Русский ас асов Александр Казаков

25
Ещё в августе 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров, всемирно знаменитый своей мёртвой петлёй, впервые в мире решился на смертельно рискованный приём — сразил австрийский «альбатрос». И — погиб… Но трагическую печать смерти с рискованного приёма снял 1 апреля 1915 года ротмистр Александр Казаков: свалил с неба «альбатрос» нестеровским «чирканьем» колёс сверху и приземлился на своём аэродроме. Советская история замалчивала само имя Казакова, на счету которого — 32 победы в небе Первой мировой войны и 1-е место среди русских асов.

Русский ас асов Александр Казаков


В Первую мировую войну кайзеровская Германия вооружила свои аэропланы пулемётами и ужаснула человечество первым оружием массового поражения — бомбардировочной авиацией, от которой вмиг гибли и калечились сотни людей, рушились дома вместе с жителями.

«Всё горело — потрясающая картина! — с варварским восторгом вспоминает свои бомбёжки на Восточном фронте германский ас Манфред фон Рихтгофен в книге «Красный истребитель» по кровавому цвету своего «фоккера». — Русские планировали наступление, и вокзал (ст. Маневичи. — Л.Ж.) был забит поездами. Наступило радостное предвкушение бомбёжки…»

Чем могли защитить войска и мирных жителей русские лётчики, летавшие на безоружных французских «моранах» и «ньюпорах»? Получавшие от военного ведомства России необъяснимый отказ в вооружении русской авиации — «по инструкции не положено»? Отгоняли бомбёров пальбой из пистолетов, пугали столкновением, в бессилии грозили кулаком… Ещё в августе 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров, всемирно знаменитый своей мёртвой петлёй, впервые в мире решился на смертельно рискованный приём — сразил австрийский «альбатрос», сбросивший бомбу на аэродром, таранным ударом. И — погиб… Но трагическую печать смерти с рискованного приёма снял 1 апреля (по нов. стилю) 1915 года ротмистр Александр Казаков: свалил с неба «альбатрос» нестеровским «чирканьем» колёс сверху и приземлился на своём аэродроме.

Советская официальная история замалчивала этот второй, победный таран, так как ротмистр Казаков в 1918 году перешёл из Красной армии, из-под начала Льва Троцкого, в сформированный англичанами в Архангельске Британо-славянский корпус, должный быть перебазированным во Францию для войны с немцами. Но был брошен против Красной армии.

Советская история замалчивала само имя Казакова, на счету которого — 32 победы в небе Первой мировой войны и 1-е место среди русских асов. Зарубежная — описывала диковинное приспособление, каким сбил, ещё до тарана, 5 самолётов врага русский ас. При этом делая ошибки в фамилии, уменьшая число побед. Так, в мини-энциклопедии Джеймса Прюнье «Великие лётчики» сообщается:

«Казабов Александр. Русский ас 1915 г. (позднее обладатель 17 побед), придумавший оригинальный способ отправки на землю своих врагов: со своего «морана» он спускал на верёвке якорь, которым отрывал крылья у самолётов противника».

Алексей Шиуков, русский лётчик и авиаконструктор, только в конце Великой Отечественной, в боях которой более 500 советских соколов сразили врага тараном, смог опубликовать в журнале «Вестник воздушного флота» свои воспоминания о неустрашимом и изобретательном Казакове, о первом его воздушном бое:

«Нагнав немецкий самолёт, он выпустил кошку и зацепил её лапой крыло вражеской машины. Но против ожидания, трос не сразу сорвался, и обе машины оказались как бы связанными между собой. Германский лётчик с «кошкой» в теле стал падать и тянуть за собой самолёт Казакова. И только самообладание помогло ему несколькими движениями сорвать трос, отцепиться от врага и пойти на посадку».

