«Суворов», которому не повезло…

38
А было так, что, обсуждая одну из статей здесь на ВО, некоторые читатели в комментариях высказали мысль о том, что, дескать, любят моряки верить в приметы. Суеверный, мол, они народ. Однозначно сказать ни «да», ни «нет», разумеется, невозможно, однако вот какой у меня в архиве на эту тему нашелся материал:

«Как известно, в дореволюционной простонародной среде в России люди имели обыкновение верить во всякую чушь. Усматривали роковое влияние погоды на исторические события: «Не к добру так пуржило да кружило, вот и яички-то подорожали!», женскими «матюками» объясняли, что Богородица «обиделась» и потому ушла, и больше не заступается. Ну, а уж о злобном влиянии черных кошек, переходивших дорогу, либо о беде от рассыпанной соли можно и не вспоминать. Не к добру было порезать палец, увидеть во сне выпавший с кровью зуб, встретить на своем пути журналиста (!), ну, а еще тогда считали, что как назовешь судно, так оно и поплывет. Именно поэтому-то и вошло у нас в моду давать кораблям имена святых (а вдруг заступятся?!), и называть их именами известных полководцев и тех мест, где русское оружие выказало свою доблесть. Называли корабли и в честь царствующих особ. В частности, в честь царя Александра III – 13-го императора всероссийского был назван броненосец, спущенный на воду в преддверии ухудшения российско-японских отношений – «Император Александр III (спущен на воду – 3 августа 1901). Интересно, что его систер-шипами, построенными по одному проекту, были броненосцы «Князь Суворов» (25 сентября 1902), «Бородино» (8 сентября 1901), «Орел» (6 июля 1902) и «Слава» (29 августа 1903), так что вся серия включала в себя пять современных по тому времени броненосцев с расположением всех орудий в башнях, как главного калибра, так и вспомогательного.


Эскадренный броненосец «Император Александр III»: фотография на почтовой карточке.

Российский журнал «Нива» за 1901 год сообщал, что усиление императорского военного флота является назревшей потребностью, чтобы он мог сравняться с силами с флотами других великих держав, и потому должно всячески приветствоваться. Как всегда, когда в России заходила речь о деньгах, было сказано, что их не хватало, но все-таки нужная сумма в размере 80 миллионов рублей была изыскана «на судостроительство», и дело засим стало быстро вперед продвигаться, а корабли спускаться ежегодно, да еще сразу по два! Вот и теперь на воду, мол, готовится сойти броненосец имени почившего в бозе государя императора Александра III, и это очень для всех и каждого радостное известие.

Затем там же отмечалось, что уже 2 июля следующего, 1902 года, броненосец был готов к спуску на воду. В 12 часов 30 минут в присутствии их величеств, а также генералов и адмиралов в эллинге Балтийского завода началось торжество, а сам он в связи с этим был весь разукрашен и флагами, и хвойными гирляндами. Павильон для августейшей семьи, откуда она наблюдала за происходящим, был также самым роскошным образом убран зеленью и цветами.

«Суворов», которому не повезло…
Броненосец «Император Александр III»: орудия главного калибра.

Журнал сообщал, что этот броненосец – «настоящий морской гигант» с ярко-красного цвета подводной частью и темно-серым верхом. Водоизмещение судна составляет около 14 тысяч тонн; а его скорость хода достигает 18 узлов. Количество орудий достигает 62, причем среди них четыре главного калибра по 12 дюймов каждое. В общем, журналисты расписали корабль как можно более впечатляющим образом, так что, читая о нем материал, становилось и впрямь очевидно, что морская мощь государства крепнет не по дням, а буквально по часам.


Броненосец «Бородино».

Недаром в учебниках для кадетских корпусов того времени было написано, что Россия – государство необычное: оно и не торговое, и даже не промышленное, а… военное, и ему сама судьба уготовала роль быть грозой народов! Да-да, именно так там и было написано, и кадеты должны были данную сентенцию затвердить наизусть! Ну и, разумеется, не могли не радовать российских обывателей и другие сообщения о кораблях этой серии – однотипных с ним «Князе Суворове» – кто не слыхал о его боевой славе и победах, «Бородино» – «поле русской славы, где закатилась счастливая звезда Наполеона», «Орле» – «царской птице» и «Славе» – одно название которого говорило уже само за себя.


Броненосец «Князь Суворов».

С пением гимна «Боже, царя храни!»: «Сильный, Державный, Царствуй на славу, на славу намъ! Царствуй на страхъ врагамъ, Царь православный! Боже, Царя храни!» броненосец освободили от цепей, и он дрогнул и стал медленно двигаться по смазанному салом стапелю. Зашумела толпа, ударили барабаны, матросы на палубе спускаемого корабля также запели гимн, а на всех флагштоках взвились государственные флаги: адмиралтейский, разумеется – императорский, генерал-адмиральский и разные другие. Солнце играло на золоте эполетов и бриллиантах на нарядах у дам, а между тем Судьба уже отметила это торжество и готовилась обратить его в свою прямую противоположность.


