«Москиты» Королевских ВВС

23
Британский самолет De Havilland DH.98 Mosquito по праву относят к числу одних из самых необычных самолетов Второй мировой войны, хотя внешне этот самолет ничем особенным не выделялся, можно даже сказать был красив. Этот двухмоторный британский высокоплан использовался в годы Второй мировой войны в Королевских ВВС как многоцелевой бомбардировщик и ночной истребитель. Самолет эксплуатировался с 1941 по 1953 годы, всего за это время было выпущено более 7700 «Москито» всех модификаций.

Удивительным этот самолет был сразу по нескольким причинам. Во-первых, его корпус был полностью выполнен из дерева. Деревянную конструкцию архаичной считали сами англичане, первоначально даже отвергнув саму идею постройки данного самолета. Однако в конце 1939 года в условиях военного времени они вернулись к этому проекту вновь. Создание цельнодеревянного самолета в условиях нехватки авиационного алюминия было оправданным решением, к тому же оно позволило загрузить мощности деревообрабатывающих предприятий. Второй особенностью данного самолета в версии бомбардировщика было полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, характерного для всех бомбардировщиков того периода. Единственной защитой самолета должна была стать его скорость, которая для тех лет была очень высокой.

Двухмоторный высокоплан De Havilland DH.98 Mosquito обладал двумя двигателями с компрессорами наддува, специально спроектированными для работы на больших высотах (потолок доходил до 11 000 метров). Экипаж самолета состоял из двух человек. В конструкции многоцелевого бомбардировщика использовалась толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренними из бальсы с еловыми вставками для прочности, поверх она была оклеена полотном. Такая конструкция позволяла достичь требуемых значений прочности при небольшом весе конструкции. Более того, немецкие радары плохо «видели» самолет, засекая «Москито» лишь на небольшой дистанции, так как у бомбардировщика металлическими были лишь двигатели и некоторые элементы управления.

De Havilland DH.98 Mosquito Mk.4


Этот «комар» использовался британцами для «точечных» бомбометаний, а также в качестве целеуказателя при ночных бомбардировках городов Германии. Несмотря на полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, потери среди «Москито» были одними из самых низких среди всех самолетов, участвовавших во Второй мировой войне. Mosquito, принадлежавшие Бомбардировочному командованию, за годы войны совершили практически 40 тысяч боевых вылетов, потеряв при этом всего 254 самолета. Таким образом, уровень потерь составлял — 0,63%. Это было намного ниже, чем у любого другого типа бомбардировщиков, находившегося на вооружении Королевских ВВС.

Столь низкие потери объяснялись отличными летно-техническими характеристиками самолета: высокая скорость и высота полета делали «комара» малоуязвимым для огня немецкой зенитной артиллерии и истребителей. Максимальная скорость полета самолета составляла около 640-675 км/ч, а практический потолок примерно 11 километров. Обладая такими высотно-скоростными характеристиками, самолет был почти неуязвим для атак немецких истребителей Messerschmitt Bf.109G-6. Эффективно бороться с этим многоцелевым бомбардировщиком мог лишь первый немецкий реактивный истребитель — Messerschmitt Me.262.

Благодаря своим характеристикам, самолет снискал уважение как среди британцев и их союзников, так и в среде противника. Но военные всегда хотят получить, что-то еще более совершенное и неуязвимое, а конструкторы всегда готовы предложить им это — сначала лишь в виде чертежей на бумаге, а затем возможно и, воплотив в металле, хотя в данном случае уместнее сказать в дереве. Вот и создатели самолета «Москито» создали несколько проектов развития своего детища — DH.99/DH.101, DH.102, «Jet Mosquito», которые так и не были реализованы, но от этого не стали менее интересными.



DH.99/DH.101

В ноябре 1941 года Министерство авиации Великобритании выпустило спецификацию B.11/41, которая фактически была описанием достаточно интересного проекта Hawker P.1005. По своей идеологии данный проект был близок к многоцелевому бомбардировщику «Москито», он должен был стать его заменой. Речь шла о создании такого же невооруженного скоростного бомбардировщика, но отличающегося более крупными размерами и мощными двигателями. На самолете планировалось установить два двигателя Napier Sabre. При этом бомбовая нагрузка и скорость бомбардировщика должны были вырасти. После проведения модернизации самолет можно было бы использовать в качестве дальнего истребителя.

