Кедровая ладья Хеопса: путешествие длиной в 5 000 лет

53
Наверняка каждый помнит картинку из детства: открываешь коробку карандашей, достаешь их, затачиваешь, и… в воздухе начинает витать тонкий древесный аромат, чуть терпкий, смолистый, ненавязчивый. Это кедр. Древесина его весьма прочна, ароматна, не подвержена гниению, а неповторимый запах может ощущаться, как оказалось, несколько сотен лет. Да-да, это действительно так. Дерево ценили за его уникальные свойства с древнейших времен. Еще в библейских писаниях упоминается кедр. В то время, кроме строительных нужд (балки, доски, материал для строительства флота), Египту кедр был крайне необходим как источник получения смолы, входившей в сложный состав бальзамов для обработки мумий. В Финикии кедровая древесина шла на постройку военных и торговых морских судов, так нужных самой Финикии, потом – для персидского флота, а уж затем – для арабского.

А теперь обратимся к весьма интересной истории.

26 мая 1954 года для египтян было, скорее всего, обычным жарким днем, когда каждый был занят своим делом, а кто-то, наоборот, отдыхал от этих самых дел. Но этот день стал знаковым для историков всего мира. Во время археологических раскопок под многочисленными слоями камней, песка и известняка обнаружился уникальный предмет, имеющий непосредственное отношение к истории Древнего Египта - Солнечный корабль Хеопса.

Кедровая ладья Хеопса: путешествие длиной в 5 000 лет

«Солнечная ладья» - вид с носа.

Как это произошло? Все очень просто. Закончилась Вторая мировая война и правительство Египта принимает решение привести в порядок некоторые из пирамид, находившихся неподалеку от Каира. Возле Гизы расположился величественнейший комплекс пирамид, куда входит и пирамида Хеопса – самая большая из пирамид Египта.

Началось все с археологической экспедиции, работающей возле соседних гробниц. Бригада наемных рабочих, отчищая стороны пирамиды от грязи и песка, трудилась не покладая рук. Усердно работая, они сваливали выкопанную землю у подножия Большой пирамиды.


«Солнечная ладья» - вид с кормы.

Наконец осталось неочищенной от земли только южная сторона. Несмотря на то, что земляная куча уже возвышалась эдаким терриконом высотой примерно в 20 метров, рабочие не имели права пользоваться техникой, так как рисковали зацепить и не дай Бог уничтожить что-нибудь ценное и уникальное. Лопаточки, тяпочки, кисточки – вот и весь набор инструментов, которым можно было с великой осторожностью работать на раскопках.


Вид на среднюю часть и «каюту».

Продолжая раскопки дальше, археологи обнаружили целый ряд тщательно отесанных глыб из песчаника. Ширина ряда составляла около 5 метров, а толщина – 60 сантиметров. Общее число камней составляло 40 штук. Отсюда следовало, что за ними наверняка может что-то находиться.


«Яма», в которой ладья была погребена. К настоящему времени обнаружены еще такие же хранилища, как пустые, так и с еще одной ладьей.

На одном из камней, слегка возвышающимся над остальными, Маллах, первый, кто увидел ладью, приметил иероглиф, означающий имя фараона «Джедефра». Джедефра был сыном Хеопса. Археолог предположил, что под слоем камней, возможно, находится яма с лодкой. Несколько откопанных фрагментов дерева да истлевших кусков каната указывали на то, что здесь когда-то лежал корабль. Чтобы убедиться в правильности гипотезы, нужно было еще несколько предметов или их фрагментов, и потому рабочие еще энергичней стали вести раскопки.


А вот и место «упокоения» ладьи Хуфу – «Музей солнечной ладьи».

Ближе к полудню копатели, наконец, смогли проделать отверстие в слое камней. Полуденное солнце светило так ярко, что слепило глаза, и Маллах не увидел в той дыре абсолютно ничего. Чтобы хоть что-то разглядеть в темноте, пришлось воспользоваться карманным зеркалом. Маллах направил в отверстие солнечный зайчик и, заглянув туда, силился рассмотреть нечто, что выхватил из кромешной темноты лучик света. Этим «нечто» оказались лопасти длинного гребного весла. А прежде лопастей на волю вырвался тонкий, чуть уловимый, восхитительный аромат благовоний, возраст которых составлял почти пять тысяч лет. Самым ярким из них оказался аромат кедрового дерева, из древесины которого, по предположениям ученых, и был построен корабль. Похоже, что Фортуна повернулась лицом к искателям артефактов!


