Крестоносцы Реконкисты

16
Испания была первой территорией Европы, которая подверглась нападению восточных мусульман, и неудивительно, что многовековая борьба с ними наложила глубокий отпечаток и на историю, и на культуру этой страны. Недаром такой известный британский историк, как Дэвид Николь, свой фундаментальный труд «Оружие и доспехи эры крестовых походов 1050 – 1350» начинает именно 1050 годом – для этого у него были все основания. Ведь воины с крестами на плащах и именно на испанской земле в то время уже существовали, причем даже много раньше этой даты!

Крестоносцы Реконкисты

Крепость Сарагосы

Так что испанцам, можно сказать, в какой-то степени повезло с их историей. Ведь библейское предание о святом Иакове гласит, что когда все апостолы разошлись проповедовать о Христе, то он как раз отправился в Испанию. Он основал там несколько христианских общин и возвратился в Иерусалим, где в 44 году (а по другим данным, где-то между 41 и 44 гг.) стал первым из апостолов, кто был казнен за веру через отсечение головы по приказанию царя Агриппы I, внука Ирода Великого.

По преданию, после столь мученической кончины его останки последователи св. Якова сложили в лодку и поручили воле волн, то есть пустили плавать по Средиземному морю. И эта лодка чудесным образом доплыла до Испании, где волны выбросили ее на берег в устье реки Улья (где затем построили город Сантьяго-де-Компостела). В 813 году местный монах-отшельник Пелайо, увидел некую путеводную звезду, пошел за ней и нашел эту лодку, а в ней мощи святого, остававшиеся нетленными. После этого их поместили в гробницу и превратили в объект поклонения. И вот с этого-то момента к ней она и сделалась заветной целью паломников со всей Европы, а сам святой Иаков в это непростое для Испании время арабского завоевания стал почитаться небесным покровителем и защитником страны. Испанцы почитают его и сегодня, и очень трепетно относятся к этой святыне, хранимой в Сантьяго-де-Компостела. И не стоит удивляться, что вскоре на этом святом основании возник и первый монашеский орден св. Якова из Альтопашио, ставший известным как орден Тау, который считается самым старым среди всех прочих европейских духовно-рыцарских орденов. Уже в середине X века в Альтопашио, под городом Лука, монахи-августинцы основали госпиталь, призванный помогать паломникам, идущим в Рим или в Сантьяго-де-Компостелла. Самое первое упоминание об этом госпитале относится к 952 году, а второе к 1056-му. Именно в это время орден сделался уже военным по-настоящему, а его монахи стали охранять паломников на опасном пути между Луккой и Генуей. Однако орден сохранил и свои гражданские функции. Римские папы поддерживали его до 1239 года, когда ему был официально дан статус военного.

Хотя госпитали ордена строились не только в этих местах, но также и в других регионах Европы, и даже во Франции и Англии, он никогда не был особенно популярен и не стремился к тому, чтобы выдвинуться среди других. В 1585 году этот орден объединился с орденом св. Стефана из Тосканы и фактически прекратил свою деятельность. Рыцарей ордена Тау отличало монашеского вида темно-серое или даже черное одеяние с Т-образным крестом слева на груди. Капюшон при этом у них был красного цвета и его также украшал белый Т-образный крест.

Чтобы охранять паломников, идущих к мощам св. Иакова в Галисии, уже после того, как появился орден Тау, был создан еще и духовно-рыцарский орден Сантьяго или Святого Яго, точное название которого таково: «Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского». Основали его около 1160 года, причем существует он и сейчас в качестве гражданского рыцарского ордена под покровительством монархов Испании.


Эффигия Дона Гарсиа де Осорио, 1499-1505 гг. На его сюрко видна эмблема ордена Сантьяго. Алебастр. Толедо, Испания.