В воспоминаниях командира авиаотряда есаула Вячеслава Ткачёва, опубликованных лишь в постперестроечное время, воспроизведён доклад ротмистра Казакова о шестом поединке, закончившемся тараном:

«Но проклятая «кошка» зацепилась и болтается под днищем самолёта. Два фронта — сорок тысяч глаз, русских и немецких, смотрят из окопов! Тогда я решил ударить «альбатрос» колёсами сверху, — продолжал доклад невозмутимый Казаков. — Недолго думая, дал руль вниз. Что-то рвануло, толкнуло, засвистело… в локоть ударил кусок крыла от крыла моего «морана». «Альбатрос» наклонился сначала на бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз. Я выключил мотор — одной лопасти на моём винте не было. Начал планировать… потерял ориентировку и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колёсами был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья».

Эффект таранных ударов, взятых на вооружение лишь советскими лётчиками для двух случаев: если кончились патроны или если отказало бортовое оружие, оказывал поражающее психологическое воздействие на противника. Гитлеровским асам, например, с осени 1941 года рекомендовалось не подходить к нашим ястребкам ближе 100 м — во избежание тарана. А в 1915-м, после тарана Казакова, германское командование назначило особую премию за уничтожение «русского казака». Один из сбитых им немецких пилотов сообщил, что, вернувшись из плена, будет с гордостью рассказывать: его сразил «сам русский Казак».

За таранный поединок ротмистр Казаков был произведён в штабс-ротмистры, награждён высокочтимым в России крестом ордена Святого Георгия Победоносца и Георгиевским оружием — клинком с надписью «За храбрость». Ордена положено обмывать, но ас асов, как стали называть героя, удивлял сослуживцев отказом от спиртного: «Голова лётчика должна быть ясной, особенно на войне».

…Подробная биография Александра Казакова была впервые воссоздана Всеволодом Лавринцом-Семенюком, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда и многих других высоких наград, «за выдающиеся достижения в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта Юрия Гагарина в космическое пространство». Поклонник культа бесстрашия, он в преклонные годы стал публиковать очерки о первых русских лётчиках. Приходило множество отзывов. Из Эстонии получена посылка от выпускника Гатчинской авиашколы Эдгара Меоса, воевавшего в Первую мировую во Франции в составе знаменитой авиагруппы «Аист» и сбившего знаменитого немецкого эксперта (на французском и русском — аса) Карла Менкгофа. Оказывается, Меос публиковал в Эстонии в 30-е годы ХХ века свои очерки о Казакове по материалам книги «Разбитые крылья», написанной и изданной в Германии сослуживцем Казакова по Британо-славянскому корпусу Александром Матвеевым.

«Летал Александр Казаков много… смело, уверенно и, как говаривали солдаты, всегда радостно, — вспоминал в своей книге Александр Матвеев. — Его боготворили. Когда наш командир проходил, все расступались, давая дорогу и козыряя высокому худощавому штабс-ротмистру… Голубоглазый блондин с молодецкими усами казака и нежным лицом юноши. Кожаная куртка, фуражка с цветным околышем, золотые погоны с чёрными знаками лётчика… «Говорите правду!» — требовал он от подчинённых… Перед взлётом осенял себя крестным знамением и уверенно командовал: «От винта!». В пору Брусиловского прорыва Казаков стал командиром малочисленного, но отважного первого отряда лётчиков-истребителей, летавших на новеньких, вооружённых, наконец-то, пулемётами, «ньюпорах»».



«Действиями первой боевой группы Казакова в сентябре 1916 г. было ПОЛОЖЕНО НАЧАЛО ОРГАНИЗОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ, — пишет В. Ткачёв, формулируя далее особенности тактики русской истребительной группы. — Здесь впервые появилась групповая тактика и определилось значение господства в воздухе. Интересно подчеркнуть, что под Луцком в сентябре 1916 г. повторилось примерно то, что произошло в феврале того же года под Верденом: наша истребительная авиация полностью обезопасила тылы русских войск в районе Луцка от ударов с воздуха».

