Армия Древнего Рима в иллюстрациях

32
Недаром сказано – лучше раз увидеть, чем десять услышать. Именно поэтому сегодня в исторических музеях на Западе все чаще рядом с собственно артефактом выставляется его реплика, сделанная современным мастером. Дело в том, что не специалисту трудно представить себе реальный вид, скажем, древнего ржавого меча или по разбитым черепкам целую вазу. В одном музее его сотрудники как-то показали мне сарматский меч и сказали: «Видите, какой у него толстый клинок – 2 см! Это сколько же он весил?!» Пришлось им объяснять, что толщина клинка у него вряд ли была больше 5-8 мм у рукояти, а к острию уменьшалась еще больше, а «толстым» он стал из-за коррозии и разрыхления поверхностного слоя, который… минерализовался со временем! Можно себе представить те басни, что они рассказывали экскурсантам о неподъемных 12-килограммовых мечах! А лежала бы рядом реплика, сделанная профессионалом, 80% вопросов отпали бы сами собой!

Но такие реплики очень дороги. А вот рисунки, выполненные художником-профессионалом, зачастую не просто информативны, они создают еще и определенное впечатление и позволяют надолго, если не навсегда (особенно, если увидел их в детстве!), запомнить то, что нужно. Хотя, безусловно, рисунок рисунку рознь и художник художнику тоже. Например, мне как-то раз понадобился художник иллюстрировать очередную книгу. Пошел к своим пензенским художникам попросил указать человека и… человека мне указали. Женщину, члена Союза художников и все такое… То, что женщина, для меня было неважно: Криста Хук, например, тоже рисует воинов и рисует их не хуже отца. Дал ей на пробу нарисовать «картинку» с рыцарем. Поменять позу, СОХРАНИВ ВСЕ ДЕТАЛИ! Казалось бы, чего проще, если ты умеешь рисовать? Но нет, в рисунке, что был мне выдан, пряжка ремня была уже самого ремня, и таких ляпов было много! А ведь рядом на столе стояла ее дамская сумочка с практически такой же пряжкой! Так что мало быть «членом», надо еще и уметь рисовать «бытовку» и уметь представлять «мелочи» того времени, что совсем нелегко.

Вот почему художников, которые рисуют воинов прошлого, на том же Западе можно буквально пересчитать по пальцам, причем даже их работы отличаются по своему качеству и знанию предмета. Вот, например, такой, известный своими работами, английский художник, как Ангус МакБрайд. О том, как появлялись его работы для издательства «Оспрей», впору рассказывать отдельно. Жил он недалеко от Кейптауна, где у него была студия, конюшня и загон для лошадей. Естественно, что помогали ему и студенты из колледжа. Он их одевал в спортивное трико, ставил в позы, сажал на коней, после чего фотографировал и рисовал уже с фото, а после «одевал» во что нужно. Отсюда такое качество собственно фигур. Тогда как даже в иллюстрациях «оспреевских» изданий некоторых других художников с пропорциями фигур не все ладно.

Армия Древнего Рима в иллюстрациях

Битва при Алезии. А.МакБрайд

Но и на Солнце есть пятна. Вот его картина «Битва при Алезии». Это когда галлы с двух сторон пытались прорвать укрепления Цезаря, осаждавшего этот город. Вроде бы все достоверно. Но… зачем легионер в центре поднял руку с мечом вверх? «Не рубить! Колоть!» – вот какова была главная заповедь римского легионера в бою на мечах, в особенности, если он находился в строю. То есть тут ты видим или недоученного легионера либо… Ангус в порыве чувств просто забыл об этом!


Легионеры. Рисунок Дж. Рава.

А вот Джузеппе Рава, итальянский художник и миниатюрист, вдохновленный работами того же Ангуса МакБрайда. Автор потрясающего количества работ, рисует на фирмы «Италери», «Андреа Миниатюрес», «Эмхар» и еще многие другие. Вот его работа: «Римский легион в атаке» и на ней есть все: и рядовые, и знаменосец, и центурион с палкой, и полководец. И все вроде бы правильно, но… близкий к нам легионер, который отвел руку назад, чтобы бросить свой дротик… На нем красная туника! А следовало бы ему знать, что по этому поводу была длительная полемика в английских исторических журналах, цель которой – выяснить, а какого цвета были туники у легионеров. И выяснили – белого, цвета неотбеленного полотна! И только у центурионов и преторианцев – красного, а вот у корабельной команды («морской пехоты») – синего. Причем и те, и другие красили соком раковин пурпурниц, но в разной концентрации. Точно также красили и щиты, внешнюю поверхность которых очень часто просто обтягивали полотном, из-за чего она была… такого же цвета, как и туники! И вот в подтверждение иллюстрация Ангуса МакБрайда – «Римляне высаживаются в Британии». Легионер в белой тунике, центурион – в красной!


