Инженерный танк Churchill AVRE (Канада-Великобритания)

20
Во время Второй мировой войны на вооружении британской армии состояло большое количество разнообразной бронетехники, разработанной на базе тяжелого пехотного танка Mk.IV Churchill. Среди прочих образцов строились различные машины для инженерных войск. Одним из самых интересных вариантов подобного применения танков стал проект Churchill AVRE. Этот инженерный танк мог выполнять основные задачи по обеспечению работы войск, а также атаковать те или иные цели.

Главной предпосылкой к созданию очередного проекта модернизации тяжелого танка в интересах инженерных войск стала битва за Дьепп. К ходе этого сражения саперы наступающих войск столкнулись с серьезными проблемами разного рода. Среди прочего, возникла проблема с доставкой подрывных зарядов к различным заграждениям и прочим объектам. Под плотным огнем противника бойцы не могли установить взрывчатку, из-за чего заграждения оставались на своих местах и не давали войскам продвигаться вперед. В том числе и по этой причине морской десант потерпел поражение.

После отступления Великобритания и Канада начали изучать опыт сражения и делать необходимые выводы. Так, канадские военные приняли решение заняться разработкой нового образца бронетехники, который мог бы защитить бойцов от огня противника, а также решить различные задачи, стоящие перед инженерными войсками. Было предложено взять за основу один из существующих танков с высоким уровнем защиты и оснастить его рядом специального оборудования, а также новым вооружением. В качестве основы для такой инженерной машины выбрали пехотный танк Churchill модификации Mk.III.

Инженерный танк Churchill AVRE (Канада-Великобритания)
Общий вид музейного инженерного танка Churchill AVRE. Фото Tankmuseum.org


Пройдя модернизацию, танк «Черчилль» должен был превращаться в «Бронированную машину королевских саперов» – Armoured Vehicle Royal Engineers или AVRE. Полное название инженерного танка выглядело как Churchill AVRE.

Главными требованиями к машине, используемой в качестве базы для инженерного танка, были высокий уровень защиты и возможность адаптации к решению различных специальных задач. Тяжелый пехотный танк Churchill отвечал этим требованиям. Он отличался сравнительно толстым бронированием, в базовых версиях нес достаточно мощное оружие, а также имел приемлемые характеристики подвижности. Таким образом, его можно было оснастить новым специальным оборудованием.

Защита лобовой части корпуса танка «Черчилль» возлагалась на несколько броневых листов толщиной до 102 мм. Вертикальные борта имели толщину 76 мм, а в корме помещался 64-мм бронелист. В модификации Mk.III была внедрена сварная башня, состоявшая из нескольких деталей толщиной до 76 мм. Сверху корпус и башня защищались крышами толщиной до 20 мм. При таком бронировании танки могли выдерживать обстрел различных артиллерийских систем без риска поражения. С учетом необходимости работы военных инженеров в непосредственной близости от позиций противника броня толщиной до 102 мм была важнейшим элементом машины.

Серийные танки оснащались карбюраторными двигателями мощностью до 350 л.с. При массе машины до 40 т такая силовая установка обеспечивала приемлемые значения удельной мощности. Имелась возможность перемещения по шоссе со скоростью до 25 км/ч и с меньшими скоростями по пересеченной местности. При этом танк мог оснащаться дополнительными средствами в виде тралов, матов, фашин и т.д. Эти возможности самым активным образом планировалось использовать при эксплуатации танков Churchill AVRE.


Орудие Petard. Фото Armourinfocus.co.uk


Характерной чертой танков Churchill была ходовая часть необычной конструкции. Гусеница была увеличена таким образом, что охватывала бортовые ниши корпуса, увеличивая размеры внутреннего объема. На каждом борту корпуса имелось по 11 сдвоенных опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской. В передней части корпуса располагались направляющие колеса, в корме – ведущие. Поддерживающие ролики отсутствовали, поскольку вместо них применялись специальные направляющие на верхней части бортовых ниш.