Тактика, выработанная Казаковым, на десятилетия вперёд определила приоритеты русской истребительной авиации: в отличие от германской, предпочитающей личные победы над самолётами противника, наши соколы считали своим приоритетом прикрытие войск и их тылов от налётов. Казаков, по воспоминаниям Матвеева, досадливо отбивался от поздравлений за очередную победу: «Ничего не понимаю! Что за поздравления? К чему? Вы ведь знаете, что я с предрассудками: не люблю считать свои победы».

Ас асов учил молодёжь высчитывать ещё на земле подходы к вооружённому аэроплану с выгодной для себя позиции, вести атаки со стороны солнца, невзирая на огонь врага. Бывал ранен, но каждый раз легко — судьба хранила.

«Обычно Казаков шёл на противника с твёрдым решением не сворачивать никуда в сторону, — свидетельствует А. Шиуков. — На предельной скорости сближения давал короткую пулемётную очередь и чаще всего сражал пилота… повторял атаку до тех пор, пока противник не был сбит или принужден к бегству».

…Боевой дух войска, который и созидает победу, истощился с обеих сторон к концу лета 1916 года. Через окопы летал от одной стороны к другой и обратно вопрос: за что воюем? Зачем убиваем друг друга? Ответ знали царствующие особы, но хранили в тайне. Кайзер Вильгельм лишь завесу приоткрыл, обмолвившись: «Если б народы знали причины войн, вряд ли бы стали воевать».

После вынужденного отречения царя Николая II авиагруппа Казакова продолжала сражаться. Хотя и авиацию постигло падение воинской дисциплины от известных приказов Временного правительства, введённая выборность командиров…

Многие фронтовики, от высших чинов до нижних, переходят на службу в создаваемую Красную армию. Вокруг бывшего начштаба и главкома Северного фронта генерала Михаила Бонч-Бруевича, ставшего начштаба Верховного главнокомандующего Красной армии, — сотни военных чинов, наслышанных о знаменитом русском асе. Его, приехавшего в Петроград, определяют военспецом — помогать в организации Красного воздушного флота. А он-то хочет летать, как летают боевые товарищи: Михаил Бабушкин, Николай Бруни, покоритель штопора Константин Арцеулов…

«Но «демон революции» Л. Троцкий не доверял бывшим офицерам, — пишет Александр Матвеев, — считал, что «эти орлы» хотят сделать «красный флот» белым, и в оскорбительной форме отказал Казакову в возвращении в небо». А вскоре объявившийся в Питере лётчик Сергей Модрах сообщил о вербовке англичанином сэром Хилем русских лётчиков в Британо-cлавянский корпус, формируемый в Архангельске, для переброски во Францию, чтобы продолжить войну с немцами. «Казаков колебался, — вспоминает со слов аса асов Матвеев, — но Модрах его уговорил».

На вопрос русских авиаторов, когда их отправят на европейский театр войны, последовал ответ командира корпуса полковника Моллера: «Где большевики, там и немцы. Зачем вам ехать их искать? Воюйте здесь». Определили аэродром — в городке Березник. Быстро переобучили летать на морских лодках — «сопвичах». В боях несли большие потери. У аэродрома выросло печальное кладбище погибших лётчиков с пропеллерами на могилках.



В январе 1919 года Казаков встретил над Северной Двиной грозную летающую лодку русского авиаконструктора Дмитрия Григоровича — «девятку», облившую «сопвич» свинцом. Александр Казаков по привычке ответил — и сбил… Эдгар Меос со слов Александра Матвеева объясняет: «Сбив летающую лодку Красного воздушного флота, он окончательно перекрыл себе путь возвращения в Советскую Россию. А ведь перебежавшего к красвоенлётам поручика Аникина приняли, летает…»

Летом 1919 года интервенция выдохлась, Русская авиагруппа получила предложение отбыть в Англию в составе корпуса. Согласились немногие, начав срочно учить английский язык. Другие решились с экспедицией Бориса Вилькицкого, снаряжённой советским правительством для изучения Северного морского пути, но получившей от белогвардейцев приказ доставить груз Александру Колчаку, двинуть с полярниками.

