Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»

15
В 1960 году на вооружение ракетных войск и артиллерии был принят тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». От своих предшественников он отличался повышенными характеристиками, а также строился крупной серией, что позволило передать войскам несколько сотен комплексов. Вскоре после принятия нового образца на вооружение было решено начать разработку следующей модификации ракетного комплекса. Новый проект получил обозначение 9К52 «Луна-М».

Постановление Совета министров СССР о разработке перспективного ракетного комплекса, являющегося дальнейшим развитием существующих систем, вышло в середине марта 1961 года. Разработка проекта в целом была поручена НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники), имевшему опыт создания тактических ракетных комплексов. Техническое задание оговаривало разработку одноступенчатой баллистической ракеты без систем управления, способной поражать цели на дальностях до 65 км. Требовалось учесть возможность использования боевых частей нескольких типов. Также следовало разработать два варианта самоходной пусковой установки с разными типами ходовой части и, как следствие, отличающимися характеристиками.

Главной целью проекта, получившего обозначение «Луна-М», было повышение основных тактико-технических характеристик в сравнении с существующей техникой. Кроме того, теми или иными средствами предлагалось улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, а также сократить его состав. Так, колесную самоходную пусковую установку 9П113 предлагалось оснастить собственным подъемным краном для работы с ракетами. Это позволяло не включать в состав ракетного комплекса транспортно-заряжающую машину или самоходный подъемный кран, обойдясь только сравнительно простыми транспортировщиками. Также предлагались некоторые иные идеи и решения, направленные на улучшение общих характеристик.

Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»
Подготовка комплекса 9К52 "Луна-М" к запуску ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru


В ходе проектных работ сотрудниками нескольких организаций оборонной промышленности разрабатывалось сразу несколько вариантов пусковой установки. Тем не менее, не все они дошли до серийного производства и эксплуатации в армии. Изначально создавались самоходные установки на колесном и гусеничном шасси, а позже появились более смелые предложения, такие как легкая система, пригодная для транспортировки авиацией.

Силами нескольких предприятий, отвечавших за поставку тех или иных агрегатов, разрабатывалась самоходная пусковая установка 9П113. Основой для этой машины послужило четырехосное колесное шасси ЗИЛ-135ЛМ. Шасси имело колесную формулу 8х8 с управляемыми передними и задними колесами. Использовались два двигателя ЗИЛ-357Я мощностью по 180 л.с. Машина имела два набора трансмиссии, каждый из которых отвечал за передачу крутящего момента двигателя на колеса своего борта. Имелась независимая торсионная подвеска с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней осях. При собственной массе 10,5 т шасси ЗИЛ-135ЛМ могло нести 10-тонный груз.

На грузовой площадке шасси монтировался набор специальных агрегатов. Предусматривались места для монтажа пусковой установки, подъемного крана и т.д. Кроме того, была разработана система стабилизации в виде четырех винтовых домкратов. Пара таких устройств помещалась позади передних колес, еще два – на задней части машины. Ввиду ограниченного сектора горизонтальной наводки кабина экипажа получала защиту лобовых стекол.


Схема самоходной пусковой установки 9П113. 1 - кабина экипажа; 2 - ракета; 3 - домкрат; 4 - лестница; 5 - ящик со снаряжением; 6 - моторный отсек; 7 - стрела подъемного крана; 8 - площадка для расчета при погрузке ракеты; 9 - площадка для расчета при наведении. Рисунок Широкорад А.Б. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия"


Над задней осью шасси предлагалось монтировать опорно-поворотное устройство пусковой установки для ракеты. Оно было выполнено в виде платформы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на небольшой угол. На платформе шарнирно закреплялся качающийся агрегат, основной деталью которого была балочная направляющая для ракеты. Длина направляющей составляла 9,97 м. Имелась возможность поворота в горизонтальной плоскости на 7° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальный угол наведения менялся в пределах от +15° до +65°.

На правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. Еще на стадии предварительной проработки облика ракетного комплекса было предложено отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной. В соответствии с этим предложением, погрузка ракет на пусковую установку должна была осуществляться собственным краном боевой машины. Из-за этого машина 9П113 получила кран с гидравлическими приводами. Грузоподъемность этого устройства достигала 2,6 т. Управление осуществлялось с пульта, расположенного рядом с самим краном.

Длина самоходной пусковой установки 9П113 составляла 10,7 м, ширина – 2,8 м, высота с ракетой – 3,35 м. Собственный вес машины составлял 14,89 кг. После снаряжения пусковой установки этот параметр увеличивался до 17,56 т. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 км/ч на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 км/ч. Запас хода – 650 км. Важной особенностью колесного шасси являлась мягкость хода. В отличие от гусеничных машин предыдущих ракетных комплексов, 9П113 не создавала чрезмерных перегрузок, воздействовавших на перевозимую ракету и ограничивавших скорость хода. Среди прочего, это позволяло на практике реализовывать все возможности, связанные с характеристиками подвижности.


Машина 9П113 в походном положении. Фото Rbase.new-factoria.ru


Как и в предыдущих проектах, баллистические ракеты не должны были иметь систем управления. По этой причине самоходная пусковая установка получила набор оборудования, необходимого для выполнения наводки. При помощи бортовой аппаратуры экипаж должен был определять собственное местоположение, а также рассчитывать углы наведения пусковой установки. Большая часть операций по подготовке машины к стрельбе осуществлялась при помощи пульта.

Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек. На марше экипаж находился в кабине, во время подготовки к стрельбе или перезарядке пусковой установки – на своих рабочих местах. На подготовку к пуску после прибытия на огневую позицию требовалось 10 минут. Перегрузка ракеты с транспортной машины на пусковую установку требовала 1 час.

До определенного времени рассматривалась возможность создания для комплекса 9К52 «Луна-М» самоходной пусковой установки на основе гусеничного шасси. Подобная машина, получившая обозначения Бр-237 и 9П112, разрабатывалась волгоградским заводом «Баррикады». Проектом предусматривалось использование шасси, заимствованного у плавающего танка ПТ-76 и переработанного соответствующим образом. На месте боевого и моторного отделений танка предлагалось помещать крышу малой высоты, на которой располагались системы для монтажа пусковой установки. Конструкция последней была аналогична используемой в проекте 9П113. Разработка проекта гусеничной боевой машины продолжалась до 1964 года. После этого опытный образец проверили на полигоне, где он не смог показать заметных преимуществ перед альтернативными разработками. В итоге работы по Бр-237 / 9П112 были свернуты ввиду отсутствия перспектив.


Пусковая установка в боевом положении. Фото Wikimedia Commons


Еще одним интересным носителем ракет «Луна-М» должна была стать легкая машина 9П114. Этим проектом предлагалось использовать легкое двухосное шасси с набором необходимого оборудования. Такая архитектура пусковой установки позволяла перевозить объект 9П114 вертолетами существующих типов. Ввиду значительных отличий от базовой системы комплекс на основе пусковой установки 9П114 получил собственное обозначение 9К53 «Луна-МВ». В дальнейшем этой системе даже удалось дойти до опытной эксплуатации.

Для совместной работы с 9П113 была разработана транспортная машина 9Т29. Она основывалась на шасси ЗИЛ-135ЛМ и имела достаточно простое оснащение, необходимое для выполнения своей основной задачи. На грузовой площадке шасси помещалась ферма с креплениями для перевозки трех ракет с установленными головными частями. Ракеты располагались на креплениях открыто, но при необходимости могли закрываться тентом. Ввиду наличия подъемного крана на машине с пусковой установкой было решено отказаться от применения таких устройств в составе 9Т29. Транспортной машиной управлял экипаж из двух человек.

Управлять работой ракетных комплексов 9К52 «Луна-М» предлагалось при помощи передвижного командного пункта 1В111. Он представлял собой кузов-фургон с набором аппаратуры связи, установленный на одном из серийных автомобильных шасси. Характеристики позволяли командному пункту перемещаться по дорогам и бездорожью вместе с другой техникой комплекса.


