Тяжелый танк Henschel VK 3001(H), Германия

4
В конце тридцатых годов немецкая фирма Henschel по заказу армии разработала два проекта тяжелых «танков прорыва» Durchbruchwagen. Проекты DW I и DW II дошли до испытаний и показали, какие идеи инженеров имели перспективы, а от каких следовало отказаться. При этом оба танка прорыва в существующем виде не представляли интереса для войск, что привело к необходимости дальнейшего развития этой техники. Следующим шагом к созданию серийного тяжелого танка стал проект VK 3001(H), разработку которого доверили все тем же специалистам из компании «Хеншель».

Заказ на разработку нового проекта был размещен в сентябре 1939 года, буквально через несколько дней после начала боевых действий в Европе. В соответствии с техническим заданием, перспективный тяжелый танк должен был иметь боевую массу на уровне 30 т. Требовалось оснастить машину усиленным в сравнении с DW I и DW II бронированием, а также 75-мм нарезной танковой пушкой. Кроме того, следовало изучить возможность применения вооружения большего калибра, вплоть до 105 мм. Также планировалось переработать различные агрегаты машины с целью получения улучшенных характеристик.

Название нового проекта было образовано с учетом требуемой боевой массы (30 т), порядкового номера разработки такого класса и фирмы-подрядчика. В результате соединения всех этих данных появилось название VK 3001(H). Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что в отношении этого проекта также применялось название Panzerkampfwagen VI, так и не ставшее официальным, а в дальнейшем перешедшее к другой бронемашине.

Тяжелый танк Henschel VK 3001(H), Германия
Прототип VK 3001(H) на испытаниях. Фото Ost-front.ru


К моменту получения заказа на проект VK 3001(H) фирма Henschel уже вела работы по дальнейшему развитию «Танка прорыва». Проект DW III находился на ранних стадиях и был далек от завершения и строительства прототипа. Тем не менее, инженеры посчитали неразумным прекращать работы ввиду появления нового заказа. В результате имеющиеся наработки по Durchbruchwagen III стали основой для нового тяжелого танка VK 3001(H). Фактически предлагалось оставить без изменений большую часть существующего проекта, а также изменить ряд узлов и агрегатов. Завершив таким образом разработку имеющегося проекта, компания-подрядчик планировала в самом ближайшем будущем представить заказчику требуемую бронемашину.

Проект VK 3001(H) основывался на существующей разработке, что привело к сохранению основных черт техники. В частности, имело место значительное сходство с точки зрения конструкции броневого корпуса и размещения основных агрегатов. Одновременно с этим планировалось использовать иные элементы силовой установки, новую ходовую часть, а также разработать вариант танка с усиленным вооружением увеличенного калибра.

Было решено использовать отработанную и проверенную предыдущими проектами форму корпуса с несколькими прямолинейными лобовыми листами, расположенными под разными углами друг к другу. Лобовая часть нового танка имела традиционную для немецких бронемашин того времени форму с вертикальным верхним листом, в котором находились смотровые приборы. Лобовые листы корпуса должны были иметь толщину от 35 до 50 мм. Сзади к лобовым листам крепились вертикальные борта толщиной 50 мм. Защита кормовой проекции так же возлагалась на 50-мм броню. Крыша и днище танка должны были выполняться из брони толщиной до 20 мм.

В проекте VK 3001(H) было решено использовать новую башню с соответствующим уровнем защиты. Ее конструкция основывалась на наработках по предыдущим проектам, однако броня башни должна была отличаться большей толщиной. Толщина лобовых листов башни достигала 50 мм. Борта и корма имели толщину 30 и 50 мм соответственно.

Танк сохранил классическую для немецкого танкостроения компоновку. В передней части корпуса, непосредственно под лобовыми листами корпуса, помещались агрегаты трансмиссии. Сразу за ними помещалось отделение управления, позади которого предусматривалось крупное боевое отделение. Корма традиционно отводилась под двигатель и его дополнительные агрегаты.