Сооружение совершенно необычной архитектуры, что и говорить!

На экспертизу взяли фрагмент бортовой обшивки корабля, который доставили в химическую лабораторию Британского музея. В лаборатории подтвердили, что это и есть кедровая древесина эпохи Хеопса, к тому же превосходно сохранившаяся. Ввиду того, что яма была закрыта камнями и замазана штукатуркой, дерево не подверглось внешним воздействиям. Благодаря этому корабль пролежал в земле не одну тысячу лет и превосходно сохранился. Дабы сохранить в целости такую уникальную находку, поверх ямы был сооружен навес, затем подогнали кран. Работа по перевозке камней растянулась на два месяца.

После того как судно извлекли из земли, его передали реставраторам. Вот тут и стали возникать первые трудности. Главному реставратору египетских артефактов Хаджу Ахмеду Юсефу Мустафе пришлось разбираться с целым рядом проблем, которые, в принципе, были неизбежны. Судно состояло из нескольких частей. И вот этот «конструктор» надо было собрать. Вот только маленькая деталь мешала этому: никто из работавших там ученых совершенно не знал, в каком порядке все это должно быть собрано.


«Здесь есть тень!»

Прежде чем приступить к сборке, каждый фрагмент должен по правилам быть сфотографирован (или зарисован) по возможности подробно, со всех сторон. После того как все фрагменты зарисовывались на бумаге, либо фотографировались, дозволялось извлекать их из ямы и немедленно обрабатывать химическими препаратами, поскольку необработанный предмет, пролежавший в земле не одну тысячу лет, мог рассыпаться в прах в одно мгновение.

К сожалению, Мустафа не располагал специальной литературой по сборке фрагментов ископаемых предметов. Пришлось полагаться на собственную интуицию. Сделав копии всех 1224 деталей в определенном масштабе, он с воодушевлением приступил к работе. Работа была творческой. Пристально изучив настенные барельефы, на которых были изображены древнеегипетские суда, и, осмотрев фрагменты судна, пришли к выводу: доски обшивки в те времена были скреплены между собой веревкой, несколько длинных кусков которой нашли в той же яме. Технология скрепления досок была великолепна по своей простоте: веревку продевали в небольшое отверстие, которое проделывали в доске на ее широкой стороне, а выходило оно через ребро, благодаря чему веревку снаружи вообще не было видно. «Ноу-хау» было потрясающим по своей сути: доски обшивки как будто пришнуровывались одна к другой! Причем шнуровка была очень плотной, соответственно «требованиям» постройки кораблей тех времен. Веревки должны были крепко держать доски, так, чтобы те не разошлись, а, кроме того, деревянная обшивка априори не должна была пропускать воду. Таково было главное правило «кораблестроителей» тех времен, да и сегодняшних тоже.

В итоге реставрационные работы растянулись аж на четырнадцать лет, потому как вначале никто толком не знал, в каком порядке и каким образом должны быть соединены, а затем и скреплены деревянные детали, из которых состояло судно. Мустафе пришлось изготовить пять вариантов модели судна, прежде чем нашлось что-то подходящее. Отстроенный заново корабль имел длину свыше 43 метров, ширину почти 6 метров. Водоизмещение судна составляло 45 тонн. На судне имелись две каюты. Ученые определили, что осадка ладьи составляла 1,5 метра, это немного для морского судна, а отсюда следовал вывод, что корабль предназначался для плавания исключительно по Нилу. Движение ладьи должны были обеспечивать пять гребцов, имевших в своем распоряжении пять пар весел, различных по длине.


А вот так над сборкой судна работали его первооткрыватели.

