Тормоз для авианосца

37
Государственная программа вооружения-2025 с трудом вписывается в экономические реалии

2016 год начался для Министерства обороны России достаточно напряженно. В условиях операции в Сирии, повышения доли контрактников, сохранения высоких стандартов боевой подготовки самую значительную часть военного бюджета необходимо выделять на финансирование государственного оборонного заказа.

Бюджетом текущего года на раздел «Национальная оборона» предполагалось 3,14 триллиона рублей, из них на ГОЗ – 2,142 триллиона или 68 процентов финансирования Минобороны. Но запланированные темпы перевооружения могут оказаться под угрозой, так как в конце февраля стало известно о планах секвестра по военному ведомству на пять процентов.

Эстафета пятилеток


В абсолютных цифрах недофинансирование составит порядка 160 миллиардов рублей, и судя по информации от источников в Минобороны, на которые ссылаются СМИ, львиная доля сокращений придется именно на ГОЗ (примерно 150 миллиардов). Тем самым на закупку новых вооружений, ремонт, военные разработки будет выделено уже на семь процентов меньше денег, чем запланировано.

Ситуация приобретает дополнительный драматизм, если учесть, что 2016-й должен был стать годом начала реализации новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на период до 2025-го (ГПВ-2025), которая по планам плавно заменяла и дополняла действующую с 2011 года ГПВ-2020 и становилась пятой по счету за последние 20 лет. Если ГПВ-2020 в полной мере считается детищем прежнего главы Минобороны Анатолия Сердюкова, то ГПВ-2025 должна была стать воплощением подходов и взглядов команды действующего министра Сергея Шойгу.

2016-й был выбран не случайно: правилами ГПВ-2020 предусматривалась ее коррекция каждые пять лет и экватор приходился как раз на текущий год. По сложившейся традиции вместо коррекции принималась по сути новая программа, продлевавшаяся на пятилетний срок.

О ГПВ-2025 известно немного. Впервые о новой программе заговорили в начале 2013-го. Под ее разработку предполагалось ввести формальный свод правил, которые определяли бы порядок создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. Относительно финансовых показателей сообщалось, что программа будет сопоставима с ГПВ-2020 (объемом 19,5 триллиона рублей для Министерства обороны в ценах 2011 года с механизмом индексации) или даже меньше. Максимальные оценки военных составили 56 триллионов рублей (напомним, что потолок ГПВ-2020 на этапе разработки – 36 триллионов), но за счет некой унификации вооружений программу удалось значительно удешевить. В конце 2014 года в отчете Министерства обороны, обнародованном на расширенной коллегии военного ведомства, фигурировала цифра 30 триллионов, что явно превышает первоначальные замыслы, ведь ГПВ-2020 даже в ценах 2016 года может быть оценена примерно в 26 триллионов рублей. То есть уже в 2014-м ни о каком паритете двух программ не могло быть и речи. А через несколько месяцев после коллегии неназванные источники сообщали о том, что объем ГПВ-2025 составит 70 процентов от финансирования действующей ГПВ-2020.

Интересно, что при разработке ГПВ-2020 комфортным уровнем назывался потолок в 13 триллионов рублей в ценах 2011 года (17 триллионов в текущих ценах), что почти в два раза уступает цифрам, озвученным Министерством обороны. С учетом того, что в 2011–2020 годах, как ожидается, на ГПВ будет фактически потрачено 10–15 триллионов рублей, наша оценка реального финансирования ГПВ-2025 не выглядит слишком заниженной.

Тормоз для авианосца


Можно предположить, что основными мотивами разработки новой ГПВ-2025 стали попытка откорректировать ГПВ-2020 в сторону большего прагматизма, учет реалий в виде отказа от некоторых программ (в первую очередь по импорту, негативное отношение к которому Сергей Шойгу демонстрировал еще до известных событий 2014 года), задержка с осуществлением ряда проектов и резкое замедление темпов экономического роста в стране. Именно этим объясняются призывы военно-политического руководства сделать ГПВ-2025 более сбалансированной с точки зрения ресурсного обеспечения.

