Железный конь: как мотоциклы использовали в военных действиях

77
Железный конь: как мотоциклы использовали в военных действиях


С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней

Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.


MOTOR SCOUT



Первая мировая война

К началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.



Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.





В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.


БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86



НЕМЕЦКИЙ BMW R32



BMW R35




Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.


НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800


СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600


СОВЕТСКИЙ Л-8



Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.



О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.



Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.


«УРАЛ» ИМЗ-8.107

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    23 апреля 2016 05:22
    НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К750...
    Ездил на таком ... smile тарахтит как трактор но мощно по грязи ездит зараза.

    Дед владелец рассказал что трофей с ВОВ.
    1. +11
      23 апреля 2016 06:04
      Отличная статья.

      И написанно почти о всех марках мотоциклов.
      1. +9
        23 апреля 2016 06:36
        Мотоциклы сыграли в первую половину ВОВ,исключительную роль для вермахта,как массовое и дешёвое транспортное средство.
        После 1-й мировой немцам было запрещено выпускать оружие, но мототехника в этот список не входила.
        И в 24-ом году компанией BMW был собран первый серийный BMW R32.



        BMW R71
        1. +2
          24 апреля 2016 09:24
          А где "пресловутые" MG на колясках? Господа режиссёры, обратите внимания, что пулемёты на колясках не стоят, а то что ни фильм у вас, так на каждом мотоцикле пулемёт. И ещё, в армии нацистское приветствие не применялось, это чисто партийное приветствие, так что не заставляйте "немецких" солдат вскидывать руку "Найль...".
        2. +2
          25 апреля 2016 14:07
          Отъездились, вонючие...
      2. +21
        23 апреля 2016 09:25
        Цитата: cosmos111
        Отличная статья

        Да, согласен, а автор где? Побольше таких статьей, а то превратили ВО в политическую помойку!ИМХО!
        1. +1
          23 апреля 2016 10:45
          Цитата: Nikoha.2010
          Побольше таких статьей, а то превратили ВО в политическую помойку

          Точно,Сергей.

          1929 год военная модификация модифицированная мотоцикла" Francis-Barnett Model 12", рабочий объем 350 кубов.
          1. +2
            23 апреля 2016 11:21
            Закончим с Британскими межвоенными.

            1.Мооцикл для военных " Sunbeam" .

            2."3/1 343cc CV Single-Cylinder".

            3. 1935 млдель модель 3S, одноцилиндровый мотоцикл с рабочим объемом двигателя 343 кубиков.

            4.Модифицированная модель ,для военных нужд ,гражданского мотоцикла "Rudge Witworth "Rapid".

            5.Компания "Ariel"1939 год представила ,для военных одноцилиндровые 247-кубовые .

            "BSA War Office 498cc V-Twin "с ножным переключением передач выпускался с 1933 по 1937 годы.
            6."Royal Enfield Model WD/D "с двигателем рабочим объемом 248 кубических сантиметров.

            7."BSA B20" с 249-кубовым одноцилиндровым двигателем модели 1937-1938 года.
            "Norton 16H "
            1. +9
              23 апреля 2016 12:54
              Движки хорошие у британцев, без базара, но вот отсутствие задней подвески напрягает. Именно поэтому от итальянских моциклов той поры и плющит неподеццки! wassat

              Фактически эндуро Moto Guzzi Alce


              Мощнейшие амортизаторы Benelli 500 VLM



              Или маятник Gilera Militar 500

            2. +6
              23 апреля 2016 13:00
              У немцев DKW NZ 350 нравится, но он все же гражданский мотоцикл, который послужил прототипом нашего Ижа-350. Чисто внешне глаз радует! wassat

            3. +3
              23 апреля 2016 13:04
              Кстати у французов тоже свой оппозит был, Gnome-Rhone AX2, массивная рама как у Цундаппа.

              1. +1
                23 апреля 2016 16:45
                Цитата: kugelblitz
                но вот отсутствие задней подвески напрягает.


                Не считали нужной.
                У Харлея так же не было задней подвески,только подпружиненные сидения.