Гусеничная самоходная пусковая установка Бр-237 / 9П112. Рисунок Широкорад А.Б. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия"


Оружием комплекса «Луна-М» должна была стать твердотопливная одноступенчатая неуправляемая баллистическая ракета 9М21. Проектом предлагалось использование унифицированного ракетного блока, к которому могли пристыковываться головные части с боевым оснащением нескольких типов. В отличие от ракет предыдущих комплексов, изделия с головными частями разных типов считались модификациями базовой ракеты и получали соответствующие обозначения.

Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 м при диаметре корпуса 544 мм и размахе стабилизатора 1,7 м. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором. Ракета разделялась на три основных части: головную с боезарядом, отсек двигателя вращения и маршевый двигатель. Также предусматривалось использование стартового двигателя, сбрасываемого после схода с направляющей.

Все двигатели ракеты использовали твердое топливо общим весом 1080 кг. При помощи стартового двигателя предлагалось осуществлять первоначальный разгон ракеты, после чего включался маршевый. Кроме того, сразу после схода с направляющей включался двигатель вращения, задачей которого была раскрутка изделия вокруг своей оси. Этот двигатель имел центральную цилиндрическую камеру сгорания и четыре выхлопных патрубка, помещенных на корпуса под углом к оси изделия. После вырабатывания топлива двигателя вращения стабилизация осуществлялась при помощи хвостовых стабилизаторов.


Транспортная машина 9Т29. Фото Wikimedia Commons


Для ракеты 9М21 были разработаны несколько типов боевых частей со снаряжением различных типов. Продолжая развитие идей, заложенных в предыдущих проектах, авторы проекта создали модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 кт.

Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-кг зарядом. Подобное изделие позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления. Ракета 9М21Ф получала осколочно-фугасную боевую часть, а 9М21К несла кассетное оснащение с осколочными суббоеприпасами. Имелось 42 элемента с 1,7 кг взрывчатого вещества в каждом.

Также были разработаны агитационная, химическая и несколько учебных боевых частей. Для хранения и транспортировки головные части ракет 9М21 всех модификаций комплектовались специальными контейнерами. Кроме того, специальные боевые части после погрузки ракеты на пусковую установку должны были закрываться специальными чехлами с системой термостатирования.


Музейный образец 9Т29, вид с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons


В зависимости от типа головной части, длина ракеты могла увеличиваться до 9,4 м. Масса боеприпасов менялась от 2432 до 2486 кг. Вес головных частей колебался в пределах от 420 до 457 кг. Имеющийся твердотопливный двигатель позволял ракете развивать скорость до 1200 м/с, в зависимости от стартового веса и типа головной части. Минимальная дистанция стрельбы при таких параметрах полета составляла 12 км, максимальная – 65 км. КВО на максимальной дальности достигало 2 км.

К концу шестидесятых годов, в ходе совершенствования комплекса «Луна-М», была создана ракета 9М21-1. Она отличалась иной конструкцией корпуса с меньшим весом. Кроме того, были улучшены некоторые другие характеристики. Несмотря на все изменения, изделие сохранило полную совместимость с существующими головными частями.

Наличие большого опыта в деле создания неуправляемых ракет позволило НИИ-1 завершить проектирование основных компонентов перспективного комплекса всего за несколько месяцев. Уже в декабре 1961 года состоялся первый запуск прототипа ракеты 9М21 с весовым имитатором боевой части. В этих испытаниях, по причине отсутствия требуемой техники, использовалась стационарная пусковая установка. Самоходная техника с требуемым оснащением появилась только в 1964 году, когда прошли ее первые испытания. По результатам первых проверок было решено отказаться от дальнейшего развития гусеничной бронемашины в пользу колесной 9П113. Кроме того, испытания привели к одобрению проекта 9К53 с последующим приемом подобной техники в опытную эксплуатацию.


