FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории

18
Закончившаяся Вторая мировая война достаточно быстро перетекла в холодную войну, в которой перспективы западных государств на гипотетическом европейском театре военных действий выглядели уже не так радужно. Все прекрасно знали о том, каким огромным количеством тяжелых и средних танков обладают вооруженные силы Советского Союза. Советские танковые войска превосходили бронетанковые силы бывших союзников как количественно, так и качественно. Специально для противостояния советским тяжелым танкам в Великобритании в 1949-1952 годах был создан танк FV 214 «Conqueror» («Завоеватель»). Эта боевая машина была выпущена ограниченной серией, став последним тяжелым танком в истории британского танкостроения. Всего за годы серийного производства с 1955 по 1959 годы в Великобритании было собрано 185 танков Conqueror и небольшое количество БРЭМ, построенных на их базе (28 штук).

Последний британский «тяжеловес» оставался на вооружении британской армии вплоть до 1966 года. К этому моменту он был окончательно вытеснен из армии новым основным боевым танком «Чифтен». Малое число построенных тяжелых танков FV 214 Conqueror объяснялось и постоянной конкуренцией со стороны более раннего и легкого танка «Центурион», который был очень хорошо освоен британской промышленностью и, как выяснилось, обладал отличным резервом для модернизации.

История проекта FV 214 «Conqueror»

После того, как в Англии был закрыт проект танка А43 «Черный принц», британской армии потребовался новый танк сопровождения пехоты. На роль такой боевой машины определили проект танка А45 разработки компании English Electric. Проектная масса боевой машины составляла 56 тонн, а максимальная скорость должна была составить 30 км/ч. Первый прототип танка планировалось построить в 1946 году, но после завершения Второй мировой войны было принято решение об отказе от концепции «крейсерских» и «пехотных» танков в британской армии. Вместо них была запущена программа по созданию «универсального танка» под обозначением FV 200 и других боевых машин на его базе — самоходных артиллерийских установок (САУ) и бронетранспортеров.



Первоначально на роль такого танка претендовал А41 «Центурион», но ресурс его модернизации британцы первоначально сочли недостаточным, что было особенно важно для нового танка, получившего индекс FV 201. Данный прототип представлял собой выросший в размерах «Центурион» с более мощным орудием, возросшим бронированием и измененной ходовой частью — у танка FV 201 применительно на каждый борт имелось 8 опорных катков, вместо 6 у «Центуриона». Вооружение танка должно было составить 20-фунтовое орудие (83,9-мм). Помимо этого на его шасси проектировался целый ряд боевых машин узкой специализации, в связи с чем первый прототип танка поступил на испытания только в 1947 году.

Уже в 1949 году британцы полностью переосмыслили положение дел и приняли решении о том, что разрабатывать большое количество узкоспециализированных проектов нецелесообразно, в этой связи все проекты в рамках программы FV 200, за исключением БРЭМ на его базе, были закрыты. Помимо этого, 20-фунтовое танковое орудие отлично вписалось в башню «Центуриона». Наряду с этим в связи с появлением в частях Советской армии достаточно большого числа тяжелых танков ИС-3 встал вопрос о целесообразности продолжения проекта FV 201 — этот британский «тяжеловес» был не в состоянии противостоять своим советским собратьям. Было принято решение переработать проект в соответствии с требованиями к тяжелому танку, который был бы в состоянии противостоять любым советским танкам, в первую очередь ИС-3, который произвел большое впечатление на бывших союзников во Второй мировой войне.

По новому британскому проекту на корпус, который был позаимствован у FV 201, была установлена башня новой конструкции, в которой разместили 120-мм орудие, новый проект получил обозначение FV 214. В связи с тем, что времени на данный проект было затрачено уже достаточно много, башню еще только предстояло разработать, а 120-мм орудие не было освоено английской промышленность, было выдвинуто предложено запустить в серийное производство промежуточный вариант танка с корпусом FV 201 и башней от танка «Центурион». Этот вариант боевой машины получил новое обозначение FV221 «Caernarvon», в 1952 году этот танк был представлен на испытания, но на вооружение британской армии его не приняли. В это же самое время в проект танка FV 214, который получил официальное обозначение «Conqueror», внесение изменений было продолжено. В этой связи первые тяжелые танки Conqueror смогли покинуть цеха лишь в 1955 году.



