Боевые «Филины» люфтваффе

43
Боевые «Филины» люфтваффе


С началом бомбардировок городов Германии летом 1940 года был нанесен чувствительный удар по благодушию, которое царило в среде высшего командования люфтваффе, где только немногие, в том числе и будущий генерал "от ночных истребителей" Йозеф Каммхубер, считали необходимым иметь в ПВО специализированные ночные истребители. Немцы были вынуждены импровизировать, приспосабливая для этих целей имеющиеся машины. С ростом активности английских ночных бомбардировщиков всё очевидней становилась неадекватность противодействия им истребителей Bf.110. Настоятельной потребностью стало обеспечение групп "ночников" более эффективными и подходящими для этих целей самолетами. Помимо роста выпуска истребителей на базе бомбардировщиков Ju 88 летом 1942 года, Технический департамент направил некоторые пожелания фирмам "Фокке-Вульф" и "Хейнкель" . Согласно им, "Фокке-Вульф" должен был немедленно приступить к разработке нового специализированного ночного истребителя, а "Хейнкель" — приспособить для этой цели проект, который был начат двумя годами ранее.

Разработка новой машины, Та-154, так и не была доведена до принятия самолета на вооружение. А вот истребитель "Хейнкеля" Не 219, первоначально создававшийся как многоцелевая машина, стал в итоге узкоспециализированным ночным истребителем, и в этом качестве добился замечательных успехов. Не 219 оказался одним из самых эффективных самолетов Второй мировой войны. И в случае массового применения (как это предусматривалось в первоначальных планах) он, по мнению специалистов, мог бы привести к изменению ситуации в ночных сражениях в небе "третьего рейха". Но обо всем по порядку.

Небольшая немецкая авиационная фирма Эрнста Хейнкеля, созданная в 1922 году, к началу Второй мировой войны превратилась в огромный концерн, объединяющий несколько заводов. Из всех немецких фирм именно "Хейнкель" считалась наиболее передовой в создании скоростных самолетов, отличающихся совершенными аэродинамическими формами. Наглядным доказательством этому служили Не 70 и Не 100.

С 1936 года фирма вела большие работы по созданию двухмоторного скоростного бомбардировщика-разведчика Не 119, имевшего необычную компоновку. Два его двигателя размещались не на крыле, а в фюзеляже за кабиной экипажа, и приводили во вращение воздушный винт посредством длинного вала.



Несмотря на хорошие летные данные, трудности доведения размещенной внутри фюзеляжа сдвоенной моторной установки не позволили немцам запустить самолет в серийное производство. Тем не менее, Хейнкель по собственной инициативе продолжил исследования в этом направлении. Проект нового усовершенствованного разведчика, работы над которым начались в августе 1940 года, во многом напоминал Не 119. Он также имел два спаренных мотора, установленных за кабиной экипажа. Правда, воздушные винты должны были быть соосными, а хвостовое оперение — двухкилевым. По аналогии с Не 119 самолет получил обозначение Не 219, к которому потом добавилось имя "Uhu" ("Филин").

В июле 1941 году появился второй вариант, на котором спаренный двигатель DВ613 размещался уже перед кабиной в носовой части фюзеляжа. Такое размещение силовой установки не требовало удлиненного вала. Это несколько ухудшило аэродинамику, так как пришлось выполнить кабину экипажа выступающей за обводы фюзеляжа, для обеспечения необходимого обзора. Но и в этом случае лобовое сопротивление было значительно ниже, чем у аналогичных двухмоторных самолетов с размещением двигателей на крыле.

Но реализовать намеченное Хейнкелю не удалось. В это время английские ночные бомбардировщики все чаще и чаще начали наносить удары по "тысячелетнему Рейху". Для отражения этих налетов в ПВО Германии использовались ночные перехватчики, созданные на базе тяжелых истребителей Вf.110 и бомбардировщиков Ju 88 и Dо217. Однако скорость этих самолетов была недостаточна. И тогда вспомнили о фирме "Хейнкель" и ее скоростных машинах.

В начале 1941 года Хейнкель получил задание на постройку ночного истребителя, а уже в апреле следующего года чертежи нового самолета были закончены и началось их воплощение в металл. От первоначальной компоновочной схемы пришлось отказаться. Соосные винты, установленные в носовой части фюзеляжа, мешали размещению радиолокационной станции, чей опытный вариант которой был создан немцами летом 1941 года и стрелково-пушечного вооружения. Поэтому самолет, в ущерб аэродинамике, пришлось делать по классической схеме с двумя двигателями DВ603А мощностью по 1700 л.с., установленными на крыле.



В связи с тем, что при атаке вражеских бомбардировщиков истребитель подвергался сильному обстрелу, он должен был иметь очень мощное бронирование. С передней полусферы экипаж Не 219 надежно защищали бронеплиты толщиной 15-20 мм и бронестекло. Мало того, перед бронестеклом имелась еще одна подвижная бронезаслонка с небольшим вырезом под прицел, которая в момент атаки дополнительно прикрывала пилота от огня противника. Бронеплиты, установленные в мотогондолах, прикрывали собой маслобаки. Бронирование экипажа и систем с задней полусферы отсутствовало, так как считалось, что ночной перехватчик не будет подвергаться обстрелу с этого направления.

Очень мощным было и вооружение самолета. Оно включало шесть пушек МG 151/20 калибра 20 мм (две пушки стояли в корневой части крыла и четыре — в съемном обтекателе под фюзеляжем). Вместо 20-мм пушек могли устанавливаться 30-мм Мк 103 или Мк 108. Для этого стенки патронных коробок могли переставляться под любой патрон. По такому критерию, как вес минутного залпа, Не 219 считался одним из самых мощных истребителей периода Второй мировой войны.

Ночному истребителю-перехватчику оборонительное вооружение не требовалось, поэтому были демонтированы две дистанционно управляемые пулеметные турели, размещенные на Не 219, который изначально разрабатывался также в разведывательном и бомбардировочном вариантах с оборонительным вооружением. Из-за этого на фюзеляже опытного истребителя Не 219V1 сохранились характерные выступы, которые впоследствии были устранены на серийных машинах.



Стоит отметить, что в конструкции было применено много новых технических решений, таких, как катапультируемые кресла летчика и оператора РЛС. Шасси с носовым колесом, закрылки с профилированной щелью, автоматически закрываемой специальными створками, зависающие элероны, регулируемый в полете стабилизатор, связанный с закрылками, и многое другое. Для обеспечения всепогодности и исключения обледенения носки крыла и стабилизатора подогревались теплым воздухом. Нагрев воздуха производился специальными бензиновыми подогревателями, установленными в консолях и стабилизаторе.

