140 лет назад родился легендарный российский спортсмен и воздухоплаватель Сергей Исаевич Уточкин

8
12 июля 1876 года в Одессе родился один из первых русских авиаторов и летчиков-спортсменов, многосторонний и очень талантливый спортсмен Сергей Исаевич Уточкин. В 1910-1913 годах он был, пожалуй, самым известным и популярным летчиком-спортсменом Российской империи. Хотя Сергей Уточкин прожил короткую жизнь, она была достаточно яркой, чтобы навсегда вписать его имя в отечественную историю, куда он вошел и как «дедушка русской авиации».

Один из первых отечественных авиаторов любил спорт и был очень многосторонним человеком и талантливым спортсменом — фехтовальщиком, пловцом, боксером, вело-, мото- и автогонщиком, яхтсменом, футболистом. Его заслуга в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы по-настоящему велика. В это время Уточкин совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах империи. При этом его полеты наблюдали будущие известные летчики и авиаконструкторы, среди которых были С. В. Ильюшин, И. И. Сикорский, П. О. Сухой, С. П. Королев и многие другие. Его друг, писатель Александр Куприн, писал о нем: «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и духу фигура».

Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 года в купеческой семье. Отец его принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, считаясь очень успешным строительным подрядчиком. В 1881 году в возрасте пяти лет он остался без матери, которая умерла при родах, родив ему младшего брата. А вскоре, заболев туберкулезом, из жизни ушел и отец Сергея. Опекунство над ставшими сиротами детьми Уточкиных взяли на себя родственники отца. Сначала это была двоюродная сестра. Но затем мальчики стали воспитываться у чужих людей, которые брали их на пансион на деньги, оставленные отцом.

140 лет назад родился легендарный российский спортсмен и воздухоплаватель Сергей Исаевич Уточкин


В детстве Сергей Уточкин стал свидетелем трагедии, которая наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. В семье учителя Ришельевской гимназии, некоего Краузе, в которой он воспитывался, произошла самая настоящая трагедия. Отец семейства напился и повесился, несколько дней о нем не было ничего известно, пока его жена не нашла его на чердаке дома. Увиденное лишило ее рассудка, женщина взяла нож и зарезала своих детей. Сергей проснулся от страшных криков, увидел вокруг лужи крови и безумные глаза женщины с ножом в руках. Ему удалось спастись буквально чудом, но с тех пор и до конца своей жизни он заикался. Даже несмотря на свои спортивные достижения в будущем, он навсегда остался человеком с повышенной чувствительностью и неустойчивой психикой, судьба его в какой-то мере была предопределена ужасными событиями детства.

До 15 лет Сергей обучался в коммерческом училище Святого Павла в Одессе, после чего оставил учебу, ради занятий спортом, который и принес ему всероссийскую известность. В опубликованном в 1913 году автобиографическом очерке под названием «Моя исповедь» Сергей Исаевич Уточкин писал, что успешно занимался 15 видами спорта. Не обладая какими-то выдающимися природными данными, Уточкин сумел добиться успехов в спорте благодаря силе воли и большому трудолюбию. Так он становился чемпионом Одессы в соревнованиях по фехтованию, теннису, конькобежному спорту, гребле, боксу, плаванию и борьбе. Самостоятельно занимался постройкой яхты и затем побеждал на ней в парусных регатах. Он даже успел опуститься на дно моря в водолазном костюме. Помимо этого Сергей Уточкин стал одним из первых в стране футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в Российской империи культивировался главным образом среди иностранцев, однако Сергей Уточкин сломал эту традицию, основав в Одессе сразу два футбольных клуба, в одном из них он был избран капитаном. Также Уточкин одним из первых в стране освоил роликовые коньки. Будущий авиатор совершал прыжки с парашютом, занимался джиу-джитсу, в дальнейшем стал известным велогонщиком, водил автомобиль и мотоцикл.

Будучи очень разносторонним спортсменом, Уточкин добился наибольших успехов, как велогонщик. Одесский писатель Валентин Катаев позднее в своих воспоминаниях писал: «Велосипед был стихией Уточкина». На рубеже веков в конце XIX и начале XX века Одесса считалась настоящим центром велосипедного спорта юга России. Членом Одесского общества велосипедистов-любителей Сергей Уточкин стал еще весной 1890 года, после чего на протяжении последующих 20 лет добивался многократных побед на соревнованиях как внутри страны, так и за границей. Так он неоднократно становился чемпионом и рекордсменом России и завоевывал награды на международных велосипедных соревнованиях, которые проводились в Европе.