Знак принадлежности к этому ордену вначале имел вид красного меча, имевшего крестообразную рукоятку, направленного острием вниз. Затем его сменило изображение красного лилиеподобного креста, нижняя оконечность которого имела форму остроконечного лезвия.

Вот так и началась история многочисленных испанских духовно-рыцарских орденов, которые на испанской земле появлялись в то время один за другим, прежде всего потому, что там царила не только феодальная раздробленность, но и одновременно повсеместно шла война против мавров! Ну, а потом случилось так, что в 1150 году король Альфонсо «Император» отбил у них город Калатраву и приказал архиепископу Толедо главную мусульманскую мечеть города перестроить в христианскую церковь и освятить. Защищать же город по решению короля должны были рыцари-тамплиеры. Но тех было слишком мало, чтобы они могли удержать его в руках, они в свою очередь передали его кастильскому королю Санчо III.

Положение сложилось очень тяжелое, потому что, если бы Калатрава была потеряна, арабская угроза нависла бы тогда и над Толедо, и прочими землями короля Альфонсо VII. Поэтому король Санчо решил созвать Совет дворян, среди которых были дон Раймундо, аббат монастыря Санта-Марии Фитеро и монах из Бургоса, Диего Веласкес, дворянин, и участник многих походов короля Альфонсо. Собравшиеся молча выслушали короля и только один Раймундо обратился к собравшимся с горячей речью, доказывая, что борьбу с неверными надо продолжать, после чего попросил короля поручить оборону города от мусульман ему. Диего Веласкес его поддержал, хотя многим это показалась безумием. Однако уже 1 января 1158 года в городе Альмасан король Санчо III, сын Альфонсо VII, передал и город, и крепость Калатравы Ордену Цистерцианцев в лице аббата Раймундо и других его монахов, чтобы они защищали их от врагов христианской веры. Дарение подтвердил король Наварры, а также несколько графов, магнатов и прелаты. Позднее Санчо III подарил Ордену Калатрава, называя его уже так, еще и деревню Сирухалес, неподалеку от Толедо, как знак благодарности за ее защиту.

Дон Раймундо и ставший его капитаном дон Диего Веласкес организовали войско ордена из числа рыцарей, которые пошли к ним со всей Испании, чтобы бороться с арабами. Соединив рыцарскую стойкость с монашеским укладом, они быстро заставили их считать себя силой.

Душой ордена долгое время был Диего Веласкес. Когда он умер, рыцари решили выбрать себе магистра ордена, что и было сделано в 1164 году. И вскоре их орден стал реальной военной силой, а его рыцари с успехом сражались во многих христианских армиях не только в самой Испании, но и в других государствах Европы. В Кастилии они приняли участие в завоевании города Куэнки. В Арагоне – при их активном участии у мавров отбили город Альканьис. Неудивительно, что орден вызывал такую жгучую ненависть у мусульман, что храбрый арабский военачальник Альманзор при первой же возможности собрал сильный отряд и осадил Калатраву. Крепость была взята, после чего он перебил всех ее защитников. В свою очередь те из рыцарей ордена, кто остался в живых, напали на крепость Сальватиерра, захватили ее и превратили в одну из орденских цитаделей.

Довольно скоро Орден Калатравы вернул себе силы, да так, что в 1212 году смог участвовать в битве при Лас Навас де Толоса, в которой магистр ордена бился с неверными в первых рядах королевской армии и был тяжело ранен в руку. Затем рыцари Калатравы отбили у мусульман множество городов и крепостей, а в городе Сальватиерра основали монастырь, который назвали Калатрава. В 1227 году они приняли активное участие в осаде Баесы, а в 1236-ом и во взятии Кордовы.

К XIV веку орден обладал такой силой и влиянием, что испанские короли стали воспринимать его всерьез и добились, чтобы выборы магистра ордена проходили при их участии. Кстати, именно ордену Калатрава папа передал все имущество испанских тамплиеров, что усилило его еще больше.

