Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции

18
Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


Участие флота, морской пехоты, разведчиков, ударной авиации в Петсамо-Киркенесской операции вскоре после войны стали объектом тщательного изучения, а результаты этих исследований неоднократно, в различной форме, появлялись в отечественной литературе. Действия же войск ПВО страны в ходе освобождения советского Заполярья и Норвегии, напротив, малоизвестны. В то же время использование частей зенитной артиллерии и истребительной авиации в этих сражениях было весьма активно и разнообразно.

В сентябре 1944 года Ставка ВГК дала задание Карельскому фронту подготовить и провести Петсамо-Киркенесскую операцию. В решении этой задачи участвовали 14-я армия, 7-я воздушная армия, соединения и корабли Северного флота; к проведению операции привлекались 1-й корпус ПВО (командир полковник И.Ф. Короленко) и 122-я истребительная авиационная дивизия ПВО (командир полковник Ф.А. Погрешаев).

В середине октябре 1943 года ГКО преобразовал Мурманский дивизионный район ПВО в корпусной; а спустя полгода он был реорганизован в 1-й корпус ПВО.

Привлечение частей Войск ПВО страны к Петсамо-Киркенесской операции вызывалось необходимостью прикрыть ударную группировку Карельского фронта, важнейшие объекты фронтового (армейского) тыла и фронтовые коммуникации. Советское командование учитывало, во-первых, что авиация германского 5-го воздушного флота действовала в этот период большей частью над полем боя и по объектам прифронтовой полосы; во-вторых, что 14-я армия не располагала достаточным количеством сил и средств противовоздушной обороны и, в-третьих, требовалось усилить фронтовую авиацию и артиллерию, которым предстояло оказать содействие наземным войскам в преодолении развитой и глубоко эшелонированной вражеской обороны.

Германские войска на протяжении трех лет вели совершенствование своей обороны на петсамо-киркенесском направлении. Этот район представлял собой полосу горной тундры вдоль морского побережья. Участок от Баренцева моря до г. Ухты прикрывался немецким 19-й горнострелковым корпусом 20-й горной армии. Ко времени начала операции его поддерживали боевые самолеты 5-го воздушного флота в количестве 160 единиц.

Начиная с осени 1944 года, количество налетов германской авиации на промышленные объекты Кольского полуострова и Кировскую железную дорогу уменьшилось. Это было следствием возросшего противодействия средств Мурманского корпусного района ПВО и необходимостью переброски значительной части бомбардировочных эскадр с аэродромов Норвегии и Финляндии на центральный участок восточного фронта, где фашисты терпели одно поражение за другим. Резко снизилось количество пролетов самолетов ВВС противника. Так, в 1942 году в пределах Мурманского района ПВО зарегистрировано 10095 самолето-пролетов, в 1943 их было 5435, а в 1944 году - лишь 1186.

Все налеты вражеской авиации на Мурманск в 1944 году успешно отражались войсками ПВО. Например, в ходе одного из ночных налетов из 19 бомбардировщиков, прорывающихся к городу, три Ju-88 были уничтожены, а остальные отогнаны. Так же неудачно закончилась попытка единственного дневного налета 17-ти истребителей Bf.109 и FW-190. Они не смогли преодолеть огонь ПВО; два истребителя противника были сбиты. В последующем совершать налеты на Мурманск гитлеровцы уж не решались даже в тех случаях, когда в порту находились под разгрузкой транспортные суда караванов наших союзников.

Было еще одно обстоятельство, повлиявшее на снижение количества бомбардировочных и разведывательных вылетов противника непосредственно в район Мурманска. На аэродроме Луостари гитлеровцы установили несколько радиолокационных станций, чтобы следить за действиями нашей авиации. Советские истребители, выполнявшие учебно-тренировочные полеты (в этот период летчики 122 иад ПВО осваивали технику пилотирования на самолетах ЯК-7Б и ЯК-9), они приняли за непрерывно патрулирующие над городом пары. Из общего количества 1186 пролетов самолетов, сделанных немцами в 1944 году, 1010 (85 %) пришлось на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал и лишь 176 (15%.) - на район Мурманска.

