Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

25
В прошлый раз мы рассказали об участии танков БТ-5 в бою под Фуэнтес-де-Эбро. Сегодня речь пойдет о танках самой Испании, история которых началась еще в 1914 году (причем первые БА начали испытывать в Испании еще в 1909 году), когда у Франции были куплены 24 бронемашины Шнейдер-Крезо – весьма внушительного вида БА, которые находчивые французы соорудили на шасси своих парижских автобусов. На этих машинах стоял бензиновый мотор в 40 л.с. и был карданный (даже не цепной!) привод на задние колеса. Последние были прямо-таки созданы для войны, то есть были стальными, с литыми резиновыми шинами, причем передние были одинарными, а задние — двойными. Правда, броня в 5 мм хорошей защитой не являлась, но зато у бронелистов крыши был А-образный наклон, чтобы с нее скатывались ручные гранаты.

Танки республиканцев и националистов в гражданской войне 1936 – 1938 гг. (часть 1)

Танк «Трубиа-Наваль» 1936 год.

На хорошей дороге эти машины могли ездить со скоростью до 35 км/ч, а запас хода равнялся 75 км. Постоянное вооружение у этого броневика отсутствовало, зато у него было шесть люков-амбразур по каждому борту (они также могли использоваться для вентиляции), через которые вели огонь пулеметы на вертлюгах, либо стрелки из своего личного оружия. Экипаж насчитывал 10 человек, и почему так, понятно. Понятно и то, что машины эти были весьма примитивными, однако в ходе войны в испанском Марокко они показали себя очень даже неплохо. Более того, их использовали даже во время гражданской войны!


Один из самодельных испанских БА.

Первые танки испанцам тоже поставила Франция. Это были танки «Шнейдер» CAI, которые поступили в Испанию уже после завершения первой мировой войны, а потом и «Рено» FT-17, как с пулеметным, так и пушечным вооружением, и в литых, и в клепаных башнях. К ним были поставлены и танки FT-17TSF – «танки управления», оснащенные радиостанцией в большой рубке на корпусе.


Танк «Трубиа» Мод. А.

Описывать эту технику подробнее смысла нет, поскольку она хорошо известна. Важно лишь подчеркнуть, что свои танки испанцы берегли, поэтому до начала роковой схватки националистов с республиканцами дожили даже такие устаревшие по всем параметрам машины, как «шнейдеры».

В 20-е годы испанские военные решили приобрести во Франции опытные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», а вдобавок к ним еще и колесно-гусеничные бронеавтомобили «Ситроен-Кегресс-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, опытные танкетки Карден-Ллойд в Англии и легкие танки «Фиат-3000» - в Италии. После этого с 1926 года на государственном предприятии «Трубиа» под началом капитана Руиса де Толедо начались работы и над собственным испанским танком, официально названным «быстроходным танком пехоты», или «Модель «Трубиа». Серия А».

Танк планировалось по образцу «Рено» выпускать как в пулеметном, так и пушечном вариантах, причем поставить на него пушку своей собственной разработки калибра 40-мм, способной стрелять на 2060 м со скоростью снаряда 294 м/сек. Но вариант с пушкой почему-то не удался, и танк решили вооружить тремя 7-мм пулеметами системы Гочкисс под применявшиеся в Испании маузеровские патроны.


Танк «Трубия» в бою.

Внешне танк вышел немного похожим на «Рено», но имел массу довольно непонятных и странных, чисто «национальных» особенностей. Вот, как, например, в довольно тесной конической башне можно установить целых три пулемета? А вот как – сделать ее двухъярусной, и чтобы каждый ярус вращался независимо один от другого, и в каждом ярусе был бы свой пулемет в шаровой установке, что теоретически позволяло бы изменять сектор обстрела без разворота каждого яруса! Очень «хитрая» и сложная схема, не так ли? Затем на крыше башни поставили еще и стробоскоп. Да, опять-таки это было удобно: ведь окружавшая наблюдателя бронировка при вращении этого прибора словно «тает», обзор получается 360°, но для него нужен специальный привод. А башня «Трубиа» и так была очень тесной. Сам стробоскоп соединили с вентилятором башни, для чего над ним предусмотрели бронеколпак. Еще один пулемет располагался в лобовом бронелисте, как на Т-34. В корпусе были еще две амбразуры на бортовых бронелистах. Еще одной особенностью танка был выступающий за обвод гусениц нос. Его испанские конструкторы оснастили узким катком, чтобы преодолевать вертикальные препятствия. Традиционный «хвост» крепился сзади. Ходовую часть решили полностью забронировать, да еще и закрыть надгусеничными полками со скосами. Конструкция гусеницы была излишне оригинальной: часть траков скользила по полозьям, что находились внутри ее бронированного обвода, а вот специальный выступ на каждом втором траке охватывал его снаружи и тоже скользил по ней!