Самоходная пусковая установка 9П114, разрабатывавшаяся для комплекса 9К53 "Луна-МВ". Фото Militaryrussia.ru


Отсутствие серьезных проблем в ходе испытаний позволило быстро завершить все необходимые проверки. В 1964 году новейший тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» был рекомендован к принятию на вооружение, и вскоре эта рекомендация была закреплена официальным приказом. Вскоре было развернуто серийное производство комплексов, к которому привлекли несколько разных предприятий. К примеру, шасси ЗИЛ-135ЛМ выпускал Брянский автомобильный завод, а специальное оборудование делало предприятие «Баррикады». Последнее также осуществляло окончательную сборку самоходной техники.

Организационная структура подразделений, вооруженных комплексами нового типа, была определена следующим образом. Две пусковые установки 9П113 и одна транспортная машина 9Т29 сводились в батарею. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов «Луна-М» распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями. Интересно, что на ранних этапах эксплуатации ракетные войска испытывали недостаток транспортных машин. Из-за этого перевозить ракеты приходилось на существующих полуприцепах, создававшихся для предыдущих комплексов.

В 1966 году появилось постановление Совмина, в соответствии с которым была начата разработка проекта 9К52М «Луна-3». Главной задачей этого проекта было повышение точности стрельбы. Выполнение поставленной задачи должно было осуществляться при помощи специальных отклоняемых аэродинамических щитков. По расчетам, такое оснащение позволяло довести КВО до 500 м. Кроме того, за счет увеличения запаса топлива и некоторых других систем предлагалось довести дальность стрельбы до 75 км. Некоторые изменения конструкции ракеты, в сравнении с базовой 9М21, привели к необходимости модернизации пусковой установки. Результатом этих работ стало появление боевой машины 9П113М, способной использовать ракеты всех существующих типов.


Комплекс "Луна-М" в войсках. Фото Wikimedia Commons


В 1968 году начались испытания обновленного комплекса «Луна-3». Было выполнено почти полсотни запусков новых ракет, которые не показали требуемых характеристик точности. В некоторых случаях отклонение от цели превышало несколько километров. По результатам испытаний дальнейшая разработка комплекса 9К52М «Луна-3» была прекращена. Одновременно с этим начались работы над перспективными системами с управляемыми ракетами. В дальнейшем это привело к появлению комплекса «Точка», использующего ракеты с полноценной системой наведения на основе инерциальной аппаратуры.

В 1968 году советская промышленность освоила производство модификации ракетного комплекса, предназначенной для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический, сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. Кроме того, он не мог использовать ракеты 9М21 со специальными боевыми частями. К продаже за рубеж были разрешены только осколочно-фугасные боезаряды.

Серийное производство тактических ракетных комплексов «Луна-М» началось в 1964 году и продолжалось до 1972-го. Согласно отечественным источникам, в общей сложности войска получили порядка 500 самоходных пусковых установок и соответствующее количество транспортных машин. По зарубежным данным, к середине восьмидесятых (т.е. через полтора десятилетия после завершения производства) Советский Союз располагал 750 пусковыми установками 9П113. Вероятно, зарубежные оценки были заметно завышены по тем или иным причинам.


Запуск ракеты 9М21. Фото Militaryrussia.ru


Не ранее начала семидесятых годов ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться зарубежным заказчикам. В течение длительного времени подобная техника в разных количествах передавалась Алжиру, Афганистану, Йемену, Северной Корее, Египту, Ираку, Польше, Румынии и другим дружественным государствам. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали поставку большего числа техники. К примеру, Ливия имела до 48 пусковых установок комплекса 9К52ТС, а Польша – 52 машины.

За несколько десятилетий эксплуатации ракетные комплексы некоторых государств принимали участие в тех или иных боевых действиях. Интересно, что советские ракетные войска и артиллерия использовали в боевой обстановке только одну ракету 9М21 – в 1988 году в Афганистане. Объемы использования ракет другими армиями были заметно больше, однако ограниченное количество техники не позволяло показывать какие-либо выдающиеся результаты.

