Тяжелый танк Porsche VK 4501(P), Германия

23
В середине 1941 года фирмой Porsche на испытания был представлен опытный тяжелый танк VK 3001(P) или Typ 100. Эта машина имела ряд характерных особенностей, отличавших ее от другой аналогичной техники немецкой разработки. Часть этих отличий оказала негативное влияние на проект в целом и привела к тому, что заказчик не пожелал запускать серийное производство новой техники. Кроме того, уже шла разработка нового варианта тяжелого танка под обозначением VK 4501(P).

В конце мая 1941 года немецкое командование в очередной раз пересмотрело требования к перспективному тяжелому танку. Опыт нескольких предыдущих проектов показал, что новая машина должна иметь еще более толстое бронирование и соответствующую боевую массу. При использовании брони толщиной до 100 мм танк должен был весить порядка 45 т. Также следовало использовать мощное орудие, способное пробивать до 100-150 мм брони на расстоянии порядка 1 км. В соответствии с этими требованиями была начата разработка двух проектов, известных под названием VK 4501.

К разработке новой бронемашины были привлечены две организации. Проект от фирмы Henschel получил обозначение VK 4501(H), от компании Porsche – VK 4501(P). В дальнейшем первый проект, имевший в названии литеру «H», получил одобрение заказчика, после чего новый танк пошел в серийное производство. Эта машина получила широкую известность под названием Pz.Kpfw.VI Tiger. Второй проект завершился менее удачно, с меньшим количеством построенной техники.

Тяжелый танк Porsche VK 4501(P), Германия
Опытный танк VK 4501(P) на испытаниях. Фото Rascarcapaco.blogspot.ru


На фирме Porsche новый проект получил собственное обозначение Typ 101. Кроме того, на разных этапах разработки применялись и иные названия. Использовались обозначения, отражающие боевую массу машины (VK 4501), порядковый номер в войсках (Pz.Kpfw.VI) и т.д. Большая часть переименований осуществлялась в соответствии с распоряжениями заказчика в лице армии.

В новом проекте предлагалось максимально широко использовать имеющиеся наработки с учетом обновленных требований к технике. Планировалось сохранить основные положения проекта, а также внести некоторые изменения в бронирование и комплекс вооружения. Это позволяло ускорить разработку проекта, но при этом выполнить имеющиеся требования. Подобный подход дал возможность сократить количество вновь разрабатываемых узлов и агрегатов.

Существующий корпус, созданный в рамках предыдущего проекта, получил усиленное бронирование. Его лобовая часть должна была собираться из листов толщиной до 100 мм, защита бортов и кормы возлагалась на 80-мм детали. В связи с изменением толщины брони пришлось изменить обводы лобовой части корпуса. Кроме того, была скорректирована конструкция верхней части корпуса, образовывавшей развитые надгусеничные ниши. Между верхней лобовой и бортовыми деталями имелись скошенные скулы. 25-мм горизонтальная крыша корпуса в кормовой части машины была соединена с наклонным листом.


Схема танка Tiger(P). Рисунок Rascarcapaco.blogspot.ru


Также в рамках проекта был разработан обновленный вариант башни, использовавшейся на тяжелом танке предыдущей версии. Башня имела вертикальный лобовой лист, а также оснащалась изогнутой деталью, выполнявшей функции бортов и кормы. По уровню защиты башня нового танка не отличалась от корпуса и состояла из листов толщиной до 100 мм.

Компоновка танка VK 4501(P) должна была полностью заимствоваться из предыдущего проекта. В передней части корпуса помещались агрегаты электрической трансмиссии и некоторые механические устройства, за которыми помещалось отделение управления. Центр корпуса вмещал боевое отделение, а силовая установка располагалась в корме.

Бронемашина типа VK 3001(P) оснащалась двумя бензиновыми двигателями мощностью по 210 л.с. Для компенсации роста боевой массы танк нуждался в более мощных двигателях. В рамках проекта VK 4501(P) был разработан новый карбюраторный двигатель Typ 101. От предшественника это изделие отличалось в полтора раза большим объемом и мощностью 310 л.с. Два новых двигателя должны были помещаться в кормовой части корпуса. Рядом с ними располагались два электрогенератора Siemens sGV 275/24 мощностью 275 кВт каждый. При помощи набора кабелей электроэнергия подавалась на электромоторы Siemens D1495a, помещенные в передней части корпуса. Через бортовые передачи электрические двигатели вращали передние ведущие колеса.