«Трубиа-Наваль» в боевой обстановке.


«Трубиа-Наваль» республиканцев.

Такое устройство защищало ходовую часть и от грязи, и от камней, но из-за отсутствия подрессоривания ход танка был очень тряский. Грунтозацепов на траках не было, так что проходимость у «Трубиа» была скверной. В боях в Испании эти машины применялись во время обороны Овиедо и под Эстремадурой. Выяснилось, что для боя в городе их пулеметного вооружения хватает. Но танков этих было так мало, что какой-то значимой роли они не сыграли: можно сказать, что испанцы точно также могли бы их и вовсе не иметь.

Что же касается общей численности испанских танков, то их было крайне мало. Испанский историк Кристиан Абад Третера писал, что в июле 1936 г. ФТ- 17 было 10 штук – ими вооружался танковый полк в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и еще пять танков находилось в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде сохранялись четыре танка «Шнейдер». Танки «Трубиа» (три прототипа) находились в пехотном полку «Милан» в Овиедо. Два танка «Ландеса» были сделаны на заводе «Трубиа» в городе Астурия. БА «Бильбао» в наличии было больше всего – 48 машин, из которых в распоряжении у республиканцев находился 41 бронеавтомобиль, и только семь достались националистам.


Испанский бронированный тягач «Трубиа-Ландеса».

В ходе войны в «танк» переделали трактор-тягач «Ландеса», с похожей на «Трубиа» ходовой частью. Попытались республиканцы сделать танк «Трубиа» мод. 1936. Или как его еще называли «Трубиа-Наваль», по названию завода, правда, республиканцы еще называли его так: «машина Эускади». Танк ну вышел просто очень маленьким и очень легким, хотя экипаж его состоял из трех человек. Вооружение – два пулемета «Льюис» калибра 7,7-мм, один в башне, а другой в корпусе, оба в шаровых установках. По проекту в башне должна была стоять пушка калибра 47-мм, но поставить ее не сумели. Танк этот применялся в боях, и даже довольно широко, но массовое производство его наладить так и не удалось.

В свою очередь националисты тоже постоянно мечтали о танках, причем своих собственных, испанских, поэтому в 1937 году решили создать пехотный танк, превосходящий как советские, так и машины их союзников, германцев и итальянцев. Броня должна была защитить его от бронебойных пуль калибра 7,92-мм, а вооружение – хорошо «работать» как по пехоте, так и по танкам противника. Обозначили его как C.C.I. «Тип 1937» – «боевой танк пехоты», и заказали серию в 30 машин.


Танк C.C.I. «Тип 1937».

Конструкторы пошли по принципу «детского конструктора» и ходовую часть взяли у итальянской танкетки CV З/35, спарку 7,92-мм пулеметов Гочкисс установили, как и на этой машине, но только справа от водителя, а сверху – башню, вооруженную 20-мм автоматической пушкой Бреда мод. 35-20/65, которую уже ставили на конверсированные германские танки Pz.IA, вместо двух пулеметов. Танк показал скорость в 36 км/ч, и в качестве машины для поддержки пехоты оказался достаточно удобен. Кроме того, он имел даже дизельный мотор, что некоторым образом снизило его пожароопасность.


Танк «Вердеха» на испытаниях.

Вслед за ним был сделан «пехотный танк "Вердеха”», получивший свое имя в честь своего создателя, капитана-артиллериста армии националистов, Феликса Вердеха. Работа над ним началась в октябре 1938 года, а весной 1939 года ее уже отправили на испытания. Ходовую часть скопировали с танка Т-26, но моторно-трансмиссионное отделение поставили спереди, а механика-водителя посадили позади него, как на танке «Меркава».


Танк «Вердеха» преодолевает крутой откос.


САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид сзади.


САУ с орудием 75-мм на шасси танка «Вердеха». Вид спереди.