Первоначальными планами ее утверждение намечалось на декабрь 2015 года, однако этого не произошло. Вероятно, с самого начала ГПВ-2025 стала рассматриваться как своего рода спасательный круг для ГПВ-2020, долгосрочные и дорогостоящие программы из которой предлагалось перенести на следующую пятилетку. Явочным порядком это получалось бы и в реальности, как, например, с закупкой военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, истребителей Т-50, танков Т-14, подводных лодок. В каком-то смысле ГПВ-2025, возможно, рассматривалась как попытка исправить перекосы своей предшественницы, которая очевидным образом была сверхоптимистичной.

И если в 2011–2015 годах, когда расходы по ГОЗ были относительно умеренными, хотя и выросли в три раза в текущих ценах (с 571 миллиарда рублей в 2011-м до 1,45 триллиона рублей в 2014-м), процент выполнения ежегодного государственного оборонного заказа варьировался от 95 до 98 процентов, то начиная с 2015-го, когда его размер возрастает до 1,7 триллиона рублей и должен прибавляться такими же темпами до 2020-го, риск недофинансирования резко увеличивается. И это не говоря о «бюджетном маневре» 2014–2015 годов, согласно которому деньги на ряд программ Министерства обороны переносились на период после 2016–2017-го.

«Нет импорту» стоит денег


Все это привело к тому, что в начале 2015-го был объявлен новый срок начала реализации ГПВ-2025 – 2018 год. Оставалось неясным, будет ли программа действовать до 2028-го или же она де-факто станет семилетней, но уже без промежуточного пересмотра в 2020 или 2021 годах. Но и этот срок просуществовал недолго, так как уже в августе 2015-го под предлогом отсутствия реалистичного прогноза Минэкономразвития и Минфина все предметные работы над ГПВ-2025, судя по всему, прекратились. В результате принято решение продолжать реализацию действующей ГПВ-2020 в рамках согласованных показателей. К ГПВ-2025 планируется вернуться не раньше стабилизации экономической ситуации и ясности с прогнозом ее развития. Как видно, задача, стоящая перед Военно-промышленной комиссией под руководством президента страны и перед отвечающим за вооружение заместителем министра обороны Юрием Борисовым, с каждым годом только усложняется.



Еще одной спецификой ГПВ-2025 стал крен в сторону импортозамещения. Уже в сентябре 2014 года, когда после присоединения Крыма и начала боевых действий на востоке Украины страны Запада ввели против России секторальные санкции, применительно к ГПВ-2025 называлась способность оборонной промышленности самостоятельно выпускать все необходимые для Российской армии комплектующие без обращения к импорту.

Относительно наполнения ГПВ-2025 и ее приоритетов имеются весьма отрывочные свидетельства. Президент Владимир Путин, говоря о ней в 2013 году, упомянул, что упор будет сделан на высокоточные образцы ВВТ. Для примера назывались АСУ связи и разведки, роботы, беспилотные комплексы, причем не только воздушные, но и подводные и сухопутные, средства навигации и передачи информации, системы визуализации поля боя. Сообщалось, что новая ГПВ состоит из 12 отдельных подпрограмм. Не менее интересной ее особенностью, которая явно появилась не ранее 2014 года, стал акцент не столько на количественные показатели в закупках новой техники, сколько на ее качество и возможность дальнейшей модернизации.

Конверсия откладывается?


Определенный намек на содержание ГПВ-2025 может содержаться в программной статье кандидата в президенты России Владимира Путина, опубликованной в феврале 2012 года. В ней особо отмечается необходимость наличия военных возможностей в космосе, в сфере информационного противоборства, в первую очередь в киберпространстве. А в более отдаленной перспективе – создание оружия на новых физических принципах (лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.). Скорее всего в части как минимум НИОКР эти тезисы найдут отражение в новой программе.

В отношении закупок в период до 2020–2022 годов предполагался упор на ядерные силы, воздушно-космическую оборону, системы разведки и управления, связи и РЭБ, БЛА и роботизированные ударные комплексы, транспортную авиацию, индивидуальную защиту бойца, высокоточное оружие и средства борьбы с ним.

Видимо, по сравнению с ГПВ-2020 должна увеличиться доля ремонтируемого и модернизируемого вооружения, хотя возможности для этого ограничены физическим и моральным износом техники еще советского производства, который станет более значительным в ближайшие годы. Косвенно это предположение подтверждает заявление президента Владимира Путина, сделанное в конце 2013 года, согласно которому ОПК после 2020-го надо будет готовиться к конверсии, так как объем заказов по линии силовых ведомств снизится.