                Harley-Davidson WLA ,Франция 1944 год.


                В 1935 году компания BMW разработала модель R12. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой и гидравлической задней подвеской.
        2. +3
          23 апреля 2016 10:45
          а то превратили ВО в политическую помойку! Nikoha.2010
          Это потому, потому, что в политике каждый мнит себя Энштейном. С наукой и техникой сложнее. Ляпнешь что-нибудь не то, и за умного уже не сойдёшь...
        3. +2
          23 апреля 2016 19:26
          Цитата: Nikoha.2010
          превратили ВО в политическую помойку!

          "Война есть продолжение политики иными средствами." К.Клаузевиц
        4. +2
          24 апреля 2016 09:36
          Странное у вас мнение, что военное обозрение может обойтись без политики. Кстати тут и раздел есть "Вооружение". Я вам так скажу, что Гитлер перед нападением на какую-то страну, всегда несколько раз откладывал нападения... так я вам так скажу, это не от того, что оружия не хватало, это от того, что политическая обстановка была не благоприятная и нападение могло обернуться против него. Он сначала ждал, когда рассорятся союзники, и тогда нападал. Он всю Европу политическими интригами завоевал. Сейчас много споря: почему Гитлер дал англичанам эвакуироваться на остров в 1940 году? Когда французы увидели, что Гитлер с Англией не воюет, а англичане не собираются воевать за Францию и "брызнули" к себе домой, то и им воевать не захотелось... алес капут, Гитлер в Париж входит парадным строем. А французы до сих пор обвиняют англичан в предательстве. Политика ... и минимальные потери с максимальными результатами. Кто исключает политику изучая войну, никогда не поймёт, почему и кто победил.
    2. +8
      23 апреля 2016 07:53
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Дед владелец рассказал что трофей с ВОВ.

      Дядька с войны смог мотоцикл Шкода в деревню привезти. Ездил на нём до начала 70-х., потом отдал своему племянничку. И только мой брательник ушатал его окончательно году в 75-76...
      Мой зав. кафедрой в УрГУ Кобелев Л.Я. во время войны был командиром взвода мотоциклетной разведки танковой бригады. В одной такой разведке он и получил тяжелейшее ранение, которое чуть не сделало его инвалидом...Но зато в последствии страна получила прекрасного физики и организатора науки.
      1. +3
        23 апреля 2016 10:46
        Цитата: злой партизан
        Но зато в последствии страна получила прекрасного физики и организатора науки.

        Блин, здорово!Я благодаря своему деду, дослужился до капитана. У меня любимая жена, сын всех просто рвёт на соревнованиях таких, как ГТО. Я тоже думаю, что не зря жил! Эх надо пивка выпить!
  2. +6
    23 апреля 2016 05:58
    Во второй мировой неожиданно показалось,что мотоциклы и джипы -эффективное оружие.На Западе,где экономика была ориентирована на гражданский сектор,где была обширная авто и молоциклетное строилельство-было легче,сделали военные модификации изделий.В СССР строили танки и грузовые автомобили-мотоциклам и легковым особенно не занимались.Трудно в военное время перестраивать экономику,вести экспериментальные работы в этой сфере.Да были отдельные модели,но и производились по чайной ложке.Пользовались ленд-лизом и трофеями. hi
  3. +6
    23 апреля 2016 06:28
    ИМЗ-8.1030
    "УРАЛ" ПТУР "Конкурс".
  4. +8
    23 апреля 2016 06:40
    Германские "мототачанки" smile
    1. 0
      24 апреля 2016 09:45
      Я тут что-то не допёр?! Каски на мотоциклистах офицерские, не ниже майора, а на заднем плане два солдата в французских касках "блинах". На правом мотоциклисте подошва у сапога без "гвоздей". Похоже что британцы фотографируются с трофеями. Ну не майоры же в парадных касках на мотоциклах ездили, да и форма на солдатах больше на союзническую смахивает.
  5. +7
    23 апреля 2016 06:45
    Triumph 494 cc SV Single-Cylinder с тремя колесами вряд. 1926 г. Великобритания.
    1. +3
      23 апреля 2016 10:57
      Цитата: Штык
      Triumph 494 cc SV Single-Cylinder с тремя колесами вряд. 1926 г. Великобритания.