Пушка на нем стояла советская, 45-мм, а по бокам от орудия – два пулемета – германские Дрейзе MG-13. У танка была башня, похожая на башню с германского танка Pz.I, но с бронемаской увеличенного размера, в которой были установлены цапфы пушки. Есть фотография, на которой на этом танке видна башня с двустворчатыми дверцами у нее по бортам. Танк получился на четверть ниже, чем был советский Т-26. Броня башни равнялась 16 мм, а лобовой брони корпуса – 30 мм. Планировалось на шасси этой машины выпустить еще и САУ с 75-мм орудием. Но экономическое положение Испании было таково, что ни танки, ни САУ на их базе производить она не смогла и довольствовалась советскими трофейными Т-26 и БТ-5.


Танк «Вердеха» и Т-26.

Танки «Виккерс-6т» тоже воевали в Испании. В 1937 они поступили в Испанию из… Парагвая, поскольку его президент продал республиканцам много всякого вооружения и танки этого типа, ставшими трофеями Парагвая в войне с Боливией. Три танка принадлежали к типу «А» – то есть это были пулеметные машины, один танк к типу «В» – пушечному. Интересно, что и среди советских Т-26, поставленных в Испанию, судя по фотографиям, несколько машин принадлежали к двухбашенному типу.


«Трубиа-Наваль» националистов.

(Рис. А.Шепса)
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 мая 2016 06:46
    Легкий танк PzKpfw IA с пушкой Breda mod. 85.
    1. +1
      27 мая 2016 06:50
      Модифицированные танки Pz.I. Вооружение заменено на итальянскую 20-мм пушку Breda Mod.85
  2. +4
    27 мая 2016 06:55
    Замечательная тема. Хорошее начало цикла - тематика не замусолена и очень интересна . спасибо..... всегда интересовался той войной и нашим в ней участием - жаль до недавнего времени информации очень мало было по технике..
    1. +1
      27 мая 2016 07:29
      Согласен, статье плюс.Как то сложилось о участии бронетехники этого периода не читал.....интересно.
    2. +4
      27 мая 2016 07:31
      Первая моя статья на эту тему вышла в журнале "Техника и вооружение" еще в 1998 году. Затем в издательстве Полигон вышла книга "Танки... в Испании".Статья про униформу франкистов и националистов была в первом номере журнала ТАНКОМАСТЕР в 1996 году, к юбилею. В книге "Танки тотальных войн" 2002 год, эта тема также подробно разбиралась. Так что писать начали давно. Но понятно, что все журналы не просмотришь, а все книги не скупишь.
      1. 0
        28 мая 2016 21:41
        Цитата: kalibr
        "Техника и вооружение"

        Да, да."Техника и вооружение", 1998г. №3. Особенно впечатлили пассажи:"Гражданскую войну в Испании (1936-1939 гг.) в нашей стране долгое время классифицировали как "национально-освободительную войну испанского народа", что в свете того, что мы узнали за последние годы, никак не соответствует действительности. Столкнулись силы демократии и тоталитаризма, система рыночных и антирыночных экономических отношений, причем все это произошло в отсталой, крестьянской с гране с патриархальной, по сути дела феодальной психологией масс."
        Интересно, как силы демократии и тоталетаризма распределялись в Испании и как среди помощников?
  3. -4
    27 мая 2016 10:34
    Несмотря на то, что в ходе войны, советские танки были лучшими боевыми машинами, чем итальянские и немецкие, главный итог - это победа в Гражданской войне испанских национал-патриотов над объединенным либерастско-коммунистическо-анархистским альянсом.

    Это пока единственная победа национал-патриотических сил в современной истории. После Второй Мировой, мир оказался в руках у либерастов и коммунистов, а после 1991-го года - единолично у либерастов - открытых ставленников мирового сионо-кагала. Таковы реалии.
  4. 0
    27 мая 2016 11:25
    Испанцы опередилии время и создали прототип («Вердеха») современных МП и угадали танковую тенденцию* в конце 30-х, молодцы. Автору, спасибо на хлеб не намажешь winked

    *одна башня-главный колибр-дизель-низкий силуэт-максимальная лобовая защита
    1. +1
      27 мая 2016 17:42
      Была статья про танк Вердеха.

