Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть вторая)

40
Итак, очевидно, что «голые доспехи» имели место быть, но прикрывать их тоже прикрывали, как это было и в прошлом, когда поверх кольчуги носили сюрко. Так, с белыми доспехами рыцари надавали плащ табар в виде короткой накидки без рукавов, доходившей до пояса, который часто покрывали геральдическими изображениями. Но нередко это была просто красивая и дорогая ткань.


Кадр из фильма Лоуренса Оливье «Ричард III»: как видите, Ричарду здесь «приделали» более достоверный «подбородник», но… совсем забыли о наплечниках и бесагю - «защитниках» подмышечных впадин.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть вторая)

Наш «советский» Ричард III из кинофильма «Черная стрела» (1985 г.) в этом плане сморится куда достовернее. Хотя без «пирамидок» на плечах вполне можно было бы и обойтись!

В Италии ношение этого плаща с доспехами настолько вошло в моду, что Антонио Пизанелло 1450 года на своем живописном полотне «Св. Георгий» изобразил святого не только в миланских доспехах с характерными массивными наплечниками, но и надел на него такой плащ, называвшийся джорния. В 1476 году такой плащ, надетый поверх доспехов, носил и герцог Карл Смелый, и в нем же он и погиб. Сегодня этот плащ, ставший добычей швейцарцев, выставлен в историческом музее города Берн, так что то, что относится к одежде в кинофильме «Тайны Бургундского двора», воспроизведено очень точно. Вот с некоторыми деталями доспехов почему-то вышла неувязка. Плащ этот изготовлен из красного атласа, причем с рукавами и буффами возле самых плеч, при этом сужающимися к запястьям. Д. Эдж и Д. Паддок считают, что, в общем-то, ничто не указывает, что этот плащ был предназначен для того, чтобы его носили вместе с доспехами, но зачем-то герцог его надел? Причем именно на доспехи!


«Св. Георгий и Св. Мария» картина кисти Антонио Пизанелло.

Интересно, что у Св. Георгия на картине Пизанелло джорния закрывает его доспехи до колен как спереди и сзади, но при этом их наплечники закреплены почему-то поверх не только плаща, но и рукавов, доходящих до локтя. Интересно, как это могло быть осуществлено в реальности? Ну, а еще святой изображен в шляпе, что несколько забавно на наш взгляд, но, видимо, вполне соответствовало веяниям того времени.


«Максимилиановские доспехи» XIV в. Германия. Музей армии, Париж. Образец рационализма, вкуса и качества.

Известно, опять же, что такие методы, как чеканка и резьба по металлу для украшения доспехов использовались еще в архаической Греции. Но тогда работали с медью и бронзой. Теперь оружейникам приходилось украшать железо, а это было намного сложнее. Вот почему самым ранним способом украсить такие доспехи стало их… окрашивание! Причем, понятно, что проще всего покрасить их краской, но этот прием со временем посчитали примитивным и начали уже непосредственно окрашивать сам металл. Прежде всего, вернее, раньше всего оружейники овладели технологией синеватого воронения. При этом итальянские мастера достигли в нем такого искусства, что могли не только получить равномерную окраску даже на самых крупных изделиях, но и получить любой желаемый оттенок. Очень ценился фиолетовый и особенно красный (сангина) оттенок. Умели придавать железу и нарядный серый тон, которым отличались многие известные инкрустированные миланские доспехи. Известно черное воронение, которого добивались, обжигая изделия в горячей золе; ну, а коричневое воронение вошло в моду в Милане еще в 1530-е годы. То есть доспехи продолжали оставаться гладкими и без каких-либо узоров, но… «белыми» уже не являлись, а были «красными», «коричневыми», «черными» и «голубыми».


Жанна д’Арк. Картина Питера П. Рубенса, 1620 г. Жанна изображена в вороненых доспехах.


«Белые» готические доспехи. 1470 – 1480 гг. Немецкий национальный музей. Нюрнберг, Германия.

