Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г. (часть 5)

62

Поздним вечером 18 мая 1982 года корабли 317-го оперативного соединения приветствовали прибывшую в район боевых действий амфибийную группу англичан. Два больших десантных корабля-дока, шесть транспортно-десантных кораблей специальной постройки и тринадцать реквизированных транспортных судов (в том числе и «Атлантик Конвейер») шли в непосредственном охранении эсминца «Энтрим» и трех фрегатов. Особенное впечатление своими размерами и белоснежным корпусом производил сорокачетырехтысячный лайнер «Канберра» с 2400 военнослужащими на борту.

Несмотря на потери, группировка морских и воздушных сил Англии в районе конфликта существенно увеличилась. К 30 апреля британское 317-е оперативное соединение располагало 2 авианосцами, на палубах которых размещалось 20 «Си Харриеров» FRS 1, 4 эсминцами и 5 фрегатами, а три атомные подводные лодки образовывали 324-ое оперативное соединение, которое контр-адмиралу Вудворту не подчинялось и управлялось непосредственно из Англии.

В период с 1 по 18 мая район боевых действий покинула АПЛ «Сплендит», погиб эсминец «Шеффилд», один «Си Харриер» был сбит огнем зенитной артиллерии, еще два погибли при невыясненных обстоятельствах, скорее всего, столкнувшись друг с другом в воздухе. Эсминец «Глазго», хоть и получил повреждения, выбыв из строя на несколько дней, но смог самостоятельно их исправить и к 18 мая пребывал в полной боевой готовности. При этом в район боевых действий прибыли АПЛ «Вэлиант» (однотипная «Конкэрор») и дизельная ПЛ «Оникс», правда, не ясно, где была последняя 21 мая, когда состоялась высадка. Вместе с амфибийными силами подошли эсминец и три фрегата, а «Атлантик Конвейер» доставил 8 «Си Харриеров» FRS 1 и 6 «Харриеров» GR 3, но тут необходим небольшой комментарий.

Британский флот ко времени Фолклендского конфликта располагал 28 боеспособными истребителями «Си Харриер» FRS 1, из которых 20 сразу же отправились в район боевых действий, а оставшиеся 8 должны были прибыть туда позднее. Но британцы отлично понимали, что ни 20 ни 28 машин не будет достаточно для установления господства в воздухе. Тогда в чью-то голову пришла отличная идея — бросить в бой «Харриеры» GR 3. Это были единственные самолеты, помимо «Си Харриер» FRS 1, которые могли действовать с палуб британских авианосцев, но имелась «небольшая» проблема: «Харриеры» GR 3 представляли собой чистые штурмовики, неспособные вести управляемые ракеты «воздух-воздух» и осуществлять ПВО соединения. Англичане попытались приспособить приготовленные к отправке 10 машин этого типа «Сайдвиндерами», но ничего из этой затеи не вышло. Хотя в СМИ неоднократно демонстрировались фотографии «Харриеров» GR 3 с подвешенными к пилонам ракетами «воздух-воздух», но на самолетах отсутствовала соответствующая электропроводка, так что сражаться с воздушным врагом они могли разве что при помощи 30-мм пушек «Аден». Тем не менее, отправка даже таких самолетов была разумной. Задачи палубной авиации не ограничивались ПВО, соответственно, нанося удары по береговым целям «Харриеры» GR 3 высвобождали «Си Харриеры» FRS 1 для воздушных патрулей. Кроме того, следовало иметь в виду, что прицельные комплексы «Харриеров» GR 3 для «работы» по земле превосходили таковые у «Си Харриеров» FRS 1.



Таким образом, к 21 мая в зоне боевых действий англичане располагали 3 атомными подводными лодками и, вероятно, одной дизельной, 2 авианосцами с 31 самолетом на борту (25 «Си Харриер» FRS 1 и 6 «Харриер» GR 3) 4 эсминцами и 8 фрегатами. А что же аргентинцы?

К 30 апреля они располагали 80 «Миражами», «Скайхоками» и «Даггерами», а также восемью старушками-бомбардировщиками «Канберра». Один «Мираж», один «Даггер», два «Скайхока» и одну «Канберру» сбили англичане, еще один «Скайхок» разбился сам, один «Мираж» и один «Скайхок» уничтожили не в меру бдительные аргентинские зенитчики Фолклендских островов. Таким образом общие потери Аргентины составили 8 машин, но следует иметь в виду, что в течении войны им удалось поставить в строй 9 «Скайхоков», которые на начало конфликта были не на крыле. Неизвестно, сколько из них вошло в строй к 21 мая, но все же можно предположить, что для отражения десанта англичан Аргентина могла выставить порядка 84-86 машин из которых, правда, 6-7 были очень старыми «Канберрами». Так что ударная мощь аргентинцев осталась примерно на том же уровне, что и в начале конфликта.

Что касается авиации Фолклендских островов, то разобраться с ними весьма затруднительно. Совершенно наверняка уничтожены 6 легких штурмовиков «Пукара» и все «Менторы» (что по большей части является результатом диверсии на о.Пеббл), еще как минимум три «Пукары» было повреждено 1 мая, но возможно их успели ввести их в строй? За время конфликта на Фолкленды аргентинцы перебросили 11 «Пукара», хотя опять же неясно, сколько из них прибыли на острова до начала высадки. В целом же можно утверждать, что воздушная мощь Фолклендов не сильно пострадала — впрочем, она изначально стремилась к околонулевой величине и никакого серьезного ущерба британским кораблям причинить не могла. Наоборот, одна-единственная ПЛ, олицетворявшая собой подводный флот Аргентины, в период 1-10 мая как минимум дважды (но скорее все же трижды) атаковала англичан и только проблемы с оружием на дали ей добиться успеха. Это доказывает, насколько опасной может быть пусть даже маленькая дизельная ПЛ, если она оперирует в районе интенсивных операций противника, но после 10 мая ПЛ «Сан-Луис» ушла в ремонт, и аргентинцы лишились своего единственного подводного козыря.

