Программа «Super-30» и стратегическое равновесие в ИАТР. Запад уходит на задний план
Выиграв в январе 2012 года «легендарный», по меркам всех известных контрактов оборонной сферы, индийский тендер MMRCA на производство и поставку Дели 126 многоцелевых истребителей «Rafale», французская компания «Dassault Aviation» продолжает «разгребать воз проблем», связанных с продвижением машин в состав Военно-воздушных сил Индии. Сложности эти связаны прежде всего с высокой стоимостью самолёта, которая достигает 200 млн. долларов за единицу, при этом никакими уникальными характеристиками «Рафали» удивить своих потенциальных покупателей в XXI веке уже не могут. Несмотря на высокую угловую скорость установившегося разворота в ближнем воздушном бою, обеспечивающую отличное «энергетическое» маневрирование, способность полётов с большими углами атаки и высокую тяговооружённость, эти самолёты полностью проигрывают конкурентам в максимальной скорости полёта (у «Рафаля» это не более 1900 км/ч), а также в реализации режимов сверхманевренности, доступных истребителям с системой ОВТ (Су-30МКИ, Су-35С, F-22A «Raptor» и различные версии МиГ-29).
От лицензионного производства 108 «Рафалей» в Индии и прямой закупки 18 самолётов у Франции «Дассо» медленно скатилась до заказа на один авиаполк из 36 самолётов, поставка которых смешно смотрится на фоне индийско-российской программы FGFA, а также многочисленных контрактов ОАО «Компания «Сухой» на поставки многоцелевых истребителей семейства Су-27СК и Су-30МК2/МК2/МКВ/МКМ в Китай, Вьетнам, Венесуэлу и Малайзию. В то время как французы продолжают набивать цену своим «Рафалям», увязывая её с предоставлением дополнительного обслуживания и гарантийных обязательств, Минобороны Индии сосредотачивает все усилия на глубокой модернизации более чем 230 сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, а также производстве лёгких тактических истребителей «Tejas». Последние, обладая современным БРЭО поколения «4++» и обнадёживающими лётно-техническими характеристиками, заполнят пустующую «многоцелевую» ячейку истребителей «на каждый день», в которую предполагалось внести 126 «Rafale», а обновлённые Су-30МКИ ещё большей угрозой нависнут над флотами и ВВС соседних Пакистана и КНР, являясь главными инструментами военно-политического давления.
Программа «Super-30» предусматривает комплексную модернизацию индийских Су-30МКИ для увеличения эксплуатационного срока до 2040 года. По информации индийских СМИ, сейчас возобновлены российско-индийские консультации по организации и срокам начала работ по пакету обновления «Сушек». Несмотря на то, что над новым радиоэлектронным обликом машины работают уже более 5 лет, программа «Super-30» ещё так и не была реализована в «железе» даже одного Су-30МКИ.
Нынешнее усиление интереса с индийской стороны к программе связано сразу с несколькими обстоятельствами: появлением у КНР тактических истребителей поколений «4++/5» (Су-35С, J-10B, J-11B, J-15S, J-20 и J-31), принятием на вооружение ВВС Пакистана 3 самолётов ДРЛОиУ ZDK-03 «Karakoram Eagle» китайской корпорации CETC, заключением 75-миллионного контракта на модернизацию авиапарка пакистанских F-16A/B до уровня F-16C/D Block 52 с возможностью применения дальнобойных ракет AIM-120D, а также окончанием допустимых сроков эксплуатации истребителей-бомбардировщиков МиГ-21 и МиГ-27. Как известно, в Индии участились случаи авиакатастроф с участием МиГ-27 из-за проблем силовой установкой — ТРДФ Р-29-300. С 2001 по июнь 2016 год было потеряно более 20 машин. Немедленному списанию подлежит более 120 МиГ-27, что заставляет ВВС Индии скорее закрыть эту брешь модернизацией Су-30МКИ.