Затем уже в середине XV века итальянские мастера для украшения доспехов начали использовать гравировку, которую уже с 1580-х годов стали сочетать с золочением. Золотили как части доспехов, так и все доспехи целиком! Способ был очень прост, хотя и очень вреден. Золото растворялось в ртути, после чего вместе с разными присадками полученная «амальгама» наносилась на изделие, которое нагревалось на огне. Ртуть при этом испарялась, а золото очень прочно соединялось с металлом основы. Например, очень красивая и при этом прочная позолота видна на миланских доспехах работы мастера Фиджино, изготовленных в 1560-х годах.


Золоченые латы короля Карла I 1612 г. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон.


Доспехи 1570 г. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон. Украшены чеканкой и золочением.

В конце XV века придумали способ украшения доспехов, заключавшийся в их отделке окантовками, а также полосами и эмблемами, которые делали при помощи травления кислотой. Декоративный эффект зависит от того, было ли изображение на металле выпуклым, а фон заглубленным, или же наоборот. В первом случае мы видим изображение с очень плоским рельефом, а во втором – нечто похожее на гравюру по меди. Но просто травление применялось редко. Его сочетали с чернением и золочением. При использовании травления с чернением в получившиеся углубления втирали специальную «чернь» и едкие минеральные масла, после чего подвергали изделие прокаливанию. Масло при этом испарялось и «чернь» соединялась с металлом. В случае травления с золочением в углубления втирали амальгаму, после чего опять следовал нагрев с последующей обработкой изделия напильниками и полировкой.


Парадные доспехи XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Украшены и травлением, и золочением.

Собственно, украшать таким чернением можно было и не только углубления, но и всю поверхность доспехов. Для этого используется «чернь», состоящая из смеси серебра, меди и свинца в пропорции 1:2:3, имеющая вид темно-серого сплава. Называют такое чернение «ниелло», ну, а его технология, как и многое другое, пришла в Европу с Востока. И, кстати, только на Востоке выделывались целиком украшенные чернением и шлемы, и панцири. В Европе эту технику использовали главным образом итальянцы; и уже в XVI веке ее использование сильно сократилось, уступив место более дешевому кузнечному воронению.


Парадные доспехи с кирасой, обтянутой тканью, с изображением герба их владельца. Принадлежали дону Санчо де Авила. Изготовлены в Германии в Аугсбурге в 1560 г. Филадельфийский музей искусств, Пенсильвания, Филадельфия.

Что касается травления, то этот способ был также очень прост и потому получил в Европе очень широкое распространение. Суть его заключалась в том, что на поверхность железа либо стали наносили специальную «пасту» из воска, битума и древесной смолы, после чего процарапывали на ней рисунок. «Царапки» при этом доходили до самого металла, а линии могли быть как очень тонкими (для этого пользовались иголками), так и довольно широкими. Затем вокруг рисунка делали бортик из воска и, получив таким образом подобие кюветы», лили в нее специальный «травитель». Обычно это была смесь уксусной и азотной кислот, а также спирта. Впрочем, «едучесть» состава была не очень-то и важна, поскольку в то время никто никуда особо не спешил. Важно было время удаления состава с поверхности изделия, чтобы он не проел металл насквозь. Затем «пасту» смывали, а получившийся рисунок подправляли штихелями либо травили еще раз, чтобы добиться «игры» рельефов.

В начале XVI века, когда многие немецкие доспехи воронились до черного и синего цвета, появился способ их украшения травлением по чернению. В этом случае вороненую поверхность покрывали горячим воском и, как и при обычной кислотном травлении, процарапывали на ней рисунок – таким образом, чтобы было видно металл. Стоило после этого окунуть изделие в крепкий винный уксус, как воронение сходило, и открывался белый полированный металл! После этого воск удалялся, а светлый рисунок на черном либо синем фоне оставался радовать глаз. Иногда его еще и выскабливали штихелями, причем эта техника применялась вплоть до XVII века.

Более безопасным, хотя и дорогим способом золочения был кузнечный способ, заключавшийся в том, что на раскаленную поверхность железного изделия накладывалась золотая фольга и разглаживалась полировником. Известны германские доспехи 1510-х годов из Аугсбурга, украшенные именно таким способом.