В модификации Mk.III танк Churchill лишился орудия в лобовом листе корпуса, вместо которого предлагалось устанавливать пулемет винтовочного калибра. Одновременно с этим в башне устанавливалась 57-мм пушка QF 6 pounder Mk III и спаренный с ней пулемет. Подобное оружие позволяло решать исходные «танковые» орудия, однако оно не было пригодно для использования машины в качестве инженерного танка. Было решено отказаться от штатного вооружения танка и заменить его новой системой.

Одним из главных требований к инженерному танку Churchill AVRE была доставка подрывных зарядов к объектам противника. Авторы проекта из канадской армии решили обойтись без традиционной транспортировки зарядов по земле и использовать новое оригинальное решение. Теперь разрушать заграждения предлагалось наиболее очевидным путем – обстреливая их. Для этого базовый танк должен был лишаться штатного орудия и получать вместо него специальную систему в виде мортиры с требуемыми параметрами.


"Хлопушка", вид сверху. Видны механизмы качания ствола. Фото Armourinfocus.co.uk


Специально для инженерного танка было разработано крупнокалиберное короткоствольное орудие с условным обозначением Petard («Хлопушка»). Его предлагалось монтировать на штатных креплениях орудия и использовать для доставки подрывных зарядов путем обстрела. За счет крупного калибра и сравнительно больших размеров боеприпасов планировалось увеличить вес боезаряда.

Основным элементом мортиры «Хлопушка» был короткий ствол калибра 290 мм (6,5 дюйма). Длина ствола незначительно превышала продольный габарит используемого боеприпаса. Ствол не имел нарезов, на его внутренней поверхности имелось несколько прямых направляющих. Ствол шарнирно закреплялся на опоре, что позволяло ему качаться для выполнения заряжания. Ввиду сравнительно большого веса ствола и боеприпаса система креплений оснащалась пружиной, которая облегчала выполнение основных операций. Опора ствола имела плиту, выполнявшую функции затвора. Вся конструкция в сборе закреплялась на трубчатой опоре, уходившей внутрь башни через лобовую амбразуру. Там опора закреплялась на штатных системах установки орудия, которые сохраняли свою функциональность. Внутри опоры имелись системы воспламенения метательного заряда.

Благодаря максимальному использованию конструкций базового танка мортиру можно было наводить в любом направлении в горизонтальной плоскости путем поворота всей башни. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -8° до +15°. Управление вооружением осуществлялось с рабочих мест экипажа внутри башни.

Для мортиры Petard был разработан специальный боеприпас оригинальной конструкции. Он имел цилиндрический корпус с основным подрывным зарядом, к которому крепился цилиндрический стержень. На втором конце стержня располагался метательный заряд в цилиндрическом кожухе. Общий вес такого изделия составлял 40 фунтов (18,15 кг), предусматривался подрывной заряд массой 28 фунтов (12,7 кг). За характерный внешний вид боеприпас для мортиры получил неофициальное название Flying Dustbin – «Летающая урна для мусора».


Обслуживание орудия. Справа от солдата - боеприпас для мортиры (стоит хвостовиком вверх). Фото Wikimedia Commons


В габариты боеприпаса не удалось вписать крупный и тяжелый метательный заряд, из-за чего дальность стрельбы не превышала нескольких десятков метров. При оптимальном угле возвышения ствола мортира Petard могла забросить «Летающую урну» лишь на 73 м. Тем не менее, это было достаточно для решения основных задач инженерного танка. В условиях поля боя экипаж мог рассчитывать на защиту толстой и мощной брони.

Использование «Хлопушки» выглядело следующим образом. Приближаясь к цели, экипаж инженерного танка должен был готовить орудие к выстрелу. Для этого по команде наводчика происходила расцепка ствола и его опоры, после чего он поворачивался на оси, задирая дуло вверх. После этого помощник водителя мог открыть свой люк в крыше и вставить в ствол боеприпас. В ходе перезарядки помощник водителя почти не рисковал: за пределами бронекорпуса на небольшое время оказывались только его руки. После заряжания подавалась новая команда механизмам, и те поворачивали ствол в боевое положение, фиксируя его замками. Следует отметить, в некоторых источниках орудие Petard именуется дульнозарядным, однако досылание боеприпаса производилось при повернутом стволе через его казенный срез.

