Стальные монстры: сверхтяжёлые танки России/СССР

10
В России к идее создания сверхтяжелых танков обратились уже в годы Первой мировой войны. При этом два проекта, относящиеся к этому периоду, поражают воображение своим необычным внешним видом и массогабаритными характеристиками. Так, одного взгляда на «Царь-танк», который также известен как колесный танк Лебеденко, достаточно, чтобы он навсегда остался в вашей памяти. Эта удивительная машина огромных размеров была разработана Николаем Лебеденко в 1914-1915 годах и даже была построена в металле. А разрабатываемый с 1911 по 1915 гг. танк Менделеева своей массой (более 170 тонн) мог бы соперничать с немецким Маусом, до разработки которого оставалось еще несколько десятилетий.

«Царь-танк»

По всей видимости, начальный проект данной необычной боевой машины созрел в голове Лебеденко еще в 1914 году. Создать танк с огромными по размерами колесами его подвигла арабская арба, которая без особых усилий могла преодолевать широкие канавы. Правда, на тот момент у Николя Лебеденко еще не было бригады конструкторов и квалифицированных специалистов, без помощи которых реализовать его проект было невозможно. Но всего за несколько месяцев русскому изобретателю удалось привлечь на свою сторону Б. Стечкина, а затем и А. Микулина.

Настоящим танком «Царь-танк», который также называли «Нетопырь» или танк Лебеденко, конечно, не был. Это было бронированное передвижное боевое устройство, затмившее своими габаритами все проекты бронированных боевых машин XX века. Во многом данный проект удалось реализовать в металле благодаря личной встрече изобретателя с императором Николаем II. Не известно, как, но Лебеденко удалось попасть к монарху на аудиенцию, она состоялась 8 января (21 января по новому стилю) 1915 года. На личную встречу Николай Лебеденко принес искусно сделанную самоходную модель своего «танка», она была выполнена из дерева и могла двигаться благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных, император и конструктор провозились с этой моделью несколько часов «аки дети малые», создавая для нее различные искусственные препятствия из подручных средств, которыми выступили и несколько томов «Свода законов Российской империи». Николай II был настолько поражен представленной ему моделью, которую ему в конце концов подарил Лебеденко, что одобрил финансирование работ по этому проекту. Всего на работы было выделено около 210 тысяч рублей.

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки России/СССР


Разработанный Лебеденко танк был выполнен в виде орудийного лафета огромных размеров. Два передних колеса со спицами имели диаметр 9 метров, задний каток был существенно меньше — примерно 1,5 метра. Именно задний каток был ведущим. Машина приводилась в движение связкой из двух мощных двигателей «Майбах» мощностью 240 л.с. каждый, такая мощность достигалась при 2500 оборотах в минуту. Двигатели были трофейными, они были сняты со сбитого в 1914 году немецкого дирижабля «Цеппелин». Стоит отметить, что ни один танк Первой мировой войны не мог похвастаться столь мощной силовой установкой, которой, как показали испытания, все-таки не хватало. Еще одной острой проблемой было то, что в Российской империи просто не существовало собственных двигателей такой мощности, а их разработка в условиях военного времени была сопряжена с серьезными трудностями.

Верхняя неподвижная пулеметная рубка была поднята над землей приблизительно на 8 метров, а общая ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. Верхняя башня должна была одновременно выполнять функцию обзорной рубки, в ней и в нижней цилиндрической башне планировалось установить до 8-10 пулеметов «максим». На выступающих за плоскости колес крайних точках корпуса планировалось разместить спонсоны с 37-мм (по другим данным с 76,2-мм) орудиями, которые обладали бы углами наведения 180 градусов.

Согласно проекту, бронирование корпуса этой необычной боевой машины должно было составлять 5-7 мм, башен — 8 мм. На практике бронирование лба, бортов и кормы корпуса достигло 10 мм. Максимальная расчетная скорость «Царь-танка» должна была составить порядка 17 км/ч или 28 метров в минуту, что для боевой машины таких размеров было неплохим показателем, среднетехническая скорость составляла 10 км/ч, а запас хода должен был составить 60 километров. Боевая масса данной машины составила 60 тонн, превысив проектные показатели на 20 тонн.



