Горькая «Вощина»: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию

47


С начала 1970-х годов и до конца 90-х специальное конструкторское бюро Брянского автозавода разработало несколько семейств сухопутных четырехосных многоцелевых автомобилей высокой проходимости. Их также создавали в рамках опытно-конструкторской темы «Основа», но постепенно на них распространился непонятный военный код «Вощина» — так называются тонкие восковые листы для пчелиных сотов.


Артиллерийский тягач БАЗ-69531 в Вооруженных силах России (фото С. Андреева)

Все эти секретные машины создавались в жестких условиях «железного занавеса», отсутствия отечественных агрегатов и материалов, постоянных метаний от одной компоновки к другой и трудных поисков новых решений. С конструктивной точки зрения они являлись промежуточным звеном от легендарной 135-й серии к более совершенным автомобилям с одним силовым агрегатом и независимой подвеской, хотя и на них еще долго сохранялась архаичная бортовая трансмиссия.

В 1980-е годы к техническим проблемам добавились разрушительная перестройка и разоружение. В результате, несмотря на огромные усилия, эта техника себя не оправдала, серийно не выпускалась и в Советской, а позже и российской армии широкого распространения не получила.

Автомобили-шасси серии БАЗ-6950 (1976–1999 гг.)

В середине 1970-х годов Брянский автозавод негласно представил прототипы своей будущей тяжелой сухопутной гаммы БАЗ-6950 семейства «Основа» с колесной формулой 8х8 для транспортного обеспечения Советской армии. Все работы проводились под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина, ведущим конструктором был А. С. Коптюх.

Пока не была готова новая стеклопластиковая кабина для будущих машин, первым в 1976 году появился 12-тонный грузовик БАЗ-6952 с цельнометаллической кабиной от тягача МАЗ-537. Затем была собрана пробная партия с бортовыми кузовами и фургонами. До 1980 года машины проходили приемочные испытания в 21 НИИИ, открывшие дорогу новому семейству БАЗ-6950.


Зимние испытания 12-тонного 400-сильного автомобиля БАЗ-6952. 1977 год


Опытное четырехосное шасси БАЗ-6952 с многоцелевым кузовом-фургоном

Недолгая история базового 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6950 началась в конце 1970-х. В отличие от унифицированной с ним амфибии БАЗ-6944, его оснастили мощной лонжеронной рамой и вынесенной вперед стеклопластиковой кабиной с обратным наклоном трех лобовых окон. За ней размещались 400-сильный дизель V8, гидротрансформатор с 5-ступенчатой коробкой и открытая монтажная часть рамы или бортовая платформа.


Опытный 400-сильный грузовик БАЗ-6950 с бортовой платформой. 1980 год


Военный автомобиль-шасси БАЗ-6950 с пластиковой кабиной (фото К. Дунаева)

Шасси БАЗ-6950, не отличавшееся высокими тактико-техническими данными и выпущенное в единичных экземплярах, в армии практически не применялось. Единственной военной надстройкой для него был обитаемый каркасно-металлический фургон СКН-6950 «Родинка» с широкими боковыми скосами для размещения штабных комплексов. В реальности единственным среди них был пункт управления «Поляна-Д4», входивший в автоматизированный комплекс управления зенитно-ракетной бригадой.


Автомобиль БАЗ-6950 в ремонтном цеху Брянского автозавода. 2007 год


БАЗ-6950 с обитаемым герметизированным кузовом СКН-6950 «Родинка»

Для замены модели 6950 был создан 14-тонный прототип БАЗ-6950М, который после долгих испытаний и доработок в 1985 году появился в двухмоторном исполнении БАЗ-69501, на которое военные возлагали большие надежды. Это была принципиально новая машина, на которой прежний тяжелый танковый двигатель заменили на два более легких и дешевых серийных дизеля КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., работавших с двумя 5-ступенчатыми коробками передач. Автомобиль, вполне удовлетворявший военных, возглавил новое семейство «Основа-1», носившее код «Вощина».

На деле все получилось наоборот: БАЗ-60501 просто не успел зарекомендовать себя и оправдать всех надежд. Ибо появился он в убийственные для советского ВПК времена перестройки, что свело на нет все перспективы его применения в Советской армии и довело до минимума число надстроек. К этой напасти добавился сильный пожар в апреле 1993 года, уничтоживший моторный цех КамАЗа. В результате в гамме спецоборудования на этом шасси оказалось больше эскизных набросков и смелых проектов, чем «живой» техники.


Модернизированный 14-тонный грузовик БАЗ-69501 с бортовой трансмиссией

Самой продвинутой надстройкой стал кузов-фургон СКН-6950 для модернизированного пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» для управления зенитными комплексами «Бук» и С-300. Он мог одновременно отображать до 80 воздушных целей и сопровождать 272 летящих объекта. В таких кузовах размещали также пункт управления войсками «Маневр» и машину 7В440 боевого наведения систем ВВС.