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» в момент спуска на воду, 12 сентября 1902 года.

Вообще-то, можно не без основания утверждать, что последнего императора России преследовал злой рок. Начать хотя бы со смерти его отца, из-за которой злые языки потом говорили, что молодая царица «пришла за гробом»; то известная всем «Ходынска», и вот теперь к ним ещё добавилась и эта катастрофа… И ведь надо же было такому случиться, что в самый ответственный момент спуска корабля на воду сильный шквал налетел на город, пошел проливной дождь и подул очень сильный порывистый ветер.

И был он так силен, что сорвал огромный флаг на верхушке подъемного крана, стоявшего на понтоне здесь же на Неве, и швырнул его вместе с флагштоком в сторону людей на набережной! Длина его была 2.5 сажени — то есть около пяти метров, и вес соответствующий. И вот он-то и нанес удар по головам многих из тех, кто там стоял!


Броненосец «Орел» в момент спуска на воду (фото из журнала «Нива»).

Журнал сообщал, что жандармский полковник В.П. Пирамидов, «окрасив флаг своей кровью», тут же и скончался, так и не придя в сознание. Ранения со смертельным исходом получили и юные воспитанники Морского инженерного училища имени императора Николая I, которых привезли сюда на праздничную церемонию. Воспитаннику Густомесову флагштоком также пробило череп, и он, как и полковник Пирамидов, умер на месте. Другой воспитанник Ван-дер-Берден умер спустя полчаса, уже по дороге в госпиталь. Пострадали и другие воспитанники: кто-то получил сотрясение мозга, кто-то трещину в черепе.

А теперь представьте, какое впечатление произвело случившееся на нарядно одетую публику на набережной?! Люди молча разошлись, обсуждая, что «плохая, мол, это примета», и все это очень «не к добру».


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» у достроечного причала Балтийского завода, 1903 год.

Хоронили жертв стихии 24 июля. Юных воспитанников отпели в церкви морского госпиталя, а похоронили в братской могиле на Семеновском кладбище Санкт-Петербурга. Крест над могилой также поставили общий на всех, а надпись на нем гласила, что здесь покоятся погибшие во время спуска на воду броненосца «Император Александр III».


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» в Кронштадте, начало августа 1904 года.

Ну, вот и как же после этого не верить в приметы? Сами моряки считали, что с кораблями, с которыми при спуске на воду что-то приключилось, в будущем непременно что-нибудь да произойдет, а тут не то, чтобы несчастье, а самое настоящее смертоубийство случилось, пролилась кровь невинных, да еще и залила флаг – примета хуже некуда! Однако просто так думать – это одно, а вот служить на корабле, с которым и потом происходят всякие различные неприятности, – совсем другое! Например, в 1903 году на ходовых испытаниях броненосец стал черпать воду открытыми орудийными портами бортовой батареи 75-мм орудий, и только перекладкой руля и остановкой хода корабль был спасен от переворачивания кверху килем!

Вопрос, который после этого стали задавать себе и матросы, и офицеры кораблей всей этой серии в те годы, мог быть только один: ограничится ли распространение влияния этой приметы только одним кораблем, или же проклятье ляжет на всю серию, ведь корабли-то однотипные, похожие словно близнецы, и «Александр» в постройке шел головным… И как насчет «Суворова»… Хватит ли силы его имени «пересилить» злой рок имени тринадцатого монарха? Однако никто ответа на этот вопрос тогда еще дать не мог. Зато многие, несомненно, вспомнили это дурное предзнаменование 14 мая 1905 года, когда в ходе Цусимского сражения броненосец «Император Александр III» вместе с «Бородино», «Князем Суворовым» и «Орлом» вступили в бой с японцами. И все… тяжело пострадали и погибали один за другим. «Князь Суворов» был флагманом и первым сделал выстрел по японским кораблям. Однако имя прославленного полководца ему не помогло. Вскоре он был засыпан снарядами, на нем вспыхнул пожар, после чего он вскоре и погиб, а вслед за ним и все остальные корабли этой злополучной серии. Спаслись только броненосец «Орел», сдавшийся в плен японцам, и «Слава», оставшаяся на Балтике. Из всего экипажа броненосца, в котором было 867 офицеров и нижних чинов, спасся только один кочегар Симон Кобец 1870 года рождения, который был подобран японским кораблем. С «Бородино» также спасся только лишь матрос Семён Ющин, который под водой в каземате не растерялся, нащупал орудийный порт, открыл его, и сумел вынырнуть на поверхность, где его и подобрали. А вот с «Князя Суворова» спасли и раненого адмирала, и членов штаба, однако практически весь экипаж флагмана – 38 офицеров и большинство матросов на нем погибли!