В августе 1915 года «Царь-танк» была собран на импровизированном полигоне, расположенном в районе города Дмитрова в Подмосковье. Использование больших колес себя оправдывало, боевая машина ломала березы, словно спички. Но задний управляемый каток в силу своих небольших размеров и в целом неправильного распределения веса боевой машины практически сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Ни большие колеса, ни мощные трофейные двигатели машине не помогли. К тому же военные «припомнили» Лебеденко все недостатки его конструкции. Самым уязвимым местом была ходовая часть, особенно в условиях артиллерийского обстрела. При попадании снаряда или шрапнели в спицы или еще хуже — в ступицу колеса, танк оказывался бы полностью обездвиженным. Попасть в машину, учитывая ее гигантские размеры и небольшую скорость, не составляло особых проблем. Да и 10-мм броня не могла защитить экипаж и силовую остановку от артиллерийских снарядов. В результате уже в сентябре 1915 года работы по этому проекту были окончательно свернуты. А машина так и осталась на месте испытаний, где простояла до 1923 года, пока не последовало распоряжение о разборке ее на металлолом.

Тактико-технические характеристики «Царь-танка»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 17 800 мм, ширина — 12 000 мм, высота — 9000 мм.
Боевая масса — 60 тонн, проектная — 40 тонн.
Вооружение — 2х37 или 2х76,2-мм орудия, до 8-10 пулеметов «Максим».
Бронирование — лоб, борта и корма корпуса — 10 мм, днище, крыша — 8 мм.
Силовая установка — два авиационных карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 2х240 л.с.
Максимальная скорость — 17 км/ч, среднетехническая — 10 км/ч.
Запас хода — примерно 60 км.
Экипаж — 10-15 человек.

«Бронированный автомобиль», или сверхтяжелый танк Менделеева

«Бронированный автомобиль», который был разработан российским морским инженером В. Д. Менделеевым, можно смело отнести к одному из самых проработанных проектов сверхтяжелых танков периода Первой мировой войны, если не брать в расчет практически построенный в 1918 году немецкий «K-Wagen». Работа над этим танком, который скорее можно было отнести к сверхтяжелым САУ огневой поддержки, началась еще в 1911 году, однако лишь 24 августа 1916 года проект танка был передан на рассмотрение комиссии ГВТУ. В отличие от многих других предложений, танк Менделеева выгодно отличался тщательным уровнем проработки. Описание боевой машины было разделено на несколько отдельных глав: внутреннее размещение личного состава, спецификация, расчет опорной поверхности, таблица весов, проход (транспортировка) по железной дороге.

Инженер-кораблестроитель Василий Менделеев считал, что танк должен стать «сухопутным броненосцем», поэтому ряд конструктивных решений он позаимствовал в кораблестроении. Согласно его проекту корпус боевой машин обладал ярко выраженной коробчатой формой. Лобовой и кормовой листы, как и бортовые панели, были цельнолитыми, а крыша должна была собираться из 5 поперечных листовых секций. Защищенность танка Менделеева также мало чем уступала настоящим броненосцам — в лобовой части корпуса толщина брони составляла 150 мм, по бортам и в корме — 100 мм. Менделеев считал, что такое бронирование поможет защитить машину от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4 мм), однако теоретически она могла выдержать и попадание более мощных боеприпасов. Каркас корпуса Менделеев также спроектировал наподобие корабельного, он состоял из шпангоутов и стрингеров.



Под стать бронированию было и вооружение. В передней части корпуса на тумбовой установке, по конструкции похожей на корабельную, должна была быть установлена 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. Боекомплект орудия находился в своеобразной «крюйт-камере», 46 снарядов находилось в укладке, 4 на тележке и один в казеннике орудия. Подача снарядов была организована с помощью подвесного монорельса и тележек. Дополнительное вооружение было представлено одним пулеметом «максим», который монтировался в выдвижной башне на крыше корпуса боевой машины. Толщина стенок башни должна была составлять 8 мм. В кормовом листе корпуса была расположена бронедверь, предназначенная как для загрузки внутрь боекомплекта, так и посадки/высадки экипажа.

