Огнеметный танк Pz.Kpfw.II (F) Flamingo (Германия)

10
В межвоенный период огнеметы считались эффективным и перспективным вооружением. Кроме того, они рассматривались в качестве потенциального оружия для различной бронетехники. В результате к определенному времени на вооружении нескольких стран состояли не только носимые огнеметы, но и огнеметные танки и т.п. техника. Подобные тенденции развития оружия не обошли и Германию. В 1939 году там началась разработка первого огнеметного танка Pz.Kpfw.II (F) или Flammpanzer II, также известного под названием Flamingo.

Решение о создании первого огнеметного танка было принято немецким командованием в начале 1939 года. В конце февраля армия потребовала от промышленности разработать модификацию существующего легкого танка Pz.Kpfw.II с огнеметным вооружением. Задание на создание такой машины получили фирмы MAN и Daimler-Benz, к этому времени освоившие серийное строительство базовой машины. Первоначальные планы подразумевали сборку прототипа с последующими его испытаниями, а также строительство установочной серии из 90 машин.

В качестве основы для новой боевой машины был выбран танк Pz.Kpfw.II модификации Ausf.D. Для установки нового вооружения следовало незначительно доработать корпус базовой машины, а также изменить состав основных агрегатов. В частности, требовались установка новой башни со стрелковым оружием и некоторая перекомпоновка боевого отделения. При этом основная масса узлов и агрегатов могла использоваться без каких-либо изменений, что должно было обеспечить сравнительную простоту и дешевизну серийного производства.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.II (F) Flamingo (Германия)
Огнеметный танк Pz.Kpfw.II (F). Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В рамках проекта Pz.Kpfw.II (F) было решено сохранить имеющийся броневой корпус серийного легкого танка, хотя в его конструкцию планировалось внести некоторые заметные изменения. Доработки должны были коснуться отдельных деталей передней части и внутренних объемов боевого отделения. Кроме того, планировалась установка некоторых дополнительных деталей на внешней поверхности машины.

Лобовая часть корпуса образовывалась несколькими листами разных размеров толщиной 30 мм. Имелся наклоненный вперед нижний лист, заваленный назад средний и вертикальный верхний. В последнем предусматривались люки для наблюдения за дорогой. Центральная часть корпуса была доработана. Борта исходного корпуса были разделены на две части, при этом вместо верхних листов теперь монтировались специальные короба. За счет этого по бортам боевого отделения появились две надгусеничные ниши, предназначенные для установки нового оборудования. Форма и размеры кормовой части корпуса остались без изменений. Бортовая и кормовая проекция машины должны были прикрываться 20-мм листами. Крыша и днище получили толщину 10 мм.

По общей компоновке танк «Фламинго» не отличался от базовой машины. В лобовой части корпуса помещался отсек с агрегатами трансмиссии, за которым находилось отделение управления. Башня и боевое отделение помещались в центре корпуса, корма выделялась под двигатель, топливные баки, радиаторы и т.д.


Боковая проекция машины. Рисунок Aviarmor.net


Являясь развитием машины Pz.Kpfw.II Ausf.D, огнеметный танк должен был сохранять имеющуюся силовую установку и трансмиссию. В корме корпуса должен был устанавливаться карбюраторный двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с. либо Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. с системой водяного охлаждения. При помощи карданного вала двигатель должен был соединяться с передним трансмиссионным отделением. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент на передние ведущие колеса. Имелась возможность выбора одной из семи передач переднего хода и трех заднего.

Базовый танк Pz.Kpfw.II имел ходовую часть на основе четырех сдвоенных опорных катков большого диаметра на каждом борту. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. В рамках проекта «D» была разработана новая конструкция трака, на основе которой строилась гусеница машины.

В ходе разработки огнеметного танка был сформирован список доработок исходной машины. Так, новый проект Flammpanzer II подразумевал отказ от имеющейся башни. Вместо нее на погоне крыши корпуса должен был монтироваться боевой модуль иной конструкции. Была предложена конструкция с узким лобовым листом, двумя скуловыми листами и двумя деталями, одновременно являвшимися бортами и кормой. В лобовом листе предусматривалась пулеметная установка, в прочих деталях – смотровые приборы. Сверху наводчик должен был прикрываться горизонтальной крышей. От атак спереди башня защищалась 30-мм броней, а корма имела толщину 14,5 мм.

Башня новой конструкции, в отличие от существующего изделия, должна была нести только один пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Заказчик и авторы проекта посчитали, что такое сокращение пулеметного вооружения в сравнении с базовой машиной является оправданной и может быть компенсировано наличием огнеметной системы. Фактически пулемет рассматривался в качестве вспомогательного оружия для самообороны. Боекомплект пулемета состоял из 1800 патронов.