Перспективный тяжелый танк сохранил основные принципы управления, предложенные в предыдущем проекте. Механик-водитель мог изменять параметры работы двух бензиновых двигателей, однако основным средством управления был набор систем, позволявших изменять параметры тока, подаваемого на тяговые электродвигатели. Бензиновые двигатели при этом могли работать в одном и том же режиме.


Опытное шасси с весовым имитатором башни на испытаниях. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Ходовая часть с доработками заимствовалась у предыдущего танка. Было предложено использовать по шесть сдвоенных опорных катков большого диаметра на каждом борту. Авторы проекта отказались от использования резиновых бандажей, но сохранили общую архитектуру ходовой части. Катки блокировались попарно, а их тележки устанавливались на торсионах. Для экономии места внутри машины торсионы помещались снаружи, а также размещались вдоль корпуса. Ведущие колеса помещались в передней части шасси с заметным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса. Верхняя ветвь гусеницы лежала на опорных катках, не нуждаясь в поддерживающих роликах. Для танка VK 4501(З) было разработано два варианта гусениц. Изделие шириной 500 мм предназначалось для транспортировки техники по автомобильным и железным дорогам, а для эксплуатации в полевых условиях следовало применять 600-мм гусеницу.

Основное вооружение танка должно было помещаться во вращающейся башне. Изначально в качестве «главного калибра» предполагалось использовать перспективное 88-мм орудие. Расчеты показывали, что для такой танковой пушки необходимо увеличить размеры боевого отделения, а также довести диаметр погона до 2 м. Из-за специфической координации работы разных предприятий и заказчика появился заказ на разработку башни под погон меньшего диаметра, которая могла нести лишь 75-мм пушку. В дальнейшем проблемы с боевым отделением были решены, а заказчик и разработчик выбрали требуемый тип оружия.

Основным вооружением тяжелого танка «Тип 101» решили сделать танковую пушку 8,8 cm KwK 36 со стволом длиной 56 калибров. Это орудие соответствовало требованиям заказчика относительно боевых качеств, а также имело приемлемые габариты и могло быть установлено на перспективном танке. Пушку предлагалось комплектовать бинокулярным телескопическим прицелом и устанавливать на качающейся системе. С помощью приводов поворота башни обеспечивалось круговое горизонтальное наведение. Углы возвышения менялись от -9° до +18°.


Проверка шасси на пересеченной местности. Фото Aviarmor.net


На одной установке с орудием предлагалось монтировать спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. От второго пулемета в установке лобового листа корпуса изначально решили отказаться. Впоследствии установку корпуса все же ввели в проект. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик орудия, курсовым – стрелок-радист. Также в распоряжении экипажа могло иметься несколько пистолетов-пулеметов, используемых в качестве оружия самообороны.

За счет увеличения размеров корпуса и боевого отделения в танке удалось разместить достаточно крупные и объемные стеллажи для боеприпасов. Боекомплект 88-мм орудия мог состоять из 64 снарядов. Для использования с пулеметом предлагалось транспортировать свыше 4300 патронов. Также имелось место для перевозки шести магазинов к пистолетам-пулеметам с 192 патронами.

Экипаж танка VK 4501(P) / Typ 101 должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса располагались механик-водитель и радист. Они могли наблюдать за обстановкой при помощи люков в лобовом и скуловых листах корпуса. На их рабочих местах имелся набор всех необходимых органов управления. Так, водитель имел средства управления машиной, а радист располагал радиостанциями двух типов.


Изучение техники. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В башне имелись места для наводчика, командира и заряжающего. Командир мог вести наблюдение через набор смотровых приборов на собственной башенке. Аналогичными системами, но с меньшими углами обзора располагал заряжающий. Наводчик должен был использовать имеющийся на его месте прицел. В крыше башни и на башенке предусматривались два люка для доступа внутрь машины.

Интересной особенностью нового проекта была эргономика боевого отделения и необычный способ посадки экипажа на свои места. По ряду причин технического характера башня танка была максимально сдвинута вперед, из-за чего ее лобовая часть перекрывала крышу отделения управления, не позволяя оснастить ее люками. В результате весь экипаж танка должен был попадать внутрь машины только через два люка в крыше башни. Сначала в танк следовало садиться водителю и радисту, затем в него должны были забираться наводчик, командир и заряжающий. Высадку предлагалось производить в обратном порядке.

