Незнание — сила

335
Нет, я не склонен паниковать по этому поводу. Платное ученье в вузах? Оно не загубит российскую систему образования. Нельзя убить убитого.

Образование в России уже загублено. «Менеджеры», будто бы способные управлять всем и вся, торгуют на вещевых рынках, нанятые предприимчивыми дельцами, образования не имеющими, кандидаты социологических наук, диссертации которым сочинили за неделю-другую ушлые господа фрилансеры, сотрудничающие с «рефератными компаниями», преподают на копеечной должности в какой-нибудь «академии», где читают скучающим первокурсникам лекции по «принятию управленческих решений» и прочим новейшим квазинаукам, юристы и экономисты, количество которых превысило в стране все разумные пределы, трудятся на шиномонтажках или пытаются пристроиться хотя бы бухгалтером на 7000 рублей зарплаты, для карьерного старта, а дальше — «куда кривая американской мечты выведет». А выведет она на зарплату в 7500.

Незнание — сила


Сытый голодного не разумеет. Московский чиновник из министерства, ратующий за последовательный процесс сокращения бюджетных мест в вузах и далее за полную отмену бесплатного образования, живёт отдельной жизнью от народа и вряд ли понимает, как люди в русской глубинке ухитряются выживать на невыносимо крошечные зарплаты. Платная школа? Платная медицина? Платные университеты? Платное (через высокие госпошлины) обращение в суды? И это при повсеместной коррупции, ставшей притчей во языцех, и при низком качестве работы и судебной системы, и медицинской отрасли, и образовательной системы…

Но ведь задача чиновника — распределять и перераспределять налоговые доходы. Тот, кто считает, что образовательная или иная система прокормит сама себя, одновременно повысив качество своей деятельности, да ещё накормит ненасытный бюджет, мягко говоря, витает в облаках — а заодно занимается самоотрицанием. Какой смысл в существовании государства, если оно последовательно исключает себя из всех сфер поочерёдно? Смысл, конечно, есть: кормиться из бюджета и радостно предаваться коррупции. Но мы такого смысла не потерпим.

Всякий, кто учился хотя бы в школе, хотя бы до восьмого класса (не говорю уж о высокообразованных и тем паче тех, кто заглядывал в толстые книги Герберта Спенсера), понимает, что система, в т. ч. и образовательная, первым делом будет приспосабливаться к существующим условиям. Мы будем иметь дело не с новой качественной платной системой образования, а с простым и понятным процессом переживания наиболее приспособленного. Если государство будет стремиться наполнить бюджет, как за счёт сокращения бесплатных мест в вузах, так и за счёт налоговых поступлений от постоянно повышаемой платы за обучение, то вузы будут стараться получить со студентов — которых и так в стране стало меньше из-за реформенной демографической ямы — побольше денег. Формула тут известная: платишь за себя и за того парня. Что касается собственно образования, то о нём речь, увы, не идёт. Речь всегда идёт только о деньгах. Посудите сами: выпускник нынче никому не нужен; нужен человек с опытом. От образования может цениться лишь формальный диплом, а вот знания приобретаются, как оказывается, не на студенческой скамье, а из опыта работы. Но как получить эту работу, коли нет опыта, а есть только диплом? Порочный круг, который можно разорвать разве что зарплатой в 7 тысяч или при помощи папкиных связей. Но папкины связи — совсем другая история.

Новый глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов, уже прозванный в прессе Фурсенко 2.0, говорит: «Как только мы уйдём от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Если хорошее образование будет стоить дорого, и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его».

Во-первых, кредит с процентами в России — это кабальная долговая яма, и к тому же мало какой работодатель захочет его «гасить». У нас конкуренция на рынке труда, и вместо кандидата с кредитным «отягощением» на вакантную должность будет подобран кандидат, долгами не обременённый. Новый министр, надо заметить, настроен чрезвычайно оптимистично… Во-вторых, по международным рейтингам российское образование давно скатилось к уровню «третьих стран», — так с чего бы плохое образование называть «хорошим»? Другое дело, что плохое образование станет стоить дорого. Типичный постмодернистский фокус: форма как бы начинает править содержанием. «Появятся механизмы»? Да откуда? С неба свалятся? В действительности принято платить за качество, а не верить свято в то, что цена услуги сделает качество «хорошим». Но чтобы добиться качества образования, надо думать о качестве, а не о сокращении и отмене бесплатного. Качество же до сих пор шло вниз (не шло, катилось), а вот цена образования шла (не шла, летела) вверх. И так, год за годом, эти два показателя, которым бы под ручку шагать, оторвались друг от дружки на астрономическое расстояние.

Дипломы нынешних плохоньких российских «академий» и «университетов» (именно в кавычках) на пресловутом Западе, откуда уже двадцать с лишним лет поверхностно калькируются все рецепты «спасения» страны, признаются лишь через утомительную и сложно-бюрократическую процедуру нострификации. Как ни крути, а Россия поглупела в сравнении с СССР. Поступающие в МГУ на факультет журналистики «стобалльники» не могут не то что сочинение написать, но даже диктант им не под силу. Слово «генерал» вчерашние школьники пишут через «и», а слово «врачи» — через «о».

