«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II

6
«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Основной серийной версией «Скорпиона» стал F-89D («модель N-68»), которых было выпущено 682 штуки. Этот вариант отличался от F-89С заменой пушечного вооружения на неуправляемые авиационные ракеты (НАР). Пусковые установки ракет были установлены в носовой части концевых топливных баков. Новые баки стали длиннее и шире. Первую треть их длины занимали 52 пусковые трубы для 70-мм ракет FFAR. Эти ракеты также назывались «Майти Маус». Эффективная дальность стрельбы этими НАР достигала 900 м. Задняя часть бака вмещала 1167 л топлива.

Перед открытием огня пилот мог выбрать количество ракет в залпе. Можно было выпустить все 104 ракеты всего за 0,25 секунды. Ракеты можно было также пускать несколькими залпами: двумя — по 82 и 42 ракеты; тремя — 42, 32 и 30 ракет. Одного попадания обычно было достаточно для вывода бомбардировщика из строя. Однако ракеты имели малую скорость и большое рассеивание, что делало проблематичным поражение цели. В то же время перехватчик в момент пуска сам находился в зоне действия бортового оружия бомбардировщика. И надо сказать, что снаряды 23-мм пушек советских бомбардировщиков, напротив, имели хорошую кучность, а тяжелый самолет являлся устойчивой платформой, обеспечивающей качественное прицеливание, что значительно снижало возможность «Скорпиона» применить свои ракеты в зоне эффективной дальности стрельбы. Со временем, гораздо позже, чем в других странах, американцы все-таки осознали бесперспективность использования НАР для поражения воздушных целей.



С установкой ракетного вооружения пушки с самолета были сняты. Носовая часть самолета при этом была переделано под новую систему управления огнем Хьюз Е-6, включавшую в себя локатор АРG-40 и вычислитель АN/АРА-84. Бывший отсек вооружения занял 993-л топливный бак. F-89D мог также дополнительно нести подкрыльевые сбрасываемые топливные баки по 758 л. Общий запас топлива при этом достигал 10745 л.

Первый F-89D был переделан из серийного F-89В и получил обозначение YF-89D. Первый полет этой машины состоялся 23 октября 1951 года, а первые два серийных F-89D поставили ВВС США 30 июня 1952-го. До того, как выявился дефект крыла «Скорпиона», успели собрать около 125 F-89D, полеты на которых пришлось запретить, а машины отправить на завод для доработки.



Первым боеспособным подразделением, оснащенным самолетами F-89D, стало 18-я эскадрилья истребителей-перехватчиков на авиабазе в Миннеаполисе, штат Миннесота, вступившая в строй 7 января 1954 года.

В процессе эксплуатации F-89D было выявлено несколько проблем, которые решались уже в строевых частях. Так, во время полета на большой высоте проходил неожиданный «провал» тяги двигателя, который, как оказалось, вызывался неверным срабатыванием датчика температуры в системе автоматического управления. Пусковые установки ракет в процессе эксплуатации коррозировали, и, если это не отслеживали, то порой ракета взрывалась в пусковой установке. Пришлось использовать новые (толстостенные) трубы.

F-89D с 1954 по 1959 год поступили на вооружение 25 эскадрилий истребителей-перехватчиков, базировавшихся на Аляске, п. Лабрадор и внутренних штатах. Одно время «Скорпионами» были вооружены 30 из 39 эскадрильи ПВО, базировавшихся на территории Канады. F-89D служили в Аляскинском воздушном командовании, в Командовании ПВО и в Северо-восточном воздушном командовании. С конца 1958 г их стали постепенно заменять на сверхзвуковые истребители типа F-102 «Дельта дaггер» и F-101 «Вуду». После снятия с вооружения ВВС США «Скорпионы» поступали в авиацию Национальной гвардии США. Первой их получила 178-я эскадрилья в штате Северная Дакота. Последний F-D был снят с вооружения ВВС США в 1961 году. В ВВС Национальной гвардии они летали до 1969 года.



Обозначение F-89Е получил вариант F-890 под двигатель Аллисон J71 тягой 4400 кг. Двигатель J71, как надеялись, должен был обеспечить «Скорпиону» лучшую тяговооруженность и меньший расход топлива, что должно было заметно увеличить радиус действия перехватчика. Один F-89С, доработанный под новые двигатели J71-А-3, получил обозначение YF-89Е. Однако работы по проекту были прекращены, хотя опытный YF-89Е еще долго использовался в качестве летающей лаборатории.