С учетом неясности со сроками утверждения новой Госпрограммы вооружения сложно давать оценку конкретной номенклатуры закупаемых ВВТ. Очевидно, что значительную часть составит реализация тех проектов, которые уже инициированы, но по разным причинам не укладываются в изначально предусмотренные сроки. Отдельные высказывания ответственных лиц позволяют дать следующий беглый обзор систем, которые почти со стопроцентной вероятностью будут разрабатываться и закупаться уже по ГПВ-2025.

Для Ракетных войск стратегического назначения начнется серийное изготовление МБР «Сармат». Первые образцы должны поступить на боевое дежурство в 2018–2020 годах. Предполагается закупка не менее 46 ракет. К перспективным заказам можно отнести боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин». Поставки начнутся в конце десятилетия.

Для ВКС предполагалось открыть НИОКР нового вертолета. Одними из крупнейших НИОКР ГПВ-2025 обещает стать программа ПАК ДА. Проектирование нового стратегического бомбардировщика ведется с начала 2010-х. Первый полет ожидается в 2019–2020 годах, а поставки в ВКС намечены на 2023–2025-й, но, вероятно, будут сдвинуты из-за реализации программы Ту-160М2. Наряду с ПАК ДА для ВКС России по новой ГПВ будут закупаться Ту-160М2 нового производства (с 2023 года), начнется серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М. К производству серийных образцов истребителя Т-50 приступят скорее всего с 2019–2020 годов.

ВДВ в течение 10 лет получат свыше 1500 боевых машин десанта БМД-4М, более 2500 бронетранспортеров БТР-МДМ «Ракушка». Известно, что с 2018 года начнется серийное производство БМП «Курганец-25». В ГПВ-2025, судя по всему, попадает и новый плавающий транспортер для морской пехоты. Также очевидно, что массовые закупки бронетехники нового поколения (танк Т-14, тяжелая БМП Т-15, БТР «Бумеранг») станут прерогативой уже новой программы вооружения.

Для ВМФ планировалось завершить разработку нового эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер» и, видимо, начать его строительство. Озвучивались планы насчет двух исследовательских судов усиленного ледового класса на базе транспорта вооружения проекта 20180. Также будет закуплено 10 тральщиков проекта 12700. К крупным проектам ГПВ-2025 по военно-морской тематике можно отнести модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Строительство нового авианосца для российского флота имеющимися на сегодня проектами ГПВ-2025 не предусмотрено.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    20 марта 2016 06:33
    Баррель пошёл вверх, с поднятием барреля будет и корректировка бюджета... Будем посмотреть.
    1. +5
      20 марта 2016 08:29
      Баррелю ещё 9 баксов нужно, чтобы вписаться в текущий бюджет. Пока корректировка может быть только в минус.
      1. +2
        20 марта 2016 10:34
        Ещё не вечер...
        Я для кого написал-БУДЕМ ПОСМОТРЕТЬ.
        1. 0
          21 марта 2016 14:18
          пока мы корректируем свой военный бюджет в столь сжатых рамках исключительно исходя из цены на нефть, о каких нафиг авианосцах может идти речь?
          Кстати это наверно единственная статья, которая выгляди достаточно реально в качестве сроков. А то у нас постоянно орут(есть пару "маршалов" - оптимистов по срокам), что вот уже в 2016 году на ПАК ФА перейдем,а там на носу Т-14 и"лидер".
          Сейчас главное довести до ума импортозамещение, а уже на его основе строить все остальное.
          По авианосцу, ПАК ДА и т.п. - этого не будет,думаю, до 30 годов. Может корпус ПАК ДА засветится, но не дальше.
        2. Комментарий был удален.
    2. 0
      20 марта 2016 10:44
      Барель не может пойти вверх. Барель как и литр, это единица оъема
      1. +12
        20 марта 2016 11:32
        Цитата: Светлан
        . Барель как и литр, это единица оъема


        Не БАРЕЛЬ, а БАРРЕЛЬ. Не ОЪЕМА, а ОБЪЁМА.
        А самые умные будут грузить чугуний...
        1. +1
          20 марта 2016 22:25
          Самые умные будут выяснять, что тяжелее, 20 тонн люминия или 20 тонн чугуния.
          1. +1
            21 марта 2016 14:01
            Цитата: Михаил м
            что тяжелее, 20 тонн люминия или 20 тонн чугуния