Рост защиты и огневой мощи привели к увеличению габаритов и боевой массы. Длина танка «Тип 101» по корпусу составляла 6,6 м, с учетом орудия – 9,34 м. Ширина достигла 3,4 м, высота – 2,8 м. Боевая масса значительно превысила требуемые 45 т и дошла до 57 т. При таком росте веса танк, по расчетам, должен был развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода не превышал 105-110 км.


Танк с башней на трассе. Фото Aviarmor.net


Предварительный вариант проекта VK 4501(P) был готов к концу июня 1941 года. Вскоре появился документ, оговаривавший график выполнения последующих работ. Также в этот период проекту присвоили дополнительное название Tiger. Впоследствии, во избежание путаницы с конкурирующим проектом фирмы Henschel, танк от «Порше» стали именовать Tiger(P). Также сохранялись имевшиеся обозначения. Подписанные документы помимо прочего оговаривали участие в проекте различных фирм-субподрядчиков, от которых требовалась поставка тех или иных комплектующих.

По имеющимся данным, к концу июля 41-го были подписаны несколько соглашений о поставке значительного количества комплектующих для новых танков. Так, в течение заданного периода фирма Krupp должна была собрать и отправить на сборку 100 корпусов и такое же количество башен для танка Tiger(P). В соответствии с этими контрактами и утвержденным планом, сотня новых бронемашин должна была отправиться заказчику с весны по осень 1942 года. Также существует распространенное мнение, согласно которому сборка первой крупной партии танков была запущена по самовольному решению Фердинанда Порше, однако оно противоречит иным сведениям.

Сборка броневых корпусов для танков VK 4501(P) стартовала в самом конце 1941 года. Производство таких изделий продолжалось до середины 42-го. Первые башни, в силу разных причин, были выпущены только в середине весны 1942 года, после чего удалось начать сборку опытных машин. Согласно имеющимся данным, в рамках первого заказа в общей сложности было построено не более 65 шасси и лишь 15 башен, из которых собрали только 10 опытных образцов.


Транспортировка VK 4501(P) по железной дороге. Фото Wiki.warthunder.ru


Первый опытный экземпляр перспективного тяжелого танка вышел на испытания в конце зимы 1942 года. Ввиду отсутствия требуемого боевого отделения было принято решение не оснащать имеющееся шасси башней, вместо которой следовало применять весовой имитатор. Шасси продемонстрировало не слишком высокие характеристики подвижности. Также имелись проблемы с работой отдельных агрегатов. Первый прототип плохо показал себя в ходе заводских испытаний, из-за чего был отправлен на доработку. Вместо него заказчику для испытаний представили следующую машину опытной партии в аналогичной комплектации.

К этому времени были выявлены недостатки отдельных элементов бронемашины. Так, двигатели нового типа имели недостаточную надежность и не выдерживали длительную работу на максимальной мощности, которая могла приводить к разрушению их деталей. Также разработчиков и заказчика не устроила конструкция башни, которую следовало улучшить. В течение мая 1942 года был сформирован объемный список необходимых изменений, которые следовало внести в те или иные узлы и агрегаты машины.

Изначально заказчик рассматривал тяжелый танк от фирмы Porsche в качестве фаворита имеющейся программы. Тем не менее, по мере проведения испытаний мнение специалистов армии менялось. Со временем более многообещающей разработкой стал считаться танк VK 4501(H). В начале июля 1942 года был составлен отчет о проведении совместных испытаний двух бронемашин, в котором отмечались преимущества танка Tiger(H). На доработку конкурирующей машины, по подсчетам специалистов, требовалось не менее года. Из-за этого ее посчитали непригодной к принятию на вооружение и серийному производству.


Танк с башней в поле. Фото Wikimedia Commons


К моменту окончания испытаний руководство нацистской Германии пришло к выводу о невозможности параллельного строительства двух тяжелых танков разных типов. Промышленность была загружена массой других заказов, из-за чего следовало сделать выбор. После появления отчета об испытаниях решение стало очевидным, однако дальнейшая судьба двух тяжелых танков должна была определиться при помощи дополнительных испытаний. В середине ноября состоялись сравнительные испытания двух танков, в ходе которых обе представленные машины показали не только преимущества, но и недостатки. Тем не менее, танк от «Хеншель» показал себя лучше, чем его конкурент.