В этот период прикрытие гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала осуществлял 404 отдельный зенитный дивизион МЗА.



Воздушная обстановка того периода всесторонне учитывалась при разработке предстоящей операции. Было сконцентрировано большое количество зенитных средств на направлении главного удара. Артиллерии 14-й армии во взаимодействии с частями 1-го корпуса ПВО предстояло, как подчеркивалось в оперативной директиве фронта от 29 сентября 1944 г., «подавить артиллерийско-минометную группировку врага, обеспечив наступающим частям прорыв обороны противника, форсирование р. Титовка и выход в район Луостари, Петсамо».

В соответствии со стоящей задачей, в 1-м корпусе ПВО развернулась тщательная подготовка к операции. Зенитным подразделениям и частям предстояло не только осуществить выдвижение на новые огневые позиции, но и приобрести необходимый опыт в проведении артиллерийской подготовки. На интенсивно проходивших занятиях отрабатывались вопросы взаимодействия с остальными родами войск, развертывание на огневых позициях, стрельба прямой наводкой и т.д. Одновременно зенитные батареи, дивизионы и полки выполняли свою главную задачу - надежно прикрывали Мурманск и Кировскую железную дорогу.

Большие и сложные задачи предстояло выполнить авиации. К участию в операции было привлечено в общей сложности около 1000 самолетов, т. е. превосходство над противником было шестикратным. Оперативной директивой штаба фронта от 29 сентября 1944 г. перед ВВС была поставлена задача совместно с артиллерией взломать оборонительную полосу противника, дезорганизовать его управление войсками, связать маневр оперативных и тактических резервов и разгромить их на подходе к полю боя, подавить артиллерийско-минометную группировку, прикрывать танки и мотопехоту в период развития операции и развертывания действий при преследовании отходящего противника.

Для авиационного обеспечения ударной группировки, помимо фронтовой авиации и ВВС флота, выделялась 122 иад ПВО. Ее летчикам приходилось действовать в крайне неблагоприятных условиях: трудности базирования (отсутствие пригодных аэродромных площадок, сложность строительства новых ВПП, слаборазвитая дорожная сеть); сложные метеорологические условия (пасмурная погода, низкая облачность, обилие осадков); частые и сильные магнитные бури, порой полностью исключавшие использование радиосвязи; и, наконец, сложность визуальной ориентировки в полете.

Учитывая эти факты, командование ПВО усовершенствовало в подготовительный период к операции систему наведения истребителей. Была разработана принципиально новая сетка наведения, опирающаяся в своей основе на данные радиолокационных станций. Для организации взаимодействия на КП зенитной артиллерии выделялся оперативный дежурный от 122 истребительной авиадивизии ПВО, что позволяло командованию своевременно вносить коррективы в принимаемые решения. Благодаря оптимальному использованию имеющихся возможностей для наведения истребителей в условиях Заполярья, четкой организации руководства, летчики дивизии успешно выполнили свои задачи.

Поскольку в Петсамо-Киркенесской операции 122 истребительной авиадивизии ПВО предстояло решать не только основную задачу по прикрытию Мурманска и объектов Кировской ж/д, но и действовать совместно с частями фронтовой авиации над полем боя, штаб 7-й воздушной армии своевременно и тщательно разработал план взаимодействия. Здесь были учтены особенности базирования авиации (фронтовой и ПВО), разработана система взаимной информации о воздушной обстановке, согласованы вопросы боевого применения частей ВВС. В плане указывались цели, подлежащие уничтожению, время и наряд самолетов.



Большое значение для взаимодействия имело совместное расположение пунктов управления. Положительную роль сыграла посылка офицеров связи со средствами связи во взаимодействующие авиационные, а также общевойсковые соединения. Офицеры связи тщательно изучили первую линию обороны врага и уточнили цели, подлежащие уничтожению в период авиационной подготовки атаки. Одновременно была детально отработана система обозначения линии боевого соприкосновения, в целях исключения удара по своим частям.

