Русская народная борьба (Среднее Зауралье) (2 часть)
- Общефизической подготовки не было, её заменяли разнообразный крестьянский физический труд, охота, рыбная ловля, силовые и подвижные игры. Они же играли роль специальной физической подготовки, поскольку навыки были многофункциональными. Хотя, конечно, для ударов головой укрепляли шею, колотили головой, руками и ногами мешки с зерном, набивали край ладони, сбивали ногами подвешенные на палку предметы, растягивались, как, например, в играх, в которых требовалось без рук поднять с пола стоя или сидя губами предметы, например, шапку, монеты и прочее, что без растяжки было невозможно. Бывалые бойцы имитировали бой с невидимым противником, как в боксе.
- Какой была, выражаясь по-современному, методика обучения? Со скольки лет?
- Методика – это минимум теории (5%) и максимум практики (95%). Всё обучение сводилась к нескольким правилам: «борись и борьба сама тебя научит», «смотри, слушай, повторяй за мной». Старики и отцы учили бороться по принципу натурального показа, вставали со своими внуками и детьми и боролись с ними, по ходу объясняя как повернуться, как зайти, дёрнуть, бросить. Потом ребятишки сами шли бороться друг с дугом, а потом их действия снова корректировались. Что касается "ударки", то одни бойцы считали, что бить по мешкам хорошо, другие считали, что бить, надо учиться бить по человеку, но единой и чёткой методики не существовало. Хотя, некоторая системность и последовательный подход в ряде моментов были, например, набивка края ладони: набивали в начале, о свою ладонь, а затем переходили на более твёрдые предметы. Можно сказать, что это была простейшая народная методика на уровне обучения базовым вещам, чтобы их легко можно было повторить, научиться, перенять. Это как траву косить, сначала приспособиться к инструменту и манере движения, а потом пользоваться навыком всю жизнь, совершенствуя его. Обмен навыками также шёл в детских коллективах, в армии, в тюрьме, на военных сборах, там, где образовывалась широкая сеть связей. Отсюда, например, удар головой «на калган» известен по всей России. Но были и такие, специалисты которые были мастерами только ударе головой (калганисты, калганщики)ъ, или одном броске, например, с прогибом, используя эти приёмы в разных ситуациях и из разных положений. Детей начинали приобщать к борьбе с 3-5 лет, приводили их на круг, они смотрели, слушали, их вводили в середину круга бороться со сверстниками, тут же подбадривали, подсказывали, конечно, всё это была детская возня, но к 15-20 годам это уже были опытные борцы и бойцы с многолетним практическим опытом. Гирями тоже начинали заниматься с 3-5 лет, однако это были фунтовые весовые гири.
- Какие есть региональные особенности народной борьбы?
- В среднем Зауралье среди «старожилов» преобладала борьба на опоясках, повязанных через плечо и вокруг талии, а в среде «новопоселенцев» (тех, кто поселился в период Столыпинской реформы), преобладала борьба с поясом на талии. А в мелочах в каждой деревне были свои отличия в завязывании пояса, правилах определения победителей, названиях приёмов. Например: верток, нАверток, вертком, с вертка, на верток… и так далее. Живая традиция всегда вариативна, ведь традиция для человека, а не человек для традиции. Скажем, взялись бороться, определили правила: если мало участников -борются до 5 бросков или удержаний, если много - до одного раза, если борются в жесткой обуви, договариваются не подсекать ноги, если ранее были тяжёлые травмы в праздники, то во избежание повторных случаев запрещали зацепы и броски с прогибом, и так далее.
- Есть ли какие-то подвижки в плане развития народной борьбы? Например, для праздников, Масленицы? Известен положительный опыт практики татарской борьбы на праздники в наше время. Боролись ли вы или ваши единомышленники со спортсменами?
