Первые гвардейские корабли Советского Союза

16
Первые гвардейские корабли Советского Союза


Они появились в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны — 3 апреля 1942 года

Морская гвардия России ведет свою историю с первой четверти XIX века. Первая военно-морская часть русской императорской гвардии — Гвардейский экипаж — был сформирован только в 1810 году, на 110 лет позднее первых сухопутных гвардейских частей. После Октябрьской революции было ликвидировано само понятие о гвардии, а возвращение гвардейских званий в советском флоте опять произошло чуть позднее, чем в армии! Первые гвардейские части сухопутных войск в СССР появились 18 сентября 1941 года, а первые гвардейские корабли получили звания гвардейских только 3 апреля 1942 года. Приказом № 72 Народного комиссара Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова гвардейскими стали четыре подводные лодки Северного флота: Д-3 «Красногвардеец», подводная лодка «К-22», «М-171» и «М-174». Из состава Краснознаменного Балтийского флота первыми гвардейскими кораблями стали эскадренный миноносец «Стойкий», минный заградитель «Марти» и тральщик «Гафель». И только один боевой корабль Черноморского флота был удостоен гвардейского звания, но зато это был самый крупный и мощный корабль — крейсер «Красный Кавказ».

Справедливости ради нужно сказать, что чуть раньше гвардейские звания получили морская пехота и морские летчики, сражавшиеся рука об руку с бойцами Красной Армии с первых дней войны. Первой 5 января 1942 года гвардейского звания удостоилась 71-я морская стрелковая бригада, переименованная во 2-ю гвардейскую стрелковую бригаду. 8 января гвардейскими стали еще четыре военно-морских части: три балтийских авиаполка (1-й минно-торпедный и 5-й и 13-й истребительные, после переформированные в 1-й гвардейский минно-торпедный и 3-й и 4-й гвардейские истребительные) и один авиаполк Северного флота — 72-й смешанный, после присвоения звания ставший 2-м гвардейским истребительным. А 18 марта 1942 года звание гвардейского присвоили 75-й морской стрелковой бригаде, ставшей 3-й гвардейской стрелковой бригадой

До конца войны число гвардейских кораблей, частей и соединений советского ВМФ существенно выросло: 18 надводных кораблей и 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиадивизии, 20 авиаполков, два зенитно-артиллерийских полка, бригада морской пехоты и морская железнодорожная артиллерийская бригада. Последним гвардейским подразделением на флоте в годы войны 26 сентября 1945 года стал 6-й истребительный авиаполк, после присвоения переименованный в 22-й гвардейский истребительный авиаполк Тихоокеанского флота.

Но как бы ни были велики заслуги морских пехотинцев и морских летчиков, флот — это в первую очередь боевые корабли. Именно поэтому днем рождения морской гвардии в советском ВМФ принято считать именно 3 апреля 1942 года. А первые гвардейские корабли достойны того, чтобы пусть коротко, но рассказать о судьбе и боевом пути каждого из них.

Гвардейская подводная лодка Д-3 «Красногвардеец»


Подлодка Д-3 была третьей лодкой первого советского проекта больших подводных лодок — серии I. Заложена на Балтийском заводе 5 марта 1927 года, 14 ноября 1931 года вошла в состав морских сил Балтийского моря, а 21 сентября 1933 года, совершив переход из Ленинграда в Мурманск — в состав Северной военной флотилии. В феврале 1935 года подлодка, задействованная в операции по обеспечению деятельности первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1» впервые в истории мирового подводного флота совершила 30-минутное подледное плавание. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила семь боевых походов и не вернулась из восьмого. Д-3 стала первой в ВМФ СССР подлодкой, удостоенной и звания Краснознаменной (орденом Боевого Красного знамени «Красногвардейца» наградили 17 января 1942 года), и звания гвардейской. По официальным данным советской стороны, на счет «Красногвардейца», совершившего 12 торпедных атак и выпустившего 30 торпед, записаны 8 потопленных судов общим водоизмещением 28 140 брт и одно поврежденное водоизмещением 3200 брт.