В качестве силовой установки должен был использоваться один карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением. Двигатель развивал мощность 250 л.с., использование такого двигателя на машине расчетной массой более 170 тонн представлялось очень оптимистичным. Двигатель находился в задней части танка ближе к левому борту. Ближе к центру танка Менделеева располагались топливные баки, которые находились под бронированным настилом. Трансмиссия этой боевой машины была механической, она работала в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Для пуска двигателя на танке имелась пневматическая система, которая включала в себя компрессор и баллоны со сжатым воздухом. Также внутри боевого отделения имелось освещение, включающее в себя 16 электрических ламп.

Ходовая часть «бронированного автомобиля» Менделеева обладала очень оригинальной конструкцией. Полагая, что танку придется действовать вне дорог, конструктор предложил оснастить каждый из 6 опорных катков (на борт) пневмоподвеской с вертикальными цилиндрами. Такое решение должно было обеспечить горизонтальную устойчивость и максимальную плавность хода на пересеченной местности. Но такая ходовая при всей ее привлекательности был достаточно дорогой и очень сложной в производстве. Общая длина опорной поверхности гусеницы составляла 6 метров. Ведущие и направляющие колеса танка обладал пятиугольной формой. Так как гусеницы практически полностью охватывали корпус боевой машины, ведущие колесо находилось сзади вверху. Учел конструктор и сильную отдачу 120-мм орудия, при стрельбе корпус его танка должен был опускаться на грунт.



Согласно проекту экипаж необычного танка состоял из 8 человек, не так много для боевых машин Первой мировой войны. Он состоял из командира, рулевого, главного механика, наводчика, трех канониров и пулеметчика. Все члены экипажа имели свои рабочие места, кроме командира, который должен был быть «мастером на все руки». Во время боя он должен был руководить работой экипажа, вести наблюдение через бойницы, корректировать огонь орудия. Во время движения он переходил в носовую часть к механику-водителю.

Несмотря на то, что проект Василия Менделеева был достаточно хорошо проработан, в военном ведомстве, которое было перегружено работой, его тщательно не рассматривали. Скорее всего, сыграло свою роль и то, что танк был просто гигантский и перенасыщенный разными новшествами. Впрочем, этими «недугами» страдали практически все гусеничные боевые машины тех лет. При расчетной массе более 170 тонн, у танка бы было множество проблем в эксплуатации. Очевидно, что предложенный двигатель обеспечил бы танку удельную мощность всего лишь в 1,5 л.с./т. Это почти полностью исключало применение боевой машины в условиях «лунного ландшафта» реального поля боя, танк бы передвигался с черепашьей скоростью. А значит и заявленные характеристики — в 14 км/ч максимальной скорости и 25 градусов преодолеваемого подъема — были чересчур оптимистичными.

Тактико-технические характеристики танка Менделеева:

Габаритные размеры: длина корпуса — 11 000 мм (с пушкой вперед — 13 000 мм), ширина — 4 400 мм, высота — 3500 мм (по крыше корпуса), 4450 мм (с поднятой пулеметной башенкой).
Боевая масса — 173,2 т.
Вооружение — одна 120-мм пушка Канэ, один 7,62-мм пулемет «Максим».
Бронирование — лоб корпуса — 150 мм, борта корпуса — 100 мм, корма — 100 мм, днище — 8-10 мм.
Силовая установка — карбюраторных двигатель жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с.
Максимальная скорость — 14 км/ч.
Запас хода — примерно 50 км.
Экипаж — 8 человек.

Проекты танков КВ-4 и КВ-5

11 марта 1941 года советская разведка предоставила доклад, в котором сообщала о том, что в Германии начались работы по производству тяжелых танков. Крупнейший из этих танков, Тип VII, якобы обладал массой около 90 тонн и вооружался 105-мм орудием. Советское руководство отреагировало на данное донесение разведки достаточно серьезно. Ответом на эту информацию стало начало работ над новыми тяжелыми танками, которые стали бы ответом на немецкие разработки. Результатом работы советских конструкторов стало создание нескольких неординарных проектов тяжелых танков КВ-4 и КВ-5, которые по своей массе (порядка 100 тонн) спокойно можно было отнести к сверхтяжелым танкам.

