Полупогруженный «транспорт-стратег» Поднебесной: как американцы на «Гуан Хуа Коу» нарвались

28

Крупнейший китайский полупогружаемый транспортно-десантный корабль-платформа «Гуан Хуа Коу». 68-метровая ширина его палубы позволяет брать на платформу крупногабаритные грузы, к примеру, крупную нефтеплатформу, до 3-х кораблей класса «фрегат» или «эсминец». «Ворота» (пространство между задними швартовочными надстройками) позволяют увеличить длину полезного груза (при ширине до 35,7 м) до 208,4 м, т.е. транспорт может перевозить корабли классов «крейсер» или «вертолётоносец». Полупогружаемые транспорты данного класса смогут поддержать соединения флота КНР абсолютно в любой точке Мирового океана, что открывает первый этап глобального присутствия Поднебесной в «Большой игре»


Когда в военном командовании какого-либо развитого государства со статусом региональной сверхдержавы речь заходит о проведении стратегической военной операции с применением собственного флота, либо об участии своих ВМС в военно-морской группировке коалиции, тут же возникает вопрос о показателях автономности военно-морского соединения, а также его боевой устойчивости, которые зависят от очень многих факторов этого сложнейшего плавучего «организма»: от ТТХ и сетецентрических способностей корабельных БИУС до верно просчитанных арсеналов ракетного/торпедного/артиллерийского вооружений, материально-технического обеспечения и запасов продовольствия с пресной водой. Расчёт должен исходить из заранее спрогнозированных ударного и оборонительного потенциалов противника, а также удалённости театра военных действий от собственных и дружественных авиабаз и военно-морских баз. Зачастую, все ресурсы подготовленной к военной операции корабельной, либо авианосной ударной группировки соответствуют или превышают средства, которыми располагает противник, но часто бывают и исключения, которые требуют лучшего технологического уровня собственных корабельных ЗРК, ПКРК, ПЛУР и т.д. Такой вариант справедлив для гипотетического противостояния России с НАТО. Очень большое значение для АУГ и КУГ в этих случаях имеет присутствие достаточного количества судов обеспечения, спасательных судов, кораблей специального назначения, минно-тральных кораблей, кораблей-госпиталей, либо внедрения данных функций в корабли основных классов.

Огромное значение для автономности также имеет водоизмещение судов обеспечения и специального назначения, среди которых отдельным «козырным» классом выделяются полупогруженные морские транспорты/десантные платформы/сухие доки, способные перевозить ремонтную, продовольственную и оружейную базу соединения на десятки тысяч километров, перебрасывать десантные единицы (десятки быстроходных катеров с пехотинцами, патрульные катера, десантные суда на воздушной подушке), принимать на борт и поднимать над уровне моря корабли классов «корвет», «СК», «фрегат» для быстрого устранения неисправностей, связанных с повреждениями корпуса ниже действующей ватерлинии, либо на движителях и рулевых элементах, расположенных на баллере. Конечно, тип поднимаемых кораблей зависит от водоизмещения полупогруженного судна.

Так, голландские полупогруженные грузовые корабли MV «Blue Marlin» и его систершип MV «Black Marlin» успели отличиться достойным количеством уникальных грузовых перевозок; в особенности, первый. В 2000-м году он доставил в США (Паскагулу) эсминец УРО DDG-67 USS Cole, повреждённый начинённой взрывчаткой надувной моторной лодкой «Аль-Каиды» в йеменском порту Аден; водоизмещение «Коула» составляет около 8500 тонн, длина 153,92 м, что потребовало диагонального размещения эсминца относительно 157,2 метровой палубы транспортного дока (с учётом швартовочного оборудования). В 2007-м году он доставил морскую плавучую многофункциональную РЛС СПРН и подсвета «SBX-1» из Пёрл-Харбора на Аляску. Но данные суда являются коммерческими, а теперь рассмотрим военные варианты.