Шасси БАЗ-69501 с кузовом для пункта управления. 1990 год (из архива автора)


Интерьер пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» (из архива автора)

Важнейшим проектом волгоградского завода «Баррикады» на шасси БАЗ-69501 стала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П76 перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» с одной или двумя ракетами, размещенными в полностью закрытом корпусе. В 1991-м был собран единственный макетный образец СПУ с заводским обозначением Бр-1555-1, который произвел несколько запусков на полигоне Капустин Яр. Доработку этой системы решили перенести на более совершенное шасси БАЗ-6954, речь о котором ниже. На базе БАЗ-69501 проектировали также систему залпового огня «Ураган-1» и транспортно-пусковую машину с разведывательным летательным аппаратом «Пчела-1».


Макетная пусковая установка Бр-1555-1 на шасси БАЗ-69501. 1991 год

В 1990 году развитием БАЗ-69501 стало 13-тонное длиннобазное шасси БАЗ-69502, ставшее последней новой разработкой СКБ, выполненной в советское время. В отличие от предшественника, эта машина впервые получила принципиально новую закрытую 4-местную каркасно-металлическую кабину от модели БАЗ-6954 с повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и двумя люками в крыше для посадки и высадки экипажа. Шасси планировалось использовать как сухопутный вариант СПУ комплекса «Ока» и установку 9П76 для перспективной системы «Искандер».


Грузовик БАЗ-69502 с цельнометаллической кабиной без дверей. 1990 год

Появление нового 14-тонного спецшасси БАЗ-69506 со стеклопластиковой кабиной объяснялось поспешным поиском замены машине БАЗ-69501 с двумя камазовскими моторами, поставки которых прекратились после разрушительного пожара. Недолго думая, брянские конструкторы смело вернулись на 30 лет назад и смонтировали на нем ярославский дизель в 300 л.с., впервые появившийся на первенце БАЗ-135МБ. В те суровые времена автомобиль сумел пройти приемочные испытания, но потом не применялся.


Бортовой 14-тонный БАЗ-69506 с одним 300-сильным дизелем. 1994 год

В конце 1980-х, когда военные заказы покатились вниз, на шасси БАЗ-69501 было создано несколько машин двойного назначения, лишенных военной атрибутики. Самым оригинальным являлся 11-тонный народнохозяйственный грузовик БАЗ-6951П, у которого два 260-сильных дизеля КамАЗ смонтировали в центральной части рамы под грузовой платформой между третьей и четвертой парами колес. Это позволило уравновесить нагрузку по мостам, снизить шум в кабине и увеличить монтажную длину рамы, но при работе двигатели перегревались.


Шасси БАЗ-6951П с двумя двигателями под грузовой платформой (из архива Н. Щербакова)


Опытный двухмоторный автомобиль БАЗ-6951П (из архива Н. Щербакова)

На 12-тонном многоцелевом автомобиле БАЗ-69501П применялась традиционная компоновка с двумя камскими моторами. Из других машин в военных целях могло применяться шасси БАЗ-69505 с оснащением топливозаправщика АТЗ-5609 с цистерной вместимостью 17 тысяч литров.


Бортовой грузовик БАЗ-69501П классической компоновки (из архива Н. Щербакова)


Испытания БАЗ-60501П с двумя 210-сильными двигателями (из архива Н. Щербакова)


Топливозаправщик АТЗ-5609 на шасси БАЗ-69505 (из архива Н. Щербакова)

Специальные шасси БАЗ-6948/БАЗ-6954 (1986–1997 гг.)

К специальным брянским шасси относилось несколько четырехосных машин, представлявших собой наиболее оригинальные поисковые конструкции, рассчитанные на перспективу их дальнейшего воплощения в новых поколениях автомобилей для несения ракетных систем.

Первую гамму, созданную под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина, составили 14-тонные шасси с двумя 210-сильными моторами КамАЗ-740 для нового ракетного комплекса «Ока-У» повышенной точности. Их прототипы БАЗ-6944М и БАЗ-6944М20 для пусковой установки и заряжающей машины соответственно были собраны и испытаны в 1986-м. Через год после доработок их переименовали в БАЗ-6948 и БАЗ-69481.

На пути к глубокой унификации в них воплотилась уникальная идея советских инженеров, считавшаяся новым магистральным направлением создания многоосной автотехники и не имевшая иностранных аналогов. Она заключалась в использовании для сухопутных машин водоизмещающего несущего корпуса амфибии БАЗ-6944, но без герметизации, водометов и прочих узлов от плавающих машин.