Естественно, компания De Havilland и не думала уступать своим конкурентам нишу скоростного бомбардировщика, которая с таким трудом была завоевана «Москито», которому сначала еще пришлось преодолеть сопротивление скептиков. Поэтому в октябре 1941 года в компании начали реализацию проекта под обозначением DH.99. Неофициально данный самолет получил прозвище «Супермоскито» или «Заряженный Мосси» (Hotted-up Mossie). В декабре того же года проект получил новый индекс DH.101, а старый — DH.99 был передан под так и нереализованный проект двухмоторного легкого гражданского самолета.

Помимо компаний De Havilland и Hawker в конкурсе на создание нового скоростного бомбардировщика принимала участие компания Miles, продвигавшая довольно нетрадиционный проект M.39, который можно было смело назвать и самым странным экспериментальным бомбардировщиком тех лет. Речь шла о машине с тандемным расположением крыльев. Как и самолет, спроектированный инженерами компании Hawker, DH.101 планировалось оснастить двумя двигателями Sabre. Внешне «Супермоскито» вырос примерно в 1,5 раза по сравнению со своим предшественником. Он должен был превзойти обычный «Москито» во всем: нести больше бомб на большее расстояние с большей скоростью и на большей высоте. Во многом улучшения показателей конструкторы планировали добиться за счет применения новых мощных H-образных 24-цилиндровых двигателей Napier «Sabre».

«Москиты» Королевских ВВС


Экипаж бомбардировщика должен был вырасти с двух до трех человек. Скорость полета с двигателями Sabre первых модификаций должна была достигнуть 671 км/ч на высоте 7925 метров, а с более совершенной версией данных двигателей мощностью 2180 л.с скорость должна была вырасти до 692 км/ч. В бомбоотсеке внутри фюзеляжа бомбардировщика помещалось 4000 фунтов (1814 кг) бомб, еще 2000 фунтов (907 кг) самолет мог нести на подкрыльевых узлах подвески. Свой смертоносный груз самолет должен был нести на расстояние примерно 1500 миль (2400 км), а с дополнительными топливными баками на 1700 миль (2700 км). Расчетная скорость самолета DH.101 с максимальной бомбовой нагрузкой должна была составить 650 км/ч, а потолок — 8300 метров. С более совершенными двигателями Sabre самолет смог бы забраться на высоту 10 700 метров. Размах крыла проектируемого самолета составлял 21,3 метра, площадь крыла — 66 квадратных метров. Для сравнения размах крыла обычного «Москито» составлял 16,51 метра, а площадь крыла — 42,18 квадратных метра.


Согласно разработанной спецификации B.11/41 новый скоростной бомбардировщик после небольшой модернизации мог превратиться в тяжелый истребитель. В этом варианте самолет оснащался очень мощным вооружением, представленным четырьмя 20-мм пушками Hispano или таким же количеством пушек калибра 40-мм. Первоначально новый бомбардировщик принимали очень благосклонно. Специалисты отмечали преемственность деревянной конструкции (как и у бомбардировщика Mosquito), отсутствие сложных и снижающих скоростные характеристики машины оборонительных установок, применение более мощных двигателей.

Несмотря на отличный набор тактико-технических характеристик, которые превышали и ТТХ конкурента Hawker P.1005, построен самолет так и не был. 4 апреля 1942 года компанию De Havilland уведомили о невозможности оснащения нового самолета двигателями Sabre. Компания Napier на тот момент времени просто не справлялась с серийным производством своего авиационного супермотора. Мотор был сырым, очень ненадежным, а производственная база компании Napier не позволяла наладить серийный выпуск данных двигателей, который был бы достаточным для реализации проекта DH.101 и всех его конкурентов. Было выдвинуто предположение об оснащении самолета другими двигателями — звездообразным Bristol Centaurus или мотором с жидкостным охлаждением Rolls-Royce Griffon, однако от этой идеи в компании отказались, справедливо рассудив, что с другими двигателями характеристики DH.101 неизбежно окажутся хуже, поэтому проект был свернут.