Доспехи 1510 г. Милан. Гравировка иглой и золочение. Вес 8987 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Очень древним способом отделки является инкрустация, таушировка или «насечка». В Италии эта техника распространилась в XVI веке как «lavoro all'Azzimina» либо «alla Gemina», причем оба эти понятия имеют арабские корни. Данная техника применялась на Западе еще в античное время, но позднее сохранялась у индийцев, а также у персов и арабов, которые именно так украшали шлемы и панцири из пластинок. От них это искусство перешло к испанцам и итальянцам. Уже в начале XVI века технология инкрустации по металлу с успехом применяют мастера Толедо, а также Флоренции и Милана, откуда оружие с инкрустацией расходилось по Европе. Суть способа хорошо известна и заключается в гравировке орнамента на металле, после чего в сделанные резцом углубления забиваются маленькие отрезки золотой или серебряной проволоки. Затем металлическое изделие, подвергающееся «насечке», нагревается, и инкрустация надежно соединяется с ее основой. Есть два вида такой инкрустации: плоская, заподлицо с поверхностью изделия, и рельефная, то есть выступающая над ней. Последняя, безусловно, намного сложнее, так как выступающие детали нуждаются в дополнительной обработке, тогда как плоскую инкрустацию вполне достаточно обработать напильником и заполировать. Кстати, после этого железо можно будет окрасить в серый или синий цвет, а вот на золото или серебро эта окраска не ляжет! Однако прием этот трудоемкий, а потому и очень дорогой, вот почему используется он на относительно небольших по своей площади поверхностях.


Чеканные парадные доспехи 1500 – 1600 гг. из Италии. Арсенал Хиггинса. Вустер, штат Массачусетс.


Рельефная «насечка» по металлу. Доспехи для пешего поединка принца Христиана I Саксонского. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Также во второй половине XV века появляется такой способ отделки доспехов, как чеканка по железу. Понятно, что ее опять же знали даже индейцы меднокаменного века в Америке. Но они чеканили по меди. Характерная же для железа твердость очень препятствует такому способу обработки. Но как только появились большие поверхности на доспехах, идея подвергнуть их чеканке овладела умами многих мастеров оружейного дела.
Трудность заключается в том, что в отличие от меди или серебра, железо для чеканки нужно нагревать. Грубую обработку всегда начинают с обратной стороны, выколачивая общую пластическую форму, а тонкую ведут и с лицевой, и с обратной стороны, из-за чего данная технология получила французское название «repoussé» - «противотолкание». Но потом технология стала общим достоянием европейских мастеров, так что чеканные работы известны и в Милане, и во Флоренции, и в Аугсбурге.


Парадно-строевые доспехи с круглым щитом-рондашем Фридриха Вильгельма I, герцога Сакс-Альтенбургского, Аугсбург 1590 г. Королевский Арсенал, Тауэр.

Существует и резьба по железу. Здесь работу ведут с помощью штихелей и резца. И эта техника также использовалась для декорирования доспехов и оружия. Италия была и здесь впереди других европейских стран и в XVI веке обогнала их все. Хотя в XVII веке появились французские и немецкие мастера, превзошедшие итальянцев по красоте своих изделий. Чеканка применялась в основном при изготовлении доспехов из листового металла, а резьбой по железу и другим металлам украшали рукояти мечей, шпаг и кинжалов, ружейные замки, стволы, стремена, конские мундштуки и т. д. Чеканка, как и резьба по железу, широко применялась мастерами из Милана, а также Флоренции, Венеции, а позже получила распространение в Аугсбурге и Мюнхене, причем сочеталась с инкрустацией и золочением. Испанские оружейники начала XVII века сочетали чеканку и резьбу с позолотой, причем мотивы их орнаментов не были слишком уж богаты, что указывает на начало упадка этого вида мастерства.


Кольчуга, даже когда ее перестали использовать в качестве цельного доспеха, долгое время продолжала использоваться вот в таких вот поддоспешных колетах, надевавшихся под цельнокованые латы. Все, что не прикрывали они – закрывала кольчуга и к тому же она не стесняла движений! Филадельфийский музей искусств, Пенсильвания, Филадельфия.


