Венгерские лёгкие танки «Толди»

8
1918 год стал судьбоносным для Австро-Венгерской империи, которая прекратила свое существование. Не принес он ничего хорошего и самой Венгрии. После объявления независимости страна оказалась разделена гражданской войной. В течение 1919-1920 годов, не без помощи со стороны Антанты, с «красной угрозой» было покончено, однако сама Венгрия оказалась на стороне проигравших, она вместе с Германией, Болгарией и Турцией признавалась виновной в развязывании Первой мировой войны. Страна лишилась ощутимой части своих территорий, а на ее армию были наложены значительные ограничения. Верхней границей численности венгерской армии было определено 35 тысяч человек, а бронетехнику вооруженные силы не могли иметь вовсе.

Разумеется, венгерскому правительству эти ограничения не нравились. И танки страна все-таки приобретала, но весьма ограниченными сериями. Первые переговоры о поставке танков венгры начали уже в 1919 году с другим собратом по несчастью — Германией. У немцев они приобрели 14 легких танков LK-II, которые были куплены через шведскую фирму-посредника. Стоит отметить, что для тех лет это были достаточно современные боевые машины.

Практически на десятилетие эти танки оставались единственными, которыми располагала венгерская армия. К вопросу покупки бронетехники страна вернулась только в 1929 году, когда стало очевидным, что LK-II уже слишком устарели. После проведения недолгих поисков выбор был сделан в пользу легкого итальянского танка Fiat 3000B образца 1930 года, который был вооружен двумя 8-мм пулеметами. Таких танков Венгрия приобрела 5 штук, однако уже через пару лет стало очевидно, что «потомок» французского FT-17, пусть и существенно модернизированный, очень сильно отстает от иностранных аналогов. После этого венгерские военные заинтересовались британскими танкетками Carden-Lloyd Mk.VIb, однако после покупки одной машины отказались от них. Вместо них в Италии в 1935-1936 годах Венгрия закупила в общей сложности 150 танкеток CV3/33 и CV3/35.

В то же время отношения между Венгрией и Германией на тот момент были дружественными, и в рамках военного сотрудничества Берлин передал венграм один легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A, который еще в 1937 году составлял основу Panzerwaffe. Венгерским военным этот танк понравился, он обладал неплохими скоростными характеристиками и мог сгодиться для использования в качестве разведывательной гусеничной машины. Однако сомнения военных вызывали слишком легкое бронирование, недостаточное вооружение и большая стоимость танка. По этой причине они стали рассматривать альтернативные варианты, одним из которых стал шведский танк L-60, который в дальнейшем и стал основой для всей линейки венгерских танков Toldi.

Венгерская танковая колонна. Впереди венгерский легкий танк 38M Toldi I, за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35). Фото: waralbum.ru


В 1937 году в Венгрии были проведены сравнительные испытания, в которых приняли участие легкие танки: V-4 (собственного венгерского производства), немецкий пулеметный Pz.IA и шведский легкий танк Landsverk L-60. Победу в этих испытания одержал «швед». Стоит отметить, что L-60 был достаточно простым танком, но в то же время отличался передовой конструкцией. На этой боевой машине впервые в мировом танкостроении опорные катки обладали индивидуальной торсионной подвеской, а лобовые листы брони были расположены под рациональными углами наклона, что повышало толщину приведенной брони. На танке были установлены перископические прицелы, а удельная мощность двигателя позволяла развивать на шоссе скорость до 50 км/ч. Помимо этого, конструкция шведского танка лучшим образом подходила для проведения дальнейших модернизаций.

Именно шведский Landsverk L-60 был взят за основу для первого серийного венгерского танка. Лицензионная версия данной боевой машины, выпускавшаяся в Венгрии, получила название «Толди». Танк серийно выпускался с 1939 по 1944 гг. При этом машина существовала в следующих основных модификациях 38.M Toldi I, 38.M Toldi II(IIA) и 43.M Toldi III. Танк был назван так в честь знаменитого средневекового богатыря Миклоша Толди, являвшегося полулегендарным аналогом древнерусского Ильи Муромца. При этом комиссия, которая проводила сравнительные испытания легких танков, рекомендовала внести в его конструкцию некоторые изменения по сравнению с представленным шведами прототипом. В то же время корпус и ходовая часть танка не претерпели почти никаких изменений, немного было изменено лишь ведущее колесо. Также незначительно была изменена танковая башня, а вот орудие на нем пришлось сменить.