Затем в День Всех Святых в 1397 году Бенедикт XIII утвердил эмблему ордена. Ну, а в XV веке орден имел уже многочисленных вассалов во всей Испании, но занимался не столько тем, что участвовал в Реконкисте, сколько вмешивался в конфликты между различными христианскими государями.

Понятно, что такая политическая активность не устраивала «их католические величества» – короля Фердинанда и королеву Изабеллу, поэтому после смерти очередного магистра они присоединили земли ордена к владениям испанской короны!

Орден Алькантары имел своими предшественниками рыцарей братства Сан-Хулиана де Перейро, основанного в 1156 году (или в 1166 году) двумя братьями Суэро и Гомесом Фернандес Барриентос.

По преданию, они выстроили замок на берегу реки Тахо, чтобы защищать окрестные земли от мавров. Затем орден св. Сан-Хулиана де Перейро утвердил папа Александр III в 1177 году, а в 1183-м он был принят под покровительство ордена Калатравы (причем магистр ордена Калатравы получил право за ним надзирать). При этом он получил цистерцианский устав и собственную «униформу» – мантию белого цвета с вышитым на ней крестом красного цвета. В состав ордена входили как кабальеро – то есть рыцари-дворяне, так и клирики-миряне.


Алькантарский мост.

Название Алькантары этот орден получил по имени города Алькантары, расположенного на равнине Эстремадуры и на берегу реки Тахо, – в том самом месте, где через нее был переброшен старинный каменный мост (по-испански – cantara). Город много раз переходил от мавров к испанцам и обратно, пока король Альфонсо наконец-то не отдал его рыцарям Калатравы. Однако те в 1217 году посчитали, что, так как Алькантара слишком далека от их владений, то им трудно будет ее защищать. Поэтому они попросили у короля разрешение передать город ордену рыцарей Сан-Хулиана де Перейро, равно как и все другие свои владения в королевстве Леон. Ну а этот орден, называвшийся иногда также орденом Трухильо, получил название ордена Алькантары.

Поступить в него было труднее, чем стать рыцарем ордена Сантьяго или Калатравы. Так, кандидату следовало иметь не только целых два поколения благородных предков, но и все четыре семьи его предков также должны были владеть земельными поместьями, что должно было подтверждаться соответствующими документами.

Со временем богатство и земельные владения ордена достигли таких размеров, что соперничество кандидатов на пост магистра закончилось вооруженным столкновением, что было прямым нарушением обета ордена, запрещавшего обнажать оружие против христиан. В результате орден раскололся, дошло до кровопролитной междоусобицы, что на пользу ордена, конечно, не пошло. Позднее и сама кастильская знать, и духовно-рыцарские ордена разошлись по двум враждующим лагерям, причем рыцари ордена Алькантары бились и на той, и на другой стороне конфликта! В 1394 году очередной магистр ордена провозгласил крестовый поход против мавров Гранады. Однако он закончился неудачей. Войска крестоносного воинства были разбиты, а Гранаду удалось взять лишь в 1492 году совместными усилиями войск короля Фердинанда и обоих орденов Калатравы и Алькантары.

В это время в ордене насчитывалось 38 командорств, годовой доход которых составлял 45 тыс. дукатов, то есть он был весьма состоятелен. Но значение духовно-рыцарских орденов в армиях Пиренейского полуострова в это время стало резко снижаться. Так, например, в 1491 году из десяти тысяч конных воинов кастильско-арагонского войска, выступившего против Гренады (Гранады), на долю воинов ордена Святого Иакова и Меча пришлось всего девятьсот шестьдесят два всадника, ордена Калатравы – только четыреста, а орден Алькантары прислал всего лишь двести шестьдесят шесть рыцарей.


Рыцари самых известных испанских рыцарских орденов.

Однако все это время распря в орденах продолжалась. Их командоры избирались и свергались, а в итоге все это закончилось тем, что в 1496 году король Фердинанд добился папской буллы, которой ему даровалось магистерство ордена Алькантары. Ну, а в 1532 году король Испании Карл V все испанские духовно-рыцарские ордена официально подчинил своей королевской власти.