Корпусное 14-тонное шасси БАЗ-6948 для ТЗМ комплекса «Ока-У». 1987 год

В 1987-м на шасси БАЗ-69481 смонтировали вместительный корпус для макетной пусковой установки ОТРК «Ока-У». Открытый кормовой отсек машины БАЗ-6948 служил для транспортировки двух ракет. Между тем, отказ от выпуска ракетных комплексов «Ока» в период разоружения и обострения дружбы с Западом заставил свернуть доработку этих систем. Впрочем, уже через два года, после завершения госиспытаний, обе машины предусмотрительно были приняты на вооружение. В дальнейшем лучшие качества комплексов «Ока» и «Ока-У» удалось воплотить в еще более мощных и точных ракетных системах «Искандер».


Сухопутная машина БАЗ-69481 с высоким несущим корпусом. 1987 год


Испытания шасси БАЗ-69481 для пусковой установки комплекса «Ока-У»

В 1990 году вторую гамму составил единственный образец 17-тонного автомобиля БАЗ-6954 с 210-сильными моторами и вынесенной вперед стальной кабиной. Он служил для монтажа перспективных видов вооружения и представлял собой исключение из всех прежних разработок. Его проектирование под руководством главного конструктора Виктора Павловича Трусова производилось в рамках новой заводской научно-исследовательской темы «Фасет», но военные по-прежнему относили автомобиль к семейству «Вощина».

Конструктивно удлиненный БАЗ-6954 являлся развитием шасси БАЗ-69501 и был унифицирован с созданной одновременно с ним машиной БАЗ-69502, у которой люки в крыше каркасно-панельной кабины заменили на обычные двери. БАЗ-6954 соответствовал требованиям по прочности к воздействию всех факторов оружия массового поражения и прошел испытания на стойкость к ударной волне ядерного взрыва.



Длиннобазный двухмоторный 420-сильный грузовой автомобиль БАЗ-6954

В 1992 году завод «Баррикады» на шасси БАЗ-6954 собрал опытный образец СПУ 9П76 комплекса «Искандер» с одной ракетой и передним расположением газотурбинного электрогенератора. Через год на полигоне Капустин Яр он произвел восемь пробных запусков, и по их результатам было утверждено техническое задание на хорошо известный сегодня ракетный комплекс «Искандер-М».


Пусковая установка 9П76 тактического комплекса «Искандер». 1992 год

Артиллерийские тягачи серии БАЗ-6953 (1987–1996 гг.)

Еще одним исключением из правил стали первые в СССР специальные артиллерийские тягачи, созданные путем преобразования шасси БАЗ-69501 в балластные машины для буксировки тяжелых артсистем и прицепов массой до 15 т. Так появились облегченные быстроходные и более маневренные короткобазные автомобили серии БАЗ-6953 со сдвинутой вперед пластиковой кабиной и цельнометаллической грузовой платформой. Они появились в переломный период конца 1980-х и начала 1990-х годов и поступали в вооруженные силы в весьма небольших количествах.

Первый тягач БАЗ-6953 с двумя 210-сильными моторами был разработан в 1987 году под руководством Юрия Мосина в рамках темы «Основа-1» и относился к военному семейству «Вощина». Автомобиль мог работать в составе автопоездов полной массой до 45 т и транспортировать в кузове свыше 10 тонн амуниции и боевой расчет буксируемых систем. Максимальная скорость одиночного тягача по шоссе достигала 75 км/ч, груженого автопоезда — 65 км/ч.


Шасси короткобазного двухмоторного артиллерийского тягача БАЗ-6953. 1987 год


Балластный тягач БАЗ-6953 для буксировки 15-тонных артиллерийских орудий

Профильным назначением БАЗ-6953 являлась буксировка тяжелых артиллерийских систем калибра 152 мм — четырехколесной пушки «Гиацинт-Б» и одноосной гаубицы «Мста-Б» с боевым расчетом до восьми человек. Автомобиль работал также со штатным 11-тонным прицепом ЧМЗАП-8335.4 для монтажа специальных кузовов. Выпуск БАЗ-6953 продолжался до лета 1993 года, когда из-за пожара на КамАЗе были исчерпаны все запасы двигателей.


БАЗ-6953 буксирует четырехколесную 152-мм пушку 2А36 «Гиацинт-Б»


Испытания автомобиля на подъем с прицепной пушкой «Гиацинт-Б»


Испытания тягача БАЗ-6953 в сцепке с тяжелой четырехколесной пушкой

Через год автомобиль возродился в облике доработанной модели БАЗ-69531 конструкции Виктора Трусова, созданной путем замены двух прежних моторов КамАЗ на один 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Кабина, кузов и все остальные агрегаты соответствовали модели БАЗ-6953, а внешние отличия от предыдущей машины состояли в основном в форме передней отделки кабины.