Первый полет Не 219V1 был совершен 15 ноября 1942 года. Испытания выявили целый ряд недостатков: плохую путевую устойчивость, вибрацию хвостового оперения, дефекты механизма уборки передней стойки шасси. В связи с этим самолет V1 использовался в основном для отработки шасси с точки зрения его поведения при посадке. Из-за многочисленных изменений в конструкции крыла этот экземпляр не подвергался высоким перегрузкам в полете.

Более серьезные испытания прошел усовершенствованный Не 219V2. Несмотря на то, что в конце концов машина разбилась, свою роль она выполнила. В частности, в ходе сравнительных испытаний с перехватчиком Ju-188S, проводившихся в январе 1943 года, Не 219V2 вышел победителем (пилотировал самолет уже упоминавшийся Штрайб), и был принят на вооружение авиации ПВО. Однако серийное производство самолета началось только в июне. Перед этим фирме пришлось устранить целый ряд недостатков. Было построено еще десять опытных машин.

Первая серия истребителей Не 219А-0 была заложена на опытном заводе в Вене, не приспособленном для серийного производства. Это сказалось на темпах выпуска. В месяц здесь могло быть выпущено всего 14 машин. Поэтому немцам вскоре пришлось задействовать для выпуска Не 219 и авиационный завод в Ростоке, где ежемесячно планировалось выпускать по 150-200 истребителей. К счастью для союзников, этим планам не суждено было сбыться. До конца 1943 года ПВО Германии получила всего 26 машин этого типа. Наладить крупномасштабное производство нового самолета в ходе войны немцам оказалось очень трудно. К тому же бомбардировочная авиация союзников не оставляла самолетостроительные заводы Германии без своего "внимания". В противном случае, как показал опыт боевого применения, истребители Не 219 могли причинить англичанам сильные неприятности.



В апреле 1943 года первая группа ночных истребителей-перехватчиков, состоявшая, предположительно из четырех опытных самолетов Не 219, под командованием Штрайба была направлена в Голландию на аэродром близ Вентло, в группу 1/NJG1. Именно здесь в ночь с 11 на 12 июня и состоялось боевое крещение новых машин. За десять последующих ночей "Филины" сбили 20 английских бомбардировщиков, в том числе и шесть "Москито", считавшихся практически неуязвимыми. В этот же период состоялся бой, в котором Штрайб расправился с пятью "Ланкастерами". Первый успех был настолько велик, что самого Штрайба уже через две недели назначили командиром всей 1/NJG1 (эта часть была вооружена в основном истребителями Bf.110), а место командира подразделения Не 219 занял капитан Г. Франк. Его карьера была недолгой. Сбив в общей сложности 55 самолетов, он 27 сентября 1943 года погиб в результате столкновения с другим перехватчиком. Больших успехов добился сменивший его Майер, который за вторую половину 1943 года лично сбил 30 "Ланкастеров" и "Галифаксов". Но и он ночью 21 января 1944 года при отражении налета авиации союзников на Магдебург погиб, врезавшись на своем "Хейнкеле" в английский бомбардировщик. К этому времени на его боевом счету было 65 воздушных побед.



Потери лучших немецких летчиков свидетельствовали о том, что первый шок от появления Не 219 у противника прошел. Ночники все чаще стали попадать под мощный заградительный огонь бомбардировщиков. Неудивительно, что все четыре опытных "Филина", направленные на фронтовые испытания, были уничтожены. Правда, в июле 1943 года на вооружение уже начали поступать серийные Не 219А-0, а вслед за ними и усовершенствованные Не 219А-2. На машинах серии А-2, также как и на некоторых Не 219А-0, вместо двух подфюзеляжных пушек устанавливались две 30-мм короткоствольные пушки Мк 108, стволы которых были направлены вверх под углом 65° к продольной оси самолета. Такая схема вооружения была предложена оружейником П. Магле из 2/NJG5 и предназначалась для обстрела бомбардировщиков снизу из так называемой "мертвой зоны". Перехватчик при этом должен был проходить под вражеским самолетом снизу и "прошивать" его пушечным огнем от хвоста до самого носа. Испытания такого наклонного вооружения были проведены в августе 1943 года. Для этих целей был использован Не 219А-0, получивший обозначение Не 219V17 (на этом самолете немцы пробовали устанавливать турбокомпрессоры и новые радиаторы системы охлаждения двигателей, а впоследствии на долю этой же машины выпало участие во фронтовых испытаниях по борьбе с неуязвимыми "Москито").

Попытка внедрить новую тактику повсеместного успеха не принесла, хотя подобным образом были доработаны многие истребители Вf.110 и Dо 217 (на последних число пушек, установленных под углом к горизонту, достигало четырех). Дело в том, что первый успех во многом был обусловлен полной неожиданностью для противника. Кроме того, выяснилось, что прицеливание под большим углом было очень неудобно и затрудняло пилотирование самолета. Да и сама стрельба под углом к встречному потоку вызывала сильное рассеивание снарядов. В результате точность стрельбы из наклонных пушек оказалась низкой, а это сводило на нет все преимущества атаки снизу.



Далеко не все "Филины" имели подобное вооружение, но командование английских ВВС, сильно обеспокоенное действиями немецких перехватчиков, решило перейти к активной борьбе с ними. Располагая скоростными истребителями-бомбардировщиками "Москито", оно возложило на них функцию охоты за "ночниками" Люфтваффе. Начиная с декабря 1943 года, специальные "Москито", оснащенные радарами, начали сопровождать "Ланкастеры" и "Галифаксы" во время ночных рейдов. Другие "Москиты" подстерегали немецкие истребители в районах базирования или же просто блокировали их аэродромы. В этих условиях немцам срочно потребовался именно "антимоскито". И единственным самолетом, который мог им стать, оказался Не 219.

Новый вариант, получивший обозначение Не 219А-6, был специально облегчен. На нем отсутствовало бронирование, и стояли лишь четыре 20-мм пушки, стрелявшие вперед. Зато мощность двигателей DВ603L увеличили до 1980 л.с. В результате максимальная скорость полета достигла 650 км/час и была сравнима со скоростью "Москито". На "противомоскитных" операциях специализировалась экспериментальная группа NJGr10, базировавшаяся в Вермешене близ Берлина.