После завершения подготовки к выстрелу наводчик мог выставить нужные углы горизонтальной и вертикальной наводки, а затем произвести выстрел. Изделие Flying Dustbin улетало к цели полностью, не оставляя гильзы. После выстрела экипаж мог перезарядить мортиру и атаковать новое заграждение противника.


Солдаты с "Летающей урной". Фото Forum.valka.cz


Благодаря сравнительно большим размерам боевого отделения базового танка авторам проекта Churchill AVRE удалось разместить внутри корпуса укладки на 31 выстрел для мортиры. Все операции с боеприпасами можно было осуществлять под прикрытием бронекорпуса, без каких-либо серьезных рисков.

Дополнительным оружием инженерного танка был единственный пулемет BESA или Bren винтовочного калибра. Ввиду демонтажа стандартного орудия это оружие располагалось только на установке в лобовом листе корпуса. Управлять этим пулеметом должен был помощник водителя.

По причине отсутствия значительных изменений конструкции корпуса или иных агрегатов инженерный танк должен был сохранить габариты и вес на уровне базовой бронемашины. Общая длина составляла 7,67 м, ширина – 3,25 м, высота – 2,8 м. Боевая масса не превышала 37,65 т. Таким образом, Churchill AVRE был даже немного легче стандартного танка. При этом характеристики подвижности и другие параметры двух образцов находились на одном и том же уровне. Управлять танком должен был экипаж из шести человек. Среди прочих, в составе экипажа присутствовал специалист-минер, отвечавший за применение мортиры, а также командовавший саперами при использовании других подрывных зарядов.

Основной задачей инженерного танка Churchill AVRE было разрушение заграждений и укреплений противника на поле боя. При этом машина могла использовать различное дополнительное оборудование. Имелась возможность установки тралов типа CIRD, транспортировки фашин, легких мостов и т.д. Таким образом, установив легкий мост или закрыв ров иными средствами, танк мог продолжать движение, ведя обстрел мешающих наступлению объектов.


Боевая машина на фронте. Фото Forum.valka.cz


В течение 1943 года канадские специалисты завершили разработку нового проекта, после чего собрали опытный образец новой техники и испытали его. Инженерный танк Churchill AVRE был рекомендован к принятию на вооружение и к развертыванию серийного производства. Было решено отказаться от строительства подобной техники с нуля. В качестве основы для машин инженерных войск следовало использовать серийные танки соответствующих модификаций, проходящие ремонт. Изначально бронемашины для саперов строились на основе пехотных танков «Черчилль» модификации Mk.III. Последние серии такой техники имели в своей основе машины версии Mk.IV.

К моменту высадки союзников в Нормандии в составе канадской армии имелось 180 инженерных танков Churchill AVRE. В ходе высадки морского десанта 6 июня 1944 года эта техника прекрасно показала себя, выполняя различные задачи. При помощи тех или иных средств модернизированные танки помогали двигаться другой технике, а также обстреливали укрепления и заграждения противника с небольших дистанций, пользуясь имеющейся мощной броней. По результатам первого применения было принято решение о продолжении сборки инженерных танков. До конца войны в Европе в общей сложности было собрано 754 машины нового типа.

Любопытной особенностью эксплуатации серийных машин оказался подход к комплектованию экипажа. Так, пять членов экипажа являлись военнослужащими Корпуса королевских инженеров, а шестой, механик-водитель, числился за Королевским бронетанковым корпусом.


Churchill AVRE с дополнительным инженерным оборудованием. Фото Forum.valka.cz


До самого конца боев в Европе семи с половиной сотням инженерных танков канадской разработки не приходилось простаивать без дела. Противник всеми силами старался затруднить продвижение союзников теми или иными средствами, с которыми приходилось бороться экипажам машин Churchill AVRE. Часть танков была потеряна в ходе боев, однако большая часть такой техники успешно справилась с поставленными задачами и уничтожила значительное количество объектов противника.

