В Минобороны поддержали продолжение работ по созданию учебного СР-10

47
В Минобороны посчитали целесообразным продолжить работы по созданию учебно-тренировочного самолёта Ср-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро "Современные авиационные технологии"» (КБ САТ), сообщает АвиаПорт со ссылкой на источник в ОПК.



«На состоявшемся в июне совещании принято решение о целесообразности продолжения разработки перспективного лёгкого учебно-тренировочного самолёта СР-10 (СР-10 – самолёт реактивный с обратной стреловидностью в 10 градусов). Во исполнение указанного решения должны быть приняты меры по обеспечению научно-технического сопровождения новой разработки и усилению контроля за его исполнением», – рассказал источник.

Проведение госиспытаний самолёта запланировано на 2017 г.

Собеседник напомнил, что «25 декабря 2015 года первый самолёт СР-10 совершил первый и второй полёты, проведя в воздухе 40 и 20 минут соответственно».

Предполагается, что производство СР-10 будет налажено на Смоленском авиационном заводе. Начало серийных поставок ожидается в 2018 г.

Строительство первого опытного образца должно начаться уже в текущем году (летающий сегодня самолёт является скорее демонстратором). Следом начнётся сборка второго самолёта.

«Именно первый опытный образец начнёт проведение ГСИ. Причём решено, что уже первый опытный СР-10 смоленского производства будет оснащён так называемой "стеклянной кабиной" разработки Рязанского приборостроительного конструкторского бюро. Обе машины пройдут ГСИ с двигателями АИ-25ТЛ», – сказал собеседник.

«На совещании отмечалось, что в дальнейшем (уже на серийных самолётах) вместо украинских АИ-25ТЛ, которых имеется определённый запас, будут устанавливаться отечественные двигатели АЛ-55», – сообщил он.

На демонстраторе, кстати, установлен двигатель АИ-25ТЛ производства украинского АО "Мотор Сич".



Справка ресурса: «Авиадвигатель АЛ-55И разработан на ПАО "Научно-производственное объединение "Сатурн", производится на этом же предприятии и на моторостроительном предприятии в Уфе. АЛ-55И – двухконтурный турбореактивный двигатель нового поколения, головной образец в новом семействе двигателей АЛ-55 для учебно-боевых и лёгких боевых самолётов. АЛ-55И создаётся по заказу ВВС Индии для учебно-тренировочного самолёта HJT-36. Двигатель АЛ-55И имеет тягу на взлётном режиме 1760 кг и массу 315 кг. Удельный расход топлива на максимальном режиме 0,69 кг/кгс.ч.

Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с одним ТРД. Взлётная масса самолёта: максимальная - 2700 кг, нормальная - 2400 кг. Самолёт должен иметь максимальную скорость полёта до 900 км/ч, а пилотажную скорость - 700 км/ч. Крейсерская экономическая скорость - 520 км/ч. Скорость отрыва - 190 км/ч, скорость посадочная - 185 км/ч. Максимальная скороподъёмность у земли - 60 м/с; минимальный радиус установившегося виража - 290 м; максимальная дальность - 1500 км, практический потолок - 6000 м. Самолёт СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 / -8».
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 июля 2016 12:33
    Отличный самолет, хорошо подходит для обучения личного состава....да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить) - учебная база очень важный элемент.
    1. +8
      15 июля 2016 12:35
      Цитата: Alexey-74
      Отличный самолет, хорошо подходит для обучения личного состава....да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить) - учебная база очень важный элемент.


      И смотрится очень даже симпатично , удачи ему , в деле подготовки пилотов.
      1. +3
        15 июля 2016 12:39
        А як130 куда??
        1. +12
          15 июля 2016 12:44
          Цитата: DIVAN SOLDIER
          А як130 куда??

          Да туда же куда и сейчас. СР-10 скорее на смену Л-39 придет. Тоже одномоторный и более дешевый чем Як-130.
          1. +1
            15 июля 2016 13:14
            Цитата: Fregate
            СР-10 скорее на смену Л-39 придет. Тоже одномоторный и более дешевый чем Як-130.

            ...который создавался на смену Л-39...
            1. +2
              15 июля 2016 18:39
              СР-10 заполнит нишу между винтовым самолетом первоначальной летной подготовки и самолётом Як-130.
        2. +12
          15 июля 2016 12:48
          Цитата: DIVAN SOLDIER
          А як130 куда??