Правда, цель католических королей Испании заключалась отнюдь не в ликвидации этих орденов, а лишь в их полном подчинении испанской короне. Тем более что их военное значение все время падало. В 1625 году орден Алькантары насчитывал всего лишь 127 рыцарей. Еще через двадцать лет его рыцари с рыцарями других орденов вошли в один орденский полк, входивший в состав испанской армии вплоть до XX века.



Существовал в Испании и духовно-рыцарский Орден Сан Хорхе (то есть Святого Георгия) де Альфама, следующий уставу Ордена августинцев и основанный в 1200 году. Штаб-квартира ордена находилась в крепости Альфама, отсюда и его название. Значение и возможности ордена были невелики, а затем в 1400 г. он и вовсе вошел в состав Ордена Пресвятой Девы Монтесской, что дало право его рыцарям на ношение красного креста Ордена Монтезы. Сам орден св. Девы Монтесской был учрежден намного позднее всех остальных и в своей деятельности ограничивался королевствами Арагон и Валенсия.

В 1312 году, когда орден тамплиеров был упразднен и распущен, короли Арагона Хайме II и король Португалии убедили папу, что его владения в Арагоне и Валенсии передавать госпитальерам не стоит, тем более что на процессе тамплиеров арагонских братьев признали невиновными. Король предложил отдать их недавно образованному ордену Девы Марии Монтесской в Валенсии. Папа Иоанн XXII в 1317 году благословил новый орден и дал ему бенедиктинский устав. Так орден Монтесы стал вторым после ордена Христа в Португалии орденом, который получил право наследовать имущество местных тамплиеров, но в отличие от португальского ордена преемником ордена тамплиеров он объявлен так и не был.


Ворота в Альмасан.

Рыцарями нового ордена могли быть католики, имеющие законное происхождение, два поколения предков-землевладельцев и не имеющие предков-нехристиан. Магистр ордена Калатравы также получил право контролировать его деятельность. При этом его рыцари сохранили белый цвет своих одеяний, но крест красного цвета на них заменили на черный. В 1401 году военный орден Монтезы объединился с орденом св. Георгия Альфамского, так как цели их полностью совпадали. Под властью короны орден оставался автономным до 1739 года, когда и остальные три ордена перешли под управление королевской администрации.

Впоследствии испанскими кортесами все ордена законом от 1934 года были распущены. Однако орден Монтесы был возрожден в 1978 году, хотя и не вошел при этом в число официальных государственных орденов Испании.


Крест Монтесы.

Знак ордена представлял собой равноконечный греческий крест простой формы красной эмали на белом ромбе, а затем стал аналогичен знаку ордена Калатравы, но только черного цвета с наложенным на него греческим крестом из красной эмали. Знак носят на шейной ленте или нашивают на левую сторону груди.

В королевстве Арагон в 1233 году провансальским дворянином Пером Ноласко был основан Орден Милосердия. Целью его был выкуп христиан, попавших в рабство к мусульманам. Разумеется, он также защищал пилигримов силой оружия, поэтому вскоре стал военным орденом. Однако он никогда не отличался многочисленностью и располагал лишь небольшим отрядом рыцарей. Братья ордена носили одежду белого цвета и небольшой герб Арагона на шейной цепи.


Современные защитницы Тортосы.