КВ-4 проект Духова


Тактико-технические требования к танку, который должен был получить индекс КВ-4, были готовы 21 марта 1941 года. Оценочная боевая масса новой машины должна была составить 70-72 тонны. Лоб башни и лоб корпуса должны были получить броню толщиной 130 мм, борта корпуса — 120 мм. В качестве основного вооружения рассматривалось 107-мм орудие ЗИС-6, вспомогательное вооружение состояло из 3-х пулеметов. Боекомплект орудия должен был составить 70-80 выстрелов. Силовой установкой нового танка должен был стать двигатель мощностью 1200 л.с., однако в качестве временной меры рассматривалась установка двигатель В-2СН мощностью 850 л.с. С установкой более мощного двигателя максимальная скорость движения танка оценочно составляла 35 км/ч.

Согласно принятому 27 марта 1941 года проекту постановления Совета Народных Комиссаров СССР, образцы новых тяжелых танков необходимо было произвести к 1 ноября 1941 года. Предъявленные к новым танкам требования говорили о том, что проектирование КВ-4 и КВ-5 необходимо будет вести, если и не с нуля, то уж точно после очень серьезного пересмотра существующих концепций. Перед Ж. Я. Котиным, который на тот момент возглавлял КБ Кировского завода, ставилась очень сложная задача, решать которую нужно было в очень сжатые временные сроки.

Работа над проектами боевых машин закипела в начале апреля 1941 года. Условия конкурса предоставляли инженерам достаточно свободные рамки. Оговаривалась масса 80-100 тонн, двигатель М-40 и башенная установка вооружения. При этом многобашенная компоновка была допустимой. В качестве дополнительно вооружения к 107-мм орудию ЗИС-6, по настоянию военных, могла быть добавлена 45-мм пушка. В результате на конкурс было представлено сразу 27 проектов нового танка КВ-4.



Успешнее всех с поставленной задачей сумел справиться Н. Л. Духов, который не собирался заниматься фантазиями на заданную тему. Николай Леонидович решил подойти к вопросу проектирования танка наиболее консервативно. Фактически он решил развить проект тяжелого танка Т-220. Он немного удлинил и расширил корпус танка, по этой причине число опорных катков на борт увеличилось до 8. По эволюционному пути он запустил и разработку башни, которая очень напоминала увеличенную башню танка Т-220. С последнего он взял (с изменениями) и командирскую башенку, оснащенную пулеметом ДТ. Вооружение его танка состояло из 107-мм пушки ЗИС-6 и 45-мм танковой пушки, которые были размещены в единой установке.

Хотя боевая масса танка, который предлагал Духов, должна была составить порядка 82 тонн (по этому критерию машину можно отнести к сверхтяжелым), он был самым легким из всех представленных проектов КВ-4. При этом его бронирование полностью отвечало заданным тактико-техническим требованиям, а максимальная скорость оценочно должна была составить 40 км/ч. Проект Духова в итоге и был выбран победителем проведенного конкурса. Однако работы по созданию танка КВ-4 шли достаточно медленно. Согласно постановлению СНК отработанный технический проект и макет танка должны были быть готовы к середине июня 1941 года, однако, судя по имеющейся переписке, особых подвижек в этих вопросах не прослеживалось. В итоге в ситуацию вмешался маршал Кулик, который требовал ускорить ход работ. Как помогло обращение маршала неизвестно, так как его письмо было отправлено 12 июня за 10 дней до начала Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики КВ-4 Духова:

Габаритные размеры: длина — 8150 мм, ширина — 3790 мм, высота — 3153 мм.
Боевая масса — 82,5 т.
Вооружение — 107-мм орудие ЗИС-6, и 45-мм танковая пушка в одной башне, 2х7,62-мм пулемета ДТ.
Боекомплект — 55 выстрелов к ЗИС-6, 155 к 45-мм пушке, 5544 патрона к ДТ.
Бронирование — лоб корпуса — 130 мм, борта, корма, башня — 125 мм, днище и крыша — 40 мм.
Силовая установка — дизельный двигатель на базе М-40 или М-50 мощностью 1200 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч.
Запас хода — 150-200 км.
Экипаж — 6 человек.