Американское полупогруженное транспортное судно USNS «Montford Point» (T-MLP-1), которое в американских ВМС чаще именуют мобильной десантной платформой (MLP, Mobile Landing Platform), несмотря на водоизмещение 78000 тонн и длину в 233 м (при ширине 50 м), способно брать на борт до 600 тонн груза и до 320 пехотинцев. На палубе устанавливается до двух причалов для десантных ховеркрафтов LCAC. Каждое 185-тонное судно на воздушной подушке может перевозить 1 ОБТ M1A2 SEP, до 3-х машин амфибий КМП США AAV-7, до 5 155-мм гаубиц М-777, либо до 180 пехотинцев; T-MLP-1 способен транспортировать любые типы ударно-транспортных вертолётов и конвертопланы V-22 «Osprey». «Монтфорд Пойнт» может доставить эти средства на расстояние до 9000 миль, плюс сотни тысяч литров пресной воды и дизельного топлива, но 600 тонная нагрузка вызывает некоторые сомнения в ремонтно-восстановительных способностях для других типов боевых кораблей малого и среднего водоизмещения.

Другое дело — китайское полупогруженное грузовое судно/десантная платформа «Guang Hua Kou», которое было спущено на воду на верфи «Guangzhou Shipyard International» 28 апреля 2016 года. Здесь сразу видно, что «дозаплывались и доконтролировали» ВМС США архипелаг Спратли в Южно-Китайском море. По сравнению с тем, что мы увидели по фоторепортажам из Гуанчжоу, «Montford Point» выглядит «умеренным середнячком». «Гуан Хуа Коу» имеет просто громадное «авианосное» водоизмещение — в 98 тыс. тонн. Длина палубы, по предварительным оценкам, составляет 177 м, ширина — 68 м, что соответствует голландским «большегрузам», длина всего корабля — порядка 245 м; при слегка большей длине, китайский корабль является куда более грузоподъёмным, способным работать с кораблями класса «фрегат/эсминец», а также перевозить в разы большие запасы вооружения для корабельных ударных группировок.


Основные размерности грузовых элементов передового транспортного дока китайского флота «Гуан Хуа Коу»


До появления «Гуан Хуа Коу» ВМС США и НАТО были единственными обладателями такого типа кораблей, но теперь ситуация кардинально меняется. На верфи Гуанчжоу планируется спустить на воду далеко не один полупогружаемый док данного класса, на что указывают темпы появления новых проектов надводных боевых кораблей ВМС Китая, а также имеющаяся техника, вместе с амбициями КНР в Индийском океане и АТР. Долго не раздумывая, могу точно предположить, что дальность хода этого мощнейшего дока превысит 12 тыс. миль. Это позволит будущим китайским КУГ и АУГ весьма уверенно себя чувствовать вплоть до океанских подходов к Атлантическому океану или Аляске; в случае же поддержки нашей подводной компонентой и ледокольным флотом, китайский флот сможет участвовать и в «Арктической гонке», тем более, что предпосылки к этому имеются уже сейчас.

Так, китайский Шанхайский исследовательский центр полярных регионов уже 27 лет ведёт кропотливую работу по изучению полярных участков нашей планеты, их флоры, фауны, а также природных ресурсов. Изначально упор делался на Антарктику, но ввиду возникновения территориальных амбиций стран Европы и Северной Америки на арктический шельф, центр заострил внимание и на Арктике.