Надводный флот, потеряв «Генерал Бельграно», сохранил основные силы: авианосец, 4 эсминца и 3 корвета, но теперь перспективы его использования были совершенно сомнительны. Гибель «Генерала Бельграно» показала аргентинскому командованию очевидную уязвимость их надводных кораблей от подводных лодок противника. Тогда флот отступил в береговые районы, где его достаточно надежно прикрыла наземная авиация ПЛО, но в результате этого исчезла возможность оперативно атаковать амфибийные группы британцев. Тем не менее аргентинские корабли еще можно было бросить в бой, с весьма неприятными для англичан последствиями. В конце концов 780 километров, отделяющих Фолкленды от материка, могли быть пройдены менее чем за сутки даже на 20 узлах, а ведь для высадки масштабного десанта, вместе со всеми его запасами требуется куда больше времени. Но британское командование хорошо понимало сложности контр-адмирала Вудворта, который просто не располагал средствами воздушной разведки, позволяющими своевременно (или даже НЕ своевременно) обнаружить подходящие к Фолклендам аргентинский флот. На подводные лодки также не возлагалось былых надежд — как ни крути, но 1-2 мая они не нашли основные силы аргентинцев. Поэтому англичане решили использовать для наблюдения за аргентинскими кораблями самолет радиотехнической разведки «Нимрод», разведоборудование которого обслуживалось аж 23 операторами и, со слов британцев, позволяло обследовать прямоугольник в 1000 миль длиной и 400 миль шириной за один вылет. Выглядело это так — самолет взлетал с о. Вознесения, приближался к Фолклендским островам, не долетая примерно 150 км до Порт-Стэнли разворачивался и шел к побережью Аргентины, сканируя океан между Фолклендами и континентом. Примерно в 60 милях от береговой черты «Нимрод» разворачивался вновь и летел вдоль аргентинского побережья, после чего возвращался к о. Вознесения. Каждый такой полет представлял собой сложную операцию — три дозаправки, 19 часов в воздухе, поэтому неудивительно что в период с 15 по 21 мая было сделано всего 7 таких вылетов. Аргентинцы не сумели перехватить ни одного «Нимрода», но разобрались, что местоположение их кораблей становится известно англичанам с известной регулярностью.

В то же время «Нептуны» аргентинцев окончательно вышли из строя — последний полет состоялся 15 мая и больше ни один из этих специализированных разведывательных самолетов в воздух не поднимался. Следствием этого стало привлечение к воздушной разведке таких машин как «Боинг 707» и С-130. Проблема заключалась в том, что на новоявленных «разведчиках» не устанавливалось никакой спецаппаратуры, т.е. тот же «Боинг» вынужден был искать неприятеля при помощи БРЭО обычного пассажирского лайнера. Соответственно, поисковые возможности аргентинского командования резко сократились.

В результате всего этого аргентинцы уже не надеялись, что смогут установить и удерживать контакт с английской авианосной группировкой, как это сделал «Нептун» в день атаки на «Шеффилд», зато считали, что их корабли, двигающиеся от побережья Аргентины к Фолклендам будут быстро обнаружены. Таким образом командование АРА больше не могло рассчитывать на внезапность, а без нее более слабый аргентинский флот не мог рассчитывать на успех. В результате было принято окончательное решение — надводные корабли в бой не вводить.

Ретроспективно можно сделать вывод, что аргентинцы слишком осторожничали: атака надводными силами вовсе не была настолько безнадежна, как им казалось. Но они приняли именно такое решение и подтолкнули их к этому два фактора — способность англичан контролировать перемещения их кораблей и неспособность аргентинцев находить авианосцы британцев.

У англичан были свои сложности. Вскоре после встречи состоялось совещание по поводу предстоящей высадки между командующими амфибийной группой Клаппом, командующим войсками десанта Томпсоном и командиром 317-го оперативного соединения Вудвортом. Против места высадки, предложенной контр-адмиралом Вудвортом никто не возражал, но вот по времени ее проведения возникла дискуссия. Клапп и Томпсон настаивали на высадке ранним вечером, незадолго до заката, чтобы иметь максимум темного времени суток для оборудования плацдарма. Это было логично — даже если аргентинцы пойдут в контратаку, то сделают это не раньше утра, а имея ночь на подготовку, можно было бы встретить их как полагается. К тому же за ночь можно было развернуть качественное ПВО, способное прикрывать расположение высадившихся войск.

Но подобное решение совершенно не устраивало командующего 317-ым оперативным соединением. Контр-адмирал Вудворт отлично понимал, что не сможет обеспечить ПВО десантного соединения ни на переходе, ни в момент высадки, а потому делал основную ставку на внезапность, плохую погоду, которая должна будет ограничить возможности обнаружения британских кораблей и на темное время суток. Он, разумеется, давно заметил, что аргентинцы никогда не летают по ночам. Поэтому Вудворт настаивал, чтобы высадка состоялась спустя несколько часов после заката: в этом случае сумерки надежно укроют его корабли за несколько часов до выхода к месту десантирования и не дадут аргентинской авиации атаковать в первые часы высадки. По всей видимости Клапп и Томпсон были «немного» удивлены подобным состоянием дел. Сам Вудворт описывает этот эпизод так:

«Полагаю, что я ясно изложил свое мнение Майку Клаппу и Джулиану Томпсону. Я сделал это без напоминания им уроков «Шеффилда» и «Глазго». Мне не нужно было произносить фразу: «Джентельмены, можете ли вы представить, что происходит, когда в военный корабль попадает бомба или крылатая ракета?» А им в свою очередь не пришлось высказывать мысль, вертевшуюся в их головах: «Мы полагали, что ударная группа до этого времени должна была полностью уничтожить ВВС Аргентины. Что же вы, ...цы, делали все эти прошедшие три недели?» Бывают моменты, когда я очень благодарен принятым изысканно вежливым ритуалам дискуссии, с помощью которых мы в вооруженных силах Ее Величества улаживаем наши разногласия».