      http://topwar.ru/17976-verdeja-ispanskie-opytnye-legkie-tanki-i-sau-1938-1945-gg

      .html

      По поводу опередили слишком пафосно, наверное. В это же время созданы S-35 и Матильда, для сравнения.
  5. 0
    27 мая 2016 15:51
    Действительно"вердеха"передовой танк для той поры.Наши БТшки- колесногусеничные,бензиновые.Немецкие Pz-бензиновые,а тут дизель
    1. +1
      27 мая 2016 18:03
      На Вердехе, вероятнее всего, не было дизеля. Бензиновый Форд V-8 модель 48 мощностью 85 л.с. или Lincoln в 120 л.с.
    2. +1
      28 мая 2016 20:59
      Цитата: Монархист
      Действительно"вердеха"передовой танк для той поры.Наши БТшки- колесногусеничные,бензиновые.Немецкие Pz-бензиновые,а тут дизель

      Писать про танк "вердеха" - передовой танк для той поры, все таки не стоит. Танкетка с башенкой. Пушка на уровне БТ-5, это да. Вот БТ-5 действительно чудо по сравнению, да его и не с кем сравнивать, лиллипуты. А что не очень удачно использовали, так танк при чем.
  6. +1
    27 мая 2016 16:30
    Спасибо за статью. САУ на базе "Вердехи" занятные. Почему-то возникли ассоциации с Саракшем.
  7. 0
    27 мая 2016 17:16
    Интересно, что и среди советских Т-26, поставленных в Испанию, судя по фотографиям, несколько машин принадлежали к двухбашенному типу.


    Интересно. Фотографии опубликуете? Потому что данных о поставках двухбашенных танков в Испанию в открытых источниках нет. Причем некоторые авторы отдельно отмечают, что поставлялись только однобашенные Т-26. Что и логично, вроде бы.
    1. 0
      27 мая 2016 19:13
      Нет не дам, но в книге Патрика Тербулла и Джеффри Бурна "Гражданская война в Испании" издательства Оспрей (Серия Мен-эт-армз 74) было фото именно с таким танком. И вопрос этот же, что задали и Вы уже возникал в 1998 году при первой публикации этих материалов. Вы можете сейчас скачать эту книгу и найти фото.
      1. 0
        27 мая 2016 21:16
        К сожалению известные мне ссылки на книги издательства Оспрей подобных фотографий не содержат.
      2. +2
        27 мая 2016 22:22
        А не могли они спутать Т-26 образца 1931 года с Виккерсом модели А?
        1. 0
          28 мая 2016 07:07
          Вот так без книги под руками не скажешь. Надо смотреть книжку и фото в лупу.
  8. +1
    27 мая 2016 18:11
    Почему-то при взгляде на танк C.C.I. «Тип 1937» сразу вспомнился японец Ха-Го. smile
  9. +4
    27 мая 2016 22:29
    Классная статья про редкое "зверьё" ! fellow
    Но видя всё это прекрасно понимаешь командиров "христианских традиционалистов", которые считали советские БТ лучшими трофеями.
  10. +2
    27 мая 2016 22:36
    Уважаемый автор! Во всех отечественных книгах указано количество поставленной в Испанию из СССР бронетехники: Т-26 -297 штук образца 1933 года; БТ-5 - 50 штук; БА-3 - 3 штуки ; БА-6 - 37 штук; ФАИ - 20 штук! А известно ли количество техники поставленной Португалией; Третьим Рейхом и Королевской Италией ( ведь итальянцев было 60 тысяч человек)???
    1. +1
      28 мая 2016 07:10
      Это только первая статья на эту тему. Будет еще 2, там все будет, что Вас интересует. Только по танкам. По авиации если что я не смотрел, не специалист.
      1. +1
        28 мая 2016 10:42
        Спасибо! Я интересовался именно бронетехнткой! Да ещё бы немного информации по ПОРТУГАЛЬЦАМ! А то по их действиям в Испании очень мало известо!
  11. +1
    29 мая 2016 15:04
    Цитата: hohol95
    Да ещё бы немного информации по ПОРТУГАЛЬЦАМ! А то по их действиям в Испании очень мало известо!

    А их там было, как ни странно, достаточно немного. Основной силой были итальянцы, т.к. у Муссолини был план в общем то "под шумок" Гражданской войны и на фоне лозунгов "борьбы с коммунистами" захватить Испанию, включив её в состав Итальянской империи.
    1. 0
      29 мая 2016 22:33
      Не много - обтекаемый термин!