Римляне высаживаются в Британии. Картина А.МакБрайда.


Плата шпиону. Римский офицер высокого ранга, одетый, чтобы не привлекать внимания, в простую тунику с солдатским поясом, отдает «30 сребренников» местному Иуде. Северная Англия, I в. н.э. Картина А.МакБрайда


Римские ауксилиарии в лесу во время Второй Дакийской войны 105 г. н.э. Картина А.МакБрайда.

А вот еще одна очень показательная работа Ангуса МакБрайда, свидетельствующая о том, насколько внимательно он работал с источниками. На ней римские ауксилиарии – всадники из конницы кельтов режут маркоманов-германцев, I – II вв. н.э. Дело в том, что во время похода в Дакию легионерам было запрещено «охотиться за головами». Но… на колонне Траяна есть несколько изображений воинов именно вспомогательных частей с отрезанными головами, которые они держат не только в руках, но даже в зубах! И… показывают свои трофеи Траяну. И судя по тому, что эта сцена попала на колонну, ничего в этом «такого» не было. Мол, чего возьмешь с этих дикарей-союзников! И обратите внимание – на одном кольчуга с зубчатым подолом, на другом чешуйчатый панцирь. Типичное снаряжение конников-ауксилиариев с колонны Траяна.


Римские кельты ауксилиарии убивают германцев-маркоманов. А.МакБрайд.

А вот Дж. Рава, видимо, на барельефы с колонны Траяна совсем не смотрел, хотя они у него под боком – в Риме, в «квадратном Колизее». Зачем он «своим легионерам» надел на правую руку железную «трубу» из пластин? Ни у одной из фигур римских воинов с колонны Траяна такой детали доспеха нет!


Римляне сражаются с даками. Картина Лж. Рава.

Работы Питера Коннолли считаются классикой, ведь он не только рисовал, но еще и писал. Вот, например, его легионер I в. до н.э. с овальным щитом скутумом и в шлеме кулус, а также в кольчуге с наплечниками. Этот рисунок стал, можно сказать, хрестоматийным изображением, хотя, на мой взгляд, щит, по кромке выглядит слишком тонким.


Легионер I в. до н.э. П.Коннолли.


Еще один легионер этого же времени в монтефортиновском шлеме. Тут Питер Коннолли опять-таки нарисовал красную тунику и щит, но этот рисунок появился раньше того, как этот вопрос был закрыт.

Надо заметить, что и до этих художников у британцев были очень хорошие «рисовальщики римлян», например, такой художник, как Рональд Эмблетон, пусть даже он и рисовал их всех в красных туниках и даже штанах! Хотя краска эта было очень дорогая и на все римское войско, тем более, на штаны, ее просто бы на всех не хватило!


Встреча послов. Р.Эмблетон.


Римские офицеры I в. н.э. Р.Эмблетон

А вот эту реконструкцию римского клибанария Рональд Эмблетон выполнил по находке в Дура-Европос, где была обнаружена именно такая конская броня. Ну, и все прочие детали доспехов он тоже не придумал. Они есть в музеях. Вот только щит… Уж очень он у него какой-то большой. Другой британский историк и конструктор Майк Симкинс своего точно такого же воина изобразил с шестиугольным щитом, но вот кто из них прав, а кто «правее», точно сказать, увы, нельзя.


Клибанарий. Р.Эмблетон

Пращники у римлян тоже были наемниками. Сами они себя таким делом, как метание камней не затрудняли. А вот пострелять из скорпиона, онагра или баллисты – почему нет. В этом они ничего зазорного для себя не видели!


Скорпион и пращники. Р.Эмблетон.


Так что рисовать римских воинов на Западе пытаются очень многие, как в Италии, так и в Англии, ну и в других странах. Но как всегда «дьявол прячется в мелочах». Вот, например, изображение римского легионера в виде «марианского мула» Кристоса Гианополуса из Греции. Вроде бы все отлично, но ведь явно видно, что щит у него слишком широкий. Он и так-то был велик и тяжел, а уж у Кристоса это должно быть что-то уж совсем неподъемное!