            Ежели грузить, то люминий тяжелее - с ним бегать придётся больше.
      2. +1
        20 марта 2016 20:27
        Цитата: Светлан
        Барель не может пойти вверх. Барель как и литр, это единица оъема

        Килограмм\Ампер-Метр laughing
        1. 0
          20 марта 2016 20:47
          Килограмм\Ампер-Метр (литр)?
    3. +2
      20 марта 2016 23:22
      Денег в стране ПОЛНО! 97 млрд в ценных бумагах США подтверждают это.. Видимо это гораздо важней для обороны страны чем какая то военная техника и прочие расходы на оборону..
  2. +7
    20 марта 2016 06:37
    Уважаемое правительство,кто экономил на своей оборонке,давно в анналах истории,так что задумайтесь!Хотите стать историей?Вы на своих депутатских зарплатах экономьте!
    1. +2
      20 марта 2016 20:30
      Цитата: игорка357
      Уважаемое правительство,кто экономил на своей оборонке,давно в анналах истории,так что задумайтесь!

      Хотелось бы чуть поправить
      Уважаемое правительство,кто экономил на своей оборонке,давно в КАНАВАХ истории,так что задумайтесь!
      "Войти в анналы" - это немного другое. А вот в канаве им место good ....
  3. +4
    20 марта 2016 06:42
    Не дёшево обходится России поддержание паритета в области вооружений и обороны.
    Но другого пути сохранения независимости страны нет.
    Это показали последние 20 лет.
    При этом есть и положительные моменты. Это прежде всего, развитие народного хозяйства в целом. Ведь одно рабочее место в этой области порождает несколько рабочих мест в других сферах.
    А в жизни каждого человека главное это иметь рабочее место, которое даёт возможность добыть хлеб насущный для себя и своей семьи...
    Так что будем двигаться в этом направлении семимильными шагами.
    1. +4
      20 марта 2016 20:33
      Цитата: Pvi1206
      Не дёшево обходится России поддержание паритета в области вооружений и обороны.
      Но другого пути сохранения независимости страны нет.

      good Посчитать, сколько у нас разворовано хотя бы с 91-го по 2000-й - так "оборонку" как сыр в масле содержать куда дешевле было бы.... Только кому ж тогда армия нужна была????? am Поубивал бы реформаторов... Своими руками...
    2. 0
      21 марта 2016 10:15
      Есть и Китай это доказал. Подняв экономику и только после этого подтянул оборонку.
      Этот эффект временный.
  4. 0
    20 марта 2016 07:08
    О паритете. Такой паритет в общем то существует. Во всяком случае никто по своей инициативе не осмелится развязывать полномасштабную войну с Россией.Да и в локальных войнах Россия тоже вполне на уровне. Вопрос в другом. Какая цель нынешней гонки вооружения. В свое время И.В. Сталин поставил себя ясную цель: победа социализма во всемирном масштабе, понимая что другого выхода у социализма нет. Или он, или его И к этой цели он шел с тех пор как стал править страной т.е. почти 20 лет подчинив достижению этой цели всю экономику СССР. Здесь же постоянно выражается желание достичь того что достиг Сталин в части вооруженных сил в предвоенные годы. Желание конечно хорошее, но неплохо бы помнить какой ценой далась советскому народу эта подготовка. Неплохо бы еще помнить что несмотря на это "великая цель" озвученная Сталиным так и не была выполнена. Неужто кому то хочется опять повторить тот эксперимент. Ведь сейчас такой эксперимент может закончится так, что некому будет даже оценить его результаты. Может хватит экспериментировать и наконец определиться какой строй строит Россия. Нельзя же ей быть все время чуть чуть беременной. Пора уже рожать что-то позволяющее ВСЕМ гражданам России ( а не только особам приближенным к телу) жить не хуже чем "проклятые капиталисты".
  5. +3
    20 марта 2016 07:24
    В отношении закупок в период до 2020–2022 годов предполагался упор на ядерные силы, воздушно-космическую оборону, системы разведки и управления, связи и РЭБ, БЛА и роботизированные ударные комплексы, транспортную авиацию, индивидуальную защиту бойца, высокоточное оружие и средства борьбы с ним.