- Подвижки в плане развития есть: в г. Екатеринбурге, и г. Сухой Лог, г. Курган организуем престольные праздники, где проводятся стеночные бои, борьба на поясах. Приглашаем спортсменов: вольников, самбистов, дзюдоистов. Два года назад на Масленицу в Екатеринбурге боролось около 100 человек, борьба длилась около 5 часов по народным правилам, на улице, на снегу. Там были и спортсмены и любители, все остались довольны. Конечно же отличились спортсмены – опыт и профессионализм, методика и постоянные тренировки дают о себе знать. В Сухом Логу есть хорошая школа самбо и дзюдо, известная на всю Россию, с большим количеством чемпионов и призёров международных соревнований, с ними тоже боролись на праздники- проиграли, но спортсмены и тренера остались довольны, радовались, что сохранилась народная борьба; ввели её в методику обучения борцов. Сегодня мы вместе организуем народные праздники, они приводят бороться своих детей, присматривают в секцию ребят с улицы, проверяя их задатки на народной борьбе. Конкуренции нет, поскольку наша ниша – это те, кто не может заниматься спортом, кто отказался от спорта, или от кого отказался спорт, и там, где люди хотели бы заниматься, но у них нет тренера и базы, например в сельской местности, где в каждой школе есть учитель физкультуры. Спортом могут заниматься молодые, здоровые, крепкие, целеустремлённые и талантливые, только они способны достичь высоких результатов. Однако не все люди такие, но бороться хочется, и вкус борьбы есть. Мы же сосредоточены на массовости, игре, развлечении, базовой подготовке - хотя бы для тех, кто потом захочет попробовать себя в спорте, главное, чтобы они полюбили свою культуру и традицию, даже если они будут великими самбистами, а не борцами поясной борьбы, тем более что спорт даёт больше навыков и, безусловно, полноту методики.
- Имеет ли народная борьба прикладное значение? Можно ли заниматься ей для самозащиты? Если да, то почему?
-Борьба, кулачные бои, силовые состязания, даже некоторые виды трудовой деятельности, как то: охота и прочее - для одних могли иметь прикладное значение, а для других были просто развлечением. Весь в вопрос в расстановке акцентов. В условиях реального конфликта применялся весь арсенал запрещённых в борьбе и кулачном бое действий - технических и тактических приёмов, оружия и предметов – камни, безмены, гирьки, пестики, палки, ножи, кастеты, кистени, огнестрелы… Например, ямщики и крестьяне, занимавшиеся извозом, постоянно подвергались в дороге нападениям, поэтому были вооружены и без промедления пускали в ход весь свой арсенал приёмов и оружие. Если заниматься целенаправленно для защиты, то нужно чётко вычленить набор действий, который будет нацелен исключительно на эту задачу, но тогда это может получиться набор приёмов, оторванных от традиции. Такой набор приёмов есть и в других единоборствах, поэтому лучше традицию брать и воспринимать целиком, и параллельно, если хочется, можно осваивать и другие единоборства, особенно если у человека нет внутренних предубеждений противоречий. Лично я не против такого подхода, одно другому не мешает, просто одно нужно отделять от другого и осознавать это, и говорить другим правду, если тренируешь, чтобы не ввести людей в заблуждение.
- Вы упомянули, что находили в экспедициях не только борьбу, но и какие-то приемы. Расскажите, пожалуйста, и об этом.
- Я недаром выбрал термин "состязательно-прикладная культура русских", поскольку одного без другого не было: в состязаниях были разрешённые действия, а были запрещённые, а вот в прикладном бою, в условиях самозащиты применялось всё, особенно когда речь шла о жизни и здоровье, в т.ч. близких людей. В то же время это как две стороны одной медали: обычный человек был носителем и состязательной и прикладной драковой культуры, разделяя их только лишь в состязаниях. Например, в драке при бросках могли использовать захваты за волосы и бороду, выкручивать и ломать руки, бить о землю не страхуя, хватать за пах, сочетать захваты с ударами головой «на калган», краем ладони по всей воротниковой зоне, по лицу, рукам (ласточка, секирка, удар рубцом, удар в лён), носком сапога (по килам - то есть, в пах), коленом, стопой (топтунками), основанием ладони или кулака, внутренней стороной ладони или кулака, костяшками выставленного вперёд среднего пальца, или среднего и безымянного пальца, гребнем четырех пальцев от указательного до мизинца, предплечьем снизу, и первой третью предплечья со стороны большого пальца, локтями, основанием большого пальца, тыльником…
- Скажите честно - народная боевая традиция (как, например, в фильме "Шишкарь") и т.н. "русские стили рукопашного боя" - это одно и то же, или разные вещи?