Барельеф с колонны Траяна.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 февраля 2016 07:46
    Реконструкция - вещь достаточно сложная, без квалифицированной реставрации никуда. Да и рисунки и рельефы тех времен не всегда достоверны на 100%, все равно нюансы будут присутствовать. С металлом-то за это время много что происходит в земле, не говоря уж об органике типа дерева и кожи. Была бы броня керамическая laughing , тогда да, копай себе на здоровье, ничего с ней не делается в земле и воде.
    И опять же, о художниках-реконструкторах: ну вот он "так видит", а удобство ношения и вес того же щита ему до лампочки, да и цвет снаряжения ему "вот такой" больше нравится.
    1. +2
      11 февраля 2016 07:57
      С цветом проще - если это бронза или медь. Железо - тоже, его чистили чтобы блестело (потом о сияющих доспехах писали историки!), а вот ткань -да. Потому, что как правило не остается следов. Хотя, например, установить следы такой краски, как киноварь, очень легко - это же ртуть и сера! Хорошо сохраняется краска из черных дубильных орешков. В Литве в болотах нашли щиты и также находки знаменитого Гокстадского корабля. А так - да, Вы правы. М.В. Герилик как-то сделал сарматский меч по образцу найденного на раскопках. Разница между найденным и сделанным очень большая. Очень сложно было... рассчитать толщину. На сколько ржавеет в год, как происходит известкование... Зато из болот в Нидаме мечи достали почти как новенькие!
      1. +1
        11 февраля 2016 12:57
        «Не рубить! Колоть!» – вот какова была главная заповедь римского легионера в бою на мечах, в особенности, если он находился в строю

        В том то и дело , что в строю и именно чтоб не нарушать строй. Но рано или поздно строй разваливается на десятки мелких схваток. И было бы глупо ограничивать фехтование римлян только колющим ударом
        Зачем он «своим легионерам» надел на правую руку железную «трубу» из пластин?

        Manica защита предплечья и плеча, часто использовалась легионерами.
        На нем красная туника! А следовало бы ему знать... у легионеров.. белого, цвета неотбеленного полотна! И только у центурионов и преторианцев – красного

        Не стоит путать красный цвет с пурпурным. Пурпурный цвет в Риме -символ власти.
    2. +2
      11 февраля 2016 11:04
      И опять же, о художниках-реконструкторах: ну вот он "так видит"
      В случае иллюстраций к научным статьям, личное виденье художника никому не интересно и прямо пресекается. Тон в этом случае задает наука.
  2. -2
    11 февраля 2016 07:58
    Эту все тогда рисовали?
  3. +1
    11 февраля 2016 08:10
    Спасибо Вячеслав, рисунки-реконструкции замечательные..Тяжелая это работа реконструировать то, что порой почти не осталось..
  4. +1
    11 февраля 2016 08:42
    Н а первом рисунке кажется идет слаженная работа двух легионеров против галла. Тот что пригнулся, уже начал наносить удар галлу в бочину, но и галл уже начал свой удар, легионер на заднем плане парирует этот удар и поможет своему другу победить. Гладиусы со своей балансировкой конечно больше колющее оружие, рубить им тяжеловато, руки отбиваешь сильно, но возможно.
  5. +6
    11 февраля 2016 08:45
    Жаль конечно что в те времена военкоры работали из рук вон плохо, ну возьмут пару интервью, позаписывают в блокнотике течение боя и исход битвы, а фотографий не делали почему то? Обидно понимаешь laughing
  6. +6
    11 февраля 2016 09:25
    Надо заметить, что и до этих художников у британцев были очень хорошие «рисовальщики римлян», например, такой художник, как Рональд Эмблетон, пусть даже он и рисовал их всех в красных туниках и даже штанах! Хотя краска эта было очень дорогая и на все римское войско, тем более, на штаны, ее просто бы на всех не хватило!
    На данной картинке художник смертельно оскорбил всех изображенных римлян - они все без пояса, являвшегося не только утилитарной вещью. но и показателем статуса римского военного. Лишение пояса - практически аналогично публичному перелому шпаги над головой дворян нового времени.