Офицеры броненосца «Князь Суворова». Они отдали за свою страну самое дорогое…

Конечно, материалистически рассуждая, причиной гибели всех этих кораблей были некие объективные обстоятельства. Но кто хочет верить в обратное, всегда сможет сказать, что несчастье «Императору Александру III» было «на роду написано». А вот имя «Суворов»… Что ж Суворов, он хотя и был прославленный полководец, а все же ведь не царь, вот и не смогло его «счастливое» имя переломить несчастливую судьбу!»
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    19 мая 2016 06:28
    Автор, вас уже несет по полной. То луки с танками, то вот уже до кораблей добрались. И опять пытаетесь подленькую мыслишку всем втемяшить, о общей нашей серости и убогости. Как человек, 17 отдавший службе ВМФ ответственно заявляю ваши умствования - бред сивой кобылы. А попытки прикрыться славными именами и трагическими моментами нашей истории еще и подлость неимоверная.
    1. +8
      19 мая 2016 06:55
      Немцы свой "Шарнхорст" времён Второй Мировой тоже за глаза считали проклятым кораблём wink
      1. +3
        20 мая 2016 23:35
        Цитата: рюрикович
        Немцы свой "Шарнхорст" времён Второй Мировой тоже за глаза считали проклятым кораблём

        Ну, "Хиппер" не многим лучше был: там тоже погибших от несчастных случаев десятками считали.
    2. avt
      +10
      19 мая 2016 08:42
      Цитата: Алсеерз
      Автор, вас уже несет по полной.

      Ну как то - да . Вообще любимое занятие мистикой приктывать раз...гильдяство как минимум и просчеты , а на войне вообще то это практически всегда летальный исход . Везёт тому кто везёт грамотно .
      1. +3
        19 мая 2016 17:38
        Цитата: avt
        Везёт тому кто везёт грамотно

        «Бог помогает батальонам, которые хорошо стреляют» - вроде как Наполеоново изречение. Но в нашей жизни всё логикой не объяснить, и доказательства мы встречаем на каждом шагу. Так что я бы не стал записывать приметы в мракобесие. hi
  2. +2
    19 мая 2016 06:38
    Броненосец "Бородино" установка орудий.
  3. +1
    19 мая 2016 06:43
    Погрузка угля. Броненосец "Орёл" .
  4. +1
    19 мая 2016 06:49
    "Орёл" после боя.
    1. +2
      19 мая 2016 06:51
      Вид с мостика броненосца "Орёл".
  5. +11
    19 мая 2016 06:54
    статья глупость неимоверная.зато с каким пафосом калибр хамит оппонентам в комментариях не считая их за людей. о чем писал то тут? о кораблестроительной программе или о мистике? если о мистике тогда пиши и о Орле то севшем на мель при отплытии ,то севшем на дно еще при постройке... ты ни одну тему толком и не осветил
    1. +2
      19 мая 2016 07:14
      Цитата: Andy
      зато с каким пафосом калибр хамит оппонентам в комментариях не считая их за людей. о чем писал то тут?