План Вудворта был принят и… полностью себя оправдал. Поздним вечером 20 мая британский флот незамеченным подошел к Фолклендским островам, и приступил к десантной операции и к 04.30 рота «В» 2-го батальона под командованием майора Д. Кросалэнда первой закончила высадку. Разумеется, не обошлось без накладок — в самый «подходящий» момент отказали насосы десантного корабля-дока «Феарлесс», так что десантные катера, набитые солдатами, не могли покинуть корабль, потом десантные катера впотьмах благополучно сели на мель, а далее роты «В» и «С» 3-его парашютно-десантного батальона, начав выдвижение с плацдарма, «своя своих не познаша» и целый час перестреливались друг с другом, причем даже при поддержке бронетехники (у одной из рот имелись две БМП). К чести англичан, они стоически преодолевали возникшие препятствия — командир «Феарлесса» принял рискованное, но на все 100% оправдавшее себя решение — открыл створки батопорта, вода хлынула в док и катера выплыли. Десантники с севших на мель катеров, с 50-килограммовой выкладкой на плечах по ледяной воде (температура воздуха составляла +3 градуса) пешком добрались до берега, а командир 3-го парашютно-десантного, после того как обе роты запросили у него артиллерийской поддержки, догадался что что-то идет не так и личным вмешательством прекратил перестрелку. За час войны друг с другом обе роты не понесли никаких потерь… Конечно, можно только радоваться отсутствию бессмысленных смертей. Но как можно целый час воевать двумя ротами, не убив и не ранив ни одного противника?

Аргентинских войск в районе высадки практически не было. Все, чем располагали аргентинцы — неполная рота «С» 12-го пехотного полка, аж целых два взвода (62 чел) под командованием старшего лейтенанта К. Эстебана, имевшего в своем распоряжении два 105-мм орудия и два 81-мм миномета. Этой «армии», естественно, никто не вменял в обязанность отражать масштабный английский десант, их функции сводились к ведению наблюдения за горлом Фолклендского пролива. Оборудовав пункт наблюдения на высоте Фаннинг-Хед и отправив туда отряд из 21 бойца при двух орудиях, сам лейтенант с основными силами роты расположился в поселении Порт-Сан-Карлос, в 8 км от входа в пролив.

Бойцы с Фаннинг-Хэд продержались примерно полчаса. Обнаружив британские корабли, они открыли артиллерийский огонь, а их командир попытался известить лейтенанта Эстебана о начавшемся вторжении, но… рация оказалась сломанной. Тут же высаженный ранее британский спецназ, находившийся к моменту открытия аргентинцами огня в каких-то 500 метрах от их позиций, при поддержке 60-мм минометов и пушки эсминца «Энтрим» (которая в «лучших» традициях 114-мм установок в начале атаки вышла из строя, но была оперативно в него введена) обрушился на обороняющихся. Их положение было безнадежным, и, понеся потери, они с боем оторвались от британцев и попытались выйти к своим направившись в Порт-Стэнли. Но это аргентинцам не удалось и 14 июня находившиеся на грани истощения бойцы сдались британскому патрулю.

Лейтенант Эстебан с четырьмя десятками солдат получил известие о высадке только в 08.30 утра 21 мая и немедленно принял единственно разумное решение — отступать. Но это решение запоздало — две роты британских десантников уже наступали ему на пятки, войдя в Порт-Сан-Карлос спустя каких-то 15 минут после ухода оттуда аргентинцев. Чтобы «решить вопрос» наверняка, в тыл лейтенанту Эстебану отправили вертолетный десант и вызвали ударные вертолеты… И, тем не менее, сорок аргентинцев продемонстрировали великолепную выучку, дав образцовый бой на отходе. Невзирая на как минимум пятикратное (!) превосходство британцев в силах и поддержку последних вертолетами и корабельной артиллерией, отряд под командованием лейтенанта Эстебана смог не только оторваться от преследования, но и уничтожить из стрелкового оружия три английских вертолета (в т.ч. два ударных).

Вынужден повториться: аргентинцы, опасаясь вторжения Чили отправили на Фолклендские острова далеко не лучшие сухопутные подразделения. И можно только догадываться, с какими трудностями столкнулся бы британский десант, встань против англичан на Фолклендах элита аргентинской армии. К счастью (для британцев) этого не произошло.

Больше никаких боевых действий в районе проведения десантной операции в ночь с 20 на 21 мая не произошло, стоит отметить только, что английский спецназ и корабли немного «пошумели» в других районах, чтобы отвлечь внимание аргентинцев, но все это было не более, чем демонстрационными действиями, в серьезные бои британцы не втягивались.

Палубная авиация тоже участвовала: всего для ударов по наземным целям было привлечено 4 «Харриера GR.3». Спецназ доложил о переброске аргентинских вертолетов в район горы Кент, откуда они могли быть задействованы для переброски войск в Сан-Карлос, в район одного из плацдармов англичан. Пара «Харриеров GR.3» сработала на отлично, обнаружив посадочную площадку и уничтожив на ней 3 вертолета противника. А вот второй паре, отправленной на штурмовку позиций аргентинского 5-го пехотного полка в Портговард, не повезло: один СВВП по техническим причинам вообще не смог взлететь, а второй был сбит ракетой ПЗРК «Блоупайп» во время второго захода.

Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г. (часть 5)


В целом же можно констатировать, что британская высадка началась и продолжалась чрезвычайно успешно (насколько это вообще возможно для операций такого масштаба). Однако рассвет 21 мая англичане встречали со смешанными чувствами: всем было понятно, что уж теперь-то аргентинцы бросят в бой все, чем они располагали, и самую главную угрозу для англичан представляла собой авиация с континентальных аэродромов. Так оно и произошло, но перед тем как мы перейдем к описанию сражений, попробуем разобраться с тем, как британцы построили свою противовоздушную оборону.