    Тот же самый недостаток на двух картинах:
    Римские кельты ауксилиарии убивают германцев-маркоманов. А.МакБрайд. - Оба воина на переднем плане не подпоясаны.
    Римские ауксилиарии в лесу во время Второй Дакийской войны 105 г. н.э. Картина А.МакБрайда. - Лучник так же не подпоясан.

    Даже с учетом что это уаксилиарии, что могут быть не этническими римлянами, такого быть не могло. У всех народов пояс - символ свободного человека, в отличие от раба, пленного или преступника. Кроме того, носить долго кольчугу или чешуйчатый панцирь без пояса не только неудобно, но и очень утомительно.

    Но как всегда «дьявол прячется в мелочах». Вот, например, изображение римского легионера в виде «марианского мула» Кристоса Гианополуса из Греции. Вроде бы все отлично, но ведь явно видно, что щит у него слишком широкий. Он и так-то был велик и тяжел, а уж у Кристоса это должно быть что-то уж совсем неподъемное!
    Кроме того, изображенный легионер стоит слишком прямо для того веса, что у него за спиной. Учитывая что полная выкладка легионера доходила временами до 40 кг (ну пусть 30 кг за вычетом щита), элегантно стоять, словно за спиной ничего нет не получится физически.
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      11 февраля 2016 12:15
      Видимо он при этом на знаменитую колонну ориентировался... Когда готовишь эскизы для Оспрей, то на каждую фигуру даешь либо фото либо графическую прорисовку. И на ней стрелками - откуда чего взято (статуя, барельеф,музей, монография - стр.) потом указываешь материал из чего сделано. То есть для них что-то просто придуманное либо автором либо художником немыслимо. И это только первая часть работы! Потом автор получает копии уже эскизов художника и на них стрелками уже его вопросы: рисунок на ткани и ее фактура, из чего концы лука, словом куча мелочей. Проще иной раз написать, чем найти откуда этого и что за материал. Не можешь найти... рисунок меняется так, чтобы избежать любых обвинений в некомпетентности. Это очень тяжелый труд!
  7. 0
    11 февраля 2016 11:05
    Спасибо, я теперь знаю автора картины, которую хотел найти.
  8. Комментарий был удален.
  9. +2
    11 февраля 2016 12:20
    Спасибо! К сожалению, если история республиканского Рима и ранней Империи, освящена достаточно хорошо, то период со 2 по 5 века нашей эры не очень. Интересны так же войны Византии на западе, походы Велизария и тд.
  10. 0
    11 февраля 2016 12:36
    Вот здесь ещё очень интересная статья good
    http://avega.net/avega/byloe/3456-poslednie-1000-let
  11. -3
    11 февраля 2016 14:15
    Калюжный, Жабинский "Другая история войн".
    Никакого мифического Рима, Древней Греции.
    Настоящая держава Древнего мира и раннего Средневековья - Ромея ( Византия ).
  12. +1
    11 февраля 2016 14:15
    Слыхали такое:не стреляйте в пианиста-он играет,как умеет!Дык ,...и художник рисует.как "умеет"!Но,всё равно...лепота! (как "смотрятся картинки"!)
  13. 0
    11 февраля 2016 14:58
    лучшая книга по этому вопросу Кевин Кайли "Иллюстрированная энциклопедия воинов Римского мира, VIII в. до н.э. – 1453 г."
    Если у кого есть в электронном дайте ссылочку плиз. С удовольствием скачаю
    1. 0
      11 февраля 2016 20:08
      http://fictionbook.ru/author/kevin_kayili/illyustrirovannaya_yenciklopediya_voin
      ov/-там в формате pdf
      1. 0
        11 февраля 2016 22:34
        Цитата: крош
        там в формате pdf

        Увы там только 30 страниц, ознакомительный фрагмент
  14. +7
    11 февраля 2016 17:41
    Чтоб никто не завидовал римским легионерам, добавлю,
    что битвы и походы были для них праздником и отдыхом.
    А адом были мирные перерывы. В это время, чтоб "ребята не расслаблялись"
    и мечтали о битвах, их заставляли мостить знаменитые римские каменные
    дороги. Сохранившиеся во многих местах бывшей Римской империи до сих пор -
    невиданное и недостижимое качество!
    Не рабы - повторю - строили эти дороги, а свободные легионеры!
    Но и конец-недели среди дорого-укладок им делали знатным: бани, бабы, вино...
    Остатки Римских "кантри-клабов" тоже раскиданы по всем Европе и Ближнему Востоку.

