Что мешает остановить экспансию радикального ислама в регионах России? (На примере Северо-Кавказского федерального округа)

345
Северо-Кавказский Федеральный округ Российской Федерации. Общее население 9,55 миллиона человек. Округ с самой высокой плотностью населения по России. Этнический состав (первая пятёрка): русские - 30%, чеченцы – 14,5%, аварцы – 9,2%, даргинцы – 5,8%, кабардинцы – 5,3%.

Единственный регион Северо-Кавказского федерального округа, который не является так называемой национальной республикой, это Ставропольский край. Ставрополье - самый экономически развитый субъект СКФО, обладающий таким уровнем валового регионального продукта, который является достаточно скромным, исходя из средних показателей по всей России, но зато уровень ставропольского ВРП в два и более раза превосходит аналогичные показатели соседних республик округа. И согласно классическим закономерностям экономической науки, чем лучше развита экономика той или иной территории, тем больше вероятность появления на этой территории людей, готовых использовать относительное экономическое благополучие в своих целях.

Если обращать внимание на Ставропольский край, то именно этот субъект федерации показывает все последние годы устойчивый прирост населения. С одной стороны такая информация может показаться явно позитивной, но вот если взглянуть на этническую подоплёку роста ставропольского населения, то можно увидеть, что особого повода для радости от демографических показателей нет. Дело в том, что регион уже больше 15 лет не даёт прироста русского населения, хотя русским (по крайней мере, в советское время) негласно и считался. Основной же прирост населения дают представители так называемых кавказских народов (те же аварцы, даргинцы, чеченцы). И прирост этот виден, что называется, невооружённым глазом: если в русских семьях на свет появляются чаще всего 1-2 ребёнка, то кавказские семьи обычно настроены на то, чтобы произвести на свет, минимум, троих детей. При этом если русские семьи, оправдываясь за малое количество детей, склонны говорить, что, мол, проблемы с жильём, низкими заработными платами, отсутствием перспектив трудоустройства, то для кавказских семей вся эта бытовая подоплёка крайне редко сопрягается с деторождением. Традиционность большой семьи для Кавказа никуда не ушла.

Очевидно, что такое положение вещей приводит к демографическому крену. То же Ставрополье достаточно активно насыщается представителями кавказских народностей, теряя русское население. Причём потери происходит не только как факт низкой рождаемости в русских семьях на фоне высокой рождаемости в семьях кавказских, но и от проявляющей себя всё последнее время эмиграции: многие представители русского этноса с Кавказа либо уже уехали, либо собираются уехать. В информационной программе «Вести недели» прозвучала цифра в 7% - именно столько русских выехало за пределы Ставрополья за последние 14-15 лет. Официальная же статистика по поводу явного снижения числа русского населения края отсутствует. Кроме того, предпринимаются попытки со стороны местных властей умалчивать о проблеме, заявляя, что все эти разговоры об «исходе русских» есть журналистская ложь, не подкреплённая официальными данными. Но если ложь, то хотелось бы эти официальные данные уже увидеть…

Что мешает остановить экспансию радикального ислама в регионах России? (На примере Северо-Кавказского федерального округа)


Однако главная проблема того же Ставропольского края заключается даже не столько в том, что процент кавказских жителей региона становится больше, а русских меньше, а в том, что Ставрополье медленно, но, к сожалению, верно превращается в один из оплотов радикализма. Именно за последние годы деятельность радикальных исламистов стала проявлять себя с определённой регулярностью. Всё чаще сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с работой небольших групп, которые занимаются распространением экстремистской литературы в крае. Причём самый популярный вариант распространения пособий явно радикального толка заключается в использовании мечетей, которые вырастают на Ставрополье быстрее, чем грибы после дождя. Безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы верующие люди могли посещать мечети, развивать мусульманские традиции. Но проблема здесь заключается в другом: этими людьми желают воспользоваться совсем иные силы, которые, прикрываясь истинной верой, пытаются протолкнуть экстремистские идеи, переманив на свою сторону новых и новых «адептов». Если учесть, что сегодня в Ставропольском крае каждый уже каждый пятый мусульманин, то поле для работы эмиссаров имеется.

В связи с выявленным использованием мусульманских центров (мечетей) для распространения экстремистской идеологии, местные суды наложили сразу несколько запретов на возведение новых мечетей в различных населённых пунктах края. Это привело к негативной реакции со стороны местных мусульман. Негативизм по этому поводу подпитывается ещё и теми, кто пытается культивировать радикальные взгляды среди местного населения исламского вероисповедания.
Не меньшие проблемы в регионе связаны с нашумевшей историей о ношении мусульманских платков девочками из школы в посёлке Кара-Тюбе на востоке Ставропольского края. Именно скандалом, связанным с тем, что родители девочек перестали пускать их в школу после того как педагогическое сообщество запретило появляться девочкам в учебном заведении в хиджабах, селения Кара-Тюбе, главным образом, и известно. После этой истории директору школу даже пришлось уволиться из школы и уехать из селения, так как она стала получать явные угрозы в свой адрес.