Прототип артиллерийского тягача БАЗ-69531 (из проспекта В/О «Автоэкспорт»)


Серийный вариант модернизированного одномоторного тягача БАЗ-69531


Тягач БАЗ-69531 в Рязанском музее военной автотехники (фото М. Шелепенкова)

К немногочисленным версиям артиллерийских тягачей относился вариант БАЗ-69532 с усиленной грузовой платформой, способный работать в составе автопоездов полной массой до 70 тонн. В конце 1980-х для народного хозяйства на шасси БАЗ-6953 собрали опытный короткобазный многоцелевой тягач БАЗ-69501ПТ. В отличие от военных машин, на нем не монтировали военное оснащение, тент, перегородки и скамейки в бортовом металлическом кузове.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 июня 2016 07:20
    Хорошая статья, хотелось бы также узнать, какие грузовики они сейчас выпускают и собираются выпускать в ближайшем будущем, потянут ли конкуренцию с МАЗом.
    1. +22
      25 июня 2016 08:49
      Характерной особенностью шасси БАЗа является торсионная подвеска. Которая при том же клиренсе, что и у конкурентов, позволяет использовать колёса меньшего диаметра. А это для армейского применения несомненный плюс.

      Нюансы. Кому приходилось видеть типовые договора на поставку оборудования в Белоруссию, наверняка были впечатлены количеством штрафных санкций за всё, в т.ч. за непоставку в срок. Там за дни уже набегает красиво. Наши госконтракты отдыхают. Любопытно, что подписывать аналогичные контракты с такими же штрафными санкциями на поставку продукции МЗКТ в Россию их руководство не захотело. Что убедило заинтересованные стороны в России в необходимости восстанавливать БАЗ. Подсуетился "Алмаз-Антей", которому теперь БАЗ принадлежит. Вся тяжёлая новая продукция "А-А" теперь на этом шасси: ПУ C-400, всевозможные РЛС и т.п.

      Правда был и обратный эффект. "Панцирь" КБП. Шасси КАМАЗ-6560 и шасси БАЗ-6909-019. По отзывам специалистов, участвовавших в проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ-6909-019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Но "Панцирь" пошёл в серию на КАМАЗовском шасси. Предположу, что дело тут не в лоббистах КАМАЗа, а в том, что сам КБП выбрал КАМАЗ, когда стало ясно, что БАЗ уходит в собственность к прямому конкуренту. Суммы контрактов на "Панцири" уже миллиарды $ - серьёзные цифры, чтобы зависеть от конкурента.

      Сейчас БАЗ производит шасси на 4, 5, 6 осей. И способен развиваться и выполнять более сложные разработки. Хорошо, что в России появилось предприятие, способное участвовать в разработке и производстве и вот такой спецтехники:
      1. +4
        25 июня 2016 14:37
        Цитата: Николай С.
        арактерной особенностью шасси БАЗа является торсионная подвеска. Которая при том же клиренсе, что и у конкурентов, позволяет использовать колёса меньшего диаметра. А это для армейского применения несомненный плюс.

        И в чём же плюс? Если только в плане обслуживания. Клиренс - клиренсеом, но, чем больше наружный диаметр колеса, тем больших размеров препятствие оно может преодолеть. Это скорее не от хорошей жизни, а от нежелания заморачиваться с компоновкой колёс большого диаметра.
        1. +2
          27 июня 2016 15:21
          плюс в том что элементы подвески меньшего размера, что увеличивает проходимость. Рост диаметра колеса также дает рост авто в высоту, излишнее смещение центра масс вверх, что для такого авто, особенно при езде по бездорожью не нужно.
          Я думаю инженеры люди не глупее нас с вами и эти моменты учли и абы какие технические решения применять не будут...
    2. +11
      25 июня 2016 09:32
      Цитата: Сергей333
      потянут ли конкуренцию с МАЗом.

      Наверное, МЗКТ?
      БАЗ лучше МЗКТ для размещения не слишком тяжелых систем (до 40 тонн). Он же вполне может использоваться как седельный тягач для перевозки танков и т.п.
      Машины же грузоподъёмностью для МБРК на БАЗе не выпускают. Тут КамАЗ ведёт проект Платформа-О.
      А ещё КамАЗ лезет по принципу куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй в нишу машин-транспортёров высокой, а не повышенной проходимости: как грузовик КамАЗ самое то, он проще, дешевле, но как база для вооружения создавался БАЗ.
      Тут ГБТУ должно сказать своё слово, а не подмахивать всем.
      Примеров нерациональности, отсутствия стандартизации, пропихивания на вооружение в угоду промышленности пруд пруди.
    3. +4
      25 июня 2016 14:31
      Цитата: Сергей333
      орошая статья, хотелось бы также узнать, какие грузовики они сейчас выпускают и собираются выпускать в ближайшем будущем, потянут ли конкуренцию с МАЗом.