Параллельно с этим продолжался выпуск и обычных перехватчиков Не 219. Так, развитием самолетов модификации А-2 стал Не 219А-5 с более мощными 1800-сильными двигателями DВ603Е. При этом самолеты серии А-5/R4 были трехместными и имели удлиненную кабину, в которой размещался крупнокалиберный пулемет МG 131 для обороны от истребителей противника сзади.



Наиболее распространенной модификацией стал Не 219А-7. Ее вооружение состояло, как правило, из шести направленных вперед пушек Мк 103, Мк 108 или МG 151/20 в различных комбинациях и двух Мк 108, установленных под углом к продольной оси самолета. Один из вариантов (Не 219А-7/В5) был предназначен для охоты за "Москито" и оснащался 1900-сильными двигателями ЮМО 213 с системой водно-метанолового форсирования. Его максимальная скорость по разным данным составляла от 640 до 670 км/час. По всему комплексу летно-технических характеристик самолет оказался довольно удачным. По высказываниям летного состава и ряда специалистов, Не 219 обладал наилучшими летными качествами среди всех поршневых двухмоторных истребителей Германии.

Ухудшающееся военно-политическое положение привело к принятию гитлеровским руководством решения о прекращении всех программ совершенствования истребителей (за исключением Dо 335) в пользу реактивных самолетов. Однако Хейнкель на собственный страх и риск продолжал доработку своей машины, а его заводы даже в 1945 году успели выпустить 62 самолета, которые, впрочем, уже не могли продлить агонию третьего Рейха.

С 1944 г. основные работы были связаны с увеличением потолка, дальности и скорости полета Не 219. Прежде всего это касалось установки на него новейшего двигателя ЮМО 222 мощностью 2500 л.с.



Первым таким самолетом стал опытный Не 219V16, взятый из серии А-0. Кроме нового двигателя, на нем испытывались крыло увеличенного размаха и шасси с колесами большего диаметра. Затем последовали Не 219V23 и V27. Последний из них являлся эталоном для серии высотных перехватчиков Не 219В-1. Эти самолеты также должны были иметь увеличенное крыло и большую дальность полета за счет размещения топливных баков в крыле (на Не 219А топливные баки размещались только в фюзеляже). Трофейные материалы свидетельствуют о том, что на Не 219В-1 была двухместная кабина и двигатели ЮМО 222А/В (впоследствии-Е/F). Опытные самолеты Не 219V37 и V38, оснащенные моторами ЮМО 222 были взяты из серии В-1. Кроме того, еще два самолета, Не 219V39 и V40 (оба из серии А-2), также как и V27, были доработаны по стандарту В-1. Таким образом, построили как минимум одну эталонную, две опытных и две серийных машины этой модификации.



Следующей модификацией стал Не 219В-2. По сведениям из советских отчетов, эта машина довольно сильно отличалась от ранее созданных машин. Прежде всего, его трехместная кабина имела совершенно иные очертания. Но самое главное, подфюзеляжная пушечная гондола была снята, в результате чего мидель фюзеляжа уменьшился. Вооружение же размещалось следующим образом: две пушки Мк 108 в корневых частях крыла, еще две — в носовой части фюзеляжа и две наклонных в фюзеляже за крылом. На самолете было установлено также улучшенное радиолокационное оборудование. Было построено два таких самолета, вернее, они были переделаны из Не 219В-1 (имеются ввиду упоминавшееся ранее Не 219V37 и V38).



Модификация Не 219С-1 по трофейным материалам практически не отличалась от В-2. У этого «Филина» был тот же фюзеляж (но с новой кабиной), такое же крыло, двигатели и вооружение. Единственное отличие — тяжелая хвостовая оборонительная установка из четырех крупнокалиберных пулеметов MG 131, Для сохранения необходимой центровки двигатели вынесли вперед на 30 см, а кабину экипажа — на целый метр. Была заложена серия таких самолетов, но в связи с захватом советскими войсками заводов Хейнкеля, работы прекратились. Дальнейшим развитием серии С-1 должен был стать многоцелевой Не 219С-2, способный нести до 1500 кг бомб. Мощное наступательное (четыре ЗО-мм пушки) и оборонительное вооружение, способность летать со скоростью до 700 км/час (без пламегасителей и антенны РЛС) позволило бы применять его в качестве дневного штурмовика и скоростного бомбардировщика даже на заключительном этапе войны в условиях превосходства авиации противника.

Стоит отметить, что с конца 1942 года параллельно с разработкой этого истребителя, велись работы и по проектированию специального высотного самолета Не 419, оснащенного турбокомпрессорами и гермокабиной. Причем сначала прорабатывались варианты бомбардировщика, а затем, как это случилось и с Не 219, высотного перехватчика. Было построено шесть таких самолетов. Точнее, они были переделаны из серийных Не 219 и отличались крылом увеличенной площади (59 кв. м против 44,5 кв. м у Не 219) и двигателями DВ603G с турбокомпрессорами.

Отдельные Не 219 использовались для различных исследовательских работ и в качестве летающих лабораторий. Так, на опытных Не 219V24 и VЗО испытывались реактивные двигатели ВМW00З для истребителя Не 162. Отрабатывались электрические антиобледенители и тормозные парашюты (Не 219V11). На самолетах Не 219V15 и V32 устанавливалось химическое вооружение и проводились опыты с распылением отравляющих веществ. Не 219V-33 имел параболическую антенну, закрытую носовым обтекателем.

Стоит отметить, что руководство люфтваффе отмечало тот факт, что Не 219 практически не имел проблем с освоением в строевых частях, в отличие от многих других машин. Это был действительно удачный и перспективный самолет, что позволило ему, несмотря на относительно небольшое число построенных самолетов (всего 268 машин), занять заметное место в общем ряду лучших истребителей периода Второй мировой войны. А многие летчики, летавшие на нем, стали известными асами.