      Вот с этим не поспоришь. Это однозначно. С воспитанием и самомнением у калибра явные проблемы. И статья эта у него запутана и несуразна.
      Хотя справедливости ради, стоит отметить, что когда он не лезет в другие темы, то про стрелковое оружие у него статьи вполне читаемые получаются.
      1. 0
        19 мая 2016 10:36
        Эдуард, назовите, пожалуйста, "другие темы" в которые мне лезть не надо, хочу учесть на будущее мнение одного из читателей. Как раз про стрелковое оружие у меня здесь материалов очень мало.
      2. +7
        19 мая 2016 14:55
        А чего бы Калибру и не похамить? А? Уже сто раз обсосали со всех сторон Цусиму, так нет же! Один умник про "разгильдяйство" волынку стандартную затянул, второй про "глупого Рожественского"! да сколько можно уже! Это уже не хамство, это издевательство форменное. А потом уливляются, - мол, нам в ответ хамят! А чего с Вами господа хорошие делать то, коль не разумеете? По сути комментов "жертв хамства" следующее: 1) никакого такого особенного разгильдяйства во 2-й и 3-й Тихоокеанской эскадре не выявили, - так, ан уровне эпизодов. 2) Ураганный порыв ветра срывает флагшток? - Где здесь разгильдяйство? В чем? Чье оно, в конце концов? Это стихия. Желающие поспорить могут попробовать перейти вздувшуюся горную речку, к примеру. Флаг в руки. 3) "Глупый" Рожественский избрал план "прорыва любой ценой", и избрав его единожды, действовал более чем адекватно. Альтернативой было навязать бой на взаимное уничтожение, разделившись на колонны, и подставив тихоходы в качестве расстрельной приманки для Того. Этот план не рассматривался. Отрабатывали прорыв. Всё, баста. По сути статьи: слепая вера в приметы - зло. Внимание к знакам и концентрация собственного внимания для распознания пока не выявленной опасности - необходимая способность любого животного вида, способного выживать.
    2. 0
      19 мая 2016 10:34
      А "тыкать" незнакомому человеку, Андрей, это верх воспитанности, по Вашему, не так ли? И я отнюдь не считаю людей за "нелюдей", а вот насчет профессиональных знаний, то да, к ним имею претензии. Вряд ли бы Вам, будь Вы токарь, понравилась бы критика со стороны пусть хоть трижды дипломированного историка. Но наоборот, значит, можно?
      1. +2
        19 мая 2016 11:29
        как ко мне относятся ,так и я к этому человеку. уважение вещь знаете ли взаимная. а по существу ответа опять кроме "сам ду.рак" я так и не дождался. слабы на аргументы?
        1. +1
          19 мая 2016 11:56
          вот просвещенный автор молча поставил минус. поди от бессильной злобы. ибо в прошлый раз в ответ на критику статьи сослался на мои грамматические ошибки.может вам тогда статьи вообще не писать,если любая критика вызывает у вас приступ злости? кстати вашу грубость к людям заметил не только я,подумайте над этим!
          1. +1
            19 мая 2016 12:45
            Вы считаете, что это я Вам минус поставил? Вот уж тут Вы не правы. Я принципиально не ставлю ни минусов ни плюсов незнакомым людям. Не могу ничего сказать, зная о них только по одному-двум комментариям и оценить насколько серьезно то, что они пишут тоже не считаю возможным.Обычно я текстом отвечаю. А минусить без объяснений, на мой взгляд самое последнее дело. Если что-то не нравится я всегда пишу, что. Это же видно в комментариях.Вы перечитайте рассказ "Срезал" Шукшина и тоже, кстати, - подумайте над ним!
        2. +1
          19 мая 2016 12:42
          Я разве Вам тыкал? И потом, Андрей, я просто физически не могу здесь сидеть с утра до вечера и отвечать на все вопросы. Это требует и времени и... раздумий. А ведь каждый считает, что его вопрос самый-самый, а другому кажется наоборот и с этим тоже надо считаться.
  6. +1
    19 мая 2016 06:55
    Матросы "Слава".
    1. 0
      19 мая 2016 06:58
      Матросы "Славы"чистят картошку.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        19 мая 2016 07:06
        Матросы "Слава" купаются.
  7. +3
    19 мая 2016 07:00
    Что тут сказать? Примета... Говорят, что в начале царствования Николая 1 появилась поговорка - прогноз "Ходынкой началось-Ходынкой и закончится!"
  8. 0
    19 мая 2016 07:01
    Орудия и башня ГК "Славы" посечённые осколками.
  9. 0
    19 мая 2016 07:11
    "Князь Суворов " на Балтийском заводе.
  10. +3
    19 мая 2016 07:30
    Цитата: qwert
    .
    Хотя справедливости ради, стоит отметить, что когда он не лезет в другие темы, то про стрелковое оружие у него статьи вполне читаемые получаются.

    У автора хорошо получается описательная часть. Т.е. с источниками работать научили. А вот ее аналитическая часть, - не от слова анализ... Тут его моральный облик трамвайного хамла и русофобство дает о себе знать.
  11. +6
    19 мая 2016 07:38
    "Раз счастье, два раза счастье — помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения" - Суворов.
    "Победа приходит к тому, кто умеет находить в проблемах возможности" - Сун Цзы.
  12. +6
    19 мая 2016 08:27
    Интересно где увидели в статье аналитику. Вообще в этой статье что-нибудь кроме битвы экстрасенсов есть ?
  13. +3
    19 мая 2016 09:36
    Выдумки про невезение и обреченность - это просто выдумки
    нужно делать просто свое дело до конца. У японцев есть поговорка о том, что из-за незабитого гвоздя,
    можно проиграть сражение. Вот и у Русского флота к Цусиме вышло столько не забитых гвоздей, что не могло не сказаться.
  14. +1
    19 мая 2016 10:02
    Мистика? Плохие приметы? Тотальное невезение? Разгильдяйство? Наверное, такие вещи имеют место быть.
    Вот, например как в этом случае.
    "Тупой республиканец" или злоключения эсминца USS William D Porter...
    fishki.net/1882225-tupoj-...
  15. +5
    19 мая 2016 10:37
    Вячеслав. Это как-то ни того... Причём тут озаглавленный "Суворов", когда речь в основном про "Александра III"? Статья вообще должна быть озаглавлена как "Несчастный случай при спуске эскадренного броненосца "Император Александр III". Чего Вас в морскую историю понесло, непонятно.
    1. 0
      19 мая 2016 11:22
      Хорошее название Вы придумали! Но Вы же читали самый первый абзац? Это своего рода "ответ" на высказанные здесь же суждения в комментариях. В комментарии это не вставишь, а интересно. Безусловно, что кто-то этого не знал. Так что никакого криминала я не вижу.
  16. 0
    19 мая 2016 10:51
    Глупость и бездарность адмирала Рожественского подставила броненосцы под удар и их расстреливали по одному. Так. что никакой мистики.
    1. 0
      20 мая 2016 12:14
      Цитата: 96423lom
      Глупость и бездарность адмирала Рожественского