Относительно системы вооружения танка «Толди» в Венгрии развернулись самые большие споры. На шведском образце была установлена 20-мм автоматическая пушка «Мадсен». Венгерские конструкторы предлагали установить 25-мм автоматическую пушку «Бофорс» или «Гебауэр» (последняя — венгерской разработки), либо даже 37-мм или 40-мм артсистему. Две последние пушки требовали серьезной переделки танковой башни, поэтому от их установки временно отказались. Одновременно с этим приобретать лицензию на выпуск автоматических пушек «Мадсен» венгры не стали, ввиду их дороговизны, а также по той причине, что завод «Данувиа» в Будапеште не готов был освоить их выпуск в сжатые сроки.

Венгерские лёгкие танки «Толди»
Венгерский танк 38M Toldi I буксирует немецкий грузовик Büssing-NAG 400 по улице советской деревни. Фото: waralbum.ru


В результате было принято решение вооружить танк 20-мм самозарядным противотанковым ружьем швейцарской компании «Золотурн». Данное ружье производилось в Венгрии по лицензии под маркой 36.М. Питание противотанкового ружья осуществлялось из магазинов, рассчитанных на 5 патронов. Практическая скорострельность доходила до 15-20 выстрелов в минуту. Дополнительно на танке был установлен 8-мм пулемет 34./37.М с ленточным питанием. Это была лицензионная копия чешского пулемета. Боекомплект танка состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемету. Еще один дополнительный пулемет мог быть установлен на крыше башни в специальном кронштейне, он мог использоваться как зенитный.

Хорошая оптика и прицельные приспособления поставлялись в Венгрию из Германии, равно как и двигатели. Сердцем танка «Толди» являлся 155-сильный бензиновый двигатель немецкого производства — Busing-NAG, который работал вместе с 5-ступенчатой коробкой передач. С этим двигателем 8,5-тонный танк развивал максимальную скорость близкую к 50 км/ч, а запаса топлива в 230 литров хватало на 220 километров движения по шоссе. Бронирование танка было скорее противопульным — лоб и борта корпуса, а также лоб и борта башни имели толщину брони 13 мм, маска орудия — 20 мм. Днище и крыша корпуса и башни — 6 мм.

Экипаж танка «Толди» состоял из трех человек, которые размещались внутри боевой машины в достаточно комфортных условиях. Боевое отделение и отделение управления, как и в шведском прототипе L-60, достаточно хорошо вентилировались. В башне танка с правой стороны под командирской башенкой, оснащенной для наблюдения за полем боя 7 триплексами, располагалось место командира танка. Слева от командира было место стрелка, который следил за полем боя через перископический прицел. Механик-водитель танка ориентировался на местности по смотровым щелям, которые были расположены в небольшой бронированной рубке, находившейся левее продольной оси танка.

Танк серийно производился с 1939 по 1944 годы, при этом выпуск был достаточно скромным, всего в Венгрии изготовили 202 экземпляра таких боевых машин. Первый заказ на выпуск 80 легких танков был получен в феврале 1939 года. Первые серийные танки 38.M Toldi I были переданы венгерским военным 13 апреля 1940 года. Всего же до 14 марта 1941 года в Венгрии было собрано 80 танков этой модификации. В дальнейшем в стране начался выпуск танков 38.M Toldi II, отличавшихся усиленным бронированием. Первые 4 танка данной модификации были переданы венгерским военным еще в мае 1941 года. По состоянию на 22 июня 1941 года в венгерской армии насчитывалось 90 танков «Толди».