В подготовительный период летчики 122 иад вскрывали систему обороны, важные вражеские опорные пункты, группировку его войск, базирование авиации. Они помогали определить состояние дорог и переправ на участке нанесения главного удара, выгодные для высадки десантов прибрежные районы и посадочные площадки для самолетов. Данные воздушной разведки оказали неоценимую помощь командованию фронта.

6 октября 1944 г. 122 иад ПВО перешла в оперативное подчинение командующего 7-й воздушной армии, но продолжала обеспечивать прикрытие Мурманска и Кировской железной дороги. Вечером штаб дивизии получил боевой приказ, в соответствии с которым летчикам предстояло в период массированных ударов наших штурмовиков и бомбардировщиков блокировать аэродромы противника в Луостари и Салмиярви; в промежуток между вылетами для прикрытия самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации находиться в готовности и уничтожать самолеты противника, не допуская их на поле боя и в прикрываемый район.

Советское наступление началось утром 7 октября. Силами 99-го и 131-го стрелковых корпусов была прорвана главная полоса обороны противника. После чего наши войска форсировали р. Титовку и закрепились на ее западном берегу. Из-за сложных метеорологических условий авиация смогла начать свои действия во второй половине дня. 122 иад ПВО обеспечивала действия ударных самолетов, наносивших штурмовые удары по германским опорным пунктам в районе озера Чапр, прикрывала на поле боя стрелковые части и соединения. Было совершено 30 самолетовылетов; встреч с авиацией противника не произошло.

8 октября летчики дивизии прикрывали наступающие стрелковые соединения у оз. Чапр и переправу через реку Титовку. Они осуществили 90 самолетовылетов, провели три групповых воздушных боя. Восьмерка Як-9 под командованием подполковника Михайлова в 2 км юго-западнее оз. Лойявр завязала бой с 12 самолетами противника. Хотя численное превосходство было на стороне немцев, они предпочли выйти из боя и скрыться. При этом один FW-190 сбит. В 11 час. 50 мин. в этом же районе четыре Як-7б (769 истребительный авиаполк ПВО) уничтожили два Bf.109.



На следующий день над полем боя разгорелись напряженные воздушные бои. Во второй половине дня два звена прикрывали бомбардировщики, действовавшие по аэродрому Луостари. Гитлеровцы подняли в воздух истребители. Завязался бой. Советские летчики обратили противника в бегство, сбив при этом один самолет. Бомбардировщики успешно выполнили поставленную задачу.

Поддерживаемые авиацией и огнем артиллерии войска 14-й армии, в ходе трехдневных боев, несмотря на упорное вражеское сопротивление, прорвали германскую тактическую оборону на направлении главного удара и, развивая успех, вели наступления на Петсамо и Луостари. Враг, неся большие потери, был вынужден отойти. 12 октября наши войска овладели важным узлом дорог - Луостари, а в ночь на 15 октября - Петсамо. В эти дни летчики 122 иад ПВО прикрывали выдвижение стрелковых частей и танков в район Луостари. Было произведено 106 самолетовылетов; в групповых воздушных боях сбито два Bf 109.

Авиация противника, лишенная своих основных аэродромов, поспешно начала перебазирование в Северную Норвегию. Оттуда его одиночные самолеты ночью и небольшие группы днем пытались поддерживать свои отходящие войска. Отмечались также случаи разведки самолетами Ju-88 и Bf.109 наших коммуникаций и объектов в границах 1-го корпуса ПВО. В октябре 1944 года в его пределах было зафиксировано 284 пролета самолета противника.

Ведя активную борьбу с ВВС противника, зенитные части 1-го корпуса ПВО уничтожили 23 вражеских самолета. После освобождения от немцев населенных пунктов Заполярья производился маневр зенитными частями и подразделениями 1-го корпуса ПВО; в частности, для прикрытия города и порта Петсамо туда был передислоцирован 19 озад. Благодаря умелому маневру зенитной артиллерии удалось надежно прикрыть важные объекты.

Советские ВВС полностью захватили господство в воздухе. При наступлении сухопутных войск по бездорожью, когда артиллерия и танки не успевали за стрелковыми частями, авиация становилась единственным средством их поддержки. Попытка противника помешать действиям наших ВВС терпели неудачи.