      Ну, разумеется.
      А корабли как бы были отличные. И вооружение у них как бы было отличное. И экипажи у них как бы были отличные. Один Рожественский подгадил. А до него Старк, Макаров, Ухтомский и Вирен.
      На самом деле там все было вместе.
    2. Комментарий был удален.
  17. +2
    19 мая 2016 11:09
    Когда же наши горе-писатели на морскую тематику перестанут использовать термин систершип?... Ну не женскаго рода "корабль" в русском языке...
    1. 0
      19 мая 2016 11:22
      Но ведь его же постоянно используют в самых разных изданиях, разве нет?
      1. +3
        19 мая 2016 16:10
        Вячеслав, вот уж дурацкий ответ. Ну почему мы поголовно начали использовать заимствованные слова, не присущие русскому языку, и не имеющие к нему отношение? Окей, хаус, стрит и пр. Особенно молодёжный сленг полностью англонизируется. Магазины, музыкальные группы называются по английски.

        Какие такие русские слова за исключением "перестройка" ну и "спутник" (в определённом смысле), а, водка ещё, вошли в английский язык? Систершип, оно конечно, короче чем "односерийный", но использовать это слово противоречит здравому смыслу.
        Сам чистый русский язык превращается в невесть что. Я, лично, всегда пишу букву Ё, потому-что, её в русском языке никто не отменял, и слова звучат как "ёж", а не "еж".
        1. +1
          19 мая 2016 16:27
          +++! "Еж под елкой" - бред сивой кобылы, но, к сожалению, состоявшийся...
        2. 0
          19 мая 2016 17:01
          Мне тоже не нравится словесная вестернизация и - представьте себе сколько английских терминов в ПР и рекламе - немерянно, но тут я много раз встречал это слово в самых разных статьях о кораблях и употребил, как вполне ходовое. Я не большой специалист в кораблях, так что таких тонкостей, увы, не знаю.
          1. +1
            19 мая 2016 18:55
            Пишут...., не особо задумываясь.

            По поводу небольшого специалиста. Тогда, собственно, на.. статья? Для галочки? Сомневаюсь, конечно, что для "галочки". Беда, коль...
        3. +1
          20 мая 2016 12:20
          Цитата: Царь,простоЦарь
          Какие такие русские слова за исключением "перестройка" ну и "спутник" (в определённом смысле), а, водка ещё, вошли в английский язык?