Выброс огнесмеси без зажигания. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В передней части обеих надгусеничных полок появились особые короба с системами монтажа брандспойтов огнеметов. Последние представляли собой миниатюрные башни из броневой стали с возможностью наведения по горизонтали и вертикали. При помощи дистанционного управления с рабочего места оператора брандспойты могли поворачиваться в пределах секторов шириной 180°. Также имелась возможность вертикальной наводки. Выпускные патрубки оснащались ацетиленовыми горелками.

Внутри броневого корпуса, в надгусеничных нишах и других объемах боевого отделения, помещались различные элементы двух огнеметных систем. В состав такого вооружения входили два бака для огнесмеси на 160 л каждый, а также четыре баллона для сжатого азота. В качестве «боеприпаса» предлагалось применять смесь бензина с маслом в определенной пропорции. Выброс огнесмеси к цели должен был производиться при помощи подачи сжатого газа в баллон с ней. Вылетая под давлением сжатого газа из выпускного патрубка брандспойта, огнесмесь должна была контактировать с ацетиленовой горелкой и воспламеняться. К цели долетали горящие капли огнесмеси разного размера.

На некоторых сохранившихся фотографиях огнеметного танка Flammpanzer II видно, что машина могла нести дополнительное вооружение в виде дымовых гранатометов. Эти средства располагались по три единицы на стационарных наклонных опорах по бортам кормовой части корпуса. Установки закреплялись на надгусеничных полках позади расширенной части бронекорпуса.


Вариант окраски серийной машины. Рисунок Achtungpanzer.com


Экипаж танка Pz.Kpfw.II (F) должен был состоять из трех человек. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-огнеметчика (справа). В одноместной башне находился стрелок.По другим данным, рядом с водителем должен был находиться радист, а управление огнеметами осуществлялось из боевого отделения, с рабочего места в башне. Для доступа внутрь машины на крыше корпуса и в крыше башни имелся набор люков. Наблюдение за обстановкой должно было осуществляться через смотровые приборы в лобовом листе корпуса и аналогичные системы башни.

Доработки базового легкого танка не привели к изменению габаритов. Длина огнеметной бронемашины составляла 4,9 м, ширина 2,4 м, высота – 1,85 м. При этом боевая масса выросла до 12 т. Одной из главных причин увеличения веса машины стало использование баков для огнесмеси и баллонов для азота, нуждавшихся в броневой защите. Несмотря на рост массы машины, удельная мощность осталась на приемлемом уровне – до 15 л.с. на тонну. Это позволяло танку Pz.Kpfw.II (F) развивать на шоссе скорость до 55 км/ч.

Проектирование первого немецкого огнеметного танка завершилось в начале лета 1939 года. В июле на одном из заводов собрали опытную машину, корпус которой из соображений экономии был изготовлен из неброневой стали. Такой прототип Pz.Kpfw.II (F) использовался в полигонных испытаниях, целью которых, в первую очередь, была проверка нового оружия.

В ходе испытаний были подтверждены характеристики использованных огнеметов. Конструкция поворотных брандспойтов позволяла атаковать цели в пределах всей передней полусферы на дальностях до 25 м. На выстрел расходовалось по 2 л смеси для каждого из двух огнеметов, таким образом, танк с полными баками мог сделать 80 выстрелов. В теории этого было достаточно для эффективного уничтожения живой силы и некоторых укреплений противника.


Другой вариант окраски. Рисунок Wikimedia Commons


Еще до окончания испытаний, весной 1939 года, фирма MAN получила заказ на строительство первой партии шасси нового типа для сборки огнеметных танков. В начале следующего года их передали на завод Wegmann, где производилась установка огнеметов. По другим данным, сборка серийной техники первой партии началось в мае 1940-го. Также имеются сведения о переоборудовании 30 серийных танков Pz.Kpfw.II Ausf.D/E из парка техники Вермахта. В рамках выполнения первого заказа к октябрю 40-го было поставлено 87 огнеметных танков. Еще три машины передали только в начале следующего года.

В дальнейшем производство техники продолжилось в рамках нового контракта, подписанного еще весной 1940 года. Производство огнеметных танков Flamingo велось как с нуля, так и путем переделки серийных танков соответствующей модели. Последняя партия такой техники, по некоторым данным, была передана заказчику весной 1942 года. К этому времени было построено 112 огнеметных танков. Еще 43 машины перестроили из легких танков.

Несмотря на сравнительно ранний старт проектных работ, танки Pz.Kpfw.II (F) смогли попасть на войну только летом 1941 года. К этому времени бронемашины с огнеметами были сведены в батальоны в составе более крупных танковых соединений и должны были осуществлять поддержку других войск. Предполагалось, что огнеметы смогут значительно повысить эффективность действий наступающих войск, но на практике ситуация сложилась иначе.

