Иранский низкопрофильный аппарат для доставки боевых пловцов

6
Обычно осенью каждого года Иран чуть приоткрывает арсеналы своего супероружия. В сентябре прошлого года была проведена неделя обороны, сопровождавшаяся многочисленными военными парадами и стационарными экспозициями. Затерявшиеся среди ослепительного множества ракет и БЛА, подводные аппараты для доставки боевых пловцов SDV (Swimmer Delivery Vehicle) не получают должного внимания прессы (журналисты даже не знают, что это такое вообще!!!!). И эти события не стали исключением. Но на показе был отличный «новый» SDV с низкопрофильным корпусом без фонаря или смотровых иллюминаторов. Здесь фактически нет ничего нового, но это все же интересно.


На первый взгляд иранский аппарат выглядит очень обтекаемым. Если нет рядом какого-либо объекта для сравнения, легко можно преувеличить размеры и спутать его с SDV сухого типа. Действительно он напоминает немецкий аппарат SDV сухого типа Orca времен Холодной войны. Эти два типа, однако, полностью отличаются по размерам и характеристикам и любые совпадения случайны. Иранский аппарат мокрого типа, когда экипаж вынужден надевать плавательный комплект (люк в верхней части корпуса – это не вход экипажа). Секретный аппарат SDV Orca сухого типа:



Анализ

Новый SDV фактически представляет собой устаревший прототип проекта, тесно связанного с SDV Al-Sabehat 15. Фактически в отсутствии известного обозначения этот родственный аппарат часто путают или называют Al-Sabehat-15. Разница заключается в том, что он чуть меньше по всем параметрам. Видимые отличия между этим типом (вверху) и собственно Al-Sabehat-15 (внизу) заключаются в переднем водоотражательном обтекателе сравнительно большего размера и кормовом люке, гораздо ближе расположенном к кабине и приподнятом над корпусом:



Корпуса обоих аппаратов металлические, экипаж, состоящий из двух человек, размещается в носовой части сразу за перегородкой, отделяющей их от герметичной основной части аппарата. В герметичные (сухие) секции нельзя попасть пока SDV находится в воде, но на корпусе расположен круглый люк для доступа к аккумуляторам, балластным бакам и электродвигателю. В этих иранских аппаратах SDV в отличие от их западных аналогов аккумуляторы и двигатели, по всей видимости, устаревшие. Аккумуляторы почти определенно свинцово-кислотные, они надежные и легко перезаряжаются, но имеют недостаточную удельную мощность по сравнению с современными литий-ионными аккумуляторами. Если бы были установлены литий-ионные аккумуляторы или подобные им, то задняя часть корпуса была бы более компактной.


Слева: кабина аппарата Al-Sabehat-15 Справа: кабина описываемого SDV

Даже кабины у обоих моделей похожи, имеют одинаковые органы управления. Обратите внимание, что круглая инструментальная панель снята на левом фото, по всей видимости, она идентична панели, показанной на правом фото. Но кабина слева несколько больших размеров.


Впрочем, реальные отличия менее заметны. Модель меньшего размера имеет киль и другие элементы, говорящие о базировании на подводной лодке. То есть эта модель предназначена для работы с погруженной подлодки. Единственными достаточно крупными для этого подлодками в иранском флоте являются противолодочные подводные лодки класса Кило российского производства. Нет документальных свидетельств подтверждающих этот симбиоз, но в нем нет ничего необычного.

У модернизированного аппарата фонарь кабины убран и заменен люками быстрого доступа. Иллюминаторов нет, но это вполне обычно для современных SDV, поскольку разглядывать во время перехода нечего, а свет от аппарата может его выдать, тогда как внешнее освещение может затруднить чтение приборов. Носовая часть с более низким профилем может также немного повысить характеристики этого подводного аппарата. Кабели, идущие вдоль внешнего корпуса, возможно связаны с перезарядкой аккумуляторов во время базирования SDV на подлодке-носителе.

Al-Sabehat 15 SDV

Базовый вариант Al-Sabehat 15 состоит на вооружении специальной группы иранской морской пехоты и предназначен для разведки побережья и обеспечения высадки морского десанта. Новая носовая часть похожа по форме на носовую часть лодки, но всё остальное осталось от базовой модели Al-Sabehat 15. Эти аппараты не предназначены для запуска с подводных лодок (хотя могли бы) и базируются на палубах десантных судов класса Hengam иранского флота.





Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.wikipedia.org
www.iranmilitaryforum.net
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 марта 2016 08:36
    Мне кажется, что аппараты халувайцев (о. Русский), хоть и более чем тридцатилетней давности, все же поинтересней и поудобней были.
  2. +2
    2 марта 2016 19:02
    Пригодится Ирану в возможном конфликте с Саудами Катарами

    Расширение ВТС с Россией и Китаем позволит внедрять новые технологии - возможно скоро у них будут лучшие модификации
    1. +1
      2 марта 2016 21:16
      Спасибо много полезной информации для себя узнал.
  3. 0
    3 марта 2016 03:38
    неплохо бы привести ТТХ этого чудо-пепелаца
    1. gjv
      0
      3 марта 2016 12:55
      ТТХ Al-Sabehat 15 весьма краткие. Таких аппаратов в Иране 5 штук по официальным сведениям (по другим сообщениям - 10).
      Водоизмещение: 10 тонн погруженное.
      Размеры:
      Двигатель: Дизель-электрический, 1 дизель, 1 вал.
      Экипаж: 2 пилота + 3-7 пловцов.
      Вооружение: Мины до 17 шт.
  4. 0
    11 марта 2016 22:01
    Поставить Li-S аккы, ГАС, одеть экипаж в "Дрэгеры" с возможностью переключения "борт-индивидуал",поставить ИНС, сделать наружные подвески для мин (как у америкосов), вооружить парой автономных роботов-торпед с ГАС и оптикой - и это будет лучший "микронаутилус" на Ближнем Востоке fellow