Схема тяжелого танка с башней и вооружением. Рисунок Aviarmor.net


В корме корпуса предлагалось размещать карбюраторный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. с воздушной системой охлаждения. При помощи карданного вала, проходящего над днищем через боевое отделение, двигатель соединялся с агрегатами механической трансмиссии. Трансмиссия на основе механической коробки передач имела шесть передач переднего хода и одну заднего.

В ходе испытаний двух прототипов танков Durchbruchwagen было установлено, что существующая конструкция ходовой части не в полной мере удовлетворяет требованиям. По этой причине для VK 3001(H) был разработан новый вариант подвески и опорных катков. Теперь на каждом борту корпуса предлагалось устанавливать по семь сдвоенных опорных катков среднего диаметра, оснащенных резиновыми бандажами. Катки монтировались на индивидуальной торсионной подвеске и размещались в шахматном порядке. При этом во внутреннем ряду находилось четыре катка, во внешнем – три.

Были сохранены традиционные передние ведущие колеса и кормовые направляющие. В средней части борта имелось три поддерживающих ролика для верхней ветви гусеницы. Ширина металлической гусеницы выросла до 520 мм, однако по-прежнему использовалось цевочное зацепление. Все использованные изменения ходовой части и гусеничного движителя были связаны с требуемым ростом боевой массы и соответствующим изменением удельной нагрузки на опорную поверхность.

В базовом варианте проекта VK 3001(H) предлагалось использовать броневую башню, созданную на основе агрегата среднего танка Pz.Kpfw.IV, но имеющую усиленное бронирование. В башне должно было размещаться 75-мм орудие и спаренный пулемет. Основным оружием танка предлагалось сделать танковую пушку 7,5 cm KwK 37 со стволом длиной 24 калибра. При помощи ручных приводов наведения орудие можно было наводить по вертикали в пределах от -10° до +20°. Горизонтальная наводка была круговой и обеспечивалась путем поворота всей башни. Пушка должна была наводиться при помощи телескопического прицела TZF9.


Прототип на испытаниях. Фото Ost-front.ru


Дополнительное вооружение перспективного танка состояло из двух пулеметов MG 34 калибра 7,92 мм. Один из них монтировался на орудийной установке и наводился вместе с пушкой. В лобовом листе корпуса предлагалось монтировать стандартную пулеметную установку с ограниченными углами наведения.

По некоторым данным, размеры боевого отделения позволяли разместить внутри танка укладки для размещения до 80-90 снарядов основного орудия калибра 75 мм и свыше 4000 патронов для пулеметов.

Также разрабатывался вариант увеличенной башни, в которой должна была располагаться перспективная пушка калибра 105 мм. Требуемое орудие на тот момент отсутствовало, однако планы по перевооружению разрабатываемого танка уже рассматривались всерьез. Башня для 105-мм пушки должна была иметь соответствующие габариты, а также оснащаться всей необходимой аппаратурой.

Управлять новым тяжелым танком должен был экипаж, состоящий из пяти человек. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Водитель и радист располагали смотровыми приборами в лобовом и бортовом листах корпуса. Для посадки в машину они должны были использовать собственные люки в крыше.

В башне размещались наводчик, командир и заряжающий. Их рабочие места оснащались смотровыми приборами в бортах и крыше башни. Кроме того, в башне имелся набор люков для доступа в боевое отделение. На рабочем месте командира, помещенном у левого борта башни, имелась дополнительная башенка небольшой высоты с набором смотровых приборов для наблюдения за всем окружающим пространством.


Прототип с имитатором башни, оснащенным рубкой. Фото Aviarmor.net


Переделка имевшегося проекта DW III позволила выполнить имевшиеся требования по габаритам и весу перспективной машины. При этом, однако, боевая масса тяжелого танка VK 3001(H) достигла 32 т – немного больше установленной техническим заданием. Длина машины без учета орудия составляла 5,81 м, ширина – 3,16 м, полная высота – 2,57 м, высота по корпусу – 1,83 м.