Разработку фирмы Henschel решили поставить в серию, тогда как дальнейшее развитие проекта Typ 101 сочли бесперспективным. Вскоре танк VK 4501(H) был принят на вооружение под названием Panzerkampfwagen VI Tiger. Проект Tiger(P) был закрыт за отсутствием перспектив 22 ноября 42-го. Официальный документ о таком завершении проекта был подписан чуть позже, в декабре. К этому времени было построено восемь опытных машин, отличавшихся друг от друга комплектацией, оснащением, предназначением и т.д. Кроме того, для испытаний построили два корпуса, не оснащенные внутренними агрегатами.

10 декабря армия потребовала разработать два варианта модернизации имеющегося танка с использованием новых двигателей и агрегатов трансмиссии. Танк Typ 130 должен был получить один двигатель Maybach HL 120TRM вместо двух отдельных моторов, а проект Typ 131 подразумевал замену электрической трансмиссии гидравлическими системами. После завершения разработки обновленных проектов планировалось перестроить по ним некоторое количество имевшихся в наличии шасси VK 4501(P). В дальнейшем новые двигатели получили почти все построенные бронемашины.


САУ Elefant / Ferdinand. Фото Wikimedia Commons


Построенная техника использовалась в различных целях. Так, опытные образцы «Типа 101» использовались в разных новых проектах в качестве платформы для отработки новых идей и решений. Один из танков в полной комплектации, получивший башню и вооружение, по некоторым данным, весной 1944 года был отправлен на Восточный фронт для испытаний в условиях реальных боевых действий. Эта машина использовалась до середины лета, когда была уничтожена в ходе одного из боев.

После закрытия проекта было решено достроить заложенные шасси типа VK 4501(P), а также использовать их в качестве основы для новой техники. В общей сложности было собрано 90 шасси, которые в ходе достройки и модернизации оснащались двигателями нового типа. В дальнейшем эти шасси были использованы при строительстве самоходной артиллерийской установки Sturmgeschütz mit 8,8 cm StuK 43 или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) с 88-мм противотанковой пушкой PaK 43. В дальнейшем эти машины получили широкую известность под названием Elefant / Ferdinand.

Проект тяжелого танка Porsche VK 4501(P) / Typ 101 не дал реальных результатов. Было построено несколько опытных машин, а также значительное число шасси предсерийной партии. При этом в армию попал лишь один танк в полной комплектации, которому удалось в течение некоторого времени участвовать в войне на Восточном фронте. Прочие предсерийные образцы до определенного времени простаивали без дела, после чего было решено использовать их при строительстве новых САУ. После такой переделки имевшихся шасси производство VK 4501(P) не продолжалось за ненадобностью. Фирме Henschel удалось создать более удачный вариант тяжелого танка, который после доводки был принят на вооружение и отправлен в серийное производство. В дальнейшем фирмой Porsche была предпринята попытка улучшить имеющийся проект, однако уже было слишком поздно для исправления имеющейся ситуации.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://panther-panzer.de/
http://vn-parabellum.narod.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 июля 2016 07:30
    Спасибо.
    Как бы все факты давно известны, но повторить не грех.
    1. +8
      8 июля 2016 12:35
      Странно что нет фото с фронта
      1. +3
        8 июля 2016 12:36
        Во львове
        как подписано на фото.
        1. +4
          8 июля 2016 12:47
          В качестве командирской машины
  2. +3
    8 июля 2016 08:09
    Статистика может и врет, но в итоге Элефант оказался понадежнее Тигров, по крайней мере у некоторых авторов.
  3. +1
    8 июля 2016 08:35
    Что дороже, доведенный до конца VK 4501(P) или Elefant/Ferdinand?
    Просто вопрос, почему недоделанные шасси (90шт.) превратили в САУ, а не в полноценные танки?
    1. +3
      8 июля 2016 08:42
      Резать готовые бронекорпуса было жалко, а глядя на зоопарк немецких самоходок видимо решили так и "утилизировать". Кстати пара танков как понимаю попали тоже в эти соединения как командирские, как и БРЭМ на этой же базе в 653-ий батальон тяжелых истребителей танков.
    2. +4
      8 июля 2016 09:24
      Просто вопрос, почему недоделанные шасси (90шт.) превратили в САУ, а не в полноценные танки?