Амфибийная группа, войдя в горло Фолклендского пролива и сконцентрировавшись в районе входа в бухту Сан-Карлос-Уотер, оказалась, если так можно выразиться, в эдакой квадратной коробке примерно 10 на 10 миль, причем стенки этой коробки образовывали прибрежные горы островов Западный и Восточный Фолкленд. Это ставило и английских моряков, и аргентинских летчиков в весьма своеобразные условия: с одной стороны, аргентинцам ничего не стоило подкрасться к английским кораблям вплотную, пользуясь гористым рельефом побережья. С другой стороны, выскочив из-за гор и сбросив скорость пусть даже до 750 км/ч аргентинцы пересекали расположение британской амфибийной группы всего за 90 секунд — при относительно небольшой горизонтальной видимости (порядка 3 миль), аргентинский пилот мог визуально обнаружить британский корабль за 27 секунд до того, как его самолет, ревя моторами, пронесется над палубой этого корабля. В таких условиях координировать воздушные атаки было очень непросто, а кроме того наличие множества отражающих поверхностей (все те же горы) мешало работе ГСН «Экзосет». С другой стороны, и у британцев оставалось очень немного времени на то, чтобы привести в действие огневые средства своих кораблей по внезапно появляющимся «из ниоткуда» самолетам.

Изрядные разногласия были у британских командиров 317-го оперативного соединения по вопросу, каким образом следует прикрывать амфибийное соединение. Капитан 1-го ранга Джон Коуард предлагал выдвинуть оба имевшихся в распоряжении эсминца проекта 42 западнее Западного Фолкленда (т.е. между Фолкендскими островами и Аргентиной) с тем, чтобы обнаруживать аргентинские самолеты еще до того, как те долетят до островов. Согласно его плану, для атаки этих самолетов следовало обеспечить воздушный патруль непосредственно над эсминцами, который также усилил бы и их собственное ПВО. Авианосцы Коуард предложили держать в 50 милях позади амфибийного соединения, откуда те могли бы обеспечить воздушные патрули как над эсминцами, так и над силами десанта. Командир авианосца «Инвинсибл» пошел еще дальше — соглашаясь с необходимостью перехватывать вражеские самолеты еще до того, как те приблизятся к амфибийном соединению, он предлагал развернуть между Фолклендами и континентом не только эсминцы, но и оба авианосца с их непосредственным охранением. Безусловно, встать на пути врага, грудью прикрыв десантные транспорты, было бы в лучших традициях Королевского флота, но контр-адмирал Вудворт на это не решился. Его смущала не только опасность атак с воздуха, но и то, что в этом случае основным силам его соединения пришлось бы маневрировать в районе действия подводных лодок Аргентины. Поэтому британский командующий разделил флот на 2 части — амфибийная группа с достаточно мощным прикрытием должна была идти вперед и высаживаться, в то время как авианосцы с их непосредственным охранением держались в отдалении. Амфибийную группу прикрывали 7 кораблей англичан, в том числе один эсминец типа «Каунти» («Энтрим»), два «старичка»-фрегата типа 12 («Ярмут» и «Плимут»), фрегат типа «Линдер» («Аргонот»), фрегат типа 21 («Ардент») и, наконец, фрегаты типа 22 «Броудсворд» и «Бриллиант» — единственные корабли контр-адмирала Вудворта, которые несли ЗРК «Си Вулф» и тем самым были наиболее опасными кораблями для атакующих на низкой высоте аргентинцев. В силу качеств своих ЗРК они должны были стать смертоносным оружием в условиях «коробки» Фолклендского пролива. Авианосцы находились на большом удалении от амфибийных сил, и с ними остались два эсминца типа 42 («Глазго» и «Ковентри»), эсминец типа «Каунти» («Глэморган») и два фрегата тип 21 («Эрроу» и «Алакрити»).

Этот план, безусловно, имел множество недостатков. При таком порядке в наиболее опасной позиции оказывались транспорты и корабли прикрытия амфибийных сил, которые, фактически, становились основной целью для аргентинских ВВС. В то же время авианосцы находились достаточно далеко, чтобы обеспечить сколько-нибудь многочисленный воздушный патруль над амфибийной группой, но недостаточно далеко, чтобы выйти за пределы досягаемости «Супер Этандаров» с «Экзосетами». Единственные корабли, которые имели хорошие шансы перехватить «Экзосеты», фрегаты типа 22 «Броудсворд» и «Бриллиант», ушли вместе с десантными транспортами, оставляя авианосцы крайне уязвимыми к ракетной атаке. В сущности, единственный шанс англичан защитить собственные авианосцы заключался в том, чтобы заранее обнаружить атакующую группу и успеть навести на нее свои «Си Харриеры». Только вот до сих пор СВВП не демонстрировали ничего подобного и не имелось никаких предпосылок к тому, что у них это получиться в будущем. Шансы могли вырасти путем увеличения численности воздушного патруля — но, опять же, ценой ослабления воздушной защиты амфибийного соединения. В итоге и амфибийная и авианосная группы оказались весьма уязвимы для противника.

В оправдание контр-адмирала Вудворта хочется отметить, что даже ретроспективно, «задним числом», очень сложно понять, была ли у англичан какая-то разумная альтернатива этому плану.