А вот как это выглядит в кинофильме про Жанну д’Арк 2005 года. Как раз именно ранние кирасы состояли из двух деталей, как спереди, так и сзади, и они скреплялись ремнями. Бывало, носили только нижнюю часть, а верх был закрыт тканью или кольчугой.

Наконец, возможно самым роскошным видом украшения доспехов и одновременно самым ненужным является эмаль. Появилось эмальерное искусство еще в раннем средневековье и широко применялось в ювелирном деле, но вот у оружейников оно долгое время применения не находило. Впрочем, в раннем средневековье перегородчатая эмаль использовалась для отделки рукоятей мечей и деталей щитов. Позднее она пригодилась и для отделки эфесов шпаг, и на обкладки ножен, а производственными центрами таких были Лимож во Франции и Флоренция в Италии. Ну, а эмаль в XVII веке применялась, главным образом, в качестве украшения прикладов богато отделанных ружей, и на пороховницах.


Польский гусарский шлем, декорированный прорезным узором, конец XVII в. Музей Фицуильяма.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    14 июля 2016 07:34
    Спасибо, узнал много интересного..Фото замечательные..
    1. +2
      14 июля 2016 12:51
      сколько парадно -выставочных доспехов ,кому то это надо было клепать эти доспехи расставлять по музеям...
      1. +12
        14 июля 2016 14:16
        Цитата: Павел1
        сколько парадно -выставочных доспехов ,кому то это надо было клепать эти доспехи расставлять по музеям...


        Обратите внимание, что большинство доспехов находится не в европейских, а в американских музеях! Хотя какое отношение средневековые рыцари имели к соединенным штатам не понятно?! Я еще могу понять доспехи конкистадоров выставленные в Бразилии или Перу, но вот какое отношение "чеканные парадные доспехи 1500 – 1600 гг. из Италии. Арсенал Хиггинса." имеют к Вустеру, штат Массачусетс, вот это вопрос?!

        Одним словом грабителями эта страна создана, на грабеже и держится.
        1. +8
          14 июля 2016 14:52
          Вы не правы! В европейских музеях находится доспехов много больше. Просто американские музеи доступнее через Сеть, только и всего! И Хиггинс никого не грабил, все экспонаты его музея куплены. На них есть паспорта и там указано, где, когда - или это подарки, как в Метрополитен-музее. У нас в Эрмитаже и музее Артиллерии тоже есть доспехи и много. И что? Наши предки тоже их украли? Какое отношение эти латы имеют к России? Но... Выставлены в Рыцарском зале все ходят и любуются.
          1. +14
            14 июля 2016 15:42
            Цитата: kalibr
            И что? Наши предки тоже их украли? Какое отношение эти латы имеют к России? Но... Выставлены в Рыцарском зале все ходят и любуются.


            Вы знаете я бы с Вами согласилась, если бы не знала историю, особенно США. США на протяжении всей своей истории только и занимались грабежом. Что они делали в России в 1918 году?! Думаете воевали с большевиками?! Нет! Нет ни одного подтвержденного боестолкновения, зато есть факты убийств и грабежей. Причем грабили все от имущества граждан, до материальных ресурсов, тянули все, что плохо лежит. Что делали американцы во Второй мировой войне?! Воевали?! Не смешите меня! Ту блошиную возню с японцами за крохотные острова в Тихом океане, очень сложно назвать войной. Зато при высадке в Нормандии эти "бравые" вояки обделались по полной программе. И это с учетом того, что практически все силы немцев находились на восточном фронте. При этом немцы умудрились практически разбить в несколько раз меньшими силами этих горе-вояк в Арденнах. Что не так?! Зато американцы вдоволь понасиловали немок и вывезли кучу награбленного немцами у нас и вывезенного теми же немцами в американскую оккупационную зону специально, чтобы русским не досталось! И так везде и во всем. Сколько было разграблено музеев в Ираке, Ливии, Стрии?! Где древнейшие артефакты всемирной истории?! В американских музеях и на американских же закрытых аукционах. Так что тут Вы меня не переубедите.
            1. +5
              14 июля 2016 16:20
              Цитата: Диана Ильина
              Вы знаете я бы с Вами согласилась, если бы не знала историю, особенно США. США на протяжении всей своей истории только и занимались грабежом.


