ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота

14


Всего через месяц в Архангельск прибыли и семь транспортных судов первого союзного каравана. До конца года порты СССР приняли семь таких караванов — от «PQ.0» до «PQ.6», состоявших из 52 судов. Таким образом, только за 1941 год в Архангельск было доставлено из Англии и США 699 самолетов, 466 танков, 330 танкеток и множество других военных грузов. В обратном направлении за этот же период было отправлено 136 000 т леса, руды и другого сырья (всего четыре каравана — от «QP.1» до «QP.4» общим составом 45 судов).

«Максим» на траулере

Помощь союзников шла от берегов Англии и Исландии. Примерно до Шпицбергена охрану этих караванов обеспечивали ВМС Великобритании и США, а в Баренцевом море эстафету принимали советские корабли и самолеты вместе с английскими боевыми кораблями, базировавшимися с лета 1941 года на севере СССР. И все-таки в начале войны наш Северный флот был крайне слаб. Формально он насчитывал 51 вымпел, хотя реальной силой могли считаться лишь 8 эсминцев и 15 подводных лодок. Крупных кораблей в его составе в то время не было вообще. Поэтому уже летом 1941 года наиболее современные гражданские суда Северного пароходства начали спешно вооружать, устанавливая на них несколько 75-мм или 45-мм орудий и пулеметы систем Vickers, Hotchkiss, а то и просто Maxim. После этого бывшие рыболовные траулеры и пароходы передавались Северному флоту уже как тральщики или сторожевые корабли. Именно так ледорез «Федор Литке» превратился в сторожевик СКР-18, ледокольный пароход «Семен Дежнев» — в СКР-19, а обычные траулеры, такие как РТ-33 и РТ-76, — в тральщики Т-894 и Т-911. Безусловно, считать эти суда полноценными боевыми единицами можно было лишь с очень большой натяжкой, а значит, Крайний Север остро нуждался в настоящих военных кораблях.


Корабли-герои
Память об участвовавших в секретной экспедиции «ЭОН-18» кораблях хранится в виде немногочисленных уцелевших фотографий и современных макетов. На фото эсминец «Разумный».


Эсминцы в зимней «шубе»

Именно поэтому приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота. Операция под шифром «ЭОН-18» (экспедиция особого назначения) проводилась в условиях максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе Северного морского пути требовалось завершить до окончания навигации.

Такие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполнялись и раньше. Первая из них, «ЭОН-1», состоялась еще летом 1933 года, когда по Беломоро-Балтийскому каналу из Кронштадта в Мурманск были проведены эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки Д-1 и Д-2. Проходили корабли ВМФ и Северным морским путем. Так, в 1936 году на Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков» (операция «ЭОН-3»), а в 1940 году — подводная лодка Щ-423 («ЭОН-10»). Теперь пришло время переводить корабли в противоположном направлении — из Тихого океана в Баренцево море.

Согласно планам «ЭОН-18», на Северный флот уходили лидер «Баку» и три эсминца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Главным достоинством таких кораблей всегда считался быстрый ход (до 40 узлов!) и высокая маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. Их корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Но эсминцы никогда и не предназначались для плаваний в Арктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. Именно поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. Чтобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что «одевать» пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

Все внутренние помещения эсминцев были утеплены в расчете на предстоящие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм. Кроме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновения со льдами. Бронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопастями, позволявшими выполнять их ремонт в ходе плавания. Все эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга А.И. Дубровина, уже имевшего опыт участия в операции «ЭОН-3». В целях соблюдения режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазирования дивизиона эсминцев на Камчатку.

Авария в тумане

15 июля корабли «ЭОН-18» снялись с якоря и вышли из залива Петра Великого в Японское море. Лидером «Баку» командовал капитан 3-го ранга Б.П. Беляев. Эсминцами — капитан 3-го ранга В.К. Никифоров («Ревностный») и капитан-лейтенанты В.В. Федоров («Разумный») и Н.И. Никольский («Разъяренный»). Начальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, командовавший в 1936 году эсминцем «Сталин» при его переходе Северным морским путем в составе «ЭОН-3». Вместе с боевыми кораблями в поход отправились танкер «Лок-Батан» и транспортные суда обеспечения «Волга» и «Кузнец Лесов».