Как бы то ни было, решения были приняты, так что, начиная с 21 мая и на несколько ближайших дней задачи палубной авиации англичан сводились к тому, чтобы обеспечить ПВО авианосной группировки и прикрытие компактно расположенной амфибийной группы. При этом контр-адмирал Вудворт, во избежание «дружественного огня», ввел следующий порядок воздушного патрулирования десантного соединения: зона 10 миль ширины, 10 миль длины и примерно 3 километра высоты, где находились транспорты и корабли прикрытия, объявлялась закрытой для полетов «Си Харриеров». Соответственно, любой самолет, внезапно возникший перед английским кораблем, мог быть только вражеским. «Харриеры» должны были препятствовать врагу влетать в эту зону или преследовать его на выходе из нее. План как будто бы был неплох, но…

Продолжение следует…
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 мая 2016 07:08
    Очень хороший цикл - спасибо Андрей . Легко написано и емко.
    1. +6
      27 мая 2016 13:44
      присоединюсь к предыдущему оратору. цикл статей распечатаю (надеюсь автор не против), подошью, и поставлю на полочку своей библиотеки.
    2. Спасибо на добром слове!
  2. +2
    27 мая 2016 09:16
    Спасибо!
    Читаю с удовольствием!
  3. +4
    27 мая 2016 10:45
    И можно только догадываться, с какими трудностями столкнулся бы британский десант, встань против англичан на Фолклендах элита аргентинской армии.
    Действия ВС Аргентины в Фолклендском конфликте выглядят крайне не стабильно. То они яростно бросаются в бой и проводят успешные атаки, то действуют так, словно острова им не очень то и нужны. Трудно сказать, с чум это связано. То ли со спецификой командования, то ли со слабостью технического оснащения.
    но недостаточно далеко, чтобы выйти за пределы досягаемости «Супер Этандаров» с «Экзосетами».
    Не очень понимаю, почему всё время имеют место ссылки на ракеты "Экзосет". Ведь, насколько я понимаю, имеющийся запас аргентинцами был истрачен, а дальнейшие постафки Франция заморозила по договорённости с Англией. Но в целом читать подробный анализ событий интересно, за что автора можно только ещё раз поблагодарить.
    1. +7
      27 мая 2016 11:15
      Цитата: Верден
      Не очень понимаю, почему всё время имеют место ссылки на ракеты "Экзосет". Ведь, насколько я понимаю, имеющийся запас аргентинцами был истрачен, а дальнейшие постафки Франция заморозила по договорённости с Англией.

      На описываемое в статье время запас "экзосетов" ещё не истрачен. Ведь "Атлантик Коннвейер" ещё на плаву. smile
      1. +1
        27 мая 2016 12:13
        Цитата: Alexey RA
        На описываемое в статье время запас "экзосетов" ещё не истрачен. Ведь "Атлантик Коннвейер" ещё на плаву.

        Виноват! Упустил этот момент из виду!))
    2. 0
      27 мая 2016 15:34
      Цитата: Верден
      Действия ВС Аргентины в Фолклендском конфликте выглядят крайне не стабильно. То они яростно бросаются в бой и проводят успешные атаки, то действуют так, словно острова им не очень то и нужны. Трудно сказать, с чум это связано. То ли со спецификой командования, то ли со слабостью технического оснащения.

      Скорее с политическим противоборством. Маловероятно, что такая авантюра имела тотальную поддержку в правительстве.
    3. Цитата: Верден
      Не очень понимаю, почему всё время имеют место ссылки на ракеты "Экзосет". Ведь, насколько я понимаю, имеющийся запас аргентинцами был истрачен

      Нет, они использовали 2 на Шеффилд и оставалось еще три ракеты
    4. +1
      27 мая 2016 19:57
      Цитата: Верден
      Не очень понимаю, почему всё время имеют место ссылки на ракеты "Экзосет". Ведь, насколько я понимаю, имеющийся запас аргентинцами был истрачен, а дальнейшие постафки Франция заморозила по договорённости с Англией. Но в целом читать подробный анализ событий интересно, за что автора можно только ещё раз поблагодарить.

      6 штук это - АМ-39 — ракета класса "воздух—корабль";
      а еще были ММ-38 — ракета класса "корабль—корабль"; их запускали в ручном режиме.
      1. Цитата: стас57
        6 штук это - АМ-39 — ракета класса "воздух—корабль";

        Нет, их было только 5
        Цитата: стас57
        а еще были ММ-38 — ракета класса "корабль—корабль"; их запускали в ручном режиме

        А их вообще неизвестно сколько было. Пытались запустить 4 шт, это точно, но не все из них стартовали.
        1. +1
          28 мая 2016 00:33
          '' а почему не стартовали,?
        2. +1
          28 мая 2016 00:35
          Цитата: Андрей из Челябинска
          А их вообще неизвестно сколько было. Пытались запустить 4 шт, это точно, но не все из них стартовали.

          HMS Glamorgan хватило, это при их ручном наведении

          Цитата: Андрей из Челябинска
          Нет, их было только 5

          на память 6, я это точно запомнил, но не стану споить
          1. Цитата: стас57
            на память 6, я это точно запомнил, но не стану споить

            Да спорить-то нисколько не возбраняется, но очень даже приветствуется:)))
            Цитата: стас57
            HMS Glamorgan хватило, это при их ручном наведении

            В том-то и дело. Хватило, но как?
            С корвета сняли 2 пусковых. В первый раз запустили обе ракеты, но одна вообще не пожелала сходить с направляющих, вторая улетела куда-то не туда. Аргентинцы перебросили еще пару Экзосетов ММ38 И вот со второго раза одна из выпущенных ракет таки попала в "Глэморган".
            Цитата: стас57
            на память 6, я это точно запомнил, но не стану споить

            запомнили-то Вы абсолютно точно, но увы - неверно. Просто совершенно точно известно, куда израсходовали 5 Экзосетов (2 - Шеффилд, 2 - Атлантик Конвейер и 1 - неудачная атака на Инвинсибл + известно о попадании Экзосета в "Глэморган" - вот и пишут о якобы 6 ПКР. На самом деле ММ-40 было 5, плюс какое-то количество ММ38
            1. +3
              28 мая 2016 01:14
              Аргентинцы перебросили еще пару Экзосетов ММ38 И вот со второго раза одна из выпущенных ракет таки попала в "Глэморган".

              '' а почему не стартовали,?