DH.102

Отказавшись от установки на бомбардировщик DH.101 новых двигателей и выйдя из конкурса по спецификации B.11/41, в компании De Havilland инициировали новый, не менее амбициозный проект — DH.102. Данная разработка получила условное наименование Mosquito II, он разрабатывался как замена скоростного бомбардировщика DH.98 «Москито». В общих чертах новый самолет должен был повторить своего предка. Однако машину планировалось оснастить двумя двигателями Rolls-Royce Merlin 61 с двухскоростным нагнетателем (на первом этапе рассматривались двигатели Rolls-Royce Griffon). При этом бомбардировщик должен был стать трехместным, а его кабина экипажа — герметичной. Возрастала и его бомбовая нагрузка — до 5000 фунтов (2268 кг). А вот расчетная скорость самолета была меньше. По своим размерам DH.102 должен был превзойти DH.98, но был меньше чем DH.101
Министерством авиации были заказаны два прототипа нового самолета, которые получили серийные номера MP478 и MP481, была начата их постройка.

Модель DH.102, www.modelaircraftmagazine.com


Однако в самой компании De Havilland к этому проекту со временем начали относиться без должного энтузиазма, отдавая предпочтение другим разработкам. Приоритет к осени 1942 года был отдан реактивному истребителю DH.100 (знаменитый в будущем «Вампир»), а также двухмоторному истребителю DH.103 «Хорнет», также оснащенному двумя двигателями Merlin 61. При этом установка данного двигателя на уже производимые обычные «Москито» позволила высвободить силы инженеров компании на реализацию более перспективных проектов. А заказчик в лице военных согласился с доводами De Havilland и 26 декабря 1942 года аннулировал выданный заказ на самолеты DH.102

Реактивный «Москито»

Уже в январе 1942 года началось рассмотрение проекта реактивного «Москито», который планировали оснастить двумя ТРД Halford H.1. В Великобритании это был второй реактивный двигатель. Он создавался Фрэнком Халфордом с апреля 1941 года. При этом в 1943 году его компанию купила De Havilland, и двигатель в дальнейшем стал известен как De Havilland Goblin. Вариант реактивного бомбардировщика «Москито» так и не получил внутреннего индекса компании. Его обозначали просто — Aircraft A (Самолет «А»). Вариант этого реактивного самолета, датированный июнем 1942 года, отличался следующими характеристиками: максимальная скорость — 716 км/ч на высоте 12 200 метров, бомбовая нагрузка — 2000 фунтов (907 кг). Размах крыльев самолета должен был составить 19,81 метра, длина — 15,09 метра. Оба параметра были меньше таковых у проекта DH.101, но больше, чем у серийно выпускаемых «Москито», а вот бомбовая нагрузка была полностью идентичной.

Модель DH.102 с реактивными двигателями, www.modelaircraftmagazine.com


В компании считали, что новые ТРД будут существенно более простыми по конструкции, чем поршневые двигатели Napier Sabre, однако окончательно отказаться и забыть о них не могли, разрабатывая и вариант «Самолета Б» (Aircraft B). Интересной особенностью поршневой машины было использование соосных воздушных винтов. Работы над двумя этими проектами были остановлены на стадии еще предэскизного проектирования. К большому сожалению, по всем перечисленным проектам до наших дней сохранилось очень мало графических материалов.

DH.103 Hornet

Следует отметить, что в годы Второй мировой войны не произошло дальнейшего развития концепции бомбардировщиков «Москито», но оригинальный «Комар», благодаря работам по усовершенствованию значительно продвинулся вперед к 1945 году, оставаясь все так же неуловимым для своих противников. В то же время истребительная ветвь «Москито» получила дальнейшее развитие в виде отличного, очень скоростного двухмоторного истребителя DH.103 Hornet, который выпускался серийно.