Часто Сергей Уточкин, даже уступая более именитым спортсменам в опыте, умел добиваться победы, благодаря выносливости и выдержке, которые позволяли ему сохранять силы для спурта на самом финише. Умение финишировать сделало Уточкина очень известным велогонщиком и в Европе. 1895-1905 годы были временем очень большой популярности велоспорта в Российской империи, а Сергей Уточкин признавался непревзойденным спринтером и был одним из любимцев российской публики. По словам самого Уточкина, именно навыки, которые были получены им во время занятий спортом, помогли ему в будущем самостоятельно и в достаточно короткие сроки освоить управление разными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь — аэропланами.

При этом знаменитому одесскому спортсмену было недостаточно побеждать только на велотреке или футбольном поле, Уточкин хотел расширить пределы человеческих возможностей. Для этого он бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на роликовых коньках против велосипедиста, а на велосипеде со скаковой лошадью, причем, с неизменным успехом добиваясь побед. Знаменитая Потемкинская лестница в Одессе стала для Сергея настоящим источником спортивных трюков: он спускался по ее ступеням на мотоцикле, велосипеде и автомобиле.

При этом, занимаясь спортом, Сергей Уточкин не нажил себе никакого состояния. Напротив, он тратил личные средства на приобретение спортивного снаряжения и инвентаря, оплачивал поездки на соревнования в России и за границей. Расходы его значительно выросли после того, как он увлекся авиацией и воздухоплаванием. Одновременно с этим Уточкин никому и никогда не отказывал в получении материальной помощи, а его щедрость и отзывчивость были хорошо известны жителям Одессе.

2 октября 1907 года в Одессе после ряда неудачных попыток Уточкин смог совершить самостоятельный полет на купленном им воздушном шаре. Данный полет происходил на высоте 1200 метров над землей. А уже в 1908 году он вместе со своим товарищем отправился в Египет, где также совершил несколько полетов.



Осенью 1908 года Анри Фарман французский авиатор совершил свой знаменитый перелет длиной практически в 30 километров во Франции на биплане конструкции братьев Фарман, а уже 25 июля 1909 года еще один француз — Луи Блерио на моноплане собственной конструкции совершил перелет из Франции в Англию, преодолев пролив Ла-Манш по воздуху, за что был представлен к ордену Почетного легиона. Эти и другие мировые события, которые были связаны с авиацией, а также начавшиеся в 1909 году в Российской империи демонстрационные полеты иностранных пилотов, вызвали в стране неподдельный интерес и увлечение воздухоплаванием. Не мог остаться в стороне от этого и Сергей Исаевич.

Примерно в это же время целый ряд русских пилотов, в том числе представлявших Одессу, приступили к обучению за границей. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1910 года Сергей Уточкин впервые взлетел на биплане «Фарман-IV», который принадлежал одесскому банкиру Ксидиасу. Впоследствии Сергей выкупил у него биплан, использовав воздушное судно в своем последующем турне по российским городам. Сергей Уточкин стал вторым дипломированным летчиком в истории российского воздухоплавания (первым был Михаил Ефимов). Если Михаил Ефимов осваивал летное мастерство во Франции в школе Фармана, то Сергей Уточкин выучился летать самостоятельно и уже весной 1910 года успешно сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, а в дальнейшем подтвердил свое звание в ИВАК — Императорском всероссийском авиаклубе. Уже в мае 1910 года Сергей Уточкин приступил к выполнению показательных полетов в Киеве, Харькове, Москве и Нижнем Новгороде. В общей сложности в 1910-1912 годах Сергей Уточкин выполнил порядка 150 полетов, посетив 70 городов в Российской империи и за ее пределами.

Сергей Уточкин стал первым российским авиатором, который поднял аэроплан в московское небо. Присутствующий при этих первых полетах профессор Николай Егорович Жуковский отметил, что у Сергея помимо умения и знания есть необходимая для авиатора врожденная способность. Демонстрации полетов в исполнении Сергея Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей. К примеру, 22 апреля 1910 года в Киеве на показательных полетах присутствовало до 49 00 зрителей. На выступление Уточкина в Баку, которое состоялось 23 октября 1910 года, пришло порядка 20 000 человек.



На лето 1910 года пришелся пик славы и популярности авиатора в России. К примеру, 3 июля в присутствии большого количества зрителей в небо поднялся самолет «Фарман» под управлением Уточкина. Он совершил взлет с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе, перелетев через Одесский залив. Данный полет для Уточкина был юбилейным — сотым. Некоторые СМИ сравнили его по важности со знаменитым перелетом Блерио через Ла-Манш.