              о, это феноменально, моя любимая история, что не только русские могут,)
              Был такой специалист по электронике Хулио Перес, он не только смог установить корабельные комплексы на колеса, снять защиту от дурака, перешить электронику, и тд, но и создать систему, которая позволяла по данным совершенно любого радиолокатора после ручного(!) пересчета данных - загружать полноценные данные в ракету вручную же. По специальным таблицам устанавливались последовательности сигналов, которые определяли полет ракеты.Пусковая установка была с огромным трудом и риском доставлена воздухом на блокированные острова, и сразу пошли на боевое применение, одновременно ставшее испытаниями. Сначала (дело было в первую неделю июня 1982 года) не получилось. Ракета с первого пинка раза просто не полетела, какая-то блокировка не была обойдена, прошлось проверить схему и чуть позже, со второй попытке запустить - ракета полетела. Правда, из-за того, что стреляли уже без актуальных данных (пока разбирались что к чему - они банально устарели, а новые не поступили) - слегка "не попали", ракета ушла "в молоко".


              Потом несколько мучительных дней англичане не входили в зону нормальной досягаемости имевшегося в распоряжении команды Переса радара, но в ночь с 11 на 12 июня 1982 года (около 3 часов утра) Перес со своими коллегами, техниками-лейтенантами Адабалом и Родригесом успешно сплясали свой шаманский танец вокруг пультов, где высчитанные практически вручную (карманными калькуляторами Hewlett-Packard, на основании "органолептически" снятой с экрана радиолокатора информации!!) параметры полетного задания вводились в ракеты. Настолько успешно, что примерно через полторы минуты, с расстояния 29600 метров выпущенная ими ракета вошла в борт английского эсминца HMS Glamorgan (D19). Ракета ударила в корму, разрушив ангарную палубу и спровоцировала взрыв горючего и боеприпасов на полностью снаряжённом вертолёте, стоящем в ангаре. Вспыхнул сильный пожар.


              запомнили-то Вы абсолютно точно, но увы - неверно.

              пусть 5 это не так важно, важно как)
    5. +1
      30 мая 2016 16:20
      Цитата: Верден
      Действия ВС Аргентины в Фолклендском конфликте выглядят крайне не стабильно. То они яростно бросаются в бой и проводят успешные атаки, то действуют так, словно острова им не очень то и нужны. Трудно сказать, с чум это связано. То ли со спецификой командования, то ли со слабостью технического оснащения.


      При наличии разведданных - они бросаются в бой.
      Задача была дождаться десантной операции и ударить по десанту, что им в целом удалось. Если бы все авиабомбы, попавшие в корабли англичан, срабатывали, то потери в кораблях, вынудили англичан свыбирать мужду прикрытием десанта и прикрытием авианосной группировки.
    6. 0
      4 июня 2016 14:35
      Ответ очевиден: УРО считается наиболее современным и на него делается большая ставка в войне на море.
      Поэтому, каждый пуск Экзосет внимательно отслежен и изучен. Тем более, что их было всего 6 штук: 5 авиа и 1 наземная. Про корабельные Экзосеты Аргентины я, как и автор - ничего не слышал.
  4. PPD
    +5
    27 мая 2016 10:57
    Цитата: anodonta
    авантюризме политическом.
    факт остаётся фактом - НИ ОДИН ИЗ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РАСЧЁТОВ НЕ ОПРАВДАЛСЯ! В Советской армии об этом бы сказали так: уровень политической подготовки =0! yes И это у генералов! belay

    В самую точку. Затевать войну с Англией имея в противниках Чили ?! Не послали войска потому что опасались Чили. Зачем войну затевали? fool
    1. +2
      27 мая 2016 11:16
      Цитата: PPD
      Цитата: anodonta
      авантюризме политическом.
      факт остаётся фактом - НИ ОДИН ИЗ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РАСЧЁТОВ НЕ ОПРАВДАЛСЯ! В Советской армии об этом бы сказали так: уровень политической подготовки =0! yes И это у генералов! belay

      В самую точку. Затевать войну с Англией имея в противниках Чили ?! Не послали войска потому что опасались Чили. Зачем войну затевали? fool

      Аргентинская власть хотела поднять себе рейтинг маленькой победоносной войной, надеялась что Англия "уже не та" и не будет воевать за Фолкленды.
      1. +5
        27 мая 2016 12:28
        Все совершенно!
        Тогдашний аргентинский диктатор (Гатильери кажется) рассчитывал, с одной стороны на поддержку штатовского истеблишмента, с которым имел весьма теплые и дружественные отношения (в.т.ч. лично с Рейганом), а с другой - на отсутствие у Британии тяжелых авианосцев и неспособность Royal Navy вести боевые действия на большой удаленности от своих баз.
        (И то и другое - не оправдалось!). Кроме того, внутри страны его популярность резко падала (экономика "буксовала", уровень жизни быстро снижался и т.д.) - вот и потребовалась срочно маленькая, но молниеносная победоносная война!
        Кстати тогда в Аргентине действительно прошел всплеск патриотизма и национальное ликование (правда продолжалось сие недолго.
        Реальность оказалось иной - Вашингтон резко склонился на сторону UK и начал угрожать, а британцы в кратчайшие сроки мобилизовали все, что можно и направили эскадру...
        Результат - полная растерянность и "истеричные", хаотические действия.
        Добавим сюда, в целом, низкий уровень подготовки основной массы армии и командного состава, организации, связи и управления (т.е. БОЕСПОСОБНОСТИ в целом), что в общем то, характерно для большинства латиноамериканских армий (не будем умалять мастерство и отвагу отдельных солдат и офицеров).
        Вот - результат!! Вполне закономерно!
        1. 0
          28 мая 2016 02:28
          Правительство Тэтчер пользовалось в Великобритании еще меньшей популярностью.
    2. +2
      27 мая 2016 16:54
      Зачем войну затевали?

      затем что Англия уже не та, тетчеризм, режим экономии, забастовки и самый пик спада, острова далеко, пока то- се, отобьются потом затрется, авось замылится.
      Ну вот оказалось, что Англия еще та, и может быстро шевелить поршнями.
      А хунта думала решить свои проблемы.