Источники:
Борисов Ю. Не 219. Ночной охотник Люфтваффе // Крылья Родины. 2001. №12. С. 23-28.
Фирсов А. Не 219 // Авиация и космонавтика. 1995. №11-12. С. 71-78.
Бакурский В. Ночной хищник // Ас. 1993. №2-3. С.19-24.
Котельников В. «Антимоскито» Хейнкель He.219 // Авиация и Космонавтика. 1998. №8. С. 26-29.
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе. Часть III. М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. С. 65-73.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    3 февраля 2016 06:12
    спасибо за статью! интересный самолёт.
  2. +5
    3 февраля 2016 06:19
    Давно интересовал этот самолет. Хотелось бы немного больше узнать о конструкции и действии радарной установки, а так в статье все отлично.
  3. +11
    3 февраля 2016 06:59
    В ковровых бомбежках союзники не далеко ушли от гитлера в истриблении мирного населения, да и задумываего ими устрашения они мало добились, напротив немецкое население все больше убеждалось в необходимости продолжения войны и больше поддерживало гитлера. Гораздо эффективнее была тактика ударов по обьектам узких мест производства, вывод из строя одного завода подшипников качения подкашивал все машиностроение, тоже самое касается обьектов топливопроизводства. Как один из примеров разрушение завода тяжелой воды в норвегии нанесло один из главных ударов по немецкой атомной программе.
    1. Комментарий был удален.
    2. +7
      3 февраля 2016 15:31
      Ну с этими "ковровыми" бомбёжками тоже не всё так просто, немцы то ясно что они бомбили для устрашения вражеского населения с которым на тот период времени они находились в состоянии войны, а вот союзники... Вот на кой было "гробить" Дрезден(вполне "мирный" город на тот момент) и два города в Японии в 45-м году когда итог войны всем был ясен?, тут уже смахивает на устрашение не нынешних врагов а будущих...
      1. -3
        3 февраля 2016 23:51
        Ну, с исходом войны с Японией все было не так просто. Есть информация, что американцы примерно оценили свои вероятные потери в предстоящих операциях по захвату японских островов и у них получилось, если не ошибаюсь, тысяч семсот. На тот момент их потери в течение всей войны были меньшими. И они посчитали, что такие предстоящие потери неприемлимы. Поэтому и приняли решение о применении ядерного оружия. Кстати, японцы приняли решение именно после второй сброшенной атомной бомбы, потому что поняли, что у американцев много таких бомб и сопротивление бесполезно. Нужно понимать, что десантные операции дело очень опасное и не совсем предсказуемое. Захватить все японские острова при ожесточенном сопротивлении японцев, это дорого бы встало американцам. Я помню как нам в детстве говорили, что Японию подкосил разгром японской армии в Монголии советскими войсками. Поэтому Япония капитулировала американцам. Мы были маленькие и верили.
        1. +2
          4 февраля 2016 06:33
          Немцы целенаправлено английское мирное население вообще с самолетов не бомбили. Потом были V-1 и V-2 которые в ответ на английские бомбежки жилых кварталов запускали "куда то туда", но все равно половина V-2 пришлась на порт Антверпена в Бельгии чтобы нарушить перевозки войск.

          С исходом войны с Японией было все просто - применение ЯО заставило СССР быстро с не до конца сосредоточенными войсками вступить в войну (а динамить как с 2-м фронтом он союзнеков имел полное право) и отобрать у самураев бактериологическое ОМП в Манчжурии. "Кстати японцы" приняли решение только 15мая после того как не смогли отбить у советских десантников его склады. А также поняли что скоро их захватит ударом с севера через узкие проливы СССР высадившись в японию на малых и средних десантных средствах (каждому их которых камикадзе не выделишь). Причем это будет почти также стремительно каким было наступление в Китае.

          Высадка американцев на японские острова наоборот была невозможна, и не планировалась, так как крупные боевые корабли против берега сильно уязвимы. А кроме камикадзе у японии были уже немецкие лицензионные реакивные самолеты и начался выпуск своих, уменьшенных их копий, которые могли летать на синтетическом керосине из манчжурского угля.
          Или для этой высадки они были должны запросить плацдарм у СССР на Камчатке (как до этого для высадки в Нормандию у Англии) и потом долго идти по цепи курильских островов вниз, чего бы им никто не позволил...

          Американцы и без ЯО уничтожали обычными бомбежками по Хиросиме в неделю, атомные бомбы на японцев почти никакого впечатления не произвели. Например в Токио убито за ночь 300тыс, в Тояме 150тыс (рейдом всего 70ти бомбардировшиков) в Дрездене не менее 225тыс. Было лишь удивление как 3 самолета сделали то же что раньше делали 70 или 300... Всего за время неядерных бомбежек японии с февраля 1945 было убито более 2млн гражданских, в связи с чем та планировала осенью 1945 ответить по США с ПЛ бактериологичекским оружием.

          Во что вы были маленкие и верили? bully Вам еще не рассказывали всей этой правды...
      2. 0
        4 февраля 2016 18:50
        "Дрезден(вполне "мирный" город на тот момент)"////

        В Дрезден переехали в конце войны все учереждения СС и Национал-социалистичекой
        партии (так как его единственный не бомбили). Поэтому его стали называть "город СС".

        По Дрездену было два удара: первых по вокзалу и окрестностям имел военное
        значение - Дрезден был крупнейший перевалочный ж/д центр (Сталин
        в Ялте специалаьно попросил разбомбить ж/д узел Дрездена), а второй удар был
        по центру города в рамках систематической мести англичан за обстрелы
        Лондона баллистическими и крылатыми ракетами.
    3. 0
      3 февраля 2016 23:37
      Атомную программу немцев подкосило не отсутствие тяжелой воды, а оценки нобелевского лауреата Гейзенберга, который считал, что в ближайшие годы создание атомной бомбы невозможно. Вследствие этого атомная программа в Германии финансировалась по остаточному принципу как не приоритетная. Хотя в Германии в то время уже действовал первый в мире экспериментальный атомный реактор. Для него, собственно и нужна была эта тяжелая вода. Ест версия, что Гейзенберг сознательно допустил ошибку в расчетах критической массы, сильно ее завысив. Поэтому считалось, что такого количества обогащенного урана в Германии в ближайшем будущем наработать не удасться и тратить деньги на это не стоит. Хотя подслушанные англичанами в 45-ом разговоры немецких разговоров по поводу атомных бомбардировок американцев, указывают на то, что это была именно ошибка в расчетах. Немецкие физики не верили, что американцам удалось создать атомную бомбу даже после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, потому, что считали, что это невозможно. В то же время такие физики как Бор и Эйнштейн считали, что такие великие немецкие физики с Гейзенбергом во-главе при наличии реактора могут создать атомную бомбу уже в середине 40-ых, поэтому и написали письмо Рузвельту о необходимости срочной разработки ядерного оружия, чтобы не отстать от немцев. Поэтому и топили транспорт с тяжелой водой. Вот как-то так.
      1. +1
        4 февраля 2016 06:47
        Атомную программу немцев ничто не подкашивало кроме неудачи в Венгрии когда им не удалось стабилизировать фронт по Дунаю, после чего они просто перестали сопротивляится на западе чтобы "союзнеки" заняли как можно больше их территории (а не СССР). Во Франции таких зверств как на оккупированной территории СССР, не было.