Через два дня караван миновал Татарский пролив и прибыл в бухту Де-Кастри (ныне — залив Чихачева). В то время южная часть Сахалина и все Курильские острова принадлежали Японии, поэтому для боевых кораблей СССР это был единственный возможный путь в Берингово море. Пополнив в Де-Кастри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в Амурском лимане эсминец «Ревностный» попал в аварию. Двигаясь в густом тумане, он вышел из строя каравана и столкнулся с транспортом «Терней». Весь нос эсминца оказался смят и свернут вправо примерно на 10 м по длине. Корабли «ЭОН-18» простояли на якорях до 19 июля, пока нарком ВМФ не принял решение о сокращении состава каравана.


Один из памятных знаков,
выпущенных к 30-летию героического перехода из Владивостока в Мурманск. Данный знак посвящен эсминцу «Разумный».

Поврежденный «Ревностный» был отбуксирован в Советскую Гавань, где в доке искореженную носовую часть корабля отрезали и изготовили заново из трех новых секций. На десятый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что «Ревностный» безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на Тихом океане. В августе 1945 года, во время боевых действий против Японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на Сахалин в порт Маоку (ныне — Холмск).

А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск. Вечером этого же дня советские эсминцы вошли в Авачинскую губу и стали на якорь в бухте Тарья (ныне — город Вилючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. Через три дня корабли пополнили запасы мазута, который подавался из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. Заправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане. Здесь произошло еще одно ЧП: при подходе к пирсу «Разъяренный» зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. Ремонтные работы проводились на плаву, заняв целую неделю, но избавиться от биения вала так и не удалось. В дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в Диксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще снят.


Эсминец «Разумный»

Внимание — рейдер!

В бухте Провидения к каравану присоединился ледокол «Микоян». С ноября 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Батуми через Босфор и Суэцкий канал к мысу Доброй Надежды, а затем, минуя мыс Горн, прошел через весь Тихий океан на Чукотку. Причем в Эгейском море ледокол был вынужден фактически пробиваться через зону действий ВМС и ВВС Италии и Германии.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка Уэлен встретил первые льды. На следующий день, уже в Чукотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. Двигаться через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов «Микоян» и «Каганович», которые одновременно с караваном «ЭОН-18» обеспечивали проводку пяти транспортных судов со стратегическими грузами. Именно Чукотское море стало самым сложным участком всего перехода. В отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. Так 26 августа в адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Командование ВМС приказывало срочно принять все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с кораблями неприятеля их требовалось атаковать и уничтожить. Любопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый месяц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состоянии. Но в последних числах августа «Адмирал Шеер» сам вернулся в Норвегию, а корабли «ЭОН-18» в это время все еще находились у берегов Чукотки.

Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться.

По этой причине к 15 сентября «Баку» и «Разъяренный» уже пришли в бухту Тикси, а «Разумный» в это же самое время все еще шел через Восточно-Сибирское море. Лишь в Тикси корабли вновь собрались в единый отряд и в дальнейшем двигались только вместе.

К 24 сентября караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка Северного морского пути и в сопровождении ледокола «Красин» прибыл в Диксон.

После тяжелого перехода эсминцы выглядели вполне удовлетворительно, хотя их корпуса и получили небольшие вмятины от сжатия во льдах. Правда, винты «Баку» и «Разъяренного» имели погнутости и трещины, при этом биение вала на «Разъяренном» вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. Заметно снижала скорость кораблей и «ледовая шуба». Так, максимальный ход лидера «Баку» составлял 26 узлов, «Разумного» — 18, а «Разъяренного» — всего 8 узлов по чистой воде.


В ледяных тисках
Эсминец «Разумный» пробирается сквозь Чукотское море. После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

Интересно, что после прибытия каравана в Диксон штаб Беломорской военной флотилии попытался использовать эсминцы «ЭОН-18» в качестве эскорта для ледоколов и транспортов, возвращавшихся из Арктики в Архангельск. Командованию ВМФ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Новые боевые корабли срочно ждали в Мурманске. 9 октября эсминцы покинули Диксон и уже на следующий день прибыли в пролив Югорский Шар. В бухте Варнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 октября благополучно прошли в Баренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. Дело в том, что германская разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив Югорский Шар, хотя точный график их движения противнику был неизвестен. Скрытное минирование пролива выполнила подводная лодка U-592, выставив на выходе из Югорского Шара 24 мины различных типов. Но немецкая субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Баренцево море. Тем не менее 14 октября на одной из этих мин все-таки подорвался транспорт «Щорс», направлявшийся через пролив к западному берегу Новой Земли.