Испанцам повезло еще и тем, что именно в этой стране был основан первый женский рыцарский орден Топора или Секиры, причем произошло это очень давно. А было так, что в 1148 году объединенные силы участников второго крестового похода отбили у мусульман крепость Тортоса, однако сарацины уже на следующий год решили вернуть себе город, и вот эту-то атаку как раз и пришлось отражать женщинам, так как их мужчины в это время были заняты осадой Лериды. И они сумели отбиться не от какого-то там небольшого отряда, и отнюдь не швыряясь со стены камнями, а сражаясь, одетыми в мужские доспехи с мечами и топорами в руках. Когда к городу на помощь подошли войска графа Раймунда, ему осталось лишь поблагодарить женщин Тортосы за проявленное ими мужество, что он, конечно же, и сделал. Однако ему показалось простой благодарности недостаточно, и он в поминовение их заслуг основал рыцарский орден, который назвал Женщины-рыцари Ордена Топора. Замужним женщинам в нем были дарованы одинаковые рыцарские права с их мужьями, а незамужним – с их отцами и братьями. И это был самый настоящий военный рыцарский орден, эмблемой которого служило изображение красного топора на тунике.


Собор св. Марии в Тортосе уникален тем, что имеет трехъярусный неф и плоскую крышу!

Особенностью Испании было образование там большого количества рыцарских орденов, имевших, так сказать, местное значение. Например, в Арагоне были созданы такие ордена, как Монжуа и Монфрагуэ, но там имел место самый настоящий средневековый «национализм», который понимался тогда так: у вас там, в Кастилии, свой орден, а у нас в Леоне свой!

В этом плане очень интересна и история ордена Монжуа (по-испански Монтегаудио), или ордена Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа («Гора радости»), который был основан в Святой Земле испанским графом Родриго, бывшим рыцарем ордена Сантьяго. В 1176 году он передал учрежденному им ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский предоставил «рыцарям Монжуа» в качестве обители несколько башен в палестинском городе Аскалоне вместе с обязанностью его защищать.

Штаб-квартира магистра ордена располагалась в замке Монжуа на одноименной горе вблизи Иерусалима, а свое название эта гора получила во время первого крестового похода, когда подступившие к городу крестоносцы увидели на ней образ Пресвятой Богородицы, что вселило в них радость и уверенность в победе над неверными.

Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям-тамплиерам, имели устав цистерцианцев и носили такие же белые орденские облачения, был признан папой римским в 1180 году. Изначально он был задуман как международное духовно-рыцарское братство (подобное орденам иоаннитов, тамплиеров и лазаритов), но вышло так, что со временем он превратился в национальный испанский орден, подобно тому, как орден Марии Тевтонской стал орденом немецких рыцарей. Эмблемой их являлся красно-белый восьмиконечный крест. Отдельные рыцари этого ордена участвовали в битве при Хаттине, и все там погибли, а оставшиеся в живых уехали в Испанию.

Существовал в Испании и такой удивительный Орден де ля Банда или Пояса, учрежденный в 1332 году королем Кастилии и Леона Альфонсом ХI то ли в Бургосе, то ли в городе Виктория, и это также был один из типично испанских «местечковых» орденов, создаваемых испанскими королями для защиты тех или других городов и быстро исчезавшие, когда военная угроза таким городам исчезала.


Руины замка Калатрава ла Вьеха.

В средневековой Португалии тоже был создан духовно-рыцарский орден, называвшийся орденом Ависа. Точных сведений о дате его основания нет, а сведения о нем очень скудны и весьма противоречивы. По одним источникам, он был основан в 1147 году и получил название ордена Новых рыцарей, по другим - в 1148-ом его основали участники второго крестового похода.

В чем все источники едины, так это в утверждении, что орден создавался для защиты только что отбитого у мавров города Эворы. Сначала он также имел устав св. Бенедикта и потому его еще называли и орденом Святого Бенедикта Ависского, но затем в 1187 году его подчинили испанскому ордену Калатравы и старый устав был заменен на устав монахов цистерцианцев. С этого времени он стал известен как орден Эворских рыцарей ордена Калатравы. При этом магистров ордена все также утверждал магистр ордена Калатравы.