    В Израиле в поза-прошлом году раскопан лагерь Знаменитого легиона:
    Шестого Железного римского легиона (Legio VI Ferrata). Он был расположен
    в стратегической точке - около древней крепости Меггидо (отсюда Армаггеддон) , где проходили по
    дороге из Египта в Сирию все армии древности и кипели десятки битв.

    Лагерь существовал более 300 лет. Два десятка поколений легионеров сменилось...
    1. 0
      11 февраля 2016 19:13
      Так вроде разбирали материал связанный с тем, кто мостил дороги. Помниться было высказано предположение , что легионеры выступали в роли прорабов... А рабы они и в Африке - рабы!
  15. 0
    11 февраля 2016 19:10
    Джузеппе нарисовал в "красной" тунике не только легионера бросающего копье, но следующего за ним. Может он хотел выделить правофланговых?!
  16. +1
    11 февраля 2016 19:18
    да. римским легионерам не позавидуешь. после марша надо обустроить лагерь. а это ров : траншея с бруствером и частокол. а затем караулы и дальние дозоры.а ещё обустройство собственно лагеря : палатки. кухни. сортиры и т.д. на отдых и сон времени нет. и так день за днём. в современной армии это только на учениях. да и то не всегда. и тем не менее люди это всё делали.
    1. +1
      11 февраля 2016 20:57
      Зато, в результате, не позавидуешь противникам таких легионов.
      Что было доказано римлянами многие десятки раз. Силища огромная в таких проффи.
  17. 0
    11 февраля 2016 19:52
    Автор этой картины рисовал доспехи с натуры, к сожалению не помню его имени.
    А вообще с художниками полная беда, ищите лучше инженера чертежника, они хотя бы к точности приучены, да и многие очень хорошо рисуют.
  18. +1
    11 февраля 2016 21:42
    Сериал "Рим".
    1. 0
      12 февраля 2016 22:08
      На всаднике доспехи Майкла Потрайса - мастера из США. А что до остального... неплохо, но... почему у пилумов квадратные древки и сами наконечники тоже квадратного сечения. Не было такого и быть не могло. И крепление наконечника к древку совсем другое...
      1. 0
        13 февраля 2016 19:02
        Цитата: kalibr
        Не было такого и быть не могло.

        А почему не могло ? Просто из интереса. Какие есть доказательства ?
  19. 0
    11 февраля 2016 22:42
    Классная тема. Спасибо.
  20. +2
    11 февраля 2016 22:44
    Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники....))
    ХАЛИВУД)))
  21. +1
    12 февраля 2016 02:52
    Это точно - сказочники фантазеры ......
  22. 0
    6 января 2017 16:57
    Довольно интересно. Можно ещё такого рода материала и побольше. Обожаю достоверные иллюстрации или не достоверные но с подробными комментариями того что не так.
  23. +1
    22 марта 2018 18:23
    Картинки они и есть картинки, особенно художников, работающих на коммерцию. Для красочности, красивости можно и легионеров нарисовать в одинаковой красной форме сплошняком из железа!
  24. 0
    28 апреля 2018 13:21
    А следовало бы ему знать, что по этому поводу была длительная полемика в английских исторических журналах, цель которой – выяснить, а какого цвета были туники у легионеров. И выяснили

    Офииигеетть !!! Выяснили методом ..... полемики laughing
    То есть договорились считать, что туники были такого-то цвета.
    Впрочем, все остальное, что в истории "выяснено" - выяснялось таким де образом.
  25. 0
    28 апреля 2018 13:23
    Цитата: JääKorppi
    К сожалению, если история республиканского Рима и ранней Империи, освящена достаточно хорошо,

    Именно , что освящена. Освящена авторитетными историками, договорившимися между собой.
  26. +1
    28 апреля 2018 13:55
    А "император Адриан" во втором веке н. э. разоружил римскую армию, заменив панцирь и шлем римских солдат на казакин и шляпу hi
  27. 0
    6 мая 2019 14:20
    Кому интересно, можете погуглить журнал "Новый солдат", каждый выпуск посвящён отдельной теме.
    № 1 "Римская пехота времен упадка империи".
    Я скачивал отсюда:
    https://vk.com/topic-57767829_30620511