Сам факт использования судна для прохода именно по Нилу также не вызывал никаких сомнений. Дело в том, что на крепежных веревках были обнаружены следы речного ила, которые красноречиво свидетельствовали, что судно использовалось именно для речных перевозок, ведь река-то в Египте всего одна.

Было и еще одно обстоятельство, ввиду которого работы по воссозданию корабля заняли так много времени. Дело в том, что конструкция корпуса судна абсолютно не схожа с тем, что мы видим сегодня. Суть ее такова: все нынешние корабли и даже ладьи викингов имели своей основой киль - проходящий вдоль всего днища судна брус. К нему крепились шпангоуты - своеобразные «ребра» корпуса, обводы которых задают определенный профиль судну. Здесь же был случай совершенно уникальный: у Солнечной ладьи Хеопса отсутствовали и киль, и шпангоуты! Невероятно, но факт! А собирался корабль элементарно: доска к доске, как будто кто-то складывал гигантскую мозаику, разумеется, в строго определенной последовательности. Отсюда становится понятной причина, почему египтянам так трудно было решиться идти по морю на большие расстояния: бури, мощные волны могли мгновенно разбить такой «пазл» на кусочки. А поэтому для плавания вокруг Африканского континента египтяне приглашали финикийцев и, возможно, те проплыли этот путь, используя свои корабли, сделанные, как известно, из того самого знаменитого кедрового дерева, которое они добывали в Ливане.


На подобных судах плавали боги Египта.

Корабль Хеопса предназначался, вероятно, как ритуальное средство перевозки тела фараона из Мемфиса в Гизу. Перевезти его проще было по Нилу, а потому судно и тащили вниз по реке на буксире. А после того, как мумия сына бога Ра прибывала на место, корабль тут же разбирали на части и закапывали.

Стоит заметить, что Нил был и, кстати, остается для египтян рекой «стратегического значения», не будь которой, не было бы и жизни в раскаленных песках Египта. Это и источник влаги для всего живого, и транспортное средство. Потому-то у древних египтян Нил считался священной рекой.

Поскольку Нил течет с юга на север, то вниз по течению суда египтян шли без паруса, а с поднятым парусом шли вверх, против течения. Любопытно, что даже в письменности египтян это нашло свое отображение. Изображение лодки с парусом имело значение «плыть на юг», а без паруса - «плыть по течению», либо «плыть на север». Древние египтяне были твердо уверены, что бог Солнца Ра ежедневно проходит небесный путь в своей солнечной ладье, а в ночное время еще переплывает и Подземный мир.


Так выглядели египетские суда, на которых египтяне плавали в страну Пунт.

Восстановленное судно превосходно сохранилось до наших дней. А чтобы потомки могли посмотреть на это чудо, ученые сделали все (и даже больше!), чтобы сохранить его целым и невредимым. На том месте, где его нашли археологи, был выстроен особый музей оригинальной архитектуры. Каждый год привлекает он немалое число туристов, приезжающих в Египет поглазеть на его диковинки.

Будете в Долине пирамид, непременно зайдите в этот необычный музей. Ведь корабль фараона, нашедший здесь свое пристанище, безусловно, заслуживает того, чтобы каждый любитель древности потратил бы чуточку своего времени на то, чтобы отдать дань памяти и самому Хуфу, и древним кораблестроителям, построившим столь удивительное судно, которое до сегодняшнего дня остается одним из самых необычных памятников «эпохи фараонов».
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    1 июля 2016 07:48
    Прямо свежая струя на ВО! Тема конечно интересная. Но вызывающая много вопросов. Сколько лет дереву по углеродному анализу? Как и чем смогли распилить кедр? Доски по моему очень толстые. Почему блоки идеальной кубической формы? Как и чем добились такой точности? Как и чем они изготавливались, транспортировались, монтировались? Как делались очень чёткие иероглифы? Почему Сфинкс имеет следы водной эрозии? Может ему 12,5 тысяч лет?
    1. +1
      1 июля 2016 08:00
      Вас бы к подножию Великой пирамиды! Хорошо если вы приезжаете на автобусе с гидом и то... А тут еще и местные гиды "организуют" "самостийных туристов" и о чем только им не вещают! "Под пирамидой вход в царство атлантов..." , "камни резали лазером пришельцы", телекинез, ну и так далее. Между тем есть даже изображения того, как строились подобные корабли и так видна вся технология. Так что не сомневайтесь - "их работа".У меня студентка работала в агентстве, что возило людей к пирамидам. Ох, она мне порассказала немало интересного.
    2. Riv
      +4
      1 июля 2016 08:01
      А может быть 100500? Зачем мелочиться? :)
      1. +1
        1 июля 2016 09:10
        Вот примерно так некоторые гиды и рассказывают...
    3. +4
      1 июля 2016 08:17
      Цитата: 34 регион
      Прямо свежая струя на ВО!