Гвардейская подводная лодка «К-22»


Эта субмарина фактически повторила судьбу Д-3: те же восемь боевых походов, последний из которых закончился исчезновением лодки, то же вступление в строй сначала Балтийского, а потом уже Северного флота. Лодка была заложена в Ленинграде на заводе № 196 5 января 1938 года по проекту серии XVI — самых крупных советских подлодок довоенного периода — и уже через десять месяцев спущена на воду. 7 августа 1940 года лодка вошла в состав Балтийского, а 30 октября 1941 года, после перехода по Беломорско-Балтийскому каналу — Северного флота. На боевом счету К-22 числится 9 потопленных судов — транспортных и вспомогательных, а также боевых кораблей. 7 февраля 1943 года субмарина в последний раз вышла на связь с подлодкой К-3, с которой совершала совместный боевой поход, и больше о ней ничего не известно.

Гвардейская подводная лодка «М-171»

Подлодка типа «Малютка» XII серии заложена на заводе №196 в Ленинграде 10 сентября 1936 года, через 10 месяцев спущена на воду, а 25 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота под литерой М-87. Полтора года спустя, 21 июня 1939 года лодка, пройдя Беломорканалом, добралась до Мурманска и вошла в состав Северного флота уже под обозначением М-171. Именно с этой литерой лодка и заслужила свою боевую славу, совершив за годы Великой Отечественной войны 29 боевых походов, выполнила 20 торпедных атак, выпустила 38 торпед и записала на свой счет два достоверных трофея: потопленный 29 апреля 1942 года немецкий транспорт «Curityba» (4969 брт) и поврежденный 29 января 1943 года германский транспорт «Ilona Siemers» (3245 брт). Подлодка служила в составе советского ВМФ до 1960 года: в 1945-м она вернулась на Балтику уже в качестве подводного минного заградителя, в 1950-м перешла в подкласс учебных, а 30 июня 1960 года, после 23 лет службы, исключена из списков судов ВМФ.

Гвардейская подводная лодка «М-174»


Как и подлодка М-171, М-174 была заложена в Ленинграде, но чуть позже — 29 апреля 1937 года, и при закладке получила литерное обозначение М-91. 7 июля 1938 года ее спустили на воду, а 21 июня 1938 года она вошла в состав Балтийского флота. На Север обе «Малютки» попали одновременно, совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу с 15 мая по 19 июня 1939 года. В состав Северного флота лодку включили 21 июня 1939 года уже с именем М-174, и она успела совершить один боевой поход во время Зимней войны 1939-40 годов, правда, не добившись успеха. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 17 боевых походов, но из последнего, начатого 14 октября 1943 года, не вернулась. Во время службы М-174 совершила 3 торпедные атаки и выпустила 5 торпед, записав на свой счет достоверно подтвержденный немецкий транспорт «Emshörn» (4301 брт), потопленный 21 декабря 1941 года.


Подводная лодка, потопившая фашистский транспорт, подошла к причалу базы. Фото: ТАСС

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий»

Этот эсминец был заложен в Ленинграде, на заводе №190 26 августа 1936 года по самому массовому довоенному проекту советских эсминцев. 26 декабря 1938 его спустили на воду, а 18 октября 1940 года «Стойкий» вступил в строй и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Он воевал с первого же дня войны, а славу этому кораблю принесло участие в уникальной операции по эвакуации советского гарнизона полуострова Ханко. Отряд кораблей для этой операции был сформирован 30 октября 1941 года, и в него, помимо многих других, вошли «Стойкий» и два других первых гвардейских корабля на Балтике — минзаградитель «Марти» и тральщик «Гафель». Но именно на «Стойком» держал флаг командующий эскадрой и руководитель операции вице-адмирал Валентин Дрозд, чье имя кораблю присвоили 13 февраля 1943 года, после гибели командующего. Эсминец прослужил на Балтике до 1960 года, последнее время — в качестве судна-цели.