Обозначение F-89Е использовалось также для проекта одноместного истребителя сопровождения. F-89Е при этом должен был получить два двигателя Дженерал-электрик J71-GЕ-21 тягой по 4131 кг. Площадь крыла была увеличена за счет большей стреловидности передней кромки. Вооружение должно было состоять из 108 ракет в больших подкрыльевых обтекателях, в которые также убирались основные стойки шасси. В качестве альтернативного варианта в носовой части можно было установить десять 12,7-мм пулеметов, шесть 20-мм пушек или шесть ракет МХ-904. Максимальная скорость истребителя сопровождения ожидалась в 1100 км/ч, а радиус действия — 1616 км. Этот проект так и не был реализован.

Проект F-89F представлял собой развитие F-89D под пару двигателей Дженерал электрик J47 тягой 4131 кг. Площадь крыла увеличивалась за счет большей стреловидности передней кромки. Вооружение планировалось установить в подкрыльевых обтекателях по образцу проекта истребителя сопровождения F-89Е — шесть управляемых ракет «воздух-воздух» «Фалкон» или 42 неуправляемые ракеты. В задней части обтекателя, за ракетами размещалось 3411 л топлива. Высота фюзеляжа была увеличена, а за кабиной был установлен большой гаргрот до самого киля. Стабилизатор опустили с киля на фюзеляж. Этот проект не пошел дольше макета, ток как в процессе работ постоянно планировался рост взлетного веса и, следовательно, снижение летных данных. В результате ВВС США потеряли интерес к проекту и работы по F-89F были прекращены в августе 1952 года.

Другим проектом на базе F-89D стал F-89G. В целом этот проект не отличался от F-89F, но на самолете оставались двигатели Аллисон J35-А-35 тягой по 3270 кг, как на последних F-89D. На F-89G планировали установить систему управления огнем Хьюз МА-1, которая проектировалось для нового перехватчика ХF-106, а также ракеты «Фалкон». Этот вариант также не пошел дальше чертежной доски.

F-89Н (N-138) представлял собой адаптацию F-89D под новые управляемые ракеты «воздух-воздух» «Фалкон». Фактически он представлял собой развитие проекта F-89G под систему управления огнем Хьюз МА-1 и ракеты «Фалкон». После прекращения работ по F-89G, компания Нортроп предложила просто установить на F-89D упрощенный вариант Хьюз МА-1-Е-9. ВВС США согласились на доработку соответствующим образом трех F-89D. Причем только один из них был переименован в YF-89Н.

Обтекатели на законцовках крыла F-89D были доработаны и увеличены по площади, что позволило разместить в них по шесть отдельных отсеков для уборки ракет. Три отсека предназначались для ракет Хьюз GAR-1 «Фалкон», а три остальных — под пусковые установки на семь 70-мм ракет в каждой. Таким образом, общий боезапас F-89Н включал шесть ракет «Фалкон» и 42 ракеты «Майти Маус».



Ракеты «Фалкон» в процессе полета убирались в свои отсеки, откуда выпускались в поток только непосредственно перед пуском. Хьюз GAR-1 «Фалкон» представляла собой первую американскую управляемую ракету, принятую на вооружение. Работы по ней начались еще в 1947 году. Причем первоначально она носила истребительное обозначение — F-98. Однако в 1950 году ее переименовали в GAR-1. Пусковой вес «Фалкона» составлял 50 кг. Она была оснащена твердотопливным двигателем «Цоколь». Ракета имела стреловидные крылья небольшого удлинения, заканчивающиеся управляемыми поверхностями. «Фалкон» несла 13-кг боевую часть. Наведение было полуактивным, радиолокационным. Дальность пуска составляла 6 км.

В 1962 году обозначение ракеты поменяли на АIМ-4. Позже была разработана версия «Фалкона» под инфракрасную головку самонаведения, получившую обозначение GAR-2 (позже АIМ-4В). В бою планировалось пускать по цели по одной ракете каждого типа, что увеличивало вероятность поражения.