В частности, Китай плотно заинтересовался огромными энергетическими ресурсами, залегающими в арктическом шельфе, которые, согласно докладу центра, можно доставить «быстрыми и удобными способами». После этого поднебесная активно принялась налаживать торгово-экономические связи с Исландией и Данией (последняя — ведущий игрок «Арктической гонки»), инвестируя конкретно в горнодобывающие мощности Гренландии. Резво позабыли в Пекине и об удобном южном морском выходе в Антарктику, аргументируя всё тем, что КНР расположена в Северном полушарии. В октябре 2015, 3 боевых корабля ВМС Китая, а именно, эсминец УРО Тип 052С «Цзинань» (борт 152), ракетный фрегат Тип 054А «Иян» (борт 548) и судно обеспечения «Цяньдаоху», после антипиратской операции в Аденском заливе были направлены с визитом в порты северных государств Европы — Дании, Швеции и Финляндии. Заход этот был неслучайным. Во-первых, китайские моряки проверили и одновременно продемонстрировали мореходные качества и выносливость своих современных кораблей флота в условиях северных широт и непривычных метеорологических условий. Во-вторых, выказали интерес Поднебесной к Северной Атлантике, где пересекаются стратегически важные морские пути стран, участвующих в «Арктической гонке», всё очень знаково. Очень аккуратно, «на официозе», китайцы мимолётом прощупывают «почву», на которой, возможно, в обозримом будущем придётся действовать на Североатлантическом театре военных действий, и полупогружаемые транспортно-десантные суперплатформы класса «Гуан Хуа Коу» станут в этих действиях незаменимыми помощниками.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 мая 2016 06:52
    какого рода ребенок выбирает названия, как Полупогруженный «транспорт-стратег» Поднебесной: как американцы на «Гуан Хуа Коу» нарвались? fool
    1. +2
      18 мая 2016 16:39
      Просто обгадить Америку!Причем,я ничего не могу ,а вот мой большой брат...
      1. 0
        30 октября 2016 15:03
        Ни кто, не кого, не хотел обидеть, заступник вы наш, униженных и оскорблённых. Кто же кроме вас ещё за Америку то заступится. В статье приводится констатация факта, а вот как вы там у себя в мозгу вывели эдакую формулу, одному вам эвропэйцу понятно. А по сути, корабль хорош, правда его мореходные качества вызывают сомнения, учитывая его ширину и почти плоское дно, как у "замволта".
  2. +6
    18 мая 2016 07:21
    А мы арендуем, чтобы с дальнего две АПЛ перебросить северным путём для ремонта в Северо Двинск. Зачем так подставлятса или " Мистрали" не чему не учат? От своих избавились, видимо жирное предложение было.
    1. +1
      18 мая 2016 12:18
      Цитата: oxotnuk86
      А мы арендуем, чтобы с дальнего две АПЛ перебросить северным путём для ремонта в Северо Двинск.

      Хе-хе-хе... вы ещё вспомните - какое судно мы тогда арендовали.
      Трансшельф — доковое судно, предназначенное для перевозки негабаритных грузов. Построенное в 1989 году, судно стало рекордсменом того времени с дедвейтом в 40 000 тонн.
      Судно Трансшельф было построено на верфи Вяртсиля в городе Турку (Финляндия) для Советского союза. Трансшельф работал на Дальнем Востоке, портом приписки стал Холмск. Трансшельф с 1997 года был отдан в аренду компании Weissmuller, потом его арендовала Dockwise.
      Трансшельф перешёл в собственность голландской компании Dockwise Shipping в 2004 году. С 23 июля 2004 года название было изменено на Transshelf и портом приписки стал Виллемстад.
  3. +5
    18 мая 2016 07:29
    Неплохой кораблик.России бы непомешало иметь хоть один такой в своем составе.
    1. +17
      18 мая 2016 08:46
      Цитата: Mengad
      Неплохой кораблик.России бы непомешало иметь хоть один такой в своем составе.

      На фоне наших успехов в строительстве кораблей малых классов,отставание в кораблях океанской зоны, без сравнения с другими странами, не особо заметна.
      На самом деле флот РФ существует, исключительно, благодаря наследству СССР, да и тот умудрились, практически ,пракакать.
  4. +2
    18 мая 2016 08:34
    Да, нам бы таких парочку - на север и на тихий океан.
  5. +5
    18 мая 2016 09:04
    Учитывая с какой скоростью китайцы штампуют суда, на тихоокеанском Т ВД через пару лет очень сильно изменятся расклады
  6. +5
    18 мая 2016 09:13
    Цитата: Кот недоученый
    Да, нам бы таких парочку - на север и на тихий океан.

    Мечты - мечты. Да системно не потянет наша экономика, учитывая накладные на попил и коррупцию.
    1. +6
      18 мая 2016 10:11
      Цитата: Blondy
      Мечты - мечты. Да системно не потянет наша экономика, учитывая накладные на попил и коррупцию.