Подорожание вузовских дипломов и отступление от государственного принципа бесплатности не выправит плачевного положения в образовании, а лишь уменьшит число дипломированных «специалистов», которые, если только их папеньки-маменьки не сидят в банках или многочисленных административных конторах, с трудом смогут устроиться даже продавцами — ибо в качестве продавцов хозяева фирм предпочитают видеть тех, кто окончил торговое училище и не впервые видит сканер штрих-кодов, кассовый аппарат и прочие загадочные штуковины.

Что касается «технарей», с которыми в СССР был полный порядок, то упомянутый выше господин Ливанов считает, что «инженеров надо не так уж и много». Думаю, он прав. Через 10 лет их не надо будет вовсе. В Кении вон нефть добывать будут британцы. А Россия чем хуже?

Олег Чувакин


* * *


Сайт «Военное обозрение» начинает публичное обсуждение печальной темы российского образования, которому в недалёком будущем угрожает не только «тотальный платный принцип» (выражение мудрого читателя), но и дальнейшая деградация, начавшаяся более двадцати лет назад при постепенном отказе от наработок советской школы.

Администрация и журналисты «ВО» просят читателей высказать своё мнение по поводу наболевшего в России образовательного вопроса.

С учётом каждого комментария и пожелания (все, все будут прочитаны) далее будет составлено обращение к президенту Российской Федерации, касающееся как платности, так и качества образования в нашей стране.

Ждём ваших ответов, дорогие читатели!


С уважением —
администрация и журналисты сайта «Военное обозрение»
335 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    31 мая 2012 23:19
    Милок, так мы с Вами в разных Советских Союзах жили? Вы МГАПИ (при Советской власти заочный машиностроительный) с МГИМО сравниваете? Парень с комсомольской путевкой поступал туда, т.е. с рекомендацией как минимум райкома. Папа ПРОСТОЙ подполковник - с Арбатского округа или отдалённого гарнизона? Скорее первое, т.к. "уделать комиссию вдрызг своим английским" после гарнизонной школы - фантастика. Блат и кастовость как раз и сожрали СССР.
  2. lotus04
    +5
    1 июня 2012 06:13
    Платное образование, это не знания за деньги, а диплом об окончании чего либо за деньги, но без знаний. России с её мизерными зарплатами, платное образование, это кранты государству. Но видимо это кому то надо.
  3. 0
    1 июня 2012 08:07
    lotus04, +1000!!!
  4. +4
    1 июня 2012 17:16
    Платное образование окончательно уничтожает систему "социальных лифтов" и закрепляет социальное неравенство.Это нужно новоявленной "элите",чтобы передать рычаги управления своим отпрыскам большинство,которых учится за рубежом.Всё что творится сейчас с образованием было и в20-е годы.Был даже аналог ЕГЭ,пока Сталин не разогнал "реформаторов и не вернул дореволюционную систему образования исключив закон Божий и латынь.
  5. -3
    1 июня 2012 17:54
    Как говорил товарищ Саахов: "Все в этой бумаге правильно сказано, да"! Это та область, которую у нас четко и капитально развалили наши заклятые друзья. Остаётся надежда, что Владимир Владимирович, наш дорогой, Путин, всё же и здесь отвоюет у буржуинов право нам самим определять свою систему образования!
  6. пионер
    +5
    2 июня 2012 16:28
    При Путине началось твориться в образование нечто словами неописуемое. Любой грамотный преподаватель ВУЗа чётко скажет, что все инновации которые навязывают русской школы заимствованы в основном в США - то есть всё самое худшее пытаются пересадить на нашу почву. При "плохом" Сталине на образование деньги находились, даже в послевоенное время на образовании не экономили. Иосиф Виссарионович понимал, что голодный педагог будет думать не о том как детей учить, а как семью прокормить. Нынешние правители деньги на 100-тысяче долларовые авто для "слуг народа" находят, а на зарплату преподавателям денег нет. С этого года МРОТ 6400 рублей - вопрос, уже июнь, а где деньги? Хотелось бы услышать что скажет гарант Конституции. Когда читаешь враньё - средняя зарплата доцента - 23000 рублей хочется спросить в каком конкретном ВУЗе столько платят, и почему тогда мне платят 12000? Наша задача заставить услышать правителей. Поэтому предлагаю каждому ежедневно на сайт правительства делать запрос - а где деньги? Когда будете сами выполнять законы? Если каждый мобилизует по максимуму своих друзей и знакомых, то есть возможность, что нас услышат. am :
  7. Пессимист
    +1
    2 июня 2012 23:44
    Из всей ситуации в образовании ясно одно - нельзя упразднять бюджетные места! И, однозначно, усилить контроль за платными "вузами"! Сам учусь на 5м курсе в КубГУ, абсолютно бесплатно и с огромным удовольствием! Причем, по моему мнению, уровень преподавания довольно приличный! Поступал в универ по тестированию, сложнее, на мой взгляд, чем обычный экзамен. При бесплатном образовании, доступность его определяется больше все же знаниями, чем кошельком.
  8. architipai
    0
    4 июня 2012 00:39
    По моему убеждению дело не в колличестве бесплатных или платных мест в университетах ---- дело в качестве образования и, что, может быть еще более важно - в возможности применить это все потом в жизни, то есть реальная востребованность ---- даже если образование бесплатно и хорошего качества, но не востребовано --- зачем тогда оно? поумничать с бутылкой пива и все?
  9. REPA1963
    -1
    4 июня 2012 21:51
    Как человек получивший образование в Советском вузе, могу сказать ,статья не в бровь а в глаз!