Армия и государство в Пакистане. Часть 1. Становление пакистанской армии и её политическое утверждение

11
Пакистан как независимое государство появился на карте мира в результате раздела бывшей Британской Индии в 1947 году. Перед освобождением этой крупнейшей колонии, которая действительно была «алмазом» в короне Британской империи, было принято решение создать два независимых государства: собственно Индию, в которой оставалась бы большая часть Индостана, населенная индуистами и представителями ряда других религиозных общин, и Пакистан, в который вошли бы земли с преимущественно мусульманским населением. Кстати, изначально в состав Пакистана включили и Восточную Бенгалию (ныне это независимая страна Бангладеш).

Армия и государство в Пакистане. Часть 1. Становление пакистанской армии и её политическое утверждение




Практически с самого начала политической истории Пакистана важнейшую роль в жизни страны стали играть вооруженные силы. Их влияние на политические процессы очень велико, в определенной степени Пакистан напоминает этим Турцию и Египет. Однако, следует помнить, что в отличие от тех же Египта или Турции, Пакистан куда менее светское государство. Ислам является не просто религией, а государственной идеологией Пакистана, определяя специфику политического развития этой страны. Ведь, в отличие от Турции или Египта, Пакистан изначально и создавался как исламское государство, призванное воплотить политические интересы мусульман Индостана. Официальное название страны — Исламская республика Пакистан — говорит само за себя, как и государственный флаг, и название столицы — Исламабад.

Если бы не ислам, Пакистан как независимое государство просто бы не существовал. Ведь сам смысл его создания заключался в том, чтобы обеспечить для мусульман Британской Индии возможность жить в собственном государстве, в соответствии со своими религиозно-политическими традициями и представлениями. Как сказал пакистанский ученый Вахиз уз-Зиман, без ислама турки останутся турками, персы — персами, арабы — арабами, а кем останутся пакистанцы? И эти слова прекрасно отражают суть пакистанской идентичности. Ведь Пакистан это, по сути, объединение регионов и народов с собственными языками, этнической принадлежностью, историей, политическими традициями. Пенджабцы, кашмирцы, синдхи, белуджи, пуштуны — единственное, что их объединяет, так это мусульманская религия и именно на ее основе и выстраивалась политическая идентичность пакистанского общества.

Сама необходимость создания на осколках Британской Индии независимого государства для мусульман обосновывалась тем, что в Индостане мусульмане, несмотря на их многочисленность, составляли процентное меньшинство по отношению к индуистскому населению. В случае создания единого государства мусульмане были бы обречены на подчиненное положение, им никогда не удалось бы обеспечить продвижение своих кандидатов на высшие должности. Поэтому еще в начале ХХ века была создана Всеиндийская Мусульманская Лига, у истоков которой стоял Мухаммад Али Джинна (1876-1948, на фото) — подлинный отец-основатель пакистанской государственности. Именно он выдвинул концепцию «двух наций», предполагавшую создание на Индийском субконтиненте двух государств на конфессиональной основе — индусского и мусульманского. Джинна считал, что на полуострове Индостан существует всего две нации — мусульманская и индусская, объединяющие, в свою очередь, множество народов и этнических групп, чьи культурные традиции основаны либо на исламе, либо на индуизме (к последним относились и джайнисты, и буддисты, и сикхи).

Однако, когда в 1947 году была провозглашена независимость Пакистана, молодая страна сразу же вступила на путь открытой конфронтации с Индией. Причиной тому стали территориальные споры, прежде всего — за Кашмир. Этот высокогорный регион населен и мусульманами, и индуистами. Для Пакистана он имеет стратегическое значение, поскольку именно на Кашмире находятся основные водные ресурсы, питающие сельскохозяйственные районы пакистанской «житницы» — провинции Пенджаб. Кроме того, кашмирские мусульмане изначально не собирались входить в состав Индии, хотя махараджа Кашмира, индуист по вероисповеданию, собирался включить регион в состав индийского государства. Последующая история Пакистана и Индии — это история непрекращающейся скрытой или открытой конфронтации, несколько войн, большое количество локальных вооруженных конфликтов, подрывная деятельность на территории друг друга. Естественно, что в такой напряженной ситуации и Пакистан, и Индия обращают особое внимание на развитие и укрепление своих вооруженных сил.

Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан предполагал и соответствующие преобразования в бывших вооруженных силах Британской Индии. Их предполагалось разделить между Индией и Пакистаном, причем большая часть вооружения и личного состава оставалась за Индией. И в индийской, и в пакистанской армиях на первом этапе их существования служило множество британских генералов и офицеров. Но когда пакистанское руководство столкнулось с нежеланием британских советников воевать против Индии, в армии которой находились их соотечественники — англичане, с которыми они вместе служили в колониальных войсках, было принято решение о «национализации» вооруженных сил. Укрепление армии и превращение ее в могущественный инструмент внешней и внутренней политики, таким образом, было продиктовано самим развитием пакистанского государства во второй половине ХХ века.

Как и в Турции или Египте, в Пакистане армия представляет собой один из наиболее вестернизированных институтов общества. Поступление на военную службу еще в колониальную эпоху означало для молодого человека определенное отмежевание от традиционной среды обитания и общения. Он оказывался в многонациональной армейской среде, где господствовали не религиозные догмы и племенные традиции, а воинские уставы. После провозглашения независимости армия сохранила свои черты оплота светских тенденций в пакистанском обществе. Конечно, в отличие от Турции, пакистанские вооруженные силы никогда не брали курс на секуляризацию общества и в целом сохраняли верность той политической идеологии, которая с момента провозглашения независимости определяла политическое лицо и политическое будущее пакистанского государства. Но, тем не менее, именно армии в конечном итоге предстояло блокировать инициативы и действия наиболее радикальной части пакистанских исламских кругов.

Армия, особенно в первые десятилетия существования суверенного Пакистана, явилась тем институтом, который сцементировал и сплотил очень сложное и дифференциированное пакистанское общество. В отличие от многих других стран Востока, в Пакистане, во-первых, нет титульной нации — пенджабцы, пуштуны, белуджи, синдхи, брагуи и другие народы страны имеют собственные языки, культуру, традиции, соответственно и политические амбиции. В 1970-е годы этническая идентичность и амбиции бенгальского населения Восточного Пакистана привели к масштабной войне и появлению независимого государства Бангладеш. Сегодня активны сепаратистские настроения в Белуджистане, а в районах компактного проживания пуштунских племен пакистанскому правительству с трудом удается контролировать ситуацию. Во-вторых, в Пакистане всегда были очень сильным социальный и культурный разрыв между верхней частью общества — крупной и средней буржуазией, военной и политической элитой, интеллигенцией, и основной массой населения. Элита тяготела к более светской модели управления, тогда как широкие массы населения, живущие в нищете, поддерживали радикальную часть фундаменталистов, выступавших не только под религиозными, но и под социальными лозунгами. В этих условиях армия становилась тем институтом, который мог не только силовым путем подавить общественное недовольство, но и обеспечить сотрудничество различных групп пакистанского общества.



Как и во многих странах Азии и Африки, служба в вооруженных силах — это социальный лифт для рядового пакистанца. Сделать военную карьеру выходцу из простонародной среды в Пакистане проще, чем получить качественное гражданское образование и построить карьеру в сфере бизнеса, науки или культуры. Разумеется, что представители пакистанской военной элиты в большинстве своем также происходят из влиятельных и статусных семей, но человеку из народа получить старшее офицерское звание в армии все же проще, чем стать востребованным адвокатом, университетским профессором или известным врачом. Выходцы из нижних слоев пакистанского общества и уроженцы отдаленных районов в армии получают не только военную специальность — они воспринимают более вестернизованные модели поведения и системы ценностей, все дальше отходя от племенных традиций.