- Да, народная боевая традиция, такая как в документальном фильме «Шишкарь», именно такая, дед-респондент колоритный, словоохотливый, честный, находка для этнографа, мне такие попадались, однако я ходил часто один в экспедиции, так что подержать камеру или фотоаппарат было некому. Что касается «русских стилей», то для меня этот термин до сих пор не понятен, в 1990-х гг. был такой журнал «Русский стиль», где печатались научные статьи Б.В. Горбунова, Г.Н. Базлова, и хорошие научно-публицистические работы М.Н. Лукашова, А. Потрепалова, Р.В. Мискина, других авторов, и среди них было много статей про всякие невероятные системы далёкие от этнографии - чистая выдумка авторов. Если система не опирается на этнографические и исторические источники, не подтверждается ими, то она не этнографична и не исторична, и это не народная борьба. Сегодня вылезла куча всяких неоязыческих, казачьих, «секретных» офицерских и скоморошьих систем камуфлирующихся под народные единоборства со славянообразной терминологией. Они делятся, отпочковываются, рождают новые под стать себе и живут уже самостоятельной жизнью. Чтобы избавиться от заблуждения надо сходить в экспедицию с опытными людьми. Но иногда люди бояться расстаться со своими заблуждениями, тут даже факты не помогут, они как сектанты, выход из такого коллектива равносилен гибели, полной потере картины мира, это как диск отформатировать, а там - друзья и все социальные связи. Эти системы стыдно и непростительно опасно называть «русскими» и «народными», скорее авторскими системами на народную тему, без опоры на этнографию. Между русскими стилями и народными видами борьбы могут быть связи, особенно когда они замешивают одно с другим, чтобы на фоне народных элементов всё выглядело народным, под это проталкивают неоязычество, колдовство, магию, оккультизм, эзотерику, дианетику в «русской обёртке», даже политические идеи. Вон представители украинских казачьих стилей практически все поддержали майдан, а представители белорусских стилей типа «Кривич» - либеральную оппозицию Белоруссии.
Насчёт преемственности «русских стилей» от советских спецразделов самбо, тут не скажу, надо быть хорошим специалистов в самбо, чтобы разглядеть где «родное», а где нет. Могу лишь сказать, что все они похожи на систему Кадочникова, ушу, и другие системы, тем более книг и информации на эту тему хоть отбавляй. Например, техника «Любков» построена на «столбовой» работе ушу, в русских рубашках (руководитель ранее возглавлял федерации Ушу Ивановской области), идеология - дианетика в сказочной русской обёртке, песни исполняют как кришнаитские мантры, а этнографических опросов «кот наплакал» 5 человек, и те под прозвищами, 3 из них женщины. Так что этнографии тут никакой. Мы когда собираем этнографический материал, то подробно записываем данные респондента, стараемся узнать обучался ли он в армии спецприёмам самбо, или боксу, различным приёмам, занимался ли спортивной борьбой ранее, привносили ли что в деревню, чтобы не «наводить тень на плетень». Это делается для того чтобы отделить народное - от спортивного, если они подтверждают это, то легко сами отделяют одно от другого. Например, в СССР в армии очень активно продвигали бокс, а служили долго по 3-5 лет. Так что отслужившие в 1940-50-ые гг. в деревню притащили прямой удар, именуемый "боксёрски", "по-боксёрски", "боксать".
Группа Борский круг Вконтакте: https://vk.com/borskiykrug
Информация