        Бомба у немцев в конце войны была, технология центрифуг для разделения изотопов попала потом в СССР, также в первые 15 лет СССР добывал почти весь свой уран в ГДР.
        Для создания урановой бомбы ядерный реактор вообще не требуется
        Они могли уничтожить несколько крупных городов, но продвижение советских войск с последующей расплатой за это, это бы не остановило.
        1. -2
          4 февраля 2016 22:27
          Может и документ имеется о наличии у немцев бомбы?
          Все верно. И центрифуги у немцев были и оружейный уран они нарабатывали на будущее, и ядерный реактор - это показатель уровня развития и инструмент для исследований, а не для производства обогащенного урана. Я же не об этом, а о том, что Гейзенберг неверно рассчитал критическую массу (она была слишком большой). При тогдашних темпах наработки обогащенного урана для изготовления первого заряда требовалось много лет (по расчетам Гейзенберга). На прямой вопрос - возможно ли в ближайшие годы созать атомную бомбу - Гейзенберг дал руководству рейха прямой ответ - нет. Поэтому программа серьезно не финансировалась. Может быть кто подскажет, где у немцев был крупный ядерный центр для проекта типа "Манхетен"? Гейзенберг имел мировое имя и не верить ему у немецкого руководства поводов не было.
          И самое главное, подслушанные разговоры немецких физиков показали, что они понятия не имели как сделать атомную бомбу и в первые дни после атомных бомбардировок Японии они не верили, что это были атомные бомбы.
          Я понимаю, что некоторые считают немцев самой гениальной нацией и не могут поверить, что они могли сделать ошибки и в чем-то отстать, однако так оно и есть - Гейзенберг обсчитался. Это конечно, была не арифметическая ошибка.
          1. 0
            5 февраля 2016 05:43
            Акт реквизиции с большой печатью на English?
            Ошиблись неарифметически с запятой? А центрифуги тогда были зачем, если все было так "плохо"? laughing И чего их в своем "финансируемом центре" американцы так и не создали? lol
            Цитата: Dekabrev
            И самое главное, подслушанные разговоры немецких физиков показали, что они понятия не имели как сделать атомную бомбу и в первые дни после атомных бомбардировок Японии они не верили, что это были атомные бомбы.

            А почему вы просто верите в это? winked what bully И в "разговоры о разговорах", которые якобы имели место?
            1. 0
              5 февраля 2016 05:44
              Хотя, они вполне могли не верить что это были американские ядерные бомбы (или просто ядерные бомбы), исходя из:
              1. уничтожения 67 японских городов, и 165 немецких обычным образом,
              2. худшего доступа американцев к месторождениям урановой руды,
              3. тех тупых вопросов которые им задавались, представителями (не из числа переодетых в гражданское ученых) тех наций, которые до этого были не в состоянии сами построить не то что гораздо более инженерно сложную чем бомба ракету а даже дирижабли жесткой схемы... англичане после ПМВ построиди два - один из них развалился, второй не разбирая на металл сразу после катастрофы первого раскатали бульдозером в лепешку, чтобы страховым экспертам не была видна степень их технической тупизны из-за которой она произошла, американские летали... потому что им сначала по репарациям а потом за денежку их строил Цепеллин laughing
              Потом точно также строил ракеты фон Браун, (Королев вот как то почти сам), англичане - облом.
              Потом они точно также сперли простой как пробка Харриер у англичан,
              Потом точно также со всех сторон более сложный F-35 (Як-141Б) в России, а потом им еще сделали и вывели ФГБ "Заря"/"Dawn", и далее почти везде... Это конечно начиная с фон Брауна все было потом, но так должно быть понятней, что такие дела - это может быть не случайностью bully

              В общем исходя из того (при всей своей тевтонской надменности), что америка их сделать также быстро как Германия в силу обьективных и субьективных причин - не могла! yes Особенно с учетом того какая это интеллектуально отсталая страна была всегда еще до крейсера "Мэн" мастер по провокациям - сначала обрезали для немцев поставки гелия для гражданских судов, хотя сами они "свои" воздушные корабли заправляли всегда им, а потом "антифашизд" ошибшись секундомером взорвал на американской территории "Гинденбург" в 1937, и ФБР знало все это с самого начала, но молчало и в газетах писали про какуюто проскочившую "искру" request А в германии у всех этот "случай" был кончено на слуху не смотря на факт таких обычныз бомбежек, и семи лет еще не прошло.
              Вполне могли считать что американцы разбомбили рейдами сотни или трех сот бомбардировшиков, потом выдали за наличие у них готового ЯО. А если есть такая возможность обычных ковровых бомюардировок, то пока ЯБЧ мало, их к тому же разумнее не тратить а копить... yes

              И, да - центрифуги то были нужны немцам зачем? feel laughing wassat
    4. -1
      4 февраля 2016 00:39
      Особо лютовали англичаны, поскольку их бомбардировщики имели слабое оборонительное вооружение им приходилось бомбить по ночам. А попасть ночью не то что в конкретный завод, даже в город было сложно, поэтому приходилось выбирать цели побольше - т.е. крупные города.
      1. +1
        4 февраля 2016 07:03
        Особо все нормально освещалось по ночам осветительными бомбами на парашютах и они прекрасно знали что и в каком городе бомбили... Бомбежки спальных кварталов и госпиталей были только для того чтобы убить побольше людей.
        Конкретно заводы не бомбились потому что они работали на вооружение вермахта, который убивал русских людей на востоке.
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          4 февраля 2016 12:08
          Действительно вот на примере бомбёжки того же Дрездена видно что там цель была именно нанести максимальный урон именно мирному населению, это видно по выбору цели (отсутствие ВП, малое количество ПВО и наличие большого количества госпиталей и беженцев), интервалу нанесения авиа ударов и смешанное использование бомб(фугасы-зажигалки).
        3. 0
          4 февраля 2016 22:42
          Ну, к середине войны и далее - это да. А в начале похуже с освещением было. А потом да. Впереди шли самолеты с осветительными бомбами, потом с зажигательными. Пожары дополнительно подсвечивали. Потом появились бортовые локаторы на лидирующих самолетах. По очертаниям береговой линии и крупным объектам выходили точно на город, подсвечивали, следующая группа бомбардировщиков поджигала, потом фугасными бомбами. Как-то так, но, все-равно, не уверен, что так уж легко было ориентироваться ночью при свете осветительных бомб. Городские кварталы и днем похожи один на другой и долго болтаться над городом в поисках завода не хотелось никому. Это ж не по картам Гугл ориентироваться на смартфоне. Поэтому и накрывали площадями. Хотя воздушный терроризм, безусловно, присутствовал с обоих сторон. У немцев, просто, возможности были гораздо меньше.
          1. 0
            5 февраля 2016 04:37
            Все в ходе войны освещалось одинаково - освещали также как поле боя освещается на фронте. По навигационной системе выходили на город и потом сверялись с местностью.
            Не надо их покрывать. Воздушный ограниченный контр-терроризм немцев системно начался только после высадки в Нормандии создавшей угрозу пусковым V-1, до этого их накапливали.
  4. +6
    3 февраля 2016 07:20
    Цитата: Nix1986
    В ковровых бомбежках союзники не далеко ушли от гитлера в истриблении мирного населения,