К началу 1940 года фирма Henschel завершила разработку проекта VK 3001(H), что позволило приступить к строительству опытной машины, которой предстояло выйти на испытания. Весной того же года заводом «Хеншель» была выполнена сборка бронемашины. При этом, однако, на испытания вышло только шасси с броневым корпусом. Башня новой конструкции еще не была готова, а кроме того, отсутствовала необходимость в ее использовании. По этой причине на полигон отправили шасси, на крыше которого имелись бетонные блоки, являвшиеся весовым имитатором башни.

Интересно, что на имеющихся фотографиях прототипов VK 3001(H) присутствуют два варианта имитатора. В первом случае на крыше корпуса располагались несколько бетонных колец требуемого веса, во втором – на кольцах дополнительно помещалась небольшая рубка с окнами в бортах и люком в крыше. Такое оснащение позволяло специалистам наблюдать за испытаниями, находясь в новой машине, но будучи защищенными от внешних воздействий.

Испытания опытного танка продолжались до лета 1940 года. Машина развивала скорость до 35 км/ч и демонстрировала запас хода на уровне 150 км. Подобные параметры соответствовали исходному техническому заданию, что позволяло рассчитывать на продолжение работ и дальнейшее принятие тяжелого танка на вооружение. С точки зрения подвижности новая бронемашина немного уступала существующим образцам, однако имела значительные преимущества в защите, а также могла превосходить их по огневой мощи. Таким образом, по совокупности характеристик танк VK 3001(H) представлял интерес для войск.


Испытания танкового шасси в варианте инженерной машины с отвалом. Фото Ost-front.ru


По результатам испытаний было принято решение о строительстве предсерийной партии новых танков. Следовало ликвидировать выявленные недостатки конструкции, а затем построить по обновленному проекту восемь бронемашин. Кроме того, было заказано производство 12 башен с 75-мм танковыми пушками. Технику новой партии планировалось использовать в полигонных и войсковых испытаниях. Кроме того, она должна была стать эталоном для будущих серийных тяжелых танков новой модели.

Первый предсерийный танк VK 3001(H) построили к маю 1941 года. Вскоре после этого было решено отказаться от дальнейшей сборки этой техники, хотя часть уже начатых машин следовало достроить. Два таких шасси в исходной комплектации были переданы заказчику в октябре 41-го. После этого новые образцы тяжелого танка не строились. К моменту прекращения строительства фирмой Krupp, привлеченной к проекту на правах субподрядчика, было собрано 12 башен новой конструкции с пушками калибра 75 мм. При этом готовые башни не устанавливались на имеющиеся шасси. Вместо них бронемашины получили весовые имитаторы разной конструкции.

Уже в конце весны 1941 года армия решила отказаться от дальнейшего развития проекта VK 3001(H). Эта машина по своим характеристикам и по общим показателям заметно уступала более новому танку VK 3601. Как следствие, продолжение разработки имеющегося проекта посчитали нецелесообразным. Строительство было прекращено еще на стадии сборки предсерийной партии. Об эксплуатации перспективных тяжелых танков в войсках речи уже не шло.

Несмотря на закрытие проекта ввиду отсутствия перспектив, немецкая армия все же привлекла три построенных шасси к некоторым работам. В частности, эта техника использовалась в сравнительных испытаниях, в ходе которых «противостояла» более новым танкам VK 3601 и VK 4501(H). Естественно, более новые танки показали лучшие характеристики и победили в неофициальном соревновании. Следует отметить, что результатом проекта VK 4501(H) стал серийный тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger. Таким образом, весной 1941 года заказчик сделал правильный выбор, отказавшись от имеющегося проекта.


Результат работы "бульдозера". Фото Aviarmor.net


Один из четырех образцов шасси VK 3001(H) в дальнейшем стал опытной машиной и привлекался к проведению различных исследований, испытаний и т.д. Эксплуатация этого образца продолжалась до самого конца войны. Его применяли в качестве шасси для новых экспериментальных образцов бронетехники, в первую очередь вспомогательного назначения. Остальные танковые шасси были переданы одной из танковых школ, где использовались в качестве средства обучения механиков-водителей.