      Александр hi ,выложили фото,почти одновременно.

      Но были и другие модели:
      1928 год,лёгкий 250-кубовый трехколесный мотоцикл OEC .
  6. +13
    23 апреля 2016 06:49
    Welbike - необычный мотоцикл Второй Мировой войны, состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы и весил всего 32 килограмма...!!!
    Односкоростной байк развивал скорость до пятидесяти километров в час. Без дозаправки мог проехать до 145 километров. В период между 1942 по 1945 год было выпущено 3853 штук, но далеко не многим удалось поучаствовать в операциях УСО. Большая часть Welbike была отдана парашютному полку и использовалась в Арнеме, Нидерланды, во время операции «Маркет гарден». Среди солдат «Welbike» получил прозвище «Famous James (известный Джеймс)». Он оснащался 98-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением и односкоростной трансмиссией. Предназначен для использования в спец. операциях, его можно было сбросить на парашюте, упаковав в цилиндрический контейнер диаметром 38 см.
    Мопед собирался и заводился за 15 секунд.
    1. +7
      23 апреля 2016 07:03
      У Итальянцев тоже была такая штука.Итальянский мотороллер для воздушно-десантных войск Vologrufo.Трофейный экземпляр, захваченный британскими войсками.
  7. +6
    23 апреля 2016 06:53
    Welbike в парашютном контейнере.
  8. +3
    23 апреля 2016 06:54
    Последнее фото прям мотоциклетный апофеоз войны.
  9. +2
    23 апреля 2016 06:56
    В 1926 году,В Британии был выпущен экспериментальный мотоцикл"Triumph 494 cc SV Single-Cylinder " с тремя колесами вряд.
  10. +3
    23 апреля 2016 06:57
    Были у нас на вооружении и Ка-750. С ведущей коляской. Очень проходимый. good
  11. +10
    23 апреля 2016 06:59
    NSU НК-101 (Sd.Kfz.2)
  12. +10
    23 апреля 2016 07:01
    Двухколесная САУ Vespa 150 TAP по праву может считаться самым странным образцом вооружения в своем классе. Удивить кого-то более странной разработкой будет крайне сложно. Боевая машина была создана на базе итальянского мотороллера и безоткатной американской пушки М-20. Создатели Vespa 150 TAP из А.С.М.А. — «Ателье по конструированию мотоциклов и автомобилей» решили, по всей видимости, объединить две вещи: скорость (мотороллер разгонялся по шоссе до 120 км/ч) и огневую мощь, практически танковую. Мотороллер нес на себе 75-мм безоткатное орудие. smile
  13. +4
    23 апреля 2016 07:15
    . Итальянский мотоцикл послевоенного периода Moto Guzzi Mulo Meccanico с колёсной формулой 3х3 - один из самых технически сложных мотоциклов в мире, разработанный специально для горных войск Италии.
  14. Комментарий был удален.
  15. +6
    23 апреля 2016 08:32
    Орудие Курчевского на мотоцикле:
  16. +2
    23 апреля 2016 10:08
    Отличная, очень грамотная статья. Автору - спасибо. Думается, что и в современной армии мотоциклы вполне могли бы найти свою нишу. Хотя бы для мобильных соединений, действующих по принципу "ударил и убежал".
  17. +8
    23 апреля 2016 10:28
    Статье плюс. Жаль что не освещена дальнейшая эволюция военной мототехники до нашего времени включительно. В 60-90 гг военная мототехника в мире развивалась и были интересные конструкции. Продолжает развиваться и сейчас. Как исторический обзор начала-середины 20в. - отлично.
  18. +13
    23 апреля 2016 10:40
    Почему пропущены итальянские мотоциклы? Очень широко применялись в армии Moto Guzzi например и ИМХО были лучше намного Валуя и не уступал Цундаппам, особенно трехколесная версия.









