«Перезагрузка» отношений – что дальше?
Сближение стратегических противников США вынуждает американское правительство все интенсивнее внедряться на африканский континент и в район Центральной Азии.
Начало «оттепели» в отношениях между Российской Федерацией и США было положено еще в 2009 году. Инициатором взаимодействия выступило американское правительство. Во многом стимулировала процесс сближения взаимная симпатия Д. Медведева и Б. Обамы. Россия была заинтересована в установлении тесного контакта ничуть не меньше, чем Америка, так как такое взаимодействие могло способствовать вступлению в ВТО, а также ограничению распространения противоракетного оборонного комплекса вокруг РФ. Результатом сближения стал договор СНВ, однако множество вопросов, которые необходимо было разрешить российскому правительству, до сих пор остаются острыми и неурегулированными.
Если проанализировать ситуацию беспристрастно, можно сказать, что большую выгоду от сближения получила Америка. Благодаря взаимодействию натовские войска в Афганистане получают грузы через территорию нашего государства, причем передвижение таких поставок никак не досматривается. Кроме того, США заручились относительными гарантиями невмешательства РФ в программу внешней политики в отношении государств в Центральной Азии, а также на африканском континенте.
Для нашей страны результаты такого взаимодействия неоднозначны. Принятие Российской Федерации в состав ВТО постоянно оттягивалось, что давало повод утверждать о нежелании американского руководства идти на взаимовыгодный контакт. На сегодняшний день в США уже активизировались сторонники конфронтации с российским государством, которые настойчиво продвигают идею ужесточения политики с Россией. Гарантии о неприменении противоракетного комплекса, а также военной мощи НАТО против РФ до сих пор не закреплено юридически ни в одном международном документе.
Американское руководство, по сути, уже нарушает соглашение о ядерном паритете, располагая на территории Европы военные базы и элементы ПВО, утверждая, что их назначение заключается исключительно в обеспечении безопасности от нападений Ирана.
Конкретными шагами США по воплощению в жизнь принятого плана по размещению ПРО было подписание меморандума о размещении в Турции радара AN/TPY-2, а также переговоры о создании военного комплекса на территории Румынии. Невзирая на тот факт, что серьезной угрозы радар в Турции не представляет, меморандум в очередной раз подтвердил сохранение США намерения и в дальнейшем увеличивать свое военное присутствие на континенте, вне зависимости от мнения Москвы. Еще большее возмущение вызвали в России переговоры американского правительства с Румынией о возможности размещения на ее территории наземного комплекса ПРО, что хотя и завуалировано, но является прямым нарушением принятых США обязательств.
Парирование претензий России выразилось в отложении до 2012 года урегулирования возникших разногласий между РФ и НАТО. Следует отметить, что за это время представители США успеют согласовать все вопросы относительно системы ПРО в Турции, Румынии, Испании, Чехии и Польше, а также вплотную приступят к реальному выполнению поэтапного плана размещения системы. Испания уже дала согласие на расположение судов с установками ПРО на борту, что подтверждает опасения о видимости сотрудничества с Россией по вопросам безопасности в Европе. Российское правительство неоднократно выступало с инициативой совместного планирования и создания системы обороны на территории Европы, а также в других регионах. Однако Североатлантический альянс уклоняется от реального сотрудничества и равноправного взаимодействия в данной области, объясняя свои действия опасностью со стороны Ирана и Северной Кореи. Тем не менее простейший геополитический анализ такого размещения явно указывает на образование стратегического военного кольца вокруг РФ и КНР. Россия неоднократно предлагала НАТО организовать свободный обмен информацией о планах размещения защитных комплексов, а также выражала готовность принять участие в таких мероприятиях, но альянс упорно отмалчивается.
На сегодняшний момент российским правительством рассмотрены варианты выхода из договора СНВ, а также начале ответного размещения ПРО в Калининградской области и выполнения защитного укрытия ядерных установок.
Некоторые политологи уже делают поспешные выводы о том, что политике «перезагрузки» приходит конец, а история вступает в новый виток конфронтации между двумя сильнейшими государствами.
Тем не менее окончательный разрыв отношений вряд ли последует, так как и НАТО и Россия заинтересованы в сотрудничестве. Возможно, отношения вновь будут напряженными, но, как заявил Д. Медведев, наша страна готова к конструктивному диалогу и равноправному взаимодействию. В случае дальнейшего исполнения плана по созданию ПРО со стороны НАТО, Россия будет вынуждена приступить к активному укреплению собственных территорий в плане обеспечения собственной безопасности.
Россия все еще зависит от политического влияния американского правительства в Европейском союзе, и, скорее всего, сменившееся руководство не станет обострять и без того наряженные отношения. Вероятно, новая российская власть пойдет по пути урегулирования отношений путем взаимных уступок. Дальнейший внешнеполитический курс будет во многом зависеть от исхода предстоящих выборов президента США.
Информация