      Я бы еще вот такую тему - galea-galley.livejournal.com/192013.html - предложил, но не знаю как это сделать request

      Там, на мой взгляд очень интересный материал, о средневековых кораблестроителях, которые выращивали элементы конструкции кораблей в специальных питомниках.
      1. Riv
        +2
        1 июля 2016 12:43
        А мне последняя фигура понравилась. Наверное к такой древляне князя Игоря и привязали, когда он на них по беспределу наехать решил.
      2. +1
        1 июля 2016 20:44
        Цитата: rkkasa 81
        Там, на мой взгляд очень интересный материал, о средневековых кораблестроителях, которые выращивали элементы конструкции кораблей в специальных питомниках.

        Меня другое заинтриговало:
        открываешь коробку карандашей, достаешь их, затачиваешь, и… в воздухе начинает витать тонкий древесный аромат, чуть терпкий, смолистый, ненавязчивый. Это кедр. Древесина его весьма прочна, ароматна, не подвержена гниению, а неповторимый запах может ощущаться, как оказалось, несколько сотен лет.

        Автор не пояснила о каком дереве идёт речь: о кедре ливанском, растущем в субтропиках или о сибирской кедровой сосне. Все эти деревья действительно здорово пахнут и подолгу не гниют, но это разные деревья.
        Карандаши из ливанского кедра это круто, наверное дети Абрамовича или Сечина могут себе позволить, может даже и из дендроновых покупают или из баобабов каких-нибудь, а стержень там из графита, сделанного из сожжённых алмазов. belay Шучу.
        И всё-таки?
    4. +2
      1 июля 2016 12:22
      Если хотите, продолжим эту тему. У меня есть коллега, которая... ну, фанат Египта и его истории, как я рыцарей и танков.
      1. +3
        2 июля 2016 01:42
        По стилю изложения - это Ваша статья, господин Шпаковский. Или Вы, со своим коллегой, вместе сочиняли? Не скромничайте. smile
  2. +1
    1 июля 2016 07:53
    Кропотлив труд реставратора...Спасибо,Светлана..
    1. TIT
      +3
      1 июля 2016 08:32
      ...Это случилось октябрьской звездной ночью 1987 года. Специальная бурильная установка, разработанная инженерами


      вторая ладья рядом ждала новых технологий


      ТМ-1990- 6
  3. Riv
    +4
    1 июля 2016 08:12
    Прикольно, конечно. Но в такой лодочке, связанной веревочками, я бы не то, что в море, но и на пруд выплыть бы не решился. Невозможно веревки стянуть настолько плотно, чтобы корпус держал воду и жесткость он тоже сохранять не может. От слова "совсем".

    Хотите еще теорию? Это прообраз байдарки. Доски - не более, чем каркас, на который снизу натягивался водонепроницаемый кожаный чехол. Обратите внимание на иллюстрации: на носу и на корме на каждой лодке видны этакие "цветки". Их назначение утилитарно. Это затянутые на верхних точках корпуса края чехла. Вот при таком раскладе на лодке вполне можно будет плавать по рекам.