              вы абсолютно правы ,например есть такие мировые археологические открытия например КУШАНСКОЕ ЗОЛОТО АФГАНИСТАН. Советский учёный Виктор Сарианиди в 70х годах 20в раскопал столько артефатов ТИЛЯ ТЕПЕ ,что его пришлось вывозить ГРУЗОВИКАМИ. Золота было столько ,что прощелыга Шлиман или фальсификатор Картер со своими псевдо колекциями отдыхают. И куда вы думаете подевалось вся эта огромная золотая колекция? Её вывезли в сша под предлогом защиты от грабежей. Об этом Шпаковский не напишет.
              1. +1
                14 июля 2016 19:45
                Напишите Вы, Павел, а все читатели ВО с большим интересом об этом здесь прочитают. Видите ли, все на свете знать нельзя. Моя тема научной работы - англоязычная историография рыцарского вооружения с 1958 года по 2008 год. В рамках этого, я что-то знаю. Все остальное можете знать и Вы и другие, почему нет. Напишите... Вам все скажут только спасибо! И я первый!
                1. 0
                  14 июля 2016 20:44
                  Я поражён.Доспехи сделаны из легированной стали.Хотелось бы ,что бы в статье прозвучал анализ металлов из которых сделаны доспехи.А если окажутся современные марки сталей?Очень уж они похожи на новодел,ни на одном нет следов носки, и битв,видимо, в те столетия битв не было.Широко применялась штамповка,значит умели делать штампы и украшать изделия.Впечатление,что всё сделано гораздо позже,чем заявлено.
                  1. +2
                    14 июля 2016 22:30
                    Да, взял горшок, заставил рыжего мальчика туда писать - особенно ценилась моча рыжих мальчиков, для чего пиво давали ему пить сколько хошь. Потом моча "кисла" (фу, гадость какая!), затем детали доспехов раскаляли и... туда! Подряд несколько раз и поверхность легировалась, то есть азотировалась. Хотя воняло прегадостно, я сам проверял, только не рыжим мальчиком...
            2. +1
              14 июля 2016 17:10
              Как бы не были виноваты перед вами американцы вообще, это не дает вам право обвинять в воровстве конкретных лиц без веских доказательств.
              1. +2
                14 июля 2016 18:30
                Цитата: Kenneth
                Как бы не были виноваты перед вами американцы вообще, это не дает вам право обвинять в воровстве конкретных лиц без веских доказательств.


                украдены сокровища народа Афганистана,вам какие ещё доказательства нужны?
              2. 0
                18 июля 2016 02:13
                без веских доказательств.
                Главная проблема-что таковых как правило нет.
            3. +1
              14 июля 2016 19:42
              Я Вас переубеждать и не буду. Но мы вели речь о том, где больше доспехов, а не о том, кто где и как воевал и кого насиловал, не так ли? Основные поступления доспехов в тот же Метрополитен-музей имели место в 1935 году, войны никакой не было. И это отражено в паспортах артефактов. Конечно, что-то они вывезли. И почему бы и нет? "Горе побежденным". Мы же тоже вывезли "клад Приама". И правильно они вывозили все из нашей зоны - умные люди, по-другому и не скажешь."Его пример - другим наука!" И опять же про латы в Эрмитаже... Они куплены или их тоже украли? Так что грабеж - грабежом, а музейные экспонаты... экспонатами. Иметь возможность взять и не брать это глупо и то, что американцы этим воспользовались в полной мере естественно. Именно в Штатах, поэтому богатейшая коллекция японских мечей, чуб и эротический сюнга - в Лос-Анджелеском музее искусств.
            4. 0
              17 июля 2016 23:52
              блошиную возню с японцами за крохотные острова в Тихом океане
              ^6,5 миллионов солдат и офицеров с вами немного не согласилисй бы.А также 26 000000(миллионов) гражданских.
            5. 0
              7 августа 2016 08:08
              пока не смог поставить плюс за коммент. поставил бы и даже десять плюсов.
        2. 0
          14 июля 2016 14:59
          Цитата: Диана Ильина
          Одним словом грабителями эта страна создана, на грабеже и держится.