Эскизное проектирование этого дальнего истребителя сопровождения началось еще в сентябре 1942 года. Макет самолета был показан спустя 5 месяцев. Он вобрал в себя все лучшее от предшественника и вызвал неподдельный интерес в министерстве авиационной промышленности Великобритании. В июне 1943 года серийный выпуск истребителя DH 103 был официально признан приоритетной задачей. Первый DH 103, который получил собственное имя Hornet (Шершень), был выпущен 20 июля 1944 года. Машина совершила свой первый полет 28 июля того же года. К моменту капитуляции Японии удалось изготовить всего 60 таких самолетов в модификации Мк.1. Истребители начали поступать с завода на аэродром в Хартфилде с конца 1944 года. Первые из этих машин были облетаны в феврале 1945 года. Головной самолет серии был направлен в летно-исследовательский центр, где проходил государственные испытания. Во время испытаний самолет смог достичь скорости 760 км/ч на высоте 6700 км, отличный показатель для поршневого истребителя.

DH.103 Hornet


Данный дальний истребитель сопровождения опоздал на свою войну и практически не участвовал в боевых действиях после Второй мировой, однако сумел отличиться в другом. В сентябре 1949 года два серийных «Шершня» выполнили рекордный беспосадочный перелет в Гибралтар в честь очередной годовщины воздушной битвы за Британию. Самолет лейтенанта Пиблса, стартовавший с аэродрома Бовингтон, преодолел все расстояние со средней скоростью 575 км/ч, а после его возвращения 19 сентября капитан Карвер повторил маршрут с еще большей крейсерской скоростью — 701 км/ч.

Источники информации:
http://warspot.ru/2852-selektsiya-britanskih-komarov
http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/gb/dh98_mosquito.htm
http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-velikobritanii/de-khehvillend-dh-98-moskito.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/dh103.html
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    28 марта 2016 08:06
    Английский истребитель «Москито» (De Havilland «Mosquito») в СССР на аэродроме НИИ ВВС после аварии.

    Самолет «Москито» В.IV с бортовым номером DK296 был передан советской стороне осенью 1943 года в Англии и 20 апреля 1944 года экипажем в составе летчика старшего лейтенанта И.Д. Полосухина и штурмана лейтенанта Кекишева был перегнан своим ходом в Москву на аэродроме Внуково. Там, на базе 1-й авиадивизии, самолет пробыл недолго и ни разу не поднимался в воздух. С 25 апреля он уже находился в ЛИИ НКАП на аэродроме Кратово, где начались летные испытания. Ведущим инженером являлся B.C. Панкратов, пилотировал самолет Н.С. Рыбко. Тщательное изучение конструкции «Москито» преследовало цель определения возможности его лицензионной постройки в СССР. Однако, по заключению специалистов ЦАГИ, сама конструкция и аэродинамика самолета не демонстрировали ничего принципиально нового, а невозможность доставки в СССР большого количества бальсового дерева и развертывание производства двигателей «Мерлин» окончательно заставили отказаться от этой идеи.

    15 мая генерал-майор А.И. Кабанов со штурманом П.И. Переваловым на борту перегонял «Москито» на аэродром НИИ ВВС, где собирались продолжить испытания. Но на посадке летчик не справился с управлением, бомбардировщик развернулся влево, сошел с полосы на грунт и снес шасси. Экипаж не пострадал, но машина была безнадежно повреждена и более не восстанавливалась. Единственный попавший в СССР «Москито» после аварии разобрали на отдельные агрегаты, розданные в различные организации для изучения.
    1. 0
      28 марта 2016 15:40
      Скорее всего, это легенда. Просто самолёт разобрали для изучения.
  2. 0
    28 марта 2016 08:10
    «Москито» (De Havilland Mosquito FB. Mk VI) 143-й эскадрильи (No. 143 Squadron RAF) ударного крыла «Банф» (RAF Banff Strike Wing) в полете.
    1. 0
      28 марта 2016 16:18
      Техники подвешивают НАР.
  3. +2
    28 марта 2016 09:54
    Статья интересная и довольно подробная. Автор почему-то мало уделил внимания самолету ДХ-103 "Хорнет". Советские специалисты заинтересовались этим самолетом примерно осенью 1944 года и выразили желание приобрести лицензию на полный цикл его производства.Для своего времени машина обладала исключительно высокими летно-техническими характеристиками,была цельно-металлической конструкции,могла совершать посадку на авианосец,допускалась установка радара.
    Пилоты отмечали хорошую управляемость и несколько больший по сравнению с "Москито"уровень шума в кабине. При всем этом "Хорнет" требовал более высокой культуры производства и квалификации рабочих,в сравнении с Пе-2.Возможно именно это, наряду с отказом в продаже английских моторов и необходимостью перевода массово-габаритных характеристик в метрическую систему,было главным препятствием в организации производства на советских заводах.
  4. +2
    28 марта 2016 10:01
    Красивая машина...Спасибо..
    1. xan
      +2
      28 марта 2016 13:35
      Мне тоже нравится. Пожалуй самый красивый самолет Британии времен ВМВ.
  5. 0
    28 марта 2016 10:22
    Москито не бомбардировщик, а скорее разведчик.
    Но статья безусловно интересная. Про реактивный Москито я , например, впервые слышу.
    1. +3
      28 марта 2016 13:43
      Москито не бомбардировщик, а скорее разведчик.