Гвардейский минный заградитель «Марти»


Это самый старший среди всех первых гвардейский кораблей советского ВМФ. 1 октября 1893 года его заложили на датской верфи как царскую паровую яхту «Штандарт», и после спуска на воду 21 марта 1895 года он стал любимой яхтой последнего русского императора Николая II. В 1917 году на его борту располагался Центробалт — командование революционных матросов, а после легендарного Ледового похода из Гельсингфорса в Кронштадт яхту поставили на хранение. И только в 1936 году корабль вернулся на службу: его переоборудовали в минный заградитель. Войну «Марти», получивший это имя в 1938 году, встретил 22 июня на рейде Таллина, а уже в ночь на 23 июня вышел на первую боевую постановку мин. Всего за время войны «Марти» совершил 12 боевых походов, поставил 3159 мин и сбил 6 самолетов противника. Он оставался в строю до 1961 года, принеся последнюю пользу флоту как корабль-мишень для ракетных стрельб.


Минный заградитель «Марти». Фото: wikipedia.org

Гвардейский тральщик «Гафель»

Еще один участник легендарного похода к Ханко, тральщик «Гафель» был заложен в Ленинграде 12 октября 1937 года по проекту 53у — самому массовому проекту базовых тральщиков 1930-40 годов. 23 июля 1939 года он вступил в строй и вошел в состав Балтфлота. Участвовал в Зимней войне, встретил войну в Кронштадте, прославился как активный участник эвакуации защитников Ханко, занимался тралением до конца войны и закончил службу на флоте 1 сентября 1955 года.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»


Был заложен в Николаеве в 1913 году как легкий крейсер «Адмирал Лазарев», но в 1918 году строительство прервали. Возобновилось оно только в 1927 году, уже после того, как корабль переименовали в «Красный Кавказ». Он вступил в строй 25 января 1932 года, став самым современным на тот момент кораблем советского флота — и последним в его составе, который был заложен еще в царской России. Войну крейсер встретил в Севастополе, и уже 23 и 24 июня занялся постановкой минных заграждений на подходах к Севастопольской гавани. «Красный Кавказ» участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийском десанте в конце декабря 1941 года. Именно в Феодосии 4 января 1942 года во время бомбежки крейсер получил тяжелейшие повреждения, которые на полгода поставили его на ремонт. Но уже в августе 1942-го «Красный Кавказ» вернулся в строй, и служил до 21 ноября 1952 года, когда, уже разоруженный и превращенный в корабль-мишень, сослужил последнюю службу, приняв в себя противокорабельную крылатую ракету с бомбардировщика Ту-4. Символично, что произошло это в районе Феодосии, а из списков судов флота корабль исключили 3 января 1953 года.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 апреля 2016 07:57
    Спасибо, за рассказ о морских гвардейцах..
  2. 0
    10 апреля 2016 07:57
    Статье плюс.Довольно интересно,но надо бы указать командиров кораблей,под чьим командованием они получили это звание.
  3. +5
    10 апреля 2016 09:31
    И только один боевой корабль Черноморского флота был удостоен гвардейского звания, но зато это был самый крупный и мощный корабль — крейсер «Красный Кавказ».

    Я полагаю, что за десанты в Феодосии (первый- под огнем полевой артиллерии, второй - под бомбами пикировщиков) корабль заслужил звание гвардейского. Но назвать его самым крупным (при наличии у ЧФ линкора "Парижская Коммуна" и двух КРЛ, превосходивших его размерами) и мощным (с учетом того, что главный калибр крейсера (4 -180-мм) даже счетно уступал новейшим черноморским "Молотову" и "Ворошилову", а по факту был небоеспособен в силу выгорания стволов) - это, уважаемый автор, просто пять с плюсом.
    Справедливости ради нужно сказать, что чуть раньше гвардейские звания получили морская пехота и морские летчики, сражавшиеся рука об руку с бойцами Красной Армии с первых дней войны

    Ничуть не оспариваю присвоение гвардейцев морпехам. Советская морская пехота, даже по отзывам дойчей, нечто совершенно легендарное. Упаси Господи бросить какую-то тень на сухопутную нашу пехоту, которую воевавший на Восточном фронте Меллентин, с чисто солдатской прямотой назвал "одним из столпов существующего миропорядка" (я, между прочим, цитирую дословно), но ЭТИ... ЭТО... в общем, даже по стандартам советских войск (у русских смерть не является уважительной причиной...) это было что-то с чем-то.
    Но морской авиации-то за что?!
    На боевом счету К-22 числится 9 потопленных судов — транспортных и вспомогательных, а также боевых кораблей