В июле 1911 года Сергей Уточкин принял участие в грандиозном для того времени перелете по маршруту Петербург — Москва. Поднявшись в небо с Коломяжского аэродрома, несколько самолетов сразу же взяли курс в направлении Москвы. При этом до конечной точки маршрута долетели не все. Во время перелета один летчик погиб, еще трое получили ранения разной степени тяжести. Сам Сергей Уточкин потерпел аварию на территории Новгородской губернии, под Крестцами, — здесь его аэроплан врезался в берег реки и развалился на мелкие части. Но для авиатора все закончилось достаточно хорошо, хотя Сергей и получил перелом ключицы, вывих колена и многочисленные ушибы и ссадины по всему телу, но самое главное заключалось в том, что он буквально чудом остался жив в этой аварии.

К тому моменту веснушчатого и огненно-рыжего Сергея Уточкина уже узнала и полюбила вся страна. Он был настоящим кумиром публики. Еще при его жизни на свет начали появляться книги и статьи о нем, а в СССР о нем был снят художественный фильм «В мертвой петле», в котором главную роль сыграл Олег Стриженов. В те годы воздушные приключения и кульбиты на грани хулиганства Уточкина на долгое время стали предметом обсуждений и шуток обывателей. Вновь совершать публичные полеты авиатор начал только в 1912 году, восстановившись от последствий аварии. При этом он посещал не только крупные, но и малые российские города. В частности, весной 1912 года он побывал в станице Каменской, расположенной на Северском Донце в Области Войска Донского.

К тому моменту перенесенные Уточкиным многочисленные аварии и травмы, хроническая бессонница и сильные головные боли, а также нервное расстройство на фоне личной семейной драмы (во время болезни летом 1911 года от него ушла жена), привели к душевному надлому авиатора. В 1913 году он перерос в психическое расстройство. Свою лепту в болезнь внесло и злоупотребление сначала болеутоляющими средствами, содержащими морфий, а затем гашишем и кокаином, с которыми летчик познакомился еще в 1908 году в Египте, во время совершения здесь полетов на воздушном шаре. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Сергею Исаевичу не удалось добиться в воздухоплавании тех же успехов, каких он сумел добиться в спорте. Сергей Уточкин не стал лучшим летчиком России. К тому же российская публика, мнением которой Уточкин всегда сильно дорожил, продолжала видеть в нем спортсмена-эксцентрика, своеобразного воздушного акробата, а не героя-авиатора.

[/center[center]]Бронзовый памятник пионеру российской авиации Сергею Уточкину, установленный в Одессе по адресу улица Дерибасовская, 22


Последние годы жизни авиатора прошли в Санкт-Петербурге, Кишиневе и родной для него Одессе. Периоды лечения сменялись периодами нужды и поисков работы. На тот момент времени за Уточкиным прочно закрепилась репутация «безумца». Рецидивы его душевной болезни, которые подпитывались употреблением наркотических средств, сменялись нормальным состоянием, однако устроить свою жизнь Уточкин уже не мог. Постоянных заработков он не имел, подрабатывая лишь игрой на бильярде. Тогда же в «Синем журнале», который издавал Куприн, были опубликованы его воспоминания.

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война пробудила в Сергее новые надежды. Он загорелся желанием попасть на фронт, оказаться в авиации, веря в том, что накопленные им знания и умения в воздухоплавании будут востребованы в сражениях. Но куда бы не обращался пилот, всюду он получал лишь отказы — его считали не вполне нормальным для военной службы и даже благоприятные отзывы некоторых врачей не убеждали членов военных призывных комиссий.

В конце концов, его настойчивость обеспечила результат. В 1915 году он добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину под Петроградом в звании прапорщика. Здесь он был инструктором, снова получив возможность заняться любимым делом — полетами. Во время одного из таких полетов в декабре 1915 года летчик очень сильно простудился и был госпитализирован в больницу Святого Николая-чудотворца на Мойке. Здесь он и скончался от осложнений, вызванных воспалением легких, в ночь на новый 1916 год. Пионер российской авиации скончался 31 декабря 1915 (13 января 1916 года по новому стилю). Он ушел из жизни в свои неполные 40 лет, пять из которых отдал авиации. Сергея Уточкина похоронили в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

По материалам из открытых источников
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 июля 2016 08:07
    Куда петербургские жители,
    Толпою веселой бежите вы?

    Какое вас гонит событие
    В предместье за чахлый лесок?
    Там зонтики белою пеною
    Мальчишки и люди степенные,
    Звенят палашами военные,
    Оркестр играет вальсок.