      вот тут Исаев хорошо сказал
      https://www.youtube.com/watch?v=Q4-GhLL00NY
  5. +4
    27 мая 2016 12:17
    Отлетался, соколик. Аргентинцы подбирают из воды флайт-лейтенанта Джеффри Гловера, сбитого над Порт-Говард 21-го мая.
  6. -1
    27 мая 2016 12:18
    А где же "Харриеры в бою", заявленные в заголовке? laughing
    Вертолеты, артиллерия и корабельная ПВО полностью обеспечили десантную операцию британцев.
    1. +3
      27 мая 2016 13:36
      Цитата: Оператор
      А где же "Харриеры в бою", заявленные в заголовке? laughing
      Вертолеты, артиллерия и корабельная ПВО полностью обеспечили десантную операцию британцев.

      Как где?
      Палубная авиация тоже участвовала: всего для ударов по наземным целям было привлечено 4 «Харриера GR.3». Спецназ доложил о переброске аргентинских вертолетов в район горы Кент, откуда они могли быть задействованы для переброски войск в Сан-Карлос, в район одного из плацдармов англичан. Пара «Харриеров GR.3» сработала на отлично, обнаружив посадочную площадку и уничтожив на ней 3 вертолета противника. А вот второй паре, отправленной на штурмовку позиций аргентинского 5-го пехотного полка в Портговард, не повезло: один СВВП по техническим причинам вообще не смог взлететь, а второй был сбит ракетой ПЗРК «Блоупайп» во время второго захода.

      Ирония судьбы, однако: британский самолёт сбит британским же ПЗРК. smile
      1. -1
        27 мая 2016 14:33
        За все время высадки десанта толпа ударных Харриеров смогла нанести аж один удар по наземной цели, не защищенной ПВО и не задействованной в боях с британцами.

        Учитывая небольшие расстояния между британскими кораблями и аргентинскими военными объектами на островах с атакой вертолетной площадки вполне могли справиться ударные вертолеты британцев.
        1. Цитата: Оператор
          За все время высадки десанта толпа ударных Харриеров смогла нанести аж один удар по наземной цели, не защищенной ПВО и не задействованной в боях с британцами.

          Совершенно верно.
        2. 0
          28 мая 2016 02:32
          Вертолеты летают слишком медленно Харриер поначалу был сделан именно для CAS.
        3. Комментарий был удален.
  7. 0
    27 мая 2016 14:50
    Нравятся мне бриты в этой операции - их война с Аргентиной напоминала разговор "немого с глухим"... такое ощущение что армия и ВМС деградировали настолько что в принципе разучились воевать. Единственно кто заслужил "доброе слово" это логисты... Всё остальное не просто через "Ж" а с выдумкой...
    1. +3
      27 мая 2016 15:36
      Цитата: Даос
      Нравятся мне бриты в этой операции - их война с Аргентиной напоминала разговор "немого с глухим"... такое ощущение что армия и ВМС деградировали настолько что в принципе разучились воевать. Единственно кто заслужил "доброе слово" это логисты... Всё остальное не просто через "Ж" а с выдумкой...

      Просто подробно всё описано, любой военный конфликт так выглядит, если откинуть пропаганду
      1. +2
        27 мая 2016 17:56
        Ну как выглядит война в реале я всё таки в курсе... Не стоит умножать сущности. Традиционный армейский дурдом всё таки не стоит сравнивать с данной картинкой. Ладно час стреляли друг в друга... бывает.... Но ведь не попал же никто за час...
        1. 0
          27 мая 2016 20:02
          Почитайте сводки с Украины и Сирии сплошь и рядом многодневные ожесточенные бои с подобными потерями.
        2. 0
          27 мая 2016 20:03
          Почитайте сводки с Украины и Сирии сплошь и рядом многодневные ожесточенные бои с подобными потерями.
        3. 0
          27 мая 2016 20:03
          Почитайте сводки с Украины и Сирии сплошь и рядом многодневные ожесточенные бои с подобными потерями.
        4. +3
          27 мая 2016 21:46
          "Ладно час стреляли друг в друга... бывает.... Но ведь не попал же никто за час..."////

          Запросто. И я сам лично был в такой "дружественной" перестрелке.
          Когда оба подразделения залегают ( и те ,и те - в обороне), а расстояние превышает дистанцию
          эффективного огня, то нет попаданий ( к счастью).
      2. +1
        28 мая 2016 03:37
        Просто подробно всё описано, любой военный конфликт так выглядит, если откинуть пропаганду

        Про войну редко пишут правду

        Большая часть СВВП занималась охраной десанта и обработкой зоны высадки. ПЛ Аргентины как-то доставали до южн.Джорджии
    2. +2
      27 мая 2016 15:57
      Цитата: Даос
      Нравятся мне бриты в этой операции - их война с Аргентиной напоминала разговор "немого с глухим"...

      Я бы назвал эту войну гонкой инвалидов.
    3. +2
      27 мая 2016 17:08
      логисты да...8 июня десантные корабли RFA Sir Galahad и RFA Sir Tristram находились на разгрузке в Порт-Фицрой, однако из-за поломок оборудования, разгрузка проходила медленно. В этот день погода значительно улучшилась и аргентинцы, с наблюдательного поста на высоте Хэрриет, заметили английские корабли. Командование аргентинской оперативной группой ВВС «Юг» решило организовать массированный авиаудар по кораблям англичан.

      В операции участвовало восемь Skyhawk A-4[17] и пять Dagger М-5. Вблизи мыса Чанчо Даггерами был атакован фрегат HMS Plymouth, четыре бомбы из десяти попали в корабль, но ни одна из них не взорвалась. Однако из-за детонации боезапаса на корабле начался пожар, который впоследствии удалось потушить, 5 членов экипажа погибло. Фрегат HMS Plymouth из-за полученных повреждений не смог больше участвовать в боевых действиях.