Шасси легкого танка имело недостаточный уровень защиты. 30-мм броня могла поражаться артиллерийскими орудиями и, при определенных условиях, даже противотанковыми ружьями. В результате противотанковая оборона Красной армии имела возможность поражать немецкие танки «Фламинго» задолго до их выхода на дальность эффективной стрельбы огнесмесью. В таком случае экипажи Flammpanzer II могли лишь защищаться при помощи единственного пулемета, а это резко сокращало огневую мощь и боевую эффективность.


Красноармейцы изучают трофейный огнеметный танк. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


По имеющимся данным, подобные особенности первого немецкого огнеметного танка привели к неприемлемо высоким потерям. Успешный выстрел артиллеристов или стрелков-бронебойщиков приводил к возгоранию огнесмеси из внутреннего бака с последующей гарантированной гибелью танка. Кроме того, оставляли желать лучшего и шансы экипажа выжить в такой ситуации.

В начале 1942 года было принято решение отказаться от дальнейшей эксплуатации Pz.Kpfw.II (F) по причине невозможности эффективного решения поставленных задач без неприемлемо высокого риска. Все остававшиеся в войсках танки отозвали в тыл для проведения модернизации. Большая часть огнеметных танков была переоборудована в носители трофейных орудий Ф-22. В таком качестве, в отличие от исходной комплектации, машины смогли принести Германии некоторую пользу.

Для начала 1939 года, когда формировалось техническое задание к проекту, 30-мм броня и дальность выстрела огнесмесью порядка 25-30 м считались достаточными для перспективной техники. Тем не менее, вскоре ситуация изменилась. Огнеметный танк должен был стрелять дальше и нести более мощную защиту. В дальнейшем немецкие специалисты предприняли несколько других попыток создать огнеметный танк, способный выжить на поле боя и выполнить поставленную задачу.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 мая 2016 06:30
    Тупиковая ветвь, кстати по настоящему удачными вариантами были модели, которые внешне не отличались от линейных танков.
    1. +6
      20 мая 2016 07:35
      Цитата: kugelblitz
      Тупиковая ветвь, кстати по настоящему удачными вариантами были модели, которые внешне не отличались от линейных танков.

      Ну "проба пера". Хотя в прорыве наших "линий Молотова и Сталина" они свою роль сыграли...
      И еще, кроме 100-го и 101-го батальонов, на PzKpfw II (F) в операции «Барбаросса» участвовал еще один батальон огнеметных танков под номером 102 (Pz.Abt.102). Он был вооружен французскими тяжелыми танками B2 bis. Немцы убрали из лобового листа 75мм пушку, а на ее место установили огнемет такой же конструкции как на Pz II (F). Правда, он не мог поворачиваться в горизонтальной плоскости. Получившийся огнеметный танк назвали PzKpfw В2 (F).
      [center]
      [/center]
      1. +3
        20 мая 2016 08:17
        Ну это все импровизации, вот я понимаю машины.





        Еще был Черчиль-Крокодил и модификации Шермана.
        1. +2
          20 мая 2016 08:27
          Цитата: kugelblitz
          Ну это все импровизации, вот я понимаю машины.

          А что тут "импровизация" или "машина"?


          1. 0
            20 мая 2016 08:48
            Под импровизацией подразумеваю, собрали из чего подобрали. А тут серийные машины, а не переделки.
          2. +1
            20 мая 2016 08:53
            А вот практически огнемет, хотя и импровизация! wassat



            32cm Wurfrahmen с зажигательным (79кг, из них 50 кг зажигательной смеси (сырая нефть). При ведении огня по сухому лугу или лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух — трех метров.

      2. +1
        20 мая 2016 13:22
        Обожаю B1-B2, такие милые толстяки love
        1. 0
          20 мая 2016 17:59
          Большая часть огнеметных танков была переоборудована в носители трофейных орудий Ф-22. В таком качестве, в отличие от исходной комплектации, машины смогли принести Германии некоторую пользу.
          ИМХО , тоже получилась не очень удачная машина , и к концу 1943 г . вермахт отказался и от этой самоходки
      3. Комментарий был удален.
  2. +2
    20 мая 2016 08:09
    У нас тоже были подобные части, просуществовали до конца войны, бывший командир в мемуарах высоко оценивает боеспособность своего танка и подразделения в целом.
  3. 0
    20 мая 2016 19:26
    Познавательно хоть и не ново. Спасибо!
  4. 0
    21 мая 2016 00:42
    Кирилл спасибо! hi
  5. 0
    21 мая 2016 07:43
    Не хотел бы я оказаться в таком танке под обстрелом, точно даже не на, а в бочке с порохом.
  6. 0
    15 июля 2018 13:36
    PzKpfw.II (F) «Фламинго» сыграли решающую роль при взятии города Калинин в октябре 1941 года