Описание конструкции

Тяжелый танк FV 214 Conqueror был спроектирован по классической компоновочной схеме, моторно-трансмиссионное отделение было расположено в задней части корпуса. Орудие располагалось во вращающейся на 360 градусов башне, находящейся в центральной части корпуса. Башня танка представляла собой единую литую деталь. Лобовая поверхность башни отличалась сильным наклоном брони, помимо этого башня выделялась развитой кормовой нишей. Броня тяжелого танка была монолитной, она создавалась из катаных бронеплит (корпус танка) и литых деталей (башня танки и турель). При этом броня танка даже в лобовой проекции уже не обеспечивала адекватной защиты от получивших в то время широкое распространение кумулятивных ракет и снарядов.

Лоб башни танка имел бронирование 176 мм, маска орудия — 200 мм, борт башни — 89 мм, а ее корма — 51 мм. По бортам башни были расположены по одному шестиствольному гранатомету. Корпус был бронирован слабее. Лобовая броня корпуса составляла 130 мм, бронеплита была расположена под углом 60 градусов, таким образом приведенная толщина брони в лобовой проекции танка FV 214 «Conqueror» составляла 260 мм. Борта танка, прикрытые 6-мм противокумулятивными экранами, составляли всего 51 мм, корма корпуса была прикрыта броней той же толщины.

Сердцем тяжелого танка был V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor M120, развивавший мощность 810 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Помимо него, силовая установка танка включала в свой состав вспомогательный двигатель, развивавший мощность 29 л.с. Вспомогательная силовая установка обеспечивала электричеством многочисленные системы боевой машины (вне боя было достаточно одного генератора, который приводился в действие основным двигателем). Двигатель жидкостного охлаждения Meteor был оборудован системой непосредственного впрыска топлива во впускной коллектор и нагнетателем. Емкость топливных баков слегка превышала 1000 литров, этого запаса топлива хватала на прохождение 160 км. Максимальная скорость танка не превышала 35 км/ч.



Через управляемый механически главный фрикцион сухого трения крутящий момент передавался на несинхронизированную коробку переключения передач, которая обеспечивала боевой машине 5 скоростей переднего хода и две скорости заднего хода. КПП была объединена в единый блок с механизмом поворота, который предоставлял боевой машине фиксированный радиус поворота для каждой из скоростей (от 140 футов на пятой, до 16 футов на первой передаче, а также позволял выполнить разворот вокруг одной гусеницы на нейтральной передаче).

Подвеска танка Conqueror состояла из 8 тележек (по 4 тележки на каждый борт) сблокированных попарно опорных катков. Амортизаторов не было. В качестве упругого элемента подвески были использованы тройные горизонтально расположенные витые пружины. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на 4 поддерживающих ролика. Ведущие колеса заднего расположения. Гусеницы танка мелкозвенчатые, металлические. Специалисты отмечали, что и трансмиссия, и подвеска тяжелого танка представляли собой достаточно архаичное решение. Они требовали от механика-водителя большого уровня мастерства, а также нуждались в тщательном техническом обслуживании, добавляя машине немало проблем, особенно учитывая вес тяжелого танка, который превышал 60 тонн.

Экипаж тяжелого танка состоял из четырех человек. Место механика-водителя было расположено справа, в передней части корпуса танка. Командир боевой машины находился в нише башни и управлял собственной турелью контроля стрельбы (FCT — fire control turret), которая была оснащена стереоскопическим дальномером с базой в 124,4 сантиметра, а также дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом. Данная турель обладала независимым от башни управлением поворотом. Автоматика позволяла удерживать турель наведенной на выбранную цель даже в случае вращения башни (другими словами, турель контроля стрельбы вращалась в противоположную сторону с той же скоростью, что и башня танка). Заряжающий располагался с левой стороны от танковой пушки, в то время как место наводчика находилось с правой стороны от орудия. Каждый член экипажа танка имел свой собственный люк для входа/выхода из боевой машины. Все люки обладали схожим принципом: крышка отодвигается в сторону после того, как она будет приподнята над своим посадочным местом.