Эворские рыцари давали обеты бедности, целомудрия и послушания, и обязались сражаться против мавров. А вот название - Орден Ависа, было связано с тем, что ему был передан город Авис в провинции Алентежу. По одним сведениям, это произошло в 1166 году, по другим – только в 1211-ом по решению короля Альфонсо II. В 1223 – 1224 гг. эворские братья сделали этот город своей резиденцией, после чего орден стал называться орденом Ависа. Зеленый якорный крест в качестве эмблемы по просьбе короля Альфонсо IV ему был дарован папой. Причем по одним источникам, это произошло в 1192 году, а папа в это время был Целестин III, а по другим - в 1204-ом при папе Иннокентии III, который дал ему привилегии, свободы и иммунитет, аналогичные тем, что были у ордена Калатравы. Известно также, что рыцари ордена Ависа проявили чудеса храбрости в ходе осады города Севилья в 1248 году.

Хотя орден формально и подчинялся гроссмейстеру ордена Калатравы, однако постепенно он приобрел автономный характер, а политически все больше зависел от королей Португалии, которые дарили ордену обширные земли, отбитые у мавров. Конец Реконкисты в Португалии (ок. 1249 г.) и вялотекущая война с Кастилией сделали формальную зависимость ордена Ависа от Кастилии опасной для Португалии. Попытки решить вопрос о том, кто, кому и в какой форме должен подчиняться и должен ли подчиняться вообще, породили долгие разбирательства, прекратившиеся лишь после того, как независимость португальских орденов была подтверждена папой Евгением IV в 1440 году.

В XV веке орден Ависа вместе с орденом Христа сыграл очень важную роль в закреплении Португалии в Африке. Тогда первые завоевания на африканском континенте начались с захвата Сеуты королем Жоао I и позднее осады Танжера в 1437 году. Со временем «светскость» ордена Ависа дошла до того, что в 1496 и 1505 гг. его рыцари были освобождены, соответственно, от обетов бедности и целомудрия! В 1894 году орден стал называться Королевским военным орденом святого Бенедикта Ависского. Магистр ордена превратился в Великого командора, а им стал наследный принц Португалии. Наградной Орден святого Бенедикта Ависского получил три класса: Большой Крест, гранд офицерский и рыцарский. В 1910 году республика орден отменила, но после 1-й мировой войны в 1918 году Военный орден Ависа был вновь возрожден в качестве ордена за военные заслуги, а право награждения им получил президент республики.

Королевский орден святого Крыла св. Михаила являлся светским рыцарским орденом, который был основан первым королем Португалии доном Альфонсо Энрике в 1171 или, как считают другие историки, в 1147 году, после того, как 8 мая 1147 года он выбил мавров из города Сантарема. В этой битве участвовала и группа рыцарей из королевства Леон, особенно почитавших св. Михаила и называвшихся «Военным крылом (Ala) ордена Сантьяго» (отсюда – крест св. Иакова в знаке ордена, на который было наложено изображение алого крыла). Духовной жизнью рыцарей ордена руководили священники-цистерцианцы. До сих пор существуют как португальская, так и испанская ветви этого ордена, членство в которых считается очень почетным и дается как кавалерам, так и дамам.


Крест ордена Христа.

Орден Христа стал орденом-правопреемником тамплиеров в Португалии. Был основан в 1318 году королем Динишем Щедрым для борьбы с маврами. Папой Иоанном XXII все владения португальских тамплиеров были переданы ордену Христа, включая и замок Томар, который в 1347 году стал резиденцией его великого магистра. Отсюда и еще одно название этого ордена – Томарский.

Кстати, тамплиеры обосновались на землях Португалии еще в 1160 году, когда они построили там свой неприступный замок Томар, который спустя тридцать лет выдержал продолжительную осаду мавров с Якуба аль-Мансура. Португальская монархия надеялась на помощь тамплиеров в Реконкисте, поэтому уже в 1318 году король Диниш предложил им организоваться в «ополчение Христово», а год спустя это ополчение превратилось в новый орден.


