Индукция и дедукция. Вопросы без ответов
1. Министерство экономического развития (МЭР), глава Алексей Улюкаев. В начале декабря 2014 года прогноз по годовой инфляции в 2015 году — 7,5%. 31 января 2015 года — уже 12%, а в августе (25.08.15) прогноз понижен до 11%. Меньше чем через месяц (18.09.15) речь идет о 13% (данные Росстата — 12,9%).
2. Министерство финансов, глава Антон Силуанов. Инфляция в России по итогам 2015 года составит 11-11,5% (20.06.15). 18.09.15 прогноз повышен до уровня 12,2%, а 30.12.15 министр финансов еще раз повысил прогноз: инфляция в России по итогам 2015 года — до «13% с небольшим».
3. Центральный банк России, глава Эльвира Набиуллина. По прогнозу Центробанка, инфляция по итогам 2015 года составит 12-14% (13.03.15). Но через три месяца регулятор снизил прогноз с 12-14% до 10,8% (16.06.15). А в сентябре ЦБ РФ опять ухудшил прогноз по инфляции по итогам 2015 года с 10,8% до 12-13% (11.09.15).
Заметьте, что точный прогноз МЭР приходится на сентябрь, Минфина — на 30 декабря (когда уже были предварительные оценки Росстата, и ошибиться было невозможно), а ЦБ — на март 2015 года. Получается, что каждое ведомство считает прогнозные значения по своим внутренним методикам и не сильно обращает внимание на коллег из соседних министерств.
За последние годы в открытой прессе можно найти много таких же «точных» прогнозов по росту (уменьшению) реальной заработной платы россиян, росту (падению) ВВП, подъему (спаду) промышленного производства, оттоку капитала и другим макроэкономическим параметрам.
Почему-то в большинстве случаев, особенно на больших промежутках времени, прогнозные оценки этих серьезных ведомств заметно «приукрашены», что создает высокие риски для развития экономики и в целом для безопасности страны. Такая ситуация сильно снижает доверие граждан к конкретным властным фигурам и результатам их работы.
Недавно, в середине декабря 2015 года, был принят государственный бюджет на 2016 год, где закреплен уровень инфляции 6,4%. Но уже через месяц ЦБ заявил, что инфляция будет не менее 7%. А многие финансовые и экономические эксперты, считающие, что дно спада еще не достигнуто, уже говорят о двухзначной инфляции в текущем году.
На основе анализа ситуации и выводов этих «уважаемых» государственных структур законодатели и президент страны принимают важнейшие решения, которые влияют на жизнь каждого россиянина. В частности, федеральные власти все чаще стали заявлять о достижении дна кризиса и развороте экономики в сторону роста. 13 октября 2015 года президент Путин заявил, что пик кризиса достигнут, и ситуация в экономике близка к стабилизации. Но, как показали последние месяцы 2015 года, а теперь и январь текущего года, делать такие выводы было преждевременно. Бюджет 2016 года по поручению премьера Дмитрия Медведева будет в течение ближайшей недели пересмотрен в сторону сокращения расходов и представлен для утверждения.
Почему такая ситуация повторяется второй год подряд? Означает ли это недостаточно профессиональное выполнение бюджетного планирования в течение последних двух лет? Где же здесь логика? Почему реальная ситуация, как правило, оказывается хуже прогнозов ведомств, зарплата сотрудников в которых значительно превышает средние показатели по стране? Соответствуют ли требованиям жизни руководители этих ведомств, да и сами ведомства, которые в своей работе вместо объективного, в том числе логического, обоснования своих выводов, периодически «гадают на кофейной гуще»? Можно ли на основе их выводов успешно управлять финансовыми и экономическими процессами и развитием страны в целом?
Андрей, автор сайта «Военный пенсионер», 26.01.16.
Информация