Основным вооружением «Завоевателя» было нарезное 120-мм орудие L1. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости, но стрельба при этом велась с остановки. В боекомплект данного орудия входили лишь фугасные бронебойные и бронебойные подкалиберные снаряды с пластическим взрывчатым веществом, всего в танке имелось 35 выстрелов раздельного заряжания. В роли вспомогательного вооружения выступали спаренный с танковой пушкой 7,62-мм пулемет и зенитный пулемет того же калибра с дистанционным управлением, который был установлен на командирской башенке с левой стороны от люка командира танка, огонь из зенитного пулемета вел сам командир. Боекомплект двух пулеметов состоял из 7500 патронов.

Для того, чтобы предотвратить сильную загазованность обитаемого пространства танка пушка L1 была специально оснащена эжектором, а в танковой башне был размещен довольно сложный механизм удаления стреляных гильз. Люк этого механизма располагался сразу же за рабочим местом наводчика. Однако на практике частые его отказы заставляли командира боевой машины самостоятельно выбрасывать гильзы из танка. Либо заряжающий вынужден был открывать свой люк и избавляться от гильз после каждого выстрела из орудия.

Так как главной задачей «Завоевателя» была борьба с танками противника на больших дистанциях (в первую очередь с его тяжелыми машинами), конструкторам требовалось обеспечить высокую вероятность попадания по цели первым же выстрелом. Чтобы решить эту задачу (при отсутствии на тот момент времени быстродействующих и достаточно компактных баллистических вычислителей) британцами была создана система, описание которой лучше всего показать на примере действий экипажа танка по поражению обнаруженной цели.



Обнаружив танк противника в перископический прицел, командир тяжелого танка Conqueror вращением турели и наклоном зеркала прицела выводил изображение цели в центр поля зрения. В левом окуляре одновременно с этим отображалась шкала дальности, которая была объединена с прицелом наводчика. Определив дистанцию до цели с помощью стереоскопического дальномера, командир танка вводил соответствующую поправку на шкалах своего прицела и прицела наводчика (при помощи электрического установщика). После этого он нажатием кнопки на рукоятке управления турелью заставлял танковую башню развернуться в направлении обнаруженной цели, совмещая линию визирования своего прицела и прицела наводчика (турель при этом могла вращаться в противоположную сторону относительно башни, не теряя цель из вида). Если все действия были сделаны правильно, цель появлялась в поле зрения прицела наводчика, а пушка уже имела нужный угол возвышения.

В принципе, командир танка после этого сам был в состоянии произвести выстрел из орудия, однако у наводчика имелся дополнительный прибор для учета угла крена танка (он представлял из себя шарик в изогнутой прозрачной трубке, с нанесенными на нее поправками прицеливания), которого не было у командира боевой машины. Поэтому наводчик брал управление на себя, внося конечные поправки, и производя выстрел из орудия. Командир осуществлял наблюдение за результатом стрельбы и либо переходил к поиску новых целей, либо отдавал команду о повторном выстреле, внеся необходимые поправки по наблюдаемому месту первого попадания. Если тяжелый танк двигался со скоростью более 2,5 км/ч, автоматически начинала действовать система стабилизации орудия, однако это вызывало затруднения у наводчика в те моменты, когда боевая машина практически остановилась, либо лишь начинала свое движение.

Узость специализации тяжелого танка и существенные технические проблемы, наряду с низкой общей надежностью сказались на его судьбе отрицательным образом. После разработки в Великобритании отличного 105-мм орудия L7, предназначенного для танка Centurion, участь дорого в эксплуатации и огромного танка Conqueror была предрешена. В 1966 году последний танк данного типа был списан. По иронии судьбы, многие тяжелые танки FV214 свое последнее пристанище обрели на полигонах, на которых использовались в качестве мишеней для танков Centurion, которых когда-то они должны были сами заменить на военной службе.



Модификации танка:

Conqueror Mk.I — первая серийная модификация, всего было собрано 20 танков.

Conqueror Mk.II — основная серийная модификация 1958 года, которая отличалась установкой усовершенствованного механизма подъема орудия, механизмом поворота башни и некоторыми новыми приборами системы управления огнем. Всего было изготовлено 165 танков данной модификации.

Машины на базе тяжелого танка Conqueror:
F.V.222 Mk.I и F.V.222 Mk.II — БРЭМ, были выпущены в небольшом количестве — 8 и 20 единиц соответственно.