      Как уже отмечено в других комментариях, по замыслу БАЗ должен стать конкурентом не МАЗ, а МЗКТ. Но особых надежд питать не приходится. В 80-90Х годах, работая в НАМИ, работал по проектам, создаваемым в кооперации с БАЗ. Уже тогда сказывалась технологическая слабость завода. Для того, чтобы завод мог просто нормально работать (не говоря уже о конкуренции) ему требуется серьёзные модернизация и переоснащение.
      1. +2
        25 июня 2016 17:50
        насколько я понял, характерной особенностью БАЗовского шасси являлось, всё-таки, бортовое распределение мощности (не мосты с общим карданом, дифференциалами и блокировками, а бортовые карданы с общим дифференциалом и блокировкой). Для многоколёсного шасси это выглядит проще и грамотнее
      2. avt
        +3
        25 июня 2016 18:22
        Цитата: Верден
        Как уже отмечено в других комментариях, по замыслу БАЗ должен стать конкурентом не МАЗ, а МЗКТ.

        Ну как то -да,именно так . Переход БАЗа под Алмаз-Антей должен дать ему хорошее подспорье в виде ГОЗа.Перемудрил и сам себя переиграл Бацка с МЗКТ.
  2. +1
    25 июня 2016 07:46
    Очень сильно вынесена вперед кабина, интересно, как там чувствовал себя экипаж на пересеченной местности, по идее болтать должно не хило smileда и на проходимости должно сказаться отрицательно. А вот при подрыве на мине, в такой компоновке плюс.
    1. +4
      25 июня 2016 09:06
      Цитата: Штык
      как там чувствовал себя экипаж на пересеченной местности, по идее болтать должно не хило

      Думаю, независимая подвеска вместе с массой решали эту проблему.
    2. +7
      25 июня 2016 09:36
      Катался пассажиром по степи на аналогичном МАЗе. Метровой глубины ямы проходит на 60 км/ч так, словно едешь в мягком вагоне "Красной стрелы". Вынесенные вперёд кабины и двигатели служат как бы инерционным балансиром, не дающем машине раскачиваться.
      1. +3
        25 июня 2016 14:57
        Цитата: Berkut24
        Вынесенные вперёд кабины и двигатели служат как бы инерционным балансиром, не дающем машине раскачиваться.

        Да нет, тут дело в особенностях торсионной подвески. По пересечёнке такие машины, вроде МАЗ "Ураган", идут плавно и быстро. Думаю, многие зарубежные производители могут позавидовать.
    3. 0
      8 декабря 2016 17:47
      как там чувствовал себя экипаж на пересеченной местности, по идее болтать должно не хило
      Вообще то, спец машины, это не лимузин. У них свои задачи и люди на них работающие, те же другой закалки. https://www.youtube.com/watch?v=_4q8TJ5tU28
  3. +7
    25 июня 2016 08:53
    Много хороших иллюстраций автору +.
  4. dfg
    +2
    25 июня 2016 09:16
    Хватит жить прошлым )) необходимы лишь денежные средства и воля на развитие предприятия и результат не заставит себя ждать , пора уже новые и перспективные шасси показывать , традиции и школа никуда не делись .
  5. +5
    25 июня 2016 09:16
    На КЗКТ тоже похожее было
  6. +7
    25 июня 2016 09:38
    продукция БАЗ сегодня.
  7. +11
    25 июня 2016 09:40
    БАЗ-69481 красавец, монолитное величественное создание.
  8. +1
    25 июня 2016 09:40
    Не плохая разработка на первый взгляд (заменит белорусские тягачи)
  9. +8
    25 июня 2016 09:45
    Электрический БАЗ-М6910Э
  10. +7
    25 июня 2016 09:47
    Опытный образец антенно-подъемного модуля СМ-626 комплекса РТР «Сбор-1» на шасси БАЗ-6910-015
  11. +2
    25 июня 2016 10:19
    Хорошая статья. Футуристичный вид у этим машин. Никак не мог отделать от мысли, что машины очень похожи на продукцию американской фирмы Oshkosh. Правильно значит шли наши. Отличная идея - создание унифицированного шасси для военных машин различного назначения. Жаль, конечно, что не получилось. Все отдали на откуп союзным республикам в свое время.
    1. +2
      25 июня 2016 10:35
      Так сейчас и пытаются часть заказов разместить на БАЗе и КАМАЗе, сотрудничество с Белоруссией имеет некоторые риски.
  12. 0
    25 июня 2016 11:54
    Цитата: Антон Ю
    сотрудничество с Белоруссией имеет некоторые риски.

    Сотрудничество с друзьями надо всячески укреплять ! А враги у нас и так сами появятся !
    1. +7
      25 июня 2016 14:17
      Цитата: Михаил Матюгин
      Сотрудничество с друзьями надо всячески укреплять !