      "Москито" создавался именно как скоростной бомбардировщик. Основой (по количеству выпущенных) была бомбардировочная модификация B Vk.IV , а типовая нагрузка - 4 бомбы калибром 500 фунтов(227кг). Необходимо отметить, что практически всю войну британское министерство авиации с маниакальным упорством пыталось пропихнуть на "Москито" установку оборонительного вооружения. Конструкторы фирмы "Де Хевилленд" делали вид,что занимаются проработкой этого вопроса, но на самом деле дальше разговоров дело не шло.
      1. 0
        28 марта 2016 15:42
        Не просто бомбардировщик, а дневной бомбардировщик, который был способен драться с истребителями.
  6. +5
    28 марта 2016 10:48
    Жаль что автор забыл упомянуть что "базой" для Москита послужил рекордный гоночный "Комет", да и количество модификаций явно значительно больше чем тут изложено... (кстати были варианты и с турелью)
    В общем могу рекомендовать куда более подробную статью на эту тему: http://www.airwar.ru/enc/bww2/dh98.html
  7. +2
    28 марта 2016 12:27
    Цитата: parusnik
    Красивая машина...

    Поддержу.)))
    Впервые прочитал о нём в журнале "Моделист-конструктор", там тоже была довольно подробная статья с чертежами.
  8. +2
    28 марта 2016 13:18
    Статье плюсанул. Хотя, Сергей, про такие культовые машины можно правильней было бы написать более крупную статью, а точнее даже 2-3 статьи. Там есть о чем рассказать
    1. 0
      28 марта 2016 16:00
      Цитата: qwert
      Статье плюсанул. Хотя, Сергей, про такие культовые машины можно правильней было бы написать более крупную статью, а точнее даже 2-3 статьи. Там есть о чем рассказать

      Поддерживаю полностью.Машина этого заслуживает.
    2. +1
      28 марта 2016 19:27
      Цитата: qwert
      такие культовые машины

      А в чем Вы видите "культовость" "Москито"? Да, самолет интересный, с не менее интересной боевой биографией, но в других ВВС не нашлось место его подражаниям, в отличии от действительно "культовых" И-16 и Ме-109...
      1. +1
        28 марта 2016 19:56
        Цитата: svp67
        Цитата: qwert
        такие культовые машины

        А в чем Вы видите "культовость" "Москито"? Да, самолет интересный, с не менее интересной боевой биографией, но в других ВВС не нашлось место его подражаниям, в отличии от действительно "культовых" И-16 и Ме-109...

