Ослиная челюсть, а также Давид и Голиаф!
(Судей 15:11-16)
Интересно, не правда ли? Взял человек ослиную челюсть и убил ей тысячу человек. То есть, очевидно, что все в руце Божьей. Пожелал, и Самсон обрел силу, захотел, и он ее потерял! Однако в данном случае обращение Библии имеет немного другое значение, а именно – источниковедческое. Дело в том, что многие богословские сюжеты нашли свое отражение в миниатюрах, которыми художники украшали средневековые манускрипты. При этом главная их особенность заключалась в том, что, имея готовый библейский сюжет, средневековый миниатюрист брал в качестве образца… окружавших его людей! Он просто не знал и нигде не мог посмотреть, а как выглядели люди в то далекое время. Понятие исторического развития было ему глубоко чуждо, поэтому его миниатюры были своего рода «фотографиями времени» и, изучая их, мы можем, таким образом, познакомиться, как выглядели люди средневековья в разное время, ну и, конечно же, как выглядели их оружие и доспехи. Соответственно, и пастушка Давида, и великана Голиафа художники-миниатюристы разных эпох рисовали совершенно по-разному, что дает нам основание считать их изображения очень ценными историческими источниками.
Самсон избивает врагов ослиной челюстью. Миниатюра из знаменитой «Библии Мациевского» или «Библии Крестоносца», принадлежавшей Людовику Святому. Датируется 1240 – 1250 гг. Находится в нью-йоркской библиотеке Пирпонта Моргана, два листа в Национальной библиотеке в Париже, один в Музее Гетти. Обратите внимание как любовно, можно сказать, и со знанием дела выписано оружие изображенных на миниатюре людей и их одеяния. Мы видим сразу два фелчена, хотя реально найдено их всего лишь около полудюжины.
А вот современная реконструкция этого «меча», очень похожего… да-да, на ослиную челюсть! Вот только доказать это никак нельзя!
То есть нам достаточно расположить средневековые миниатюры по годам, чтобы наглядно увидеть, как год от года и век от века изменялись оружие и доспехи. Соответственно, эти изменения просматриваются на скульптурах-эффигиях и дополняются различными другими артефактами, дошедшими до нашего времени. Но о металлических изделиях средних веков мы еще поговорим, сейчас же нас интересуют «картинки», причем объединенные одним библейским сюжетом. На одних – Самсон с ослиной челюстью в руках, на других – пастушок Давид убивает великана Голиафа.
Ну, а это наиболее раннее изображение Давида и Голиафа из тех, что мне удалось отыскать. Это миниатюра из Псалтири из Кентербери, датируется она 1155 – 1160 гг., а находится все в той же моргановской библиотеке. Пастушонок нам неинтересен, а вот Голиаф просто просится на рисунок, изображающий воина этого времени. На нем шлем с верхушкой, загнутой вперед, длинная кольчуга с разрезом, надетая на еще более длинную рубашку, и щит в форме перевернутой капли.
Следующая миниатюра из Франции, 1151 – 1175 гг. Оригинал находится в Национальной библиотеке Нидерландов. И на этой миниатюре мы видим все то же самое. Разве что кольчуга имеет спереди разрез и выглядит немного короче, а щит имеет ремень – гуж.
Эта миниатюра из манускрипта из Германии, 1170 – 1180 гг. И здесь совершенно явно не обошлось без влияния византийской школы. Посмотрите, на Голиафе кроме кольчуги явно видны какие-то чешуйчатые доспехи, весьма характерные для византийской иконописи и живописи. Но в целом вооружение по-прежнему остается интернациональным и единообразным!
Заглавная буква О из французского манускрипта 1180 г. Шлем приобрел наносник с расширением на лицо, щит стал узорчатым, а ноги тоже наконец-то получили защиту. На них явно что-то стеганое.
Теперь перед нами Голиаф 1185 года из Франции. Как видите, шлем на голове у него «распух», возможно, что он раскрашен или обтянут полосатой тканью, тело покрыто кольчугой уже с головы до ног, однако кольчужные шоссы на ногах у него не в виде чулок, а простые полосы, завязанные на ногах сзади. Видимо, так было экономнее.