Крепость Сан-Жоржи.

Штаб-квартирой ордена стал замок Кастро-Марим в южной части королевства. Рыцари принимали обеты бедности, безбрачия и… покорности португальскому монарху. В 1321 году в него входило 69 рыцарей, девять священников и шесть сержантов, то есть многолюдством среди прочих орденов он не отличался. После окончания реконкисты даже и он остался без дела и грозил стать для государства обузой. Поэтому принц Генрих Мореплаватель, будучи магистром ордена, обратил его против мусульманского Марокко, а для того, чтобы орден имел деньги, обязал купцов со всех африканских товаров платить налог в его пользу, и именно на эти средства была проведена перестройка Томарского замка-монастыря.

Томарские рыцари, как и их ависские собратья, активно участвовали в заморских экспедициях португальских мореплавателей. Так, Васко да Гама плавал под парусами с эмблемой их орденского креста.

Король Мануэль, видя в томарцах опору королевской власти, в качестве великого магистра секуляризировал орден, а его преемник король Жуан III превратил пост великого магистра в наследственный, принадлежащим королям Португалии. Отход от религиозного начала вызвал озабоченность Ватикана. При этом некоторые папы, ссылаясь на роль папства в учреждении этого ордена, стали вручать собственный орден Христа, чему португальская монархия вначале противилась; были известны случаи помещения кавалеров папского ордена в Португалии под стражу.

Затем в годы испано-португальской унии была проведена очередная реформа ордена. Теперь в него имел право вступить любой дворянин, прослуживший два года в Африке или три – в португальском флоте. В 1789 году он был подвергнут окончательной секуляризации, а в 1834 году все его имущество было национализировано. После крушения португальской монархии (1910) все старинные ордена в стране были ликвидированы, но в 1917 году орден Христа президентом Португалии был восстановлен в качестве гражданской награды.

Очень древним, хотя и не имеющим прямого отношения к Реконкисте, был орден Святого Лазаря, который был и религиозным, и рыцарским орденом, и был основан в Иерусалимском королевстве Жераром де Мортигом около 1098 года на основе больницы для прокаженных. В него обычно вступали рыцари, больные проказой – недугом в средневековье распространенным очень широко. Эмблемой ордена являлся восьмиконечный крест зеленого цвета. Рыцари ордена имели обыкновение сражаться без шлемов и одним лишь своим видом повергали противника в ужас, к тому же они не чувствовали боли и бились, невзирая на раны. После падения Акры в 1291 году рыцари Св. Лазаря покинули Святую землю и Египет и перебрались сначала во Францию, а затем, в 1311 году, в Неаполь. В 1517 году часть ордена объединилась с орденом св. Маврикия в один орден св. Маврикия и Лазаря.