          Водка, и все. Спутник называется сателит. Про перестройку помнят только историки.
    2. 0
      19 мая 2016 17:44
      ну у англичан тоже с названиями кораблей не просто:
      Пеликан переименовали в Пелишип
  18. +1
    19 мая 2016 11:28
    Вячеслав, вопрос к Вам и другим спецам - почему флагманом был выбран "Князь Суворов"? Ведь его однотипник "Александр III" имел Гвардейский экипаж? По логике, флагманом должен быть он? Прошу строго не судить, если чего недопонимаю. Я не профессиональный историк-баталист, но историю люблю. Поэтому и спрашиваю у знающих.
    1. +3
      19 мая 2016 11:37
      я хоть и не спец,но позволю себе ответить вам. пусть ответ и не исчерпывающий,но отчасти он прольет свет. банальная неприязнь и неуживчивость адмирала и командира корабля. это не единичный случай . Макаров не очень ладил с Виреном, а Энквист после боя вдруг перенес свой флаг с Олега на Аврору...
      1. +1
        19 мая 2016 12:52
        Да, без сомнения, личные симпатии и антипатии роль играли и какую. Но узнать об этом на 100% можно либо из мемуаров либо из документов. И как это лучше всего сделать? Это работа для очень узких историков флота. А в данном случае мне просто попался материал в журнале "Нива" который и лег в основу этого материала.Просто не мог мимо него пройти, тем более, что о морских суевериях здесь шла речь.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      19 мая 2016 12:48
      Я не знаю, вот и весь ответ. Как раз на такие вопросы отвечать тяжелее всего. Наверняка были какие-то документы, где это отражено, но... а не было ли это закулисное "мнение"? В первом случае искать эти документы тяжкий труд, во втором - вообще дело невозможное.
      1. 0
        19 мая 2016 17:11
        Интересно. Обычно, под словом "Гвардия" понимаешь "Самый-Самый". А здесь - Гвардейский Экипаж, а флагманом был выбран другой броненосец. Чьи-то личные амбиции пересилили интересы государства получается? По Пикулю - "Три возраста Окини-Сан" "Александр III", имею в виду экипаж, дрался и погибал достойно.
    4. +5
      19 мая 2016 14:10
      Хоть экипаж и был гвардейским но укомплектован был штрафными матросами. Рожественский из за своего снобизма пощитал ниже своего достоинства держать флаг на этом корабле
  19. +4
    19 мая 2016 12:21
    да,кстати,в дополнение статье-"Слава" не спаслась, а погибла в 1917 в Моонзунде...
  20. +1
    19 мая 2016 14:41
    Хорошо начиналось, но кончилось не начавшись - ожидал историю службы серии кораблей, особенности, исторические моменты, но так мало в итоге, что ничего не поставлю. Надеюсь на продолжение.
    1. +1
      19 мая 2016 17:03
      Нет Дмитрий Владимирович, кончен бал, погасли свечи - продолжения не будет. Это был материал по статье в журнале "Нива" с некоторыми дополнениями взятыми из... комментов здесь же на сайте. Просто информация к размышлению и не более. Продолжать тут нечего, собственно об этих кораблях все написано давно без меня.
    2. 0
      20 мая 2016 10:14
      Это Вам к Мельникову.
  21. +2
    19 мая 2016 15:01
    А я с автором (в кои-то веки) согласен. Несчастлива серия и война несчастливая. Про злоключения Орла в достройке уже упоминали. Однако, само название корабля несчастливое. Один Орел захватили и сожгли казаки еще при первых Романовых, еще один сдался туркам. Ну и третий, конечно, сдался японцам. Тот же Ретвизан в П-А - тоже "трофей" так назывался. Невезуха в П-А тоже была тотальная (Енисей и Боярин на своих минах потеряли, Макаров с Петропавловском погиб, Витгефт под конец боя в ЖМ, что привело эскадру в расстройство. Ну а про Цусиму тут вообще песня. Начали ведь не плохо, даже первый выбитый из линии корабль - Асама, получил "подарок" в 12 дюймов от Николая-1 в подводную часть, потом по-моему Токачихо или Кассаги такой же словил, когда крейсера под огонь ГС наших попали. В начале боя Фудзи получил по-видимому, от Бородино снаряд, пробивший броню башни ГК, но начавшийся пожар (слабый, правда) залила вода из гидропривода башни. А в ответ, уже к темноте, видимо, с Фудзи прилетел снаряд, который отправил на дно Бородино. Того стоял под огнем на мостике и хоть бы царапка, хотя Миксе тоже досталось не мало. А Рожественского осколки достали и в бронированной рубке. На Ослябе снаряды дважды попали в одно и то же место.
    Кстати, имя Суворова действительно очень сильно. Потому что, в отличие от того же Александра-3 и Бородина (тоже ведь не победа, Москву после него оставили), погиб не от артогня, а был добит торпедами. Хотя получил не меньше ихнего. И до последнего момента управлялся и имел ход.
    Понятно, что поражение при Цусиме было объективным. Но в разгром его превратило невезение.
    1. 0
      19 мая 2016 16:17
      Писал несколько раз по статьям о Цусиме в комментах. Да, именно тотальное невезение.
    2. +1
      20 мая 2016 12:26
      Цитата: alicante11
      Понятно, что поражение при Цусиме было объективным. Но в разгром его превратило невезение.

      Разгром при Цусиме был предопределен заранее. Только неспособность объективно оценить свои силы привела царя к решению отправить этот "набор красавцев" на ДВ.
  22. -1
    19 мая 2016 22:47
    От судьбы не уйдешь и имя здесь не при чем, хотя многие и не верят в мистику но имя для корабля на пример "Адмирал Нахимов" не несет ничего хорошего! Первый корабль носящий данное имя погиб в Цусимском сражении, второй если я не ошибаюсь столкнулся с ПЛ и получил такие повреждения что его отправили на слом! Далее был пассажирский лайнер с "Адмирал Нахимов" который столкнулся с сухогрузом при выходе из порта если не ошибаюсь то вроде-бы Сочи и в течении пяти минут пошел на дно забрав с собой на дно более тысячи человек! Какая судьба уготована переименованному крейсеру серии" Орлан" находящемуся в данный момент на модернизации знает один только Бог!
    1. 0
      24 мая 2016 08:51
      Ошибаетесь, в Новороссийске, при выходе из Цемесской бухты затонул.
  23. +3
    20 мая 2016 01:18
    Моя картина ,,Цусимское сражение,,.
    Слева направо.
    -Александр 3-ведет колонну
    -Суворов-весь в огне вышел из колонны
    -Орел-незначительно поврежден
    -Ослябя-тоже весь в огне в стороне от колонны

    Подарил бы эту картину в музей да не знаю в какой.
    1. 0
      20 мая 2016 08:56
      Ослябя перевернулся до выхода Суворова из строя, и в общем-то и не горел;
      всплески от малокалиберных снарядов, да ещё и рядом со всплесками от 6-или 12-дюймовых???