1 августа 1919 года Сергей Модрах с Николаем Белоусовичем уходили на пристань. «Я провожу вас на «сопвиче», — будто озарённый какой-то мыслью, молвил Казаков. У летающей лодки возился механик в новой кожаной куртке. «Опять обновка?» — спросил командир. «Чужая, англичане подарили перед отъездом».

Свидетелю этого разговора Александру Матвееву врезались в память последние слова командира: «Чужая… Да, всё здесь чужое. Аэропланы, ангары, даже форма на мне… Только вот земля ещё наша… Выводи!».

Сорвал стебелёк травы, кусая его, о чём-то напряжённо думал. Перекрестился по обыкновению. Взлетел. От уплывавшего по течению парохода с боевыми друзьями стелился тонкой змейкой дым. Казаков поднялся ещё выше… Вдруг резкий поворот… Камнем полетел «сопвич» вниз. Треск… Пыль… Тишина… Только слышно, как трещат кузнечики в траве».

Не веря в самоубийство православного лётчика, друзья посчитали, что от отчаянной безысходности у него разорвалось сердце. Похоронили на кладбище в Березнике, под двумя крест-накрест сколоченными воздушными винтами. С надписью на белой дощечке:

«Полковник Александр Александрович Казаков. 1 августа 1919 года».

Могилы с пропеллерами в Березнике не сохранились. Однако какая-то неведомая сила не даёт стереть со скрижалей истории имена героев…
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    22 мая 2016 07:32
    Наиболее результативный русский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны; второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых.Орден Святого Георгия 4-й степени (31.07.1917)
    Орден Святого Владимира 4-й степени (7.09.1916)
    Орден Святой Анны 2-й, 3-й, 4-й степеней (соответственно 27.04.1917, 2.04.1915, 27.01.1916)
    Орден Святого Станислава 2-й и 3-й степеней (4.07.1916, 18.08.1913)
    Георгиевское оружие (28.07.1915)
    Офицерский орден «За боевые отличия»[источник не указан 935 дней] (Великобритания, 1918)
    Военный крест (Великобритания, 1919)
    Крест «За лётные боевые заслуги» (Великобритания, 20.03.1919)
    Орден Почётного легиона (Франция)
    Военный крест 1914—1918 (Франция)
  2. +8
    22 мая 2016 07:39
    Трагичная у нас история... Людей рвёт пополам...

    Тем ценнее то, что мы имеем сейчас - шанс удержать Россию для наших детей.
  3. +11
    22 мая 2016 07:47
    Первый Наш Ас. человек с непростой судьбой . будем помнить! Спасибо за статью!
  4. +6
    22 мая 2016 07:52
    Спасибо за рассказ. Очень тяжёлый рассказ.
  5. +8
    22 мая 2016 07:56
    Русские рубят русских... О заключительном этапе жизни А.А.Казакова прочитал ещё "до демократии", в советское время, в романе В.С.Пикуля "Из тупика", часть 2.
    1. +5
      22 мая 2016 10:20
      Цитата: V.ic
      О заключительном этапе жизни А.А.Казакова прочитал ещё "до демократии", в советское время, в романе В.С.Пикуля "Из тупика", часть 2.

      Спасибо, уважаемый коллега Виктор, за упоминание об этом произведении. В советское время выходила отдельная брошура о Казакове А.А., однако название её уже не припомню. В ней подробно расписывался его путь в авиацию и годы на фронтах 1МВ.
      У Пикуля В.С. Александр Александрович описан более человечно. Он похож на живого человека, которому не чужды слабости и ошибки. Но, главное, внутренняя борьба, которая шла между чувством чести и достоинством русского офицера, пониманием служения Родине, и реальностями, происходящими в стране, привели его к трагической кончине. Увы, это тоже выход.
      А вот с уважаемым коллегой Владимиром (казак волгский) позволю себе не согласиться. Статья скорее лубочная, коих в последнии два десятиления появилось множество. И с каждой новой статьёй растёт счёт сбитых самолётов. Если в советские времена у Казакова А.А. около десяти сбитый самолётов, то за время "демократии" счёт уже перевалил на четвёртый десяток.
      А теперь ложка дёгтя. Человека (а Казаков А.А. всё же был живым человеком) в этих статьях ( в том числе, и, у уважаемой Людмилы Жуковой) не видно. И это удручает.
  6. -1
    22 мая 2016 10:46
    падение воинской дисциплины от известных приказов Временного правительства, введённая выборность командиров