    Ах летчик отчаянный Уточкин,
    Шоферские вам не идут очки.
    Ну что за нелепые шуточки-
    Скользить по воздушной струе?
    И так ли уж вам обязательно,
    Чтоб вставшие к празднику затемно
    Глазели на вас обыватели,
    Роняя свои канотье?

    Коляскам тесно у обочины,
    Взволнованы и озабочены,
    Толпятся купцы и рабочие,
    И каждый без памяти рад
    Увидеть как в небе над городом,
    В пространстве, наполненном холодом,
    Под звуки нестройного хора дам
    Нелепый парит аппарат.

    Он так неуклюж и беспомощен!
    Как парусник ветром влеком еще,
    Опору в пространстве винтом ища,
    Несется он над головой.
    Такая забава не кстати ли?
    За отпрысков радуйтесь, матери,
    Поскольку весьма занимателен
    Сей праздничный трюк цирковой.

    Куда петербургские жители,
    Толпою веселой бежите вы?
    Не стелят свой след истребители
    У века на самой заре,
    Свод неба пустынен и свеж еще,
    Достигнут лишь первый рубеж еще...
    Не завтра ли бомбоубежище
    Отроют у вас во дворе?

    художественный фильм «В мертвой петле», в котором главную роль сыграл Олег Стриженов.
    Сценарий фильма был написан Леонидом Траубергом при участии С.Тимошенко еще в 1940 году. Фильм начали снимать на студии "Ленфильм" Семен Тимошенко и Борис Бабочкин. Причем он оказался режиссерским дебютом Б.Бабочкина в кино.Он же был и первым исполнителем роли Сергея Уточкина...Война прервала съемки, но отснятый материал сохранился..Вернулись к сценарию в 1962 г.Премьера состоялась 4 февраля 1963..Фильм был снят на киностудии им. А.Довженко..Актёрский состав созвездие актерских имён: Олег Стриженов, Виктор Коршунов, Станислав Чекан, Александр Мовчан, Эльза Леждей, Николай Лебедев, Георгий Бабенко, Петр Вескляров, Николай Волков-старший, Владимир Дальский, Таисия Литвиненко, Юрий Медведев, Дмитрий Милютенко, Лев Перфилов, Сергей Петров, Николай Пишванов, Григорий Тесля, Павел Шпрингфельд, Анатолий Скибенко, Надежда Титаренко ...


    1. +3
      12 июля 2016 16:34
      Спасибо, что вспомнили этот прекрасный фильм о Сергее Уточкине. Мы , тогда десятилетние пацаны, впервые узнали о этом разностороннем спортсмене. Тогдашний кинематограф нёс большую познавательную нагрузку.Могли бы мы узнать о Уточкине, не выйди о нём фильм В те же годы шёл со Стриженовым ещё один фильм от которого все мои ровесники были в восторге. Фильм по рассказу Джека Лондона "Мексиканец" о боксёре... Вообще те годы отмечены выпуском фильмов на высокодуховную, героическую тему, призванную воспитывать молодёжь... А фильм "Последний дюйм" со знаменитой песней...
      "Тяжёлым взрывом ударил фугас,
      Взметнулся фонтан огня..."
  2. +1
    12 июля 2016 08:21
    Сергея Уточкина похоронили в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
  3. +1
    12 июля 2016 08:56
    Удивительный человек и достойный гражданин, умерший при защите Отечества.
  4. 0
    12 июля 2016 10:18
    Как ни странно, Россия всегда делала рывок вперёд исключительнор благодаря безумцам. Безумцем считали Петра Великого, который осмелился бросить вызов шведам, ненормальными считали и Жуковского и Ушакова и Суворова и еще сотни "безумцев", сделавших то, что, по мнению современников было не возможно.
    А вот "расчетливые бухгалтеры" всегда проигрывали.
  5. +2
    12 июля 2016 10:45
    "Безумство смелых - вот мудрость жизни! Безумству храбрых поём мы славу..."
  6. 0
    12 июля 2016 22:30
    Всё это хорошо описано в книге Юрия Мануиловича Гальперина "Воздушный казак Вердена". Там описаны практически все первые авиаторы России, Уточкин, Ефимов, Славороссов, Казаков и многих других! Почитайте будет очень интересно!
  7. 0
    5 апреля 2017 06:12
    На третьей фотографии сверху у Вас не Уточкин, а Ефимов. Считаю, важно знать такие знаменитые фотографии. И обязательно подписывать в статье.