    То, что именно по рекам, думаю сомневаться не приходится? Лодка идеально приспособлена для мелководья, как и любая байдарка. Конечно на ней и в море можно выгрести, но три балла - и хана мореплавателям.
    1. +5
      1 июля 2016 08:25
      Прикольно, конечно. Но в такой лодочке, связанной веревочками, я бы не то, что в море, но и на пруд выплыть бы не решился.
      --------------
      А вот и зря! Чтоб Вы знали,архангельские карбасы и волжские кочи в свое время именно что сшивались с помощью еловых корней. А арабские фелюги ,ходящие аж до Индии до сих под именно сшиваются без единного гвоздя.
      1. Riv
        +2
        1 июля 2016 09:05
        Так ведь и коч, и карбас - они килевые. И шпангоуты там есть. При наличии жесткой основы конструкции нет особой разницы, чем крепить доски. На таком и в море можно выйти, что и делалось.
    2. 0
      4 июля 2016 12:18
      Цитата: Riv
      Но в такой лодочке, связанной веревочками, я бы не то, что в море, но и на пруд выплыть бы не решился.

      Ну это вы зря так. Тур Хейердал многое доказал.
  4. +1
    1 июля 2016 11:17
    А откуда в Египте брали столько кедра для кораблей, интересно? Кедр в Египте ведь не растёт!
    1. +2
      1 июля 2016 12:20
      Рядом был Ливан, где как раз и рос знаменитый ливанский кедр. Его брали данью, из-за чего и Тутмсос 3-й и Рамзес Великий туда походы и совершали!
      1. Riv
        +4
        1 июля 2016 12:41
        Хммм... Вот как ливанский кедр в натуре выглядит. Вы думали, что он шибко прямой и из него досок напилить можно? Как же вы ошибались!
        Теперь прикиньте, каково египтянам было такие вот стволы волочить на себе по пустыне. Бедняги...
        1. +2
          1 июля 2016 16:05
          Хммм... Вот как ливанский кедр в натуре выглядит. Вы думали, что он шибко прямой и из него досок напилить можно?
          Шибко прямой, это когда в роще, за счет тесноты, стволы ввысь тянутся (см. фото с тем же ливанским кедром). А отдельно стоящие, как на Вашем фото, в разные стороны. laughing Ибо есть куда ветки раскинуть. Не допускаете, что реликтовый лес, попилили за тысячелетия. Да и вообще, местность из-за перемены климата радикально изменилась?
          Теперь прикиньте, каково египтянам было такие вот стволы волочить на себе по пустыне. Бедняги...
          Лес, испокон веков, доставляли водным путем, логичнее всего, что в готовом изделии,построенном и спущенном на воду там, где лес и произрастал!
          1. Riv
            0
            1 июля 2016 18:28
            Водным путем? Из Ливана в Египет? На такой вот лодочке??? Чур меня! Чур!
            Логичнее всего предположить, что такие кедры когда-то росли несколько ближе к Египту. Возможно (ересь!!!111) и в самом Египте? Раз уж точно такие же кедры и в Крыму растут - почему бы им и в других местах не расти?
            1. +3
              1 июля 2016 20:19
              В те времена через открытое море редко кто отваживался, вдоль берегов ходили. И кстати, о лодочках! Тур Хейердал со товарищи,включая нашего Сенкевича в 1969 году, на лодочке отнюдь не из кедра,а из папируса, за 2 месяца плавания 5 тысяч километров морского пути, таки преодолели.
              1. Riv
                0
                2 июля 2016 08:06
                Но пардон... Хейердал ведь не на дощатом кораблике плавал. "Ра" и "Ра 2" свернули из папируса. Каркаса у них не было, как такового. В принципе это были плоты, только весьма своеобразной конструкции.

                А теперь прикиньте, как выглядела бы корма "Ра", если бы его корпус обтянуть кожаным чехлом и конец чехла завязать вокруг вытянутого корпуса?



                вот так бы и выглядел.
            2. Комментарий был удален.
      2. +1
        1 июля 2016 17:33
        ...к стати о птичках:
        1. во времена наполеона в Египте было полторы калеки..
        2. в музеях Египта есть "каменные блоки из которых "торчит арматура из прутьев" - что доказывает что это примитивный бетон..
        3. В пирамидах есть высеченные из камня христианские кресты -(есть фотографии)
        4. Гороскопы из пирамид указывают 11-12 век..
        Не такие уж они и древние..
        1. +1
          1 июля 2016 19:36
          Цитата: ver_
          . в музеях Египта есть "каменные блоки из которых "торчит арматура из прутьев"

          Покажите фото!
          Крест давний символ не только христианства.
          Цитата: ver_
          Гороскопы из пирамид указывают 11-12 век..