А караван эсминцев благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне — город Североморск) ранним утром 14 октября. На подходе к Кольскому заливу их встретил сам командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, вышедший в море на борту эсминца «Гремящий». Таким образом, за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы СФ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. При автономности хода эсминцев около 2000 миль кораблям пришлось несколько раз пополнять запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера «Лок-Батан». Значительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец «Разъяренный» шел на буксире лидера «Баку».

Таким образом, труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня караван «ЭОН-18» был официально расформирован. В итоге Северный флот пополнился самыми современными кораблями, построенными на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре в 1938—1941 годах.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +7
    14 мая 2016 07:21
    финал
    14 октября командующий встречал лидер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный", которые пришли из Тихого океана по Северному морскому пути. Так исполнилась мечта С. О. Макарова и других русских флотоводцев о возможности маневра силами между морскими театрами России в дни войны. Прибывшие корабли оказались необходимым подкреплением.

  2. TIT
    +5
    14 мая 2016 07:26
    одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее.


    сложно представить , но вот так понятней
  3. TIT
    +8
    14 мая 2016 07:39
    так просто линия
    1. +5
      14 мая 2016 13:50
      Спасибо! Классная схема, всегда не понимал почему к тексту редко прикладывают гео-данные. С пониманием мест приходит понимание всего действия, и статья воспринимается не просто как справочная статья, а как интересный и познавательный рассказ.
  4. +6
    14 мая 2016 07:40
    Спасибо, интересная статья! Суббота началась полезно ))
  5. +3
    14 мая 2016 09:49
    реально боевой поход, в таких условиях да на таких кораблях, это реально подвиг...
  6. +1
    14 мая 2016 10:39
    То, что важнейшими в стратегическом плане флотами на момент начала ВМВ, как впрочем и сейчас, являлись Северный и Тихоокеанский, на мой взгляд, довольно очевидно. Даже если не вспоминать о линкорах, эсминцы и подводные лодки, запертые на Балтике, могли бы оказать серьёзную помощь в ведении боевых действий на северо-западе. Если бы руководство ВМФ СССР осознало это заранее, расширив в Мурманске базу обслуживания и переведя туда хотя бы часть имеющихся кораблей, таких экстремальных походов, как ЭОН-18 не потребовалось бы. А за статью автору спасибо!
    1. +1
      14 мая 2016 12:47
      Цитата: Верден
      Если бы руководство ВМФ СССР осознало это заранее, расширив в Мурманске базу обслуживания и переведя туда хотя бы часть имеющихся кораблей, таких экстремальных походов, как ЭОН-18 не потребовалось бы. А за статью автору спасибо!

      Руководство ВМФ при Кузнецове,осознало ощибку с выбором места для главной базы в Полярном,но было уже поздно.Собирались перед войной перевести на СФ ряд кораблей,в том числе и линкор Октябрьская Революция".Но оказалось что корабли базировать негде.База в Ваенге была не готова.Сказались трудности и безлюдье Севера.http://wikimapia.org/915618/ru/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC
      %D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BAЕсли обманывает Н.Г.Кузнецов,значить обманываю и я.Но до блокады Ленинграда, летом 1941 года всё-таки часть кораблей и подводных лодок перевести на Север.смотрите экспедиции ЭОН-11 и ЭОН-15
      1. +1
        14 мая 2016 13:16
        Руководство ВМФ при Кузнецове,осознало ощибку с выбором места для главной базы в Полярном,но было уже поздно
        Так то-то и оно. Что планы по переводу были - я знаю. Но то, что в случае войны Балтийский флот довольно легко блокируется, стало ясно ещё в Первую Мировую.
        1. +1
          14 мая 2016 14:41
          Цитата: Верден
          Но то, что в случае войны Балтийский флот довольно легко блокируется, стало ясно ещё в Первую Мировую.