    Заезженные штампы без знания фактов, а именно: выборность командиров введена большевиками, а не Временным Правительством:

    Декрет о выборном начале и об организации власти в армии 16(29) декабря 1917 г.:

    4) Вводится выборность командного состава и должностных лиц. Командиры до полкового включительно избираются общим голосованием своих отделений, взводов, рот, команд, эскадронов, батарей, дивизионов и полков. Командиры выше полкового, до верховного главнокомандующего включительно, избираются соответствующими съездами или совещаниями при соответствующих комитетах.

    А дело аса Казакова не пропало даром: он уничтожил множество немецких оккупантов и защитил свою Родину. И в 1941-м этих оккупантов пришло нвамного меньше.
    Глубокое уважение летчику.
  7. +7
    22 мая 2016 10:46
    Может, кто и заминусует,но скажу следующее.
    Когда Николаю II предложили,в связи с войной,создать военную авиацию,он был против.
    Когда тому же Николаю предложили ,ссылаясь на опыт Парижа,Лондона и Нью-Йорка,где самое первое метро ,построить в Москве Метрополитен, он ответил, что подземелье ---только для демонов.Как-то так.

    Антон Первушин "Космонавты Сталина . Межпланетный прорыв Советской Империи ".Москва. "Яуза "."Эксмо".2005.
    Л.Е.Иванкин . "Летопись Ленметростроя" Лениздат 1984
    1. +5
      22 мая 2016 12:12
      Николая сейчас принято восхвалять, но скорее он был достаточно средним человеком с ограниченным кругозором совершенно не подходящим для своего места.
  8. -4
    22 мая 2016 12:10
    Интересно автор действительно уверен что таран использовался исключительно русскими и советскими летчиками
    1. +4
      22 мая 2016 13:51
      Цитата: Kenneth
      Интересно автор действительно уверен что таран использовался исключительно русскими и советскими летчиками

      Пришлось второй раз статью перечитывать - Где автор про это написал ?
      1. -1
        22 мая 2016 14:30
        В третий раз вам быть может улыбнется удача "Эффект таранных ударов, взятых на вооружение лишь советскими лётчиками "
        1. +2
          22 мая 2016 15:48
          Вы верно японцев имеете в виду! Так они азиаты, как и "русские монголо- скифские орды"! А вот ежели вам известна информация о таранах выполненных ИСТЫМИ ЕВРОПЕЙЦАМИ - поделитесь с нами! Сделайте милость!
          1. 0
            22 мая 2016 17:07
            На вежливую просьбу нельзя не ответить. Обзорная статья по примерам таранов разных стан. http://www.istpravda.ru/pictures/5381/
            1. +1
              22 мая 2016 21:15
              Если же конкретно говорить об известных мне фактах, то в числе первых немецких «таранщиков» можно назвать Курта Сохатзи, который 3 августа 1941 г у Киева, отражая атаку советских штурмовиков на германские позиции, уничтожил лобовым таранным ударом «несбиваемый Цементбомбер» Ил-2. При столкновении Мессершмитт Курта потерял половину своего крыла, и ему пришлось спешно совершать вынужденную посадку прямо по курсу полета. Сохатзи приземлился на советской территории и попал в плен; тем не менее, за совершенный подвиг командование заочно наградило его высшей наградой Германии – Рыцарским крестом.
              Занятная выдержка! В 1941 и таранил Ил-2!!! Может пилот горящего Ила пытался таранить Ме-109??
              1. 0
                22 мая 2016 23:12
                Имхо у ранних илов были проблемы со слабым хвостом за бронекоробкой да и крылья были небронированы. Судя по всему крылом по крылу обоим самолетам капут. Оба пилоты геои получили награды за таран
        2. +1
          22 мая 2016 18:51
          А в чем он не прав ? - Если не считать камикадзе , а брать чисто воздушные тараны - на несколько сотен наших - штук пять импорных может и наберется .
          Другое дело , что не от хорошей жизни на них шли .
          1. 0
            22 мая 2016 19:24
            Если человек сумел врезаться в противника когда противник этого не хочет, значит он летчик высочайшей квалификации и при этом получается он не сумел сблизиться чтобы эффективно использовать оружие, раз патроныт кончились. Имхо большинство таранов это столкновения в ходе боя, особенно при лобовых атаках.
  9. +2
    22 мая 2016 14:52
    Цитата: Kenneth
    Интересно автор действительно уверен что таран использовался исключительно русскими и советскими летчиками