    Жаль только что по немецким данным ни одно из этих судов так и не было потоплено.
    Гвардейская подводная лодка «М-174»

    Совсем другое дело - за один только заход на рейд Линахамари. Хотя как можно было промазать по стоячему транспорту с расстояния в километр - непонятно.
    Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий»

    Воевал достойно. Но ничего экстраординарного за ним не числится, как, впрочем, и за остальными перечисленными в статье кораблями.
  4. PPD
    +1
    10 апреля 2016 09:50
    Цитата: Андрей из Челябинска

    На боевом счету К-22 числится 9 потопленных судов — транспортных и вспомогательных, а также боевых кораблей

    Жаль что ни К-1 ни К-3 не были оценены по достоинству.Одна чемпион среди Катюш по утопленным минами, другая
    по торпедам-артиллерии. По реально потопленным, а не приписанным.
    Не отрицая достоинств и заслуг Красного Кавказа, стоит заметить, что почётное право войти первым в Севастополь в 44г. предоставили Красному Крыму. То же Гвардейскому.
    P.S. Да а 1 транспорт и 2 мотобота за К-22 числятся. Но норвежские.
    1. +1
      10 апреля 2016 11:31
      Цитата: PPD
      Да а 1 транспорт и 2 мотобота за К-22 числятся. Но норвежские.

      Спасибо, не знал. А что за транспорт? Буду премного благодарен, если подскажете название.
      Цитата: PPD
      Жаль что ни К-1 ни К-3 не были оценены по достоинству.

      Это уж как всегда - наказание невиновных и награждение непричастных. Хотя единственная торпедная атака К-1 вроде бы безрезультатна, но вот на минах, ею выставленных... да.
      А К-3 уже за одно всплытие и атаку артиллерией преследовавших ее кораблей смело можно было гвардейское звание давать. И ведь победила, и один сторожевик (пускай даже из сейнера переделанный) потопила. Вот не перепились еще мужики на земле русской!
  5. -1
    10 апреля 2016 10:08
    Если не брать в расчёт немецких подводников, разработавших и успешно применявших тактику "волчих стай", действия флотов всех остальных стран, участвовавших во второй мировой войне, выглядят сумбурными, если не сказать - бездарными. Скорее всего, из-за неустоявшихся взглядов на тактику и стратегию морских операций. Победы в крупных морских сражениях одержаны скорее волею случая или из-за явных ошибок проигравшей стороны. По причине своей явной слабости, советские флоты в крупных сражениях участия не принимали. Самые крупные и боеспособные корабли оказались заперты в акваториях Балтийского и Чёрного морей, где польза от них была весьма сомнительна. Личное мужество моряков не подвергаю сомнению. Награждать их было за что. Но присвоение звания "гвардейский" кораблю, который по сути своей лишь инструмент, это красивый пропагандистский ход, а не признание реальных боевых заслуг.
    1. PPD
      +1
      10 апреля 2016 10:32
      Цитата: Верден
      Но присвоение звания "гвардейский" кораблю, который по сути своей лишь инструмент, это красивый пропагандистский ход, а не признание реальных боевых заслуг.

      Совершенно невозможно с Вами согласиться! Заслуги того же Красного Крыма неоспоримы.
      Да и не его одного. Отсутствие крупных морских сражений на балтике и в чёрном море- это не повод ставить под сомнение заслуги флота.И уж тем более не говорит а его слабости. Немцы завалили балтику минами-зачем, если флот слабый. Мол мы с вами морское сражение устраивать не будем-вы слишком слабые!? Коль флот ноль на палочке-то кто мешал воплотить в жизнь пропагандистский лозунг-линкор Тирпиц на Неве у Эрмитажа. Да и у Мурманска он так и не появился. А ведь СФ и вправду силой не отличался. Потопление лесовоза Ижора-вот она истинная мощь Германского оружия. laughing
    2. 0
      10 апреля 2016 14:14
      Цитата: Верден
      из-за явных ошибок проигравшей стороны.