          А ни куда, Як потяжелей, посложней, с имитацией штурмовик, истребитель, бомбер, уже специализация. А этот - начальный этап, первый реактивный у будущего пилота.
        3. +8
          15 июля 2016 13:02
          Як130 никуда не денется. Этот СР-10 это переходное звено к нему от як152. Сначала происходит обучение летунов на поршневом як 152 , в том числе и в досааф . Потом пересаживают на уже реактивный ср-10 . А уже только потом обучение на учебно-боевом як130. Ср-10 же не учебно-боевой , а просто учебный - никакого вооружения , просто обучение на легком реактивном самолете. hi
          1. +1
            15 июля 2016 20:34
            Цитата: g1v2
            Як130 никуда не денется. Этот СР-10 это переходное звено к нему от як152. Сначала происходит обучение летунов на поршневом як 152 , в том числе и в досааф . Потом пересаживают на уже реактивный ср-10 . А уже только потом обучение на учебно-боевом як130. Ср-10 же не учебно-боевой , а просто учебный - никакого вооружения , просто обучение на легком реактивном самолете. hi

            Раньше годах так в 80-х ХХ века пацаны в УАЦ ДОСААФ сразу на Л-29 летать начинали (баз полетов на поршневых), а сейчас что бестолковей стали? request
            1. 0
              15 июля 2016 23:49
              Раньше денег не так считали , а теперь капитализм и досааф достаточно поршневых як152 - главное побольше, чтобы по максимуму подростков охватить. А уже потом в училище на ср-10 полетают те кто в авиацию решит идти. Ну и затем уже подготовленные на як 130 . К 2018 году як 130 у нас в районе 130 штук всего ожидается - это явно не для досааф самолеты.
        4. +1
          15 июля 2016 15:44
          Цитата: DIVAN SOLDIER
          А як130 куда??

          СР-10, машина первоначальной летной подготовки, ну как ПО-2 и ЯК-18 в свое время. А ЯК-130, это машина гораздо более универсальная и серьезная предназначенная для формирования летного мастерства и первоначальных боевых навыков у курсантов старших курсов, летных училищ.
    2. Комментарий был удален.
    3. +3
      15 июля 2016 12:41
      Цитата: Alexey-74
      Отличный самолет, хорошо подходит для обучения личного состава....да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить) - учебная база очень важный элемент.

      Мне кажется,как учебно- боевой больше подойдёт Як-130 ,этот самолёт слишком в лёгкой " весовой категории". Его было бы лучше массово выпускать для населения,он был бы не дорогим,и военно- учебные версии стоили бы тогда для промышленности не дорого вследствии массовости производства.
      1. +10
        15 июля 2016 12:54
        razmik72Ставлю вам плюс только что бы вас поддержать после больной для вас темы про отношения с Азербайджаном hi
        Но не согласен с вами по поводу Як-130.Кабе Яковлева на радостях что ему заказ дали на военный самолёт(Хоть и учебный)Полноценный универсальный боевой самолёт сделали laughing А тут просто парта летающая нужна!Взлёт и посадку тренироваться совершать.Вот поэтому СР-10 нужен .Дешовый ,надёжный и простой в эксплуатации как пять копеек.А як 130 тоже необходим как не дорогой учебно боевой.Да и как боевой лёгкий истребитель бомбардировщик.
        1. 0
          15 июля 2016 13:04
          Цитата: Наблюдатель2014
          razmik72Ставлю вам плюс только что бы вас поддержать после больной для вас темы про отношения с Азербайджаном hi
          Но не согласен с вами по поводу Як-130.Кабе Яковлева на радостях что ему заказ дали на военный самолёт(Хоть и учебный)Полноценный универсальный боевой самолёт сделали laughing А тут просто парта летающая нужна!Взлёт и посадку тренироваться совершать.Вот поэтому СР-10 нужен .Дешовый ,надёжный и простой в эксплуатации как пять копеек.А як 130 тоже необходим как не дорогой учебно боевой.Да и как боевой лёгкий истребитель бомбардировщик.