      Потому что Гитлер


      23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений.
      Несмотря на принятое решение, Порше не прекращал работы над совершенствованием своего танка. 21 июня 1942 года рейхсминистерство вооружения и боеприпасов на основании личного распоряжения Гитлера дало указание об установке на танк мощной 88-мм пушки с длиной ствола 71 калибр. Однако, установка данной пушки в существующую башню оказалась невозможной, о чём руководство завода «Нибелунгенверке» сообщило 10 сентября 1942 года. Параллельно также по инициативе Гитлера прорабатывался вопрос об установке на шасси танка трофейной французской 210-мм мортиры в неподвижной рубке.
      Ещё в марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооружённую мощной 88-мм пушкой PaK 43.
      22 сентября 1942 года фюрер высказался о необходимости переделки шасси «Тигра» Порше в такую установку, одновременно усилив лобовое бронирование до 200 мм. Официально Порше был уведомлён о переделке танка в самоходное орудие 29 сентября, однако проигнорировал это указание, надеясь на принятие на вооружение своего танка с новой башней для размещения длинноствольной 88-мм пушки. Однако, 14 октября 1942 года Гитлер потребовал немедленно начать работы по переделке шасси танков Порше в противотанковые САУ
      1. +4
        8 июля 2016 10:26
        вот ведь фашист!!!
      2. Комментарий был удален.
    3. +1
      23 сентября 2016 08:32
      потому что в текущей организационной цепочке для альтернативного танка не было ни места, ни снабжения. А фердинанды/элефанты заняли свою нишу и применялись не без успеха.
    4. 0
      26 октября 2019 19:06
      Танки всегда дороже САУ. Из-за того что у них башня.
  4. +2
    8 июля 2016 10:08
    Цитата: Рябов Кирилл
    для такой танковой пушки необходимо увеличить размеры боевого отделения, а также довести диаметр погона до 2 м.

    На Тигре погон был 1850 мм. Т-34/85 с С-53 и ЗИС-С-53 обходился погоном 1600 мм при также трех членах экипажа в башне. Но в башне было тесновато. В основе пушек для Тигра и Т-34/85 лежала немецкая зенитная Flak18.
    1. +7
      8 июля 2016 13:03
      Цитата: oking
      В основе пушек для Тигра и Т-34/85 лежала немецкая зенитная Flak18.

      Кхм... В основе 8,8 cm KwK 36 L/56, конечно, лежала Крупповская Flak 18, сделанная в свою очередь на базе 7,5 cm зенитки. Вот за базу Flak 18 была взята Крупповская же 7,5 cm Flak L/60.

      А в основе ЗИС-С-53 лежала параллельная разработка - Рейнметалловская 7,5 cm Flak L/59.
      7,5 cm Flak L/59 породила 76-мм зенитку 3-К. Зенитка З-К породила 76-мм ЗП обр. 1938 года. А 76-мм ЗП обр. 1938 года породила 85-мм 52-К, боеприпасы и баллистику которой унаследовали ЗИС-С-53 и Д-5.

      Примечательно, что по боеприпасам линия наследования была намного короче: при создании 85-мм выстрела была использована гильза от "большого" 76-мм выстрела, разработанного немцами для "усиленного" варианта 3-К, не пошедшего в начале 30-х в серию.
      1. +1
        8 июля 2016 14:27
        Цитата: Alexey RA
        Кхм...

        Очень много букафф.
        Цепочка выглядела так - Flak18, Flak36, KwK36. Все пушки 88-мм, последняя и есть пушка Тигра.
        Советская цепочка выглядела так - Flak18 (88-мм), 3-К (76-мм), 51-К (76-мм), 52-К (85-мм), С-53 (85-мм), ЗИС-С-53 (85-мм). Последние 2 пушки ставили на Т-34/85 и это слегка разные пушки. Еще ставили 85-мм Д-5Т, но эта пушка была неудачна.
        Цитата: Alexey RA
        А в основе ЗИС-С-53 лежала параллельная разработка - Рейнметалловская 7,5 cm Flak L/59.