Ввиду полного морального устаревания тактические ракетные комплексы с неуправляемым вооружением постепенно выводятся из эксплуатации. К примеру, к началу текущего десятилетия в вооруженных силах России оставалось не более 16 пусковых установок «Луны-М». Некоторые другие страны, в первую очередь европейские, к настоящему времени полностью отказались от устаревшего вооружения и списали его за ненадобностью. Сейчас основными эксплуатантами такой техники остаются страны, не имеющие возможности провести полноценное перевооружение своих ракетных войск.


Иракские машины 9П113 комплекса 9К52ТС, брошенные при отступлении. 24 апреля 2003 г. Фото Wikimedia Commons


Уже во второй половине семидесятых годов советские ракетные войска и артиллерия начали осваивать новейшие оперативно-тактические ракетные комплексы «Точка», оснащенные управляемым вооружением. Такая техника имела большие преимущества перед всеми ранее разработанными системами, из-за чего их дальнейшая эксплуатация уже не имела смысла. Советский Союз начал перевооружение, постепенно отказываясь от систем с неуправляемыми ракетами. Тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» остался последней отечественной серийной системой этого класса, использовавшей неуправляемые ракеты. Кроме того, он остался в истории в качестве самого массового подобного комплекса, а также в качестве наиболее успешного образца техники с точки зрения объемов экспортных поставок.

Даже без учета массовости производства, экспортных показателей и продолжительности службы комплекс «Луна-М» может считаться самой удачной отечественной разработкой своего класса. Получив значительный опыт в деле создания неуправляемых ракет с дальностью стрельбы до нескольких десятков километров, а также самоходной техники для их использования, советские конструкторы смогли получить максимально высокие характеристики. Тем не менее, дальнейшие попытки улучшения техники и оружия не дали ожидаемых результатов, что привело к старту работ по управляемым ракетам. Однако и после начала поставок новых систем комплексы 9К52 «Луна-М» сохраняли свое место в войсках и помогали поддерживать боеспособность на требуемом уровне.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
https://drive2.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-192.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 августа 2016 07:58
    Собственный вес машины составлял 14,89 кг.

    Наверное тонны?
    1. +1
      20 августа 2016 01:59
      Жаль что про боевое применение толком и не написали.
  2. +6
    19 августа 2016 08:10
    Комплекс,очень грамотный и вызывает уважение.На такой технике и служить легче.Кабина просторная,а экипаж в пять номеров расчёта,позволял в минуты затишья перекинуться в преферанс.Основная игра офицеров того времени.
    Во время конфликтов,наличие такой ракеты у противника,заставляла врагов с тоской поглядывать в небо.Могла прилететь в любое место независимо от желания пускающих.
    Эксплуатация комплекса не сложная.Но из за отсутствия аппаратуры, на регламент не выделялся спирт.По этой причине ракетчики долго сохраняли своё здоровье.
  3. +5
    19 августа 2016 09:37
    Кроме перечисленного, на ракете вокруг основного сопла двигателя установлены 16 твердотопливных стартовых ускорителей. Также, в зависимости от дальности пуска и температуры воздуха, диаметр критического сечения сопла маршевого РД, изменялся с помощью вкладных втулок из состава ЗИП ракеты.
  4. +7
    19 августа 2016 09:40
    Отец служил на такой после учебки в 67-69гг (водитель, часть 20115 Острогожск; кстати почти дома - всего 70 км). После учебки перевели в Венгрию, хотя его отец (мой дед) всю войну был в плену (попал под Смоленском) - с его слов тогда за этим очень строго следили. Очень много перемещали по стране и было очень много учений. Самый большой шок был когда после марша поступила команда: "Окопаться".. А эта дура слегка так не маленькая. Потом подогнали какую-то технику и зарылись за 10 мин. При повороте у машины довольно сильно заносило заднюю часть, был инцидент в Будапеште (!!!): сбил "мажора" на мопеде при повороте. Слишком тот борзо и близко ехал рядом с колонной, правда обошлось даже без взысканий.. просто отбросило ударом и не переехал. Боевые части хранилась отдельно, боялись их сильно, заведовал ими майор, который тоже боялся. Вот только насчет ракет.. отец рассказывал что их заправляли. В ведро с окислителем они бросили суслика (изуверы), от которого осталась только шерсть на поверхности. Не знаю как это комментировать, в статье написано, что ракеты твердотопливные. После пуска установка сильно обгорала. Больше всего в его рассказах мне не нравилось (и не нравиться) то, что все учения были на отработку выхода в район пуска, обеспечение пуска, пуск (грубо если). И все. На мой вопрос: "А дальше что? Маршруты отхода, как, куда, дезинфекция и т.д." ответа он не давал. Понимаю, водитель может быть и не должен был это знать, но косвенно можно было понять по отработке мероприятий на учениях. Одноразовые они были в рассчетах..
    На фото батино удостоверение.
  5. +10
    19 августа 2016 10:24
    Цитата: Дим Бес
    Вот только насчет ракет.. отец рассказывал что их заправляли. В ведро с окислителем они бросили суслика (изуверы), от которого осталась только шерсть на поверхности. Не знаю как это комментировать, в статье написано, что ракеты твердотопливные. После пуска установка сильно обгорала.