      А так - симпатично.
  24. 0
    20 мая 2016 12:00
    построенными по одному проекту

    Различия все же были. Как в проектах, так и в качестве их исполнения. Хуже всех был построен Слава. Его даже к походу 2 ТОЭ спешно достраивать не стали.
    вся серия включала в себя пять современных по тому времени броненосцев

    Откуда взяться "современным броненосцам", если Цесаревич, как ЭБР 1 класса, был достаточно слаб (переделан из ЭБР 2 класса). А потом его проект был еще переделан и "улучшен" российскими "специалистами". И в дополнение ко всему, броненосцы были построены на российских верфях. На "выхлопе" там получились просто броненосцы. Не "эскадренного" класса. Видимо такие корабли и были потолком уровня технологического развития РИ в те годы. Не продвинутая часть Европы, конечно, но очень неплохой был уровень, надо сказать.
    а его скорость хода достигает 18 узлов. Количество орудий достигает 62, причем среди них четыре главного калибра по 12 дюймов каждое.

    Скорость бородинцев в основном была около 17,5 узлов, а пушки ГК были 12"(305 мм)/40 только по российской системе замеров. По общепринятой системе замеров они были 300/38,3, т.е. уже поменьше японских (британских) 305/40.
    становилось и впрямь очевидно, что морская мощь государства крепнет не по дням, а буквально по часам

    На самом деле бородинцы для отечественного военного судостроения были весьма заметным шагом вперед. России бы еще парочка нормальных адмиралов тогда не помешала бы. И с десяток командиров кораблей. И с сотню офицеров. Но с этим было совсем туго.
    Россия – государство необычное: оно и не торговое, и даже не промышленное, а… военное

    С кукушкой в верхах были серьезные проблемы.
    Например, в 1903 году на ходовых испытаниях броненосец стал черпать воду открытыми орудийными портами бортовой батареи 75-мм орудий, и только перекладкой руля и остановкой хода корабль был спасен от переворачивания кверху килем!

    Какая неожиданность. Не зря же проект был "улучшен". Там еще "штучки" были.
    1. +1
      20 мая 2016 18:39
      Гражданин "overb"! В каждом Вашем абзаце-ответе, Е-Р-У-Н-Д-А, В-Р-А-К-И, Г-Л-У-П-О-С-Т-И.
  25. +1
    20 мая 2016 22:18
    Эй, минусовщики. Что, ума не хватает по делу, что сказать, минусуем, потому-что минусуем? Я готов доказать, что "overb" в обсуждаемом посте - просто болтун, а кто готов со мной переговорить, по этому поводу?
    Откройте личики, гюльчетаи.
    1. -1
      21 мая 2016 01:32
      Цитата: Царь,простоЦарь
      готов доказать, что "overb" в обсуждаемом посте - просто болтун

      Если ты что-то готов доказать, то доказывай. А не мели попусту помелом, как это принято у пустозвонов.
      Только доказывалка у тебя еще не выросла. Рано тебе еще.
      1. +1
        21 мая 2016 11:23
        Вы, гражданин "overb" - хамло, и быдловатое к тому-же.

        Но раз я сказал, что Вы врун и болтун, то я готов ответить за свои слова Только если Вы, готовы к разговору - давайте уточним источники доказательств, на какие будем ссылаться. Что у Вас?

        У меня следующее:
        Мельников: "Броненосцы типа "Бородино"";
        "Цесаревич";
        "Слава".
        Грибовский: "Эскадренные броненосцы типа "Бородино".
        Виноградов: "Броненосец "Слава"".
        Морская коллекция: "Линкор "Слава"".
        Широкорад: "Энциклопедия отечественной артиллерии".
        Много чего по мелочи. Это только по "Бородино".

        А, что у Вас, болтливый?

        Да, кстати, я бы попросил всех форумчан, не вмешиваться в наш диалог, дайте мне показать вруна и болтуна "overb" в чистом виде.
        1. -2
          21 мая 2016 11:35
          Цитата: Царь,простоЦарь
          Вы, гражданин "overb" - хамло, и быдловатое к тому-же.

          Я что-то не понял. Откуда-то из под коряги выползло ... не буду называть конкретное название.
          Обозвало меня вруном.
          Пообещало все на свете доказать.
          Но когда его попросили таки доказать, страшно оскорбилось.
          Болтун ты. Неадекватный, к тому же. Вот и никнейм твой об этом говорит. И "доказательства" твои, именно такого уровня. Ты мне не интересен, найди собеседника своего уровня.
        2. +2
          21 мая 2016 11:44
          А если Вы, гражданин "overb" сиганёте в кусты, то я буду заходить в каждую Вашу тему, писать о том какое Вы нехорошее ч..., и давать ссылку на эту тему. Вы, "overb" за "пустозвона" - ответите.
  26. +1
    21 мая 2016 11:54
    ХА-ХА-ХА! СООБЩАЮ ВСЕМ. ЭТО "OVERB" ВНЕСЛО МЕНЯ В ЧЁРНЫЙ СПИСОК, И Я ЕГО СООБЩЕНИЯ НЕ ВИЖУ. ОНО НАВЕРНОЕ ДУМАЕТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ЗАЙТИ В ФОРУМ БЕЗ ВВОДА НИКА И ПОСМОТРЕТЬ ЗАПИСИ.