          Какие гороскопы?
          1. +1
            1 июля 2016 21:04
            Какие гороскопы?
            Почитайте про египетские гороскопы, оччень поучительно. Ссылку сознательно не даю, наберите в поисковике.
        2. Комментарий был удален.
        3. -1
          1 июля 2016 21:05
          1. во времена наполеона в Египте было полторы калеки..
          2. в музеях Египта есть "каменные блоки из которых "торчит арматура из прутьев" - что доказывает что это примитивный бетон..
          3. В пирамидах есть высеченные из камня христианские кресты -(есть фотографии)
          4. Гороскопы из пирамид указывают 11-12 век..
          Не такие уж они и древние..
          У двух авторов "Новой хронологии", коих судя по вышеизложенному тексту Вы читали, есть конечно много интересного, много забавного, а много чего, откровенно притянутого за уши, в угоду их концепции. Хотите убедиться, езжайте на место сами, и проверяйте. Не одно поколение геологов, горных инженеров, химиков, физиков, архитекторов, строителей даже математиков, и других неглупых людей с техническими знаниями это уже не раз проверили, и убедились в обратном. Насчет "арматуры" , я понял Вы имели ввиду изделия из железа. Ну так на это, и совершенно иные точки зрения есть, посмотрите на www.lah.ru у них и канал на ютубе есть. И да , там есть и бетон, вот только отнюдь не примитивный, а скорее сверх технологичный, полимерный! Вот только бы формулу сего "гранитного бетона" нам, хотя бы в 21 веке открыть laughing
    2. +1
      1 июля 2016 12:24
      Цитата: Тёмный
      Кедр в Египте ведь не растёт!

      Вообще то, то, что мы называем кедром, называется по-научному сосна сибирская. А собственно кедром является ливанский кедр, что, даже судя по названию, совсем недалеко от Египта. yes
    3. +1
      1 июля 2016 12:35
      Написано что из Финикии.
      1. Riv
        +1
        1 июля 2016 15:41
        А почему вы решили, что древний египтянин под Финикией понимал именно ту местность, что понимаем мы? Серьезно. Вот например в Москве есть Китай-город. Он ведь ничего общего с Китаем не имеет, хотя понятию довольно много лет. Вполне возможно, что и эта Финикия была где то под Мемфисом.
        1. +1
          1 июля 2016 15:46
          не знаю, каково им было, но все написано, где,откуда через какие города и куда, что везли. Лазурита в Египте тоже нет, так везли из Кашгара, то есть, места, что мы называем Кашгар. Была торговля с самыми отдаленными местностями.
          1. Riv
            +1
            1 июля 2016 18:39
            Представьте себе, что году этак в 2050-м, какой-нибудь выживший находит в радиоактивных развалинах Вашингтона обгоревшее письмо. В письме написано, что некий Джон поехал из Петербурга в Москву и там вышел замуж. Ведь наверняка подумает, что в России в то время были разрешены однополые браки. А на самом деле ни в какую Россию Джон не ездил, а запродал свое очко там же, в Штатах. Там есть города: Москва и Санкт-Петербург.

            Так что насчет Кашгара и Ливана - это всего лишь ОБЩЕПРИНЯТАЯ точка зрения, которую никто пока не пытался опровергнуть.
            1. 0
              1 июля 2016 19:33
              Цитата: Riv
              Так что насчет Кашгара и Ливана - это всего лишь ОБЩЕПРИНЯТАЯ точка зрения, которую никто пока не пытался опровергнуть.

              А зачем, если она всех и во всем устраивает? Причем специалистов! Не специалистами можно пренебречь, хотя они сами о себе, понятно, мнения иного. И... неужели Вы думаете, что не найдется никого, кто знал бы, что Москве есть и в США? Только не надо добавлять "если". Их и так слишком много!
              1. Riv
                +2
                2 июля 2016 05:36
                Слишком много случаев, когда сделав вполне разумное и вероятное допущение, получаешь цельную и непротиворечивую историческую картину.