    И даже перплюнули. Во время Второй мировой войны Лейпциг стал жертвой воздушных бомбардировок в 1943 и 1945 гг., в результате которых почти 60% города было разрушено, центр города пострадал больше всего. От взрывов и пожаров охвативших город погибло больше людей чем в Хиросиме. То же самое было и в Дрездене. Английский Ковентри, глядя на такие масштабы нервно курил в сторонке.
    А в целом, не увлекись Гитлер реактивными машинами, построенные крупными сериями Не-219 и Ар-240 могли бы хорошенько пощипать союзные бомбардировщики.
    1. +4
      3 февраля 2016 09:06
      да у немцев и стратегических бомберов не было - у союзников же тысячи, масштаб совсем другой.Ковентри, вообще был промышленный город, там от разбомбленных заводов пожар перекинулся
      1. 0
        4 февраля 2016 07:12
        Не-177 можно отнести к стратегическому, просто почти все стояли с пустыми баками.
        1. 0
          4 февраля 2016 22:43
          Да и маловато их было.
          1. 0
            5 февраля 2016 04:43
            Более 1150? С чего бы?
    2. 0
      4 февраля 2016 07:11
      Ме-262 и щипали, просто из-за недостатка керосина летало всего 300 из 1500 построенных. Пусками V-1/2 они добились большего тем более V-1 жрала меньше безина (и гораздо худшего бензина чем бомбардировщик) а V-2 использовали вообще метанол.
  5. +5
    3 февраля 2016 08:08
    Интересный самолёт с высокой степенью новизны. Удивительно, что в условиях войны конкуренция между конструкторами и лоббирование интересов приводило к тому, что удачные самолёты не запускались в большую серию. Ну не уважали в Германии Хейнкеля. В СССР тоже было... Вместо Ту-2 "гнали" лёгкую Пешку, а отличный Поликарповский И -185 выпустили малой серией, и "задвинули", так что сам Поликарпов умер в 44-м, полагаю, от огорчения.
    1. +4
      3 февраля 2016 09:11
      Цитата: Горный стрелок
      Ну не уважали в Германии Хейнкеля.

      С чего Вы взяли, уважаемый коллега Евгений? Хейнкель был ещё тот "недорезанный буржуй", который в любой ситуации свой "клок шерсти" прихватит. Из любой, даже трагической ситуации, выберется с прибылью. Что после 2МВ и произошло.

      Цитата: Горный стрелок
      В СССР тоже было... Вместо Ту-2 "гнали" лёгкую Пешку

      Вы считаете, что в руководстве СССР сидели одни И Д И О Т Ы?
      Что фронту требовалось, то и выпускали. Ту-2 довели до ума (фактически) уже после ВОВ. Тогда он и пошёл в массовое производство. Эту машину Туполев А.Н. так и не научил пикировать. Так что Ту-2 был чистый бомбардировщик, а по стоимости был дороже "пешки" в 2 с половиной раза.

      Цитата: Горный стрелок
      а отличный Поликарповский И -185 выпустили малой серией,

      И-185 даже малой серией не выпускался. Все три машины, что проходили войсковые испытания на Калининском фронте, были прототипами (опытными машинами). Посмотрите отчёты об испытаниях. Да, машина с двигателем М-71 имела приличные показатели (но двигателя серийного не было), а вот с М-82 уже ничем не выделялась на фоне Ла-5. Если Ла-5 выпускался серийно, то под И-185 требовался завод. В условиях войны, когда остановка производства вооружения было катастрофой, никто в конце 1942 года пойти на остановку выпуска истребителей на одном из заводов, почти на год, позволить себе не мог. А к 1944 году Ла-7 превзошёл показатели И-185 и вопрос о серийном производстве уже не подымался.

      Цитата: Горный стрелок
      сам Поликарпов умер в 44-м, полагаю, от огорчения.

      Поликарпов Н.Н. умер от рака. Увы, эта болезнь и сегодня никого не щадит, и каких-то заметный успехов в борьбе с ней, что-то не заметно.
      1. +4
        3 февраля 2016 10:28
        Цитата: Гамдлислям
        Да, машина с двигателем М-71 имела приличные показатели (но двигателя серийного не было), а вот с М-82 уже ничем не выделялась на фоне Ла-5.