          Но так ясно стало и то что для Европейской России Мурманск и Архангельск становятся стратегическими портами.И давайте судить об А.В.Колчаке,не как о Верховном правителе Сибири,а как об учёном-полярнике.Исследования Колчака,Вилькицкого и других полярников в начале 20-го века дали толчок в развитии Севморпути.Можно много писать об этих исследованиях и исследователях,но только ВОВ показала стратегическое значение североморского театра военных действий.Но уже Первая мировая война показала возможность блокады БФ и важность северных путей
  7. +1
    14 мая 2016 11:31
    Тарья и Вилючинск - это разные населённые пункты.
  8. +1
    14 мая 2016 14:34
    Цитата: Верден
    То, что важнейшими в стратегическом плане флотами на момент начала ВМВ, как впрочем и сейчас, являлись Северный и Тихоокеанский, на мой взгляд, довольно очевидно. Даже если не вспоминать о линкорах, эсминцы и подводные лодки, запертые на Балтике, могли бы оказать серьёзную помощь в ведении боевых действий на северо-западе. Если бы руководство ВМФ СССР осознало это заранее, расширив в Мурманске базу обслуживания и переведя туда хотя бы часть имеющихся кораблей, таких экстремальных походов, как ЭОН-18 не потребовалось бы. А за статью автору спасибо!


    Вот как? А чем докажете, что на момент начала ВОВ или ВМВ - СФ, и уж тем более ТОФ были важнее? Кто-то готовил или обещал ленд-лиз, или конвои с Англии? Я лично не припоминаю. С Японией - ненападение, на Севере вообще кроме полярной ночи ничего не было. Ничего тут очевидного нет и не было, крепки Вы задним умом.
    1. +1
      14 мая 2016 15:37
      Цитата: Царь,простоЦарь

      Вот как? А чем докажете, что на момент начала ВОВ или ВМВ - СФ, и уж тем более ТОФ были важнее? Кто-то готовил или обещал ленд-лиз, или конвои с Англии? Я лично не припоминаю. С Японией - ненападение, на Севере вообще кроме полярной ночи ничего не было. Ничего тут очевидного нет и не было, крепки Вы задним умом.

      Про Ленд-Лиз и конвои,тут вы правы, никто не думал.Но нападения Англии на севере опасались.Не Германии а именно Англии.В 30-е годы прошлого века велись совместные с Германией исследования полярного бассейна.А вот с Японией всё по-другому.Напряжённые отношения оставались с начала 20-го века.Ещё с Порт-Артурских событий и боксёрского восстания в Китае.И цепочка этих событий выглядит так: потеря Порт-Артура японцами в1898году и передача его в аренду России. Русско-Японская война 1904-1905гг.Цепь последущих событий на ДВ привели к необходимости создания ТОФ.http://maxpark.com/community/129/content/4957099.
      А если вы имеете ввиду этот пакт,то он не прекратил провокации японцев на наших границах.http://biofile.ru/his/30963.html Прекратились провокации толко после денонсации этого пакта.5-го апреля 1945года.И важность создания МСДВ из которых потом вышел ТОФ ясно осознавали Руководители СССР.Вся проблема была в том что не хватало корабельного состава.И хорошо планы Японии описаны в книге А.Кошкин.<<Кантокуэн-Барбаросса по японски. >>
      1. 0
        14 мая 2016 16:46
        Англии на Севере? Ишь-ты, новости какие. А на "что" Англии было нападать на Севере дальнем? Какими силами и с какими такими дальнейшими последствиями и каким смыслом? Откуда данные? Капец, Гранд-флиту больше заняться нечем было, как по хибарам Мурманска и Архангельска стрелять, а кроме хибар да бараков там особо ничего и не было... Ага, десант Мурманск-Москва.

        Про ТОФ да, просто тупо не было кораблей и мощностей для строительства. Я в далёком детстве книгу читал "Приключения катера "Смелый". Почитайте, как вольготно джапы на нашем Д.Востоке себя чувствовали.

        Но суть не в том, а в том, с чего вдруг СФ и ТОФ ни с того ни с сего стали у гражданина "Вердена" приоритетней БФ и ЧФ?
        1. +1
          15 мая 2016 20:29

          Но суть не в том, а в том, с чего вдруг СФ и ТОФ ни с того ни с сего стали у гражданина "Вердена" приоритетней БФ и ЧФ?
          Да хотя бы с той точки зрения, что в отличии от БФ и ЧФ, СФ и ТОФ невозможно блокировать относительно малыми силами. Нет там на выходе узких проливов, вроде Каттегата и Босфора. Если расценивать флот, как средство защиты побережья, то да, его можно группировать в малых акваториях. А если как активное средство воздействия на противника, то флоту нужен оперативный простор.
  9. 0
    14 мая 2016 14:39
    Хм... Интересно. Не знал что немецкий флот, в районе Новой Земли чувствовал себя как дома...
    1. +1
      14 мая 2016 16:04
      Цитата: AllXVahhaB
      Хм... Интересно. Не знал что немецкий флот, в районе Новой Земли чувствовал себя как дома...