С религиозными фундаменталистами у пакистанской военной элиты сложные взаимоотношения. Первые десятилетия пакистанской истории характеризовались значительной дистанцией между военными и религиозными кругами. Пакистанское офицерство, наследовавшее традиции колониальных войск Британской Индии, было наиболее секуляризованной частью общества и придерживалось «европейского» (по меркам Пакистана, разумеется) образа жизни. В свою очередь, религиозные круги достаточно негативно воспринимали деятельность светской элиты Пакистана, включая и военную верхушку, поскольку считали крайне неправильным и опасным для страны отход от исламских принципов управления и социально-политической организации. Однако, в 1950-е годы идеи фундаменталистов не пользовались популярностью ни среди элиты, ни среди большей части пакистанской молодежи. Эйфория по поводу создания независимого государства, военное противостояние и соперничество с соседней Индией ориентировали население страны скорее на ценности модернизации и строительства сильного современного государства. Ситуация стала постепенно меняться в 1960-е годы, когда стала очевидной нерешенность социально-экономических проблем. Кроме того, тогда же начались и важные изменения во внешнеполитической сфере. Пакистан превратился в важнейшего союзника США в регионе, а затем ключевым военным партнером Пакистана стал и Китай, озабоченный ростом экономического и военного потенциала Индии. Именно американская и китайская военная помощь и сыграли важнейшую роль в укреплении пакистанских вооруженных сил.

Американское политическое влияние в Пакистане стало укрепляться еще в конце 1950-х годов, когда к власти в стране пришел генерал Айюб Хан. Первое десятилетие своего существования страна имела статус независимого доминиона в составе Британского Содружества. Управлял Пакистаном генерал-губернатор. Первым генерал-губернатором был Мухаммад Али Джинна — теолог и философ, разработчик концепции пакистанской государственности. Его сменил Хаваджа Назимуддин — тоже гражданский политический деятель, занимавший пост генерал-губернатора в 1948-1951 гг. Гражданским был и третий генерал-губернатор Пакистана — Гулам Мухаммад, руководивший страной в 1951-1955 гг. В 1955 году четвертым генерал-губернатором стал первый офицер на этом посту — генерал-майор Сахибзада Саид Искандер Али Мирза (на фото).

Получивший военное образование, Искандер Мирза служил в военном ведомстве Британской Индии, а после провозглашения независимости Пакистана стал первым министром обороны страны. Именно Искандер Мирза в 1956 году изменил Конституцию Пакистана, ликвидировав пост генерал-губернатора и введя пост президента. Таким образом, первым президентом Пакистана стал выходец из военных кругов. 7 октября 1958 года генерал Искандер Мирза издал указ о роспуске парламента и ввел военное положение. Верховным главнокомандующим вооруженными силами был назначен генерал Айюб Хан, однако он отказался выполнять приказы Искандера Мирзы и вынудил первого президента Пакистана навсегда покинуть страну. Так в Пакистане произошел первый в его истории военный переворот.

Возглавивший государство Мухаммед Айюб Хан (1907-1974), пуштун по этнической принадлежности, был потомственным военным. Его отец служил в британских колониальных войсках, а сам Айюб Хан закончил Королевское военное училище в Великобритании и также служил в британских индийских частях. Он начинал свою службу в 14-м Панджабском пехотном полку, в годы Второй мировой войны получил звания подполковника и полковника, командовал полком на территории Бирмы. К тому времени, когда Пакистан стал независимым государством, Айюб Хан был самым старшим по званию офицером мусульманского вероисповедания в Британской Индии — сорокалетний пуштун носил погоны бригадного генерала и командовал бригадой, дислоцированной в Вазиристане — на территории населенной пуштунами Северо-западной пограничной провинции. В армии независимого Пакистана Айюб Хан сразу же получил звание генерал-майора и был назначен командиром 14-й дивизии в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш), а в 1949 г. возглавил Восточное командование вооруженных сил Пакистана.

Именно в годы нахождения у власти Мухаммеда Айюб Хана, Пакистан превратился в один из ключевых форпостов американского военно-политического влияния в Южной Азии. При Айюб Хане Пакистан присоединился к Багдадскому пакту, затем — к блокам СЕНТО и СЕАТО. В годы правления Айюб Хана армия установила полный контроль над политической жизнью в стране. Укрепляя влияние армии, Айюб Хан проводил и агрессивную внешнюю политику. В 1965 году началась война с соседней Индией. Однако она не только не стала победоносной, но и привела Пакистан к новым серьезным политическим проблемам. Во-первых, США в той войне отказались оказывать Пакистану военную помощь. Во-вторых, была нарушена коммуникация между Западным и Восточным Пакистаном, что лишь усугубило существовавшие между двумя регионами противоречия. Наконец, ухудшилась экономическая ситуация в стране. В результате, к концу 1960-х годов в Пакистане начался серьезнейший политический кризис. Сам Айюб Хан к этому времени серьезно заболел и уже не мог контролировать политическую ситуацию в стране и удерживать власть в своих руках. Большой ошибкой Айюб Хана было и разделение в свое время постов президента и главнокомандующего. Став президентом и отказавшись от должности главнокомандующего, Айюб Хан лишил сам себя рычагов управления армией. В 1969 году он был вынужден передать власть военной верхушке.