После завершения Второй мировой войны британское и канадское командование решило не отказываться от имеющихся инженерных танков. Бронемашины «Черчилль» модификации AVRE оставались на вооружении до середины пятидесятых годов. Впоследствии их начали списывать и утилизировать по причине безнадежного устаревания базового шасси, а также из-за выработки ресурса. Списание имеющейся техники пытались компенсировать путем производства новых аналогичных машин на базе танков Churchill поздних модификаций. Такие работы позволили в некоторой мере продлить сроки эксплуатации имевшихся в строю инженерных танков.

Ввиду морального и физического устаревания, а также из-за появления более новых образцов с повышенными характеристиками со временем все Churchill AVRE были списаны. Большая часть этой техники отправилась на разделку, хотя нескольким машинам удалось дожить до наших дней. В настоящее время в нескольких музеях бронетанковой техники имеется ряд образцов подобных инженерных танков. К примеру, танк из музея в британском Бовингтоне, восстановленный в конце восьмидесятых годов, до сих пор на ходу и регулярно участвует в различных мероприятиях.


По материалам:
http://tankmuseum.org/
http://armourinfocus.co.uk/
http://forum.valka.cz/
Perrett, B.: Churchill Infantry Tank 1941-51, Osprey, 1993
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 июня 2016 06:40
    Довольно интересный способ зарядки орудия, высунулся, вставил, дослал, стрельнул. Не много не по себе, высовывать хотя бы только и руки.
    1. +2
      30 июня 2016 07:24
      Следует отметить, в некоторых источниках орудие Petard именуется дульнозарядным, однако досылание боеприпаса производилось при повернутом стволе через его казенный срез.
      Так и есть дульнозарядное орудие, какая разница какое досылание - если зарядить можно только со стороны дула.
  2. -1
    30 июня 2016 09:26
    А не проще было приехать к препятствию на ису-152? 102мм брони без рациональных углов тоже не ахти какая защита.
    1. +4
      30 июня 2016 09:58
      Ну откуда у них в Канаде ИСУ-152? Вот люди и изобретали что могли.
      1. +2
        30 июня 2016 10:17
        Цитата: mroy
        Ну откуда у них в Канаде ИСУ-152? Вот люди и изобретали что могли.

        Проще подъехать на Тигре с мортирой. Была такая машина стреляющая турбореактивными ракетами. Можно было стрелять с одной стороны дома, практически вертикально, с тем чтобы снаряд упал с другой стороны.
        1. +1
          30 июня 2016 10:34
          Цитата: Бифитер
          Проще подъехать на Тигре с мортирой. Была такая машина стреляющая турбореактивными ракетами. Можно было стрелять с одной стороны дома, практически вертикально, с тем чтобы снаряд упал с другой стороны.


          ИМХО "Штурмтигр" это уже ближе к "вундерваффе", как принято говорить "плод сумрачного тевтонского гения". Появился поздно, по назначению применялся только один раз в Варшаве, унаследовал все болячки базовой машины, добавив к ним еще и дополнительные 10 тонн веса. Да и 18 штук никакого влияния на ситуацию на фронтах не оказали. Хотя штуковина безусловно интересная.
          А вот СУ/ИСУ-152 и Черчили AVRE свои задачи выполнили успешно.
          Хотя меньшая мощность 152мм снаряда давала себя знать, Красной Армии приходилось использовать гаубицы Б-4 на прямой наводке, а у тех броневой защиты не было совсем.
          1. +1
            30 июня 2016 12:51
            Цитата: mroy
            Хотя меньшая мощность 152мм снаряда давала себя знать, Красной Армии приходилось использовать гаубицы Б-4 на прямой наводке, а у тех броневой защиты не было совсем.

            У Пашолока в книге по СУ-152 описано - сколько раз пытались поставить 203-мм орудие на танковое шасси. ИЧХ, несколько раз это даже получилось.