«Super-30» сделает из обычной «тридцатки» самый совершенный двухместный авиационный комплекс поколения переходного поколения. Бортовой радиолокационный комплекс планируется обновить установкой новой БРЛС с активной ФАР. Нынешняя БРЛС Н011М «Барс» с ПФАР, в связке с ракетами «воздух-воздух» Р-27ЭР/ЭМ, Р-77 (РВВ-АЕ) или индийскими «Astra» в версии с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяет выигрывать дальний воздушный бой у таких истребителей, как «Тайфун», «Рафаль», F-16C Block 52/60 и F-15E со стандартным вооружением в виде ракет MICA-EM/IR и AIM-120C-5/7. В то же время при использовании противником ракет большей дальности (MBDA «Meteor» и AIM-120D) риски для пилотов Су-30МКИ многократно возрастают, равно как и в воздушных боях с современными китайскими истребителями типа J-15S. Дальности «Барса» в 165 км по целям с ЭПР 3 м2 уже абсолютно недостаточно для полного контроля воздушной обстановки, в которой действуют истребители с ЭПР в пределах 1 м2 («Супер Хорнет», F-35A), в то время, как ЭПР самого Су-30МКИ достигает огромных значений в 10—15 м2, что позволяет засечь «Сушку» на удалении от 180 до 220 км (применительно к таким РЛС, как AN/APG-79/81/83SABR или CAPTOR-M и RBE-2).
Радиопрозрачный обтекатель Су-30МКИ имеет внутренний диаметр более 900 мм, который абсолютно приемлемый для установки большинства современных РЛС с ПФАР или АФАР с увеличенными энергетическими возможностями и разрешающей способностью. Это может быть как «Ирбис-Э», так и упрощённая модификация БРЛС Ш-121, которая позднее может найти применение ещё и в комплексе управления вооружением перспективного истребителя FGFA.
Новая РЛС сможет обнаруживать пакистанские F-16C Block 52 на удалении 270 — 300 км, а китайские «стелсы» J-31 и строящиеся по лицензии J-11B — 200 и 400 км, что даст возможность начинать ДВБ одновременно, либо даже раньше, чем это сделает противник. Очевидно, что в соответствии с программой «Super-30», индийские «Тридцатки» могут получить пакет снижения радиолокационной заметности, выраженный в применении конструктивных элементов из радиопоглощающих материалов, а также использовании радиопоглощающих покрытий по методике, реализованной в планере истребителя-бомбардировщика Су-34 (радиолокационная сигнатура уменьшена до 3,8—5 м2 во фронтальной проекции). Вероятно, что меньшая площадь сечения кабины Су-30МКИ позволит добиться ЭПР в пределах 2-2,5 м2.
Новая БРЛС для Су-30МКИ будет иметь больше режимов работы, включая сканирование поверхности с синтезированной апертурой. Надводные корабли и наземная техника противника будут обнаруживаться на 50-70% дальше, чем это делал «Барс», плюс появится способность чёткой классификации этих юнитов на удалении свыше 150 км. РЛС с АФАР дальностью действия более 300 км, а также наличие оператора систем поставит модернизированные Су-30МКИ на одну ступень с закупленными Китаем Су-35С, но с 10-кратным количественным превосходством. Отличным толчком для ускорения работ по «Super-30» является интеграция сверхзвуковых противокорабельных ракет «БраМос», а также проектирование гиперзвуковой «БраМос-2», которые позволяют сегодня ВВС Индии господствовать над любой корабельной ударной группировкой китайского флота, прикрывая собственные.
Согласно публикации «The Financial Express», с 27 июля в Индию прибывает американская делегация, в составе представителей «Boeing», «Lockheed Martin», «Raytheon», «General Atomics» и «Honeywell», которая займётся обсуждением вопросов поставки индийским ВВС ракетного вооружения, а также развёртывания объектов по лицензионному производству американских истребителей переходного поколения. Известно, что Индия уже отказалась от усовершенствованных американских F-16IN Block 60 «Super Viper» в пользу французских «Рафалей». Но теперь ситуация для штатовских корпораций ещё более сложная. Тем не менее, делегация попытается заключить предконтрактные договорённости на поставку истребителей 5-го поколения F-35A и организацию лицензионного производства F/A-18E/F «Super Hornet». В области продвижения последней машины работает «Boeing Military Aircraft» во главе с исполнительным директором Шелли Лавендер. Планируется, что Минобороны Индии должны приобрести 90 американских истребителей, которые залатают брешь от сокращённого контракта по «Рафалям».
«Боинг» надеется заинтересовать индийский рынок вооружения двухдвигательным многоцелевым истребителем с высокопроизводительной АФАР-РЛС AN/APG-79 и возможностью палубного базирования, «Локхид» делает ставки на малую радиолокационную заметность «Лайтнинга-2». Но если их модернизационный потенциал уже достиг верхней точки (ни «Супер Хорнет», ни F-35A технически не получат РЛС с 400-километровой дальностью работы), многогранность программы «Super-30» способна обойти на крутом вираже практически любое западное предложение.
Источники информации:
https://www.gazeta.ru/army/2016/01/25/8039621.shtml
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158523#p158523
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158522#p158522
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158562#p158562
Информация