    1. +4
      23 апреля 2016 16:25
      Цитата: kugelblitz
      Почему пропущены итальянские мотоциклы?

      Гусеничный мотоцикл Трактор-цикл (Tractorcycle), Италия. 1931 г.
      (клик)
  19. +1
    23 апреля 2016 11:17
    хороша тема, спасибо


    Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом.


    После окончания войны из оставшихся заделов корпусов этими же фирмами было выпущено ещё около 550 Kettenkrad для сельхознужд. французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные «Кеттенкрады».
  20. +6
    23 апреля 2016 11:24
    Связисты-мотоциклисты. Финляндия. 1940 год.
  21. +2
    23 апреля 2016 11:25
    Цитата: Верден
    Отличная, очень грамотная статья. Автору - спасибо.

    Присоединяюсь. Но, армия, была всё-таки "Красная".
  22. +5
    23 апреля 2016 11:26
    BMW 1936год

  23. +4
    23 апреля 2016 11:28
    Вот реально и спасибо Вам за инфу! hi Всем плюсов наставил! drinks Интересно! soldier
  24. Комментарий был удален.
  25. +4
    23 апреля 2016 11:48
    Колонна мотоциклистов.
  26. +5
    23 апреля 2016 14:05
    У друга м72 1942 года тарахтит как ни в чем не бывало, у меня Днепр 75 года перебрал до винтика раз 10 все что можно поменял, один черт ломался постоянно. Вот как раньше вещи делали.
  27. +3
    23 апреля 2016 14:53
    ПВО Ирана.На параде.
    1. +3
      23 апреля 2016 17:31
      А какую шикарную штуку можно сделать на муравье....)))
  28. +4
    23 апреля 2016 15:13
    Ну тоже вроде военные smile
    На съемках фильма.
  29. +2
    23 апреля 2016 15:20
    Свой посильный вклад внесли и шведы. В 1932 году ими был разработан вариант бронировки мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. И что главное — полностью реализован. Машина получила обозначение Landsverk 210 и поступила в распоряжение датской армии уже под новых индексом FP-3...которая оказалась от неё не в восторге. В итоге мотоцикл списали в 1935 году. Впрочем, идея оказалась заманчивой.
    1. +6
      23 апреля 2016 15:38
      Да даже противотанковые пушки ухитрялись ставить или возить. wassat



  30. +3
    23 апреля 2016 15:44
    Harley-Davidson в Российской армии. 100 лет прошло ...
  31. +1
    23 апреля 2016 15:58
    Бравые российские самокатчики soldier
    (клик)
  32. +1
    23 апреля 2016 16:10
    Войсковой старшина 25-го Донского казачьего полка Хрещатицкий, мотоцикл Indian, 1915 г.
    (клик)
  33. +1
    23 апреля 2016 16:13
    Крутые парни приехали на Harley-Davidson !
    Российская Империя.
  34. +2
    23 апреля 2016 16:18
    Неизвестный бравый мотоциклист.
    Российская Империя.
    (клик)
    1. +2
      24 апреля 2016 09:58
      Если судить по английским сапогам (рыжим) и английским пуговицам, то штабной офицер, но на правом кармане знак за ранение и "георгий" на левой стороне груди, говорят, что бывший окопник, всего скорее, что дослужился до офицерского звания и после ранения попал в штабные. Видимо решил послать фото домой.
  35. +1
    23 апреля 2016 17:03
    Сегодня в Сирии разведка и курьерская связь чуркобесов на мотоциклах в условиях интенсивного противодействия САА и шиитов получили вторую жизнь. Спрос на мото кроссового класса просто огромный особенно у боевиков в горах Латакии
  36. +2
    23 апреля 2016 17:15
    В Германии к началу были марки мотоциклов Zundapp, BMW, DKW , NSU и DKW.