      Вот с Украиной и доукреплялись! Теперь думаем чем турбины для флота и авиадвигатели заменить, а нужно было раньше думать!
    2. +3
      25 июня 2016 15:58
      Я не против сотрудничества, если наши технологии будут защищены от утекания в третьи страны, и в первую очередь на Украину. Белоруссия может дать такие гарантии имея глубокое сотрудничество с ВПК Украины?
  13. 0
    25 июня 2016 12:36
    В конце 80-х начале 90-х в КНР экспортировались БАЗы,не скажу какой модели,просто не помню,помню что это были лесовозы и грузовики,у нас на территории их стояло десятка полтора.Голубого и бело-голубого цвета.Мне прищлось помогать перегонщикам, на одном менять ТНВД-33.На машинах стояло по два двигателя КАМАЗ-740.Это я помню точно.
  14. +3
    25 июня 2016 13:28
    Алмаз-Антей даст, или нет, свои шасси для береговых противокорабельных ракетных комплексов? Шасси Вощина более легкое, да еще имеет вариант с длинной базой. Вполне бы подошел пятиосный вариант, даже с приличным запасом, или четырехосный с усиленной рамой. Например Бастион стоит на шасси мзкт-7930 с грузоподъемностью 24 тонны, пятиосный БАЗ-69096 33 тонны. Ярославский дизель ЯМЗ-8431.10.



    Шасси спокойно по идее может заменить продукцию МЗКТ, тем более подымая вновь завод есть шанс серьезно модернизировать оборудование, а так же провести работы по Вощине-2.