    ПОДТВЕРЖДАЮ, ЭТО "OVERB" ВРУН И БОЛТУН И ДЕМАГОГ. В ТОПКУ.
  27. +2
    21 мая 2016 21:28
    Недаром в учебниках для кадетских корпусов того времени было написано, что Россия – государство необычное: оно и не торговое, и даже не промышленное, а… военное, и ему сама судьба уготовала роль быть грозой народов!

    Как знакомо прекликается с нынешними реалиями. Ничему история не учит, 100 лет прошло, а грабли те же((
  28. 0
    21 мая 2016 21:35
    Цитата: Царь,простоЦарь
    Писал несколько раз по статьям о Цусиме в комментах. Да, именно тотальное невезение.

    По стволам крупного калибра японский флот превосходил русскую эскадру, по техническому состоянию и скорости хода (на момент встречи под Цусимой после тяжелого перехода русской экадры через полмира) - тоже.
    Если вражеская эскадра превосходит нашу по огневой мощи и скорости хода, то любой здравомыслящий человек поймет, что шансы победить невелики. К сожалению, таких людей ни в верхушке правительства, ни на флоте (после гибели С. Макарова) уже не оставалось, с этим России категорически и тотально не повезло, тут я с Вами согласен

    Вообще, насколько я помню, эскадре Рожденственского вовсе не предписывалось искать боя с японцами. Она должна была усилить порт-артурскую эскадру, таков был изначальный план. Но Порт-Артур пал, а эскадру по сути тупо отправили на убой. Да даже если б и не пал Порт-Артур, с чего бы японцам пропускать измотанную переходом 2-ю эскадру в Порт-Артур без сражения?
    По плану предполагалось, что в этом случае эскадра через цусимские проливы "незаметно" прошмыгнет в Порт-Артур, пользуясь погодными условиями и в режиме радиомолчания, а я понцы ничего не заметят и не предпримут. Поэтому то у Рожденственского и даже плана сражения не было как такового. Уже одни только обстоятельства показывают как России тотально не повезло с элитой, "рассуждающей" подобным образом
  29. +1
    21 мая 2016 23:18
    Ах, гражданин "Logos", да следуя Вашему правилу, одна 5 эскадра в Ютланде, должна была смести Авангард с поверхности моря, а Гранд-Флит утопить Хохзеефлотте без особых проблем. Не получилось, никак не получилось (утопить).

    Да, скорость... Точно не помню, но или в конце 19 или в начале 20 в., англичане провели несколько учений. В обоих победила эскадра имеющая ход на 2-4 узла больше. Но Цусима, тут и скорость, и тут тотальная невезуха в стрельбе.

    Если-бы 2 эскадра подошла, когда Артур не пал, то у японцев шанса-бы не было.

    Плана особого и не надо было. Идти во Владивосток, и эскадра шла.

    А адмирал, вернее вице-адмирал, гражданин "Logos", был РОЖЕСТВЕНСКИЙ, Зиновий Петрович. Аккуратней надо.
  30. 0
    25 мая 2016 03:40
    Цитата: overb
    Цесаревич, как ЭБР 1 класса, был достаточно слаб (переделан из ЭБР 2 класса)

    У англичан немало было броненосцев первого класса ещё слабее. Кстати, по английской классификации прототип "Цесаревича" также считался броненосцем первого класса, а не второго. Или тут ошибка, правы Вы, а не Брассей ?
    1. 0
      25 мая 2016 12:00
      Цитата: Товарищ
      У англичан немало было броненосцев первого класса ещё слабее.

      1. Причем здесь британцы?
      2. Жду примеры.
      Цитата: Товарищ
      Кстати, по английской классификации прототип "Цесаревича" также считался броненосцем первого класса

      Вы какой имеете в виду? А то кандидатов в прототипы Цесаревича с пяток точно наберется (чаще называют Жорегиберри). Заваленные борта, это вовсе не признак того, что какой-то корабль, это прототип Цесаревича.
      Цитата: Товарищ
      Или тут ошибка, правы Вы, а не Брассей ?

      А причем здесь Брассей и ошибка? Он что, где-то указал на протитип Цесаревича? Нигде он этого не сделал и не мог сделать.
    2. Комментарий был удален.
  31. 0
    30 октября 2016 11:00
    Цитата: рюрикович
    Немцы свой "Шарнхорст" времён Второй Мировой тоже за глаза считали проклятым кораблём

    А Дойчланд переименовали от греха в Лютцов
  32. 0
    30 октября 2016 11:04
    Цитата: Logos
    эскадре Рожденственского

    Зиновий Петрович в гробу наверно не раз перевернулся.Уж если пишете то пишите правильно