      Ага, у нас в приоритетах нефтеналивные танкеры из Кореи.
      Нефть же это кровь олигархической экономики.
  7. +5
    18 мая 2016 09:13
    судно, которое будет помощь в природных реагирования на чрезвычайные ситуации good
  8. +3
    18 мая 2016 09:14
    Про "способно брать на борт до 600 тонн груза" это описка в которой потерялось 2 нолика?
    Водоизмещение же 78 килотон.
    1. +1
      18 мая 2016 12:22
      Цитата: arkadiyssk
      Про "способно брать на борт до 600 тонн груза" это описка в которой потерялось 2 нолика?
      Водоизмещение же 78 килотон.

      ПМСМ, всё верно:
      способно брать на борт до 600 тонн груза и до 320 пехотинцев

      Это цифры для вместимости внутренних помещений судна. А они невелики - ибо большую часть корпуса занимает платформа.
  9. +12
    18 мая 2016 09:42
    "До появления «Гуан Хуа Коу» ВМС США и НАТО были единственными обладателями такого типа кораблей, но теперь ситуация кардинально меняется." К чему эти ликования? Если бы это наши корабелы такими успехами хвастались. Китай нам далеко не союзник, хотя, пока и не враг ещё.
    1. 0
      18 мая 2016 10:22
      Цитата: veteran66
      "До появления «Гуан Хуа Коу» ВМС США и НАТО были единственными обладателями такого типа кораблей, но теперь ситуация кардинально меняется." К чему эти ликования? Если бы это наши корабелы такими успехами хвастались. Китай нам далеко не союзник, хотя, пока и не враг ещё.


      Совершенно верно,но не будем забывать: враг моего врага,мой друг.(тут кавычки)
      Нам конечно такое судно не помешало бы.
      1. +1
        18 мая 2016 16:43
        Китай не враг США,а надежный торговый партнер!Вспомните о тех кредитах,которые Китай не дал России,а также о триллионов товарообороте этих стран.
  10. -2
    18 мая 2016 10:21
    Цитата: Mengad
    Неплохой кораблик.России бы непомешало иметь хоть один такой в своем составе.
  11. exo
    0
    18 мая 2016 12:24
    Полезный корабль.При этом,с учётом двойного назначения,очень выгодный для государства.Можно применять и в народном хозяйстве.
  12. +4
    18 мая 2016 12:38
    Эти корабли-платформы - не только транспорты. В десантной операции их основное назначение - служить базой десантных катеров на воздушной подушке и плавучим причалом для перегрузки грузов с транспортов на эти катера.
    Главным преимуществом подобных судов является возможность использовать обычные транспорты при высадке на необорудованный берег. Не десантные корабли с док-камерами для ДКАВП, а именно обычные ТР, которым в обычных условиях для разгрузки требуется более-менее оборудованная гавань. Не нужно захватывать порт, не нужно строить плавучие причалы - можно просто подвести ТР к борту платформы и начать перегружать на неё тяжёлые грузы, которые будут далее доставляться на берег с помощью ДКАВП. При этом платформу к берегу подводить не нужно (загоризонтная высадка).
    Особенно такие платформы ценны для янки - не только для морской пехоты с её системой "кораблей-складов" (на которых заскладировано тяжёлое вооружение и запасы экспедиционных сил морской пехоты), но и для сухопутных сил, которые перебрасываются транспортами Командования Морских Перевозок.
    По сути дела, при использовании такой платформы районы возможной выгрузки техники и запасов с обычных транспортов расширяются до размеров районов, доступных для высадки со специализированных кораблей.
  13. 0
    18 мая 2016 13:01
    Делали бы боевые полупогружаемые корабли.
    ЭПР и тепловая сигнатура на минимуме.
    Когда надо, приподнимается атакует, опять прячется.

    Обычно в ответ на такое предложение спецы говорят, что подобное уже есть и называется оно подводная лодка.
    Готов возразить.
    1. Такой, полупогружаемый, кораблик на порядок дешевле подводной лодки. Ибо корпус не нужен для плавания на глубине 200-400м.
    2. Такой кораблик бы имел ПВО, чего на подводных лодках нет по определению.
    3. Такой кораблик использовал бы воду для защиты от ПКР.
    ... вот такие плюсы приходят в голову первыми, думаю список можно продлжить.
    1. +3
      18 мая 2016 13:16
      Цитата: sinoptic
      Делали бы боевые полупогружаемые корабли.
      ЭПР и тепловая сигнатура на минимуме.
      Когда надо, приподнимается атакует, опять прячется.