    1. Комментарий был удален.
    2. +7
      25 июня 2016 16:03
      у БАЗа есть и шестиосные машины. БАЗ-69099.
      1. +4
        26 июня 2016 00:30
        При таком раскладе могли давно уже на свои шасси перейти для МБР,и не зависеть от соседей! Реально видно что возможности-а главное мозги для того есть! Дайте людям заказ и вы убедитесь на что они способны, ведь это цирк имея такие КБ закупать технику за бугром! Эти если надо и подвеску переделают,и колеса поставят нужного диаметра ! Как не крути а "Искандер" они легко потянут и будут не хуже МЗКТ! При этом соседи будут вести себя более сдержанно, и небудут распинаться про то что у когото мозгов не хватит сделать нечто подобное, ведь все для того есть нужна только политическая воля, однако именно этого пока нет!
        1. +1
          27 октября 2016 08:18
          стружка режется везде одинаково, мозги усыхают у каждого по своему Как то будет?!
  15. Комментарий был удален.
  16. +3
    25 июня 2016 16:06
    Есть еще такой зверь: 12-тонный БАЗ-69501П с цельнометаллической бортовой платформой.
  17. +2
    25 июня 2016 16:13
    еще варианты размещения
  18. +2
    25 июня 2016 16:17
    есть еще и УРАЛы.
    1. +2
      26 июня 2016 00:33
      На "Урале" кабина от "Ивеко" и мосты не поймешь какие!
  19. +9
    25 июня 2016 19:26
    Так много неточностей и ошибок сегодня гуляет по интернету от разных авторов, что после прочтения этой статьи я не выдержал и меня потянуло рассказать настоящую историю создания, хотя бы одного образца - так сказать читайте настоящую историю «из первых рук»…
    Я очень благодарен автору статьи за книги и статьи по данной теме, в том числе и о СКШТ Брянского автомобильного завода, однако и у него встречается немало ошибок.
    Первая большая ошибка – это рассказанная в статье история создания макетного образца шасси БАЗ-6950М. Поиск возможных вариантов замены двигателя для плавающего шасси БАЗ-6944, на котором монтировался ОТРК «ОКА» и для его рамного «собрата» БАЗ-6950, осуществлялся в результате очень краткой по времени «мозговой атаки» в КБ перспективного проектирования (КБ ПП), что произошло где-то в конце июня или в начале июля 1985 г, что напрямую было связано с острой внешнеполитической ситуацией, сложившейся в Европе.
    А как раз на этих шасси тогда устанавливались танковые двигатели, имеющие весьма ограниченный моторесурс и который на значительном количестве шасси к этому времениуже практически был исчерпан. В ответ на правительственную телеграмму, в отсутствие начальника КБ В.И. Лёвкина (он был в отпуске) по указанию главного конструктора Ю.И. Мосина и была проведена «мозговая атака» по поиску выхода из этой серьёзной проблемы…
    В результате анализа и проработок различных вариантов, участники этого процесса – ведущие конструкторы КБ ПП остановились единодушно на варианте использования двухдвигательной силовой установки КАМАЗ-740 мощностью по 210 л.с.
    Это на первый взгляд совершенно архаичное предложение было единственным выходом в сложившейся критической ситуации, т.к. практически минимизировало объём работ у заказчика шасси, т.к. новая силовая установка единственная из рассматриваемых вариантов имела меньшие габаритные размеры по высоте и поэтому не «вторгалась» в зону головной части установки ОТРК.
    Однако, на первых порах наше предложение было принято в штыки представителями военной науки (но это длинная история) и поэтому только лишь в августе 1985 г было принято совместное с ГЛАВТУ МО решение, о проведении модернизации этих шасси.
    Только после успешного завершения приёмочных (государственных) испытаний это шасси вместе с другими шасси БАЗ с двухдвигательными силовыми установками были рекомендованы для принятия на вооружение, только тогда военная наука смирилась со столь архаичным техническим решением, в связи с тем, что в составе силовой установки были применены два дизельных двигателя, имеющие, как известно, худшую приёмистость, по сравнению с карбюраторными (как, например, на двухдвигательном шасси БАЗ-135ЛМ).
  20. +8
    25 июня 2016 19:26
    Для удешевления затрат и сроков было решено проверку правильности принятых конструктивных решений провести на рамном шасси (так много тогда было сомневающихся в положительном исходе этого проекта), для чего в экспериментальный цех (ЭЦ) был отогнан с конвейера серийный образец шасси БАЗ-6950.
    Все компоновки новых узлов трансмиссии для 2-х двигательной силовой установки и компоновки дорабатываемых систем силовых установок целиком были проведены силами КБ ПП. А к разработке КД, в объёме достаточном для изготовления макетного образца, уже привлекли весь коллектив конструкторского отдела. Тогда в отделе не было ни одного компьютера, но к великому счастью в это время впервые у нас появилась лавсановая калька, на которой и выполнялись абсолютно все разработки. Экономия времени достигалась ещё и тем, что полностью были исключены копировальные работы и необходимость их проверки. Вместо сборочных чертежей мы приносили в ЭЦ к сборщикам узлов и систем свои компоновки на лавсановой плёнке и подсказывали сборщикам очерёдность сборки.
    В фантастические сроки (начало работ конец августа – окончание сборки декабрь 1985 года, а ведь надо было разработать много новых узлов трансмиссии с большим количеством корпусных литейных деталей, новый моторный отсек и системы совместного управления двумя двигателями, сцеплениями, коробками передач, доработанная система рулевого управления и многое другое…) был разработан и изготовлен макетный образец шасси БАЗ-6950М (в дальнейшем его отдельным решением переименовали в опытный образец шасси БАЗ-69501 - ведущий конструктор В.И. Синакин) и летом 1986 г он успешно совершил пробег протяжённости почти 10 000 км по маршруту Брянск-Воронеж-Саратов-Уральск-Актюбинск-Аральск-Кызыл-Орда-Чимкент-Ташкент-Ош-К
    оканд-Самарканд-Бухара-Ашхабад-Красноводск-Баку-Ростов-на-Дону-Харьков-Брянск. При этом шасси (полной массой) ещё преодолело на Памире перевал Ак-Байтал, расположенный на заоблачной высоте 4650 м…
    Ну и как после этого верить написанному уважаемым автором Евгением Кочневым, что «…Для замены модели 6950 был создан 14-тонный прототип БАЗ-6950М, который после долгих испытаний и доработок в 1985 году появился в двухмоторном исполнении.
    Про остальные неточности в данной статье как-нибудь в другой раз…
    1. +2
      26 июня 2016 15:09
      Камрад, а почему ба Вам и не написать статью о БАЗе, тем более , что Вы владеете добротной информацией, а история БАЗа-коллекция "чёрных дыр".Решайтесь, ждём!
    2. 0
      27 октября 2016 08:23
      Учи студентов. 10 лет не срок. Придет и их время.
  21. +1
    25 июня 2016 21:33
    Статья очень понравилась . Я сначала и не понял почему зимой так заволновались братья белорусы , когда появились первые статьи о том ,что Россия думает о выпуске тяжелых тягачей у себя дома , что стало-бы серьезным шлепком по МАЗовской продукции . С братьями белорусами нужно дружить ,нужно плотнее кооперироваться , Брянск от Минска не так уж и далеко .
  22. +1
    26 июня 2016 00:47
    Статья замечательная! Форумчане-просто высший класс! Приятно читать интересные комментарии,не видеть ссор и воспринимать подобный форум как достойное продолжение замечательной статьи! Еще раз Всем спасибо! Автор МОЛОДЧАГА!!!! Все остальные тоже выше всех похвал! (кроме меня разумеется)
  23. 0
    26 июня 2016 06:29
    Спасибо, очень интересно.
  24. +1
    26 июня 2016 09:22
    «Основа», но постепенно на них распространился непонятный военный код «Вощина» — так называются тонкие восковые листы для пчелиных сотов.
    --------------------------------------
    ну почему "непонятный"? Вощина и есть основа,на которую наращиваются соты. А тягач,в свою очередь и является базой на которую можно навесить что хочешь От ракеты до цистерны.
  25. Комментарий был удален.
  26. 0
    27 июня 2016 06:03
    Цитата: Штык
    Очень сильно вынесена вперед кабина, интересно, как там чувствовал себя экипаж на пересеченной местности, по идее болтать должно не хило да и на проходимости должно сказаться отрицательно. А вот при подрыве на мине, в такой компоновке плюс.