            Проблема была в том, что при установке 203-мм орудия в закрытую рубку штурмСАУ приходилось жертвовать баллистикой (иначе возникали проблемы с откатом и массой системы/динамическими нагрузками при стрельбе). В результате, 203-мм орудие низкой баллистики начинало уступать МЛ-20С по важнейшему для штурСАУ критерию - бетонопробиваемости. И военные отказывались от такой САУ, поскольку у них уже была СУ-152, которая могла поражать цели, недоступные для 203-мм низкой баллистики.
            Варианты же с открытой установкой полноценных 203-мм гаубиц (в том числе С-51) регулярно увязали в межведомственных разборках (между танкистами и артиллеристами - чья это будет САУ). Кроме того, в подобных САУ военных не устраивали большие габариты, малый возимый БК и практически отсутствующая защита расчёта.
    2. +2
      30 июня 2016 10:15
      Цитата: demiurg
      А не проще было приехать к препятствию на ису-152?

      А зачем на ИСУ-152 подъезжать к препятствию? МЛ-20С и с 300-400 м неплохо отработает. smile
  3. +1
    30 июня 2016 10:21
    Цитата: mroy
    Ну откуда у них в Канаде ИСУ-152? Вот люди и изобретали что могли.

    Да я понимаю что ису им не кто бы не дал, нефик баловать, смысл в том, что сварганили бы рубку на черчилле, запихали нормальную бабаху, и получился бы более универсальный вариант.

    Цитата: Alexey RA
    Цитата: demiurg
    А не проще было приехать к препятствию на ису-152?

    А зачем на ИСУ-152 подъезжать к препятствию? МЛ-20С и с 300-400 м неплохо отработает. smile

    При снаряде в 42кг, можно просто в зону прямой видимости.
    1. +2
      30 июня 2016 10:47
      Цитата: demiurg
      Да я понимаю что ису им не кто бы не дал, нефик баловать, смысл в том, что сварганили бы рубку на черчилле, запихали нормальную бабаху, и получился бы более универсальный вариант.


      Это не британский путь - у них вообще танковая мысль в этот период шла такими зигзагами, что диву даешься: то TOG выдадут, то "Черепаху". В том же Черчилле изначально две пушки сделали, но вовремя спохватились и пушку из корпуса все-таки сняли.
      1. +2
        30 июня 2016 13:15
        Цитата: mroy
        Это не британский путь - у них вообще танковая мысль в этот период шла такими зигзагами, что диву даешься: то TOG выдадут, то "Черепаху". В том же Черчилле изначально две пушки сделали, но вовремя спохватились и пушку из корпуса все-таки сняли.

        А ведь были ещё австралийцы (гусары, молчать про "Сентинел"! smile ).
        Эти жители страны вечнопрыгающих кенгуру для тех же самых целей, что и лайми с их инженерным "Черчиллем", умудрились создать "Матильду Хеджехог", установив в кормовой части обычной "моти" 7-ствольный бомбомёт, кидавшийся 29-кг бомбами (14-16 кг ВВ). При этом, несмотря на наличие 7 стволов, одновременно могли стрелять только 6 - ибо при любом угле поворота башни её радиоантенна оказывалась на траектории полёта одной из бомб.
  4. 0
    30 июня 2016 11:32
    Цитата: mroy


    ИМХО "Штурмтигр" это уже ближе к "вундерваффе", как принято говорить "плод сумрачного тевтонского гения". Появился поздно, по назначению применялся только один раз в Варшаве, унаследовал все болячки базовой машины, добавив к ним еще и дополнительные 10 тонн веса. Да и 18 штук никакого влияния на ситуацию на фронтах не оказали. Хотя штуковина безусловно интересная.
    А вот СУ/ИСУ-152 и Черчили AVRE свои задачи выполнили успешно.
    Хотя меньшая мощность 152мм снаряда давала себя знать, Красной Армии приходилось использовать гаубицы Б-4 на прямой наводке, а у тех броневой защиты не было совсем.