С 16 по 24 октября летчики 122 иад успешно обеспечивали прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, наносящих удары в районе Никель. Они также прикрывали стрелковые части на поле боя, сопровождали самолеты ИЛ-4, транспортирующие боеприпасы и горючее на аэродром Луостари, и, наконец, выполняли задачи ПВО Мурманска и его порта. С этими целями летчики дивизии совершили 316 самолетовылетов.

Всего в ходе Петсамо-Киркенесской операции 122 истребительная авиадивизия произвела 935 самолетовылетов, сбив 31 самолет противника. При бомбоштурмовых ударах, по донесениям экипажей, была уничтожена жилая сила противника, взорван склад с боеприпасами и подавлен огонь двух зенитных батарей. Летчики дивизии успешно обеспечивали действия бомбардировочных и штурмовых частей, совместно с соединениями 7-й воздушной армии лишили противника возможности активно действовать против наших войск на поле боя, а также надежно прикрывали с воздуха Мурманск, его порт и объекты Кировской ж/д.

25 октября была освобождена от фашистов главная база снабжения противника Киркенес. Через два дня наши войска овладели Нейденом и вышли к Наутси. 29 октября от врага была полностью очищена Петсамская область.

Разгром немецких войск на Крайнем Севере имел большое военное, экономическое и политическое значение. Противник был вынужден оставить территорию заполярных районов Советского Союза, Норвегии и отойти на запад почти на 150 км. Мурманск и Кировская железная дорога теперь находились в полной безопасности. В ходе боев советская авиация уничтожила 144 самолета противника.

Характерным в операции было то, что в заполярных условиях зенитные части 1-го корпуса ПВО участвовали в артиллерийской подготовке, а 122 иад ПВО - для выполнения задач фронтовой авиации. Командование 1-го корпуса ПВО производило перегруппировку тех дивизионов, которые участвовали в артиллерийской подготовке. В короткий промежуток времени (оперативная директива фронта была получена 29 сентября, операция началась 7 октября) личному составу зенитных артиллерийских подразделений пришлось осваивать, по существу, новый для них вид стрельбы по наземным целям. Одновременно части ПВО прикрывали от воздушных ударов основную группировку наших войск и важнейшие объекты тыла.



Истребительная авиация ПВО выполняла свою основную задачу - обороняла от ударов вражеской авиации Мурманск и Кировскую ж/д. Кроме того, летчики 122 иад сопровождали бомбардировщики и штурмовики, прикрывали наступающие стрелковые части и соединения, производили штурмовку наземных объектов, блокировали аэродромы противника и выполняли ряд других задач.

В ходе преследования отступавшего противника, с целью прикрытия объектов на освобожденной территории части 1-го корпуса ПВО проводили маневр силами и средствами. Особую роль играла подвижность малокалиберной зенитной артиллерии, которая могла открывать огонь по внезапно появлявшимся вражеским самолетам с колес, не сходя с дороги. Некоторые дивизионы среднекалиберной зенитной артиллерии привлекались для обороны с воздуха объектов растянувшегося армейского тыла. Освобожденные крупные населенные пункты, а также мосты и переправы вначале прикрывали зенитные подразделения войсковой ПВО, затем на смену им приходили части 1-го корпуса ПВО.

31 октября 1944 года 122 иад ПВО было присвоено почетное наименование Печенгской. Несколько раньше 33-й и 426-й озад были награждены орденом Красного Знамени.

Источники:
Иноземцев И. Крылатые защитники Севера. М.: Воениздат, 1975. С. 138-151.
Светлишин Н. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М: Наука, 1979. С. 186-197
Комаров Н. Войска ПВО страны в Петсамо-Киркенесской операции. // ВИЖ. 1973. №10. С.28-32
Румянцев М. Разгром врага в Заполярье (1941—1944 гг.) . М.: Воениздат, 1963. С. 122-143, 187-191, 236-257.
Группа авторов. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. М.: Военное издательство, 1968. С.232-237.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 апреля 2016 06:41
    Спасибо, интересный обзор
  2. +3
    7 апреля 2016 07:37
    Цитата: parusnik
    Спасибо, интересный обзор