        Фигвам, жилище такое индейское. Ничего 76-мм в основе 3-К не было. А была 88-мм Flak18, но с отверстием меньшего калибра. Именно по этой причине немцы всю войну успешно перетачивали советские 76 и 85-мм зенитки под свой калибр 88-мм. И именно поэтому, когда в 1938г, в ходе модернизации 76-мм зенитки, выяснилась изыточная толщина стенок их стволов, в 1939г. в СССР появился калибр 85-мм. Из ствола немецкой 76-мм зенитки ничего 85-мм и 88-мм выточить не удалось бы.
        Цитата: Alexey RA
        по боеприпасам линия наследования была намного короче

        Похожа на удлиненную гильзу от 75-мм немецких танковых и самоходных пушек. Диаметр фланца тот же. Но длина больше на 184 мм.
        А гильзы 76-мм советских зенитных патронов похожи на укороченные гильзы 75-мм немецких патронов Pak40. При этом гильзы и патроны немецких 75-мм противотанковых Pak40 и танковых KwK40 (и StuK40) были разные.
        1. +4
          8 июля 2016 16:33
          Цитата: oking
          Советская цепочка выглядела так - Flak18 (88-мм), 3-К (76-мм), 51-К (76-мм), 52-К (85-мм), С-53 (85-мм), ЗИС-С-53 (85-мм).

          Какая Flak18 (88-мм) в советской линейке развития ЗА? Откуда Вы её взяли? belay

          Мы работали не с Круппом, а с "Рейнметаллом". Советская цепочка выглядела так - 7,5 cm Flak L/59, 3-К (76-мм), 51-К (76-мм), 52-К (85-мм), С-53 (85-мм), ЗИС-С-53 (85-мм).
          Цитата: oking
          Фигвам, жилище такое индейское. Ничего 76-мм в основе 3-К не было. А была 88-мм Flak18, но с отверстием меньшего калибра.

          В основе 3-К была 7,5 cm Flak L/59 "Рейнметалла".
          А 88-мм Flak18 проектировали "Крупп" и "Бофорс".
          Это как Грабин и Петров. smile
          Цитата: oking
          И именно поэтому, когда в 1938г, в ходе модернизации 76-мм зенитки, выяснилась изыточная толщина стенок их стволов, в 1939г. в СССР появился калибр 85-мм. Из ствола немецкой 76-мм зенитки ничего 85-мм и 88-мм выточить не удалось бы.

          Вообще-то, избыточная прочность конструкции 3-К была связана с тем, что исходно нам предлагались 3 варианта выстрелов. СССР выбрал самый лёгкий. А систему немцы исходно рассчитали под "большой", чтобы не переделывать конструкцию в случае чего.
          Впрочем, в конце 30-х документацию по "большому" выстрелу достали с полки, и взяли его гильзу для 85-мм патрона.
          Цитата: oking
          При этом гильзы и патроны немецких 75-мм противотанковых Pak40 и танковых KwK40 (и StuK40) были разные.

          Хе-хе-хе... Вы ещё вспомните, что, при полной идентичности гильз, выстрелы от 8,8 cm KwK 36 L/56 не могли использоваться в Flak 18 - и наоборот.
          Сумрачный тевтонский гений, однако...
          1. Комментарий был удален.
          2. +1
            8 июля 2016 18:29
            Цитата: Alexey RA
            Мы работали не с Круппом, а с "Рейнметаллом". Советская цепочка выглядела так - 7,5 cm Flak L/59

            Мы работали с немцами, а не с конкретными фирмами. И ничего 76-мм немцы нам не поставляли. Просто взяли свою 88-мм зенитку, засверлили в ее стволе отверстие поменьше и поставили в СССР. Делали эту зенитку до 1938г. А в 1938г. решили модернизировать, поставить на другой станок. Тут-то излишняя толщина ствола и вскрылась. Тагунова (приемщик с советской стороны) за вредительство расстреляли, а ствол удлинили и начали сверлить под калибр 85-мм. А чтобы лафет не развалился, поставили дульник. Вот и вся "страшная история".
            Во время ВОВ немцы советские зенитки рассверливали под свой 88-мм калибр. При этом НИКАКАЯ нормальная 76-мм пушка рассверлена в калибр 88-мм быть не может.
            Цитата: Alexey RA
            А систему немцы исходно рассчитали под "большой", чтобы не переделывать конструкцию в случае чего.

            Это фактически чушь. 5,9 мм на каждой стенке никаким зарядом не раздуть. Это очень много, стволов такой тощины не бывает.
            Цитата: Alexey RA
            Впрочем, в конце 30-х документацию по "большому" выстрелу достали с полки, и взяли его гильзу для 85-мм патрона.