      Чьи-то победы это всегда чьи-то ошибки. yes
      Цитата: Верден
      где польза от них была весьма сомнительна.

      Именно поэтому древние балтийские линкоры усиленно бомбила немецкая авиация. wink
      Цитата: Верден
      Но присвоение звания "гвардейский" кораблю, который по сути своей лишь инструмент, это красивый пропагандистский ход

      А объединениям, соединениям и воинским частям? По Вашей логике это вообще просто толпа солдат, а не конкретная героическая личность. И да, это, по сути, пропагандистский ход, но ничего плохого в этом нет, звание гвардейца накладывает на военнослужащего определенные обязательства, что сильно влияет на боеспособность.
      1. 0
        10 апреля 2016 14:30
        А я и не говорил, что такой пропагандистский ход - это плохо. Войны без пропаганды не бывает. Что до линкоров. Да, их орудия оказывали несомненную помощь осаждённому Ленинграду на начальном этапе. Однако, ресурс стволов главного калибра на кораблях дореволюционной постройки был практически исчерпан. У того же "Севастополя" при ведении огня вместе со стволами вылетали фрагменты лейнеров. Повреждённому "Марату" деваться было некуда, а "Октябрьская революция" длительное время была тщательно замаскирована и, чтобы не нарушать маскировку, огня не открывала. С задачами по артиллерийскому прикрытию города вполне смогли бы справиться наземные батареи. Назначение флота несколько иное. Оставив базу в Таллине, балтийский флот оказался практически в полной изоляции и не мог выполнять возложенные на него задачи. А атаки немецких бомбардировщиков проводились не только ради достижения стратегических и тактических результатов. Для немцев пропаганда была не менее важна. Шутка ли, отправить на дно "Октябрьскую революцию"!
        1. 0
          10 апреля 2016 16:24
          Цитата: Верден
          Повреждённому "Марату" деваться было некуда, а "Октябрьская революция" длительное время была тщательно замаскирована и, чтобы не нарушать маскировку, огня не открывала.

          Длительное время это когда? Сентябрь-октябрь линкор активно работал по берегу до тех пор, пока немца не удалось остановить. Дальше всю зиму латал пробоины.
          Цитата: Верден
          С задачами по артиллерийскому прикрытию города вполне смогли бы справиться наземные батареи.

          У Вас это так звучит, как-будто линкоры просто от нечего делать по берегу палили. Не хватало наземных батарей, никаких не хватало. Если бы наземные батареи справлялись, то линкорам не было смысла ГК стрелять.
          Цитата: Верден
          Для немцев пропаганда была не менее важна. Шутка ли, отправить на дно "Октябрьскую революцию"!

          По Вашей логике, "Марата" можно было не топить, на хрен им француз сдался? laughing
          1. -1
            10 апреля 2016 22:21
            "...и следствии сильного износа каналов стволов орудий главного калибра, достигавшего 59-77 %, командование флота использовало корабельную артиллерию только в крайних случаях. В 1942 году линкор привлекался для контрбатарейной стрельбы лишь дважды. Стрельбы производили артиллеристы противоминного калибра." И. Ф. Цветков, "Линкор "Октябрьская революция". Это ответ на первый вопрос.
            А заодно и на второй. Поначалу развлекались даже тем, что из главного калибра стреляли шрапнелью по аэростатам наблюдения. Потом это прошло.
            Использование флота можно считать эффективным лишь тогда, когда он действует на коммуникациях противника и ведёт активные наступательные и оборонительные действия. Консервация военных кораблей на базах - ущербная идея. На северном флоте от линкоров было бы гораздо больше пользы. С "Тирпицем" справились бы вряд ли, а вот с "Шеером" - запросто. Что до "Марата", то не подвернись вовремя банка, на которую удалось его посадить, был бы на дне однозначно. И так почти всю войну был не корабль, а береговая батарея.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    10 апреля 2016 11:01
    Цитата: PPD
    Совершенно невозможно с Вами согласиться! Заслуги того же Красного Крыма неоспоримы.