    Отец твой служил на другом комплексе. Скорее всего РК 9К72, с ракетой 8К14. Эта ракета жидкостная, в качестве окислителя применялась 70*/. азотная кислота. Пусковая установка после пуска не обгорала, покрывался сажей пусковой стол, т.к. старт был вертикальный. После первого пуска можно было произвести второй, загрузив очередную ракету.
    Больше всего в его рассказах мне не нравилось (и не нравиться) то, что все учения были на отработку выхода в район пуска, обеспечение пуска, пуск (грубо если).

    Вовремя покинуть позицию после пуска- необходимое условие выполнения боевой задачи. Иначе можно нехилую ответочку от врага словить.
  6. 0
    19 августа 2016 13:33
    Хороший комплекс своего времени. До сих пор помню свою боевую работу.
    Кстати, учебка 20115 до сих пор здравствует.
    А то, что при повороте кого-то сбил - не удивительно. Передняя и задняя оси управляемые, при повороте зад не слабо так выносит. И поэтому сложно на ЗиЛ-135 ехать быстрее 60км/ч - по дороге начинает "раскачивать" из стороны в сторону и поймать можно только сбросив скорость. Машина могла ехать на одном движке - выключаешь раздатку соответствующего борта и вперёд. Вяло, конечно, но едет. Отопитель кабины - ахтунг, по типу как на Запорожце, запускаешь и держишь наготове огнетушитель.
    1. 0
      19 августа 2016 21:56
      Не знаю как с отопителем, запускать не пробовал, но один раз чуть не спалил машину. Обслуживали их раз в полгода вроде, стояли в подземном ангаре на хранении. Древнючие-девнючие. Было в 91-м, ТуркВО. Обслуживание состояло только в заводке двигателей.
      Как обычно, добрался до бензонасоса, подкачал и вперед. Завелись нормально. Полторы-две минуты погонял, глушу. Прислушиваюсь, шум какой-то сзади кабины. Вылазю, а там движок горит с моей стороны, а рядом бензобак же. Чувствую запах бензина. Я растерялся. Благо рядом оказался офицер, быстро сообразил он, песком вообщем засыпали быстро.
      Удивительно конечно, но сгорели только провода у коммутатора и еще что-то по мелочи.
      Причина, думаю, была в протечке бензина где-то. Коротнуло и т.д.
      Но очко тогда сыглало.
      Потом лишь осознал, что могло бы произойти.
      В ангаре стояло порядка 10-ти машин.
  7. +2
    19 августа 2016 14:23
    Китайцы подсуетились))
  8. 0
    19 августа 2016 19:14
    Цитата: Yutas
    Передняя и задняя оси управляемые, при повороте зад не слабо так выносит. И поэтому сложно на ЗиЛ-135 ехать быстрее 60км/ч - по дороге начинает "раскачивать" из стороны в сторону и поймать можно только сбросив скорость.