38.M Toldi IIA


Танки следующей серии, которая получила наименование «Толди II», отличались от своих предшественников в первую очередь тем, что производились исключительно из венгерских комплектующих. Помимо этого в модернизированной версии легкого танка появилась новая радиостанция, а толщина брони маски орудия была увеличена. Какое-то время новая модификация танка производилась параллельно со старой, в которой применялись комплектующие немецкого производства. Единственным отличием «Толди I» от «Толди II», бросающимся в глаза, была форма антенн боевых машин — однако после переоснащения танков первой серии новыми радиостанциями и это визуальное отличие исчезло. Всего в Венгрии было произведено 110 танков «Толди II», из которых 80 боевых машин в дальнейшем были переоборудованы в версию 38.M Toldi IIA.

Поскольку вооружение танка тяжелым противотанковым ружьем в 1940-е годы смотрелось уже несерьезным, венгерские конструкторы решились на установку вместо него 40-мм пушки 42.М собственной разработки. Данная артиллерийская система была укороченным вариантом пушки 41.М, которая специально была создана для танка «Туран». Изменение основного вооружения привело к снижению боекомплекта, к 40-мм орудию в танке можно было разместить всего 55 снарядов. Одновременно с заменой вооружения конструкторы нарастили и бронирование танка — броня маски орудия выросла до 35 мм. Пулемет на этой модификации был заменен на 34М/37М, причем часть его ствола была прикрыта броневым кожухом. На танке Toldi IIA башня была значительно видоизменена, сзади на ней появился навесной ящик, предназначенный для перевозки снаряжения. Боевая масса танка выросла с 8,5 тонн до 9,35 тонн, что сразу же отразилось на его динамических характеристиках: максимальная скорость упала до 45 км/ч, а запас хода — до 190 км.

В единственном экземпляре в Венгрии был собран экранированный вариант танка «Толди». Борта корпуса и башни этого легкого танка были прикрыты 5-мм бронеэкранами, а радиостанцию R/5 сменила более совершенная R/5a. Боевая масса танка возросла при этом до 9,85 тонн, что лишь увеличивало нагрузку на трансмиссию и двигатель. В конечном итоге этот вариант танка так и не был принят на вооружение.



Последней модификацией легкого танка «Толди», которая действительно производилась венгерской промышленностью, стал танк 43.M Toldi III. Толщина брони на модификации «Толди III» была еще раз увеличена. На этот раз на рубке механика-водителя и маске орудия она была доведена до 35 мм. Помимо этого была расширена кормовая ниша в башне, что позволило увеличить возимый боекомплект до 87 снарядов. Танков «Толди» в этой модификации в Венгрии успели собрать всего 12 штук.

Боевое применение танков «Толди»

Впервые легкие танки «Толди» приняли участие в боевых действиях в апреле 1941 года. Через 4 месяца после заключения пакта о вечной дружбе с Югославией венгерские войска приняла участие во вторжении в это балканское государство. Две венгерских моторизованных и одна кавалерийская бригады, вторгшиеся на территорию Югославии вместе с немецкими войсками, имели в своем составе по одной роте из 18 легких танков «Толди».

Следующей их кампанией стала война против СССР. 81 танк «Толди» в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии (наряду с венгерскими бронеавтомобилями Csaba» и итальянскими танкетками) принял участие в операции «Барбаросса». Еще 14 легких танков нового типа были отправлены на Восточный фронт позднее, в октябре 1941 года. В боях на Восточном фронте стало понятно, что неплохой на конец 1930-х годов танк стремительно устаревает. Если с броней советских легких танков БТ и Т-26 противотанковое ружье «Золотурн» еще могло справиться, то бороться против средних и тяжелых танков с его помощью было практически бесполезно.

38M «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке


Однако основной проблемой венгерского легкого танка стала невысокая, особенно в условиях ведения боевых действий в СССР, надежность трансмиссии и двигателя. Венгерские танки застревали в грязи, а их двигатели часто ломались. Ситуация дошла до того, что венгерские ремонтные части сами не успевали устранять поломки легких танков и вынуждены были вызвать на фронт квалифицированных гражданских специалистов с венгерских заводов. Когда потрепанный в сражениях на Восточном фронте подвижный корпус в ноябре 1941 года вернулся назад в Венгрию, выяснилось, что большинство (37 из 65) боевых машин, требовавших проведения ремонта, выходили из строя по причине поломок, а не боевых повреждений. В кампании 1942 года в Советском Союзе венгры использовали всего 17 танков данного типа. При этом в марте 1943 года назад в Венгрию вернулись всего 3 машины.