          тут в основном интелектуальное воровство,создаётся модель экспозиции музея и под эту модель создают экспозицию,а дальше развод лохов ну и можно надавить накопившемся "авторитетом" артефактов на научную составляющую,как это делает Шпаковский...
          1. +1
            14 июля 2016 15:09
            Цитата: Павел1
            тут в основном интелектуальное воровство,создаётся модель экспозиции музея и под эту модель создают экспозицию

            Масло масляное или "сам не понял, что написал", но написать очень хотелось!
        3. 0
          7 августа 2016 08:06
          Вы про репарацию слышали и про трофеи?
  2. Riv
    +5
    14 июля 2016 08:20
    Все-таки следует различать парадные доспехи и "полевые". Понятно, что понтоваться приятнее в золоте и серебре. Есть образцы, на которых благородных металлов по весу больше, чем собственно стали. Заклепки из серебра, узоры из таких заклепок - все это красиво, но прочности не добавляет. И, разумеется, выход под дождь в таком костюме крайне нежелателен. При попадании воды на место контакта золота и железа образуется гальваническая пара. Для заметной коррозии хватит даже не часов - минут, а через час золотая деталька просто вывалится.

    А вот "белые" латы - они как раз боевые. Никаких украшений, кроме полировки. Металл утолщен. Минимальное соотношение цена/качество. Сверху кожух, тоже без особых наворотов. Жанну Д'Арк не зря только в таких и изображают, первой в бой лезла.
  3. +1
    14 июля 2016 09:23
    Очень качественная статья, прекрасные фото спасибо
  4. +3
    14 июля 2016 10:01
    Спасибо автору за статью и хороший иллюстративный материал. Хочу добавить, что искусство отделки доспехов называется "плакировкой". В средневековье мастера-плакировщики выделялись в отдельный цех и их имена были известны ничуть не меньше, чем имена знаменитых оружейников и изготовителей собственно доспехов.
    1. 0
      14 июля 2016 11:39
      Да, надо было об этом сказать, забыл как-то...
  5. 0
    14 июля 2016 10:26
    И все равно я не верю что в этом можно сражаться. Доспех в котором не повернуть башку и не поднять руку не может использоваться в бою. Имхо эти полные доспехи вещь сугубо статусная и даже не турнирная. Одел прошелся белым лебедем снял и в шкафчик.
    1. +2
      14 июля 2016 11:40
      К тому же прошу обратить внимание на такую деталь как наличие ТАЛИИ на большом количестве максимиллиановских доспехов. Если вы планируете активно двигаться, то вам банально не хватит воздуха через минут десять активного махача - поработайте хотя бы в спарринге минут пять без перерыва.
      Да и впечатление такое от доспехов, что предназначались они для стройняшек, т.к. богатырей или пивных брюхачей в них не впихнешь.

      Так что более похоже на то, что это этакий мужской "корсет" для светского выхода. Женский покрывался платьями, мужской - чеканкой.