    К 1938 году Германия начала готовиться к готовилась к войне. Количество производимых на гражданский рынок моделей было сокращено со ста пятидесяти наименований до тридцати, а двигатели многих мотоциклов были стандартизованы.
    Многие элементы конструкции были намеренно упрощены,седла, номерные знаки, электрические звуковые сигналы были приведены к единой конструкции.
    Начав войну с большим количеством тяжелых оппозитных мотоциклов BMW и Zundapp с коляской, но к 1944 году ,их количество в вермахте значительно снизилось ,зато возросло количество легких 125-кубовых и 350-кубовых мотоциклов. DKW продолжала выпускать мотоциклы-одиночки на протяжении всей войны с 1939 по 1945 год.

    350-кубовый DKW.
    1. +3
      23 апреля 2016 17:34
      Бельгийский FN(Fabrique d’Armes de Guerre) модель"М 12 SM" оснащалась нижнеклапанным оппозитным двигателем, рабочим объёмом 992-кубических см., четырёхступенчатой коробкой передач в блоке с двигателем и карданным приводом на заднее колесо.
      Состоял на вооружении вермахта.
    2. 0
      23 апреля 2016 17:43
      началу войны были марки мотоциклов Zundapp, BMW, DKW , NSU и DKW.


      Не правильно выразился:ОСНОВНЫЕ марки.

      Мотоцикл компании "Ardie", модель" VF 125" оснащалась 123-кубовым двухтактным двигателем.
    3. +2
      23 апреля 2016 20:20
      Цитата: cosmos111
      350-кубовый DKW.

      Меня мучают смутные сомнения wink
      Иж-49 - брат лихой!
      1. +4
        23 апреля 2016 20:48
        Цитата: Штык
        Иж-49 - брат лихой!


        Все" братья".
        BMW R75 (Урал)


        И,просто фото.
        1. +2
          24 апреля 2016 06:41
          Цитата: cosmos111
          И,просто фото.

          Когда я служил в ГСВГ, у нас в гарнизоне был дорожный батальон. Ребята такие фокусы тоже проделывали на своих мотоциклах! hi
          1. +3
            24 апреля 2016 09:08
            Цитата: Штык
            Ребята такие фокусы тоже проделывали на своих мотоциклах!


            Я,сам проделывал на своём Урале.
            Брат ,со мной боялся ездить по степи.

            Примерно,так.
      2. +2
        24 апреля 2016 10:05
        Напрасно тебя сомнения мучают мучают... слишком много деталей различия, мелочь вроде бы, но даже стойка поддерживающая заднее сидение имеет другой наклон и контур бака.
        1. +1
          24 апреля 2016 17:51
          Цитата: shasherin.pavel
          Напрасно тебя сомнения мучают мучают... слишком много деталей различия,

          После окончания Великой Отечественной на Ижмашзавод приехал заместитель наркома вооружения В.Н.Новиков и узнал о идее воссоздать там былое мотоциклостроение. Директор предприятия С.С.Гиндинсон Сказал, что уже началась подготовка нового производства, но завершить ее только своими силами предполагалось не ранее, чем через год. Для быстрейшего выполнения задуманного в Германию, на фирму ДКВ (г.Цшопау), командировали группу сотрудников Ижмаша. В нее включили главных конструктора и технолога — В.И.Лавренова и В.П.Болтушева и других специалистов. Они перенимали опыт на немецком заводе, а также контролировали отправку специального оборудования, чертежей, технологической документации, незавершенки — деталей мотоцикла модели НЦ-350. По сравнению с довоенным ИЖ-9, мотоцикл НЦ-350 был современнее. В нем применялись петлевая продувка цилиндра, надежный электрогенератор, смонтированные в одном блоке мотор и КПП, резиновые самоподвижные сальники, да и многие другие нововведения. Как только понадобилось помещение для развертывания нового производства — его тут же нашли, и в нем размещали спец. оборудование, прибывавшее из Германии, а к имевшимся станкам изготавливали необходимую технологическую оснастку и приспособления. Пока шла подготовка серийного производства мотоциклов, конструкторы собрали из немецких деталей несколько образцов НЦ-350 и приступили к их испытаниям в окрестностях Ижевска. Адаптацию иностранной модели к нашим дорожным условиям поручили группе конструкторов (В.И.Лавренов, В.П.Камзолов и др.). Разработку конструкторской документации закончили в 1949 г., а сам он был обозначен ИЖ-49. hi
  37. +4
    23 апреля 2016 17:21
    Автору спасибо.Спасибо всем комментирующим, что дополнили.
  38. Комментарий был удален.
  39. +1
    23 апреля 2016 18:59
    - Статья как раз к открытию мотосезона... 7 дней осталось... fellow
  40. +1
    23 апреля 2016 20:32
    Motor Scout по всем приметам скорее всего можно считать первым квадроциклом.
  41. 0
    23 апреля 2016 23:28
    у нас в соседнем дворе в 70е годы стоял черный мотоцикл с коляской а в коляске было отверстие в том месте где раньше было крепление для пулемета мы были уверены что это немецкий мотоцикл и только когда подросли узнали что это наш родной М 72
  42. Комментарий был удален.
  43. +2
    23 апреля 2016 23:56
    МВ 750 - для укладки кабеля П-270. Дифференциал с блокажем, фрикционная муфа и редуктор для привода наматывания.
    1. 0
      24 апреля 2016 09:13
      Цитата: alatanas
      - для укладки кабеля