          Наблюдатель2014, спасибо за поддержку,но я то же не отрицал ,что этот самолёт можно использовать в учебных целях,просто как истребитель он мне кажется слишком лёгким,а выпуская его и для гражданского сектора,можно значительно уменьшить стоимость данного самолёта для военных.Может,я не правильно выразил свои мысли в своём первом комментарии,русский мне не родной язык. hi
          1. +2
            15 июля 2016 20:44
            Размик!Вы не троль!Вы имеете право своё мнение высказать.А противоположное мнение услышать почётно и не оскорбительно! hi
        2. +3
          15 июля 2016 13:34
          Заминусуйте меня до смерти)) Этот самолет не нужен! Як-152 и Як-130, все - никто затягивать обучение пилотов не будет. Я не знаю кто лоббирует проект
          СР-10, кому-то надо бабки заработать. Программа обучения в МО РФ пилотов уже определена (я знаю это не по-наслышке). И зачем однодвигательный учебный самолет?
          1. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
          3. +3
            15 июля 2016 14:13
            Спорить не буду, но племяш в Краснодаре учиться летать на чешских Л-ках. Про ЯК 152 там и не вспоминают. После чехов им объявят кто на чём дальше будет летать, его вроде как на Су пересаживают, вот модификацию пока не знаю (истребитель сказали). ЯК -130 им не доверили, так что если СР-10 станет заменой Л-39 то ничего плохого не вижу. Целевая аудитория - курсанты лётных училищ, курсанты ДОСАФ, резервисты, просто мечтающие получить лётную лицензию (романтики), страны Африки (не богатые) не способные приобрести серьёзную авиацию, а ВВС которым собственные хочется. Повесят на него лёгкую авиа пушку сделают пару пилонов для авиа бомб и будут повстанцев по джунглям гонять. Массового выпуска не будет - это не тот случай.
          4. +1
            15 июля 2016 15:49
            СР-10 будет ,как бы „детским велосипедом“,с которого привычно переходят на ЯК-130 и т.д.
          5. 0
            15 июля 2016 17:30
            Цитата: павлентий
            Я не знаю кто лоббирует проект

            Давно известно, проект выпуска этого самолёта очень понравился "президенту" дагестана, таким людям у нас не отказывают.
        3. Комментарий был удален.
        4. пушкарь77
          +2
          15 июля 2016 17:50
          Истребитель-бомбардировщик, для Як-130 это большой перебор. Это дофорсажная машина, для истребителя не покатит (тяговооруженность невысокая, тем более отсутствует форсаж), для бомбера ему очень далеко, по всем характеристикам, а для штурмовика это очень нежная машина и дорогая, плюс слабозащищенная, с полной нагрузкой у него практически отсутствует боевой радиус и полет очень низкий. По этим причинам он в Сирии и не появился, слишком дорогая и легкая мишень. Скорее всего это легкий ударник, но и здесь ему надо добавить тяги. По этим же причинам за бугром его нелегко пропихнуть. При всем этом самолет сложный для учебного, даже для учебно- боевого, две машины были утрачены из за конфликтов в электронике. Слишком высокие недостижимые требования были даны при создании машины. Сразу было ясно, что имитацию пятого поколения (нашего и зарубежного) он не потянет, это утопия, тем более не потянет бомберы, тяжелые машины. В результате имитирует себя . Для замены L-39 создавался МиГ-АТ, он является низкопланом, это очень удобно при при обучении молодых летчиков, так как машина садится более плавно из за подобного расположения крыла, ну и он более прост без лишних функций. А L-39, прекрасно себя проявил в Сирии, как легкий и очень простой и очень дешевый ударник, который работает с пикирования (в прочем как и все Сирийские самолеты, отсюда конечно и большие потери).
    4. +1
      15 июля 2016 12:43
      Цитата: Alexey-74
      выступать как легкий истребитель (если оружия добавить)

      Да ну. Какой там истребитель со скоростью штурмовика? РЛС хорошую не воткнешь, а еще пушку надо.
    5. +2
      15 июля 2016 12:43
      Ну истрибитель - то с него никакой, я думаю. Просто летающая парта, надеюсь будет у него большое будущее, и он вырастит ни одно поколение пилотов для ВКС.
    6. 0
      15 июля 2016 13:11
      Цитата: Alexey-74
      Отличный самолет, хорошо подходит для обучения личного состава....да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить) - учебная база очень важный элемент.

      -------------------
      Это тот случай, где слово "частник" не ругательное. Самолет создан частным конструкторским бюро.
    7. 0
      15 июля 2016 13:59
      Цитата: Alexey-74
      .да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить) - учебная база очень важный элемент.