ВВС США приняли первый серийный F-89Н в сентябре 1955 года, но первую часть с ними — 445-ю эскадрилью перехватчиков на авиабазе Виртсмит — удалось ввести в строй только в марте 1956 года. Главной причиной задержки при этом стали пусковые установки неуправляемых ракет и система управления огнем Е-9. Так же, как и в случае с F-89D, отмечалась коррозия пусковых труб неуправляемых ракет, что могло привести к их взрыву в момент пуска. Были проблемы и с Е-9, ее пришлось доводить, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения ракетного оружия.



Так как в то время быстро продвигались работы по сверхзвуковым самолетом, особенно по Конвэйр F-102А «Дельта Даггер», служба F-89Н в составе ВВС США была короткой. В ноябре 1957 г в состав ВВС Национальной гвардии уже был передан первый F-89Н, поступивший на вооружение 123-й эскадрильи истребителей перехватчиков на авиабазе Орегон. К сентябрю 1959 года все F-89Н уже состояли в ВВС Национальной гвардии.

F-89J (модель N-160) представляли собой ранее выпущенные F-89D, оснащенные ядерной неуправляемой ракетой «воздух-воздух» Дуглас МБ-1 «Джени». Разработка ядерной ракеты «Джени» началась на «Дуглас эйркрафт» в 1955 году, в сотрудничестве с Лос-Аламосской национальной лабораторией, отвечавшей за ядерную боеголовку. Ракета была неуправляемой, так как мощь ядерного заряда гарантировала поражение цели в пределах среднеквадратичной ошибки прицеливания.

Ядерная ракета оснащалась твердотопливным двигателем с тягой 1660 кг. Взлетный вес составлял 373 кг. Устойчивость на курсе обеспечивалась крестообразным оперением. Дальность пуска была около 9 км. Боевая часть имела ядерный заряд W25 мощностью 1,5 кг. Радиус поражения американцами оценивался в 300 м.

F-89J нес две ракеты «Джени» на подкрыльевых пусковых установках. На большинстве F-89J, вооружение в концевых баках демонтировалось, а емкость баков увеличивалась на 2274 л, хотя некоторые и сохранили стандартное для F-89D вооружение. Позже на F-89J установили еще два пилона под каждой консолью крыла — на сей раз для управляемых ракет «воздух-воздух» «Фалкон», имеющих обычную боевую часть.



На F-89J стояла система управления огнем Хьюз МG-12 — улучшенный вариант Е-9, стоявшей на F-89D. Во время перехвата система управления огнем отслеживала цель и в нужный момент выдала пилоту команду поставить ядерный заряд на боевой взвод, пускала ракету, выдавала команду на отворот перехватчика, чтобы избежать поражения ядерным взрывом, и в нужный момент дистанционно подрывала ядерную боевую часть ракеты.

Доработанные F-89J были известны под кодовым обозначением «Система вооружения 205G». Первые F-89J были введены в строй в ноябре 1956 года, поступив на вооружение 84-й эскадрильи истребителей-перехватчиков на авиабазе Гамильтон. Эта эскадрилья уже с 1 января 1957 года заступила на боевое дежурство. Первоначально перехватчики были вооружены только одной ракетой c атомной начинкой.

Первый реальный боевой пуск ядерной ракеты Джени состоялся в июле 1957 года, в рамках ядерных испытаний «Операция Плюмбум». 19 июля с F-89J над полигоном Юка, была запущена ракета МВ-1, ядерная часть которой была подорвана на высоте 5000 м. Под местом взрыва ракеты находились, как было указано в американской прессе, добровольцы из числа офицеров ВВС. Сразу после испытаний их комиссовали, хотя весьма вероятно, что в течение нескольких последующих лет за их здоровьем велось наблюдение.

Всего в F-89J были переделаны 350 F-89D. Работы осуществлялись с марта 1956 года по февраль 1958-го. Первая серийная ракета «Джени» была поставлена на вооружение в мае 1957 г. Всего до 1963 года было произведено около 3150 ракет «Джени» с ядерной боевой частью. В начале шестидесятых обозначение ракеты поменяли на АIR-2А.

F-89J с ядерными ракетами «Джени» (и с неуправляемыми ракетам «Майти Маус», если сохранялись концевые контейнеры вооружения от F-89D) являлись самыми мощно вооруженными перехватчиками ВВС США. Однако вскоре, на вооружение стали поступать новые сверхзвуковые перехватчики Макдонелл Р-101В «Буду» и Конвэйр Р-106А, «Дельта дарт» и F-89J стали передаваться частям Национальной гвардии. К 1962 году, уже девять эскадрилий Национальной гвардии имели в своем составе F-89J с ядерным вооружением. Только в 1968 г их окончательно заменили на сверхзвуковые перехватчики.