    Если так, то добавить особо нечего, ибо без скорейшего развития систем управления, связи и РЭБ, БЛА завтра будет туго.
  6. 0
    20 марта 2016 07:34
    Кто не кормит свою армию, как правило кормит чужую!
  7. -11
    20 марта 2016 07:34
    добавка к статье
    -----------------------
    сколько потратили...сколько потратят на военку
    -----------
    ну и что ... дальше то что?
    если надо, то пусть расходуют...не помешает
    а что мусолить тему...
    вот удивляет одно...бе бе бу бу...мало или много расходов
    ну и что...от писанины здесь что изменится то?
    лишний раз нам натыкать, что вот дескать сколько затрат и чо?
    что надо модернизировать...переделать
    здесь что госплан?
    мне лично по барабану что и как
    ---------------
    автору- займись делом
    пустая статья hi
    1. -5
      20 марта 2016 12:57
      привет минусовщикам
      ЧО ЗАДЕЛО?
      давай...давай...
      ---------
      тихушники обозначьтесь... laughing laughing laughing am
  8. +2
    20 марта 2016 09:17
    Действительно, о том, что гособоронзаказ из года в год не исполняется, на сайте говорили. Но как-то нежно, поскольку САМ заявлял, что статьи Бюджета, касающиеся обороны, не будут секвестрированы. Теперь ни для кого не является секретом, что и "священная корова" идёт под нож.
    Вызывает беспокойство не этот факт, а то обстоятельство, что чиновники, отвечающие за Бюджет, совершенно не умеют "складывать и умножать". Они умеют только "отнимать и делиться" (как в том анекдоте про гаишника). Деньги в стране есть. По официальным данным треть средств Бюджета расходуется "не целевым образом", или "не рационально", т.е. воруют, если говорить по-русски. По итогам прошлого года "с прибылью" - крупные банки и корпорации, диктующие цены на внутреннем рынке, торговые холдинги. В проигрыше - все остальные. Печально, что нет даже предпосылок к тому, что наши нынешние рукамиводители предпринимают усилия к изменению ситуации в лучшую сторону, а продолжают ждать повышения цен на нефть.... Могут и не дождаться.
  9. +4
    20 марта 2016 10:54
    В абсолютных цифрах недофинансирование составит порядка 160 миллиардов рублей, и судя по информации от источников в Минобороны, на которые ссылаются СМИ, львиная доля сокращений придется именно на ГОЗ (примерно 150 миллиардов)

    Была и другая информация - что сокращение не коснется ГОЗ вообще.
    Тем самым на закупку новых вооружений, ремонт, военные разработки будет выделено уже на семь процентов меньше денег, чем запланировано.

    Или на тридцать. Или добавят пятнадцать. В общем, сейчас все это - гадание на кофейной гуще.
    А через несколько месяцев после коллегии неназванные источники сообщали о том, что объем ГПВ-2025 составит 70 процентов от финансирования действующей ГПВ-2020.

    Неназванные источники - это сила. Только вот неясно, это относится к периоду 2016-2025 или 2018-2025?
    В общем, вроде бы и цифры есть, а толку нет.
    Косвенно это предположение подтверждает заявление президента Владимира Путина, сделанное в конце 2013 года, согласно которому ОПК после 2020-го надо будет готовиться к конверсии, так как объем заказов по линии силовых ведомств снизится.

    Ничего, что после 2013 наступил 2014-ый с его катастрофой на Украине, санкциями и прочая и прочая? Полагаете, планы не поменялись?
    Строительство нового авианосца для российского флота имеющимися на сегодня проектами ГПВ-2025 не предусмотрено.

    Есть и иная информация, что финансирование программы создания авианосца идет уже сейчас. Ведутся проектные работы, со слов одного из руководителей некая (неназванная) организация разрабатывает электромагнитную катапульту.
  10. -1
    20 марта 2016 10:55
    Будем с голой жопой но очень опастные
    1. 0
      20 марта 2016 11:33
      В нынешних финансовых условиях, флотом можно пожертвовать - все эсминцы и авианосцы после 2030 года.
      1. +2
        20 марта 2016 12:36
        Цитата: Вадим237
        В нынешних финансовых условиях, флотом можно пожертвовать - все эсминцы и авианосцы после 2030 года.