До сегодняшнего дня в экспозициях танковых музеев сохранилось 5 британских тяжелых танков Conqueror, а также три БРЭМ FV 222, построенных на их базе. Один из этих тяжелых танков находится и в экспозиции российского бронетанкового музея в Кубинке. Данный танк был получен по программе межмузейного обмена.

Тактико-технические характеристики FV 214 «Conqueror»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 7730 мм (с пушкой вперед — 11 600 мм), ширина корпуса — 3990 мм, высота — 3350 мм.
Боевая масса — 64 тонн.
Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor M120, мощностью 810 л.с.
Максимальная скорость — 35 км/ч.
Запас хода — 161 км.
Вооружение — 120-мм пушка L1 и два 7,62-мм пулемета.
Боекомплект — 35 выстрелов и 7500 патронов.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://rufor.org/showthread.php?t=2457
http://warspot.ru/3934-nesostoyavshiysya-zavoevatel
http://armyman.info/bronetehnika/tanki/10351-tyazhelyy-tank-fv214-conqueror.html
Материалы из открытых источников
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 июля 2016 10:17
    Немного некорректно написано относительно используемых снарядов - пластидом снаряжался бронебойно-фугасный снаряд (High Explosive Squash Head — HESH), а не бронебойно-подкалиберный.
    Да и двигло с КПП судя по схемам находится не в башне, а в корме feel
  2. +3
    19 июля 2016 11:30
    Машина прикольная.На ряду с М103 компания для ИС-7 и Т-10 на полку.
    1. +2
      19 июля 2016 17:15
      А название какое, право слово-боевое."Завоеватели" по улицам идут. Значит нам туда дорога.
  3. 0
    19 июля 2016 12:10

    Тяжелый танк FV 214 Conqueror был спроектирован по классической компоновочной схеме, моторно-трансмиссионное отделение было расположено во вращающейся на 360 градусов башне, находящейся в центральной части корпуса.

    При классической схеме двигатель разве не в корме?
  4. +2
    19 июля 2016 12:12
    Да и мне кажется что двигатель в башню навряд-ли будут устанавливать
  5. 0
    19 июля 2016 17:33
    Я только одному удивляюсь. Имея 6-летний опыт 2МВ, спроектировать 64-тонный танк, не задаваясь вопросом-А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?
    1. 0
      19 июля 2016 18:04
      Цитата: Альф
      Я только одному удивляюсь. Имея 6-летний опыт 2МВ, спроектировать 64-тонный танк, не задаваясь вопросом-А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?

      Так они же более по пустыням воевали, ну какие там реки...
      1. 0
        19 июля 2016 19:36
        Так они же проектировали танк для противостояния советским танкам на европейском ТВД,
        Цитата: svp67
        А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?
    2. 0
      19 июля 2016 19:32
      Цитата: Альф
      Я только одному удивляюсь.

      А вы не удивляйтесь, даже сегодня создаются танки с массой более 60 тонн.
  6. 0
    19 июля 2016 18:08
    Так главным противником Британии уже тогда был назначен СССР, а вот в нем с пустынями как-то не очень, а вот рек, особенно в западной части, хоть задом пей.
  7. +1
    19 июля 2016 19:10
    Тут с товарищем порассуждали: при 64-х тонной боевой массе и запасе хода в 161 км это скорее не танк, а подвижный ДОТ.
    (особенно если МТО в башне: действительно в полевых условиях удобно - сидишь на попе ровно, а движок сам к тебе нужным для обслуживания боком поворачивается (шутка)).
    1. -2
      19 июля 2016 19:30
      Цитата: Wasiliy1985
      Тут с товарищем порассуждали: при 64-х тонной боевой массе и запасе хода в 161 км это скорее не танк, а подвижный ДОТ.

      Могу вас с товарищем поздравить, у бронетехники запас хода это прежде всего синоним слова автономность. Вероятность того, что бронетехника в наступлении будет за раз пробегать указанные у неё километры, равна нулю.
  8. +1
    19 июля 2016 19:44
    Удивительна судьба английского танкостроения. Нация, впервые спроектировавшая и применившая танк на поле боя, уступила лидерство и всю последующую историю плелась в хвосте, постоянно конструируя танки для прошедших десятилетий...
  9. Mpx
    0
    19 июля 2016 21:25
    Видел его в Кубинке. Смотрится очень впечатляюще, просто огромный танк с самой длинной пушкой в своем ряду!