            Ну, собственно, и это чушь. См. выше.
  5. +2
    8 июля 2016 14:52
    Большое спасибо Кириллу за отличную статью ! Про вообще существование описываемого танка мало кто знает, а такая концентрированная информация о нём в одном месте мне попалась вообще впервые.

    Предварительный вариант проекта VK 4501(P) был готов к концу июня 1941 года. Вскоре появился документ, оговаривавший график выполнения последующих работ. Также в этот период проекту присвоили дополнительное название Tiger. Впоследствии, во избежание путаницы с конкурирующим проектом фирмы Henschel, танк от «Порше» стали именовать Tiger(P).
    Немцы дураки на букву м. Имея такую разработку (и зная о наличии у главного противника - СССР тяжёлых танков) и целых полтора года копошились с вводом в серию ! (причём это характерно по многой техники у них)

    А так именно "тигр Порше" считается самым защищённым и лучшим вариантом Тигра, чем "классический" Pzkw-VI. Но видимо всё же слишком сложным и слишком дорогим оказался.
    1. +2
      8 июля 2016 16:37
      Цитата: Михаил Матюгин
      Немцы дураки на букву м. Имея такую разработку (и зная о наличии у главного противника - СССР тяжёлых танков) и целых полтора года копошились с вводом в серию ! (причём это характерно по многой техники у них)

      А куда им было торопиться? Ведь по их планам с СССР должно было быть покончено к зиме 1941-1942. А тяжёлые танки предназначались для войны с совсем другими противниками.
      Вот и поставили они плановые сроки по опытным образцам и предсерийным партиям новых ТТ и новых СТ (на замену "трёхи" и "четверки") на 1942-1943 годы.
    2. +1
      23 сентября 2016 08:37
      там много было причин, в том числе во внутренней компоновке и дополнительном оборудовании
      пока не залезете внутрь PzKW VI, не поймете нюансов.
  6. +1
    8 июля 2016 15:39
    Любопытно, что двигатели Typ 101, устанавливаемые на танке Порше, имели воздушное охлаждение. Видимо, именно с этим связанны проблемы, возникавшие на пиковых режимах. Стоит упомянуть, что поскольку Адерс не успевал закончить разработку башни для своей версии танка, было принято решение использовать конструкцию уже готовой башни Порше.
  7. +2
    8 июля 2016 17:11
    Кто в курсе?

    Вопрос.

    Что известно об отводе тепла с электрической трансмиссии? От двигателей к передним загруженным каткам нужно было прокладывать шины, электродвигатели. Все это греть должно было так, мама не горюй.

    И ещё. Обратите внимание. Передние тянущие гусеницу, катки странным образом оставляют провисание цепи. Как это провисание можно объяснить? Пол нагрузкой цепь должна быть туго натянутой. Неужели эти гусеницы настолько тяжелы, что провисают даже под нагрузкой, от собственного веса?
    1. +2
      9 июля 2016 11:56
      Цитата: gladcu2
      Неужели эти гусеницы настолько тяжелы, что провисают даже под нагрузкой, от собственного веса?

      На Тигре суммарный вес гусеничной ленты составлял порядка трёх тонн.
  8. +1
    9 июля 2016 16:06
    Ну хотя бы как база для Фердинанда.
  9. +1
    10 июля 2016 14:13
    А странно,почему немцы не сумели поставить на танки дизельные моторы? Вроде дизель мотор изначально немецкий,на подводных лодках применялся,а на танках нет...
    1. +3
      23 сентября 2016 13:15
      В соображениях экономии. Дизельное топливо было нужно для подводных лодок.
  10. 0
    23 сентября 2016 08:34
    у меня есть вопрос - почему в "танках" лобовое бронирование отличается от указанного в статье?
  11. 0
    3 октября 2016 00:39
    да, всё круто, и всё таки мы их победили, несмотря на немецкие штраф баты и массовые расстрелы мирных жителей.
  12. 0
    26 октября 2019 19:28
    Неточность в статье. Единственный танк Порше (кстати с гидравлической трансмиссией) который воевал на Восточном фронте - воевал как раз в качестве штабной машины в 653-м батальоне Фердинандов. Башенный номер у него был 003. Есть в нете его фотография в районе Тернополя в июне 1944. Кроме него, еще 3 тигра Порше переделали в эвакуационные машины - по одной на роту в тот же 653 батальон.
    Неточность в том, что Фердинанды воевали с 1943 года, а тигр с 1944.