По-видимому, это был единственный случай эксплуатации ядерного оружия Национальной гвардией США. Сейчас F-89J выставлен в музее ВВС США на авиабазе Райт-Пэттерсон.

Источники:
Колов Г. "Скорпион" с ядерным жалом // Самолеты мира. 2000. №1. С. 26-32.
Жаркова А. Northrop F-89 «Scorpion». Ночной страж США // Мировая авиация. №213. С. 8-10.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14. С. 4-8.
Грин В., Кросс Р. Реактивные самолёты мира. М.: Воениздат, 1957. С.187-189.
Винчестер Дж. Реактивные истребители. М.: Астрель, 2013. С. 58-64.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +9
    25 января 2016 09:38
    Первый реальный боевой пуск ядерной ракеты Джени состоялся в июле 1957 года, в рамках ядерных испытаний «Операция Плюмбум». 19 июля с F-89J над полигоном Юка, была запущена ракета МВ-1, ядерная часть которой была подорвана на высоте 5000 м. Под местом взрыва ракеты находились, как было указано в американской прессе, добровольцы из числа офицеров ВВС. Сразу после испытаний их комиссовали, хотя весьма вероятно, что в течение нескольких последующих лет за их здоровьем велось наблюдение.
    Испытание, кстати, проводили с целью удостоверить безопасность применения таких ракет
    над собственной населенной территорией (применять-то их планировали в ПВО США...).
    Под эпицентр будущего взрыва в обычной униформе встали пятеро офицеров-добровольцев
    и фотограф, который и запечатлел событие. Эти люди уцелели и даже выражали восторг
    по поводу доставшегося им уникального "приключения". Все они в последующей жизни
    испытали различные проблемы с онкологией, но все прожили долго и умерли в весьма
    пожилом возрасте (и не все - от онкологии). Последние двое умерли, насколько я помню,
    в 2013 и 2014 годах.
    Собственно хроника испытания
  3. +7
    25 января 2016 10:28
    Вариант с выдвижными ракетами и нур, просто жесть....прямо звездные войны))))).
  4. +1
    25 января 2016 14:30
    они вообще отмороженные
  5. +1
    25 января 2016 15:36
    Это был период общей эйфории от эффективности ЯО, как супероружия, могущего решать все-все военные и мирные задачи (он и нас не минул). Даже не только оружия, а и всего, что связано с энергией атома - масса проектов ядерного наземного, воздушного, водного и космического транспорта, идеи о применении ядерных реакторов везде, где только возможно.
    Всё довольно быстро стихло, как только выяснилось, что проникающая радиация и радиоактивное заражение местности (3-й и 4-й поражающие факторы ОМП, как нас всех учили) являются хоть и не самыми мощными по выделяемой энергии, но самыми вредными по длительному воздействию на человека и всю окружающую его природную и техногенную среду.
  6. 0
    25 января 2016 22:49
    Ну только не 1,5 кг. В Википедии на одной странице два разных значения (1,25 и 1,5 кт). Загадочная Джени! Полторы тысячи тонн тротила и всего 300 м радиус поражения! Даже удивительно. Лимонка, если не ошибаюсь, осколки на 50 м разбрасывает при мощности 60 граммов. А безопасная дистанция метров 200.
  7. +1
    25 января 2016 23:16
    Помнится видал отрывок из какого-то старого научно-популярного американского фильма с розовощекой домохозяйкой на кухне оборудованной ядерным реактором. Наши солдаты в те времена лопатами счищали радиактивный пепел с крыши казармы. О времена! О нравы! Показывали, как-то, стрелка с Ту-95 сбрасывавшего "царь-бомбу". Пожилой человек. Все остальные члены экипажа уже умерли, не знаю от чего, но все они были значительно старше - стрелок, ведь был солдатом срочной службы. Правда и дозу он, видимо, получил наибольшую, он ведь сидел в самом хвосте. Говорил, что окошко было закрыто жалюзи, на глазах черные очки и закрытыми глазами он увидал свет как днем. Самолет перед этим выкрасили специальной светоотражющей краской
    и отполирован.
    А статья очень даже интересная.