                С той же самой лодкой из деталей, связанных веревочками: ну не имел никогда археолог дела с байдарками. Вообще близко не видел и не знает, как они устроены. А если бы знал, то возможно и не удивлялся бы такому судовому набору. И неужели вы думаете, что специалист откажется от своей точки зрения только потому, что кто-то выдал другую, пусть даже более логичную? Он ведь уже сто статей написал, три книги и денежку отхватил за это.

                Помните историю с поддельными китайскими рукописями в Лондонском музее? Ведь никто из убеленных сединами не заявил публично: "Люди!!!111 Я лоханулся и мой докторский диссер опирается на подделки! Пойду я писать новый, забудьте, что я здесь был." Нихрена... Все скромненько промолчали.
            2. +1
              1 июля 2016 21:08
              Ну, Riv, у Вас и примеры! laughing
        2. +4
          1 июля 2016 15:55
          Цитата: Riv
          Вот например в Москве есть Китай-город. Он ведь ничего общего с Китаем не имеет

          Еще как имеет. Кийтай на старорусском означал высокую изгородь, ограду. Китай город означал огороженный высокой оградой город. Соответственно Китай это страна обнесенная оградой(т.н. Великая китайская стена). Китайцев китайцами называем мы, китайцы как народ сами себя называют совсем по другому.
          1. +2
            1 июля 2016 17:42
            ..бойницы в этой "китайской" стене направлены в сторону Китая , который Чина... и которого не было в 12 веке.. Все "древности" Китая создавались в 17 веке..( в том числе и древняя история)..
            1. Riv
              +3
              1 июля 2016 18:29
              ...а если добавить, что этих "стен" в Китае не один десяток и они есть даже на территории российского Дальнего Востока, то совсем странно получается.
            2. -1
              1 июля 2016 19:31
              Кто Вам это сказал?
              Минус за проявленный интерес? Или за отсутствие ответа? Промолчу, но... нагажу - ох, как это глупо и примитивно!
            3. +1
              1 июля 2016 20:19
              Бушков опять. А кроме Бушкова что нибудь смотрели . Я вам более того скажу большинство крепостей относительный новодел для туристов.
              1. Riv
                +3
                2 июля 2016 07:39
                Вон их сколько. Все - новодел?
            4. 0
              4 июля 2016 12:23
              Цитата: ver_
              Все "древности" Китая создавались в 17 веке..( в том числе и древняя история)..

              Отвечу словами исламских богословов - "вы находитесь в явном заблуждении".
  5. +1
    1 июля 2016 16:25
    Здорово сделано. Норговские дракары в музее производят по сравнению с этим довольно убогое впечатление
  6. +1
    1 июля 2016 17:14
    Цитата: 34 регион
    Прямо свежая струя на ВО! Тема конечно интересная. Но вызывающая много вопросов. Сколько лет дереву по углеродному анализу? Как и чем смогли распилить кедр? Доски по моему очень толстые. Почему блоки идеальной кубической формы? Как и чем добились такой точности? Как и чем они изготавливались, транспортировались, монтировались? Как делались очень чёткие иероглифы? Почему Сфинкс имеет следы водной эрозии? Может ему 12,5 тысяч лет?

    ..ага.. и как это Венеция стоит на сваях из сибирской листвиницы..
  7. +1
    1 июля 2016 17:54
    У нас в России кедр то не растет. Токмо на Ливане.
    1. Riv
      +1
      2 июля 2016 09:23
      Растет. В Крыму, рос по крайней мере, если конечно yкры не выпилили на дрова.
    2. +1
      2 июля 2016 15:47
      Ага, а кедровые орешки продают, и при этом периодически запрещают экспортировать в Китай))
  8. +1
    1 июля 2016 21:43
    Всё мечтаю увидеть египетские пирамиды в живую. Фото могут искажать всю размерность конструкции. Хочется на яву это оценить. Может когда нибудь сорвусь, когда вся суета утихнет.)
    1. TIT
      +1
      2 июля 2016 01:14
      Цитата: Денимакс
      Фото могут искажать всю размерность конструкции