А вот это своего рода комикс из трех картинок, идущих одна за другой. Перед ними опять-таки Давид и Голиаф, но теперь уже из Испании, манускрипта из Барселоны, который датируется периодом с 1200 – 1300 год. Библиотека Сан-Лоренцо де Эскориал. На первой миниатюре показано, как Саул обрядил Давида в металлические доспехи, однако ему это не понравилось. Не привык он.
На следующей миниатюре (она перед нами) мы видим Голиафа, одетого типичным рыцарем. Шлем, щит, копье с треугольным вымпелом-пенноном, кольчужные доспехи, причем на ногах у него уже кольчужные чулки. Элемент юмора: мы видим, как в лоб ему «засветил» камень юного Давида, да так, что только брызги полетели!
Ну, а здесь злополучный Голиаф пал с коня, и Давид отрубает ему голову. Доспехи Голиафа, как видите, очень просты и сверху ничем не прикрыты, зато конь его изображен в попоне.
На этой миниатюре из «Энеиды» 1210 – 1220 гг. Тюрингия, Государственная библиотека Бердина, нет Давида и Голиафа, но зато отлично воспроизведены тогдашние шлемы, а также их гербовые украшения. На конях надеты стеганые попоны, а на щитах мы видим гербы их владельцев.
Голиаф из «Библии Мациевского» вырядился на бой настоящим франтом: на голове у него раскрашенный шлем «шапель де фер» (то есть «железная шляпа»), на теле кольчужный хауберк с капюшоном, на коленях стеганые наколенники, а вот наколенники у него из металлических пластин на завязках, правда пока еще самой простой, не анатомической формы. Щит в форме «утюга» уменьшился в размерах, а поверх доспехов появилось сюрко в виде длинной рубахи без рукавов. Напомним, что это 1240 – 1250 гг.
«Ослиная челюсть» на миниатюре 1300 года из Цюриха, Швейцария, а сам манускрипт, из которого она взята, находится в библиотеке кантона. Смотрим внимательно и отмечаем, что на мече у первого воина изображены крестики, очевидно, «марка» изготовителя, что все воины уже в сюрко, но у кого-то они подпоясаны, а у кого-то нет. И шлемы… шлемы конические, то есть их продолжали носить наряду со всеми остальными.
Миниатюра, датируемая 1300 – 1350 гг. из Австрии, Библиотека земли Вюртемберг. Здесь уже мы видим на воинах шлемы бацинеты, причем даже с отверстиями по краю. То есть в это время они уже были достаточно широко распространены!
Наконец еще одна картинка с убиением при помощи ослиной челюсти: 1450 год, манускрипт из Бельгии, находится в библиотеке Моргана. На ней мы видим пехотинцев в пластинчатых доспехах, бригандинах и с фелченами в руках. То есть все то же самое, о чем нам рассказывают и другие источники, и, в частности, те же самые эффигии.
Ну, а теперь сравним представленные здесь миниатюры с работами современных художников, ну, скажем, рисунком того же Ангуса МакБрайда. На нем мы видим воинов 1170 – 1180 гг. Очевидно, что при работе над ним он использовал не одну, а множество различных миниатюр, в том числе опирался и на те, что мы здесь могли видеть. То есть выполненная им реконструкция проработана весьма тщательно.
Рисунок, на котором мы видим рыцаря 1190 года, проработан еще более тщательно, здесь мы видим все в деталях, вплоть до рисунка на ткани. Меч, изображенный на рисунке, в свое время был описан Э. Оакшоттом, а его фото было во всех его книгах, в том числе и в черно-белом исполнении. Следует отметить, что именно так могли выглядеть и рыцари, участвовавшие в победоносном для них сражении при Монжисаре, и трагической битве при Хаттине.
Так что у современных художников-иллюстраторов, изображающих воинов средних веков, есть прекрасная база для создания своих работ, причем практически каждая деталь вооружения того или иного доспеха может быть атрибутирована как на основе реальных находок, так и средневековых миниатюр, которых на сегодня насчитывается многие тысячи (!), причем оцифрована и доступна для просмотра в Сети лишь самая малая их часть!
Информация