        Без авианосца то не проблема , а вот полное отсутствие эсминцев как класса - может и бедой закончиться . Может не стоит , пока , замахиваться на атомный-супер-пупер-Лидер , а сделать чуть поменьше и попроще, но с достаточным количеством вооружений ,условно - увеличенную версию пр.22350 .
        1. 0
          20 марта 2016 14:52
          Это с чего вдруг, отсутствие эсминца закончится бедой для флота оснащённого ядерным оружием.
          1. +1
            20 марта 2016 16:34
            Цитата: Вадим237
            Это с чего вдруг, отсутствие эсминца закончится бедой для флота оснащённого ядерным оружием.

            С того , что все , что сейчас имеется , в условиях локального ,безъядерного конфликта , будет выглядеть очень бледно . А последнее время он все чаще возникают .
            1. 0
              20 марта 2016 16:56
              "С того , что все , что сейчас имеется , в условиях локального ,безъядерного конфликта , будет выглядеть очень бледно" - это вы вообще о чём?
              1. 0
                21 марта 2016 10:43
                Цитата: Вадим237
                - это вы вообще о чём?

                О фрегатах , корветах , грачатах - дальше перечислять ?
  11. +1
    20 марта 2016 11:54
    На мой кривой военно-морской, ГПВ 2020 должна опираться на реальный бюджет и быть посильной для бюджета. Только в этом случае мы сможем развивать наиболее нужные и эффективные образцы военной техники. В сокращении бюджета МО не вижу ничего критического: это должно стать обыкновенным тактическим ходом для повышения эффективности работы МО. Когда МО начинает считать деньги - это хорошо. В то же время, кмк, нельзя сокращать типо-номенклатуру: нужно развивать как можно больший спектр военной техники, оснащения и принадлежностей. Это гарантия эффективности выбора, разнообразия при принятии тактических решений.
  12. +1
    20 марта 2016 13:03
    Цитата: 1рл141
    Цитата: Светлан
    . Барель как и литр, это единица оъема


    Не БАРЕЛЬ, а БАРРЕЛЬ. Не ОЪЕМА, а ОБЪЁМА.
    А самые умные будут грузить чугуний...

    good Улыбнуло. А по деньгам всё просто,либо они есть,либо нет.Сначала надо с ворами и халявщиками разобраться а потом принимать бюджет.Мне сдаётся что это сложней чем на Марс слетать и обратно. crying
  13. +2
    20 марта 2016 14:48
    Секвестр на 10% - это много или мало? Это вообще говоря, меньше, чем точность экономического планирования в нашей стране ( и не только в нашей). Вот когда будет 50%, вот тогда надо напрягаться. А в любых планах "освоения" бюджета снижение расходов на такие проценты - это намёк "пильщикам", чтобы уменьшили аппетиты. Сто процентное вооружение армии новейшим оружием - это недостижимая мечта. Не реализованная ни в одной армии мира. И относится к этому надо спокойно. Ну реализуется программа не за десять лет, а за одиннадцать - и что? А вот авианосец - это очень спорная позиция. Его эффективность в современной войне с равным противником - не доказана. А с папуасами, как показала Сирийская компания, гораздо эффективней работать со стационарных аэродромов - и дешевле, не в пример, и массированное воздействие гарантированное.
    1. Комментарий был удален.
  14. -1
    20 марта 2016 15:14
    Чуть подкорректирую автора. БЖРК "Баргузин" и ПАК ДА, скорее всего, перенесут. Про "Баргузин" читал раньше здесь на ВО, ссылку лень искать. ПАК ДА, если выпускаем ТУ-160М, что очень недешево, разумно будет сдвинуть вправо, НИОКР, конечно, не прекращать.
  15. +2
    20 марта 2016 17:49
    Древняя генштабовская мудрость гласит- в любой непонятной ситуации сокращай надводный флот.Так что очевидно,что он падет первой жертвой сокращений(если они,конечно,действительно будут).
    С РВСН тоже все ясно-это священная корова.Здесь максимум сдвинут сроки по Баргузину.
    ПВО тоже трогать не будут. Остаются еще две "жертвы"- ВВС и СВ.
    И здесь,как мне бы лично не хотелось,но объективно нужно сокращать программы по ВВС.
    Программы Сухопутных войск (особенно по артиллерии) трогать и сокращать нельзя.И так перевооружение здесь крайне затянулось.