Легкие танки «Толди» всех модификаций активно использовались армией этой страны при отражении наступления советских войск на территорию Венгрии в завершающей стадии Второй мировой войны в Европе. К июню 1944 года венгерская армия все еще располагала 129 танками данного типа — 66 «Толди I» и 63 «Толди II» и «Толди IIА». Противостоять на равных современным советским танкам — ИС-2 и Т-34-85 они просто не могли, поэтому практически все были уничтожены в ходе кампании 1944-1945 годов, последние из них были потеряны в боях за Будапешт. До нашего времени сохранилось всего 2 танка данного типа. При этом обе венгерских боевых машины находятся сегодня в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке. Один из представленных здесь танков относится к модификации Toldi I, второй — Toldi IIA.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/38m_toldi.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/866-light-tank-toldi-1
http://warspot.ru/3819-vengerskiy-lyogkiy-bogatyr
http://wowar.ru/tank-toldi-i
Материалы из открытых источников
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 июля 2016 07:48
    Вот еще один образец танкопрома Венгрии, стоит в кубинке. Танк туран, выпускался с 1942 по 1944 Г. Выпущено около 450 штук.
    1. +4
      14 июля 2016 16:30
      Клепаная башня в 1944 уже явный анахронизм. Вообще в сороковые годы стало ясно, что развитая танковая промышленность со сколько-нибудь заметными мобилизационными возможностями в случае войны это удел мощных экономик. Ни Венгрия ни Италия не смогли выдержать гонку в развитии бронетехники. С другой стороны, США вступили в эту гонку с заметным опозданием, а к 1944 М4 был в достаточных количествах, да и М26 не пошел в войска только по административным причинам.
  2. +6
    14 июля 2016 09:07
    Интересно, выходит не очень вышло с надежностью данного танка. А вообще из легких танков стран Оси самый интересный был итальянский L6. Очень легкий с неплохим бронированием 40 мм башни и 30 мм лба, поперечным расположением двигателя, интересной подвеской и довольно высокой надежностью и простотой ремонта.
    Сам танк являлся по сути развитием танкетки CV38, отсюда и особенности расположения агрегатов. По сути предназначенный для разведки, применялся часто как линейный, да и выпущен был в мизерных количествах. Тем не менее считаю для своего класса хорошей машиной.
  3. +4
    14 июля 2016 09:12
    И кстати сделали шведы на базе этого танка неплохую самоходку Landsverk L-62 Anti II, которую выпускали венгры по лицензии под маркой 40M Nimrod, таки 40 мм Бофорс мощная была штука.
  4. 0
    14 июля 2016 17:11
    Трофейные "Толди" не без успеха использовались Красной армией
  5. +4
    14 июля 2016 20:24
    Интересная штука, статистика! При ведении боевых действий на территории СССР танки Толди показали низкую техническую надежность, а во время боев в Венгрии "были практически все уничтожены", я так понимаю, уничтожены в бою. ИМХО, не очень то хотелось мадьярам воевать на чужой территории, вот и ломались часто у них танки. А пока технари устраняли поломки экипажам можно было и отдохнуть пару дней от передовой.
    Статье плюс, надеюсь на цикл о венгерских ББМ
    1. +4
      15 июля 2016 09:44
      Мадьярам как раз на территории СССР воевать не очень хотелось, грабить и уничтожать мирное население и пленных было значительно интереснее. Хотя как солдаты они стоили гораздо большего, чем румыны или итальянцы. А когда дома стало подгорать тут они дрались до последнего, поскольку за свои "подвиги" на пощаду не надеялись. Не просто так в битве за Воронеж венгров в плен брали.
  6. 0
    6 января 2017 18:45
    вот так просто обнаружилось и закрепилось преимущества советской промышленности перед европейской.
    вчерашние уральские и слобожанские крестьяне лучше усвоили уроки ПМВ