    Глупость пишете, осей там нет, есть бортовые редукторы как у БТР. Зад никуда не выносит. Управляемость в поворотах отличная, как раз из-за того, что поворачивают передняя и задняя пары колес, а раскачивать начинает из-за неравномерного давления в колесах. Плохо Вы мат.часть знаете.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    19 августа 2016 20:54
    Статья большая, интересная, но жаль что не рассказывает не о чём новом.
    Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек.

    Управлять машиной 9П113 должен был экипаж из пяти человек.
    Управлять машиной должен водитель.
    И разберитесь при написании статьи со временем повествования (будущее или настоящее). А то "предусматривалось сделать", "предлагалось установить". Так предусматривалось, или сделали? Предлагалось или установили. Я не придираюсь, просто очень в глаза бросается.
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    21 августа 2016 15:57
    О каком поражении защищённой цели кумулятивной струёй может идти речь, если КВО около 2 км? Может не понимаю чего-то?
  14. 0
    21 сентября 2017 02:30
    1979-81 г, Тирасполь, МСД, Луна-М, вч 4882, вычислитель. сержант к.о.. Расчетная дальность под 100 км, расчетное отклонение до 25 метров (как есть)
    Прикол по дембелю- посмотрели "кишки" ЭВМ расчета размером большой телевизор. Вся на МП-41. Время 5 минут на ввод и расчет данных пуска))
    Вручную на таблицах дублирование расчета данных 2 вычислителя. Норматив 10 минут. Данные у троих должны совпасть. 250 кт не хухры -мухры. А перепутав знак можно и по своим...
    Добился скорости расчета вручную менее 5 минут, быстрее ЭВМ)). Переделал таблицы расчета и упростил использование книги таблиц. Упростил вычисления и улучшил точность. (служба после Универа, терфизика)) Дивизион в 81 отстрелялся на Капяре лучшим в СА. Вычислители - лучшие по скорости в СА))
  15. 0
    29 июня 2018 18:59
    Цитата: Megatron
    Жаль что про боевое применение толком и не написали.

    Применяли и весьма интенсивно. Особенно в Афганистане. Там один ракетчик писал, что из комплекса 9К52 уничтожили комплексы 2К6 душманов..
  16. 0
    23 января 2019 16:59
    и сколько тут вас "кабинетных" спецов!?!? laughing
    1. раскачка из-за "неравномерной накачки колес"!!! - СУПЕР-мысль!!!
    Вы где это видели, чтобы на боевой машине (БМ) были закрыты колесные краны?!?!?! При открытых колесных кранах(как положено) давление во всех колесах(в системе) - ОДИНАКОВО!
    В реале, вам указывают на карте точку (район ОП - огневая позиция или НП - наблюдательный пункт). Вы едете туда, а там заболоченнное место или все занесено снегом на 50-100 см. За какое время вы займете ОП или НП с закрытыми колесными кранами??? На открытие одного крана уйдет примерно 30 секунд. 30 х 8 = 4 минуты на машину. + около 1 минуты на сброс давления. ИТОГО - ПЯТЬ минут. Вы просто не выполните задачу!
    2. раскачка ЗИЛ-135ЛМ происходит из за того, что 2-я и 3-я пара колес закреплены на раме ЖЕСТКО(не подрессорены), а 1-я и 4-я ПОДРЕССОРЕНЫ и поворачиваются!!! Вот и все КАЧЕЛИ... lol
    3. А это меня вообще добило..."осей там нет(ЗИЛ-135ЛМ), есть бортовые редукторы как у БТР" - автор: Добрый. да ещё и совет "учи матчасть"... am
    Про ЗИЛ135ЛМ всё верно, но про БТР....
    На БТР-60ПБ правый двигатель отвечает за работу первого и третьего мостов, а левый – за работу второго и четвёртого. Имеется возможность отключить один из двигателей и передвигаться только за счёт работы второго. Ссылка: https://comp-pro.ru/boevye-mashiny/btr-60.html
    4. Спасибо Alex Bur за его творческий подход к делу во время службы в СА!!!