    Вы читайте внимательнее, что другие пишут. Да, люди воевали отважно, и это факт. Но при чём здесь железо, пусть и самое совершенное? Никто ведь не присуждал звание "гвардейского" отдельно взятым автоматам или лопатам? А поводы, думаю, были. А про Балтику... Из-за обилия минных полей её называли "суп с клёцками". И наших мин там было ничуть не меньше, чем немецких. Именно они, а не почти исчерпавшие свой ресурс устаревшие линкоры, предотвратили визит кригсмарин в Ленинград. Нашего надводного флота немцы, увы, не слишком опасались. А вот допустить на свои коммуникации наши подводные лодки, базировавшиеся в большом количестве на Балтике, большого желания не имели. Результат - большой уровень потерь среди подводников Балтфлота при малом количестве побед. Что, разумеется, печально.
    1. 0
      10 апреля 2016 16:01
      Цитата: Верден
      Если не брать в расчёт немецких подводников, разработавших и успешно применявших тактику "волчих стай", действия флотов всех остальных стран, участвовавших во второй мировой войне, выглядят сумбурными

      Агась. Вот, к примеру, рейд на Перл-Харбор и захват огромнейших территорий Японией - сумбур из сумбуров. И как-только американцы их потом столько лет выколупывали оттуда?
      Цитата: Верден
      если не сказать - бездарными.

      Ну, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны
      Цитата: PPD
      Победы в крупных морских сражениях одержаны скорее волею случая или из-за явных ошибок проигравшей стороны

      Осмелюсь спросить, и кто же и в чем ошибси в битве при Матапане? В битве у Марианских островов? У Саво? В Коралловом море? При Лейте? Какие явные ошибки совершил Доорман в своем последнем бою?
      Цитата: Верден
      Да, люди воевали отважно, и это факт. Но при чём здесь железо, пусть и самое совершенное?

      Нет никакой разницы в названии гвардейской, скажем, дивизии, и корабля
      1. 0
        10 апреля 2016 22:46
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Агась. Вот, к примеру, рейд на Перл-Харбор и захват огромнейших территорий Японией - сумбур из сумбуров. И как-только американцы их потом столько лет выколупывали оттуда?

        Пирл-Харбор - это вопрос не к японцам, а к американцам. При внимательном изучении фактов всё больше склоняешься к мысли, что это действительно была подстава Рузвельта, ради того, чтобы США вступили в войну. Звучит цинично, но в противном случае приходится признать, что в военном руководстве базы на Филиппинах находились одни клинические , что весьма сомнительно. Избиение у мыса Матапан (битвой такое не назовёшь) - явная ошибка технического руководства итальянского флота, вовремя не оснастившего корабли радарами. Прочие перечисленные сражения - это скорее навал стенка на стенку, чем серьёзное воплощение тактических и стратегических замыслов. Вы ещё скажите, что битва у Ютландских островов - верх флотоводческого гения.
        А насчёт гвардии... Нет разницы между гвардейской дивизией и гвардейским флотским экипажем. А между дивизией и кораблём - есть.
  8. exo
    0
    10 апреля 2016 11:58
    "Это самый старший среди всех первых гвардейский кораблей советского ВМФ. 1 октября 1983 года его заложили на датской верфи как царскую паровую яхту «Штандарт»".....
    Думаю,год закладки надо поправить :)
    А так-интересная статья.Плюсую
  9. PPD
    0
    10 апреля 2016 12:01
    Цитата: Андрей из Челябинска

    Спасибо, не знал. А что за транспорт? Буду премного благодарен, если подскажете название.

    11 декабря 1941г. встретила 3 мотобота 1 на верёвке. утопила 2-Альпар и Боргар.
    19 января 1942-Вааланд (106брт)-тот вез почту и продукты. Тогда же стреляла в Мимону-та сидела на камнях-
    "потопила". Правда через месяц тот же пароход в том же месте " потопила" с-101. Тот сидел на камнях. laughing
    По результатам перехваченных переговорах, наши посчитали, что груз-полушубки для немцев. Отсюда и звание.
  10. Комментарий был удален.