Орден св. Маврикия и Лазаря.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 июня 2016 06:52
    Интересно,но слишком уж сложно проследить,кто-откуда-куда-зачем?И ещё удивило то что оказывается есть женские военные ордена,как Орден Секиры.То что женщины воевали наравне с мужчинами,нет ничего удивительного.Удивительно то что им позволено было создать орден.Спасибо.
    1. +3
      21 июня 2016 07:49
      а были еще и детские крестовые походы - вообще жесть.
      1. +1
        21 июня 2016 13:25
        Про детские походы написано много. Даже повесть Гаршина есть. Источников мало, так что тут писать особо не развернешься.
    2. +1
      21 июня 2016 14:48
      "Удивительно то что им позволено было создать орден".
      Им не "позволено" было орден создать..., а граф Раймунд своей, так сказать, властью решил вопрос: "...и он в поминовение их заслуг основал рыцарский орден, который назвал Женщины-рыцари Ордена Топора". Сам создал, сам назвал.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      21 июня 2016 23:00
      Не понятно. Женщина по определению слабее. Ей не натянуть лук. Ей тяжело работать с оружием и носить доспехи.
  2. +3
    21 июня 2016 07:27
    Спасибо. Интересно, в воротах в Альмасан нет ни одной бойницы. А вот в крепости Сан-Жоржи бойницы чуть до земли не доходят. По вертикали практически нет мертвой зоны.
  3. +4
    21 июня 2016 08:05
    Большое спасибо за статью! Прекрасные фото крестов!Мальтийские,трилистниковые кресты.А на фото 4-м сверху---кельтский языческий крест,принятый католиками.А орден Дракона ---это круто!
    Статья очень понравилась тем,что обзор по разным городам ,округам,замкам,орденам,о некоторых из которых я раньше не знал.Нравится мне регион Кастилия.Здесь рыцарь Дон Кихот совершал свои путешествия. И здесь ---древняя столица Испании (правильно сказать VI---VIII век---столица государства Вестготов,где проходили Толедские соборы, с 1085 столица Королевства Кастилии и Леона и в XV веке---уже столица объединённой Испании) ---"корона Кастилии и свет всего Мира"---Толедо.
    Были халифаты,потом инквизиция. А теперь ---вроде уже мечеть построена???
  4. +3
    21 июня 2016 08:17
    Спасибо Вячеслав!..Замечательная статья..обстоятельная ..Фото,рисунки..и добавить как-то не чего...
  5. +4
    21 июня 2016 08:52
    Что несомненно радует, так это новые удивительные факты, будь то женщины-рыцари или вообще Женский монашеский орден Топороносок.(По аналогии с Меченосцами laughing ). Блин, оказывается боевые монашки существовали на самом деле. wassat
  6. +2
    21 июня 2016 12:41
    Весьма познавательная статья. Огромное спасибо автору!
  7. +2
    21 июня 2016 13:13
    - Какая же Реконкиста без Сида (Кампеадора) Воителя?
    1. +1
      21 июня 2016 13:23
      И так статья получилась ну очень большая. А Вам еще Сида подавай... Будет Вам и Сид, как без него.
  8. +2
    21 июня 2016 17:01
    Вы, люди, когда ставите минус - пишите, чем не понравилось и что конкретно.Ведь любая статья, пусть даже самая популярная, это некий структурированный объем информации, а не пирожок с капустой, где "на вкус на цвет"... Тогда можно будет исправить ко всеобщему удовлетворению. Ну, а если это "личное", то тут,да, конечно, сердцу не прикажешь. Кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка, - сказал черт, снял трусы и сел в крапиву.
    1. +1
      21 июня 2016 19:42
      На минусы к статье внимания не обращайте. Даже у супер статьи всегда будут 2-3 минуса. Работа у них такая.
      А вот минус, а зачастую и плюс, к комментарию, без разъяснений "минусатора" плоховато.
      1. +1
        22 июня 2016 06:53
        Вот и я о том же. Почему бы не исправить то, что можно? "Много людей делают лучше!" говорят англичане.
        1. 0
          22 июня 2016 08:48
          С добрым утром,Вячеслав Олегович!!!!
          Вернулся к статье,а Вы тоже возвращались.Ничего и не надо исправлять.По моему думать о минусах возможно,если их~~25%.А так,может вообще тому человеку тема чужда и он случайный?Или может антогонизм к рыцарям у него?
          Про минусы к комментариям---ведь иногда люди спорят и видно почему,или уже другие написали,а каждый раз повторять не стоит.
          ИЛИ ,я написал своё понимание,кто-то (---)Ясно---не согласен.И чего флудить?А то получится,как тот диспут: "есть ли жизнь НА Марсе? " "Да" "нет" "да" "нет"
  9. TIT
    +2
    21 июня 2016 18:39
    Цитата: kalibr
    Кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка, - сказал черт, снял трусы и сел в крапиву.


    сам спросил сам ответил lol , ( тут иногда вообще хрен поймёшь , поставили ли бы пару минусов и еще пара бы за компанию подписалась )