      Кстати, на картине на Орлеанской Деве доспех без талии, хоть и женщина...
      1. +3
        14 июля 2016 12:41
        Дэвид Николь специально этот вопрос разбирал. Судя по доспехам того времени у людей была другая конституция. Тонкие лодыжки и запястья, и тонкая талия! То есть сравнивать скелеты можно, по росту. Но мышечная масса распределялась иначе. Латы на людей одного роста на лодыжках наших людей не сходятся! Тоже и талия... Хотя люди с животами были и тогда. См. доспехи Генриха 8.
    2. +3
      14 июля 2016 11:44
      В Лидсе в Королевском Арсенале реэнэкторы каждый день дерутся в доспехах на мечах, причем доспехи - точная копия реальных, здесь же выставленных. Я сам не видел, но В.П. Горелик показывал мне фильм. Это круто! Рыцарь подпрыгивает и толкает противника ногами в грудь, бьет рукояткой меча (навершием), толкает локтем. Пот с них градом льет, но эффектно очень. Потом показывается фильм в котором просто листаются страницы с миниатюрами, где все эти приемы показаны. То есть источниковая база. Как говорится - пройдите в библиотеку! Желающие могут доспехи примерить и походить в них. Ну и наши реконструкторы... тоже не хуже. Я уже писал, что в готических доспехах тоже ходил, полчаса. Устал, но... это же без тренировки. А будь тренировка?
      1. 0
        14 июля 2016 12:18
        Я тоже видел как дерутся. Рядом стоял. И доспехи одевал , только не белые. В доспехах реконструкторов можно крутить головой и двигать рукой хотя и сложно, если посмотрите внимательно. А в этих никак. Почти. Возможно они заточены под работу только копьем.
        1. 0
          14 июля 2016 12:42
          В следующем материале будет фото шлема с бортиком, благодаря которому можно и головой крутить в шлеме.
    3. 0
      14 июля 2016 21:52
      Цитата: Kenneth
      И все равно я не верю что в этом можно сражаться. Доспех в котором не повернуть башку и не поднять руку не может использоваться в бою.

      В полном доспехе сражались, сидя верхом. Основное оружие конного воина - копьё. Такая конница была сильна лишь до того момента, пока действовала сомкнутым строем. Между прочим, традиции рыцарских турниров привели к тому, что всадник имел только одну шпору - левую, чтобы доворачивать коня в сторону барьера на ристалище. У хорошего доспеха при падении с лошади часть элементов "отстёгивается" от удара, делая воина более подвижным. Тем не менее, такие доспехи не имели реальной боевой ценности. Их использовали в основном на турнирах. Попробовали воевать в таком облачении с сарацинами и довольно быстро пришли к выводу, что и доспех должен быть полегче, и шпор нужно две...
  6. +3
    14 июля 2016 17:59
    Обе статьи познавательные, написаны понятным человеческим языком и снабжены отличным фотоматериалом. Анализ реконструкций в кино и искусстве тоже доставил. Спасибо. hi
    1. +1
      14 июля 2016 19:55
      Цитата: Рафаэль_83
      написаны понятным человеческим языком

      Спасибо и Вам,Рафаэль, но если честно, меня это особо не радует. Все это взято или из моей докторской диссертации, которую я скорее всего уже и защищать не буду, так как смысла не вижу, или из научных статей... путем опрощения. То есть попросту... порчи! Приходится убирать "научность", перекрестные ссылки, сноски на работы разных авторов, но есть снижать уровень познавательности. В результате появляются вопросы типа: "А откуда это?", "А почему так?". Пытался я сноски оставлять, но только ими все равно никто не пользуется, а вопросы остаются. А объем они съедают огромный. Так что хороший язык это одно, а высокий уровень информативности - другое!
      1. 0
        14 июля 2016 20:08
        Ну так ведь можно раскрывать тему параллельно и на более серьезных ресурсах - тематических, профессиональных (тех же реконструкторских) - тамошний народ чутка более подкован, нежели завсегдатаи СМИ-ресурсов, коим является и наш любимый "ВО". drinks
        А насчет забивания самореза на научность, это Вы, батенька дорогой, зря. И так невнятно куда идем с нашим образованием, наукой и страной в целом, так что сохранение соответствующего потенциала вне зависимости от конкретной ли области научной мысли, "голого" (высокого) теоретизирования или возможности прикладного применения - наше все! Как бы обидно и досадно в отношении к существующей ситуации не было. Да и потраченного времени, усилий, приобретенных в процессе знаний не жалко разве? Ну, не впустую же все было. А ну как тема "выстрелит" и определит дальнейшее?
        С ув. hi
        1. +1
          14 июля 2016 20:17
          На профессиональных сайтах все хуже, чем здесь. Все все знают! И только меряются, кто круче. А еще там не платят, а я не привык работать задарма! И еще... Как-то М.В. Горелика пригласили в клуб реконструкторов.А там объявление: Зачет по скрамасаксу. Он спрашивает: Какой зачет, когда точно по нему ничего неизвестно. Ну, тут ему и рассказали, как опытным путем про скрамасакс именно в этом клубе все узнали. ВСЕ! После этого в клуб он не пошел и вообще сторонился "этих парней".
          1. +1
            14 июля 2016 20:31
            Не, я конечно не против: бабло побеждает зло, и все такое...yes
            Ну так многие в стране по самым разным вопросам продолжают работать на голом энтузиазме, т. к. коли махнут рукой все оставшиеся нормальные люди, то точно в новом средневековье окажемся (феодализм вроде уже наличествует, скоро и вовсе к земле прикрепят). Впрочем, в таком разрезе знатоки подобные ув. автору будут весьма в цене: кевлар на ткацком станке не сплетешь, а выковать (выштамповать) какой-никакой доспех из старой раздолбанной "лады-калины" все ж проще. А те, кто знает не только, как сделать, но и как сделать красиво будут и вовсе в почете (если конечно не в цеховом рабстве, но это другая тема).
        2. +1
          14 июля 2016 20:39
          Цитата: Рафаэль_83
          Ну не впустую же все было. А ну как тема "выстрелит" и определит дальнейшее?