    За то манёвренность повышается и снижается масса шасси: можно сократить длину тяжёлой рамы, приводов и т.д.
  27. +3
    27 июня 2016 20:25
    Продолжение.
    Вторая неточность в статье – это следующая история, в изложении Е.Кочнева, связанна с длиннобазными шасси БАЗ-69502 и БАЗ-6954.
    На самом деле это несколько другая история и началась она на год раньше.
    В марте 1989 г, когда я ушёл в отпуск, случился весьма нехороший в истории завода, да даже и страны в целом крутой перелом – были устроены т.н. «демократические выборы» главного конструктора. Кстати, из-за них, в знак протеста, и ушёл тогда со своей должности выдающийся конструктор нашей страны, Непобедимый Сергей Павлович, создатель различных комплексов вооружений, в том числе и уникальных – ОТР «Точка», «Точка-У», знаменитая «Ока», а также и комплексов, не попавших в серийное производство – «Ока-М», «Ока-У» и «Волга», размещённых на различных шасси высокой проходимости производства БАЗ, что случилось из-за подписанного чуть ранее договора, между Горбачёвым и Рейганом. Непобедимый С.П. был также идейным вдохновителем начала работ по созданию комплекса «Искандер»).
    В результате этих выборов, коллектив, состоящий в большем процентном отношении из представительниц прекрасного пола, выбрал нового главного конструктора – начальника КБ рам и кузовов Трусова В.П.
    В это же время ген. директор БАЗа Гросс В.И., депутат Верховного совета СССР, для спасения завода, попавшего в жесточайшую ситуацию, из-за практически полного отсутствия госзаказов, для спасения 17-тысячного коллектива завода, взялся за предложенный ему в Москве проект производства 1,5 тонного автофургона, который из-за событий в Нагорном Карабахе «повис в воздухе». В связи с этим фактом в конструкторском отделе началась коренная его реорганизация, а точнее деления коллектива пополам, что в итоге и привело к практически полному развалу всей работы коллектива.
    Так вот, вернувшись из отпуска в середине апреля и, написав заявление, я стал начальником КБ во вновь появившемся на заводе конструкторско-технологическом центре, начальником которого был назначен мой непосредственный начальник – Лёвкин В.И. Однако проработать мне там практически сразу же не дали, т.к. именно в эти же дни на БАЗ поступил заказ из ЦКБ «Титан» на разработку шасси, которым в итоге стало «… длиннобазное шасси БАЗ-69502, ставшее последней новой разработкой СКБ, выполненной в советское время…». В связи с тем, что в результате т.н. «реформ» практически полностью была развалена работа в КБ ПП, мне была поручено срочно разработать «…принципиально новую закрытую 4-местную каркасно-металлическую кабину… с повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и двумя люками в крыше для посадки и высадки экипажа…». Сроки мне были отведены весьма сжатые, т.к. на середину августа уже была запланирована моя командировка в Англию, на фирму, которая разрабатывала для завода 1,5-тонный автофургон...
  28. +3
    27 июня 2016 20:25
    ...В связи со сжатыми сроками и было принято решение первую кабину делать с люками, т.к. разработка двери со столь жёсткими требованиями заказчика, отодвигала бы на длительный срок появление первого опытного образца и соответственно испытания перспективного комплекса.
    Так что брать мне было нечего «… от модели БАЗ-6954…», как указано в статье автора, т.к. она появилась намного позже… Что касается заявления автора, что «…Шасси планировалось использовать как сухопутный вариант СПУ комплекса «Ока» и установку 9П76 для перспективной системы «Искандер»…», возможно, что были и такие планы, однако я работал в тесном контакте с конструкторами из Волгограда именно для «Искандера».
    Могу ещё добавить к этому вопросу следующее – некоторые технические решения, которые я заложил в компоновке этой кабины, увы, не были реализованы в металле.
    Например, экраны гамма-защиты, для защиты экипажа спереди, которые на фото видно, что закреплены на бампере, я «прятал» под передним капотом кабины и крепил непосредственно к каркасу кабины, что же касается накладок установленных сразу же за кабиной до мотоотсека, то это уже было сделано вопреки моим предложениям. Первое решение, реализованное без меня, ухудшило защиту экипажа, так как по результатам испытаний были вынуждены выполнить большие проёмы для фар (т.к. свет от экранов отсвечивал назад и мешал водителю наблюдать за дорогой, а проём между кабиной и мотоотсеком я закладывал в конструкцию, чтобы осуществлять боковой забор воздуха для работы двухдвигательной силовой установки, а не сверху, как видно на фото.
    Эти нереализованные тогда решения были использованы только через несколько лет, но уже на новом семействе СКШТ двойного назначения в ОКР «Вощина-1», но это уже совсем другая история…
  29. +1
    29 июня 2016 22:51
    Спасибо за поправки,весьма интересна и статья и ваши уточнения