Если же говорить о танке КВ-5, то вплоть до июня 1941 года работ по данной боевой машине почти не велось. При этом за основу КВ-5 был взят проект КВ-4 Н. В. Цейца. Проект Николая Валентиновича занял третье место среди всех проектов танка КВ-4. При этом Цейц был наиболее опытным инженером в КБ Кировского завода на тот момент времени. Свою трудовую деятельность он начал еще в 1920-е годы, поэтому за его плечами имелась уже целая плеяда различных машин. Предложенный Николаем Цейцем проект был прогрессивным и консервативным одновременно. От второго орудия он отказался, посчитав бесполезным и рудиментарным. Особенностью его танка должна была стать достаточно высокая башня, которая позволяла разместить 107-мм орудие и унитарные выстрелы к нему вертикально вдоль ее бортов. Теоретически такая конструкция должна была существенно упростить работу заряжающего. Для компенсации существенной высоты башни и экономии массы корпус танка планировалось сделать максимально низким.

КВ-5, иллюстрация Юрия Юрова


Танк получался мощным и обладающим необычной, запоминающейся внешностью. Его корпус был очень низким — высота 920 мм. Такое решение привело к тому, что механик-водитель и стрелок-радист получили выступающие вверх башенки. В башне ромбовидной формы на погоне 1840 мм и непосредственно под ней располагалось достаточно простое боевое отделение, в котором располагались командир боевой машины, наводчик и двое заряжающих. При трансформации своего проекта КВ-4 в КВ-5 Цейц отказался от округлой формы башни, сделав ее более технологичной. При этом толщина лобовой брони танка достигала 180 мм, что автоматически делало ее почти неуязвимой для артиллерии тех лет.

Так как двигатель М-40 для КВ-5 сделан еще не был, в июне 1941 года танк перепроектировали под установку двух дизелей В-2СН. А из-за невозможности производства штампованной башни с толстыми стенками в разработку приняли сварную башню. К августу 1941 года проект КВ-5 был завершен, однако из-за тяжелой обстановки, которая на тот момент времени сложилась под Ленинградом, изготовление опытного образца танка КВ-5 было отменено, а все силы КБ Кировского завода бросили на совершенствование конструкции тяжелого танка КВ-1, который был нужен фронту.

Тактико-технические характеристики КВ-5:

Боевая масса — около 100 т.
Вооружение — 107-мм орудие ЗИС-6, 2х7,62-мм пулемета ДТ.
Бронирование — лоб корпуса и башни — 180 мм, борт корпуса и башни — 150 мм, днище и крыша — 40 мм.
Силовая установка — два дизельных двигателя В2СН мощностью 2х850 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч.
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
«Бронированный автомобиль». Проект сверхтяжелого танка Д. Менделеева // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/pr_mendeleev.htm.
Колесный танк Лебеденко // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/lebedenko.htm.
Алексей Стаценко. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. URL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany.
Юрий Пашолок. Танкостроение на грани здравого смысла // Warspot. URL: http://warspot.ru/4995-tankostroenie-na-grani-zdravogo-smysla.
М. В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР. Москва: Эксмо, 2015. 144 с.
Материалы из открытых источников.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 марта 2016 07:55
    Силовая установка — два авиационных карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 2х240 л.с...От сбитого немецкого дирижабля..
    1. -3
      15 марта 2016 11:01
      Их разве сбивали? ...Или сам упал и надо было выбросить?
      1. +3
        15 марта 2016 11:42
        Бывало,что и сбивали....
        1. -3
          15 марта 2016 12:02
          Бомбардировщик Сикорского (были такие) сбили всего один раз...
          1. +2
            15 марта 2016 13:05
            Цитата: Генералиссимус
            Бомбардировщик Сикорского (были такие)

            Знаменитый "Илья Муромец"! Кто же не знает smile hi ???
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  2. +3
    15 марта 2016 07:56
    Автору спасибо за экскурс в историю России.О танках Лебеденко и Менделеева читал в детстве,думаю что в России в первую войну была яркая плеяда технической мысли,конечно военные со скептизмом относились к военной инженерной мысли,это ,если бы сейчас вместо живых солдат в атаку посылать человекоподобных роботов--будет то же недоверие.Ну а тяжелым танкам в СССР родиться было проще,была инженерная школа,но самое главное -концепция танка,хотя было также недоверие красных маршалов -кавалеристов,вспомните конструктора Кошкина когда тот пригнал свой танк в Москву из Харькова ,на показ руководству,но реакция наркома Ворошилова была отрицательной,и лишь вмешательство начальника генштаба Жукова позволило начать выпуск тридцатьчетвёрок.Времена разные,а подходы кавалеристов к танкам остались одни и те же.
    1. +4
      15 марта 2016 10:23
      Цитата: semirek
      Ну а тяжелым танкам в СССР родиться было проще,была инженерная школа,но самое главное -концепция танка,хотя было также недоверие красных маршалов -кавалеристов,вспомните конструктора Кошкина когда тот пригнал свой танк в Москву из Харькова ,на показ руководству,но реакция наркома Ворошилова была отрицательной,и лишь вмешательство начальника генштаба Жукова позволило начать выпуск тридцатьчетвёрок