    Поддерживаю. Не знал, что ПВО-шную авиацию перебрасывали как ВВС-овскую
  3. +3
    7 апреля 2016 09:07
    Статья неплохая, но зачем в качестве иллюстрации Як-3 полка "Нормандия-Неман" (предпоследняя картинка)?
  4. +2
    7 апреля 2016 09:10
    Мурманск по разрушениям занимает 2-е место после Сталинграда! Нам это еще в школе рассказывали.
  5. +3
    7 апреля 2016 09:11
    А вот так принимали туристов)))
  6. +1
    7 апреля 2016 10:06
    Немцы заметили подготовку Советских войск
    к наступлению, но не успели уйти. Приказ об отступлении
    был отдан, но русские удачно опередили на несколько дней
    и нанесли поражение.

    Финны вышли из войны в августе 1944, подписав договор с СССР.
    Немцам с северной Финляндии уже было нечего ловить...
    1. +1
      7 апреля 2016 10:30
      Где-то читал, что финны нападали на уходящие из Суоми немецкие войска. Интересно, по негласному указанию Маннергейма или "эксцесс исполнителя"?
      1. -2
        7 апреля 2016 11:14
        Не слышал... но их союз был больше
        брак-по-расчету, чем по любви.
        По советско-германским договорам 39 года Финляндия
        была "отдана" СССР. Финны про это прознали.
        Другое дело, что не получилось на практике взять их зимой 40.
        И они оказались в одной упряжке с нацистами. Конечно, свои
        фашисты у финнов были, но, думаю, большинство населения
        "любили" Гитлера и Сталина одинаково.
        Поэтому пострелять немцев "под занавес" - могли.
        1. +3
          7 апреля 2016 11:27
          ""По советско-германским договорам 39 года Финляндия
          была "отдана" СССР""
          хотелось бы узнать по каким таким "договорам" и как именно понимать "отдана"
        2. +2
          7 апреля 2016 15:59
          Цитата: voyaka uh
          По советско-германским договорам 39 года Финляндия
          была "отдана" СССР. Финны про это прознали.
          Другое дело, что не получилось на практике взять их зимой 40.
          И они оказались в одной упряжке с нацистами.

          А что - у СССР были планы взять Финляндию? belay
          Тогда почему их не воплотили в жизнь летом 1940, когда все гранды были заняты разборками в Европе? Ведь тогда даже основные гаранты финнов - Британия и Франция - были абсолютно не в состоянии на чём-то там настаивать.
          Цитата: voyaka uh
          Конечно, свои
          фашисты у финнов были, но, думаю, большинство населения
          "любили" Гитлера и Сталина одинаково.

          Не всё так однозначно. Финны всю войну сидели меж двух стульев.
          С одной стороны они запланировали совместную с немцами войну с СССР ещё до 22.06.41 и даже поделили ТВД с немцами, отдав свои войска на севере в подчинение вермахту. С другой - они старались дистанцироваться от немцев, выдавая свою войну с СССР в 1941 за продолжение СФВ-39 ("Война-продолжение"), и не причисляя себя к союзникам нацистской Германии.
          Причём сидели они не посредине, а постепенно переползая с о стула Оси на стул Союзников. За что и отделались малой кровью. smile

          Что же до любви к Гитлеру или Сталину... понимаете в чём дело - тогдашние финны не любили вовсе не большевиков. Они не любили русских вообще - любого вида и под любыми знамёнами. Резня в Выборге 1918 года тому подтверждением.
      2. +4
        7 апреля 2016 12:38
        По условиям договора с СССР Финляндия была обязана разоружить немецкие войска на своей территории и передать пленных СССР, что и привело к ряду столкновения финнов с немцами. В Финляндии эти события называют "Лапландская война".
  7. +1
    7 апреля 2016 10:34
    В порядке критики: нет фамилий, а ведь в этих краях воевало довольно много лётчиков-асов, в том числе будущий маршал авиации П.С.Кутахов.
  8. -6
    7 апреля 2016 12:52
    На мой взгляд какая то обзорная и слабоватая по фактуре статья. Да и в воздушных операциях Второй Мировой есть намного более эффективные и зрелищные сражения.

