иное, как совершенствование концепции Су-27. При этом ни максимальная эксплуатационная перегрузка, ни тяговооружённость существенно не меняются (последняя подрастёт до 1,3 с двигателями второго этапа). А вот нагрузка на крыло действительно уменьшилась существенно (при равной с Су-27 массе ПАК ФА имеет в 1,5 раза большую площадь крыла), что безусловно приведёт к повышению маневренных характеристик, особенно на малых и средних высотах. Платой за это станет снижение практически в 2 раза топливной эффективности!
  10. ЭСКАНДЕР
    +2
    1 декабря 2011 11:38
    Ну вот, опять в войска в последнюю очередь…
    Сколько можно уже сохранять остаточный принцип?
    Раньше наоборот было.
    1. Простолюдин
      +1
      1 декабря 2011 12:01
      Умом Россию не понять.
      Аршином общим не измерить...
      У ней особенная стать —
      В Россию можно только верить!
      (с) Николай Рубцов
  11. Nechai
    -1
    1 декабря 2011 12:02
    А резкое торможение, практически НУЛЕВАЯ и вертикальная и горизонтальная скорость ЛА в данный момент времени, обеспечивает его исчезновение /отсутствует доплеровский эффект/ с экранов локаторов, наземных уж точно. У амеров пуктик обеспечить ПОСТОЯННУЮ "НЕВИДИМОСТЬ" ЛА в р/диапазоне. Наши же умные головы давным давно это "проехали" и пришли к выводу, что гораздо надёжнее и проще обеспечить полиспектральную "невидимость" в нужный момент времени.
    Ну будет, не будет - это как прижмёт. Надо будет, так ещё ни так "раскорячишься". Я про то что - воможности машины ныне уже превышают СРЕДНИЕ возможности человека. Так, что у пилотов Т-50, будут все возможности провести "весёлую" но кароткую лётную жизнь. В "Звезде" что то "мутят" и с увеличением отрицательных и боковых перегрузок....
    На малых и средних высотах и скоростях ПАК же не всё время обитаться будет. Многорежимность эт такая вещь, что в чём то выигрываешь, а в чём то и поступаешься.
    1. Простолюдин
      +2
      1 декабря 2011 12:30
      Шестое поколение самолётов, наверное будет обходиться уже без пилотов... сядет школьник за 4D пилот-ложемент, оденет на себя нахлобучку какую-нибудь, нажмёт кнопочку, и... полетел задание выполнять, собьют - нажмёт "Load", выберет тип машины и вооружения и опять - в бой bully
    2. 0
      2 декабря 2011 09:32
      Не зря для пилотов ПАК ФА новый костюм делают
    3. dmitry98
      -1
      9 января 2012 22:17
      Круто.
      Ваша "мысль" открывает новые принципы радиолокации.

      Что бы больше не путались: доплеровский эффект используется для определения радиальной составляющей скорости объекта и направления движения (по отношению к излучателю) и наземных радаров и воздушных ДРЛО
  12. Nechai
    0
    1 декабря 2011 12:42
    пилоты скорее всего останутся - чем удалённее информ.канал тем надёжность его ниже. 6й - наситель платформа (спасобная и оборонятся и атакавать в пиковых вариантах), а основной режим применения да многорежимных, высокоманёвренных, многоразовых БПЛА, дозоправляемых и досняряжаемых БК в полёте. С элементами Ис.Интел.
  13. Artemka
    -1
    1 декабря 2011 12:52
    Давно пора было поставить.
    1. 0
      1 декабря 2011 20:56
      лучше поздно чем никогда