        Хе-хе-хе... при сравнении ТТХ И-185 и Ла-5 с М-82 обычно ещё упускается из виду один тонкий момент: опытный И-185 был нормальной опытной машиной, собранной и вылизанной с особой тщательностью. А вот опытный Ла-5 был получен путём переделки одного из серийных ЛаГГ-3 - со всеми прелестями серии военного времени, типа грубой отделки, щелей и т.д. В те времена при переходе от опытных образцов к серии машина даже в мирное время могла спокойно потерять 20-30 км/ч скорости.
        Кроме того, над конструкторами Ла-5 дамокловым мечом висели технологи: нужно было максимально сохранить технологию изготовления ЛаГГ-3. Иначе постановка нового самолёта в серию затянулась бы на долгое время - например, директор завода заявил, что у него нет спецов, которые могли бы спроектировать и сделать оснастку под новый фюзеляж с "широким лбом". В результате, аэродинамика и вес были отчасти принесены в жертву быстроте серийного выпуска: например, первые полгода Ла-5 выпускался с "двойным носом" - под наружной лёгкой обшивкой скрывался нос родного ЛаГГ-3, обрезанный под установку мотора воздушного охлаждения (как на ПЛ - лёгкий и прочный корпуса smile ).
        Помницца, когда Ла-5 попал к спецам из ЦАГИ, то они выдали список изменений конструкции, которые подняли скорость на те самые 20-30 км/ч.
    2. 0
      3 февраля 2016 23:59
      Может я чего-то не понимаю, но мне так никто и не объяснил, чем поликарповский истребитель был так уж принципиально лучше Ла-5, производство которого на тот момент было уже освоено, а с двигателем для И-185 все ещё было очень мутно.
  6. +2
    3 февраля 2016 08:43
    Немецкий ночной истребитель Хейнкель He.219A из 1.NJG1 На аэродроме в районе города Венло. Истребитель оборудован радаром FuG-220d.
  7. -1
    3 февраля 2016 08:52
    Примитивные металлизированные ленты вывели из строя всю ночную авиацию немцев до самой войны. Они ставили помехи немецким радарам раннего обнаружения, потому они не могли навести на них истребители. Чем свели эффективность ночных истребителей к 0. Вот так началась эпоха РЭБ.
    1. +3
      3 февраля 2016 09:22
      Ленты -это только один эпизод из "войны" РЭБ, которая, с переменным успехом, продолжалась всю ВМВ. Один раз немцы не смогли навести истребители, во второй поменяли длину волны радаров, и... понеслась!
      Впрочем, это отдельная, интересная тема -про РЭБ того периода.
      1. 0
        4 февраля 2016 00:09
        Где-то читал, будто бы англичаны засовывали микрофон под капот двигателя, подключали к штатной радиостанции бомбардировщика и выводили радиостанцию на частоту немецкого радара, таким образом глушили его. Не знаю, насколько это правдивая история. По-моему это из книги "Бомбер".
        1. 0
          4 февраля 2016 13:45
          Цитата: Dekabrev
          Где-то читал, будто бы англичаны засовывали микрофон под капот двигателя, подключали к штатной радиостанции бомбардировщика и выводили радиостанцию на частоту немецкого радара, таким образом глушили его.

          Уважаемый коллега Dekabrev, если Вы не знаете принцип работы РЛС, то стоит забить в "помойку" вопрос о принципе работы радиолокационной станции и противодействию ей. Там есть очень толковые статьи, понятные даже дебилам. А вот нести чушь с микрофонами - это уже для школьника 9 класса перебор.
          Противодействие РЛС осуществляется пассивными методами (разбрасывание полосок фольги в воздухе) или с помощью станции РЭБ (излучатель сигналов на тех частотах, что работают РЛС противника). В обоих случаях на экранах мониторов будет засветка, скрывающая цели.
          1. 0
            4 февраля 2016 23:13
            Так они и транслировали на частоте РЛС. Надеюсь не надо объяснять разницу между частотой звука и несущей частотой.
            Вот тут https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
            про то как в первое время использовался шум дизеля для глушения вражеских голосов. Я думаю, что пока не было специальных станций РЭБ им, просто, нужно было подать что-нибудь на вход передающей станции. Потом стали делать специальные генераторы. Почитайте книгу "Бомбер". Там про действия союзников над Германией. Может это и не достоверный источник - за что купил - за то продаю. Читал давно, пожтому ссылки под рукой не имею. Честь имею.
          2. 0
            4 февраля 2016 23:59
            Извиняюсь. Давно читал, немного подзабыл.
            Глушили они таким образом не РЛС, а переговоры немцев, но это тоже РЭБ. Цитата:" Как и все радиооператоры на бомбардировщиках, Джимми Гримм пытался обнаружить голоса противника в полосе частот от семи тысяч пятидесяти до семи тысяч ста килогерц. Обнаружив их, он мог бы начать передавать на этой частоте сигналы и забивать таким образом разговор между оператором наведения на командно-диспетчерском пункте и летчиками на истребителях. Для передачи таких помех в каждом двигателе бомбардировщика был вмонтирован специальный микрофон. Неожиданно Джимми услышал немецкую речь."
    2. 0
      4 февраля 2016 00:04
      Ну, так уж и к нулю!
  8. +1
    3 февраля 2016 09:21
    ....были доработаны многие истребители Вf.110 и Dо 217 (на последних число пушек, установленных под углом к горизонту, достигало четырех).Ночной истребитель Дорнье Do.217N.
  9. +2
    3 февраля 2016 09:40
    На мой непрофессиональный взгляд немцам даже мешало то, что у них было очень много интересных разработок. Не могли выбрать что-то одно. А наши и союзники гнали удачные варианты большими сериям. Воистину лучшее враг хорошего.
  10. +2
    3 февраля 2016 10:29
    Цитата: Стирбьорн
    да у немцев и стратегических бомберов не было - у союзников же тысячи, масштаб совсем другой.Ковентри, вообще был промышленный город, там от разбомбленных заводов пожар перекинулся

    У немцев вся авиация была подчинена стратегии блицкрига - максимально быстрого продвижения, поэтому на первых этапах войны их зоопарк средних юнкерсов, хенкелей и доренье + пикировщика лаптежника вполне устраивал. Потом они уже очень жалели что не было "уралбомбера", руки до урала не дотягивались.
  11. +1
    3 февраля 2016 12:45
    Статья интересная, познавательная. Наверное ни один немецкий самолет Второй мировой войны не может соперничать с ночным истребителем «Хейнкель-219» по уровню новых конструктивных решений, существенно повышавших его боевой потенциал. В целом это была довольно сложная машина, во многом опередившая сове время и оказавшая существенное влияние на формирование современной концепции ПВО, составным элементом которой является специализированная истребительная авиация.
    Сконструированный весьма рационально, Хе-219,теоретически, мог успешно заменить в качестве разведчика и бомбардировщика Ю-88 и Ме-110,но на практике для этого нужно было в ряде отраслей остановить производство, изменить оснащение предприятий. Ни времени, ни возможностей для этого уже не было.
  12. 0
    3 февраля 2016 14:57
    Развитие ПВО Германии с самого начала носило комплексный характер. Система ПВО рейха формировалась на принципах теории массового обслуживания. Крайне интересная тема.
    Была интересная публикация в нескольких ежегодниках Figerrewu (ГДР, 198xx) со схемами.
  13. +1
    3 февраля 2016 15:45
    Рекомендую. Про систему ПВО там тоже есть. И про РЭБ.
  14. +2
    3 февраля 2016 17:24
    Скажем спасибо Сталину, Красной Армии и Советскому народу, которые обеспечили перевод промышленности за Урал и фашистские самолёты не могли долететь до них!! Так что война была проиграна Гитлером к концу 1941 года!
  15. +3
    3 февраля 2016 17:29
    Отличный материал, спасибо. Очень приятные художественные иллюстрации и фотографии, информация хорошо структурирована и подана.
    Вроде уже столько читано и смотрено, а вот поди ж ты! Про "антимоскитные" операции и узко заточенные под это дело штаффели вообще впервые читаю.
    С ув. hi
  16. +1
    3 февраля 2016 20:21
    Цитата: JääKorppi
    Скажем спасибо Сталину, Красной Армии и Советскому народу, которые обеспечили перевод промышленности за Урал и фашистские самолёты не могли долететь до них!! Так что война была проиграна Гитлером к концу 1941 года!