      от себя добавлю, поломка оборудования RFA Sir Galahad -это когда чуваки разгружались краном потому что аппарель поломалась, и первое в списке логистов на выгрузку был ... госпиталь, а в трюме сидела толпа уэлльских гвардейцев.
      в итоге 50 трупов.
      1. 0
        28 мая 2016 02:37
        Аппарель нужна для выгрузки техники
  8. -1
    27 мая 2016 17:53
    Цитата: Alexey RA
    морпеховские Westland Scout AH.1 на роль ударных подойдут? ПТУР на них были - и они их в той войне применяли

    Причем на один Скаут подвешивали ПТУР SS-11 больше, чем число аргентинских вертолетов, уничтоженных на земле в ходе высадки британского десанта.
  9. +2
    27 мая 2016 21:40
    Сдается мне, что аргентинцам повезло, что взрыватели были "не той системы". Сработали бы все боеприпасы штатно, перетопив большую часть флота англичан, тогда было бы не избежать эскалации конфликта. Англичане не ушли бы, поджав хвост как битая собака. Это была бы большая оплеуха всему блоку НАТО, в частности США.
    1. 0
      28 мая 2016 00:26
      фантазии.
      ничего бы не было
  10. 0
    27 мая 2016 22:01
    "Вынужден повториться: аргентинцы, опасаясь вторжения Чили отправили на Фолклендские
    острова далеко не лучшие сухопутные подразделения"////

    Это довольно смешная отмазка хунты -стОит ли на нее ссылаться? У них началась реальная заварушка в одном месте,
    а они держат войска в другом? belay Гнать таких генералов.
    1. Цитата: voyaka uh
      Это довольно смешная отмазка хунты -стОит ли на нее ссылаться?

      Стоит.
      Цитата: voyaka uh
      У них началась реальная заварушка в одном месте,
      а они держат войска в другом?

      Судя по всему план хунты выглядел так
      1) Англия в войну не вступит.
      2) Если Англия все же вступит в войну, то нужно будет, пользуясь превосходством в ВВС, предотвратить масштабную высадку на Фолклендские острова
      3) В силу п.2. на Фолкленды высадить такой контингент, чтобы его можно было "вытурить" оттуда только десантом большой численности.
      Т.е. бои непосредственно на островах аргентинцами особо и не рассматривались, речь шла о том, чтобы заставить англичан проводить осень масштабную операцию, которую должны были сорвать ВВС.
      1. +2
        30 мая 2016 16:04
        ...
        Цитата: Андрей из Челябинска
        бои непосредственно на островах аргентинцами особо и не рассматривались, речь шла о том, чтобы заставить англичан проводить осень масштабную операцию, которую должны были сорвать ВВС.


        ... ВВС Аргентины практически сорвали десантную операцию, если бы не отказы бомб, Вудфорд бы потерял часть эсминцев и ему пришлось бы выбирать - прикрывать десант или прикрывать авианосцы, потому как для решения обеих задач, сил было недостаточно. Но случилось как случилось - бомбы не взрывались, корабли оставались на плаву.
    2. +1
      28 мая 2016 02:25
      В горах труднее воевать
    3. -1
      28 мая 2016 09:14
      Цитата: voyaka uh

      Это довольно смешная отмазка хунты -стОит ли на нее ссылаться? У них началась реальная заварушка в одном месте,
      а они держат войска в другом? belay Гнать таких генералов.


      В истории Советского Союза во врмя ВОВ - было также.
      И также держали на Дальнем Востоке большую группировку, даже тогда, когда враг как каток рвался к Москве.
      Около полутора миллиона военных - всегда находились на ДВ во время войны.
      В среднем 50 дивизий. Стрелковые, танковые. авиационные.

      Ибо в любой момент мог быть удар в спину.
      История человечества знает таких примеров не одну сотню или тысячу.
      1. 0
        28 мая 2016 12:12
        Дальневосточников все-таки перебросили. Очень оперативно, и на гигантское расстояние.
        Именно они спасли Москву в декабре.
        Разведчик Зорге еще в сентябре сообщил, что японцы приняли решение напасть на Америку,
        и в Генштабе не промедлили. Молодцы!

        Аргентинцы бы тоже успели наверняка, но "маньяна" (завтра, не сейчас) победила...
        В целом же, Вы правы. Примеры в истории бывали.
        1. +1
          28 мая 2016 12:57
          Перебросили но не всех - на ДВ не было нефти, Япония без нее долго воевать с СССР бы не смогла.
          1. 0
            29 мая 2016 01:14
            Хе, это Вы любопытную вещь подметили.
            Пока Япония не захватила Индонезию и Бирму ( где нефть),
            как бы нечего лезть на СССР, но захватив - оказалась против
            всей англоязычной банды с ее 60% мировой промышленности...
            Безнадежная ситуация была у японских милитаристов belay
            Но и Индонезия не особо помогла: к концу 44го Квантунская
            армия уже сидела без капли бензина - сухие баки.
            Но мы ушли в глухой офф топ... в другой раз....
            1. 0
              29 мая 2016 11:04
              Цитата: voyaka uh
              к концу 44го Квантунская
              армия уже сидела без капли бензина - сухие баки.

              Дальний Восток они бомбили... Не все - наверное это были самолеты не с педальным приводом.
              Не совсем безнадежная, иначе повоевать не решились бы.
              1. 0
                29 мая 2016 12:47
                "Дальний Восток они бомбили"

                Не знал. Когда?
                1. 0
                  30 мая 2016 12:01
                  В 1945 однако войная была, большие города ведь совсем с границей рядом.
                2. Комментарий был удален.
        2. -1
          29 мая 2016 21:58
          Цитата: voyaka uh
          Дальневосточников все-таки перебросили. Очень оперативно, и на гигантское расстояние.
          Именно они спасли Москву в декабре.
          Разведчик Зорге еще в сентябре сообщил, что японцы приняли решение напасть на Америку,
          и в Генштабе не промедлили. Молодцы!


          Поверьте, но минимальное количество дивизий которые были на ДВ - 32.
          Максимальное под 55.
          В Москву отправляли и от них огромная помощь была
          Но...
          30 дивизий всегда стояли на ДВ.
          Независимо от ситуации.
          Средние цифры с 41 по 45 годы я дал.