        Необычня машина.
        Фанерная. И вместе с тем скоростная, быстрее многих истребителей. Высотная.
        Это скорее рекордный самолёт чем военный.)))
  9. +1
    28 марта 2016 21:46
    Мое личное мнение по вопросу применения на Восточном фронте.
    Я думаю, что у нас бы Мосси не пошел по следующим причинам.
    1. Необходимость в более качественном обслуживании, что не всегда можно было обеспечить, один бензин с числом 100 чего стоит.
    2. Тактика применения. Москито-самолет "булавочных уколов". На Восточном фронте Красной Армии был более нужен самолет "большой дубины". Это, кстати, косвенно подтверждает тот факт, что в американских ВВС подобный самолет так и не появился.
    3. Все свои замечательные летные данные Мосси показывал на высотах более 6000 метров, на Восточном фронте бои шли на 2-3 тысячах.
    4. Применяемый для Москито низковысотный профиль полета привел бы к гигантским потерям от МЗА Германии.
    4. Как ночной истребитель на Восточном фронте Мосси был не нужен, т.к. больших ночных рейдов люфтваффе не производило.
    5. Как штурмовик-ну, это даже не смешно.
    Словом, машина прекрасная, но для соответствующего театра военных действий.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      29 марта 2016 15:03
      вы хотите сказать, что бомбер среднего радиуса действия с нагрузкой в тонну и огромной скоростью не заменил бы ИЛ-4 и ДБ3? Особенно, с американским новым прицелом для бомбометания.
      у Пе-2 нагрузка была не лучше, пикировали они далеко не всегда. Так что ниша для большой работы у него была. А то, что мы использовали в огромных количествах уязвимые для ПВО ил-2, не только плюс, но и минус.
  10. 0
    28 марта 2016 22:54
    Читайте книги!!! ПРОСЛАВЛЕННЫЙ «МОСКИТО». ДЕРЕВЯННЫЙ АВИАШЕДЕВР ЧЕРЧИЛЛЯ

    Автор : МЕДВЕДЬ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
  11. +1
    29 марта 2016 23:36
    Слыхал, что немцы тоже хотели построить свой "москито" (деревянный двухмоторный скоростной). Вроде основной причиной неудачи немцев было уничтожение их завода по производству специального клея. Это, кажется, был сорок четвертый и немцы не успели возродить производственную цепочку. Хотя, это, видимо, не единственная причина. Читал, что деревянная конструкция облегчала получение очень чистых аэродинамических форм (отсутствие заклепок и стыков дюралевых листов). Это способствовало увеличению доли поверхности с ламинарным обтеканием и, как следствие, снижению сопротивления и повышению скорости.
  12. 0
    29 марта 2016 23:47
    Это, кстати, Та-154. Проблемы у него были с качеством изготовления и с прочностью. Использовать их предполагалось, в основном, как ночной истребитель. Тогда это был один из важнейших типов самолетов для Германии, несчадно бомбардируемой по ночам. Хотя, установка бомбового прицела на этот аппарат тоже предполагалась. Так что последоватили у "москито" в других странах, все-таки, были, но не очень удачные.
  13. 0
    3 апреля 2016 02:26
    Оч впечатляет такая бомба...

    Armourers wheel a 4,000-lb HC bomb (‘Cookie’) for loading into a De Havilland Mosquito B Mark IV (modified) of No. 692 Squadron RAF at Graveley, Huntingdonshire. No. 692 Squadron was part of the Light Night Striking Force of No. 8 (PFF) Group, which specialised in fast, high-flying night raids on Germany, particularly Berlin. The specially-modified Mosquitos were fitted with bulged bomb-bays in order to accommodate ‘Cookies’.

    http://ww2today.com/4-december-1944-nightmare-in-a-mosquito-30000-feet-above-aac

    hen
  14. 0
    3 апреля 2016 08:52
    Цитата: andrey-ivanov
    Москито не бомбардировщик, а скорее разведчик.

    "Москито" создавался именно как скоростной бомбардировщик.

    Ну вообще-то такой концепт был традиционным для британцев:
    тот же Бристоль Бленхейм;
    тот же Бристоль Бофайтер...
    Все три машины были и оч удачными скоростными бомбардировщиками, и - ввиду отличной тяговооруженности и высокой скорости - вполне подходили для истребительных целей.
    Так что британцам, благодаря их успехам в моторостроении, оч удачно удалось решить вопрос двухмоторного многоцелевого самолета, способного решать оч широкий круг задач.
    Ни в СССР, ни в Германии с таким ярким и таким решением как Бленхейм, как Бофайтер, как Москито не сложилось...
    Да и в США пожалуй тоже - тот же Дуглас А-20 до Бофайтера или Москито ну никак не дотягивал...