До решения о прекращении производства новых танков фирма «Крупп» успела собрать дюжину башен с вооружением. Половина этих изделий была отправлена в Западную Европу для использования при строительстве укреплений Атлантического вала. Башни и боевые отделения танков должны были монтироваться на укреплениях и использоваться для противодействия возможному нападению противника.

В мае 1941 года, вскоре после принятия решения о прекращении работ по проекту VK 3001(H), немецкое командование приказало начать разработку новых самоходных артиллерийских установок с орудиями калибров 105 и 128 мм. Фирмой Rheinmetall-Borsig был предложен проект САУ с 128-мм длинноствольной пушкой 12,8 cm PaK 40. В качестве носителя этого орудия было предложено самоходное шасси на базе тяжелого танка VK 3001(H). Фирма «Хеншель» согласилась представить коллегам недостроенные образцы шасси, которые планировалось использовать при сборке самоходок.

В рамках проекта с условным обозначением 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK 3001(H) была увеличена длина шасси, что компенсировалось добавлением одной пары опорных катков. В корме корпуса располагалась рубка с орудием требуемого типа. Фирмой Henschel были предоставлены два недостроенных шасси, которые вскоре стали базой для новых самоходок. Эту технику представили на испытания в начале 1942 года. Две машины получили имена Max и Moritz, в честь героев известной назидательной поэмы. После прохождения всех испытаний боевые машины были отправлены на фронт.


Единственный сохранившийся образец САУ Sturer Emil. Фото Wikimedia Commons


Самоходки, получившие от солдат общее прозвище Sturer Emil («Упрямый Эмиль»), дошли до Сталинграда, где одна из них была повреждена и после этого брошена экипажем. САУ стала трофеем Красной армии, а позже превратилась в музейный экспонат. Сейчас эта машина хранится в Кубинке. Второй образец «Эмиля» весной 1944 года был разбит в ходе авиаудара.

Оставшиеся прототипы танкового шасси VK 3001(H) оказались немногим более удачливыми. Как минимум, одна такая машина была обнаружена войсками союзников после захвата завода Henschel, где находилась эта и другая техника. Специалисты стран-победителей изучили трофейную машину и сделали некоторые выводы. Ожидаемо обнаруженные шасси не смогли заинтересовать военных, поскольку успели безнадежно устареть и не имели перспектив даже по состоянию на середину 1941 года.

За ненадобностью почти все имевшиеся образцы техники семейства VK 3001(H) были утилизированы. До наших дней сохранилась только самоходка 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK 3001(H), хранящаяся в музее бронетанковой техники г. Кубинка.

Проект тяжелого танка VK 3001(H) фирмы Henschel разрабатывался одновременно с танком VK 3001(P), который создавался компанией Porsche. Обе эти машины прошли необходимые испытания, но не смогли заинтересовать армию. К моменту их выхода на испытания были созданы новые образцы аналогичной техники с большим потенциалом. В итоге в конце весны 1941 года проект 30-тонного тяжелого танка был закрыт ввиду отсутствия реальных перспектив. Вместо него следовало развивать более новую разработку – тяжелый танк VK 3601.


По материалам:
//achtungpanzer.com/
//aviarmor.net/
//armor.kiev.ua/
//ost-front.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 июля 2016 10:36
    В Кубинке эта САУ 12,8 1941 г. впечатляет, даже на фоне других противотанковых систем более позднего выпуска.
  2. +5
    4 июля 2016 11:27
    Да уж, Бронетанковый музей в Кубинке реально один из лучших в мире.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    4 июля 2016 17:43
    Цитата: Ратник2015
    Да уж, Бронетанковый музей в Кубинке реально один из лучших в мире.


    Еще бы технику всю восстановили до конца и внутри и снаружи...
  5. 0
    4 июля 2016 20:56
    Интересно, а с "Маусом" как дела продвигаются? И жаль, что "Крысу" мы никогда не увидим...