Сами родители девочек (в основном отцы, у одного из которых, кстати, в своё время правоохранители обнаруживали ту самую экстремистскую литературу) пытаются убедить всех, что девочки как правоверные мусульманки сами желают ходить в школу именно в хиджабах, но в этом «самопожелании» больше видится попытка определённой провокации. Хотя с другой стороны у этих же родителей есть достаточно весомый козырь в споре о том, какой внешний вид должен иметь современный школьник (современная школьница). Козырь этот заключается вот в чём: мол, если учителей в том же Ставропольском крае смущают хиджабы, то почему их не смущает пирсинг в пупках или мини-юбки других школьниц… Действительно, аргумент весомый…



Будем надеяться, что все вопросы о внешнем виде учащихся в каком бы то ни было российском регионе найдут свои ответы после того как в стране будет введена единая школьная форма. Ведь даже во многих из тех стран, которые именуют себя странами «победившей демократии» в образовательных учреждениях форма единого образца, что сглаживает, скажем так, сословную и экономическую дифференциацию. Да у нас ведь есть и свой замечательный опыт (опыт советского времени), когда школьная форма не делила людей на бедных и богатых, верующих и неверующих.


В общеобразовательной школе Карачаевска, 1986 год



Хотя нельзя исключать, что на введении школьной формы единого образца провокации с теми же хиджабами не закончатся. Ведь вполне очевидно, что человек, который заставляет своего ребёнка демонстративно обнажать религиозный статус, будет и дальше пытаться заниматься этим, а в случае определённых санкций заявлять, что ребёнка лишают права получать образование. Но если ситуация придёт к новой конфронтации, то будет чётко ясно: действительно ратуют ли родители этих школьниц за нравственность или же пытаются расшатывать ситуацию в регионе, который превращается в настоящий многонациональный и многоконфессиональный.

Возвращаясь к радикальной исламизации российского Кавказа, есть ли возможность остановить этот процесс на законодательном уровне? С одной стороны, можно ввести целый ряд ограничительных мер, направленных на запрет строительства новых мечетей, появления в религиозном облачении в общественных местах, на уличные молитвы и на прочие вещи. Но ведь, как известно, запретительные шаги далеко не всегда приводят к позитивным результатам. Они, наоборот, могут вызвать целый шквал в итак весьма накалённом регионе. Получается, что главное противодействие радикальной исламизации – это выравнивание демографической ситуации естественным путём – сохранение баланса нравственных, религиозных и культурных интересов. А ещё – возрождение своего самосознания, которое нас заставили изрядно подрастерять за последние лет 20-25. Если бы русское население региона само озаботилось собственными, как минимум, демографическими проблемами, то не было бы необходимости бросать свои дома или продавать их за бесценок приезжим из северокавказских республик. И характерно это далеко не только для Ставрополья. Но что же – выходит, что нужно нас заставлять ещё и детей на свет производить – и опять, что ли, на законодательном уровне… Нет уж, тут всякое законодательство окажется бессильным, пока не появится сама потребность в большой семье – детях, которые продолжат жить и трудиться на той территории, на которой жили и трудились их родители.

А ведь есть и ещё один аспект проблемы: любая кавказская община априори гораздо более сплочена, нежели современная русская группа людей (плюс для кавказских общин, и минус нам с вами сегодняшних). Это проявляется даже в рамках армейской службы, когда порой два-три призывника - представителя северокавказских народов - могут диктовать роте, где 95% русских, татар, чувашей и др. свои условия. И ведь, что характерно, в большинстве случаев этот диктат срабатывает. Как это ни печально, но признавать нужно… Именно поэтому, кстати, призыв из национальных республик СКФО в российскую армию был сведён до минимума, а в некоторых случаях вообще отменён. Это ли не ответ на то, почему русские люди на Ставрополье часто безропотно уступают своё добро приезжим…

Конечно, после таких слов найдутся читатели, которые напишут: мол, а что вообще эти слова делают на патриотическом сайте, что за нападки на русских?.. Да не нападки это – это наша с вами проблема, а пытаться её игнорировать – значит, пасовать перед ней. Хотелось бы думать, что мы рано или поздно вспомним о том, какой именно народ сплотил все остальные народы под флагом единого большого государства, в котором нам с вами выпала честь жить и заниматься трудом. А ведь была такая строчка в советском гимне... А если вспомним, то глядишь – и перестанем причитать, что какой-то, простите, бородатый дядя пришёл и заставил нас уступить ему своё жильё, свою землю, своё достоинство…
345 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.