      по этой ссылки с воздуха ,а с земли я сходу чёйто не нашёл ( сам там всё поней обошёл както )
      http://www.airpano.ru/files/Egypt-Cairo-Pyramids/1-3-2
    2. +1
      3 июля 2016 13:31
      Могу Вам подсказать очень удобный и выгодный маршрут. Без визы летите отдыхать на Кипр, а оттуда через турагенство отправляетесь в Египет. Можно морем, можно самолетом. Никаких документов не надо! Посмотрите пирамиды, Музей египтологии и вечером назад. А больше-то и не нужно. Ну, а если есть лишние деньги можете съездить на такси в Саккара и Дашур - там недалеко и вернуться успеете к кораблю.
  9. +2
    2 июля 2016 01:22
    ...Длина свыш. 43 м.,ширина-почти 6 м.,водоизмещение 45 тонн,...,осадка 1,5 м..Движение ладьи должны были обеспечивать ! 5 \ ПЯТЬ/! гребцов,имевших в своём распоряжении 5 \ПЯТЬ ПАР/ пар вёсел,различных по длине...Светлана,Вы сами то понимаете ,что написали? Или переписали с какого нибудь перевода?Не суждено видно дожить до того времени,когда статьи ,научные труды, дисертации и т.д .,о технике \пусть даже и очень древней\ будут писать люди,которые в этом \технике\ разбираются.Как говорится...Беда коль сапоги начнёт тачать пирожник,а пироги сапожник.
  10. +1
    2 июля 2016 07:06
    Цитата: Red_Hamer
    1. во времена наполеона в Египте было полторы калеки..
    2. в музеях Египта есть "каменные блоки из которых "торчит арматура из прутьев" - что доказывает что это примитивный бетон..
    3. В пирамидах есть высеченные из камня христианские кресты -(есть фотографии)
    4. Гороскопы из пирамид указывают 11-12 век..
    Не такие уж они и древние..
    У двух авторов "Новой хронологии", коих судя по вышеизложенному тексту Вы читали, есть конечно много интересного, много забавного, а много чего, откровенно притянутого за уши, в угоду их концепции. Хотите убедиться, езжайте на место сами, и проверяйте. Не одно поколение геологов, горных инженеров, химиков, физиков, архитекторов, строителей даже математиков, и других неглупых людей с техническими знаниями это уже не раз проверили, и убедились в обратном. Насчет "арматуры" , я понял Вы имели ввиду изделия из железа. Ну так на это, и совершенно иные точки зрения есть, посмотрите на www.lah.ru у них и канал на ютубе есть. И да , там есть и бетон, вот только отнюдь не примитивный, а скорее сверх технологичный, полимерный! Вот только бы формулу сего "гранитного бетона" нам, хотя бы в 21 веке открыть laughing

    ...только не шибко далёкие люди будут полимерный бетон (шибко дорогой и требующий больших затрат как времени ,так и стоимости исходных материалов применяемых для изготовления предметов роскоши и ритуальных изделий ,сосудов,чаш, и иной подобной "утвари" - использовать при заливке простых блоков для пирамид.. Никто не использовал золото вместо стали при изготовлении клинков. Мастеровым вполне хватало песка, ручных мельниц -для превращения его в пыль, и воды из Нила для изготовления простейшего бетона.
    К стати - на Руси некоторые храмы строились подобно. В древности -использовалась :глина , известь и другие "ингредиенты" и прочность их с течением времени лишь росла. В ВОВ снаряды не могли их разрушить.
    Когда начинал строить дачу и ложить печку( интернета ещё не существовало) , тогда в книге "как построить сельский дом" прочитал такие вещи..
    1. Riv
      +2
      2 июля 2016 07:50
      На Руси использовали в качестве связующего не просто известь, но негашеную известь. Такой раствор очень медленно твердеет, так как требуемый для этого углекислый газ берется из атмосферы. Первые сто лет прочность такой кладки дейсвительно только растет, но к египетским пирамидам этот метод отношения не имеет. Египтяне использовали либо глину, либо гипс.
      1. +1
        2 июля 2016 11:11
        ..а кто это утверждает?..