    При таком раскладе наш КВ-2 тоже еще та "вафля" и недостатки унаследовал, и использовался совсем не так как это видели при проектировании -но при этом никто не говорит о "сумрачном совецком танкостроении" wink
    1. +1
      30 июня 2016 14:24
      Вы почитайте про КВ-3, КВ-4 и КВ-5 - там такой глухой сумрак, что слава инженерному богу, что это не попало к нам на вооружение. У нас смогли остановиться, а вот англичане и немцы со своими Маусами понеслись по пути вундервафель.
      1. +3
        30 июня 2016 16:44
        Цитата: Лесной
        Вы почитайте про КВ-3, КВ-4 и КВ-5 - там такой глухой сумрак, что слава инженерному богу, что это не попало к нам на вооружение.

        Судя по истории Т-150 и Т-220, линейка предвоенных ТТ остановилась бы на КВ-3. Все остальные разработки тяжёлых танков вряд ли попали бы на вооружение, оставшись опытными моделями - ибо ЛКЗ хватило бы геморроя с доводкой КВ-3.
      2. 0
        1 июля 2016 10:32
        Цитата: Лесной
        Вы почитайте про КВ-3, КВ-4 и КВ-5 - там такой глухой сумрак, что слава инженерному богу, что это не попало к нам на вооружение. У нас смогли остановиться, а вот англичане и немцы со своими Маусами понеслись по пути вундервафель.


        Если бы война не началась, может быть и сделали бы. Разведка настаивала на уже начавшейся в Германии разработке новых мощных тяжелых танков.
        1. 0
          1 июля 2016 17:45
          Цитата: mroy
          Разведка настаивала на уже начавшейся в Германии разработке новых мощных тяжелых танков.

          Хе-хе-хе... вообще-то, разведка настаивала на существовании в Германии серийных тяжёлых танков, производящихся на заводах оккупированной Чехословакии и Франции. Танки эти, по данным разведки, состояли на вооружении тяжёлых танковых дивизий вермахта.
          И эти данные разведки были отражены в серьёзном документе: "Доклад начальника ГАБТУ КА об организации, вооружении и средствах борьбы БТ и МВ КА и иностранных армий" от 21.05.1941 г.

          Впрочем, работы по ТТ в Германии велись аж с 1938 года. И 26.05.1941 г., за месяц до начала войны с СССР, немцы наконец-то утвердили окончательное ТЗ на будущий "Тигр", а также выдали заказ Порше и Хеншелю: каждому заказали по 3 опытных и 100 предсерийных машин.
    2. +1
      30 июня 2016 16:32
      КВ-2 это по сути эрзац самоходка, благо хоть их немного сделали...
      1. +2
        30 июня 2016 16:50
        Цитата: faiver
        КВ-2 это по сути эрзац самоходка, благо хоть их немного сделали...

        Наоборот: самоходки с их невращающимися рубками - это эрзац-арттанки. smile
    3. 0
      1 июля 2016 10:19
      Цитата: BORMAN82
      При таком раскладе наш КВ-2 тоже еще та "вафля" и недостатки унаследовал, и использовался совсем не так как это видели при проектировании -но при этом никто не говорит о "сумрачном совецком танкостроении"


      Потому и был снят с производства в июле 41го. А немцы наоборот, упорствовали в своих заблуждениях
      1. 0
        2 августа 2021 14:02
        Некоторые источники утверждают, что КВ-2 был снят с производства не потому, что неудачный или не соответствовал каким-то требованиям, а ввиду того, что одна из ключевых деталей, применявшихся для подвеса орудия, ввиду технологических особенностей выпускалась только на одном заводе, который оказался на оккупированной территории еще в начале войны, а ЛКЗ не видел необходимости в создании складских запасов - как только они исчерпались, так и производство прекратилось, а возобновлять выпуск комплектующих где-то еще посчитали нецелесообразным.
  5. 0
    4 июля 2016 10:49
    какая интересная машина