Продолжение следует...
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 августа 2016 15:41
    Один народ который разделила религия и сделала друг друга врагами.
    1. +3
      29 августа 2016 16:19
      Ну акромя религии, там еще и англичане сильно постарались, да и сами граждане, когда то единой Индии....
    2. avt
      +2
      29 августа 2016 18:06
      GEV67 Сегодня, 15:41
      Один народ который разделила религия и сделала друг друга врагами.
      Э-э-э-э-э-э, мана , нащальнике - статья шитаема мана унымателна
      . Ведь Пакистан это, по сути, объединение регионов и народов с собственными языками, этнической принадлежностью, историей, политическими традициями. Пенджабцы, кашмирцы, синдхи, белуджи, пуштуны — единственное, что их объединяет, так это мусульманская религия и именно на ее основе и выстраивалась политическая идентичность пакистанского общества.
      bully Опять же
      Ну акромя религии, там еще и англичане сильно постарались, да и сами граждане, когда то единой Индии..
      Именно что постарались бывшую колонию , собранную из практически разных ,,раджистанов"во главе с магараджами , разъединили именно по религиозному принципу с гражданской поножовщиной , о чём автор вполне правильно указывает
      Если бы не ислам, Пакистан как независимое государство просто бы не существовал.
      Причём сухом остатке на сегодняшний момент в ходе войн получилось ДВА исламских государства -Пакистан и Бангладеш .
      1. +1
        29 августа 2016 19:25
        ЕМНИП, англичане как раз и не разделили бывшую единую колонию по религиозному принципу. Чем подложили Индию большую свинью в виде отошедших ей мусульманских областей по границе с Пакистаном. Неплохую мину заложили колонизаторы при отходе - до сих пор регулярно вызрвается.
        1. 0
          29 августа 2016 21:05
          Так оно и есть. Помню географические карты в школе в 1969 году, на уроках экономической географии. Учитель так и объяснял. Англичане уходя из Индии, для нестабильности и напряжённости на Индостане окружили Индию вновь созданными мусульманскими Западным и Восточным(с 1956 года) Пакистанами... Восточный с 1971 года Бангладеш...
    3. 0
      29 августа 2016 19:59
      Да, и в том то и дело!
      Украину-зажгли!
      А Пакистан - невиг-делать.
  2. +4
    29 августа 2016 16:08
    Статье однозначно плюс. Всегда полезно расширить кругозор, а тема Индии и Пакистана весьма интересна. Огромное спасибо автору, жду продолжения.
  3. +4
    29 августа 2016 16:09
    Ждём продолжения, тем более, что продолжение будет захватывающим и бурным-авиакатастрофы,перевороты,прочие "радости".
    1. 0
      29 августа 2016 16:13
      заинтриговал what
    2. Комментарий был удален.
  4. 0
    29 августа 2016 19:14
    Хорошая статья. Информативная и не слишком раздутая в то же время.

    Интересный вывод у автора. В Пакистане связь идеологии и религии. Такое государство должно быть сильным и стабильным. Потому что сразу две силы делают общее дело в устройстве государства.

    Напомню, что религия есть власть реализуемая на платформе контроля морали. Идеология это измененная искусственно мораль, в том числе насильственно. Там и там ключевой момент - мораль. Это первичный элимент стабильности. Если при единой морали в государстве, руководство государства высоко нравственно. То можно говорить, что государство нерушимо. Ну и к слову- нравственность это строгое и неизменное следование моральным нормам.

    Смешные эти индусы. На ютубе можно посмотреть церемонии открытия и закрытия границ с Пакистаном. Там ребята дурачатся по полной.
    Видал ролик как пак индюку по башке ногой попал, а потом убежал. Давно видел, больше найти не могу. Скорее всего удалили.
  5. 0
    30 августа 2016 08:19
    Словно, статью из журнала "Азия и Африка сегодня" прочитал..Благодарю Илья ,ждем продолжения...