      Есть несколько книг о войне в Арктике.Ковалёв.*Арктическая одиссея.*П.Смит.*Победа в Арктике*.О.Тонина *Война в Арктике.1942год*.Корякин.*Война в Арктике* При желании можно найти информацию.
  10. 0
    14 мая 2016 19:33
    Спасибо с удовольствием прочел о эсминцах - легендарной - 7 серии.
  11. +1
    15 мая 2016 00:49
    Цитата: Царь,простоЦарь

    Про ТОФ да, просто тупо не было кораблей и мощностей для строительства. Я в далёком детстве книгу читал "Приключения катера "Смелый". Почитайте, как вольготно джапы на нашем Д.Востоке себя чувствовали.

    Но суть не в том, а в том, с чего вдруг СФ и ТОФ ни с того ни с сего стали у гражданина "Вердена" приоритетней БФ и ЧФ?

    Почитайте Широкорад:Крейсера которые уничтожил Хрущёв".Вот там действительно факты и обоснования строительства флотов.Теперь,по поводу приоритета СФ и ТОФ, эти театры дают выход в открытый океан.На севере-это выход в Атлантику и соответственно Англия:США и другие рынки ,ТОФ-выход в США и Юго-Восточную Азию.Как показал опыт двух мировых войн,ЧФ и БФ оказались,практически блокированными.Даже англичане во Вторую Мировую,строили специальные суда-прорыватели блокады,чтобы получать из Швеции необходимые стратегические материалы.
    И ещё! С началом ВОВ, в портах Германии,оказалось несколько транспортных судов из СССР,не только тех,что прошли в Германию,но и тех что шли из Англии в советские порты Балтийского моря.Если так любите читать,почитайте книгу Ю.Клеменченко:"Корабль идёт дальше".В ней хорошо описан лагерь интернированных советских моряков торгового флота.Про Чёрное море я не говорю,там тоже свои заморочки с Турцией были.Вот поэтому Верден и отдаёт приоритет СФ и ТОФ.А книги С.Диковского о пограничниках ДВ лежит у меня с детских лет.Жаль автор погиб в 1940 году на Финской войне.Но книга "Приключения катера "Смелый" не может служить документальным подтверждением того,что творили японцы на нашем ДВ,благодаря в том числе,и отсутствию флота.Та же картина творилась и в Арктике,только творили её цивилизованные европейцы:англичане,норвежцы,да и кого там только не было?Так как богатства Севера до 1933 года не охранялись совсем.
    1. 0
      15 мая 2016 11:02
      Гражданин "амурец" зачем тупить?

      Причём тут Широкорад, Хрущёв, транспорты, плен и прочие англичане?
      Подмена понятий. Вопрос в приоритете СФ и ТОФ над ЧФ и БФ на начало ВМВ и ВОВ, а не на 23.06.41 и не 60-е гг.
      Если Вы внятно не можете изложить позицию свою, почему и из-за чего эти флоты должны быть первостепенными на те времена (гр. "верден" вообще молчит), давайте закончим диалог.
      1. +1
        15 мая 2016 23:57
        http
        Цитата: Царь,простоЦарь
        Гражданин "амурец" зачем тупить?

        Хрущёв здесь ни причём.В этой книге Широкорад приводит документы и ссылки на документы в архивах,как бесчинствовали японцы,норвежцы,англичане на наших северных и дальневосточных морях в 20-30-е годы ХХ-века. У него приведены цитаты и ссылки на документы погранохраны НКВД,доклады с мест и другие примеры бесчинств иностранцев на территории СССР.А приоритеты СФ и ТОФ в том что уже 1-я Мировая война показала как легко блокируются флоты ЧФ и БФ.Причём блокировка Босфора создала проблемы как туркам,так и России.В годы ВОВ вся нагрузка приемке грузов полученных по линии внешней торговли легла на порты Севера и ДВ.А вот защищать транспорты было нечем.Были бы у нас достаточно мощные флоты СФ и ТОФ,я допускаю,но не утвеждаю,потери транспортов и грузов на Севере были бы значительно меньше,а японцы не посмели бы закрыть проливы.Это ссылка на то как вели себя японцы на ДВ.http://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43918461337/Moskva-prinimayet-reshenie
        -vyistupit-protiv-YAponii
        1. 0
          16 мая 2016 00:03
          Да ё-моё! Разговор слепого с глухим, опять про конвои. Всё, я закруглился.