      Сколько оружия добавить?
      Взлётная масса самолёта: максимальная - 2700 кг, нормальная - 2400 кг.
      "Шапки" закончились?
      И это крыло без пилонов!
    8. 0
      15 июля 2016 19:02
      Цитата: Alexey-74
      да и в случае чего может выступать как легкий истребитель (если оружия добавить)

      Какое там оружие можно добавить? У него собственный вес 2400. А истребителю еще и локатор нужен, прицелы. Ну, если только пулеметик типа РПК - кабанов по полям гонять.
      1. 0
        15 июля 2016 19:39
        Очень даже хороший самолётик,дешёвый манёвренный и самое главное современный он будет очень даже востребован у курсантов ВКС России,ведь начальная подготовка всегда лучше на самолёте чем на тренажёре!
    9. 0
      15 июля 2016 20:48
      Цитата: Alexey-74
      учебная база очень важный элемент.

      Учебная парта очень нужна. Импортный Л-39 не вечен
  2. +3
    15 июля 2016 12:36
    особо порадовала собственная стеклянная кабина и собственный движок. отличная машина. совершенству нет предела.
  3. А красный он почему?или подтверждение поговорки что неумный человек этому цвету рад в действии?
  4. +2
    15 июля 2016 12:40
    Ему бы ещё наш движок , вместо импортного... Я думаю в этом будет главная проблема к серийному производству.
    А так я всячески приветствую появление данного учебного борта. Так как наше желание запихнуть невпихуемое привело к увеличению стоимости ЯК-130 .
    Принцип универсализма привёл к тому, что ЯК-130 перерос УБС в его ТТХ и только двигатель спасает его от прямого сравнения с Ф-16.
    В этом есть и плюсы и минусы .
    Плюсы в том, что если поставить на ЯК-130 двигатель с тягой ,позволяющим ему сверхзвук до 2 махов, то ВВС России , наконец то , получит приемлемый однодвигательный боевой самолёт . Я надеюсь и поддерживаю данное развитие ЯК-130 в этом направлении, и что то мне подсказывает, что руководство ЯК давно над этим работает.
    А минус в том, что слишком дорогой самолёт ЯК-130 для Учебного после винтового.
    А вот с СР-10 может получится неплохой бюджетный помежуточный вариант к ЯК-130.
    Хотя я бы приветствовал параллельное создание УБС типа "Тукано"
    1. +2
      15 июля 2016 12:48
      Цитата: Ромин
      и только двигатель спасает его от прямого сравнения с Ф-16.
      В этом есть и плюсы и минусы .
      Плюсы в том, что если поставить на ЯК-130 двигатель с тягой ,позволяющим ему сверхзвук до 2 махов, то ВВС России , наконец то , получит приемлемый однодвигательный боевой самолёт .

      Вообще-то Як-130 двухмоторный.
    2. 0
      15 июля 2016 22:54
      Цитата: Ромин
      А минус в том, что слишком дорогой самолёт ЯК-130 для Учебного после винтового.

      Як-130 в два раза дешевле своего итальянского близнеца "Aermacchi M-346"
  5. 0
    15 июля 2016 12:40
    Нормальный такой самолет, экономичный и не дорогой. Для легкого штурмовика - мелковат, хотя, при желании, что нибудь подвесить под него можно было бы.Таких надо много, восполнить и учебку в училищах, и ДОСААФ, да и в частные руки, кому захочется.
    1. -1
      15 июля 2016 14:39
      Цитата: Горный стрелок
      да и в частные руки, кому захочется.