      BMW(но какой модификации ,определить трудно)
  44. +1
    24 апреля 2016 02:01
    у меня М-72 был, 53-го года. интересный аппарат, но со своими заморочками, как и последующие Уралы и Днепры. Карбюраторы отрепетировать проблематично и жрет много. Юпитер мне роднее.
  45. +1
    24 апреля 2016 21:26
    Современной Российской армии то же нужны мотоциклы(квадроциклы, снегоходы). Разведка, связь. Малый расход топлива, высокая мобильность. Один расчет привезет РПГ7 или "Шмель" и наделает шуму.
  46. +5
    24 апреля 2016 23:13
    Дома стоит, отцовский..1967 года...Иж-Планета-2...можно сказать ближайший потомок тех мотоциклов...
    1. +3
      24 апреля 2016 23:39
      Цитата: Altona
      Дома стоит, отцовский..1967 года...Иж-Планета-2...можно сказать ближайший потомок тех мотоциклов...

      офигенный мотор!в деревне за грибами на таком езжу,класс!
      1. +1
        25 апреля 2016 02:56
        Цитата: ФАНТОМ-АС
        офигенный мотор!в деревне за грибами на таком езжу,класс!

        ---------------------
        Там мотор не родной и амортизаторы сзади изначально были гидро-, телескопические, а не пружинные. Хотел продать, отец не соглашается. Я сам как бы не любитель. А вообще был на ходу. Заводили лет 10 назад.
      2. 0
        27 апреля 2016 00:03
        У меня был иж ю 3к, я купил его еще в школе в 10 классе в 1984 г. Ездил на уроки. К тому времени у меня прав были и мотоцикл был на меня зарегистрирован. Купил за свои деньги, которые заработал на летние каникулы.

        Ломался постоянно. Жалел, что юпитер купил. Планета, с одним цилиндром, мене проблема.

        Смотрю на фото старых мотоциклов и не могу понять. Почему у них такой низкий центр тяжести. Ладно у тех, что с коляской. А те что без, по бездорожью, на таких мотоциклах тяжело. По бездорожью надо центр тяжести повыше. Управляемость лучше.
  47. +2
    25 апреля 2016 09:05
    хорошая статья! Мне от деда мопед достался 50куб.см 2-х скоростной Торпедо 39г выпуска, откатался до 1985г.
  48. +1
    4 мая 2016 19:28
    В России нужны мотоциклы для езды по снегу - снегоходы. Автомобили зимой по лесам и полям не смогут проехать без предварительной подготовки дороги.

    Так что гусеничные мотоциклы пригодились...
  49. 0
    16 сентября 2023 12:01
    Очень интересны статьи про военные мотоциклы, вот бы книги какие-нибудь найти на эту тематику