          Это Вы правы на все 100%.
  7. 0
    14 июля 2016 21:06
    Шлем , персидский или русский , в конце 15-го по начале 16 века , Санкт- Ирен (Османская ) арсенал марки, сталь, кожа, Met музей . Это чрезвычайно высокий конический шлем отметить в качестве примера типа носится в Персии и России в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века . Подобные шлемы , изображенные на миниатюрных картин часто показывают небольшой вымпел , прикрепленный к длинной навершием .
  8. -1
    14 июля 2016 21:11
    Цитата: РПК
    Я поражён.Доспехи сделаны из легированной стали.Хотелось бы ,что бы в статье прозвучал анализ металлов из которых сделаны доспехи.А если окажутся современные марки сталей?Очень уж они похожи на новодел,ни на одном нет следов носки, и битв,видимо, в те столетия битв не было.Широко применялась штамповка,значит умели делать штампы и украшать изделия.Впечатление,что всё сделано гораздо позже,чем заявлено.

    А ты что не видишь что это копии? laughing Ладно хочешь качество металла? пожалуйста laughing
    Шлем Саши Невского laughing Начальника все экспертизы пройдет слушай зуб даю! laughing
    1. 0
      14 июля 2016 22:23
      Цитата: Mengad
      Шлем Саши Невского

      Это, конечно, шутка?
      1. Riv
        0
        15 июля 2016 12:16
        Какие шутки? Это бизнес. В этих ихних англиях реконструкторы, когда делают современные реплики, гордо говорят, что это они и сделали. Не дотумкались, что можно сделать официальную бумагу с печатями и продать вещь на порядок дороже. "Савсэм настоящий, да! Под сосна нашел. Мамой клянус!"

        В конце концов Бенвенуто ведь в свое время сделал несколько вещиц и выдал их за антики. Ничего,прокатило. Он даже в мемуарах потом писал,что на это деле "немало приобрел". Чем наши умельцы хуже?
      2. 0
        20 июля 2016 01:07
        Цитата: kalibr
        Это, конечно, шутка?
        Абсолютли!
  9. 0
    14 июля 2016 22:35
    фото :"Доспехи для пешего поединка принца Христиана I Саксонского. Метрополитен-музей, Нью-Йорк." - подпись ошибочная. это доспех для конной сшибки. могу обосновать.
  10. 0
    14 июля 2016 23:04
    Цитата: kalibr
    Цитата: Mengad
    Шлем Саши Невского

    Это, конечно, шутка?

    Нет не шутка ,пожалуйста сайт -http://www.artstudiya.ru/dorogie-vip-podarki.html laughing