      Выучиться пилотировать ,подобного рода, самолёт!
  6. +3
    15 июля 2016 12:41
    Маленький, хорошенький, симпатичный самолетик smile Нравится он мне, просто как он выглядит нравится.
  7. +4
    15 июля 2016 12:45
    вроде это первый удачный пример когда частная фирма за свой счет по сути создала самолет для армии, у нас такого никогда вроде не было.Удачи специалистами ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»).
  8. 0
    15 июля 2016 12:45
    Ferrari с крыльями good
  9. +2
    15 июля 2016 12:46
    DIVAN SOLDIER, як130_убс.
  10. 0
    15 июля 2016 12:48
    да..25-ка отличный мотор, возможно немного сложный, но зато там солидный запас по модернизации...жаль только это все это на Моторе бурьяном порастёт лет через 5-ть...
  11. 0
    15 июля 2016 13:46
    Хорошо бы еще У-2 модернизировать, чтобы на нем любой гражданин мог полететь и приземлится, даже ежели мотор откажет, с фанерой надеюсь проблем-то нету. Только пропитать чем нибудь его, шоб не горел. Ну и размер поменьше сделать, чтобы в чемодане помещался. Для партизан самое то.
    1. +1
      15 июля 2016 20:48
      Цитата: Инок
      Хорошо бы еще У-2 модернизировать, чтобы на нем любой гражданин мог полететь и приземлится, даже ежели мотор откажет, с фанерой надеюсь проблем-то нету. Только пропитать чем нибудь его, шоб не горел. Ну и размер поменьше сделать, чтобы в чемодане помещался. Для партизан самое то.

      Шутка и сарказм приняты, вот только обшивка на У-2 перкалевая, а не фанерная. hi
  12. 0
    15 июля 2016 15:51
    Скорее всего этот экземпляр и останется демонстратором. Заявления М.О. должны быть подкреплены финансово. А этого момента в статье нет. В единичном экземпляре можно конечно собрать пару тройку машин даже в гараже. Но для запуска в серию , кроме желания нужны и деньги и не такие уж малые. Обойти статиспытания, ресурсные и др. не получится, а это минимум три года и хорошие деньги. Запуск в серию то же потребует" презренного металла" Энтузиазма здесь не хватит однозначно.
  13. 0
    15 июля 2016 16:22
    Этот самолет скорее подходит для обучения в гражданском секторе.Тот же ДОСААФ или как бизнесджет .
    1. 0
      15 июля 2016 21:02
      Этот SR-10 на yaplakal.com рисовал какой-то из Анненэрбе или что?
  14. -1
    15 июля 2016 22:04
    Миниатюрный симпатичный самолётик для массовых(и недорогих) полётов гражданского населения. Все - в ОСОАВИАХИМ(ДОСААФ)!
  15. +3
    15 июля 2016 22:21
    Признаться честно, я в этот самолётик влюбился с первого взгляда. Искренне желаю ему светлого будущего и чтоб в России их было столько сколько нужно.
  16. 0
    15 июля 2016 22:30
    В Смоленске есть авиационный завод ?
    1. +1
      15 июля 2016 22:51
      Смоленский авиационный завод, основанный в 1926 году – одно из старейших авиационных предприятий России. Многолетнее сотрудничество с прославленными ОКБ А.С. Яковлева, А.Я. Березняка, В.М. Мясищева, участие в программе ВКС «Буран» позволило заводу накопить большой опыт постройки изделий авиационной техники. За освоение выпуска новой техники в 1971 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

      В 1993 году предприятие акционировалось и было преобразовано в Акционерное общество открытого типа, с 1996 года - Открытое акционерное общество «Смоленский авиационный завод» (ОАО «СмАЗ»).

      С 2004 года завод входит в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

      В настоящее время предприятие оснащено современным механообрабатывающим оборудованием, включающим 3-х, 4-х и 5-ти координатные обрабатывающие центры, комплексом оборудования для холодной и горячей штамповки, гальванических и лакокрасочных покрытий, производства изделий из пластических масс. Имеющиеся корпуса агрегатно-сборочных цехов и цехов окончательной сборки позволяют собирать узлы, агрегаты и проводить окончательную сборку самолетов типа ЯК-42, а наличие летно-испытательной станции – летные испытания различных типов самолетов.

      Предприятие имеет комплект лицензий, сертификатов, свидетельств, необходимых для производства и ремонта вооружения, авиационной и военной техники.

      Основные направления деятельности:

      серийное производство изделий, разработанных на предприятиях, входящих в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»;
      изготовление по индивидуальным заказам самолетов Як-18Т, СМ-92Т в различных модификациях;
      техническое обслуживание самолетов Як-18Т, изготовление запчастей для самолетов Як-40, Як-42.

      Самолёт М-65 Геофизика высотный перехватчик аэростатов - разведчик строился серийно на Смоленском авиазаводе.
      1. 0
        16 июля 2016 10:40
        Спасибо. Не знал. Особенно, про "Геофизику" удивлен был.
    2. 0
      16 июля 2016 00:05
      Поправка - самолет М-55