      Джевецкий одобряет! smile
  14. 0
    18 мая 2016 13:23
    По такой мишени трудно промахнуться.
    1. 0
      18 мая 2016 13:50
      по такой мишени трудно подобрать пушку.
    2. +1
      18 мая 2016 14:01
      Сегодня без особой разницы, такая махина или небольшой 1500 тонный корвет.

      Только вот проблема, такие корабли в боевой ситуации не действуют одни (они и не могут). Они действуют даже не в составе первой КУГ/АУГ, а во втором эшелоне, за исключением американской мульки.

      МЛП - по морским десантным средствам = УОСПу, поэтому американцы придумали мульку, использовать МЛП для усиления первой волны высадки.

      Однако даже в таком виде, МЛП мало что угрожает, ибо высадка идет после обстрелов Топорами, массированных воздушных ударов, непосредственной штурмовки авиацией КУГ/АУГ участка выбранного на высадку. Да и сами корабли прикрываются эсминцами, фрегатами и корветами + КУГ/АУГ.

      Ну, а основное назначение, это мобильный приемный порт, для больших войсковых транспортов. То есть наращивание сил на отбитом плацдарме, переброска нужного имущества, прямо с океанского транспорта, через МЛП на берег.
  15. +1
    18 мая 2016 14:10
    Может Китай развился до такой степени, что хочет "открыть" Америку? Ну, или Европу. Когда-то очень давно у китайцев это не получилось в силу форс-мажорных обстоятельств, а сейчас время пришло.
  16. +6
    18 мая 2016 15:57
    Развивается Китай просто пугающе быстро.
    Океанские корабли ВМФ они спускают на воду быстрее,
    чем об этих кораблях выходят статьи на "ВО".

    С перепугу и Япония проснулась из военной спячки.
    А американских адмиралов, я думаю, мучают кошмары по ночам
    о приближающихся "шеренгах" китайских фрегатов. belay
  17. 0
    18 мая 2016 18:10
    Цитата: voyaka uh
    С перепугу и Япония проснулась из военной спячки.
    А американских адмиралов, я думаю, мучают кошмары по ночам
    о приближающихся "шеренгах" китайских фрегатов.

    Вспомните Даманский - и вас будут мучать.
    1. +3
      18 мая 2016 19:00
      а вы сами помните про Даманский?
      как новый танк китайцам подарили для исследования.
      как погранцы неожиданно остались 1-1 против намного превосходящего числом противника
      Даманский - это сплошь косяки и зашивание косяков, почему и появились герои.
      Куда лучше было бы, если бы все прошло штатно, предсказуемо, с минимумом потерь и напряжения, но получилось как всегда. А вы думаете, это не вспоминают?
      Каждый такой эпизод провоцирует попробовать еще раз, уверяет, что русским просто ПОВЕЗЛО.
      а мы выводы не сделали и много лет спустя с Грузией опять геройство людей под обстрелом тяжелой артиллерии и знаменитая фотка автоматчика на дороге.
      Нельзя на это надеяться, когда-нибудь оступимся и немцы в 41-м показали, как это больно бывает.
  18. 0
    19 мая 2016 10:49
    Даааааа! Сейчас мы пожинаем результаты дерьмократических преобразований в России-матушке. Чтобы строить такие суда нужны судостроительные мощности , а их у нас как говорится; кот наплакал . Советские судостроительные заводы нуждаются в глубокой модернизации , нового практически ничего не построили , да и многое просто прос.... ! Вот теперь и пытаемся себя за локоть укусить , вроде и близко и в тоже время ничего не получается . Почему бы не проработать вопросы приобретения и строительства судостроительного завода например с тем-же Китаем или с Южной Кореей на Дальнем Востоке? Удобных бухт нет ?- так это отговорки. Мозгов нет -тоже отговорки .Возможно деньжат не хватает , так для этого можно сырьевых магнатов заставить раскошелиться для нужд Матери -Родины.