    В сентябре 1944 года Ставка ВГК дала задание Карельскому фронту подготовить и провести Петсамо-Киркенесскую операцию.
    Вот это ключевые слова. Напомним, что с лета 1944 года в Германии были свёрнуты программы производства бомбардировщиков и штурмовиков, а с осени 44 даже и производство поршневых истребителей ("шарикоподшипниковый голод"). А с той же осени 1944 года вообще ВВС Рейха получили катастрофический "бензиновый голод" (после уничтожения с воздуха англосаксонской авиацией заводов синтетического бензина Германии и нефтяных скважин Румынии), фактически утрачивая боеспособность с каждым днём.

    А что имеем в сухом остатке ? да только то, что ВВС РККА стали эффективной господствующей в воздухе силой лишь весной-летом 1944 года, когда Люфтваффе фактически "сдулось" из-за изменения стратегических условий.

    Начиная с осени 1944 года, количество налетов германской авиации на промышленные объекты Кольского полуострова и Кировскую железную дорогу уменьшилось. Это было следствием возросшего противодействия средств Мурманского корпусного района ПВО
    А случайно не следствием ли почти полной переброски всех сил Люфтваффе на европейский континент - для попыток остановить воздушное наступление как на Западе, так и на Востоке, + в ПВО Германии ?

    И что то автор никак не приводит соотношение сил сторон - а вообще то именно это оценивается перед началом каждого серьёзного сражения.

    В общем мне лично непонятно, в чём такой триумф данной операции ПВО в условиях серьёзного противодействия противника то ?
  9. +3
    7 апреля 2016 15:32
    Почитайте книгу "Мы дрались на истребителях", Драбкина. Он редактор программ на "Звезде" о вооружениях. Там документальные интервью пилотов, в основном Северного флота и Ленинграда. Великолепные свидетельства рядовых пилотов о войне на всяком хламе, который нам "союзнички" поставляли.
    1. +1
      7 апреля 2016 16:04
      Цитата: буривой
      Великолепные свидетельства рядовых пилотов о войне на всяком хламе, который нам "союзнички" поставляли.

      ИЧХ, сами Союзники летали на том же хламе.
      Напомню, что первые иностранные истребители на Северах - это оставленные британцами "хури" 81-й и 134-й эскадрилий RAF, воевавших плечом к плечу с пилотами СФ.

      Кстати, ВВС СФ на тот момент имели в своём составе даже И-15бис.
  10. ple
    0
    7 апреля 2016 18:42
    спасибо.интересная статья.
  11. 0
    7 апреля 2016 19:00
    И чего минусить ? Что я неправильные вопросы разве задал ? Сайт "Военное Обозрение" - а РЕАЛЬНОГО АНАЛИЗА военной операции то и нет ! Пусть автор даст на них корректные ответы, или сами отвечайте, а гадить из-за угла и кошки могут.
  12. +1
    8 апреля 2016 12:56
    Цитата: Aspeed
    полное господство в воздухе у ВВС было уже после Курской дуги.
    Не полное, а тактическое, во фронтовой полосе. Стратегических операций ВВС РККА так и не проводили после 1941 года.


    Цитата: Aspeed
    И шарикоподшипниковый голод миф,
    Ещё раз позволю напомнить, что после швейнфуртских рейдов 1943 года шарикоподшипниковый голод Рейха всё больше усиливался - хотя заводы восстанавливали и немцы увеличивали их производство, диверсифицировав их выпуск и построив ещё ряд предприятий, но авиация союзников постоянно била в одну из самых уязвимых точек. Шарикоподшипники есть везде... а когда их нет - значит выпуск всего затруднён.

    А с лета-осени 1944 к этому добавлялся бензиновый и транспортный коллапс, охватывавший территорию Рейха благодаря воздушному наступлению западных союзников.

    О каком триумфе ПВО Мурманска можно говорить когда почти весь противник ушёл в Европу ? Лучше бы автор рассказал, как советские ВВС в Карелии позволили немцам довести в предыдущий период Мурманск до состояния руин Сталинграда ?