    Это само собой. Но немцы проиграли войну задолго до 41го года. Они крайне недооценили промышленный и инженерный потенциал СССР.
    1. 0
      4 февраля 2016 18:41
      Не только большой пром. потенциал СССР.
      Они недооценили и пром. потенциал Англии, которая с 1940 года (и до
      конца войны) выпускала больше боевых самолетов, чем Германия.
      Гитлер очень высокомерно отзывался и об Америке (которая уже с 1943 году
      выпускала больше танков, чем Германия и СССР вместе взятые).
      Не подумал Гитлер, что странах Британского содружества (Канада, Австралия) полно заводов, ресурсов ( любых!) и солдат.
      В общем, Гитлер начал воевать с тремя сильнейшими военными державами того времени,
      пром потенциал которых более чем в 10 раз превышал германский (и всех оккупированных нацистами стран).
  17. +1
    4 февраля 2016 00:21
    Более того. Весь план "Барбаросса" был разработан только до Урала. Интересно, что бы было если бы он им удался. Они, что всерьез полагали, что война на этом закончится? Я даже думаю, что они были не настолько тупыми, как хотели казаться. Просто, когда их придурковатому фюреру моча в голову ударяла, его подчиненным ничего иного не оставалось, как всесторонне обосновать и детально проработать этот идиотизм. Кстати это универсальная логика функционирования бюрократии в любом тотолитарном государстве.
    1. 0
      4 февраля 2016 07:22
      А то что за Уралом - забирала себе япония...

      Смысла дальше линии Барбаросса планировать не было - дальше начиналось слишком много неясностей. Даже не у Уральских гор (которые захватываются тяжело) а за Волгой, только куда они на намеченую линию на ширине всего несколькиз км у Сталинграда и вышли почти на год позже намеченного срока.
    2. 0
      4 февраля 2016 18:20
      Нет, не до Урала - ближе. Предполагалось выйти на линию АА -
      Архангельск -Астрахань за 3 месяца. Но и это было совершенно абсурдно.
      Даже теоретически - не встречая никакого сопротивления -
      такие расстояния превышали ресурсов танков и другой техники.

      "Просто, когда их придурковатому фюреру моча в голову ударяла,
      его подчиненным ничего иного не оставалось, как всесторонне
      обосновать и детально проработать этот идиотизм"///

      О! Подписываюсь под каждым словом Вашего поста.
  18. 0
    4 февраля 2016 10:33
    Так вот откуда американцы внешность своего штурмовика слизали:)
    Похожи очень.
  19. 0
    4 апреля 2016 09:43
    Цитата: Nix1986
    В ковровых бомбежках союзники не далеко ушли от гитлера в истриблении мирного населения, да и задумываего ими устрашения они мало добились, напротив немецкое население все больше убеждалось в необходимости продолжения войны и больше поддерживало гитлера. Гораздо эффективнее была тактика ударов по обьектам узких мест производства, вывод из строя одного завода подшипников качения подкашивал все машиностроение, тоже самое касается обьектов топливопроизводства. Как один из примеров разрушение завода тяжелой воды в норвегии нанесло один из главных ударов по немецкой атомной программе.

    А как на счёт бомбовых ударов ВВС РККА по тому же Хельсинки в Зимнюю войну - это ничё, не считается?
  20. 0
    4 апреля 2016 09:58
    Цитата: qwert
    А в целом, не увлекись Гитлер реактивными машинами, построенные крупными сериями Не-219 и Ар-240 могли бы хорошенько пощипать союзные бомбардировщики.

    Вааще-то Гитлер как раз требовал от Мессершмитта сделать из Ме-262 блиц-бомбер.
    Это затянуло принятие на вооружение и начало серийного производства Ме-262.
    В другой ситуации реактивные истребители могли появиться в больших количествах на полгода раньше - а это в свою очередь могло сильно изменить ситуацию в небе над Германией.

    Так что о Гитлере вовсе нельзя сказать что проблемы авиапрома Германии и проблемы Люфтваффе образца 44-45-го годов возникли от того что он увлёкся реактивными машинами.
  21. 0
    13 августа 2017 07:56
    Цитата: voyaka uh
    "Дрезден(вполне "мирный" город на тот момент)"////

    В Дрезден переехали в конце войны все учереждения СС и Национал-социалистичекой
    партии (так как его единственный не бомбили). Поэтому его стали называть "город СС".

    По Дрездену было два удара: первых по вокзалу и окрестностям имел военное
    значение - Дрезден был крупнейший перевалочный ж/д центр (Сталин
    в Ялте специалаьно попросил разбомбить ж/д узел Дрездена), а второй удар был
    по центру города в рамках систематической мести англичан за обстрелы
    Лондона баллистическими и крылатыми ракетами.

    Так и напиши, что бомбили за геноцид еврейского народа!!
  22. 0
    13 августа 2017 08:00
    Цитата: Алекс_623
    Цитата: Nix1986
    В ковровых бомбежках союзники не далеко ушли от гитлера в истриблении мирного населения, да и задумываего ими устрашения они мало добились, напротив немецкое население все больше убеждалось в необходимости продолжения войны и больше поддерживало гитлера. Гораздо эффективнее была тактика ударов по обьектам узких мест производства, вывод из строя одного завода подшипников качения подкашивал все машиностроение, тоже самое касается обьектов топливопроизводства. Как один из примеров разрушение завода тяжелой воды в норвегии нанесло один из главных ударов по немецкой атомной программе.

    А как на счёт бомбовых ударов ВВС РККА по тому же Хельсинки в Зимнюю войну - это ничё, не считается?

    Масштабы немного другие! И соответственно количество уничтоженных мирных граждан на несколько порядков разнится..