    Вы умышленно на бан нарываетесь ?
    Только что видел такой же недалёкий #овнопост от вас под статьёй о противоторпедах.
    1. -1
      22 мая 2016 16:45
      Если вы администратор, а я нарушил правила, то сообщите какие и когда. Если вас тянет похамить то можете выйти на улицу и нахамить любому скучающему бычаре
      Если вас не устраивают мои посты попробуйте оппонировать, может у вас получится. Например доказать что 21 веке противоторпеды более необходимы чем усовершенствованная праща, или что обязательно нужно врать про исключительность советских летчиков, чтобы рассказать про русского.
  10. +2
    22 мая 2016 21:03
    За таранный поединок ротмистр Казаков был произведён в штаб-ростмистры Вот такие ляпы портят всю картину! Штаб-ротмистр один просвет и четыре звезды(аналог современного капитана),а ротмистр один просвет без звёзд(аналог современного майора). А про Казакова и других лётчиках ПМВ очень хорошо (с душой)написано в книге Гальперина "Воздушный казак Вердена"!
    1. +3
      22 мая 2016 22:59
      Мне плевать на минусы! Только не понятно, за что? Если я не прав скажите!
      1. +2
        22 мая 2016 23:11
        Цитата: неглавный
        Мне плевать на минусы! Только не понятно, за что? Если я не прав скажите!

        Не знаю. По всему судя - Вы все правильно написали:

        - штаб-ротмистр (9-я категория) ниже, чем ротмистр (8-я категория)
        - про погоны - тоже все верно
        - может, кого-то смутило "соответствует современному майору", так там следующий чин (7-я категория) - подполковник...

        Вроде все честно request

        Плюньте. Слюной. На ВО и не такое бывает.

        А минус я вам того.. подрихтовал yes
  11. -1
    22 мая 2016 23:01
    Для особо не любящих думать - читаем ещё раз ЭФФЕКТ таранных ударов, ВЗЯТЫХ НА ВООРУЖЕНИЕ. Может с расставленными акцентами до тугодума допрёт? Или и дальше будет чушь про единичные случаи от лётчиков других стран. Да случалось, может и несколько десятков наберётся. Вопрос - где система? Как это было у наших лётчиков. Хотя командование и не приветствовало такие методы, но тем не менее применялись они регулярно и были системой. Ну а камикадзе - совершенно отдельная песня, тем более там не воздушные тараны...
    П.С. Хотелось бы примеров уровня Хлобыстова или Ковзана...
  12. 0
    29 мая 2016 20:42
    Ас, конечно! Но воевать против своего народа на деньги англичан и учавствовать в интервенции!!! Это ставит крест на всей его карьере. Человек, ненавидящий страну и народ не может быть героем, вот его в Советское время и не вспоминали!! Незачем!!