      Ну а с чего быть доверию к танку, если из двух машин, вышедших из Харькова, до Москвы без серьёзных поломок дошла только одна, причём её пришлось загнать на танковый завод №37 для ремонта?
      Мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин. (с)

      И при чём тут Жуков?
      Судьба А-34 решилась 31-го марта 1940 года, когда состоялся повторный осмотр машины и проведено совещание с участием наркома обороны К. Е. Ворошилова, его заместителя Г. И. Кулика, начальника АБТУ Д. Г. Павлова, наркома среднего машиностроения И. А. Лихачёва, его заместителя А.А.Горегляда и главного конструктора М. И. Кошкина.

      Цитата: semirek
      Времена разные,а подходы кавалеристов к танкам остались одни и те же.

      Хе-хе-хе... а не напомните ли - кем был товарищ Жуков? В каких войсках он проходил службу до того, как вознестись на Олимп после Халхин-Гола? smile
  3. +4
    15 марта 2016 11:12
    какая свежая и актуальная статья!

    «Царь-танк»
    http://topwar.ru/53975-car-tank.html

    Необычные танки Росcии и СССР. "Царь-танк" капитана Н.Н. Лебеденко
    http://topwar.ru/7477-neobychnye-tanki-roscii-i-sssr-car-tank-kapitana-nn-lebede
    nko.html

    Царь-танк: наш ответ Чемберлену
    http://topwar.ru/5759-car-tank-nash-otvet-chemberlenu.html

    Большому танку – большие колеса
    http://topwar.ru/31324-bolshomu-tanku-bolshie-kolesa.html

    Первые русские танки
    http://topwar.ru/1115-pervye-russkie-tanki.html
    ну и тд
  4. 0
    15 марта 2016 12:45
    Проектирование ради проектирования.
  5. +7
    15 марта 2016 13:01
    Что касается танка Лебеденко, то в статье выявлена существенная ошибка - " Именно задний каток был ведущим." Задний каток был управляемым, а ведущими были основные колеса диаметром 9 метров! Схема трансмиссии представлена на рисунке. hi
    1. 0
      15 марта 2016 16:45
      Так всегда бывает когда пользуешься изданиями 1948 года и иже с ними, а схемы берешь их книги Мостовенко.
      1. +4
        15 марта 2016 17:02
        Цитата: kalibr
        Так всегда бывает когда пользуешься изданиями 1948 года и иже с ними, а схемы берешь их книги Мостовенко.

        Вот ещё чертёжи. (клик)
        Если бы ведущим было заднее колесо, о проходимости вообще можно было бы не говорить! smile
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      16 марта 2016 09:42
      Цитата: Штык
      Что касается танка Лебеденко, то в статье выявлена существенная ошибка - " Именно задний каток был ведущим." Задний каток был управляемым, а ведущими были основные колеса диаметром 9 метров! Схема трансмиссии представлена на рисунке.

      Что взять с автора? Он просто взял и почти всю свою статью написал при помощи Википедии ,при этом не вникнув в технические данные. По поводу "заднего ведущего катка" вообще косяк! Если бы автор повнимательней и серьёзнее отнёсся к своей статье мог бы найти и это-
      В августе 1915 года состоялись первые испытания. Царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила, и вдруг остановился. Задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Комиссия дала заключение – танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и его решили свернуть.
  6. +1
    16 марта 2016 12:44
    Ничего нового не узнал,а жаль(((
  7. 0
    12 мая 2020 12:45
    Танки, которые остались только на чертежах




    А как вам это wassat

    придуманный проект Ленин-Сталин